Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Перевод стилистически маркированной лексики в фильмах о гангстерах с английского языка на русский (на материале сериала «Острые козырьки» и фильма «Легенда»)

Работа №186232

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

лингвистика

Объем работы66
Год сдачи2025
Стоимость4660 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы исследования перевода стилистически маркированной лексики в аудиовизуальном переводе 8
1.1 Понятие «гангстерский фильм» и особенности языка его персонажей 8
1.2 Стилистически маркированная лексика в речи персонажей гангстерских фильмов 15
1.3 Достижение эквивалентности в аудиовизуальном переводе гангстерских фильмов 24
Выводы по главе 1 28
Глава 2. Анализ перевода стилистически маркированной лексики гангстерских фильмов с английского языка на русский 29
2.1 Анализ аудиовизуального перевода стилистически маркированной лексики фильма
«Легенда» 29
2.2 Анализ аудиовизуального перевода стилистически маркированной лексики сериала «Острые
козырьки» 41
2.3 Закономерности перевода стилистически окрашенной лексики в аудиовизуальном переводе
гангстерских фильмов 52
Выводы по главе 2 56
Заключение 58
Список использованной литературы 60
Список использованных источников 63

Настоящая выпускная квалификационная работа посвящена исследованию вопросов перевода стилистически маркированной лексики в жанре гангстерского кино. Одной из особенностей данного жанра является использование характерного языка и специфической лексики, что делает его перевод на русский язык затруднительным и требует высокого уровня владения переводческими методами. На примере фильма «Легенда» и сериала «Острые козырьки» в работе рассматриваются ключевые трудности, возникающие при передаче стилистически окрашенной лексики, а также анализируются основные стратегии и подходы, которые позволяют сохранить смысл и выразительные средства оригинала.
Перевод стилистически маркированной лексики представляет собой одну из самых сложных задач в переводческой практике, так как данные языковые единицы, помимо основного значения, несут эмоционально-оценочные и экспрессивные компоненты. Эти особенности затрудняют точную передачу стилистической окраски оригинала на целевой язык, особенно в условиях различий культурных контекстов. Важно не только сохранить смысл, но и передать тональность, стиль и социальные коннотации, которые могут существенно повлиять на восприятие текста целевой аудиторией.
Стилистически маркированная лексика включает в себя различные формы - от сленга и жаргона до обсценной и просторечной лексики. Каждая из этих категорий требует особого подхода при переводе, поскольку неверный выбор может исказить характеры персонажей, нарушить общую стилистическую гармонию текста или вызвать неадекватное восприятие произведения аудиторией. Таким образом, перевод подобной лексики требует от переводчика глубокого понимания как языковых, так и культурных различий между исходным и целевым языками.
Актуальность исследования перевода стилистически маркированной лексики обусловлена не только её сложностью, но и её значимостью для передачи культурных и социальных реалий, характерных для оригинального текста. Без правильной адаптации этой лексики могут теряться важные элементы колорита и стиля, что снижает качество перевода и восприятие произведения целевой аудиторией. Современная глобализация и популяризация переводов различных культурных продуктов, включая аудиовизуальные произведения, требуют особого внимания к сохранению стилистической уникальности оригинальных текстов.
Цель данного исследования заключается в выявлении закономерностей перевода стилистически маркированной лексики гангстерских фильмов с английского на русский язык.
Объектом исследования является стилистически маркированная лексика в гангстерском сериале «Острые козырьки» и фильме «Легенда» на английском языке и ее соответствия в переводах на русский язык. Выбор этих произведений обусловлен их популярностью и ярким использованием стилистически окрашенной лексики, характерной для жанра.
Предметом исследования являются способы перевода стилистически маркированной лексики в гангстерском сериале «Острые козырьки» и фильме «Легенда» с английского языка на русский.
Для достижения поставленной цели в настоящей работе решались следующие задачи:
1. Уточнить содержание понятия «стилистически маркированная лексика», её структурно-функциональные и семантические характеристики и типологию.
2. Проанализировать наиболее распространённые трудности, возникающие при переводе стилистически маркированной лексики, в том числе и в фильмах гангстерской тематики, и определить способы их преодоления.
3. Выявить корпус единиц стилистически окрашенной лексики из текстов англоязычного гангстерского сериала «Острые козырьки» и фильма «Легенда», произвести классификацию отобранных единиц.
4. Проанализировать способы перевода, применяемые для передачи лексики с эмоционально-оценочными и стилистически окрашенными компонентов семантики гангстерских фильмов в аудиовизуальном переводе на русский язык.
Методы исследования. Для достижения поставленной цели и решения задач в работе применён комплекс методов, включающий теоретический анализ литературы по теме исследования, методы классификации и систематизации для выделения и типологизации стилистически маркированной лексики, сравнительный анализ оригинальных текстов и их переводов для выявления трудностей и способов их преодоления, а также контекстуальный анализ функций лексики в передаче образов персонажей и атмосферы произведений. Для отбора материала использовался метод сплошной выборки, который охватил диалоги из трёх серий сериала «Острые козырьки» (общей длительностью около 120 минут) и фильма «Легенда» (длительностью 131 минута), что обеспечило репрезентативность корпуса из 250 примеров стилистически маркированной лексики. Анализ переводов проводился с использованием количественного метода для подсчёта частотности применения различных способов перевода и качественного метода для выявления закономерностей их использования в передаче эмоционально-оценочных и стилистических компонентов оригинала.
Теоретической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных учёных в таких областях, как:
• киноведение и культурология (анализ гангстерского жанра): В.Ю. Белоусов, Д.В. Захаров, Ф.Н. Жураев, Ю.Г. Цивьян, М. Щербакова, G. Larke-Walsh, S. Kozloff, J. Munby, D.E. Ruth, T. Schatz, J. Shadoian, R. Warshow;
• стилистика и лексикология (анализ стилистически маркированной лексики):
О.С. Ахманова, И.В. Арнольд, Н.С. Арапова, В.И. Беликов, Л. Бергман, С.И. Влахов, И.Р. Гальперин, М.А. Измайлов, В.В. Колесов, Л.П. Крысин, А.М. Молдован, В.П. Москвин, Е.Н. Мухина, Ф.П. Филин, С.П. Флорин, О.В. Фельде, О.Н. Емельянова, Е.Н. Сердобинцева, С.В. Чертоусова, В.Н. Ярцева, K. Allan, L. Bloomfield, K. Burridge, D. Christie, J. Nosek, E. Partridge, D. Stein;
• теория перевода (аудиовизуальный перевод и переводческие стратегии): Л.С. Бархударов, В.Г. Гак, В.Н. Комиссаров, J. Diaz Cintas, E. Nida, A. Remael.
Материалом исследования послужили тексты диалогов из сериала «Острые козырьки» (три серии общей длительностью около 120 минут) и фильма «Легенда» (длительностью 131 минута), включающие стилистически маркированную лексику на английском языке, а также их переводы на русский язык в виде субтитров и дубляжа. Анализ проводился на основе оригинальных текстов и их переводов, что позволило сформировать репрезентативный корпус из 250 примеров лексики для изучения.
Теоретическая значимость работы заключается в уточнении понятия стилистически маркированной лексики, её классификации и выявлении закономерностей перевода в жанре гангстерского кино.
Практическая значимость состоит в возможности применения результатов исследования в практике аудиовизуального перевода, особенно при работе с криминальными драмами, для повышения качества адаптации и восприятия зрителями.
Структура работы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются объект, предмет и материал исследования, ставятся цели и задачи работы, обосновываются её теоретическая и практическая значимость, описываются методы исследования. Первая глава посвящена теоретическим основам исследования: рассматривается понятие гангстерского фильма как жанра, анализируются особенности стилистически маркированной лексики, характерной для этого жанра. Во второй главе проводится анализ способов перевода стилистически маркированной лексики в сериале «Острые козырьки» и фильме «Легенда», выявляются закономерности и проблемы, возникающие при переводе. В заключении подведены итоги исследования, сформулированы основные выводы и определены перспективы дальнейших исследований в области перевода кинодиалогов.
Список использованных источников и литературы представляет список работ отечественных и зарубежных исследователей, которые были использованы в процессе изучения данной темы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Настоящая выпускная квалификационная работа посвящена изучению аудиовизуального перевода стилистически маркированной лексики гангстерских кинопроизведений с английского на русский язык на материале сериала «Острые козырьки» и фильма «Легенда». Перевод СМЛ представляет собой сложную задачу, обусловленную лингвистическими и культурными различиями, что требует глубокого понимания контекста и жанровых особенностей. В ходе исследования было установлено, что в «Легенде» преобладают адаптивные стратегии перевода, такие как смягчение (46.5%) и опущение (23.6%), обеспечивающие соответствие нормам русскоязычной аудитории, тогда как в «Острых козырьках» доминирует эквивалентный перевод (45.3%), сохраняющий криминальный колорит и эмоциональную интенсивность. Эти различия подчёркивают влияние формата произведения на выбор переводческих решений.
Анализ стилистически маркированной лексики выявил её высокую экспрессивность и ключевую роль в создании атмосферы и раскрытии характеров персонажей, что подчеркивает необходимость учета её семантической и функциональной нагрузки при переводе. Основные трудности связаны с культурными расхождениями и отсутствием прямых эквивалентов, особенно для диалектов, таких как бирмингемский «брумми», где эффективны смягчение, подбор аналогов и опущение. Составленный корпус из 250 единиц лексики подтвердил доминирование вульгаризмов (50.0-74.3%) и сленгизмов (21.5-36.8%), что акцентирует жанровую специфику. Сравнение переводческих стратегий показало, что эквивалентный перевод лучше передает стиль и эмоции оригинала, тогда как адаптивные методы ориентированы на культурную адаптацию.
Выявленные особенности подчеркивают важность баланса между сохранением стилистической аутентичности и адаптацией к целевой аудитории. Хотя полная передача всех нюансов остаётся сложной задачей, разработанные подходы создают основу для качественного перевода. Перспективы дальнейших исследований включают анализ перевода стилистически маркированной лексики в других жанрах и сравнение субтитров и дубляжа для углубления понимания аудиовизуального перевода.



Аминова А.А., Хафизова А.А. Проблемы адаптации стилистически сниженной лексики в языке переводов // Вестник ТГГПУ. - 2016. - № 2 (44). - С. 11-16.
Арнольд И.В. Стилистика. Современный английский язык: учебник. - М.: ФЛИНТА, 2016. - 384 с.
Беликов В.И., Крысин Л.П. Социолингвистика. - М.: Российский
государственный гуманитарный университет, 2001. - 234 с.
Белоусов В.Ю. Развитие и этапы становления жанра "гангстерский фильм" в американской кинематографии // Наука сегодня: глобальные вызовы и механизмы развития. - 2019. - С. 111-116.
Бергман Л. Я щас урою это чмо: Особенности перевода художественной литературы, содержащей лексически сниженную разговорную речь, на примере криминального романа Йенса Лапидуса «Шальные деньги». - 2017 - 44 с.
Блумфильд Л. Язык. - М.: Прогресс, 1968. - Т. 606. - 607 с.
Влахов С.И., Флорин С.П. Непереводимое в переводе. - 5-е изд. - М.: Р. Валент, 2012. - 406 с. - С.203-235.
Гальперин И.Р. Лексикология английского языка. - М.: Высшая школа, 1999. - 296 с.
Германова Н.Н. История нормирования английского языка: Лингвокультурные основания британской нормативной грамматики. - М.: Ленанд, 2014. - 368 с.
Жураев Ф.Н. Особенности перевода разговорных выражений в сериалах (на примере сериала «Острые козырьки») [Электронный ресурс]. - URL: https://scipress.ru/philology/articles/osobennosti-perevoda-razgovornykh- vyrazhenij -v-serialakh-na-primere-seriala-ostrye-kozyrki.html (дата обращения: 20.11.2024).
Зубкова Е. В., Погорелая Н. Г. Достижение динамической эквивалентности при передаче реалий в аудиовизуальном переводе //Вестник Южно¬Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2017. - №. 2. - С. 138-143.
Захаров Д.В. Кино США в период Великой депрессии. Фаза «социального беспокойства» // Вестник ВГИК. - 2013. - № 2 (16). - С. 17-32.
Измайлов М.А., Яндиева М.У., Матиева К.К. Диалектизмы // Актуальные вопросы развития научных исследований: теоретический и практический взгляд: сборник статей. - Уфа: ООО "Омега Сайнс", 2020. - С. 162-164.
Касарес Х., Арутюнова Н.Д., Степанов Г.В. Введение в современную лексикографию. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1958. - 356 с.
Козырева М. М. Ненормативная лексика в американской коммуникативной культуре и проблема ее перевода на русский язык //Russian Journal of Linguistics. - 2012. - №. 3. - С. 49-55.
Козырева М.М. Особенности употребления ненормативной лексики и сложности ее перевода с английского языка на русский (на материале фильма «Дневник Бриджит Джонс») // Вестник РГГУ. - 2012. - № 8 (88). - С. 87-94.
Колесов В.В. Язык города. - М.: Высшая школа, 1991. - 192 с.
..35


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ