АННОТАЦИЯ 1
Оглавление 3
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Изучение первобытного искусства с образом лося на территории Западной Сибири 8
1. 1 История изучения наскального искусства 8
1. 2 Историография изучения образа лося мобильном искусстве 23
2 Особенности воплощения образа лося в мобильном и монументальном искусстве Западной
Сибири 30
2.1 Каталог предметов мобильного искусства 30
2.2 Особенности изображения лося на предметах мобильного искусства 41
2.3 Особенности изображения лося в монументальном искусстве Западной Сибири 50
3 Семантический анализ образа лося 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69
литература по наскальному искусству 69
литература по мобильному искусству 71
литература интерпретационного характера 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 78
Приложение А 78
Приложение Б 79
Приложение В 80
Приложение Г 84
Приложение Д 85
Приложение Е 90
Актуальность темы. В настоящее время изучение области первобытного искусства относится к системно разрабатываемым проблемам в археологии. Первобытное искусство с момента возникновения развивалось по двум направлениям. Первое из них включает монументальные формы, которые представлены рисунками в пещерах, гротах и на скальных поверхностях, а второе представлено изделиями мобильного искусства, найденных на стоянках, поселениях, культовых местах, в пещерных святилищах, погребениях.
Для территории Западной Сибири, а также лесной зоны Северной Евразии в целом, наступление голоценового периода связывается с выходом на передний план наиболее приспособившегося млекопитающего - лося, что в конечном счёте повлияло не только на адаптацию первобытных охотников к промыслу этого животного, но и на формирование его художественно-мифологического образа. Поэтому осматривая памятники наскального искусства и предметы изобразительного творчества Западной Сибири периода неолита - раннего металла можно увидеть, что одним из доминирующих и выразительных образов первобытного искусства изучаемой территории был именно образ лося.
Проблема исследования заключается в отсутствии целостного понимания культурно - исторической специфики развития образа лося в монументальном и мобильном искусстве Западной Сибири. В качестве вопроса эту проблему можно задать так - есть ли связь между создателями монументального и мобильного искусства? Если есть то, какая - прямая или косвенная? Было ли распространено среди создателей монументального искусства изготовление предметов мобильного искусства или же наоборот? Почему древние мастера изображали лося в определенных канонах и с чем связано их использование? Обращаясь к изучению объектов первобытного искусства, необходимо исходить из позиции рассмотрения художественного начала, которое заключается в принятии осознанного выбора древнего мастера воплотить образ именно так, а не иначе, не оценивая при этом степень условности или обобщенности формы. В связи с чем возникает необходимость проведение комплексного исследования, которое заключается в систематизации фонда источников, уточнения хронологии и выявления иконографического и стилистического многообразия объектов первобытного искусства с образом лося для решения более глобальных проблем, связанных с реконструкцией мировоззренческих представлений древнего населения, обитающего на территории Западной Сибири в эпоху неолита и раннего металла.
Степень изученности темы отличается высокой освещенностью ее в отечественной археологии. В первую очередь, нужно отметить, что изучением занимаются археологи, которые публикуют свои исследования. Во-вторых, публикации исследователей относятся к описательному и интерпретационному характеру. Разделение на мобильное и монументальное искусство обусловило и подход к изучению одними исследователями мобильного искусства, а другими - монументального. Однако среди исследователей можно выделить и тех, кто занимался комплексным исследованием.
Изучением образа лося, воплощенного в предметах мобильного искусства, занимались следующие исследователи: Д. Н. Эдинг, В. И. Мошинская, С. В. Студзицкая, В. И. Матюшенко, А. И. Петров. Сегодня анализом и интерпретации занимаются следующие исследователи: В. В. Бобров, Ю. В. Сериков, Н. М. Чаиркина, Е. А. Васильев, С. Ф. Кокшаров, В. И. Молодин, С. Н. Погорелов, И. В. Толпеко. К анализу наскального искусства можно отнести работы А. П. Окладникова и А. И. Мартынова, В. Н. Чернецова, В. Н. Широкова, Е. А. Миклашевич, И. А. Пономаревой, И. Д. Русаковой, И. В. Ковтуна.
На сегодняшний день источниковая база как наскальных изображений, так и изделий мобильного искусства значительно пополнилась, однако систематизация изделий мобильного искусства, воплощающих образ лося, на территории Западной Сибири периода неолита - раннего метала, не была проведена. Также комплексно не рассматривается в науке наскальное искусство Урала и Нижнего Притомья.
Новизна исследования заключается в проведении комплексного анализа, который заключался в формировании каталога предметов мобильного искусства, разработки их классификации на основании функционально-содержательного признака, выделения иконографичеких и стилистических особенностей наскальных рисунков с изображение лося с Урала и Нижнего Притомья. Работа в целом носит обобщающий характер.
Объектом исследования в рамках данной работы стали наскальные рисунки и изделия мобильного искусства Западной Сибири, которые воплощают образ лося и относятся к периоду неолита - раннего металла.
Предметом исследования являются иконографические, стилистические и семантические аспекты образа лося в мобильном и монументальном искусстве Западной Сибири периода неолита - раннего металла.
Целью данного исследования является проведение комплексного анализа образа лося, воплощенного в первобытном искусстве Западной Сибири периода неолита - раннего металла
Для выполнения обозначенной цели необходимо выполнить следующие задачи:
6) Рассмотреть историографию изучения образа лося;
7) Составить каталог с предметами мобильного искусства;
8) Разработать классификацию предметов мобильного искусства;
9) Выделить иконографические и стилистические особенности изображения лося в наскальном искусстве;
10) Определить семантику образа лося.
Практическое применение работы. Целесообразно использовать каталог в качестве полной информации об образе лося на изделиях мобильного искусства в Западной Сибири эпохи неолита - раннего металла. Использование предложенной классификации может быть применимо при атрибуции новых изделий. Опора на выделенные иконографические и стилистические особенности наскальных изображений лося может быть использована при уточнении и отнесении известных и будучи обнаруженных изображений лося на памятниках наскального искусства Западной Сибири к стилю и хронологическому периоду.
Территориальные рамки исследования охватывают территорию Западной Сибири, в том числе область Зауралья и Приполярного Урала, которые относятся к восточному склону Урала и являются периферийной зоной.
Хронологические рамки: охватывают период неолита - раннего металла. Ранний металл включает энеолит и весь бронзовый век. Нижняя хронологическая граница охватывает VI тыс. до н. э., верхняя хронологическая граница охватывает рубеж II - I тыс. до н.э.
Методология исследования. Методологическая основа данной работы включает базовые принципы современной исторической и археологической науки: историзма, объективности и системности. Позволяют рассматривать события в их развитии и взаимосвязи.
В процессе работы были использованы следующие методы:
1. Историко-генетический метод. Используется при рассмотрении историографии изучения образа лося в мобильном и наскальном искусстве, а также косвенно при выделении иконографических и стилистических особенностей изображения лося в наскальном искусстве.
2. Сравнительно-исторический метод. Был применен по отношению к историографической части, где были проанализированы и сопоставлены подходы к изучению мобильного и монументального искусства.
3. Типологический метод. Использовался в данном исследовании для систематизации изучаемого материала, которая заключалась в группировке предметов мобильного искусства по материалу, форме, стилю, функциональному содержанию.
4. Формально-стилистический метод. Применен в данном исследовании при выделении стиля на основании анализа приемов художественного выражения образа (каким образом изображен?) и сочетания устойчивых стилистических элементов.
5. Метод иконографического анализа. Применения метода связано сочетанием с формально-стилистическим методом при анализе изделий мобильного искусства и наскальных изображений. С помощью иконографического анализа выделялись приемы передачи изображения.
Метод семантического анализа. Применение метода заключатся в
интерпретации смыслового содержания образа лося, а также при определении функционального назначения изделий и наскальных рисунков. Связан с методом этнографических параллелей.
7. Метод картографирования позволил территориально представить
распространение образа лося в предметах мобильного искусства и в наскальных изображениях.
Источниковая база представлена графическим материалом, опубликованным в научной литературе (за исключением двух случаев: фото автора - подвеска из фонда МАЭС ТГУ, рисунок глиняного налепа, выполненный Е. А. Васильевым). В работе были учтены материалы 3 могильников, 4 торфяников, 1 пещерного святилища, 6 поселений, что составило 33 экз. изделий мобильного искусства. Количество наскальных рисунков составило для территории Нижнего Притомья - 256 ед., для восточного склона Урала - 73 ед.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и приложений. Первая глава характеризуется историографическим аспектом изучения образ лося и делится на разделы его изучения в монументальном искусстве Нижнего Притомья, Урала и в мобильном искусстве Западной Сибири. Вторая глава посвящена анализу и классификации предметов мобильного искусства на основе составленного каталога и анализу наскальных рисунков с целью выделения стилистических особенностей его изображения. Третья глава посвящена семантическому анализу образа лося
В ходе проведенного комплексного анализа объектов первобытного искусства, воплощающих образ лося на территории Западной Сибири периода неолита - раннего металла, нужно подчеркнуть то, что выделение художественно-мифологического символа вполне допустимо. Это объясняется в данном исследовании на основании решения поставленных задач. Таким образом, с помощью комплексного анализа исследование отразило систематизацию данных об образе лося в первобытном искусстве Западной Сибири.
Проанализированная историография изучения образа лося в монументальном и мобильном искусстве отличается наличием многообразия подходов и неравномерной степенью изученности материала. Исследователи стремятся к установлению четкой хронологии предметов мобильного искусства и наскальных изображений и анализу их археологического контекста.
На основе собранных данных было проведено обобщение комплекса источников на территории Западной Сибири, в результате, которого был сформирован каталог изделий мобильного и определены основные стилистические вариации изображения лося в наскальном искусстве. Также составление каталога и проведенный анализ предметов мобильного искусства позволило провести классификацию, которая отразила многообразие формы, материала и функционального назначения изделий с образом лося. Выделение реалистичного и схематичного стиля позволяет предположить наличие закономерностей в выборе того или иного материала для изделий мобильного искусства. Обработка камня небольшого размера показывает едва уловимый образа лося, однако он так или иначе представлен на изделии. Обработка кости отличается детализированностью выразительных качеств, объяснение которым видится в наличии связи между животным и материалом, выбранным древнем мастером. Глиняная пластика, деревянная посуда демонстрируют значимость в их использовании в бытовой или ритуальной области в качестве емкостей или их деталей.
На основе привлечения данных картографии можно проследить такую закономерность. Во-первых, ярко выраженное выделение двух районов концентрации как изделий мобильного искусства, так и наскальных рисунков - на юго-востоке Западной Сибири и в Зауралье. Во- вторых, состав этих районов отличается хронологической корреляцией мобильного и монументального искусства. Например, для Зауралья характерно присутствие периода неолита - ранней бронзы, что выразилось в анализе археологического контекста. Для района юго-востока Западной Сибири характерно присутствие неолита, энеолита и поздней бронзы. Однако есть два 2 памятника, которые отличаются территориально отдаленностью от основных районов концентрации объектов первобытного искусства. это неолитическое
поселение Чес-Тый-Яг и позднебронзовое поселение Барсова гора I/53, однако изделия отличаются сильной стилизацией. Также можно привести в качестве определенного результата анализа - это отсутствие материала на большей части Западной Сибири, что объясняется слабой археологической изученностью. Однако вопрос о наличие прямой и косвенной связи между создателями образа лося на предметах мобильного и рисунках монументального искусства остается открытым и требует дальнейших исследований локального, регионального и более глобального характера.
Также в качестве определенного результата можно привести классификацию предметов мобильного искусства с критериев формы, материала и функционального содержания. Выделение следующих категорий: жезлы-посхи, посуда культового характера, предметы культового характера, подвески. А проведенный анализ их смысловой значимости характеризует то, что в принципе все предметы относятся к мифо-ритуальной области, а как уж было замечено, для населения неолита и раннего металла характерна синкретичность сознания, связанная с тесным переплетением бытовой, религиозной, мифологической составляющими восприятия первобытным человеком окружающего мира.
Стилистическое разнообразие изображений лося в наскальном искусстве Нижнего Притомья и Урала и относительное стилистическое единство в изображении лося на предметах мобильного искусства Западной Сибири. Проанализированные источники демонстрируют то, что передача образа животного представлена определенным каноном, который выразился в стремлении воспроизвести на разном материале и разной манерой характерные видовые признаки лося. Разница главным образом проявляется в арсенале выразительных средств, которые связанны с особенностью материала. Например, наличие «скелетной» манеры и рогов при изображении лося характерно для монументального искусства Западной Сибири, в то время как изделия мобильного искусства в большинстве случаев не отличаются орнаментальными композициями.
Анализ семантики лося в сюжетах наскального искусства и этнографии сибирских народов иллюстрирует многозначность образа, которая проявилась связи животного с космологическими, календарными и ритуальными аспектами мировоззренческих представлений древнего населения Западной Сибири. Их выявление и расшифровка представляется содержательным наполнение «молчащих» археологических источников.
Таким образом, исследование проложило путь к будущим исследованиям, которые должны выражаться в междисциплинарном подходе к изучению образа лося в первобытном искусстве.
1. Гиря Е. Ю. Некоторые результаты разработки методики изучения техники выполнения петроглифов пикетажем / Е. Ю. Гиря, Е. Г. Девлет // Уральский исторический вестник. - Екб.: Изд. института истории и археологии УрО РАН, 2010. - №1 (26). - С. 107-118.
2. Есин Ю. Н. Древнее искусство Сибири: самусьская культура - Т.: Томский государственный университет, 2009. - 526 с.
3. Зоткина Л. В. Экспериментальное изучение технологий в наскальном искусстве Минусинской котловины: виды пикетажа и инструментария / Л. В. Зоткина, А. С. Техтереков, В.М Харевич., Х. Плиссон // Археология, этнография и антропология Евразии. - 2014. - № 1 (57). - С. 55 - 65.
4. Ковтун И. В. Изобразительные традиции эпохи бронзы Центральной и Северо - Западной Азии. - Н.: Изд-во ИАЭт СО РАН, 2001. - 184 с.
5. Ковтун И. В. Инвариантный анализ изобразительных стилей // Археология, этнография и антропология Евразии. - 2005. - № 1 (21) - С. 139 - 149.
6. Ковтун И. В. Лодка и пятнадцать «пассажиров» / И. В. Ковтун, А. Г. Марочкин // Теория и практика археологических исследований. - Б.: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2013. - Вып. 2 (8). - С. 17 - 24.
7. Ковтун И. В. Петроглифы Висящего Камня и хронология томских писаниц - К.: Кузбассвузиздат, 1993. - 140 с.
8. Ковтун И. В. Крашеные изображения Тутальской писаницы на реке Томь / И. В. Ковтун, И. Д. Русакова // Изобразительные и технологические традиции ранних форм искусства (2). - М., К.: Кузбассвузиздат, 2019. - С. 159 - 173.
9. Ковтун И. В. Тутальская писаница / И. В. Ковтун, И. Д. Русакова // Теория и практика археологических исследований. - Б.: Изд-во АлтГУ, 2013. - Т.7 - №1. - С. 5 - 32.
10. Ковтун И. В. Хронология главной плоскости Тутальской писаницы // Учёные записки музея-заповедника «Томская Писаница». - 2020. - Вып. 11. - С. 13 - 44.
11. Колпаков Е. М. Лодки в петроглифах Канозера и Северной Евразии / Е. М. Колпаков, В. Я. Шумкин // Археология, этнография и антропология Евразии. - 2012. - №1(49). - С. 76 - 81.
12. Мартынов, А. И. Лодки в страну предков. - К.: Кемеровское кн. изд-во, 1966. - 36 с.
13. Конончук К. В. История открытия и исследования наскальных изображений Нижнего Притомья: дис. ... канд. ист. наук / К. В. Конончук. - Кемерово, 2016. - 224 с.
14. Леонтьев Н. В. Антропоморфные изображения окуневской культуры (проблемы хронологии). // Сибирь, Центральная и Восточная Азия в древности. Неолит и эпоха металла. - Н.: Наука, 1978. - С. 88 - 118.
15. Маркдорф Н. М. Лось в наскальном искусстве лесной зоны Северной Азии: дис. ... канд. ист. наук / Н. М. Маркдорф. - Кемерово, 1999. - 308 с....96