INSTAGRAM STORIES КАК ИНСТРУМЕНТ ВОВЛЕЧЕНИЯ ЦЕЛЕВОЙ АУДИТОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ В КОММУНИКАЦИЮ (на примере
аккаунта кофейни «Территория кофе» в г.Томске)
АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 3
1 КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА ПО ВОВЛЕЧЕНИЮ ЦЕЛЕВОЙ АУДИТОРИИ КОФЕЙНИ «ТЕРРИТОРИЯ КОФЕ» С ПОМОЩЬЮ INSTAGRAM STORIES В INSTAGRAM 8
1.1 Instagram Stories: характеристика, методы и приемы 8
1.2 Морфология волшебной сказки В.Я. Проппа как методология структуры
Instagram Stories, используемых для вовлечения 16
1.3 Вовлечение как результат использования Instagram Stories и PR в
рекламных целях 24
2 МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ПО ВОВЛЕЧЕНИЮ ЦЕЛЕВОЙ АУДИТОРИИ КОФЕЙНИ «ТЕРРИТОРИЯ КОФЕ» С ПОМОЩЬЮ INSTAGRAM STORIES В INSTAGRAM 28
2.1 Анализ положительных кейсов Instagram Stories, созданных по структуре волшебной сказки, работающих на вовлечение целевой аудитории в коммуникацию 28
2.2 Концепция и примеры Instagram Stories аккаунта кофейни созданных по структуре волшебной сказки 33
3 ОТЧЕТ О РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ПО ВОВЛЕЧЕНИЮ ЦЕЛЕВОЙ АУДИТОРИИ КОФЕЙНИ «ТЕРРИТОРИЯ КОФЕ» С ПОМОЩЬЮ INSTAGRAM STORIES В INSTAGRAM 38
3.1 Инструкция по созданию Instagram Stories по структуре волшебной сказки
(на примере Instagram-аккаунта кофейни «Территория кофе» в г. Томске 38
3.2 Результативность реализации проекта: статистические показатели и
коэффициент вовлеченности 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
Приложение А 59
Приложение Б 62
Приложение В 63
Приложение Г 64
Приложение Д 65
Приложение Е 66
Приложение Ж 67
Приложение З 68
Приложение И 69
Беспроводные сети не просто делают нашу жизнь насыщеннее и удобнее - они меняют ее самым фундаментальным образом, и уже сегодня мы находимся на пороге нового этапа человеческой эволюции» . Интернет стал одной из главных причин, благодаря которым происходит информационная революция, и эта сфера продолжает развиваться и предоставляет новые невероятные возможности. Профессиональная сфера коммуникации с каждым днем все прочнее и прочнее уходит в digital-пространство. Развитие социальных сетей повлияло не только на характер online-коммуникации, но и на профессиональную деятельность, средством которой являются коммуникации. По мере развития профессиональной коммуникации в интернете и понимания ценности и увеличения значимости этой среды для общения с целевой аудиторией и потребителями компаниями менялись, также, принципы и подходы в работе специалистов в сфере digital-маркетинга, smm. Все это говорит о том, что социальные сети стали неотъемлемой частью профессиональной деятельности специалистов по рекламе и связям с общественностью в современном мире.
На сегодняшний день использование социальных сетей настолько прочно вошло в нашу жизнь, что становится сложно предположить, что какой-либо человек, компания, организация или сообщество не представлены хотя бы в одной из нескольких самых популярных социальных сетей или платформ. Количество пользователей стремительно растет и на данный момент аудитория, к примеру, популярной социальной сети Instagram превышает 1 миллиард пользователей и это точно не предел. Каждый день люди общаются в социальных сетях, делятся новостями, развивают бизнесы с их помощью. Социальные сети давно стали не просто способом общения, но и действительно эффективным инструментом для продвижения бизнеса практически любого размера. Кроме того, сами социальные сети внедряют все больше и больше инструментов и возможностей, которые помогают компаниям и предпринимателям рассказывать о себе, повышать узнаваемость и продажи своих продуктов. Специалисты, работающие в компаниях, создающих социальные сети, усиленно работают над тем, чтобы внедрить новый и актуальный инструмент, который будет работать еще эффективнее, чем прежние.
Но не только непосредственно социальные сети развивают свои возможности. С каждым днем появляется все больше и больше приемов и методов эффективного использования уже существующих инструментов, таких как, например, Instagram Stories. Предприниматели, специалисты в сфере социальных коммуникаций, таких как интернет - маркетинг, а также smm-специалисты придумывают новые способы использования этого инструмента для продвижения своего бизнеса, компаний, на которые они работают, а также своего личного бренда. За несколько лет своего существования Instagram Stories успели стать самым популярным форматом контента в социальной сети Instagram и даже потеснить уже привычные для всех посты, многократно увеличив количество подписчиков в своем аккаунте. Становится все более и более популярно иметь аккаунт в Инстаграме, но не выкладывать посты, а присутствовать на этой площадке только в Stories. Можно заметить, что эффективность использования такой коммуникации не становится ниже, чем у привычного для всех нас постинга со статичной картинкой или видео и большим текстом под ними. А также необходимо упомянуть, что данная функция внутри приложения Instagram создала новую профессию - сторисмейкер (от англ. stories - истории, maker - создатель). Теперь любой желающий может нанять человека, который будет создавать Stories для его аккаунта по особой стратегии, с использованием уникального оформления, которое соответствует брендбуку (от англ. brand book - служебный публичный документ организации, излагающий философию бренда, аудитория бренда, составляющие бренда, брендинг и другие данные, которыми руководствуется отдел маркетинга и руководители бизнеса). Кроме того, школы digital - маркетинга создают курсы, изучая которые, можно научиться создавать и оформлять Stories, а также генерировать контент для такого формата.
Все вышеперечисленные тенденции формируют потребность изучения коммуникативных возможностей такого инструмента как Stories в социальной сети Instagram.
В настоящее время уже существует некоторое количество работ, которые так или иначе затрагивают тему создания и использования Instagram Stories, но все они лишь поверхностно описывают функционал данного инструмента и не описывают причины, по которым Stories являются действительно эффективными и полезными в использовании и продвижении личных блогов, компаний и организаций или брендов. Среди таких работ, например, статья Граховой И.А., а также Дрынь Я.А. «Анализ социальной сети Instagram как инструмента формирования общественного сознания», в которой рассматривается социальная сеть Instagram как инструмент в общем, не подвергая анализу функциональные возможности, представленные внутри данной социальной сети. Боровикова А. Н., Вагин Д. Ю., Тарасова В. С. И Яшкова Е. В. рассматривают социальную сеть Instagram с точки зрения интернет-маркетинга и, несмотря на то, что дает подробное описание принципов работы данной социальной сети, в целом описывает их лишь с точки зрения продвижения коммерческих товаров для получения прибыли. Книга Дамира Халилова «Маркетинг в социальных сетях» полностью раскрывает смысл данного понятия и описывает маркетинговые особенности в российских реалиях, но не разбирает подробно такой инструмент как Instagram Stories с точки зрения эффективности. В статье Х. Васкес-Эрреро, С. Дирейто-Реболай и Х. Лопес-Гарсиа «Ephemeral Journalism: News Distribution Through Instagram Stories» подробно описывается принцип работы зарубежных СМИ в таком микроформате как Instagram Stories, но не уделяется внимание эффективности таких принципов работы.
Несмотря на увеличивающееся внимание исследователей к инструменту Instagram Stories, остается открытым вопрос об их использовании для вовлечения целевой аудитории в коммуникацию.
Проблема, решаемая в процессе данного исследования, заключается в недостатке обоснования эффективности использования структуры Instagram Stories, используемой в целях вовлечения целевой аудитории в коммуникацию.
Цель данной ВКР - разработать структуру вовлекающих Instagram Stories и апробировать ее на примере контента для официального Instagram-аккаунта кофейни «Территория кофе» в г.Томске.
Объектом данного исследования является Instagram Stories.
Предметом настоящей ВКР являются Instagram Stories как инструмент вовлечения целевой аудитории.
В соответствие с целью данной работы были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить базовый функционал Instagram Stories.
2. Изучить приемы и методы вовлечения целевой аудитории, используемые в Stories в Инстаграм.
3. Проанализировать возможности использования морфологии волшебной сказки Владимира Яковлевича Проппа как структуры для создания Instagram Stories.
4. Определить возможности Instagram Stories, построенных по принципу волшебной сказки, как инструмента вовлечения.
5. Проанализировать положительные примеры использования Instagram Stories, построенных по принципу волшебной сказки. Как инструментов вовлечения целевой аудитории.
6. Проанализировать степень эффективности Instagram Stories как инструмента вовлечения целевой аудитории в аккаунтах в Instagram.
7. Составить рекомендации по ведению, оформлению и постингу Stories для кофейни «Территория Кофе» в г. Томске.
8. Апробировать разработанные рекомендации в процессе проведения информационной кампании по вовлечению целевой аудитории в аккаунт кофейни «Территория Кофе» в г. Томске с использованием Instagram Stories.
Методологической основой данного исследования выступают концепция советского фольклориста и одного из основоположников теории текста В. Я. Проппа. А, а именно «Морфология волшебной сказки», в котором филолог описал структуру и функции волшебной сказки, которые делают ее интересной и запоминающейся. Также автор данной ВКР принимал во внимание идеи Д. Д. Фрэзера о связи мифов и религии с реальным миром и о влиянии устного народного творчества на сознание человека. Кроме того, в данной работе используются некоторые прикладные методы исследования, такие как сравнительный анализ морфологии волшебной сказки и структуры Instagram Stories, и, так называемые, case-study - рассмотрение реальных ситуаций и примеров из практики.
Настоящая ВКР имеет структуру проектного типа и состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, а также списка использованной литературы и приложений.
Во введении обоснована актуальность темы ВКР, охарактеризована степень разработанности проблемы, определены предмет и объект исследования, поставлены цель и задачи, дано описание новизны темы и практическая значимость работы, а также обозначена методологическое основа данного исследования.
В первой теоретической главе описываются приемы и методы, используемые при разработке Stories, описание концепции работы В.Я. Проппа, а также способы создания Stories, которые основываются на структуре волшебной сказки по В.Я. Проппу. Кроме вышеперечисленных позиций, описывается понятие вовлечение применительно к социальным сетям и анализ эффективных Instagram Stories, которые основываются на структуре волшебной сказки.
Во второй главе представляются разработанные автором рекомендации по ведению, оформлению и созданию Instagram Stories для городской кофейни в Томске «Территория кофе», составленные на основе полученных в первой главе выводов. Помимо этого, представлены результаты использования составленных рекомендаций в процессе проведения информационной кампании по вовлечению целевой аудитории в коммуникацию в аккаунт кофейни «Территория Кофе» в г. Томске с использованием Instagram Stories.
В заключении данной ВКР сформулированы теоретические и практические выводы исследования.
Практическая ценность данной работы заключается в том, что составленные и оформленные рекомендации помогут организациям общественного питания применять на практике эффективный инструмент Instagram Stories, а также вовлекать целевую аудиторию своего коммерческого аккаунта в Instagram в коммуникацию.
Роль социальных сетей Интернета в жизни общества не стоит преувеличивать или преуменьшать. Социальные сети - часть современной информационной реальности, которая как любой инструмент коммуникации может быть использована в разных целях» .
Социальные сети в современном мире играют огромную роль в функционировании и развитии общества. Каждый день миллионы членов общества используют социальные сети в своих целях. Одной из самых популярных социальный сетей в данный момент времени является Instagram и этот факт способствует ещё более стремительному развитию возможностей этой социальной сети. Разработчики социальных сетей каждый год презентуют новые различные обновления, которые делают социальные сети удобней, практичней, современней и интересней для всех своих пользователей. Одним из таких обновлений однажды стали Instagram Stories - формат 15-ти секундных видеороликов, которые исчезают за 24 часа. Это обновление изменило направление развития данной социальной сети и digital-трендов, а также стало важной сферой профессиональной деятельности для специалистов по рекламе и продвижению в социальных сетях. В связи со стремительным ростом и развитием такого инструмента социальной сети Instagram развивается и научный интерес к исследованию и обоснованию популярности и эффективности такого формата контента. Автор данного исследования анализируя труды таких ученых как В.Я. Пропп и Д.Д. Фрезер попытался предположить, что популярность и вовлекающий фактор в использовании Instagram Stories обусловлен наличием определённой структуры, а именно структуры волшебной сказки, описанной впервые в морфологии волшебной сказки В.Я. Проппом.
В ходе настоящего исследования была сформулирована гипотеза, основываясь на которой, Instagram Stories, основанные на структуре волшебной сказки по «Морфологии волшебной сказки» В.Я. Проппа способствовали росту вовлеченности аудитории Instagram- аккаунта кофейни «Территория кофе» в г. Томске. В процессе написания данной работы автор попытался доказать наличие связи применения такой структуры на рост коэффициента вовлеченности аудитории аккаунта «Территория кофе» в социальной сети Instagram с помощью нескольких этапов проведения исследования. Первый этап заключался в изучении основной методологической базы исследования, а именно работ таких авторов как В.Я. Пропп и Д.Д. Фрезер, что позволило выдвинуть основную гипотезу исследования и в дальнейшем доказать ее опытным путем.
На втором этапе автором был реализован анализ положительных примеров Instagram Stories, созданных по структуре волшебной сказки, либо частично содержащих ее. Это позволило говорить о том, что применение такой структуры в данном формате возможно и, также, что оно частично реализовывается в некоторых успешных Instagram-аккаунтах, таких как личные и профессиональные блоги. Именно это позволило предположить, что применение структуры волшебной сказки возможно и на примере официального аккаунта кофейни «Территория кофе» в г. Томске.
Затем был реализован третий этап, в результате которого автором настоящего исследования были созданы Instagram Stories, основываясь на структуре волшебной сказки, описанной В.Я. Проппом в «Морфологии волшебной сказки». После чего созданный контент был апробирован посредством публикации его в официальном аккаунте кофейни «Территория кофе», а также осуществлен первичный замер статистических показателей и расчет коэффициента вовлеченности аудитории, основываясь на данных инструмента сбора статистики для бизнес-аккаунтов в социальной сети Instagram.
После всех реализованных этапов, о которых упомянуто выше, был произведен анализ собранных статистических данных, который показал, что применение структуры волшебной сказки к созданию Instagram Stories для аккаунта кофейни «Территория кофе», действительно влияет на рост статистических показателей, а также коэффициента вовлеченности аудитории в официальном аккаунте кофейни. Таким образом, в результате анализа можно увидеть, что применение структуры волшебной сказки способствует росту статистики и коэффициента ER в среднем примерно на 1%, что в рамках рассматриваемого аккаунта можно назвать значительно положительным результатом.
Данные, представленные для сравнительного анализа, позволяют говорить о том, что выдвинутая гипотеза была доказана в результате проведённого автором исследования. Для того, чтобы структурировать и визуализировать выводы по данной ВКР была создана инструкция по созданию и оформлению Instagram Stories для аккаунта кофейни «Территория кофе», в которой сформулированы всех основные выводы, полученные в ходе выполнения данной работы.
Актуальность данной работы и анализ степени теоретической разработанности темы, который был проведен на первых этапах настоящей ВКР, позволяет автору данного исследования сделать вывод о том, что научный интерес по данной теме в будущем будет расти и, также, о том, что главный объект настоящего исследования требует изучения с различных научных точек зрения, а также решений различных проблем, которые могут быть сформулированы в ходе изучения такого инструмента социальной сети Instagram как Instagram Stories, принципов работы, перспектив его развития, эффективности, причин популярности и так далее. Существование всех этих процессов требует использования разных подходов к их изучению.
Интерес к данной теме только растет и нет никаких сомнений в том, что данная тема будет развиваться и далее, изучаться с разных научных точек зрения, с применением разных подходов и методов. Это позволит гораздо более лучше понимать принципы работы как непосредственно самой социальной сети Instagram, так и ее внутренних инструментов, как, например, рассматриваемый в данном исследовании, Instagram Stories.
1. Пропп В. Я. Морфология сказки. — Л.: Academia, 1928.
2. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. - М.: Лабиринт, 2000.
3. Грахова И.А., Дрынь Я.А. Анализ социальной сети Instagram как инструмента формирования общественного сознания // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2017. №13. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-sotsialnoy-seti-instagram-kak- instrumenta-formirovaniya-obschestvennogo-soznaniya (дата обращения: 11.05.2021).
4. Боровикова А. М., Вагин Д. Ю., Тарасова В. С., Яшкова Е. В. Интернет- маркетинг в сети Instagram // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. №2 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-marketing- v-seti-instagram (дата обращения: 11.05.2021).
5. Чеснокова Т.А. Ослиная Кожа (Ослиная Шкура) / Наталья Будур. — Сказочная энциклопедия. — ОЛМА Медиа Групп, 2005. — С. 365. — 678 с. — ISBN 9785224048182.
6. «Гуси-лебеди» // Сказочная энциклопедия / Составитель Наталия Будур. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. — С. 120. — 608 с. — 5000 экз. — ISBN 5-224-04818-4
7. Халилов Д. Маркетинг в социальных сетях / Д. Халилов - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 376 с.
8. Vazquez-Herrero J, Direito-Rebollal S, Lopez-Garcia X. Ephemeral Journalism: News Distribution Through Instagram Stories. Social Media + Society. October 2019. doi:10.1177/2056305119888657
9. Мелетинский Е. М. Структурно-топологическое изучение сказки // Пропп В.Я. Морфология сказки. 2-е изд. М., 1969. - С. 134 - 162.
10. Бедненко Г., Лапшина Т. Сказка о Красной Шапочке и Сером Волке: Полезный определитель]
11. Аксёнова Д. Д. Развитие социальной сети instagram // Материалы Афанасьевских чтений. 2020. №2 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie- sotsialnoy-seti-instagram (дата обращения: 14.05.2021).
12. Финк С. А. Особенности интернет-продвижения на площадке Instagram //
Медиасреда. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-internet-
prodvizheniya-na-ploschadke-instagram (дата обращения: 14.05.2021).
13. Сумская А. С. Социальные сети как инструмент вовлечения в невиртуальную (реальную) активность (на примере открытой группы социальной сети «Вконтакте» «За сохранение березовой рощи в 18 мкр Челябинска») // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2012. №1 (9). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-seti-kak- instrument-vovlecheniya-v-nevirtualnuyu-realnuyu-aktivnost-na-primere-otkrytoy-gruppy- sotsialnoy-seti-vkontakte-za (дата обращения: 14.05.2021).
14. Гранкина Светлана Валерьевна, Дектярева Анастасия Валерьевна SMM-
продвижение как инструмент развития ресторанного бизнеса на примере предприятий общественного питания г. Самара // Скиф. 2020. №9 (49). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/smm-prodvizhenie-kak-instrument-razvitiya-restorannogo- biznesa-na-primere-predpriyatiy-obschestvennogo-pitaniya-g-samara (дата обращения:
14.05.2021).
15. Сычева В.О., Черевичко Т. В. Интернет-маркетинг в деятельности
предприятий общественного питания // Концепт. 2016. №12. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/internet-marketing-v-deyatelnosti-predpriyatiy- obschestvennogo-pitaniya (дата обращения: 14.05.2021).
..50