Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОСВЯЗЬ СОДЕРЖИМОГО ОБРАЗА ПСИХОЛОГА В ОБЫДЕННОМ СОЗНАНИИ С ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ИНДИВИДА

Работа №186311

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы81
Год сдачи2019
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБРАЗА В ОБЫДЕННОМ СОЗНАНИИ 6
1.1. ПОНЯТИЕ СОЗНАНИЯ 6
1.2. ПОНЯТИЕ ОБЫДЕННОГО СОЗНАНИЯ 8
1.3. ПОНЯТИЕ ОБРАЗА 10
1.3. ВЫВОДЫ ИЗ ПЕРВОЙ ГЛАВЫ 13
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ ОБРАЗА ПСИХОЛОГА 14
2.1. ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗА ПСИХОЛОГА В ОБЩЕСТВЕ 14
2.2. ВИЗУАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ОБРАЗА ПСИХОЛОГА 18
2.3. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ПСИХОЛОГОВ В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 21
2.4. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ПСИХОЛОГОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ КИНО 25
2.5. ВЫВОДЫ ИЗ ВТОРОЙ ГЛАВЫ 31
3. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДОВ И АНАЛИЗА ИССЛЕДОВАНИЯ 33
3.1. ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА И ХОДА ИССЛЕДОВАНИЯ 33
3.2 ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА 39
3.3 РЕЗУЛЬТАТ АНАЛИЗА СОПРЯЖЕННОСТИ ДАННЫХ 43
3.4 РЕЗУЛЬТАТЫ КОРРЕЛЯЦИОННОГО АНАЛИЗА 46
3.5. ВЫВОДЫ ИЗ ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЫ 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
Приложение А 65
Приложение Б 75
Приложение В 76
Приложение Г 77
Приложение Д 78
Приложение Е 79
Приложение Ж 80
Приложение З 81
Приложение И 83


На сегодняшний день профессиональная деятельность психолога- консультанта репрезентирована в обществе в самых разнообразных формах. Этому, с одной стороны, способствует популяризация профессии и широкая самопрезентация частных практикующих психологов, с другой — участившиеся случаи появления психологов в СМИ и кино. В совокупности это формирует содержательный образ психолога в общественном сознании даже у тех лиц, которые никогда не сталкивались с их работой напрямую.
Каждый специалист существует в ореоле образа своей профессии, однако наиболее сильное влияние он оказывает на специалистов помогающих профессий. Будучи своего рода фильтром, этот образ будет видоизменять портрет реального специалиста в глазах как потенциальных, так и существующих клиентов, и прямо влиять как на вероятность обращения к нему, так и на ожидания, которые к обращению предъявляются.
В качестве темы нашей работы мы выбрали поиск взаимосвязи содержимого образа психолога в обыденном сознании людей, не имеющих прямого отношения к профессиональному кругу психологов, с личностными особенностями индивида.
Тема исследования образа психолога не является новой, однако близкие по теме исследования обычно выбирают своим предметом или исследование представления психолога у узкой группы (студенты- психологи), или в конкретном пространстве (СМИ, кино). В центре нашего исследования стоит анализ содержимого образа психолога непосредственно в обыденном сознании. Однако попытка определить и описать усредненный образ профессионала вряд ли может считаться полезной, так как исключает возможность выявить очевидно существующие противоречия в образе психолога. Чтобы эти противоречия были наиболее наглядными, мы сконцентрируемся на поиске различий в содержимом образов у групп, где подобные различия наиболее значимы.
Цель нашего исследования — поиск закономерностей между содержимым образа психолога и такими индивидуальными особенностями, как пол, возраст, уровень знакомства с психологической помощью, готовность обратиться за помощью и доступность внутреннего опыта.
Объект нашего исследования - образ психолога у мужчин и женщин в возрасте от 18 до 55 лет, профиль обучения или профессиональной деятельности которых не лежит в сфере психологии.
Предмет нашего исследования - взаимосвязь содержимого образа психолога в обыденном сознании с личностными особенностями индивида.
Гипотеза исследования — существует взаимосвязь между содержимым образа психолога и такими характеристиками, как пол, возраст, опыт наблюдения работы психолога, готовность обратиться за помощью к психологу и уровень доступности внутреннего опыта.
Чтобы достигнуть поставленной цели, мы поставили следующие задачи перед нашим исследованием:
1. Рассмотреть теоретические основания понятия образа психолога в обыденном сознании, выявить ключевые структурные особенности этого образа;
2. Исследовать содержимое образа психолога и проанализировать ключевые различия в его содержимом у представителей выделенных нами групп;
3. Выявить закономерности между содержимым образа психолога и личностными особенностями индивида статистическими методами.
Методы исследования, используемые в нашей работе:
1. Теоретические методы: анализ научной литературы по исследуемой проблеме, обобщение материалов по теме исследования.
2. Эмпирические методы: модифицированная методика «20 выражений», опросник «Шкала психологической разумности».
3. Контент-анализ неструктурированных данных: выявление и
классификация категорий с помощью категориальной карты образа психолога.
4. Методы статистического анализа данных: критерий Колмогорова- Смирнова для исследования нормальности распределения, Хи-квадрат Пирсона для анализа сопряженности данных, коэффициент корреляции Спирмена для анализа взаимосвязи.
Методологическими основаниями нашей работы выступили исследования сознания и образа Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, Б. Ф. Ломова и Ситникова В.Л.; исследования образа психолога Елисеевой О.О., Ксенды О. Г., Сизовой И.Г., Макаровой Е. Ю., Чернышовой Е.Л. и Домбровского А.Е.; исследование Шаманаевой М.А. и Белобрыкиной О.А., посвященное репрезентации психологов в Российских СМИ; исследования Дремовой К.Е. и Белобрыкиной О.А, посвященные образам психологов в отечественном кино.
Практическая значимость нашего исследования заключается в возможности использования полученных результатов в качестве основы для формирования стратегии продвижения и популяризации психологических услуг в целом и конкретных специалистов в частности. Кроме того, понимание внутреннего содержимого образов внутри разных групп позволит практикующим консультантам лучше понимать ожидания, которые потенциальные клиенты обращают к специалисту, и принимать своевременные решения по работе с ними. Также выявленные закономерности между принадлежностью к определенной группе и степенью выраженности категорий образа психолога должны послужить основой для более глубоких исследований на заданную тему, в частности — о ключевых причинах и источниках формирования образа.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Несмотря на то, что тема образа психолога и оснований для его формирования привлекает достаточно внимания научного сообщества, в целом тема всё еще недостаточно разработана. Это, с одной стороны, объясняется сложностью определения базовых механизмов формирования образа в целом, а с другой — индивидуальностью, многомерностью и динамичностью образа в сознании каждого его носителя. В рамках нашей работы мы сформировали представление об основных категориях содержимого образа психолога, основываясь на исследованиях О. Г. Ксенды, Е.Л. Чернышевой, И.Г. Сизовой, М.А. Шаманаевой и О.А. Белобрыкиной, На основе полученных результатов контент-анализа выделили несколько дополнительных категорий, и в результате мы получили категориальную карту, позволяющую нам оценивать структурное содержание образа психолога для дальнейших исследований.
Основываясь на предыдущих исследованиях, мы выявили личностные особенности индивидов, наиболее сильно определяющие различия в содержимом образа психолога. Этими особенностями стали пол, возраст, уровень доступности внутреннего опыта, опыт взаимодействия с психологами-практиками и степень личной готовности обратиться за помощью к специалисту.
С помощью контент-анализа и статистических методов нам удалось зафиксировать связи между такими личностными особенностями, как пол, уровень доступности внутреннего психического опыта, опыт
взаимодействия с психологами-практиками и готовность к обращению за помощью и содержимым образа психолога.
Однако важно заметить, что наше исследование не ставило перед собой целью определить, что является причиной, а что — следствием. На данный момент мы можем только предположить, что такие личностные особенности, как пол, опыт взаимодействия с психологами-практиками и доступность личностного опыта являются причиной различий в содержимом образа психолога, а готовность к обращению является следствием определенного содержимого образа.
Для того, чтобы дать ответы о причинно-следственных связях, а также о ключевых факторах, влияющих на появление в образе психолога тех или иных категорий, требуются дополнительные исследования, в частности, раскрывающие источники формирования образа. Это станет предметом изучения в наших будущих исследованиях.



1. Иойлева Галина Валентиновна Образ в структуре сознания // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. №1. — C. 44 - 49
2. Джеймс У. Психология // У. Джеймс. - М.: Педагогика, 1991. — С. 52—53
3. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1973. — C. 394.
4. Б.Ф. Ломов Методологические и теоретические проблемы психологии // - Москва: Огни, 2015. — С. 376.
5. Философская энциклопедия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc philosophy/857 (дата обращения 23.08.2013).
6. Мир психологии. Психологический словарь. [Электронный ресурс]. - URL: http: //www.psycholo gy.net.ru/dictionaries/psy .html?word=586 (дата обращения 23.08.2019).
7. Выготский Л.С. Психика, сознание, бессознательное // Психология сознания / [Сост. и общая ред. Л.В. Куликова]. - СПб.: Питер, 2001.
С. 225-241
8. Ситников В. Л. Образ ребенка (в сознании детей и взрослых). СПб: Химиздат, 2001. — С. 288.
9. Ксенда, О. Г. Образ психолога в представлении студентов- психологов // Психологический журнал. - 2010. - № 4. — С.55-59
10. Сизова, И.Г. Личность и профессиональная деятельность психолога: социальные представления у различных профессиональных групп: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.03 / И.Г. Сизова. — Тверь, 1999. — С. 214
11. Макарова Е.Ю. Исследование социальных представлений о психологическом консультировании у студентов-психологов и психологов-практиков. // Психотерапия, №9, Спецвыпуск, Материалы I съезда психотерапевтов и психологов-консультантов Российской Федерации - М., 2008. — С. 94
12. Чернышова Е. Л. Социально-психологические особенности представлений руководителей и сотрудников различных учреждений о специалисте-психологе: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Самара, 2005. — С. 64
13. Карлин Е. А. Образ психотерапевта глазами латвийцев // Журнал Практической Психологии и Психоанализа. № 1, 2016. - URL: https: //psyj ournal .ru/psyj ournal/articles/detail .php?ID=3903 (дата обращения: 01.10.2019).
14. Елисеева Ольга Олеговна Образ психолога в современной России // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. 2011. №21. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-psihologa-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 03.10.2019).
15. Лакеева М.Ю., Белобрыкина О.А. Искусство СМИ как фактор формирования реального и виртуального образов психолога в общественном сознании // Проблемы и перспективы общетеоретической, прикладной и специальной психологии: Материалы Межвузовской (с международным участием) научная конференция молодых ученых, аспирантов и студентов. Новосибирск: Альфа-Виста, 2010. — С. 117-122...41



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ