Введение 3
1 Государственное регулирование национально-культурных объединений 5
1.1 Понятие и содержание статуса национально-культурных объединений 5
1.2 Государственное регулирование национально-культурных объединений
за рубежом 9
1.3 Государственное регулирование национально-культурных объединений в РФ 15
2 Государственное регулирование национально-культурных объединений на
региональном уровне (на примере Томской области) 22
2.1 Нормативно-правовое регулирование деятельности национально-культурными
объединениями в Томской области 22
2.2 Деятельность национально-культурных объединений в Томской области 24
2.3 Проблемы регулирования деятельности национально-культурных объединений
в Томской области 35
3 Механизмы взаимодействия с органами власти и общественностью, проблемы и
пути их решения (на примере анализа деятельности ТРОО «Союз армян Томской области») 39
Заключение 52
Список использованной литературы 56
Приложение А Список национально-культурных автономий, включенных в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций Управления Минюста России по Томской области 61
Приложение Б Протокол собрания членов совета
Томской регионально общественной организации «Союз Армян Томской области » 64
Приложение В Анкета
Актуальность данной темы обусловлена тем фактом, что Российская федерация является многонациональным государством, в котором пристальное внимание уделяется проблеме национально-культурных образований. Это связано с тем, что, во-первых, в каждом многонациональном государстве, в том числе, в Российской Федерации, этнические группы стремятся к самоидентификации, особенно в таких сферах как: язык, литература, искусство и культура. Во-вторых, в связи со сложившимся административно-территориальным устройством далеко не все населяющие Россию коренные народы имеют национально-территориальные образования (около 30 из 180 этносов, проживающих в Российской федерации); в связи с укрупнением субъектов федерации это число сокращается. Отсюда возникает проблема поисков иных форм и способов их самоидентификации. В-третьих, в процессе формирования Российского государства в его состав входили различные территории со своим коренным населением, а в силу различных политических обстоятельств в Россию переселялось значительное количество выходцев из других стран (немцы, корейцы, китайцы и др.). После изменения границ Российской империи, а затем и развала СССР, на территории современной Российской федерации образовались крупные этнический диаспоры, представляющие страны ближнего и дальнего зарубежья. В основном это группы достаточно тесно связанные со своими «материнскими» государствами: украинцы (1 926 тыс. чел.), армяне (1 182 тыс. чел.), азербайджанцы (603 тыс. чел.), немцы (598 тыс. чел.), евреи (260 тыс. чел.), корейцы (143 тыс. чел.), греки (98 тыс. чел.), турки (92 тыс. чел.), поляки (75 тыс. чел.), китайцы (35 тыс. чел.), финны (34 тыс. чел.), болгары (32 тыс. чел.), вьетнамцы (27 тыс. чел.), румыны (5,3 тыс. чел.), сербы (4,2 тыс. чел.), венгры (3,8 тыс. чел.), персы (3,6 тыс. чел.), чехи (2,9 тыс. чел.) и др. [19, с. 25].
Таким образом, проблема, на решение которой направлена данная работа: необходимость выработки механизма регуляции деятельности национально-культурных объединений.
Предмет данной работы: государственное регулирование национально-культурными объединениями.
Объектом: механизм государственного регулирования деятельности национально - культурных объединений на региональном уровне.
Цель работы - анализ механизма государственного регулирования национально-культурными автономиями на региональном уровне с целью выявления существующих проблем и поисков путей их решения.
Для достижения цели и решения проблемы, необходимо выполнить следующие задачи:
1) дать определение национально-культурного объединения (в дальнейшем - НКО1), его содержание, статус, основные характеристики;
2) дать характеристику международного опыта работы НКО;
3) дать характеристику регулирования деятельности НКО в России;
4) изучить нормативно-правовую базу регулирования деятельности НКО на территории Томской области.
5) исследовать деятельность конкретных НКО на территории Томской области
6) проанализировать полученные результаты, охарактеризовать выявленные
проблемы и предложить путей их решения.
В данной работе используются такие методы: сравнительный, классификационный, аналитический.
В качестве источников в работе используются законодательство, регулирующее этот вопрос, в частности, Федеральный закон «О национально-культурной автономии», труды авторов и ученых, таких как О.Е. Герасимова, Иванов, Воронина и другие.
Работа состоит из введения, трех глав, семи разделов, заключения и списка использованной литературы.
Проблема межэтнических отношений в условиях современной социокультурной и политической ситуации является одной из самых сложных и противоречивых. Во-первых, одной из особенностей, характеризующей российскую социальность, является процесс этнокультурного и конфессионального ренессанса, безусловно, влияющий на формирование этнического самосознания. Но возрастающий интерес к родному языку, традиционной вере, обычаям, исходящий со стороны этнических групп, сталкивается с интересом государственным, направленным на формирование новой российской идентичности. Однако формирование российской идентичности - процесс сложный и небыстрый. Восприятие гражданами себя, как части России, повышение ответственности за свою страну становится все более устойчивым. Но это не значит, власти должны просто наблюдать за этими процессами и просто фиксировать то, что происходит. Наоборот, требуется планомерная, настойчивая, целеустремлённая работа: и просветительская и организационная. Требуется в ней всех уровней власти. Особенно нужны корректировки на местном уровне: в каждом регионе по разному складывается межэтнический состав, и разные органы отвечают за деятельность местных НКА. Но лучше было бы создать один общепринятый департамент, в компетентность, которого входило бы регулирование межнациональных отношений на местном уровне, путем сотрудничества с национально - культурными объединениями. Такой департамент сразу бы «поставил точку» и в финансовой поддержке программ и мероприятий НКА, так как на данный момент финансирование таких организаций производиться почти целиком из пожертвований и президентских грантов, которые не так часто, и не так легко можно заполучить, а такая финансовая ситуация грозит существованию таких организаций, что может привести к плачевным последствиям: развитию экстремизма, терроризма и появлению новых очагов межэтнических и религиозных конфликтов.
Во-вторых, распад огромного многонационального тоталитарного государства, сопровождавшийся утратой мощного идеологического понятия «советский народ», вызвал не только «парад суверенитетов», но актуализировал вопрос о межэтнических отношениях в новой социокультурной реальности. Два выше обозначенных момента свидетельствуют о важности национальной политики, проводимой властью на федеральном и региональном уровнях, как способе построения позитивных межэтнических отношений. Говоря об уровне субъекта, следует заметить, что эффективность национальной политики зависит от ряда факторов: географического, исторического, экономического. Если брать за основу общее, советское будущее большинства межнационального населения России, то это дает нам хорошую почву для создания общепринятых мероприятий и праздников, таких как, в начале мая. Чем больше будет таких мероприятий, чем сплочённой будет российский народ и тем лучше будет выражена российская идентичность.
Серьезное внимание, сегодня, должно уделяться руководством страны подготовке специалистов в сфере государственной национальной политики, в первую очередь, в регионах. Государственная и тем более муниципальная служба должны иметь в своём составе достаточное количество специалистов в области этнической политики для предотвращения такого рода проблем.
Однозначно, главной предпосылкой появления, вышеперечисленных проблем стало - слабое использование федерального закона «О национальной-культурной автономии» в новых условиях. Принятый двадцать лет назад Федеральный закон в последнее время переживает второе рождение. Число федеральных НКА возросло на треть. Следует подчеркнуть, что этим законом воспользовались около 80 народов нашей страны из 193. В Республике Крым, например, зарегистрировано 77 НКА разного уровня, которым охвачены представители 18 этносов. Необходимо максимально использовать ресурсы национально-культурных автономий, как федеральных, так и региональных и местных, рассматривая их как союзников государства не только в обеспечении этнокультурных интересов народов, этнических общин, диаспор, но и в снижении межэтнических противоречий, профилактике конфликтов и практическом миротворчестве.
Томская область по составу населения является полиэтничным и многоконфессиональным субъектом РФ. В течение столетий здесь проживают, тесно взаимодействуя друг с другом, представители примерно 80 национальностей. Автохтонное население соседствует с пришлыми этническими группами. Это эвенки и молдаване, селькупы и ханты, татары и русские, немцы и поляки, белорусы и украинцы, азербайджанцы и евреи, представители малочисленных народов Кавказа и Средней Азии, выходцы из стран Балтии, цыгане, корейцы. Можно с уверенностью утверждать, что на территории области представлены практически все языковые семьи Евразии и главные мировые конфессии.
Собственно русские, выступающие как этническое большинство в Томской области, представляют собой сложный конгломерат этнокультурных и этноконфессиональных групп, состоящий из политических ссыльных, старожилов, казаков, старообрядцев, переселенцев разных лет и т.п.
Представители многих других наций и народностей также оказались на территории области не по своей воле. В царской России известный на территории области Нарымский край был местом ссылки. Таковым он оставался и во времена сталинского правления. После смерти «отца народов» многие из спецпереселенцев остались жить на территории области, обретя здесь вторую родину.
Традиционным фактором, влияющим на формирование полиэтнического общества, является наличие в Томске шести университетов, десятков НИИ, Академгородка. Ежегодно несколько тысяч молодых людей со всего СССР приезжали в наш город получать образование. Это были люди разных национальностей из разных республик. Многие после окончания учебы навсегда связывали свою судьбу с Томской областью, не редкость в нашем городе межэтнические браки.
После распада Советского Союза в России начался процесс становления новой государственности, сопровождаемый радикальными изменениями в социально - политической и экономической сферах. Сложные и неоднозначные процессы, происходящие в бывших союзных республиках, ныне независимых государствах, как ни странно, привели к увеличению числа мигрантов из этих стран на территорию области. Исходя из сложившейся исторической и политической ситуации в этнической и культурной сфере, областная законодательная и исполнительная власти главной задачей считают сохранение самобытности и развития всех этнических групп на территории Томской области.
На протяжении 90-х гг. прошлого столетия в области получили активное развитие различные формы этнокультурного воспроизводства. Было создано около 30 национально-культурных объединений, включая 5 национально-культурных автономий. Областная власть активно взаимодействует со всеми этническими сообществами.
Нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность национально-культурных объединений на территории Томской области, являются: Закон Томской области «О реализации государственной политики в сфере культуры и искусства на территории Томской области»; Закон Томской области «О народных художественных промыслах в Томской области»; Закон Томской области «О государственной поддержке региональных и местных национально-культурных автономий в Томской области»; Закон Томской области «О коренных и малочисленных народах в Томской области» и др. В настоящее время на территории Томской области действуют 21 национально-культурная автономия. Автономии стали возникать в районных центрах области.
Безусловно нельзя останавливаться на достигнутом, а самое главное нужно поддерживать, развивать, увеличивать количество национально-культурных объединений.
Так как, привлеченное в эти организации, новое, молодое поколение напрямую будет противодействовать опасной идеологической тенденции: обработке молодежи и попытке ее радикализировать со стороны экстремистских сил, пропаганде среди молодежи националистических взглядов и агрессивных настроений, в том числе с использованием новых технологий, связанных с психологией, социальными сетями и блогосферой. Только оперативная официальная реакция на данные явления со стороны органов власти и управления, институтов гражданского общества, образовательных организаций, а также развертывания многопрофильной системы противодействия им.
В условиях кардинальных экономических, политических, социокультурных перемен, во многом связанных с процессом глобализации, проблема этнокультурного образования стала исключительно актуальной. В современной меняющейся России резко возросло стремление разных этносов к возрождению национального языка, культуры и национального самосознания. Сохранение и развитие этнокультурной идентичности насущны и для народов, населяющих Томскую область.
Программно-целевой метод создает системную основу для реализации государственной национальной политики и взаимодействия с этнокультурными и религиозными сообществами, поскольку обеспечивает реализацию комплекса взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, которые носят межотраслевой характер и затрагивают все сферы государственной национальной политики, что позволит проводить единую федеральную политику в сфере межнациональных отношений, обеспечит эффективное межведомственное и межрегиональное взаимодействие и координацию в сфере реализации государственной национальной политики, включая вопросы укрепления единства российской нации, этнокультурного многообразия и противодействия экстремизму [6].
Ярким, примером, национальной самоорганизации граждан на территории Томской области стала ТРОО «Союз армян Томской области». Своей общественной деятельностью организация вырабатывает и предлагает органам власти меры, механизмы управления, регулирования межэтнических отношений, учитывающие национальные интересы, особенности культуры и самосознания представителей разных национальностей. В то время, когда ни на федеральном уровне, ни на местах нет единого понимая того, каким образом и в каких формах привлекать к работе национальные объединения, за счет каких источников финансировать проводимые ими мероприятия, «Союз армян Томской области» всегда находит средства, свежие идеи для организации социально - ориентированных массово-культурных мероприятий, гордо представляя свой народ и Томскую область на межнациональной арене России.
1. Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием от 12 дек. 1993 г. : (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февр. 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Об общественных объединениях : федер. закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ : (ред. от 2 июня 2016 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1995. - № 21. - Ст. 1930.
3. О национально-культурной автономии : федер. закон от 17 июня 1996 г. № 74- ФЗ : (ред. от 4 нояб. 2014 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1996. - № 25. - Ст. 2965.
4. Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации [Электронный ресурс] :указ Президента РФ от 15 июня 1996 г. № 909 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2017. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
5. Стратегия государственной национальной политики Российской федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] : указ Президента РФ от 19 дек. 2012 г. № 1666 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2017. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
6. О федеральной целевой программе "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы) [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 20 авг. 2013 г. № 718 : (ред. от 25 мая 2016 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2017. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
7. О государственной поддержке региональных и местных национально¬
культурных автономий в Томской области [Электронный ресурс] : закон Том. обл. от 11 нояб. 2008 г. № 226-ОЗ : (в ред. Закона Томской области от 7 июля 2009 г. № 112-ОЗ) // Департамент по культуре и туризму Томской области. - Электрон. дан. - Томск, [2017]. - URL: https://depkult.tomsk.gov.ru/documents/front/view/id/2896(дата обращения:
13.03.2017).
8. О коренных и малочисленных народах в Томской области [Электронный
ресурс] : закон Том. обл. от 4 марта 2010 г. № 27-ОЗ // Департамент по культуре и туризму Томской области. - Электрон. дан. - Томск, [2017]. - URL:
https://depkult.tomsk.gov.ru/documents/front/view/id/2898(дата обращения: 15.04.2017).
9. О народных художественных промыслах в Томской области [Электронный
ресурс] : закон Том. обл. от 11 июля 2008 г. № 130-ОЗ : (в ред. Закона Томской области от 24 нояб. 2009 г. № 254-ОЗ) // Департамент по культуре и туризму Томской области. - Электрон. дан. - Томск, [2017]. - URL:
https://depkult.tomsk.gov.ru/documents/front/view/id/2892(дата обращения: 13.04.2017).
10. О реализации государственной политики в сфере культуры и искусства на
территории Томской области [Электронный ресурс] : закон Том. обл. от 13 июня 2007 г. № 112-ОЗ : (в ред. Законов Томской области от 17 дек. 2007 г. № 267-ОЗ, от 24 нояб. 2009 г. № 253-ОЗ, от 24 нояб. 2009 г. № 254-ОЗ) // Департамент по культуре и туризму Томской области. - Электрон. дан. - Томск, [2017]. - URL:
https://depkult.tomsk.gov.ru/documents/front/view/id/2890(дата обращения: 20.04.2017).
11. О Консультативном совете по делам национально-культурных автономий [Электронный ресурс] : постановление Администрации Томской области от 16 окт. 2009 г. № 161а : (с изм. от 29 дек. 2012 г.) // Техэксперт : профессиональные справочные системы.
- Электрон. дан. - [СПб. ; М.], 2017. - URL: http://docs.cntd.ru/document/951830884(дата обращения: 15.04.2017).
12. Ведомственная целевая программа Томской области «Развитие
профессионального искусства и народного творчества» [Электронный ресурс] :
приложение № 5 к приказу от 20 марта 2015 г. № 095/01-09 // Департамент по культуре и туризму Томской области. - Электрон. дан. - Томск, [2017]. - URL:
https://depkult.tomsk.gov.ru/documents/front/view/id/16151(дата обращения: 15.04.2017).
13. Вьеверка М. Формирование различий // Социологические исследования. - 2015.
- № 5. - С.15.
14. Герасимова О. Е. Национально-культурная автономия как форма самоопределения нации : дис. ... канд. полит. наук / О. Е. Герасимова. - СПб., 2013. - 169 с.
15. Гильмуллина Д. А. Нормативно-правовые основы государственной национальной политики Российской Федерации // Изв. Оренбург. гос. аграрного ун -та. - 2013. - № 4 (42). - С. 255-258.
16. Горских О. В. Векторы развития этнокультурного образования в Томской области: опыт и практики взаимодействия // Современное образование - новые подходы : материалы XIII Сибирского форума образования. 26-28 марта 2014 г. - Томск : Изд-во ТГПУ, 2014. - С. 135-144.
17. Грошева Г. В. Славянские диаспоры в интернет-пространстве г. Томска: опыт сохранения и трансляции этнокультурной идентичности // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. - 2015. - № 3. - С. 29-39.
18. Иванов М. В. Национально-культурная автономия: к вопросу о понятии и назначении // Теория и практика общественного развития. - 2011. - № 2. - С. 199-201.
19. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года : в 11 т. / Российская Федерация, Федеральная служба гос. статистики ; [подгот. : Э. С. Набиуллина - рук. рабочей группы и др.]. - М. : Статистика России, 2012. - Т. 4, кн. 1 : Национальный состав и владение языками, гражданство. - 847 с.
20. Местная общественная организация Национально-культурная автономия
Поляков города Томска «Томская Полония» [Электронный ресурс] // Дворец народного творчества «Авангард». - Электрон. дан. - Томск, 2010. - URL:
http://www.dntavangard.ru/57/(дата обращения: 16.03.2017).
21. Национально-культурный центр «Азери» [Электронный ресурс] // Дворец
народного творчества «Авангард». - Электрон. дан. - Томск, 2010. - URL:
http://www.dntavangard.ru/46/(дата обращения: 01.04.2017).
22. Общественная организация «Региональная национально-культурная автономия Корейцев в Томской области» [Электронный ресурс] // Дворец народного творчества «Авангард». - Электрон. дан. - Томск, 2010. - URL: http://www.dntavangard.ru/51/(дата обращения: 01.04.2017).
23. Повразнюк К. В. Проблема мусульманского лоббирования в странах Западной Европы // Вестн. Санкт-Петербургского ун-та. Сер. 6, Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. - 2008. - № 1. - С. 145-156.
24. Правовые аспекты этнических отношений в России / под ред. Н. А. Ворониной, М. Галдиа. - М. : Деловая столица, 2013. - 406 с.
25. Притулина О. В. Конституционно-правовой статус национально-культурных автономий в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа : дис. ... канд. юрид. наук / О. В. Притулина. - М., 2013. - 204 с.
26. Путин В. Россия: национальный вопрос [Электронный ресурс] // Независимая газета. - Электрон. дан. - М., 1997-2017. - URL: http://www.ng.ru/politics/2012-01- 23/1_national.html?insidedoc(дата обращения: 15.05.2017).
27. Региональная общественная организация «Центр украинской культуры «Джерело» [Электронный ресурс] // Дворец народного творчества «Авангард». - Электрон. дан. - Томск, 2010. - URL: http://www.dntavangard.ru/47/(дата обращения: 01.04.2017).
28. Региональная общественная организация национально-культурная автономия Белорусов в Томской области [Электронный ресурс] // Дворец народного творчества «Авангард». - Электрон. дан. - Томск, 2010. - URL: http://www.dntavangard.ru/50/(дата обращения: 11.04.2017).
29. Томская региональная общественная организация "Союз армян Томской области" [Электронный ресурс] // Дворец народного творчества «Авангард». - Электрон. дан. - Томск, 2010. - URL: http://www.dntavangard.ru/49/(дата обращения: 01.04.2017).
30. Томская региональная общественная организация «Еврейская национально - культурная автономия» - ТРЕНКА [Электронный ресурс] // Дворец народного творчества «Авангард». - Электрон. дан. - Томск, 2010. - URL: http://www.dntavangard.ru/43/(дата обращения: 01.04.2017).
31. Томская региональная общественная организация Центр Башкирской культуры «Ялкын/Пламя» [Электронный ресурс] // Дворец народного творчества «Авангард». - Электрон. дан. - Томск, 2010. - URL: http://www.dntavangard.ru/41/(дата обращения: 01.04.2017).
32. Трофимов Е. Н. Национально-культурная автономия: от идеи к реализации // Социологические исследования. - 2016. - № 5. - C. 91-99.
33. Ульянищев П. В. Автономия как конституционно-правовая гарантия прав народов в многонациональном государстве : автореф. дис. канд. ... юрид. наук / П. В. Ульянищев. - М., 2013 - 75 с.
34. Хабриева Т. Я. Национально-культурная автономия в Российской Федерации. Монография / Т. Я. Хабриева. - М. : Юстицинформ, 2016. - 256 с.
35. Хенкин С. Мусульмане в Испании: метаморфозы исторического бытия // Россия и мусульманский мир. - 2013. - № 12 (258). - С. 149-172.
36. Цымбалова А. Е. Деятельность национально-культурных автономий Нижегородской области / А. Е. Цымбалова. - Н. Новгород : Нижегородский госуниверситет, 2016. - 40 с.
37. Этнокультурное образование в Томской области: стратегия и
межведомственная программа / под ред. О. В. Горских, З. С. Камалетдиновой, Т. В. Хахалкиной. - Томск, 2014. - 35 с.