Введение 3
1. Этиология, патогенез, классификация, клиническая картина и осложнения бронхиальной астмы у детей 6
2. Диагностика и лечение бронхиальной астмы у детей 12
3. Тактика фельдшера в диагностике и лечении бронхиальной астмы у детей 18
Заключение 22
Список использованных источников 23
Бронхиальная астма (БА) является одним из самых распространенных хронических респираторных заболеваний детского возраста. В Российской федерации БА характеризуется высокой распространенностью среди детского населения – до 10 %. Из 40 миллионов детей России бронхиальная астма обнаруживается у 3,5 миллионов. Заболеваемость у детей до 5 лет составляет 23 человека на 1000 населения в год, но имеет тенденцию снижения среди подростков 12 – 17 лет [13].
Актуальность работы заключается в том, что бронхиальная астма представляет собой серьезную медицинскую и социальную проблему. БА является наиболее распространенным хроническим обструктивных заболеванием среди детей и подростков. В группу риска развития болезни относятся дети, которые по мере взросления «перерастают» проблему (около половины болеющих) [14].
В современном мире ситуация с обострениями бронхиальной астмы нестабильна. Недостаточная информированность населения о распространенности заболевания, несоблюдение врачебных назначений и рекомендаций, отсутствие контроля за состоянием вовремя ремиссии несет за собой увеличение частоты рецидивов приступов БА различной тяжести.
Приступы удушья наблюдаются с различной периодичностью, но даже достигнув стадии ремиссии воспалительный процесс в дыхательных путях сохраняется [9].
У больных астмой снижается трудоспособность и часто наступает инвалидизация пациентов, потому что хронический воспалительный процесс формирует чувствительность к аллергенам, различным химическим раздражителям, пыли, дыму, из-за чего образуется отечность и бронхоспазм, так как в момент раздражения идет повышенная выработка бронхиального секрета [9, 22, 24].
Так как основными проявлениями бронхиальной астмы являются приступы экспираторной одышки, сопровождающиеся цианозом, громкие свистящие хрипы, которые можно услышать даже на расстоянии. Из-за схожести симптомов БА с анафилаксией, проявления обострений на фоне воздействия аллергенов, она рассматривается, как аллергическая болезнь.
В современном мире, с развитой инфраструктурой и производством, выделяют огромное количество различных экзогенных аллергенов, которые приводят к развитию аллергии в детском организме, на фоне чего и развивается БА [24].
Цель: Исследовать тактику фельдшера в диагностике и лечении бронхиальной астмы у детей.
Задачи:
1. Изучить теоретические аспекты бронхиальной астмы у детей на основе современных источников медицинской литературы.
2. Определить тактику фельдшера в диагностике и лечении бронхиальной астмы у детей.
Объект: профессиональная деятельность фельдшера в диагностике и лечении бронхиальной астмы у детей.
Предмет: тактика фельдшера в диагностике и лечении бронхиальной астмы у детей.
Изучив актуальность и проанализировав литературные источники можно прийти к выводу, что бронхиальная астма (БА) является одним из наиболее распространенных хронических обструктивных заболеваний детского возраста. Исследование предикторов БА является необходимым в связи с тенденцией к развитию в более раннем возрасте и тяжелому течению болезни. Астма характеризуется различными респираторными симптомами, их ухудшение и обострение заболевания могут быть вызваны прямым или опосредованным воздействием различных триггеров, которые усиливают воспаление в бронхах и вызывают острую бронхиальную обструкцию.
Плохой контроль симптомов и обострения, требующие госпитализации и неотложной помощи, приводят к снижению качества жизни и значительным экономическим потерям для системы здравоохранения и общества.
У больных астмой снижается трудоспособность и часто наступает инвалидность.
Проблема распространенности астмы в нашей стране требует дальнейшего изучения и уточнения.
Выводы:
1. При изучении теоретических аспектов деятельности фельдшера при приступе бронхиальной астмы у детей по анализу современной медицинской литературы можно сделать вывод, что бронхиальная астма является широко распространенным хроническим заболеванием, поражающем большое количество детей и нуждается в своевременном оказании неотложной помощи.
2. При определении тактики фельдшера в диагностике и лечении бронхиальной астмы у детей, следует отметить важность ранней диагностики и точной постановки диагноза, а также степени тяжести течения заболевания вследствие чего оказания правильного лечения и контроля за состоянием больного.
1. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. №323 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25.03.2022 № 204н «Об утверждении стандарта медицинской помощи детям при бронхиальной астме (диагностика и лечение)».
3. Бронхиальная астма. Клинические рекомендации / Российское респираторное общество; Российская ассоциация аллергологов и клинических иммунологов; Союз педиатров России. – https://www.gbpokachi.ru/upload/medialibrary/cbd/ihw8fuyu7pyeyo0o24r32wn1p8wix9jy.pdf.
4. Алгоритмы диагностики и лечения бронхиальной астмы у детей: учебно-методическое пособие / И. Н. Шишиморов, Ю. В. Пономарева, О. В. Магницкая, А. А. Перминов. – Волгоград: ВолгГМУ, 2022. – 68 с. –https://e.lanbook.com/book/295826.
5. Болезни дыхательной системы у детей старшего возраста: учебно-методическое пособие по организации самостоятельной работы студентов / Бюджетное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский государственный университет», Медицинский колледж; [составитель] Т. Э. Кравченко. – Сургут: Сургутский государственный университет, 2020. – https://elib.surgu.ru/local/umr/1005.
6. Бронхиальная астма у детей: лечение, реабилитация / Н. В. Лагунова, Т. В. Семенчук, Е. И. Кунцевич, И. В. Лысакова // Вестник физиотерапии и курортологии. – 2021. – Т. 27, № 1. – С. 75.
7. Глушкова, Е. Ф. Всегда ли легко детям с легкой астмой? / Е. Ф. Глушкова, Т. Н. Суровенко // Медицинский совет. – 2021. – № 1. – С. 203-212.
8. Головко, В. А. Особенности бронхиальной астмы у детей раннего и дошкольного возраста = Features of Bronchial Asthma in Children of Early and Preschool Age / В. А. Головко, В. В. Мещеряков // Вестник СурГУ. Медицина. – 2021. – №2. – С. 15-21.
9. Григорьев, К. И. Диагностика и лечение пациентов детского возраста: учебник для использования в образовательном процессе образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования по специальностям 31.02.01 «Лечебное дело» по ПМ.02 «Лечебная деятельность», МДК.02.04 «Лечение пациентов детского возраста»; 31.02.02 «Акушерское дело» по ПМ.01 «Медицинская и медико-социальная помощь женщине, новорожденному, семье при физиологическом течении беременности, родов, послеродового периода», МДК.01.03 «Сестринский уход за здоровым новорожденным», по ПМ.02 «Медицинская помощь беременным и детям при заболеваниях, отравлениях и травмах», МДК.02.04 «Педиатрия»; 34.02.01 «Сестринское дело» по ПМ.01 «Проведение профилактических мероприятий», МДК.01.03 «Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению», по ПМ.02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах», МДК.02.01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях» / К. И. Григорьев. – Москва: Издательская группа «ГЭОТАР – Медиа», 2020. – 558 с. – (Учебник для медицинских училищ и колледжей).
10. Детская пульмонология: национальное руководство / под ред. Б. М. Блохина. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2021. – 957 с. – (Национальные руководства).
11. Епифанов, В. А. Медико-социальная реабилитация пациентов с различной патологией: учебное пособие для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования по специальности 31.02.01 «Лечебное дело» по ПМ.05 «Медико-социальная деятельность», МДК.05.01 «Медико-социальная реабилитация»: в 2ч. Ч.1 / В. А. Епифанов, А. В. Епифанов; Министерство образования и науки РФ. Москва: ГЭОТАР–Медиа, 2019. – 585 с.
12. Карапетян, С.Б. Тяжелая бронхиальная астма / С.Б. Карапетян // Справочник врача общей практики. – 2019. – №3. – С. 4-20.
13. Кобилжонова, Ш. Р. Распространенность и факторы риска бронхиальной астмы у детей / Ш. Р. Кобилжонова, М. Х. Миррахимова, Х. А. Садуллаева // Журнал теоретической и клинической медицины. – 2022. – № 2. – С. 51-56. – https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48657964.
14. Колосова, Н. Г. Рациональный подход к терапии бронхиальной астмы у детей: что мы можем сделать для контроля заболевания? / Н. Г. Колосова, М. Д. Шахназарова // Медицинский Совет. – 2020. – №1. – С.140-144. – https://doi.org/10.21518/2079-701X-2020-1-140-144.
15. Мизерницкий, Ю. Л. Проблема бронхиальной астмы в раннем детском возрасте: диагностика, подходы к лечению и наблюдению, прогноз / Ю. Л. Мизерницкий // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. – 2021. – Т. 21, № 9. – С. 83-87. – https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46686247.
16. Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе: учебник для медицинских училищ и колледжей : для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования, обучающихся по направлению подготовки «Лечебное дело» по ПМ.03 «Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе», МДК.03.01 «Дифференциальная диагностика и оказание неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе» по дисциплине «Скорая медицинская помощь», и для образовательных учреждений дополнительного профессионального образования по дисциплине «Скорая и неотложная помощь» / [Алексанян Л. А., Балабанова М. В., Верткин А. Л. и др.]; под ред. А. Л. Верткина. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 538 с.
17. Нечаев, В. М. Диагностика терапевтических заболеваний: учебник для использования в образовательном процессе образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования по специальности 31.02.01 «Лечебное дело» по ПМ.01 «Диагностическая деятельность», МДК.01.01 «Пропедевтика клинических дисциплин» / В. М. Нечаев, И. И. Кулешова, Л. С. Фролькис. – Москва: Издательская группа «ГЭОТАР–Медиа», 2019. – 605 с. – (Учебник для медицинских училищ и колледжей).
18. Нечаев, В.М. ПМ.02. Лечебная деятельность. МДК.02.01. Лечение пациентов терапевтического профиля: учебное пособие по специальности 31.02.01 «Лечебное дело» по ПМ.02 «Лечебная деятельность», МДК.02.01 «Лечение пациентов терапевтического профиля» / В. М. Нечаев, Л. С. Фролькис, Л. Ю. Игнатюк. – Москва: ГЭОТАР–Медиа, 2022. – 875 с.
19. Отвагина, Т. В. Неотложная медицинская помощь: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования, обучающихся по дисциплине «Неотложная медицинская помощь» по специальности 31.02.01 «Лечебное дело» (специальность «Фельдшер») / Т. В. Отвагина. – Изд. 6-е. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2022. – 251 с. – (Среднее медицинское образование).
20. Павлинова, Е. Б. Современные возможности прогнозирования бронхиальной астмы у детей / Е. Б. Павлинова, В. П. Гапоненко, Е. Э. Шлыкова // Вестник СурГУ. Медицина. – 2023. – №16 (3). – С.15-23.
21. Пампура, А. Н. Биомаркеры астмы у детей. Новые возможности, реальная практика и перспективы /А. Н. Пампура, А. В. Камаев, А. А. Лебеденко // Медицинский вестник Юга России. – 2022. – №13 (2). – С.91-101. – https://doi.org/10.21886/2219-8075-2022-13-2-91-101 .
22. Парамонова, Н. С. Бронхиальная астма у детей - возможна ли профилактика заболевания? / Н. С. Парамонова, Р. Н. Хоха, П. Р. Горбачевский // Журнал Гродненского государственного медицинского университета. – 2019. – №2. – С.138-147. – https://reader.lanbook.com/journalArticle/609773#2.
23. Подкорытов, А. А. Современные методы контроля и мониторинга бронхиальной астмы у детей = Modern Methods for Bronchial Asthma Control and Monitoring in Children / А. А. Подкорытов, В. В. Мещеряков, В. В. Кирсанов // Вестник СурГУ. Медицина: научно-практический журнал. – 2021. – №4. – С. 17-25.
24. Потапова, Н. Л. Жизнеугрожающая бронхиальная астма у детей: от предикторов до прогноза / Н. Л. Потапова // Российский вестник перинатологии и педиатрии. – 2021. - №2. – С.29-34. – https://doi.org/10.21508/1027-4065-2021-66-2-29-34 .
25. Проблемы диагностики и мониторинга бронхиальной астмы у детей / З. А. Шангареева, Ю. О. Уразбахтина, А. Ю. Демин [и др.] // Здравоохранение Российской Федерации. – 2019. – Т. 63, № 5. – С. 251-257.
26. Проблема прогнозирования риска развития бронхиальной астмы у детей раннего и дошкольного возраста / А. А. Джумагазиев, Н. Д. Савенкова, Д. А. Безрукова [и др.] // Астраханский медицинский журнал. – 2022. – Т. 17, № 1. – С. 6-13. – https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48412271/.
27. Рубан, Э. Д. Скорая медицинская помощь: профессиональная переподготовка: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования, обучающихся по дисциплине «Неотложная медицинская помощь» по специальности 31.02.01 «Лечебное дело» (специальность «Фельдшер») / Э. Д. Рубан, И. К. Гайнутдинов. – Изд. 3-е. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2022. – 414 с. – (Среднее медицинское образование).
28. Сестринский уход в терапии: учебно–методическое пособие / сост. С. Жабаева; Сургут. гос. ун–т. – Сургут: ИЦ СурГУ, 2022. – 142 с.
29. Соколова, Н. Г. Педиатрия с детскими инфекциями: рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве учебного пособия для использования в образовательном процессе образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования по специальности 31.02.02 Акушерское дело / Н. Г. Соколова. – Ростов–на–Дону: Феникс, 202. – 491 с. – (Среднее медицинское образование).
30. Тактика врача–педиатра участкового: практическое руководство / под ред. М. А. Школьниковой, Ю. Л. Мизерницкого. – Москва: ГЭОТАР – Медиа, 2020. – 202 с. ¬– (Тактика врача) (НИКИ педиатрии имени академика Ю. Е. Вельтищева, ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н. И. Пирогова Минздрава России рекомендует).
31. Терапия бронхиальной астмы у детей: возрастные аспекты / В. А. Ревякина, Н. Г. Астафьева, Н. А. Геппе, О. В. Калюжин // PEDIATRICS. CONSILIUM MEDICUM. – 2021. – № 2. – С. 113-119.
32. Фишкин, А. В. Справочник. Неотложная помощь / А. В. Фишкин. –Саратов: Научная книга, 2019. – 351 c. – https://www.iprbookshop.ru/80173.html.
33. Фролькис, Л. С. Справочник фельдшера фельдшерско-акушерского пункта / Л. С. Фролькис, Б. Д. Грачев, Е. А. Мухина. – Москва: ГЭОТАР – Медиа, 2022. – 553 с.
34. Черепанова, С. А. Влияние психологических факторов на приверженность лечению, уровень контроля и качество жизни при бронхиальной астме у детей / С. А. Черепанова, В. В. Мещеряков // Вестник СурГУ. Медицина. – 2022. – №2 (52). – С.59-64.
35. Шайтор, В. М. Скорая и неотложная медицинская помощь детям: краткое руководство для врачей / В. М. Шайтор. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2021. – 672 с. – https://www.rosmedlib.ru/book/ISBN9785970459478.html .
36. Шахова, Н. В. Распространенность бронхиальной астмы и аллергических заболеваний среди детей / Н. В. Шахова, Т. С. Кашинская, Е. М. Камалтынова // Аллергология и Иммунология в Педиатрии. – 2022. – №2. – С. 5-12. – https://doi.org/10.53529/2500-1175-2022-2-5-12.
37. Эволюция бронхиальной астмы у детей в течение трех лет от постановки диагноза / О. В. Трусова, А. В. Камаев, И. М. Гайдук, И. В. Кузнецова // Медицинский совет. – 2022. – Т. 16, № 12. – С. 178-185.