Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 7
Глава 1. Детские браки как глобальная проблема 25
1.1 Мировые тенденции детских браков 28
1.2 Детские браки в Индии 34
Глава 2. Участие Индии на международном уровне и её усилия по решению проблемы детских браков в стране 48
2.1 Международные конвенции о детских браках, к которым присоединилась Индия в
конце 20-го века 49
2.2 Законодательные рамки Индии в отношении детских браков в 2005-2015 гг 56
2.3 Модификация законодательства о минимальном возрасте для брака, осуществлённая
правительством Индии 63
Глава 3. Проблемы выполнения Индией международных обязательств по детским бракам 74
3.1 Рамки понимания и подход к анализу 74
3.2 Препятствия в реализации Индией международных обязательств 80
3.3 Роль ЮНИСЕФ в поддержке борьбы с детскими браками в Индии 105
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 119
Список источников и литературы 123
Источники 123
Литературы 131
Актуальность темы исследования. Дети—это основа устойчивого развития нации и всего мира. Они наследники всего, что мы создаем сегодня. Эта мысль отражает слова Нельсона Манделы (1997), “Дети это наше самое большое сокровище. Они—наше будущее.” В этом же ключе Нарендра Моди (2014) подчеркивает, “Даже если один ребенок упадет в колодец, вся страна начнет переживать.” Следовательно, в современном мире важно расставлять приоритеты в вопросах, связанных с развитием подрастающего поколения, потому что только тогда появится возможность создать достойное будущее, одним из аспектов которого выступает защита детей. Если рассмотреть данный феномен через призму глобального контекста, можно заметить, что осознание этой важности уже ощущается повсюду. Именно поэтому защита несовершеннолетних уже долгое время занимает центральное место в международной политике, особенно в отношении детей и молодежи. Это привело к формированию конкретных глобальных прав ребёнка, которые были инициированы Эглантиной Джебб и закреплены Лигой Наций (ООН) в 1920-х годах.
В последнее время защита детей и женщин превратилась в один из основных элементов в системе обеспечения прав человека. Международное сообщество в настоящее время способно создать основную правовую базу, которая защитит несовершеннолетних людей, признает их права и установит стандарты, обязывающие государства оберегать детей от любых вредоносных воздействий, таких как эксплуатация, насилие, принуждение и другие виды жестокого обращения, путем ратификации различных инициатив и усилий, соглашений, сотрудничества, и международных деклараций. Официальные инструменты, такие как Конвенция о правах ребенка (Convention on the Rights of the Child/CRC), Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (Convention on the Elimination of All Form of Discrimination Against Women/CEDAW), и многие другие, играют стратегическую роль в качестве основной правовой базы, подчеркивая, что дети, как уязвимая социальная группа, остро нуждаются в защите для обеспечения их физического, умственного и социального развития без угрозы нарушения их прав. Благодаря этому коллективному обязательству международное сообщество может оказывать “политическое давление” на страны, побуждая их адаптировать внутреннюю политику в соответствии с международно признанными принципами защиты прав ребенка, используя различные ранее упомянутые правовые инструменты, включая борьбу с вредоносной практикой, как детские браки.
Международные сообщества все чаще признают детские браки—браки в возрасте до 18 лет—серьезной проблемой, а именно нарушением прав человека и препятствием для достижения целей национального развития. Важно отметить, что согласно Конвенции ООН о правах ребенка, любой человек в возрасте до 18 лет признаётся ребёнком. Отсюда, детский брак—это брак, в котором хотя бы один из супругов является несовершеннолетним. Детские браки подразумевают неспособность дать взвешенное согласие даже после того, как человек достиг совершеннолетия. Огромное влияние брак оказывает именно на жизнь женщин. Это влияние рассматривается с точки зрения прав человека, особенно в контексте согласия и минимального брачного возраста, поскольку “законным” браком считается соглашение между женщиной и мужчиной, достигшим установленного брачного возраста и не состоящим в браке с другим человеком. Добавляя к этому, это исследование ориентировано в первую очередь на девочек, ставших жертвами детских браков, включая в это также принудительные браки, которые заключаются без какого-либо согласия и рассматриваются как вредная практика.
Далее, важно понимать, что отстаивать защиту несовершеннолетних в вопросах детских браков может быть гораздо более сложной и обширной задачей, чем это может показаться на первый взгляд. Хотя у детей есть права на защиту, вопрос о том, что требуется для предотвращения вреда, может быть предметом обсуждения в зависимости от того, как интерпретируются эти права и как они соотносятся с другими правами ребёнка. Что особенно важно, несмотря на существующие резолюции, декларации, национальные законы и усилия различных национальных и международных организаций, много девушек в развивающихся странах по-прежнему сталкиваются с проблемой детских браков. Часто у этих девушек практически нет выбора ни отношении возраста вступления в брак, ни в отношении партнёра, за которого они выходят замуж, поскольку брак, как правило, устраивается родителями. Из этого следует, что вопросы раннего вступления в брак и согласия на него часто переплетаются. Фактически, ни один контракт, заключаемый несовершеннолетним, не имеет юридической силы, поскольку молодые люди в меньшей степени способны понимать последствия долгосрочных решений и не обладают полной самостоятельностью и независимостью, а также умственной и эмоциональной зрелостью необходимый для принятия такого решения. Следовательно, детские браки, даже если они заключаются с мнимого согласия ребенка, нарушают его основные права, поскольку по юридическому определению несовершеннолетний не может дать согласия на брак.
Детские браки вызывают огромную озабоченность из-за потенциальных неблагоприятных последствий для девочек. Последствия детских браков могут нанести непоправимый физический, умственный и эмоциональный ущерб ребенку. При этом, детские браки оказывают влияние не только на отдельных людей, но и на семьи, и общество в целом. Ранние отношения не заставляют девочек-подростков выполнять домашнюю и интимную работу в подростковом возрасте, но ставят их в положение, когда они сами должны принимать решения относительно своего сексуальной безопасности и восстановления сил.
Во-первых, одним из самых ярких примеров негативных последствий детских браков является повреждение гениталий в результате сексуальной активности, физической неподготовленности и актов домашнего насилия. Ранний возраст девочки во время беременности приводит к непоправимым последствиям для ребенка и матери, таким как повышенная смертность среди младенцев и матерей, преждевременные роды, недоедание и риск задержки роста плода. В результате недоедания девушки во время беременности и задержки роста плода, снижается качество человеческого капитала в будущем, что приводит к снижению производительности труда во взрослом возрасте и росту бедности среди поколений. Многие исследования показали, что раннее материнство действительно может иметь неблагоприятные последствия для здоровья как женщины, так и ребёнка. Во- вторых, детские браки также являются препятствием для доступа к образованию, поскольку из-за брака в раннем возрасте девочки лишаются возможности получить образование, способствующее их росту и развитию. Девушки, рано вышедшие замуж, часто вынуждены бросать школу, чтобы посвятить время и свои ресурсы на реализацию своих новых домашних обязанностей и сосредоточиться на уходе за детьми и их воспитании, хотя, по иронии судьбы, они сами все ещё остаются детьми. Наконец, возраст женщины, вступающей в брак, и разница в возрасте между супругами, конечно, сильно влияют на динамику отношений между мужем и женой. Девочки, выходящим замуж за мужчин, которые намного старше их по возрасту, свойственно всегда подчиняться всем прихотям мужа, и таким девушкам трудно занять твердую позицию при определении своих ролей в домашнем хозяйстве. Это приводит к тому, что женщины подвергаются угнетению только за то, что в домашней сфере у них гораздо меньше власти, статуса, влияния, независимости и “голоса”, чем у их мужей. По этим причинам немало пожилых мужчин сознательно выбирают себе более молодую жену. Как мы видим, детские браки напрямую влияют на образование девушки, ее благополучие, психическое развитие и потенциал будущих поколений в целом.
Данные, представленные ООН, показывают, что в 2007 году около 72 000 000 девочек в мире вышли замуж в раннем возрасте, то есть в возрасте до 18 лет. Согласно данным опроса ЮНИСЕФ, проведенного в 2009 году, одним из регионов мира с самым высоким уровнем детских браков является Южная Азия, где этот показатель составляет 46,8%. В Южной Азии к странам с высоким уровнем детских браков относится Индия, где этот показатель достигает 40%. Особенно если учитывать численность девочек в возрасте 10-19 лет в разных странах, то в Индии риску детских браков подвергается больше девочек, чем в большинстве других стран, вместе взятых.
В Индии детские браки существуют и практикуются веками. Сохранение детских браков в Индии обусловлено сложной системой религиозных традиций, социальных норм, экономического давления и глубоко укоренившихся предубеждений. В индийском обществе брак—это разрешенные сексуальные отношения между мужчиной и женщиной, а также социально признанные и поддерживаемые отношения, которые в индуистской культуре считаются священным ритуалом. В Индии люди, по большей части, признают, что брак заключается не между двумя людьми, а между двумя семьям. Брак, рождение и смерть—это стандартная тройка важных событий в повседневной жизни человека. Но только брак это вопрос выбора. Браки и семьи являются одними из древнейших и первичных социальных институтов человечества. Однако, независимо от своего происхождения, детские браки являются серьезным нарушением прав человека, оказывая физическое, психологическое и эмоциональное воздействие. Половая жизнь начинается вскоре после вступления в брак, а ранняя беременность повышает риск материнской и младенческой смертности. Стоит отметить, девочки, вступающие в брак с большей вероятностью подвергаются бытовому насилию в своих семьях....
Детские браки - это глобальное явление, которое особенно распространено в развивающихся странах и становится серьезной проблемой для Индии. Индия является крупнейшей страной в Южной Азии с самым высоким уровнем распространенности детских браков, поэтому она стремится искоренить эту практику. И на самом деле, само слово “детский брак” является противоречием в терминах, ведь как дети могут вступать в брак? Оба слова отрицают друг друга, и дети должны иметь детство по определению, а не супружество и не материнство. Брак должен заключаться двумя взрослыми людьми, которые несут за себя ответственность, и заключаться по полному согласию.
Представить себе реальность того, как маленькая девочка рожает и воспитывает детей, может просто показаться нелепым и жутким. Детский брак становится бременем для самой девушки, потому что он оказывает огромное воздействие на ее собственное здоровье как матери, а также на здоровье будущего ребенка, которого она рожает, что чревато недоеданием, отставанием в росте (stunting) и различными другими ограничениями, поскольку ребенок очень зависит от состояния организма матери. Если тело матери не будет полностью подготовлено, то как они смогут достичь максимального здоровья, когда родятся? Более того, если практика детских браков будет продолжаться, это приведет к демографическому взрыву и формированию поколения, которое не сможет полностью восстановить свои способности и даже деградирует к моменту достижения продуктивного возраста из-за неоптимального состояния мозга с рождения и недостатка питания. Так что это поколение станет лишь бременем для страны вместо демографического бонуса - населения без максимального потенциала.
Учитывая эту реальность, индийское правительство осознало опасность практики детских браков, благодаря чему у государства появилась политическая воля и стремление предпринять различные шаги для решения этой проблемы. Об этом свидетельствует подписание и ратификация Индией в конце XX века международных конвенций и договоров, регулирующих защиту детей и женщин, таких как Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция о правах ребенка и Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.
В дальнейшем этот шаг выразился в том, что Индия в соответствии с политической волей приняла различные национальные законодательные акты, большинство из которых были приняты в период 2005-2015 годов, начиная с основного, который был прямо направлен на борьбу с детскими браками - Закон о запрете детских браков (PCMA) 2006 года, а также другие поддерживающие политики, такие как Закон о комиссиях по защите прав ребенка 2005 года и Закон о защите детей от сексуальных преступлений (POCSO) 2012 года. Помимо принятия этих национальных законодательных актов, усилия индийского правительства были дополнены шагом по регулированию минимального брачного и консенсуального (сексуального) возраста, который составляет 18 лет для девушек и 21 год для парней, а консенсуальный возраст - 18 лет. Эти положения были унифицированы на уровне различных существующих политик, таких как PCMA 2006, Закон об индуистских браках 1955 года и Закон о христианских браках Индии 1872 года посредством Закона об ограничении детских браков (Поправка) 1978 г.
Однако, к сожалению, уровень детских браков в Индии все еще довольно велик и, судя по всему, медленно снижается. Даже усиленный анализом ряда показателей, таких как уровень рождаемости среди подростков, средний возраст вступления в первый брак, уровень посещаемости начальной школы и другие аспекты в области образования, индекс здоровья и выживания, а также общий глобальный индекс гендерного разрыва, показывает, что Индия по-прежнему находится в ловушке проблемы детских браков и пока еще не вырвалась из порочного круга. В связи с этим можно утверждать, что, несмотря на усилия Индии по соответствию международным конвенциям и договорам, обусловленные столь же политической волей, их реализация на местах все еще неоптимальна и далека от максимального результата.
С учетом подобной реальности Индию можно отнести к категории “случайное соответствие”, которая показывает высокий уровень соответствия, но не сопровождается достижением желаемых целей (высокий уровень соответствия, низкая эффективность)— принимая во внимание, что в данном исследовании теоретическая рамка “Соответствие” Р. Б. Митчелла используется в качестве инструмента анализа такого явления, как детские браки в Индии. Более того, хотя теория Митчелла содержит категории, которые помогают объяснить причины несоответствия официальным требованиям государства, она остается актуальной для анализа препятствий, мешающих реализации законодательства в такой нормативно-соответствующей стране, как Индия. Препятствия Индии относятся к двум из трех категорий, предложенных Митчелом. Во-первых, из-за неспособности, которая включает в себя сложность культурных ценностей и традиций, отсутствие общественных учреждений, слабые экономические условия, социальную уязвимость, ограниченность административных систем и укоренившийся патриархальный менталитет. Во-вторых, из-за непреднамеренности, которая включает в себя правовую неопределенность в связи с несовпадением существующей политики и обычного права, а также различия в правоохранительной деятельности.
Сложность множества препятствий в усилиях Индии по борьбе с детскими браками приводит к неадекватной реализации политики. Эта реальность показывает, что различные законодательные акты и юридические интервенции всё ещё недостаточны для значительного решения проблемы. Несмотря на то, что меры были разработаны как отражение обязательств правительства, они в большей степени подвержены влиянию международного давления, чем внутреннему осознанию. В результате предпринимаемые шаги скорее символичны и не учитывают реальное положение дел. Если бы внутреннее осознание было сильнее и стало основным фактором, реализация политики была бы более последовательной. Однако слабое внутреннее осознание ограничивает успешную реализацию политики по борьбе с детскими браками.
Усилия по реализации и реальное влияние этого закона на общество должны быть приняты во внимание в различных аспектах, тем более что большинство жителей Индии все еще ограничены сильной культурой и традициями. И это делает реализацию глобальных задач в рамках Целей устойчивого развития (ЦУР) ООН в ближайшие годы еще более сложной, особенно в достижении цели 5.3 , которая направлена на защиту детей от детских браков. Фактически, Индия подписала это обязательство в 2015 году, что должно стать отправной точкой для важных перемен. Однако, учитывая не самые благоприятные начальные условия, стране необходимо прилагать гораздо большие усилия, чтобы действительно достичь данной цели в полной мере.
По словам Фаузии Хан, члена парламента Раджья Сабха (верхняя палата), “на большой дороге машины останавливает не светофор, а тормоза каждого автомобиля ”. В связи с этим одних только формальных усилий недостаточно и никогда не будет достаточно для полного искоренения детских браков в Индии, поскольку для их прекращения необходимо глубокое осознание каждого человека. Именно это осознание должно быть взращено и поддержано правительством и необходимыми заинтересованными сторонами посредством гораздо более глубокого и интенсивного социального вмешательства, чтобы корни традиций и культуры могли быть адаптированы к условиям, в которых приоритетом является защита детей и женщин от различных преступлений против человечества. Не стоит забывать и о продолжении реализации различных инициатив по расширению прав и возможностей детей и женщин, чтобы сделать их более значимыми не только для общества, но и для их собственных семей. В конце концов, дети и женщины - это обеспечение прогресса и ключ к его реализации для нации в будущем, поэтому их благополучие должно быть приоритетом, который необходимо поддерживать и развивать.
1. 75 Years: Laws that Shaped India | The Prohibition of Child Marriage Act, 2006 : [YouTube канал]. - [Б. м.], 2022.
2. URL: https://youtu.be/845IEHBi808?si=X2KyU20sfFATNNSI
3. 75 years of UNICEF // UNICEF [S. l.], 2024. URL: www.unicef.ch/en/about- unicef/international/75-years-of-unicef
4. A Study to Identify the Occurrence of Obstetric Fistula in India (Report) / UNFPA India. [S. l.], 2006. URL:
5. http://www.endfistula.org/webdav/site/endfistula/shared/documents/needs%20assessments/India %20OF%20Needs%20Assessment.pdf
6. Adolescent fertility rate (births per 1,000 women ages 15-19) - India, Sri Lanka // World Bank. [S. l.], 2025. URL:
7. https://data.worldbank.org/indicator/SP.ADO.TFRT?end=2015&locations=IN-BD-IR- LK&start=2005
8. Bills: An Insight - Prohibition of Child Marriage (Amendment) Bill, 2021 : [YouTube канал]. - [Б. м.], 2022. - URL: https://youtu.be/QJWmAj7EAzQ?si=hCxv85E7Wj6CDTjw
9. Census Data // Census Data Government of India. [S. l.], 2024. URL: https://censusindia.gov.in
10. Chapter 3 Census data on child marriage // A Statistical Analysis of Child Marriage in India Based on Census 2011 / NCPCR and Young Live. - New Delhi, 2017.
11. Child brides: How old is too young to marry? - Inside Story : [YouTube канал]. - [Б. м.], 2013.
12. URL: https://youtu.be/xQhLMZh64Ec?si=xsN9IxmPwu82fQdy
13. CHILD, EARLY AND FORCED MARRIAGE IN INDIA // Children Believe & Girls Not Brides. [S. l.], 2021. URL: https://www.girlsnotbrides.org/documents/1539/FINAL- CB_India_ChildMarriageReport_Mar-4-2021.pdf
14. Child, early and forced marriage legislation in 37 Asia-Pacific countries // World Health Organization. [S. l.], 2016. URL: https://www.jstor.org/stable/resrep33059.15
15. Child Marriage and Personal Law in South Asia, Intenational Standar Requiring Goverment to End Human Right Violations Based on Religion Norms // The Center of Reproductive Right....209