ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ЛЮДЕЙ, СКЛОННЫХ К САМОПОВРЕЖДЕНИЯМ 6
1.1. Определение понятия самоповреждающего поведения 6
1.2. Концепции, модели и методы изучения самоповреждающего поведения 24
1.3. Особенности половых различий у людей склонных к самоповреждениям 37
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ САМОПОВРЕЖДАЮЩЕГО
ПОВЕДЕНИЯ 39
2.1. Методология исследования личностных особенностей людей, склонных к
самоповреждениям 39
2.2. Анализ половозрастных факторов самоповреждающего поведения 42
2.3. Анализ социальных и психологических факторов самоповреждающего поведения .... 44
Глава 3. МОДЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ПРОФИЛАКТИКИ
САМОПОВРЕЖДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ 53
3.1. Модели психологической интервенции при самоповреждающем поведении 53
3.2. Мишени психологической помощи при самоповреждающем поведении 61
3.3. Комплексная модель профилактики самоповреждающего поведения в зависимости от
пола 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 1 79
ПРИЛОЖЕНИЯ 2 82
ПРИЛОЖЕНИЯ 3 85
ПРИЛОЖЕНИЯ 4 86
ПРИЛОЖЕНИЯ 5 87
Актуальность. Психоэмоциональная жизнедеятельность современного индивида оказывается под влиянием частоты и интенсивности эмоциональных нагрузок. Различные факторы, такие как быстрые социальные изменения, увеличение темпа жизни, социально-экономический кризис, разрушение традиционных семейных структур и другие, оказывают влияние на внутреннее мироощущение индивида. Часто реакция на эти изменения сопровождается отрицательными эмоциями, такими как страх, тревога, беспомощность, тоска и отчаяние, становясь постоянными спутниками в жизни человека.
Опыт как в России, так и за рубежом показывает, что ни медицинские, ни правовые, ни экономические меры не всегда способны решить такие сложные и многогранные проблемы, как девиантное поведение. Современные реалии свидетельствуют о росте числа лиц, сталкивающихся с различными формами поведенческих нарушений.
Важно исследовать половые различия, поскольку молодые мужчины и женщины могут проявлять разные стратегии справления, различные формы самоповреждений и могут испытывать разные психологические факторы, влияющие на их склонность к таким действиям. Это может включать в себя такие аспекты, как социальные ожидания, стереотипы, культурные различия, биологические факторы и т.д.
Психологические характеристики, такие как уровень тревожности, депрессии, самооценка, уровень стресса, и способы справления с трудностями, также могут различаться у молодых людей в зависимости от их пола.
Проблема исследования: В нашей стране существует недостаточное количество исследований, посвященных проблеме самоповреждающего поведения. Те исследования, которые проводятся в данном направлении, чаще всего имеют клинический характер, как, например, работы Банникова Г.С., Зайченко А.А., Польской Н.А., Холмогоровой А.Б. и других. Долгое время самоповреждение рассматривалось как простые проявления, например, вскрытие вен, неверно идентифицировалось как попытка самоубийства, рассматривалось лишь как симптом пограничного расстройства личности. Это приводило к неверной интерпретации в средствах массовой информации и недопониманию в обществе.
Отсутствие четкого определения самоповреждающего поведения, связанного с причинением себе повреждений разной степени тяжести, вызывает терминологическую неопределенность и приводит к смысловому несовпадению понятий.
Разработка проблемы: самоповреждающее поведение, направленное на физическое повреждение тканей и органов собственного тела (Меннингер, 2000; Favazza, 1996), самоповреждение в контексте проблем нормативного и нарушенного психического развития (Мухамедрахимов, 1999; Berkson, Tupa, 2000; Emerson, 1992; Rutter, Bartak, 1973; Rutter и др.), в контексте проблем психического здоровья (Личко, Попов, 1990; Соколова, 2015; Холмогорова, 2011 и др.), в контексте психической адаптации (Вассерман, 2008; Исаева, 2010; Мамайчук, 2009; Овчинников, 2012 и др.). В рамках психических расстройств (Бек, Фримен, 2002; Бутома, 1992; Меннингер, 2000 и др.).
Эмоциональные и психологические факторы, такие как депрессия, тревожность, низкое самооценка, травмы или злоупотребление в прошлом, могут стать причинами самоповреждающего поведения. Различия в способах регуляции эмоций могут привести к разным формам самоповреждающего поведения у мужчины и женщины. Это может быть способом выражения боли, самонаказания или попыткой справиться с эмоциональным дискомфортом. В связи с этим были выделены 6 аспектов психологической регуляции: самопорезы, выдергивание волос из головы, удары о твердые поверхности, самоожоги, сковыривание болячек, расчесывание кожи до крови.
Цель исследования: изучение психологических характеристик молодых людей, склонных к самоповреждениям, с учетом половых различий.
Объект исследования: психологические характеристики людей, склонных к самоповреждениям.
Предмет исследования: психологические характеристики молодых людей, склонных к самоповреждениям, с учетом половых различий .
Задачи исследования:
1. Рассмотреть определение понятия самоповреждающего поведения;
2. Изучить концепции, модели и методы исследования самоповреждающего поведения;
3. Сформировать программу психодиагностики самоповреждающего поведения с учетом половых различий ;
4. Провести исследование психологических особенностей людей, склонных и не склонных к самоповреждениям по параметрам: самоповреждение, желание самоповреждения, курение, наркотики, семейные дисфункции, психотравматический опыт, девиантная социализация, социальные и природные психотравмирующие события, семейные психотравмирующие события, насилие, оценка действительности, социальная самооценка;
5. Предложить комплексную модель психологической помощи при Сп.
Для достижения цели и проверки гипотезы использовались следующие методы: теоретический анализ (обобщение, сравнение и систематизация фактического материала по теме исследования).
Были выделены следующие гипотезы:
Гипотеза: 1) Психологические характеристики по параметрам: контроль эмоций, воздействие на других, избавление от напряжения, изменение себя, самоповреждение, желание самоповреждения, курение, наркотики, семейные дисфункции,
психотравматический опыт, девиантная социализация, социальные и природные психотравмирующие события, семейные психотравмирующие события, насилие, оценка действительности, социальная самооценка, оценка внешности будут различными у людей, склонных и не склонных к самоповреждениям.
2) Существуют различия в причинах и формах самоповреждающего поведения у юношей и девушек по параметрам: самопорезы, выдергивание волос из головы, удары о твердые поверхности, самоожоги, сковыривание болячек, расчесывание кожи до крови.
В завершение анализа психологических особенностей молодежи, склонной к самоповреждениям, с учетом гендерных различий, можно отметить сложность и многогранность данного исследования. Представленные выводы выделяют не только общие закономерности, но и уникальные психологические аспекты, присущие каждому полу.
Экспозиция факторов, оказывающих воздействие на вероятность самоповреждения, подчеркивает различия в влиянии эмоциональных и социокультурных переменных в зависимости от половой принадлежности. В контексте женского пола выявляется весомое воздействие образа тела, социокультурных стереотипов и интимных отношений, в то время как у мужчин более выражены факторы, связанные с агрессивным поведением и стремлением скрывать эмоциональные трудности.
Понимание этих уникальных отличий несет важное значение для формирования эффективных методов профилактики и вмешательства. Профессиональные стандарты и образовательные программы должны стремиться к персонализированным и дифференцированным подходам, учитывая специфику психологических характеристик и потребностей молодежи разного пола.
Таким образом, дальнейшие исследования в этой области должны фокусироваться на более глубоком анализе взаимодействия психологических переменных и гендера в контексте самоповреждающего поведения, что непременно способствует формированию более точных и адаптированных стратегий поддержки молодежи в их психологическом благополучии.
В заключение следует отметить, что статистические выводы, основанные на анализе предпочтений в методах самоповреждения среди молодежи, подчеркивают заметные различия между мужчинами и женщинами. Несмотря на четкую тенденцию мужчин к методам "самоожогов" и "сковыривания болячек", а женщин к "интенсивному расчесыванию кожи" и "активному выдергиванию волос", уникальные предпочтения влияют на формирование индивидуальных тенденций, и фактор пола не является ключевым воздействующим фактором в общей картине самоповреждений.
Общий анализ выборки выявил, что мужчины и женщины проявляют разнообразие в поведении при саморегуляции и справлении с эмоциональными или стрессовыми ситуациями. Оба пола, в общем, предпочитают избегать самопорезов, однако у женщин этот метод саморегуляции немного более распространен. Женщины чаще прибегают к выдергиванию волос или сковыриванию болячек, что, возможно, связано с физическим облегчением в ответ на стресс. В свою очередь, у мужчин чаще встречаются формы агрессивной саморегуляции, такие как удары по твердым поверхностям или кулаком. Самоожоги чаще характерны для женщин, в то время как мужчины склонны к расчесыванию кожи до появления крови. Эти различия могут отражать разнообразные стратегии саморегуляции, предпочитаемые мужчинами и женщинами, под влиянием социокультурных факторов, индивидуальных особенностей и контекста жизни.
Заключительным исследовательским выводом является то, что
самоповреждающее поведение, проявляющееся в течение онтогенеза, обладает уникальной способностью не только сохраняться, но и интегрироваться в регулятивные системы личности. Эти действия становятся неотъемлемой частью механизмов контроля над поведением в эмоционально насыщенных ситуациях, обогащая и взаимодействуя с индивидуальными аспектами личностного развития. Также отмечается, что дисфункциональный характер самоповреждения определяется комбинацией различных способов, включая и инструментальные, и соматические проявления.
1. Аверин, В.А. Детерминанты психического развития и структурная организация человека / В.А. Аверин // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. - 2012. - Т. 17. - № 1. - С. 69-73.
2. Аверин, В.А. Психология детей и подростков: учебное пособие / В.А. Аверин - 2-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. - 379 с.
3. Агадзе, Н.В. Аутоагрессивные проявления у больных с аффективными синдромами / Н.В. Агадзе // Вопросы диагностики в судебнопсихиатрической практике. - М., 1990. - С. 80-87.
4. Агадзе, Н.В. К проблеме типологии аутоагрессивных явлений у психически больных / Н.В. Агадзе // Первый съезд психиатров социалистических стран. Материалы / Ред. Г.В. Морозова. - М., 1987. - С. 28-32
5. Александер, Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение : пер. с англ. / Ф. Александер - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 352 с.
6. Александров, Ю.И. Дифференциация и развитие / Ю.И. Александров // Теория развития: Дифференционно-интеграционная парадигма / сост. Н.И. Чуприкова. - М.: Языки славянских культур, 2009. - С. 17-28
7. Александров, Ю.И. Регрессия. / Ю.И. Александров // Седьмая международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов. Светлогорск, 20¬24 июня 2016 г. / Отв. ред. Ю.И. Александров, К.В. Анохин. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. - С. 100-101.
8. Амбрумова, А.Г. Психология самоубийства / А.Г. Амбрумова // Социальная и клиническая психиатрия. - 1997. - № 4. - С. 14-20.
9. Антонян, Ю.М. Насилие среди осужденных / Ю.М. Антонян, И.Б. Бойко, В.А. Верещагин - М.: ВНИИ МВД РФ, 1994. - 117 с
10. Бойко, И.Б. К вопросу о терминологии самоповреждений, членовредительств и аутоагрессии / И.Б. Бойко // Судебно-медицинская экспертиза. - 1991. - № 1. - С. 24-26.
11. Вассерман, Л.И. Психологические механизмы совладания со стрессом профессиональной деятельности (на модели лиц «Опасных профессий») / Л.И. Вассерман, Е.Л. Исаева, М.Ю. Новожилова, О.Ю. Щелкова // Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. - 2008. - Вып. 4. - С. 364-373.
12. Вассерман, Л.И. Совладание со стрессом / Л.И. Вассерман, В. А. Абабков, Е.А. Трифонова. СПб.: Речь, 2010. 192 с.
13. Воеводин, И.В. Копинг-поведение при аддиктивных состояниях: относительность критериев адаптивности / И.В. Воеводин // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. - 2004. - Т. 1. - № 4. - С. 7-9.
14. Воликова, С.В. Школьное насилие и суицидальное поведение детей и подростков / С.В. Воликова, А.В. Нифонтова, А.Б. Холмогорова // Вопросы психологии. - 2013. - №. 2. - С. 24-30.
15. Вольнов, Н.М. Клинико-суицидологический анализ несчастных случаев у военнослужащих / Н.М. Вольнов, Д.И. Шустов // Психическое здоровье и безопасность в обществе. Научные материалы Первого национального конгресса по социальной психиатрии. - Москва 2-3 декабря 2004 г. - М.: ГЕОС, 2004. - С. 32... 80