Введение 3
1 Комментарий к практике 7
1.1 Дискуссия 7
1.2 Опыт. Референсы 21
1.3 Особенности творческой ситуации 34
1.4 Позиция 37
2 Презентация практики 40
2.1 Демонстрация 40
2.2 Тема 50
2.3 Ход работы 53
Заключение 59
Список использованных источников и литературы 63
Практика применения художественных приемов в документальном кино, на наш взгляд, требует изучения. Необходимость изучения приемов обусловлена тем, что в современном мире превалирующим типом информации является так называемая «быстрая» информация, которая воспринимается клипово, сжато. Она не образна, отчего быстро забывается, не учит думать, не оставляет после себя след. Кроме того, реальность российской документалистики такова, что основными уважаемыми игроками на этой площадке являются школы, считающие, что запечатленная реальность вполне самодостаточно и вмешательство в нее даже с помощью монтажных решений уже не позволяет назвать фильм документальным. С другой стороны, некоторые большие документалисты слишком активно используют приемы выразительности, конструируя реальность и управляя мыслью зрителя. Чтобы избежать этого, для данного исследования было важно изучить художественные приемы, которые могут применяться в документальном кино, но быть там естественными, а также тему семьи в российском кинематографе, чтобы проследить за тем, какой опыт уже имеет место, какой запрос есть у зрителя на данную тему.
Данная тема является актуальной по нескольким причинам. Во -первых, в современном мире семейные ценности и структуры подвергаются изменениям под воздействием различных факторов, таких как экономические трудности, социальные изменения, технологический прогресс и другие. Поэтому возникает необходимость обращать внимание зрителей на взаимоотношения в их собственных семьях, демонстрируя портрет обычной среднестатистической семьи в России. Во-вторых, документальное кино имеет возможность показать реальную жизнь семей и их проблемы без преувеличения и искажения. Оно может пролить свет на различные аспекты семейных отношений, включая взаимодействие между членами семьи, роли и функции каждого из них, проблемы воспитания детей, совместное принятие решений и т.д. В-третьих, исследование портрета современной российской семьи в документальном кино позволит не только лучше понять текущее состояние семейных отношений в стране, но и выявить тенденции и проблемы, с которыми сталкиваются современные семьи. Это может быть полезно для разработки программ и мероприятий по поддержке и развитию семейных ценностей, а также для повышения осведомленности общественности о важности семьи как основы стабильного и здорового общества.
Фокус работы
С одной стороны, при создании документального фильма было важно создать не только комфортную и безопасную обстановку для самих героинь, которые в последствии стали фоном для повествования, но и с осторожностью подобрать художественные приемы для создания визуальных метафор, подходящего звукового сопровождения, определенных цветовых решений и т.д. Совмещение документального кино с постановочными игровыми элементами - дерзкое и неоднозначное решение, так как оно может значительно повлиять на восприятие зрителем представленной информации. Кроме авторской задумки, художественные приемы должны помочь усилить эмоциональную составляющую фильма, сделать его более запоминающимся и привлекательным для зрителя. Таким образом, наибольший интерес в исследовании вызывают именно художественные приемы.
С другой стороны, тема российской семьи часто освещалась в российских и советских документальных фильмах как в позитивном, так и в негативном свете. В советские времена, семья рассматривалась как основа общества и ее роль была возвеличена. Фильмы часто показывали семью как идеальное сообщество, где любовь, поддержка и взаимопомощь были основными ценностями. Однако с появлением постсоветской эпохи в документальных фильмах стали появляться и другие аспекты семейной жизни, такие как разводы, насилие в семье, проблемы подростков и т.д. («Пережить потерю» 2019, Елена Погребижская; «Белая мама», 2018, Зося Родакевич, Евгения Останина; «Зина. Жила-была», 2007, Александр Белобокое; «Беловы», 1993, Виктор Косаковкий, «Девственность»,2008, Виталий Манский) Фильмы начали отображать разнообразные семейные модели и вызывать обсуждение о том, что такое настоящая семья и какими должны быть ее основные ценности. В таких фильмах очень ярко виден контраст в используемых приемах, тематиках и режиссерских решениях, что, безусловно, влияет на зрительское восприятие. Для того, чтобы создать правдивый и не искусственный фильм об актуальных проблемах подростков в России, было принято решение изучить приемы и подходы предшественников и проработать свой собственный художественный подход.
Целью данного проекта является создание документального фильма с игровыми элементами, посвященному становлению двух родных сестер, их пережитому опыту, хронометражем не менее 15 минут.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Провести исследование художественных приемов в документальных фильмах, посвященных российским семьям
2. Найти героев, готовых поделиться своей историей
3. Изучить семейный архив, отобрать важные фотографии и выстроить с их помощью линию повествования
4. Разработать эффективную стратегию донесения смыслов с помощью художественных приемов, организовать работу творческой команды
5. Собрать материал для создания фильма
6. Осуществить монтаж и постпродакшн фильма с учетом всех технических и креативных аспектов
Объект работы - история становления личности через призму детско- родительских отношений с помощью средств выразительности, предмет - история Дарья и Анны Григорьевых, выросших в одной семье через зеркало документального фильм «У всех так».
Характеристика работы.
Фильм «У всех так» по жанру является социальной драмой. Его хронометраж составляет 16 минут. Все сцены снимались в городе Томске. Основное интервью было снято при сотрудничестве администрации Дома детского творчества «У Белого озера», расположенного по адресу г.Томск, улица Кривая, 33. Съемка в стиле художественного вечера состоялась при поддержке Анастасии Коваленко, студентки института искусств и культуры национального исследовательского Томского государственного университета, в помещении кафедры изобразительных искусств ИИК по адресу Советская, 46. В качестве операторов в съемке принимали участие Владислав Матвеев, Сергей Марчук. Монтажером проекта является Ксения Пчелкина, композитором - Андрей Беляк, дизайнером - Елизавета Казакевич.
Семья, как основной строительный блок общества, неизменно привлекает внимание общественности и творцов, влияет на многие аспекты жизни. Изображение семьи без прикрас и выдумки необходимо для демонстрации портрета общества, способно привлекать внимание к актуальным проблемам и при этом способно излечивать души.
Основной взгляд на фильм в данной работе - это анализ примененных в нем художественных приемов, а также художественные и монтажные решения предшественников, раскрывающих смежную тему. Преемственность и стремление, с одной стороны, к похожести, с другой стороны, к уникальности проекта «У всех так» и картин других документалистов одинаково выражено как и в самом фильме, так и описано в данной работе. Цель работы состоит в создании конкурентоспособного документального фильма. Чтобы добиться цели, был поставлен ряд задач: проанализировать историю развития художественных приемов в докуметалистике, выделить приемы в интересующих фильмах, сопоставить присутствующие в них приемы с приемами в фильме «У всех так», собрать творческую команду, непосредственно отснять и смонтировать картину. Так, в итоге получился фильм, хронометражем 22 минуты, в котором сочетаются традиционные и игровые приемы. Было проанализировано несколько работ исследователей, посвященных приемам выразительности в документальных и игровых фильмах. Тюлюнова Валерия Владимировна в работе «Образ семьи в современном российском кинематографе в оценках экспертов» исследует только игровые фильмы. Благодаря исследованию стало ясно, на что именно обращают внимание кинокритики и рецензенты фильмов о российских семьях, что позволило не совершить возможных ошибок, но наоборот использовать такие приемы, которые являются понятными и уместными. Статья двух исследовательниц Марины Ивановной Косиновой и Солги Тахере «Компаративистский анализ семейных ценностей в иранском и российском кинематографе» позволил сконцентрировать внимание на тех аспектах проблемы, освещение которых сейчас наиболее востребовано аудиторией и актуально в условиях современных вызовов. Мы пришли к выводу, что необходимо стремиться к подробному и достоверному освещению образа семьи, не уходя в чернуху и, напротив, не стараясь создать не по-настоящему идеальную картинку, но привнести в фильм национальный колорит, месседж о важности семейных ценностей. Еще одна работа В.Тюлюновой «Образ семьи в российском кинематографе глазами зрителей», основанная на интервью, позволила понять, что именно от фильма ждут зрители, какой у них запрос и чего им не хватает в той библиотеке фильмов, которая уже существует. Точно и четко выстроить систему персонажей, общую организацию фильма помогла типология Трухиной Александры Владимировны, взятая из ее диссертации «Автор и кино в современном российском документальном кино». Кроме того, в диссертации были описаны основные подходы современных российских документалистов к использованию художественных приемов, современные школы документалистики с их особой сложившейся системой ценностей. Диссертация «Портрет в документалистике: аудиовизуальные средств художественной выразительности» Алексеевой Лидии Кирилловны иллюстрирует, какие средства художественной выразительности закрепились во времени, благодаря их уникальности, универсальности и эффективности. Какие из них подходят к российскому документальному кино в жанре портрет. Она выделила монтажные приемы, усиление выразительности с помощью светового оборудования, звуковой партитуры и визуальных метафор. Некоторыми из этих приемов я воспользовалась при создании своего проекта. Проследив за тем, как фильм «У всех так» наследует некоторые приемы отечественных документалистов из фильмов, посвященных теме семьи, я пришла к следующим выводам: «Синяя чайка» Елены Погребижской и «У всех так» похожи в некоторых монтажных решениях, в том числе, последовательная смена кадров из прошлого и настоящего для создания визуального контраста, параллельное наблюдение за прошлой жизнью героев вместе с ними, демонстрация семейного архива, разные цветовые решения свойственны для обоих картин. «Белая мама» Зоси Родакевич и Евгении Останиной является примером фильма, в котором финал окунает зрителя в реальную жизнь, в которой есть место для любви, смирения и принятия с помощью всего одного кадра. Этот же прием я решила использовать в своей картине. Получившийся фильм «У всех так» созвучен с анимационным документальным фильмом «Зина. Жила-была» в монтажных и звуковых решениях: музыка является активным участником повествования, а изменение крупностей кадров легко управляют вниманием зрителя, акцентируя внимание на важных деталях. «Беловы» Косаковского и «Девственность" Виталия Манского также являются очень важными для истории семейной тематики в документальных фильмах.
Особенности творческой ситуации определяются следующими пунктами: необходимость вести съемки длительное время, сложности в коммуникации с героинями, стороннее влияние на героев со стороны важных для истории внесценических персонажей, необходимость дополнительного технического оборудования и разных локаций для съемок, необходимость в ресурсах, творческой команде, личное включение, анализ личного архива героев, совмещение традиционной документалистики и элементов игрового кино, перспектива нереализации авторской задумки.
Определиться с тематикой фильма позволяет рецензия продюсеров на презентацию моей идеи. Назвав ее неинтересной, они сказали, что «у всех так», что и стало отправной точкой в развитии сюжета в новую сторону. В итоге, в основу повествования вошло интервью с двумя родными сестрами, в интерьере актового зала. Девушки смотрят на свои детские фотографии на большом экране и рассказывают истории из своей жизни. Дополнительные интервью снимались во время прогулок с героинями по важным для их прошлого местам. Повествование сопровождается, а иногда и прерывается художественными съемками, важными для создания визуальных метафор. Фильм заканчивается воссоединением разных по характеру сестер, которые вместе прошли самые страшные периоды своей жизни: смерть отца, домашнее насилие, подростковые проблемы, деструктивный образ жизни, девиантное материнство и бытовой алкоголизм.
Съемки и работа с героинями велась с сентября по май 2024 года. Постпродакшн осуществлялся с мая по июнь того же года.
Замалчивание или недостаточное освещение подобной темы в СМИ чревато разрушением института семьи, семейных ценностей, ростом уровня психологических расстройств, девиантного материнства и отцовства, снижения уровня рождаемости. Эта история, возможно, привлечет внимание не только обычных семей, но и педагогов, психологов, людей, работающих в сфере опеки и попечительства, законотворцев. Семья - это основа любой единицы, каждой отдельно взятой личности и целого социума. Тема семьи и ее сохранение сейчас особенно важны, поскольку история предлагает новые вызовы всеми миру, а справиться с этими вызовами могут психологически стабильные, нашедшие свое место в жизни люди. Без здоровой семьи не добиться здорового общества.
1. Тюлюнова Валерия Владимировна Образ семьи в современном российском кинематографе в оценках экспертов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Нижний Новгород: 2020.
2. Косинова М.И., Солги Т. Компаративистский анализ семейных ценностей в иранском и российском кинематографе// Вестник университета. 2022. № 5. С.219-226
3. Трухина Александра Владимировна Автор и герой в современном российском документальном кино: дис. канд. иск. наук: 17.00.03. М., 2017.
4. Алексеева Лидия Кирилловна Портрет в документалистике: аудиовизуальные средства художественной выразительности: СПб., 2016.
5. Фильм Погребижской "Синяя чайка" покажет, как пережить потерю // ria.ru URL: https://ria.ru/amp/20190227/1551421433.html (дата обращения: 5.05.2024).
6. Белая мама, 2018, документальный. Россия // kinopoisk.ru URL: https://www.kinopoisk.ru/film/1189843/ (дата обращения: 4.04).
7. Зина. Жила-была. 2007, документальный, короткометражка, Россия // kinopoisk.ru URL: https://www.kinopoisk.ru/film/667934/ (дата обращения: 8.04.2024).
8. Мария Постных Исповедь в жанре сна // Уральский рабочий. 2008.
9. Беловы. 1992, документальный, Россия // kinopoisk.ru URL: https://www.kinopoisk.ru/film/41487/ (дата обращения: 9.05.2024).
10. В лучах солнца. 2015, документальный, Чехия // kinopoisk.ru URL: https://www.kinopoisk.ru/film/944814/ (дата обращения: 15.05.2024).
11. Девственность. 2008, документальный, Россия // kinopoisk.ru URL: https://www.kinopoisk.ru/film/433033/ (дата обращения: 15.05.2024).
12. Поиски действенного кино: хроники фестиваля «Кинотеатр.йос» // kinoart.ru URL: https://kinoart.ru/opinions/poiski-deystvennogo-kino-hroniki- festivalya-kinoteatrdoc (дата обращения: 10.05.2024)
13. Пилигрим URL: https://piligrim.fund/docschool (дата обращения 01.05.2024)
14. Ирина Пономаренко «Невообразимая каша». Первая рецензия на фильм Дзиги Вертова «Кино-глаз» // Электронекрасовка.
15. Роман Губа Любовь побеждает, но жизнь продолжается»: интервью с режиссеркой фильма «Белая мама» Зосей Родкевич // ПолПична критика. 02.04.2019.