ВВЕДЕНИЕ
1 Технические барьеры в системе методов государственного регулирования внешней торговли 7
1.1 Методы государственного регулирования внешней торговли 7
1.2 Технические барьеры в системе нетарифного регулирования 25
2. Законодательство, регулирующее применение технических барьеров 31
2.1 Международное законодательство в сфере технического регулирования 31
2.2 Национальные источники правового регулирования в области
технических барьеров 34
3 Директивы Европейского Союза как инструмент создания технических барьеров во внешней торговле 44
3.1 Директивы ЕС: понятие, сущность директив ЕС как источника
технических барьеров во внешней торговле 44
3.2 Проблемы технических барьеров при импорте товаров в ЕС. Пути
решения проблем и способы преодоления технических барьеров 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
Мировые процессы экономической глобализации и развитие международной торговли в настоящее время значительно способствуют процессам интернационализации качества, как основного элемента конкурентоспособности фирм и их продукции.
Технические регламенты и стандарты на продукцию могут сильно различаться в разных странах. Большое количество различных регламентов и стандартов порой затрудняют жизнь для производителей и экспортеров, так как, если регламенты установлены без достаточных оснований, они могут использоваться в качестве оправдания протекционизма со стороны государства.
Требования для продукции, которые содержатся в технических регламентах и стандартах, являются инструментами технической политики. Эти требования призваны содействовать международной торговле. Их применяют из соображений безопасности массового промышленного производства, а так же в области здравоохранения, защиты окружающей среды и других аналогичных областях.
Однако во многих случаях эти требования и нормы формулируются и применяются таким образом, что они наполняются протекционистским содержанием и превращаются в нетарифный барьер.
На текущий момент, когда уровень таможенных пошлин стал невысок - они перестают быть существенным барьером в международной торговле, и, как следствие этого, многие страны находятся в поисках других инструментов воздействия на импорт.
производства, то есть их цель - уменьшить конкуренцию со стороны иностранного производителя.
Формально основная функция технических барьеров сводится к защите потребителей от низкого качества товаров, которые могут угрожать жизни и здоровью людей, животных и растительности, а также окружающей среде в целом.
На практике же можно увидеть массовое использование технических барьеров в роли средства защиты своего собственного производства, особенно в области производства машин, оборудования, транспортных средств, продовольственных товаров, а также химических, фармацевтических продуктов и других подобных высокотехнологических товаров.
Соответственно, и используются такого рода технические барьеры, прежде всего промышленно развитыми странами, конкурирующими между собой в производстве товаров.
Протекционистская функция технических барьеров в описанных выше случаях заключается в том, что нормы, необходимые для реализации экспортного товара, заставляют производителя товаров или экспортера совершать дополнительные действия, которые в конечном итоге увеличивают экспортную цену товара и снижают его конкурентоспособность.
Правила Всемирной Торговой Организации (далее - ВТО) запрещают такое применение технических барьеров в торговле. Соглашение по техническим барьерам пытается обеспечить такую ситуацию в торговле, чтобы регламенты, стандарты, испытания и процедуры сертификации не создавали ненужных преград, одновременно обеспечивая членов ВТО правом применять меры для достижения законных целей регулирования, таких как защита здоровья и безопасности людей или окружающей среды. Об этом гласит ключевое положение Соглашения о технических барьерах в торговле ВТО (статья 2.2).
В то же время Соглашение о технических барьерам в торговле ВТО признает за странами право принятия мер, необходимых для обеспечения качества ее экспорта, или защиты жизни и здоровья людей, животных или растений, охраны окружающей среды, причем на том уровне, который она считает целесообразным, при условии соблюдения требования, что подобные меры не применяются таким способом, который представлял бы собой средство произвольной или неоправданной дискриминации между странами, в которых преобладают одинаковые условия, либо средство скрытого ограничения международной торговли.
На сегодняшний день Евросоюз (далее - ЕС) - это политическое и экономическое объединение, представляющее собой объединение 28 стран, которые в ВТО представлены в качестве единой организации. Согласно статистике, на сегодняшний день на территории Евросоюза базируется 161 из 500 крупнейших по выручке мировых компаний.
Актуальность темы обусловлена тем, что на сегодняшний день ЕС представляет собой одного из самых выгодных торговых партнеров на планете, и к торговле с этой организацией стремятся многие страны. Однако страны ЕС с целью регулирования внешнеэкономической деятельности и фильтрации зарубежного товара создали очень жесткие барьеры, которые накладывают определенные трудности на построение торговых отношений со странами-участницами Евросоюза, и одними из самых суровых барьеров являются технические, которые невозможно игнорировать в силу повсеместной глобализации и постепенного угасания экономических границ. экономическим влиянием ЕС на мир, практическим влиянием технических барьеров на международную, а также на национальную торговлю.
Цель дипломной работы - проанализировать современное состояние системы технического регулирования в рамках ВТО, в условиях глобализации мировой экономики, а также оценить проходимость технических барьеров при импорте продукции в ЕС, а так же предложить пути и способы преодоления технических барьеров при импорте продукции в ЕС.
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- выявить роль технического барьера в системе мер нетарифного регулирования;
- изучить понятие, сущность, виды технического барьера во внешней торговле;
- рассмотреть законодательство, регламентирующее технический барьер как на наднациональном, так и на национальном уровне правового регулирования;
- проанализировать практическую значимость влияния технического барьера на импорт продукции в ЕС, на примере установленных технических директив ЕС.
Дипломный проект состоит из трех глав, введения, заключения, списка использованных источников.
В соответствии с поставленной в ходе работы целью были решены следующие задачи:
- было рассмотрено законодательство технического барьера, как на наднациональном, так и национальном уровне правового регулирования;
- было изучено понятие, сущность, виды технического барьера во внешней торговле;
- была выявлена роль технического барьера в системе мер нетарифного регулирования;
- была проанализирована практическая значимость влияния
технического барьера при импорте товаров в ЕС как между странами участницами, так и со странами извне, были рассмотрены и выдвинуты предложения по решению данной проблемы.
Каждая страна имеет право предпринимать меры, направленные на защиту жизни и здоровья людей, благополучия животных, растений и окружающей среды. В этих целях государства разрабатывают технические требования к продукции и производственным процессам, обязательные для соблюдения изготовителями.
Однако применение технических требований практически всегда приводит к усложнению процесса торговли, так как влечет за собой увеличение издержек производства.
Техническое требование становится барьером тогда, когда целью его введения является ограничение доступа продукции иностранного производства на внутренний рынок страны.
Под техническими барьерами в торговле понимаются все государственные меры контроля и ограничений, связанные с техническими требованиями к продукции в том случае, если они используются как средство ограничения доступа продукции иностранного производства на внутренний рынок страны.
Провести четкую грань между необходимыми мерами в области технического регулирования и использованием национальных технических норм и требований в качестве протекционистского инструмента (технических барьеров) зачастую очень сложно. Например, может происходить постепенное ужесточение или изменение технических требований каждый раз, когда усиливается конкуренция со стороны иностранных товаров. При этом изменения производят так, что они мало затрагивают внутреннее производство, а импортная продукция оказывается не соответствующей новым требованиям.
правил, требований к безопасности товаров, требований к упаковке, маркировке и иным техническим характеристикам продукции.
С точки зрения своей юридической формы технические барьеры существуют в следующих формах:
- в виде соответствующих законодательных актов данной страны, которые имеют универсальных характер и применяются к данному товару в целом, когда он внутри страны или был импортирован;
- в виде нормативных актов в рамках действующего таможенного законодательства, принятых во исполнение соответствующих нормативных актов общего характера;
- в последнее время увеличивается число случаев, когда появление тех или иных технических барьеров и ограничений вытекает из участия страны в международных соглашениях. Это связано с расширением международного сотрудничества в области стандартизации и защиты окружающей среды.
Наиболее часто технические барьеры выражаются в запретах на ввоз продукции, которая не соответствует тем или иным техническим требованиям страны-импортера.
На практике могут встречаться и другие, более сложные механизмы, которые обеспечивают безопасность ввозимой продукции (введение технического регламента как Евро-5 ):
- обязательная инспекция товаров - проводится в случае отсутствия документа, подтверждающего соответствие продукции необходимым стандартам;
- специальные разрешения - ввоз некоторых товаров может быть разрешен только компетентными органами страны-импортера;
- инспекция предприятий - разрешение на ввоз получает только продукция, произведенная на предприятиях, которые успешно прошли процедуру специальной инспекции специалистами страны-импортера;
- фактически сложившиеся технические параметры - специфический случай технических барьеров, возникновение которых обусловлено не мерами государственного регулирования, а технической политикой фирм, направленной на закрепление своего присутствия на рынке и создание конкурентам препятствий для проникновения на рынок.
В рамках Всемирной торговой организации были разработаны Соглашения по техническим барьерам в торговле (Соглашение по ТБТ) и Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер (Соглашение по СФС).
В Соглашении по ТБТ зафиксировано, что любая страна имеет право на принятие мер для обеспечения качества экспортных товаров и защиты здоровья и жизни людей, животных и растений, защиту окружающей среды и предотвращение нежелательной практики применения товаров в таких масштабах, в каких она посчитает это необходимым, и с соблюдением норм этого Соглашения.
Важнейшими из них являются недопущение использования технических барьеров как средства дискриминации в отношении отдельных стран и в качестве средства, которое препятствует развитию международной торговли.
Применяя технические барьеры, члены ВТО должны придерживаться принципов национального режима и режима наиболее благоприятствуемой нации, чтобы предотвратить вероятность создания искусственных ограничений в торговле. При этом принцип национального режима распространяется на установление размеров оплаты услуг и порядок оплаты услуг по подтверждению соответствия товара тем или иным техническим требованиям.
В целом Соглашение по техническим барьерам в торговле предусматривает требования не только к законодательству стран-участниц, но и к процедурам подготовки и принятия нормативных актов, включая предварительное информирование заинтересованных лиц и их участие в обсуждении нормативных актов. Поскольку ЕС является неотъемлемой и одной из самых важных частей ВТО, тут так же применимы данные требования.
Таким образом, самым разумным и естественным преодолением технических барьеров при импорте товаров в ЕС будет являться следующий путь - сосредоточить внимание на разработке единых технических регламентов, то есть единых требований, единых схем подтверждения соответствия, заложенных в регламенты, а также единой нормативной базы, которая будет обеспечивать методику подтверждения соответствия.
Основной проблемой сегодня при допуске на рынок ЕС продукции, произведенной на территории государств-членов, являются определенные различия в предъявляемых технических требованиях.
1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6- ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС Консультант-Плюс - Режим доступа: http://www.consultant.ru
2. Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015) [Электронный ресурс]: приложение к Договору о Таможенном кодексе
Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17 // СПС Консультант- Плюс - Режим доступа: http://www.consultant.ru
3. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // СПС Консультант-плюс - Режим доступа: http://www.consultant.ru
4. О таможенном тарифе [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 21.05.1993 N 5003-1 (ред. от 28.12.2016) // СПС Консультант-Плюс - Режим доступа: http://www.consultant.ru
5. О техническом регулировании [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ (ред. от 23.06.2016 г., с изм. и доп., вступ. в силу с 22.12.2014) // СПС Консультант-Плюс - Режим доступа: http://www.consultant.ru
6. О порядке перемещения физическими лицами товаров для
личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском [Электронный ресурс]: Соглашение между Правительством РФ, Правительством
Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 (ред. от 08.05.2015) // СПС Консультант-Плюс - Режим доступа: http://www.consultant.ru
7. Договор «о Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г.Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.02.2017) // СПС Консультант-Плюс - Режим доступа:
http://www.consultant.ru
8. О порядке перемещения физическими лицами товаров для (ред. от 08.05.2015) // СПС Консультант-Плюс - Режим доступа: http://www.consultant.ru
9. Соглашение по техническим барьерам в торговле (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994 г.) // СПС Консультант-Плюс - Режим доступа: http://www.consultant.ru
10. О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.03.2017) [Электронный ресурс]: Решение Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 (ред. от 21.12.2016) // СПС Консультант-Плюс - Режим доступа: http://www.consultant.ru
11. «Перечень наименее развитых стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного Союза» (утв. Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 18, Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130) (ред. от 06.04.2016) // СПС Консультант-Плюс - Режим доступа: http://www.consultant.ru
12. «Перечень развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного Союза» (утв. Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 18, Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130) (ред. от 23.04.2015) // СПС Консультант-Плюс - Режим доступа: http://www.consultant.ru
13. Об утверждении перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также об условиях такого освобождения, включая его предельные сроки [Электронный ресурс]: Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 331 (ред. от 21.12.2016) // СПС Консультант-плюс - Режим доступа: http://www.consultant.ru
14. О перечне категорий товаров, в отношении которых может быть
20.05.2010 N 329 (ред. от 30.11.2016) // СПС Консультант-Плюс - Режим доступа: http://www.consultant.ru
15. Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 года
(ГАТТ/GATT) (Вместе с Договоренностями в отношении положений о платежном балансе, освобождения от обязательств, о толковании статей II:1 «b», XVII, XXIV, XXVIII, «Марракешским протоколом...») (Заключено в г. Марракеше 15.04.1994) // СПС Консультант-Плюс - Режим доступа:
http://www.consultant.ru
16. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 г. (в ред. Протокола от 26.06.1999) // СПС Консультант-Плюс - Режим доступа: http://www.consultant.ru
17. EU law and publications: EU Directives. [Электронный ресурс]: http://eur-lex.europa.eu/homepage.html
18. Директивы Европейского Парламента и Совета и русском языке. [Электронный ресурс] // International center for quality certification. - Режим доступа: http://www.icqc.eu/ru
II Научная литература:
19. Алексеева Д.Г. Российское предпринимательское право
(Учебник). 2010 М.: Велби, Проспект, 2010. — 531 с.
20. Андриашин, Х. А. Таможенное право: учебник/ Х. А. Андриашин, В. Г. Свинухов, В. В. Балакин. - М.: Магистр: Инфра-М, 2010. - 368 с.
21. Бакаева О.Ю., Матвиенко Г.В. Таможенное право России: Учебник.-М.: Юристъ, 2010,- 619 с.
22. Буваева, Н. Международное таможенное право: учебник. / Н. Буваева. - М.: Юрайт, 2013. - 714 с.
23. Богомолова, А. А.. Таможенное право: конспект лекций/ А. А. Богомолова. - 2-е изд., испр. и доп.. - М.: Юрайт, 2010. - 170 с.
24. Давиденко, Л.Г. Налоги и таможенные платежи: учебное пособие / Л.Г. Давиденко. - СПб: ИЦ Интермедия, 2015. - 199 с.
25. Толковый словарь таможенного права /Под ред. А. Н. Козырина. -М. :ИД Городец,2006. - 514 с.
26. Панова А.С. Об особенностях технического регулирования по праву ВТО // Бизнес, Менеджмент и Право. 2013. N 1. 441 с.
27. Ростовский Ю.М., Гречков В.Ю. Внешнеэкономическая деятельность: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Магистр, 2008. 591 с.
28. Руденко, Л. Экономика таможенного дела: учебник. / Л. Руденко, Р. Губанов. - М.: Дело и Сервис, 2015. - 415 с.
29. Косаренко Н. Н. Таможенное право; КноРус - Москва, 2014. - 198 с.
30. Коник, Н. Таможенное дело: учебное пособие. - 2-е издание, стереотипное. / Н. Коник, Е. Невешкина. - М.: Омега-Л, 2014. - 206 с.
31. Новиков, В. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость: учебник. / В. Новиков В. Ревин, М. Цветинский. - М.: Бином, Лаборатория знаний, 2012. - 328 с.
32. Ноздрачев, А. Ф. Таможенное право: учебно-методический комплекс/ А. Ф. Ноздрачев; Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. - М.: Изд-во РАГС, 2010. - 86 с.
33. Покровская, В. Таможенное дело: учебник. / В. Покровская. - М.: Юрайт, 2015. - 732 с.
34. Сидоров, В. Таможенное право: учебник. - 5-е издание, переработанное и дополненное. / В. Сидоров. - М.: Юрайт, 2013. - 512 с.
35. Трошкина Т.Н. Нетарифные меры в системе государственного регулирования международной торговли (на примере развитых стран) /Т.Н.Трошкина // под ред. В.С. Загашвили. М.: ЦППИ, 2015. 156 с.
36. Фрадина Т.В. Нетарифные методы регулирования торговли в условиях ВТО/ Т.В.Фрадина. - СПб. : - 2013 - 54 с.
37. Щебарова, Н. А. Внешнеэкономическая деятельность: учебник / Н. А. Щебарова. - М.:, 2015 - 215 с.
38. Основы таможенного дела: Учебник / Под общ. ред. А.А. Азарова. М.: Экономика, 2015 - 514 с.
39. Халипов, С. В., Таможенное право: учебник/ С. В. Халипов. - 5-е изд., перераб. и доп.. - М.: Юрайт, 2015. - 215 с.
40. Халевинская, Е.Д. Торговая политика: учебное пособие / Е.Д. Халевинская - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 304 с.
41. Свобода движения товаров в ЕС. [Электронный ресурс] // КиберЛенинка - научная электронная библиотека. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru
III Судебная практика
42. Решение Суда ЕС по делу C-267/91/C-268/91 от 24.11.1994 (Keck & Mithouard) [Электронный ресурс]: URL: http://eur-lex.europa.eu/legal- content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A61993CC0412
43. Решения Суда ЕС по делу. Dassonville — 120/78 от 20.02.1979