ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы культурно-досуговой деятельности и любительского
вокального творчества 6
1. 1 Сущность культурно-досуговой деятельности в современной России 6
1.2 Особенности любительского вокального творчества как части культурнодосуговой деятельности 13
2. Вокальные ансамбли со статусом «народный» в культурно-досуговых
учреждениях томского района 20
2.1 История становления культурно-досуговых центров в Томском районе 21
2.2 Вокальные ансамбли в культурно-досуговых учреждениях Томского
района 22
2.3 Вокальные ансамбли со статусом «Народный» в Томском районе 31
3. Организация и форма работы с самодеятельного коллектива 42
3.1 Формирование коллектива. Общие рекомендации 42
3.2 Вокальная группа «Рябиновая ягода» как пример организации
музыкального коллектива и методы его работы 46
ЛИТЕРАТУРА 58
Приложение А 61
Приложение Б 63
Актуальность темы. Музыкальное творчество продолжает оставаться значимым направлением культурно-досуговой деятельности, особенно в сельских районах, где вокальные ансамбли становятся не только формой художественного самовыражения, но и важным социальным институтом. В условиях демографического старения населения и ограниченного доступа к профессиональной культуре, самодеятельные коллективы выполняют задачи социализации, эмоциональной поддержки и культурной преемственности. Исследование подчеркивает важность культурно-досуговой деятельности в сельской местности для развития социальной активности и удовлетворения культурных потребностей населения [Аванесова, 2006].
Создание вокальных ансамблей в культурно-досуговых учреждениях способствует творческой самореализации, поддержанию активного образа жизни и укреплению межличностных связей среди жителей. Такие коллективы выполняют важные функции, включая формирование эстетического вкуса, укрепления культурной идентичности и помогают преодолеть социальную изоляцию старшего поколения. В частности, исследования показывают, что участие в вокальных ансамблях положительно влияет на эмоциональное состояние и когнитивные функции пожилых людей [Жарков, 2003].
Кроме того, деятельность вокальных ансамблей способствует сохранению и популяризации нематериального культурного наследия. Исполнение народных и авторских песен позволяет поддерживать традиции местного песенного фольклора и передавать их следующим поколениям. [Жукова, 2019]
Вокальные ансамбли в учреждениях культуры Томского района обладают устойчивыми традициями и активно вовлекают жителей разных возрастных групп в творческую деятельность. Работа с возрастной категорией 55+ требует применения специфических педагогических и психологических подходов, учитывающих возрастные особенности голосового аппарата и социальные потребности участников [Санкин, 2006].
Таким образом, вокальные ансамбли представляют собой форму культурно-досуговой деятельности, выполняющую ряд значимых социальных и культурных функций. В данной работе будет рассмотрен опыт вокальных ансамблей культурно-досуговых учреждений Томского района с целью выявления эффективных форм и методов их функционирования.
Цель работы - описать и проанализировать историю возникновения и развития, особенности организации, функционирования и методики управления вокальными ансамблями в культурно-досуговых учреждениях Томского района.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность культурно-досуговой деятельности в контексте современной социокультурной среды;
2. Описать и классифицировать вокальные ансамбли, действующие в Томском районе;
3. Проанализировать деятельность вокальных ансамблей со статусом «Народный» в культурно-досуговых центрах Томского района;
4. Изучить практический опыт руководства вокальной группой «Рябиновая ягода» и выявить эффективные формы и методы работы с коллективом старшего возраста.
Объект исследования - культурно-досуговая деятельность в системе учреждений культуры Томского района.
...
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы была рассмотрена роль вокальных ансамблей в системе культурно-досуговой деятельности на примере учреждений Томского района. Исследование подтвердило, что вокальные коллективы остаются устойчивой и значимой формой самодеятельного художественного творчества, особенно в сельской местности, где их деятельность способствует укреплению социокультурных связей, сохранению народных традиций и вовлечению представителей старшего поколения в активную общественную жизнь.
На основе анализа теоретических источников раскрыта сущность культурно-досуговой деятельности, а также особенности функционирования любительских коллективов в рамках учреждений культуры. Установлено, что вокальные коллективы являются не только формой творческой реализации, но и средством социальной поддержки, что особенно актуально в условиях малых населенных пунктов.
Отдельное внимание в работе было уделено реальному опыту руководства вокальной группой «Рябиновая ягода», действующей на базе МБУ «КСЦ «Радость» поселка Мирный, Томского района. Подробно рассмотрены принципы формирования репертуара, особенности методики разучивания музыкального материала, адаптированные приемы вокальной работы с женщинами старшего возраста, а также способы подготовки к выступлениям. Практические наблюдения дополнялись анкетными данными и высказываниями самих участниц коллектива, что позволило получить представление о внутренних мотивациях и социальной значимости участия в ансамбле.
Таким образом, поставленные цели и задачи исследования были достигнуты. Выводы, сделанные на основе анализа деятельности конкретного коллектива, могут быть применены в практике других культурно-досуговых учреждений, работающих с аналогичными возрастными группами. Полученные материалы могут быть использованы для совершенствования методики работы с самодеятельными вокальными ансамблями, особенно в сельском контексте. Перспективным направлением дальнейших исследований может стать разработка моделей преемственности поколений внутри творческих коллективов, а также изучение влияния участия в ансамбле на качество жизни старшего поколения.
ванесова Г. А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации. / Г. А. Аванесова. - М.: Аспект Пресс, 2006.
• 240 с.
2. Санкин Л. А. Социально-культурная деятельность: теория и методика организации деятельности общественных объединений. / Л. А. Санкин. - СПб.: СПбГУП, 2006. - 336 с.
3. Жукова Л. М. Методика развития вокальных навыков в любительских ансамблях. / Л. М. Жукова. - СПб.: Лань, 2019. - 120 с.
4. Жарков А. Д. Современные технологии социально-культурной деятельности. / А. Д. Жарков. - М.: МГУКИ, 2003. - 196 с.
5. Мосалев Б. Г. Социология досуга. / А. Д. Жаркова. - М.: Гуманитарий, 1995. - 224 с.
6. Шамина Л. В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. / Л. В. Шамина. - М.: Музыка, 1983. - 176 с.
7. Чабанный В. Ф. Управление самодеятельным хором. / В. Ф. Чабанный. - М.: СОВЕТСКАЯ РОССИЯ, 1987. - 129 с.
8. Филологический, маньяк «Он человек досужий...» — это похвала или оскорбление? Как в XIV-XV веках понимали слово «досуг»? / маньяк Филологический. — Текст : электронный // Дзен : [сайт].
• URL: https://dzen.ru/a/YfpwMuw2Zijl6HYh (дата обращения: 11.04.2025).
9. Асафьев Б. В. Русская музыка: очерки истории / Б. В. Асафьев. - М.: Музыка, 1947. - 320 с.
10. Гольденвейзер А. Б. Избранные статьи, высказывания,
воспоминания / А. Б. Гольденвейзер. - М.: Советский композитор, 1964. - 551 с.
11. Вязьмин, Ю. H. История развития музыкального образования в
России XIX - начала XX вв / Ю. H. Вязьмин. — Текст : электронный // КиберЛенинка : [сайт]. — URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-razvitiya-muzykalnogo- obrazovaniya-v-rossii-xix-nachala-xx-vv (дата обращения:
11.04.2025).
12. Валиахметова, Д. Михаил Глинка: автор первой оперы и гимна
России стал национальным композитором / Д. Валиахметова. — Текст : электронный // RGru : [сайт]. — URL:
https://rg.ru/2024/06/01/mihail-glinka-220-avtor-pervoj-opery-i- gimna-rossii-stal-nacionalnym-kompozitorom.html (дата обращения: 11.04.2025).
13. Пречистенские рабочие курсы. — Текст : электронный // Wikipedia
: [сайт]. — URL:
https: //ru.wikipedia. org/wiki/Пречистенские_рабочие_курсы (дата обращения: 21.05.2025).
14. Сборник материалов о деятельности вокальных коллективов Томского района / Архивные материалы ЦДК. - Томский район, 2024.
15. Дома культуры и клубы Томского района. — Текст : электронный
// Культура.РФ : [сайт]. — URL:
https: //www.culture.ru/traditions/doma-kultury-i-kluby/location- tomskaya-oblast-tomskii-raion (дата обращения: 11.04.2025).
... всего 23 источника