Содержание 2
Введение 3
ГЛАВА 1. Корейская специфика зеленого роста: основные направления экологической деятельности и место энергетической независимости в ней 9
1.1 Ограничение выбросов парниковых газов - основа политики зеленого роста ... 16
1.2 Сокращение использования ископаемых видов топлива и утверждение
энергетической независимости 24
1.3 Политика по адаптации к глобальным изменениям климата 29
ГЛАВА 2. Зеленые технологии в промышленности и жизни: шаги к национальному прогрессу и глобальному зеленому росту 34
2.1 Развитие зеленых технологий и внедрение их в промышленный сектор 34
2.2 Поддержка сектора услуг, ИКТ и создание базы для формирования зеленой
экономики 44
2.3 Политика в области городского благоустройства, транспортной инфраструктуры
и распространения зеленого образа жизни в обществе 47
2.4 Международное сотрудничество Южной Кореи как инструмент глобального
продвижения зеленого роста 61
Заключение 67
Список использованных источников 71
Тема влияния человека на окружающую среду давно закрепилась среди наиболее актуальных и обсуждаемых вопросов современности, привлекающих внимание не только природоохранных организаций, но и всего мирового сообщества в целом. С ходом истории человечество высокими темпами развивало все новые возможности производства, осваивало природные ресурсы и активно использовало их для модернизации среды своего обитания. Для скорейшего роста приоритет отдавался интенсивному развитию производств, без оглядки на ущерб, который они наносят окружающей среде. Лишь только относительно недавно, когда ресурсы постепенно стали истощаться, а территории приходить в негодность для проживания, встал вопрос о необходимости предпринимать срочные меры по замедлению пагубных процессов и сокращению негативного влияния человека на природу. Глобальная обеспокоенность угрозой серьезных климатических изменений, вызванных выбросами парниковых газов в атмосферу, стала повесткой дня на самых разных уровнях - от местного до международного. Мир находится в поиске оптимальной модели развития, которая совмещала бы в себе и устойчивый экономический рост, и экологически безопасные механизмы производства, - и в этой связи Республика Корея выступает ответственным членом мирового сообщества, одним из первых провозгласивших идею «зеленого роста» в качестве национальной стратегии. Опыт Кореи вполне может стать примером для всех стран, желающих «озеленять» экономику и промышленность и переходить к альтернативным источникам роста, не вызывающим упадка окружающей среды.
Актуальность исследования с точки зрения его научной ценности заключается в отсутствии в русскоязычных источниках достаточного количества информации по исследуемой тематике. Основываясь на англоязычных и корееязычных источниках впервые в отечественном 3
корееведении сделана попытка комплексного исследования национальной стратегии РК в сфере экологии.
В качестве объекта исследования выступает экологическая политика Республики Кореи с 2008 года. Предметом исследования является Национальная стратегия зеленого роста Южной Кореи.
Целью дипломной работы является выявление ключевых параметров Национальной стратегии зеленого роста и оценка ее эффективности и результативности по основным направлениям, заявленным в Стратегии. Для достижения данных целей были поставлены следующие задачи:
• Рассмотреть понятие зеленого роста и его суть в корейском варианте модели развития;
• Выделить основные направления деятельности государства в сфере экологии;
• Проанализировать конкретные задачи, сформулированные в Национальной стратегии зеленого роста;
• На основе статистики выявить конкретные результаты работы по направлениям и возможные проблемы к настоящему моменту;
• Оценка эффективности Стратегии и возможности применения ее модели в других странах.
Хронологические рамки исследования охватывают современный период: с 2000-х годов и по настоящее время. Данные рамки обусловлены сроками реализации Национальной стратегии зеленого роста (официально с 2009 года) и предусматривают исследование предпосылок ее принятия, а также конкретных политических и экологических условий в Южной Корее в предшествующие годы.
В ходе работы применялись различные методы исследования, как общенаучные, так и специальные методы различных наук. Основным методом данного исследования является метод системного анализа: мы рассматриваем Национальную стратегию зеленого роста как систему правил, установок и целей, определяющих политический, экономический и технологический пути развития государства. Историко-сравнительный и историко-системный методы используются в процессе рассмотрения исторического развития Стратегии, сравнения двух пятилетних планов и сравнению роли зеленого роста в программах двух корейских президентов. Политологические методы контент-анализа и ивент-анализа использовались при изучении пресс-релизов, декретов, бюллетеней и иных документов Министерства окружающей среды Республики Корея, Института глобального зеленого роста, Организации экономического сотрудничества и развития и других. Для работы с политическими взглядами президентов Кореи использовался метод когнитивного картирования.
В ходе исследования нами использовался широкий спектр аналитических и статистических источников по вопросам экологической политики Кореи. К основным источникам можно отнести законодательные акты и информационные материалы Министерства окружающей среды 6 ; выступления президентов Республики и должностных лиц международных организаций ; бюллетени , отчеты и статистические материалы Министерств и отраслевых агентств Кореи и мира; отчеты и аналитические материалы Экономической и социальной комиссии ООН для АТР (ЭСКАТО) , Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Конвенции ООН по изменениям климата (UNFCCC) , Института глобального роста и развития (GGGI) ; пресс-релизы встреч разного
уровня; статьи в СМИ 20 21 и на экологических информационных
порталах .
По исследуемой тематике практически отсутствуют источники на русском языке; преобладающая часть англоязычных ресурсов представлена аналитическими статьями по политике зеленого роста, а также разнообразными материалами корейских министерств, агентств и институтов, а также и международных организаций, занимающихся проблемами устойчивого развития и охраны окружающей среды. Ввиду слабой освещенности темы в русскоязычном корееведении автор в дипломной работе вводит ряд новых терминов, касающихся современной экологической политики РК.
Работа состоит из двух глав, каждая из которых рассматривает различные аспекты стратегии зеленого роста с точки зрения поставленных целей и достигнутых результатов. В первой главе рассматривается само понятие зеленого роста и его отражение в государственной политике Республики Корея конца 2000-х годов в форме Национальной стратегии. В главе раскрывается суть трех основных направлений деятельности Стратегии, сравнивается место зеленого роста в национальном курсе во время президентства Ли Мён Бака и Пак Кын Хэ. Затем внимание уделяется основному параметру стратегии - сокращению выбросов парниковых газов и энергетической независимости, анализируются действия правительства в этой сфере и выясняются позитивные и негативные результаты работы. Вторая глава освещает процесс развития зеленых технологий в Корее и их внедрения во все сферы деятельности. Рассматриваются примеры программ, направленных на совершенствование индустриального цикла, расширение рынка труда в зеленых отраслях, а также процесс формирования нового зеленого образа жизни в корейском обществе. Заключительной частью главы является выявление международного положения Республики Корея в глобальном движении к зеленому росту через анализ ключевых международных связей и проектов страны.
Целью дипломной работы являлось выявление ключевых параметров Национальной стратегии зеленого роста, а также оценка ее эффективности и результативности по основным направлениям, заявленным в Стратегии. Для достижения данных целей были поставлены следующие задачи: рассмотреть понятие зеленого роста и его суть в корейском варианте модели развития; выделить основные направления деятельности государства в сфере экологии; проанализировать конкретные задачи, сформулированные в Национальной стратегии зеленого роста; на основе статистики выявить конкретные результаты работы по направлениям и возможные проблемы к настоящему моменту.
В первой главе рассматривалось само понятие зеленого роста и его отражение в государственной политике Республики Корея конца 2000-х годов. К зеленому росту Корея пришла самостоятельно в силу значительных ухудшений в состоянии окружающей среды, вызванных форсированной индустриализацией страны в 70-е годы. Национальная стратегия зеленого роста, рассчитанная на период с 2009 по 2050 годы стала основой политического курса президента Ли Мён Бака, определив собой три основных направления преобразований: работу по адаптации к изменениям климата и достижение энергетической независимости, развитие зеленых технологий и базы для зеленой экономики, и повышение качества жизни и распространение идей зеленого роста в мире. Реализация Стратегии началась с Первого пятилетнего плана (2009-2013) и была продолжена во Втором плане (2014-2018) новым президентом Кореи Пак Кын Хэ, которая, однако, сместила акценты в сторону креативной экономики и сделала концепцию зеленого роста скорее вспомогательным инструментом в достижении новых целей. Тем не менее, основное внимание в экологической политике и по сей день уделяется вопросам сокращения выбросов парниковых газов и достижению страной энергетической независимости. Анализируя этот раздел Национальной стратегии, мы выяснили, что высокая степень зависимости Кореи от импорта ископаемых ресурсов и попадание в десятку стран с самым высоким уровнем выбросов побудили правительство с одной стороны снижать энергозатратность предприятий и переводить часть производства на использование альтернативных источников энергии, а с другой - вводить технические меры по контролю над выбросами и стимулировать развитие природоохранных проектов для возрождения естественных ресурсов. В данной связи государство сделало упор на увеличение добычи энергии из возобновляемых ресурсов и атомного производства, расширение использования альтернативных источников энергии крупнейшими предприятиями (система стандартов RPS) и экономию энергопотребления путем оптимизации работы электросетей (схемы нового поколения Smart Grid). В области сокращения эмиссии парниковых газов значительным прорывом стало введение Торговой схемы выбросов, обязавшей 525 компаний Кореи покупать квоты на выбросы у государства, а излишки приобретать у других компаний. Текущие цели государства по сокращению выбросов составляют 30% и 37% к 2020 и 2030 годам соответственно, что, в свою очередь, вызывает некоторое осуждение среди производителей ввиду неподъемной нагрузки, которую данные ограничения возложат на промышленность. Спорные моменты остаются и в некоторых природоохранных проектах правительства (Восстановление четырех рек, сокращение лесных массивов), но в целом для этой области характерны положительные тенденции изменений.
Вторая глава была посвящена развитию зеленых технологий как главный двигатель прогресса в промышленности, экономике и социальной сфере. Повсеместное внедрение зеленых технологий в различные отрасли экономики позволили Корее стать одним из ведущих технологически развитых государств мира. Стратегия зеленого роста опирается на развитие НИОКР и привлечение инвестиций в зеленые отрасли; государственная политика в данной сфере отличается лояльностью к предприятиям и компаниям самого разного масштаба, от крупнейших концернов до мелкого бизнеса, предоставляя им поощрения зеленой деятельности. Каждое предприятие несет ответственность за полный цикл своего производства - от создания продукта до утилизации отходов, и потому его вклад в достижение общенациональных целей начинается с меньшего потребления энергии на производстве и заканчивается переработкой отходов вместо их захоронения или сжигания. Государство в то же время стимулирует озеленение производств через кредитование, предоставление льгот на научно-исследовательские разработки, а также формирует рынок новых зеленых профессий и кадровый резерв. Немаловажная роль государства заключается также и в популяризации зеленого образа жизни среди простого населения. Через благоустройство городской среды, развитие системы экологически чистого общественного транспорта, поощрения экономии энергии в повседневной жизни и проведение экологических кампаний корейское общество постепенно приобщается к идеям экологической ответственности каждого человека за сохранение окружающей среды и осознание возможности вносить собственный вклад.
Мы уверены, что именно комплексный подход правительства к внедрению концепции зеленого роста во все сферы жизни и во все слои общества позволил Корее сформировать образ про-зеленого государства, способного стать примером и лидером глобального движения за распространение зеленого роста - уникального механизма, позволяющего сочетать устойчивое экономическое развитие с заботой об окружающей среде и снижением негативного влияния на нее. Доказательством тому служит уважаемое положение Кореи в мировом сообществе: страна возглавляет Институт глобального зеленого роста, является одним из самых активных членов Организации экономического сотрудничества и развития, возглавляет Фонд зеленого климата. Корея осуществляет масштабную финансовую, техническую и консультативную поддержку развивающимся странам в борьбе с изменениями климата по программам ОПР, а через сеть двухсторонних и многосторонних связей активно участвует в экологических инициативах региона и мира. Стратегия зеленого роста Республики Корея способствовала реальному привлечению внимания к проблемам окружающей среды и продемонстрировала на собственном примере важность участия каждого человека, каждого предприятия, каждого региона и страны в общих стремлениях человечества облагородить собственную планету. Корее еще есть к чему стремиться и в каком направлении расти. Но если меньше чем за десять лет страна сумела совершить мощный рывок к качественно новому этапу развития экономики и национального сознания, то в будущем от Кореи можно ожидать еще больших достижений в ее стремлении обеспечить нынешним и следующим поколениям благополучную жизнь в согласии с окружающим миром.
1. Валерий Меньшиков о визите российской делегации в Южную Корею. [Электронный ресурс] / Российское атомное общество. - URL: http://www.atomic- energy.ru/statements/2014/12/05/53561 (дата обращения: февраль 2016)
2. Монголия укрепляет связи с Южной Кореей в деле охраны природы. [Электронный ресурс]. - URL: http://russian.china.org.cn/international/txt/2014-08/21/content 33294977.htm (дата обращения: февраль 2016)
3. Национальный союз предприятий, занятых в сфере обращение с отходами : Зарубежный опыт Южной Кореи. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ekosoyuz.ru/uplfile/sub menu/ugnaia korea.doc (дата обращения: февраль 2016)
4. Россия и Корея подготовят пилотный проект в области управления отходами. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ecoindustry.ru/news/view/40153.html (дата обращения: февраль 2016)
5. Южная Корея запускает схему торговли квотами на выбросы продуктов сгорания. [Электронный ресурс]. - URL: http://offshore.su/blog/offshore news/yuzhnaya-koreya- zapuskaet-sxemu-torgovli-kvotami-na-vybrosy-produktov-sgoraniya.html (дата обращения: февраль 2016)
6. Южная Корея пригласила РФ в Институт глобального "зеленого" роста. [Электронный ресурс] / ECOPortal. - URL: http://ecoportal.su/news.php?id=68392 (дата обращения: февраль 2016)
7. Южная Корея снизит выбросы CO2 с помощью "зеленых карточек". [Электронный ресурс] / ECOPortal. - URL: http://ecoportal.su/news.php?id=51011 (дата обращения: февраль 2016)
8. Южная Корея: чем меньше, тем лучше. [Электронный ресурс] / ECOPortal. - URL: http://ecoportal.su/news.php?id=72237 (дата обращения: февраль 2016)
9. “A Great People with New Dreams”. Address by president Lee Myung-bak on the 63rd anniversary of national liberation and the 60th anniversary of the founding of the Republic of Korea. [Electronic source] / Korea.Net. - URL: http://www.korea.net/Government/Briefing- Room/Presidential-Speeches/view?articleId=91000 (access date: May 2016)
10. Angel Gurria, OECD Secretary-General, Speech on Korea’s National Green Growth Committee Meeting, 4th February 2013, Seoul, Republic of Korea. [Electronic source] / OECD. - URL: http://www.oecd.org/about/secretary-general/korea-national-green-growth-committee- meeting.htm (access date: May 2016)
11. 2015 ECOREA. Environmental Review. Vol.4. / Ministry of Environment, Republic of Korea. - Sejong : Ministry of Environment, 2015. - 69 p.
12. Ecorium of the National Ecological Institute. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.e-architect.co.uk/korea/ecorium-national-ecological-institute (дата обращения: февраль 2016)
13. Ecorium. Seocheon, South Korea. [Электронный ресурс] / Grimshaw Architects. - URL: http://grimshaw-architects.com/project/ecorium/ (дата обращения: февраль 2016)
14. Energy Policies of IEA Countries. The Republic of Korea: 2012 Review. / International Energy Agency. - Paris : Soregraph, 2012. - 135 p.
15. Environmental policies matter for growing megacities. [Электронный ресурс] / The
latest research news: Science Daily. - URL:
http://www.sciencedaily.com/releases/2013/04/ 130403131356.htm (дата обращения: февраль 2016)
..52