Введение
1. Теоретические аспекты формирования персонального бренда тревел-блогера 9
1.1 Персональный бренд: сущность, цели и структура 9
1.2 Тревел-блогинг: основные понятия, развитие и тенденции. Описание
тревел-блогера как субъекта продвижения в интернете 19
1.3 Специфика персонального бренда тревел-блогера: особенности
формирования, отличительные характеристики. Понятия аутентичности и самопрезентации тревел-блогеров 27
2. Основные элементы стратегии продвижения персонального бренда тревел-
блогера в Инстаграм 43
2.1 Ключевые элементы и особенности стратегии продвижения тревел- блогеров в инстаграм 43
2.1.1 Стратегии продвижения: сущность и основные элементы 43
2.1.2 Анализ целевой аудитории тревел-блогеров в Инстаграм 45
2.1.3 Специфика социальной сети инстаграм как площадки для продвижения
персональных брендов тревел-блогеров 49
2.2 Исследование контент-предпочтений аудитории тревел-блогеров в
инстаграм 53
2.3 Анализ кейсов продвижения тревел-блогеров в инстаграм 57
Заключение 77
Список литературы 82
Приложение А. Программа исследования 87
Приложение Б. Выводы по результатам исследования 92
Приложение В. Интерпретация экспертных интервью 95
Приложение Г. Общие выводы по результатам исследования и рекомендации 97
С каждым годом приток туристов в различные точки мира стремительно растет. На 2018 год Всемирная туристская организация ООН зафиксировала 1,4 млрд международных туристских прибытий по всему миру (хотя эксперты ожидали такой отметки ближе к 2020 году). И это на 6% больше, чем годом ранее: в 2017 году World Tourism Organization (UNWTO) зафиксировала рекордный на тот момент показатель - международными туристами стали 1,3 миллиарда человек. А уже к 2030, согласно прогнозам исследователей, количество международных туристических прибытий достигнет 1,9 миллиардов человек.
Еще одной причиной все большего увеличения потока туристов является появление огромного разнообразия экскурсионных туров и вариантов бюджетных путешествий. Растет доля туризма в экономике многих стран. С одной стороны, развитие новых технологий, транспортной инфраструктуры, рост численности населения, модные тренды и появление недорогих авиаперевозчиков повысили доступность путешествий и способствовали росту туриндустрии, в том числе, в странах с развивающейся экономикой. Но, с другой стороны, это привело к феномену овертуризма, проблеме, которую активно поднимает сообщество ученых.
Судя по информации, представленной Всемирным советом путешествий и туризма, из 1,4 миллиарда международных туристических поездок в 2018 году, более 36% были связаны с посещением одного из 300 самых популярных городов планеты, и эта тенденция будет продолжаться и далее. Согласно данным, представленным на ежегодной международной туристической выставке ITB в Берлине, более 70% людей выбирают в качестве цели отдых, треть предпочитает расслабляться на пляжах, еще треть - сити-трипы (с 2008 года их количество увеличилось почти на 200%), на природу едут только 8% туристов.
Учитывая вышеупомянутые факторы увеличения мировой мобильности населения, процессов глобализации, повышения уровня культурной осведомленности людей, а также появления феномена цифрового кочевничества, помимо роста количества путешествий, постоянно возрастает востребованность тревел-контента. Люди стремятся узнавать больше о культуре, природе, архитектуре, менталитете других стран. Сегодня каждый человек, даже при незначительном знании иностранного языка, может путешествовать сам, без гидов и туристических агентств. Появляется множество сайтов, где турист сам может выбрать и купить билет, забронировать гостиницу, снять жилье или вообще попробовать каучсёрфинг - гостевое жилье у незнакомцев. Теперь формат и цели путешествия меняются: люди больше хотят узнавать страну изнутри, нежели ездить по достопримечательностям группами с гидом.
На этом фоне пользователь соцсетей начинает отдавать предпочтение информации, которую предлагают альтернативные источники, а не сведениям туристических компаний, имеющих рекламный характер. Этому способствуют новые телевизионные программы, различные форумы, каналы и блоги о путешествиях, которые публикуют отзывы, советы и интересные маршруты, предостерегают о возможных сложностях и проблемах в поездке. Так, турист уже перед началом путешествия бывает осведомлён о всех нюансах и знает, что ему ожидать. Пользовательским контент о путешествиях выглядит для аудитории более надежным источником информации, чем контент из СМИ или путеводителей, он вариативен и имеет больше форматов и уникальных характеристик.
Именно поэтому сейчас, в эпоху Web 2.0, наибольшую популярность среди аудитории имеют тревел-блоги. Основой такого процесса является развитие всей блогосферы в целом, которое происходит за счет увеличение числа людей, использующих социальные сети и медиахостинги. В 2020 году количество только активных пользователей социальных сетей достигло 4,14 миллиарда человек - фактически половины населения Земли, что больше на 12,3% чем в 2019 году.
Соответственно, опираясь на вышеприведенные факты, можно говорить, что востребованность блогов в тематике «тревел», о которых и пойдет речь в данной дипломной работе, возрастает. Об этом говорят и данные: в 2018 году контент о путешествиях посмотрели около 306 миллиардов раз. Каждый год рост просмотров тревел-контента растет на 35%. А самым популярным форматом в этом жанре были влоги. Ранее в моде был формат тревел-влога на YouTube. Сейчас же все больше растет любовь аудитории к блогам на площадке Инстаграм, прежде всего за счет развития самой социальной сети. Из-за повышенного интереса к контенту о путешествиях постоянно появляются новые тревел-блоги, но большим спросом пользуются, в основном, только крупные блоги-мастодонты, успевшие завоевать любовь аудитории в период становления блогерства в Инстаграм. Человеку, желающему вести тревел-блог, необходимо понимать, как выделиться из общей массы своих коллег, как сделать блог популярным, как выстроить коммуникацию и стратегию продвижения, как создать личный бренд и встроить в него свою аутентичность.
Однако не существует научное знание, связанное с тревел-блогерами в Instagram, которое бы объясняло специфику подобных блогов, раскрывало бы стратегии продвижения, особенности коммуникации с аудиторией, создания тревел-контента, место персонального брендинга в концепции блога и так далее.
Исследование подчеркивает актуальность тревел-блогинга для теории социальных коммуникаций и его востребованности аудиторией как сегмента блогосферы. Также современность данной выпускной квалификационной работы обусловлена ежегодным масштабным ростом количества путешествий в мире, гипер-популяризацией социальных сетей на которых могут реализовать себя тревел-блогеры и многократным увеличением объема тревел-контента и интереса аудитории к нему.
Говоря о разработанности темы, можно заметить, что существует ряд научных статей, в основном, англоязычных, раскрывающих понятие тревел-блогинга в контексте цифрового номадизма, тревел-журналистики, лингвистики. Например, такие ученые как Van Nuenen T., Willment, N., Azariah D.R., Fujii K., Редькина Т. Ю., Кривцов, Н. В. С. Пахрингер, Е. Тейлор, Е. Показаньева, М. Паниковская и другие. Тем не менее отсутствует информация о маркетинговых особенностях, продвижении, персональном бренде тревел-блогеров. Это обуславливает необходимость создания некоторого скрипта, карты, описывающей этапы построения и виды стратегии продвижения личных брендов тревел-блогеров что и будет являться продуктом данной работы, а также.
Таким образом, проблема, исследуемая в настоящей дипломной работе - отсутствие концептуального описания стратегий продвижения тревел-блогеров, учитывающей специфические особенности данной сферы и потенциала социальной сети Инстаграм для продвижения персональных брендов тревел-блогеров.
Объектом исследования является персональный бренд тревел-блогера, а предметом - стратегии продвижения персонального бренда тревел-блогера в Инстаграм.
Целью данной работы является выявление стратегий и особенностей продвижения персональных брендов тревел-блогеров в Инстаграм.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотреть понятийно-теоретическую базу по теме тревел-блогинга, персонального брендинга и стратегии продвижения;
2. Выявить специфику тревел-блогеров и тревел-блогосферы в социальных сетях, разработать их классификацию и описать особенности стратегии продвижения тревел-блогеров;
3. Рассмотреть особенности самопрезентации, создания персонального бренда и транслирования аутентичности тревел-блогера;
4. Описать специфику социальной сети Инстаграм как площадки для реализации стратегии личного брендинга и продвижения тревел-блогера;
5. Проанализировать целевую аудиторию тревел-блогеров в Инстаграм с помощью сервиса аналитики;
6. Провести исследование предпочтений целевой аудитории тревел-блогеров в Инстаграм с помощью метода анкетирования и проанализировать полученные данные;
7. С помощью метода экспертного интервью и кейс-стади популярных тревел- блогеров описать случаи реализации стратегии продвижения;
8. На основании проведенного исследования выявить стратегии продвижения тревел-блогеров в Инстаграм, систематизировать этапы в карту стратегий, а также разработать практические рекомендации.
Материал исследования. Эмпирическую базу работы составили материалы, полученные по результатам исследования: данные анкетирования аудитории, материалы экспертных интервью; вторичная информация, посвященная исследуемой теме, контент различных тревел-блогов, выбранных для рассмотрения.
Теоретической и методологической базой исследования явились труды зарубежных и российских ученых, исследователей, консультантов и практиков бизнеса в области теории и практики коммуникаций, маркетинга, SMM.
На фундаментальном уровне влияние на написание исследования оказали труды М. Кастельса о социальных сетях и И. Гофмана о самопрезентации и искусстве управления впечатлениями.
Общенаучный уровень составляют труды Ф. Коттлера, Дж. Траута, Э. Райса, Л. Ривза, Д. Аакера, Е.Н. Голубкова, А. Эллвуда и других о принципах коммуникации, основах маркетинга и брендинга.
Идеи специально научного уровня представлены работами в сфере изучения персонального брендинга, блогинга, таких исследователей и ученых, как Т. Питерса, А. Рябых, Н. Зебры, Ф. Аакера, В. Арруды, Т. Гэда, Х. Рамперсада. В изучении тревел- блогинга важными для изучения были работы таких ученых как: С. Пахрингера, Е. Тейлора , Е. Показаньевой, М. Паниковской, N. Willment, Azariah DR и др.
Также были использованы прикладные материалы, предложенные Д. Халиловым, Л. Соболевой, Д. Румянцевым, коммуникационным агентством Setters, образовательной онлайн-платформой «Нетология», обучающей программой А.Митрошиной, «Инсталогия 2.0» по продвижению личных блогов, имеющая государственную лицензию и другими практиками в области продвижения в социальных медиа.
Методы исследования. Научный поиск организован с помощью ряда методов. В частности, применен метод анализа, описания, синтеза; а также метод типологии для определения классификационных признаков блогов и метод сопоставления для структурирования сущностных особенностей тревел-контента и обработки имеющейся информации. Метод обобщения послужил основой для систематизации и логического изложения полученной информации. Метод кейс-стади позволил изучить предмет исследования через существующие реализованные практики. Эмпирическими методами стали метод экспертного интервью и онлайн-анкетирования.
Научная новизна обуславливается отсутствием актуальных исследований в русскоязычных и англоязычных источниках, затрагивающие продвижение тревел - блогеров в социальных сетях, в частности, в Инстаграм, а также исследований, раскрывающих аспект персонального брендинга в тревел-блогосфере.
Практическая значимость дипломной работы состоит в возможности применения выработанных рекомендаций в SMM-практике при построении контент- стратегии и стратегии продвижения тревел-блогера. Полученные результаты могут представлять интерес для туристических бизнесов, маркетологов, SMM-специалистов, а также для тех начинающих блогеров, кто хочет создать качественный тревел-блог, который будет иметь успех при продвижении в Инстаграм.
Теоретическая значимость. Проанализированный, обобщенный и систематизированный в исследовании материал и сделанные на его основе выводы, могут способствовать более полному и глубокому пониманию тревел-блогосферы и персонального бренда блогера в сегменте тревел, стратегий его продвижения, в частности на площадке Instagram.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, 11 параграфов, заключения, списка использованной литературы, насчитывающего 57 наименований, списка приложений.
Во введении обосновывается выбор темы и её актуальность; обозначаются объект и предмет исследования, его проблема; определяются цели и задачи; характеризуются методы, а также теоретико-методологическая и эмпирическая база исследования; определяются элементы научной новизны, а также практическая и теоретическая значимость, раскрывается структура работы.
В первой главе «Теоретические аспекты формирования персонального бренда тревел-блогера» рассмотрено такое явление как тревел-блогинг, его основные характеристики и особенности, изучена имеющаяся типология блогов о путешествии и разработана актуальная классификация тревел-блогеров в Инстаграм; определены сущность персонального брендинга и его специфика в тревел-сегменте социальных сетей; рассмотрены понятия самопрезентации и аутентичности, определены отличительные особенности личного бренда тревел-блогеров.
Вторая глава «Комплексный стратегический подход к продвижению персонального бренда тревел-блогера» полностью посвящена стратегиям продвижения личных тревел-блогов в Инстаграм. Была рассмотрена и изучена сущность и элементы стратегии продвижения в специфике тревел-блогосферы. В частности, была проанализирована инструментальная база и особенности социальной сети Инстаграм как площадки для продвижения тревел-блогера; с помощью онлайн-сервиса была выявлена целевая аудитория популярных русскоязычных личных тревел-блогов в Инстаграм; также были описаны результаты эмпирического исследования по изучению контент- предпочтений аудитории; с помощью метода кейс-стади и экспертного интервью проанализированы успешные практики продвижения. По итогам работы были выявлены стратегии продвижения персональных брендов тревел-блогеров в Инстаграм и составлена карта с описанием всех этапов стратегии продвижения.
В заключении подведены итоги выпускной квалификационной работы, сделаны выводы, исходящие из цели и задач, дана общая оценка эффективности проделанного исследования и перспективы изучения вопроса.
Таким образом, актуальным становится изучение тревел-блогеров в Инстаграм, стратегий и особенностей продвижения их персональных брендов. Причиной этому является перманентный рост интереса аудитории к тревел-контенту, порожденный гипер-всплеском туризма по всему миру. В современных реалиях тревел-сегмент в медиа имеет высокий уровень популярности. Ограничительные меры, возникшие в период пандемии COVID-19 только простимулировали повышение спроса на тревел-контент у аудитории, которая стала проводить кратно больше времени в социальных сетях.
В связи с перечисленными выше тенденциями за последние несколько лет тревел- блогеры столкнулись с ростом конкуренции на площадке Инстаграм. Так, чтобы выделиться и привлечь свою аудиторию, им стало необходимо уметь выстраивать стратегию продвижения и работать со своим персональным брендом. Проблема недостаточной изученности данного вопроса явилась основой написания выпускной квалификационной работы.
Представленная в научном сообществе теоретическая и практическая информация представляется автору работу неполной и устаревшей. Все текущие научные исследования о тревел-блогосфере затрагивают только понятийный аппарат, связь и различия между журналистикой и тревел-блогингом, историческим появлением тревел-блогов и аспект цифрового кочевничества. В связи со скачком развития социальных сетей, актуальными тенденциями и появлением новых форматов, выделенные авторами особенности и типы полностью не отражают текущую действительность. Была составлена собственная классификация тревел-блогеров в Инстаграм в опоре на различные критерии: начиная от позиционирования тревел-блогера, заканчивая средством передвижения, что позволило рассмотреть успешные кейсы и виды стратегий с позиции типологических признаков в дальнейшем.
Исследование показало, что тревел-блогинг имеет большое количество уникальных специфических характеристик. Было выделено более десятка отличительных особенностей, среди которых важность персональной подачи материалов, трансляции видения автора, необходимость постоянного подбора локаций и контента о путешествиях в соответствии с трендами в этом сегменте и популярности стран, особый тип сторителлинга, контекст и дискурс, специфический способ монетизации, большая конкуренция, сложность идентификации, влияние на брендинг территорий.
Несмотря на объем разнообразных факторов (количество мировых локаций, маршрутов, достопримечательностей, способов подачи информации, типов визуального контента и так далее), существует некий «типичный» способ повествования, который аудитории не нравится. В отличие от других блогеров тревел-блогеры имеет больше коммуникационных барьеров в ходе своей деятельности: политические, правовые, фактор криминального риска, административных нарушений и бюрократических преград, социальные, экономические и технические барьеры, а также барьер информационного шума. Тревел-блогосфера отличается «погруженностью» читателя в процесс путешествия и проживание его как иллюзии собственного. Были выделены 13 функций тревел-блогов, подчеркивающих их влияние на аудиторию. Описаны такие черты как важность качественной визуальной составляющей, уникального позиционирования, соотносящегося с тревел-сегментом и многие другие. Также была рассмотрена специфика самопрезентации и аутентичности персональных брендов в опоре на работы И. Гофмана.
Важной составляющей стратегии продвижения является канал/площадка для коммуникации. В рамках исследования были выявлены особенности, форматы, инструменты, способы взаимодействия на площадке Инстаграм, как наиболее подходящей под специфику тревел-блогинга в интернете на данный момент. Важным отличительным преимуществом является сущность Инстаграма как визуальной социальной сети. В отличие от других площадок, она имеет большой набор инструментов для взаимодействия с аудиторией, трансляции визуального фото- и видеоконтента, малый временной промежуток передачи информации, релевантный целям тревел-блогинга формат «Stories», встроенный сервис для онлайн трансляции и так далее. Также Инстаграм можно охарактеризовать как хорошую площадку для монетизации, развития личного бренда, продвижения и для рекламных возможностей.
Еще одной целью исследования было рассмотреть целевую аудиторию тревел- блогеров в социальной сети Инстаграм. Использование стороннего сервиса аналитики, а также проведение онлайн-анкетирования, позволяют сделать выводы о том, что ядро целевой аудитории составляют женщины (60-80%) мужчины (40-20%), в возрасте от 18 до 25 лет, проживающие в крупных городах России. Исследование предпочтений аудитории с помощью анкетирования позволило выделить контент-ожидания подписчиков, приоритетные способы взаимодействия, факторы, влияющие на подписку, особенности тревел-блогеров, которые привлекают внимание и другие. Как главные и самые значимые характеристики тревел-блога аудиторией выбраны личность и харизма человека, визуальная составляющая профиля, демонстрация уникальности разных стран, полезный контент о путешествиях.
Интервьюирование экспертов, а также кейс-стади популярных тревел-блогеров позволили выявить характеристики и особенности продвижения тревел-блогеров в Инстаграм, которые успешно реализуются на практике.
Вся полученная в ходе исследования информация позволила выделить стратегии продвижения персональных брендов тревел-блогеров в Инстаграм и составить карту стратегий по итогам всей проделанной работы. Разработанная карта стратегий и выделенные виды стратегий продвижения подчеркивает особенности и специфику тревел - блогосферы, учитывает целевую аудиторию и особенности личного брендинга.
По итогу, можно отметить, что самой эффективной стратегией является микс- стратегия, в основе которой лежит уникальное позиционирования по тревел -тематике, трансляция личного бренда и узнаваемого стиля в визуальном контенте.
Можно заключить, что поставленная цель работы была достигнута, а также доказана гипотеза исследования: действительно, в основе стратегий продвижения персонального бренда тревел-блогера Инстаграм лежат визуальный контент, трансляция личностных ценностей блогера и его особенностей. Остальные составляющие базируются на этих элементах и раскрывают их.
Результаты, полученные в ходе работы над исследованием, могут быть применены тревел-блогерами, SMM-практиками, а также являются вкладом в разработанность этой темы среди научного сообщества.
В связи с перечисленными выше тенденциями за последние несколько лет тревел- блогеры столкнулись с ростом конкуренции на площадке Инстаграм. Так, чтобы выделиться и привлечь свою аудиторию, им стало необходимо уметь выстраивать стратегию продвижения и работать со своим персональным брендом. Проблема недостаточной изученности данного вопроса явилась основой написания выпускной квалификационной работы.
Представленная в научном сообществе теоретическая и практическая информация представляется автору работу неполной и устаревшей. Все текущие научные исследования о тревел-блогосфере затрагивают только понятийный аппарат, связь и различия между журналистикой и тревел-блогингом, историческим появлением тревел-блогов и аспект цифрового кочевничества. В связи со скачком развития социальных сетей, актуальными тенденциями и появлением новых форматов, выделенные авторами особенности и типы полностью не отражают текущую действительность. Была составлена собственная классификация тревел-блогеров в Инстаграм в опоре на различные критерии: начиная от позиционирования тревел-блогера, заканчивая средством передвижения, что позволило рассмотреть успешные кейсы и виды стратегий с позиции типологических признаков в дальнейшем.
Исследование показало, что тревел-блогинг имеет большое количество уникальных специфических характеристик. Было выделено более десятка отличительных особенностей, среди которых важность персональной подачи материалов, трансляции видения автора, необходимость постоянного подбора локаций и контента о путешествиях в соответствии с трендами в этом сегменте и популярности стран, особый тип сторителлинга, контекст и дискурс, специфический способ монетизации, большая конкуренция, сложность идентификации, влияние на брендинг территорий.
Несмотря на объем разнообразных факторов (количество мировых локаций, маршрутов, достопримечательностей, способов подачи информации, типов визуального контента и так далее), существует некий «типичный» способ повествования, который аудитории не нравится. В отличие от других блогеров тревел-блогеры имеет больше коммуникационных барьеров в ходе своей деятельности: политические, правовые, фактор криминального риска, административных нарушений и бюрократических преград, социальные, экономические и технические барьеры, а также барьер информационного шума. Тревел-блогосфера отличается «погруженностью» читателя в процесс путешествия и проживание его как иллюзии собственного. Были выделены 13 функций тревел-блогов, подчеркивающих их влияние на аудиторию. Описаны такие черты как важность качественной визуальной составляющей, уникального позиционирования, соотносящегося с тревел-сегментом и многие другие. Также была рассмотрена специфика самопрезентации и аутентичности персональных брендов в опоре на работы И. Гофмана.
Важной составляющей стратегии продвижения является канал/площадка для коммуникации. В рамках исследования были выявлены особенности, форматы, инструменты, способы взаимодействия на площадке Инстаграм, как наиболее подходящей под специфику тревел-блогинга в интернете на данный момент. Важным отличительным преимуществом является сущность Инстаграма как визуальной социальной сети. В отличие от других площадок, она имеет большой набор инструментов для взаимодействия с аудиторией, трансляции визуального фото- и видеоконтента, малый временной промежуток передачи информации, релевантный целям тревел-блогинга формат «Stories», встроенный сервис для онлайн трансляции и так далее. Также Инстаграм можно охарактеризовать как хорошую площадку для монетизации, развития личного бренда, продвижения и для рекламных возможностей.
Еще одной целью исследования было рассмотреть целевую аудиторию тревел- блогеров в социальной сети Инстаграм. Использование стороннего сервиса аналитики, а также проведение онлайн-анкетирования, позволяют сделать выводы о том, что ядро целевой аудитории составляют женщины (60-80%) мужчины (40-20%), в возрасте от 18 до 25 лет, проживающие в крупных городах России. Исследование предпочтений аудитории с помощью анкетирования позволило выделить контент-ожидания подписчиков, приоритетные способы взаимодействия, факторы, влияющие на подписку, особенности тревел-блогеров, которые привлекают внимание и другие. Как главные и самые значимые характеристики тревел-блога аудиторией выбраны личность и харизма человека, визуальная составляющая профиля, демонстрация уникальности разных стран, полезный контент о путешествиях.
Интервьюирование экспертов, а также кейс-стади популярных тревел-блогеров позволили выявить характеристики и особенности продвижения тревел -блогеров в Инстаграм, которые успешно реализуются на практике.
Вся полученная в ходе исследования информация позволила выделить стратегии продвижения персональных брендов тревел-блогеров в Инстаграм и составить карту стратегий по итогам всей проделанной работы. Разработанная карта стратегий и выделенные виды стратегий продвижения подчеркивает особенности и специфику тревел- блогосферы, учитывает целевую аудиторию и особенности личного брендинга.
По итогу, можно отметить, что самой эффективной стратегией является микс- стратегия, в основе которой лежит уникальное позиционирования по тревел-тематике, трансляция личного бренда и узнаваемого стиля в визуальном контенте.
Можно заключить, что поставленная цель работы была достигнута, а также доказана гипотеза исследования: действительно, в основе стратегий продвижения персонального бренда тревел-блогера Инстаграм лежат визуальный контент, трансляция личностных ценностей блогера и его особенностей. Остальные составляющие базируются на этих элементах и раскрывают их.
Результаты, полученные в ходе работы над исследованием, могут быть применены тревел-блогерами, SMM-практиками, а также являются вкладом в разработанность этой темы среди научного сообщества.
1. Azariah DR (2016b) The traveler as author: examining self-presentation and discourse in the (self) published travel blog, ISBN 9780367668037, Published September 30, 2020 by Routledge, 192 Pages.
2. Burt R. Structural holes: the social structure of competition. -Harvard University Press, 1995. -315 p.
3. Don G. Travel writing, Expert Advice from the World’s Leading Travel Publisher / Lonely Planet Publications, 2013 -360 p.
4. Fujii K., Nanba H., Takezawa T., Ishino A.Enriching travel guidebooks with travel blog entries and archives of answered questions // In: Proceedings of ENTER. 2016. URL: https://www.jstage.jst.go.jp/article/tjsai/29/3/29_29_328/_article/-char/ja/(дата обращения: 15.02.2021).
5. Malleus R., Slattery E. Personal travel blogs as texts for studying intercultural
interactions: A pilot test case study of an American sojourner's blogs from Zimbabwe [Электронный ресурс] // Springer Plus. 2014. No 3 (1). —p. 1-13. URL: https://springerplus.springeropen.com/articles/10.1186/2193-1801-3-211 (дата обращения:
18.02.2021).
6. Orth O (2016) Presentation of Selfie: A Modern Understanding of Goffman’s Self on Instagram. Dissertation, Towson University, pages 216.
7. Pokazanyeva I. V. Theoretical framework of the travel-related UGC and Travel 2.0
in Russia / Гуманитарные научные исследования. No 12. -2015. URL:
http://human.snauka.ru/en/2015/12/13234(дата обращения: 15.02.2021).
8. Puhringer S, Taylor A (2008) A practitioner’s report on blogs as potential source for destination marketing intelligence. J Vacat Mark 14(2):177-187.
9. Reese S., Ricigliano L., Hyun K., Jeong J. Mapping the blogosphere: professional and citizen-based media in the global news arena // J Cancer Educ. 2007. No 8 (3). — p. 235-261. URL: https://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/1464884907076459(дата обращения: 19.02.2021).
10. Schmallegger, D. Blogs in tourism: Changing approaches to information exchange / D. Schmalleger, D. Carson / Journal of Vacation Marketing. - 2008. - Vol.14. No2. P.99 - 110. URL: http://www.academia.edu/2019724/Blogs_in_tourism_Changing_approaches_to_information_ex change (дата обращения: 19.02.2021).
11. Sweetser KD, Keshelashvili A (2005) Examining the new influencers: a self-presentation study of A-list blogs. J Mass Commun Q 82(4):1—22
https://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/107769900508200413?casa_token=mtY_tmuKzp UAAAAA:0qz88GuS_z6NUUDj6uqTbm2hWoOVVVOojn4Qj3w3YuFh8QZOGoGfMWCREfr imzWb0hcUljsF6yzDeg.
12. Sweetser KD, Keshelashvili A (2005) Examining the new influencers: a self-presentation study of A-list blogs. J Mass Commun Q 82(4):1- 22
13. Van Nuenen T (2015) Here am: authenticity and self-branding on travel blogs.
Tourist Studies 16, no. 2 (June 2016): 192-212. - URL:
https://doi.org/10.1177/1468797615594748
15. Willment, N. The travel blogger as digital nomad: (Re-)imagining workplace performances of digital nomadism within travel blogging work. Inf Technol Tourism 391-416 (2020).
16. Аакер Д. Создание сильных брендов. / Дэвид А. Аакер.- М.: Издательский Дом Гребенникова, 2003.- 340 с.
17. Александр Кичаев. Психология персонального бренда. -М.: ИГ "Весь", 2012. -368 с.
18. Богучарская Е.В. Жанр интернет-травелога как объект современной
филологии. // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. №:4 (50). - 2019 p. 202-208. URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41587034(дата обращения: 15.02.2021).
19. Бондаренко Тетяна, Олшник Юрш. Функщювання украшського тревел- контенту в соцмереж1 «Instagram»: аудитор1я, тематика, формат // Obraz, 2019. Vol. 3 (32). P 58-63. URL: https://doi.org/10.21272/Obraz.2019.3(32)-59-63(дата обращения: 15.02.2021).
20. Булыгина А. Стратегия брендинга личности на интеллект емких рынках: URL: https://drive.google.com/drive/u/0/folders/1fEjH4RjDSkY3B2NKycUF5X-L3magKAWc] (дата обращения: 17.10.2020).
21. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. - М.: КАНОН- пресс-Ц, 2000. - 304 с.
22. Гофман И.Г57 Представление себя другим в повседневной жизни / Пер. с англ, и вступ. статья А . Д. Ковалева — М.: «КА-НОН -пресс-Ц», «Кучково поле», 2000. — 304 с.
23. Дэн Кеннеди “Жесткий SMM. Выжать из соцсетей максимум”, 2019, 344 с.
24. Евсюкова Т.В., Гермашева Т. М. Основные подходы к определению понятий «Блог» и «Блогосфера» в лингвистике / Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. No11-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-podhody- k-opredeleniyu-ponyatiy-blog-i-blogosfera-v-lingvistike(дата обращения: 15.02.2021)
25. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург: У-Фактория, 2004 -328 с.
26. Кастельс М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. -М.: Academia, 1999.-С. 494-505.
27. Котлер Ф. Основы маркетинга, М.: изд.: Вильямс, 2019. - 496 с.
28. Кривцов, Н. В. Трэвел-журналистика: специфика направления и его проблемы // [Электронный ресурс] / Вопросы теории и практики журналистики. 2017. No3. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/trevel-zhurnalistika-spetsifika-napravleniya-i-ego- problemy(дата обращения: 15.02.2021).
29. Кузнецов М. И., Иванова Е.С. Суперприбыльный салон красоты. Как преуспеть в этом бизнесе, М.: изд.: Вершина, 2007. -464 с.
30. Личный бренд: что это такое и с чем его едят? / Сайт издательства «Манн, Иванов и Фербер» [Электронный ресурс]. — URL: https://biz.mann-ivanov- ferber.ru/2018/01/18/lichnyj-brend-chto-eto-takoe-i-s-chem-ego-edyat/(дата обращения: 27.10.2020).
31. Марк, М. Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов / М. Марк, К. Пирсон; пер. с англ. под ред. В. Домнина, А. Сухенко. - СПб.: Питер, 2005. - 336 с
32. Митрошина. А. Продвижение личных блогов в Инстаграм: пошаговое руководство / А. Митрошина. -: ООО «Издательство АСТ», 2019. - 224 c.
33. Музыкант, В. Л. Основы интегрированных коммуникаций: теория и современные практики в 2 ч. Часть 1. Стратегии, эффективный брендинг : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Л. Музыкант. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 342 с.
34. Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» [Электронный ресурс]: - электрон. дан.- URL: https://cyberleninka.ru/.
35. Новикова Т. Е. Симулятивная сущность социальных сетей (на примере Instagram)/ Т. Е. Новикова // Знак: проблемное поле медиаобразования. — 2016. — No5(22). — С. 69-71.15.
36. Паниковская М.А. Специфика трэвел-журналистики в блогосфере// [Электронный ресурс] / Филология и искусствоведение : электрон. научн. журн. 201 6. No 1-2 (16) URL:https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-trevel-zhurnalistiki-v-blogosfere(дата обращения: 15.02.2021).
37. Питерс Т. Преврати себя в бренд! 50 верных способов перестать быть посредственностью / Т. Питерс. — М. : МИФ, 2012. — 240 с.
38. Показаньева, И. В. Теоретическое осмысление основ трэвел-блогинга. Функциональные отличия трэвел-блогера и трэвел-журналиста / Universum: филология и искусствоведение. 2015. No3-4 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskoe- osmyslenie-osnov-trevel-bloginga-funktsionalnye-otlichiya-trevel-blogera-i-trevel-zhurnalista. (дата обращения: 15.02.2021).
39. Показаньева, И. В. К теоретизации отношений автора и дестинации в трэвел- журналистике / Universum: филология и искусствоведение. 2014. No8 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-teoretizatsii-otnosheniy-avtora-i-destinatsii-v-trevel- zhurnalistike. (дата обращения: 15.02.2021).
40. Показаньева, И.В. Проблемное поле трэвел-журналистики как явления современного медиа пространства / Электронный научный журнал «Медиаскоп». URL: http://www.mediascope.ru/en/node/1385(дата обращения: 15.02.2021).
41. Рамперсад Х. К. Аутентичный персональный бренд. Продай себя, когда никого не покупают - М. «Олимп-бизнес», 2016 - 1 глава, с 272.
42. Редькина Т.Ю. «Отзыв о стране как тип текста в коммуникативном пространстве интернета»// Электронный научный журнал «Медиалингвистика». - СПб.: С.- Петерб. гос.ун-т № 53. - 2014. p 209-211. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22589271(дата обращения: 15.02.2021).
43. Рябых А, Зебра Н., Персональный бренд. Создание и продвижение. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015, - 158с.
44. Рябых А., Кириллова В. Персональный бренд: создание и продвижение, М.: изд.: Миф, 2014. -304 с.
45. Соболева Л. «Феномен Инстаграма 2.0: все новые фишки», 2018, 272 с.
46. Создание личного бренда / Сайт Агентства «ZebraCompany» [Электронный ресурс]. — URL: http://zebracompany.ru/personalnyj-brend/sozdanie-personalnogo-brenda/(дата обращения: 25.10.2018).
47. Тарасенко А. Instagram как платформа для реализации творческого потенциала travel-блогера. //Сучасная медыясфера: практыка трансфармацыц тэарэтычнае асэнсаванне, шстытуцыянальныя перспектывы: матэрыялы I М1жнароднай навукова- практычнай канферэнцыц - Мшск, 30 сакав1ка 2017 г. — С. 285-290. URL:: https://elib.bsu.by/handle/123456789/17156(дата обращения: 26.02.21).
URL:https://serpstat.com/ru/blog/kak-postroit-lichnyiy-brend-v-sotssetyah/(дата обращения: 05.12.2019).
49. Токарева, В. П. Теоретические основы формирования персонального бренда: отечественный и зарубежный подходы / В. П. Токарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 22 (126). — С. 190-192. — URL: https://moluch.ru/archive/126/35031/(дата обращения: 09.06.2021).
50. Траут Дж., Райс Э. 22 непреложных закона маркетинга, М.: изд.: АСТ, 2005. -160 с.
51. Филип Котлер, Ирвинг Рейн, Майкл Хэмлин, Мартин Столлер. Персональный брендинг. Технологии достижения личной популярности. -М.: Гребенников, 2008.-400 с.
52. Фокин А. А. Эпоха Интернет-визуальности: YouTube, Instagram, gif, Coub / А.А.Фокин // Челябинский гуманитарий. — 2013. — No 2 (23). — С. 80-86.
53. Халилов Д. Маркетинг в социальных сетях. - М.: изд.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 240 с.
54. Харниш В. Семь уровней стратегии. Инструмент доминирования в отрасли [Электронный ресурс]: https://www.marketing.spb.ru/Hb-special/case/Scaling_Up.htm(дата обращения: 16.12.2019).
55. Шамаев, И.Н. Классификация блогов рунета [Электронный ресурс] / Вестник ВолГу. Серия 9. Вып. 11. - 2013. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/klassifikatsiya- blogov-runeta.
56. Шарков Ф. Константы гудвилла: стиль, паблисити, репутация, имидж и бренд фирмы // учеб. пособие по специальностям «Связи с общественностью», «Реклама», «Журналистика», «Социология», 2009. - 256 c.
57. Эллвуд А. Основы брендинга, Т.: изд.: Гранд, 2003. -336 с.