Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В ОТНОШЕНИИ ГРУЗИИ: 1991-2017 ГГ.

Работа №186180

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы57
Год сдачи2018
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Список сокращений 3
Введение 4
1. История отношений Европейского союза и Грузии 9
1.1 Организационная и нормативно-правовая структура грузино-европейских
отношений 14
1.2 Соглашение об ассоциации 18
2. Европейская политика соседства 24
2.1 Восточное партнерство 29
3. Влияние политики ЕС на политический режим в Грузии 34
3.1 Конституционная реформа 44
Заключение 49
Список источников и литературы 52


Сегодня Европейский союз включает в себя 28 государств-членов, последнее из которых, Хорватия, вступило в него 2013 году. На протяжении последних пяти лет нередко в медиа пространстве, речах высокопоставленных европейских чиновников звучат вопросы по поводу дальнейшего пути развития Европейского союза: состоится ли следующее расширение, на сколько это рационально и необходимо . С другой стороны, если не рассматривать расширение как единственно возможный сценарий развития ЕС, то на основе чего стоить отношения с приграничными странами, и что Евросоюз готов сегодня им предложить. Так, ЕС на данный момент не планирует принимать новых членов и сосредоточен на решении внутренних проблемах, хотя по-прежнему есть ряд стран, которые хотят вступить в Евросоюз. В работе будет рассмотрена политика Европейского союза по отношению к соседним странам, которые хотели бы присоединиться к ЕС, на примере Грузии.
Объектом исследования стала внешняя политика Европейского союза по отношению к Грузии в период 1991-2017 гг., а ее предметом - выявление целеполагания Политики соседства, механизмов воздействия на страны соседства и результаты такого воздействия. Грузия выбрана не случайно - после распада Советского союза государство представляет особый интерес, т.к. траектория его политического развития многим отличается от большинства бывших союзных республик. Отличия заключаются в существовании активного гражданского общества, открыто отстаивающего свои права. История Грузии знает мирные революции и передачи власти оппозиции, отличающейся позиции по вопросам сотрудничества с западными странами - открытый курс на европейскую и атлантическую интеграцию. Также одной из причин, обусловивших выбор Грузии, стало признание Европейским союзом успеха страны в рамках Восточного партнерства . Грузия лидирует по показателям объема торговли, распространения и консолидации демократии, а также степени сотрудничества с ЕС.
Указанные временные рамки, 1991-2017 гг., выбраны следующим образом, т.к. меня интересуют история отношений Грузии с Европейским союзом с момента обретения страной независимости и их текущее состояние. Выбранные временные рамки также могут быть разделены на этапы, т.к. историю грузино-европейских отношений нельзя назвать линейной. Периоды президентства Эдуарда Шеварднадзе, Михаила Саакашвили и Георгия Маргвелашвили характеризуются разной степенью интенсивности контактов с Европейским союзом. Более того, не только заданный политической элитой курс влиял на динамику двусторонних отношений, многие события - революция, вооруженный конфликт, проведение выборов - также имели воздействие на развитие сотрудничества между Тбилиси и Брюсселем.
Целью выпускной квалификационной работы стало выявление целей и измерение эффективности Политики соседства в отношении к Грузии, изучение механизмов влияния Европейского союза на политические режимы соседних стран. Для достижения поставленной цели в работе планируется выполнить ряд задач: изучить историю отношений независимой Грузии и Европейского союза, выделить в ней ключевые точки, повлиявшие на ее развитие; проанализировать существующие форматы взаимодействия ЕС и Грузии, исследовать нормативно-правовую базу грузино-европейских отношений, изучить механизмы и инструменты реализации Европейской политики соседства (ЕПС) и Восточного партнерства; определить цели, преследуемые ЕС и национальным правительством государства-объекта политики добрососедства, а также проанализировать политику ЕС по отношению к государствам, не входящим ни в ЕС, ни в ЕПС. Также планируется выявить механизмы воздействия Европейского союза на политический режим Грузии и результаты такого воздействия на примере принятия конституционной реформы.
При написании работы были использованы следующие эмпирические методы: наблюдение, в случае данной работы - за политическими и экономическим изменениями в Грузии, метод описания и сравнения для характеристики наблюдаемых процессов для их группировки/характеристики - в частности сравнение для сравнений политики ЕС по отношению Грузии и странам, впоследствии ставшим членам ЕС. К использованным теоретическим методам этого же уровня относятся анализ политики ЕС и политики Грузии, обобщение полученных данных о политических и экономических изменениях в Грузии и политике ЕС в отношении соседних государств, для того, чтобы выявить их схожие характеристики.
В ходе работы были изучены отчеты Европейской Комиссии, Европейского парламента, Совета Европы, законодательных и исполнительных органов власти Грузии, неправительственных организаций, вовлеченных в реализацию Европейской политики добрососедства и Восточного партнерства.
При написании первой главы полезным для понимания современной истории Грузии стало учебное пособие В.П.Зиновьева и Е.Ф. Троицкого «Страны СНГ и Балтии» . Также для характеристики экономического развития страны были использованы статистические данные, предоставленные Всемирным банком и правительством Грузии. Далее для понимания значения Соглашения об ассоциации была использована глава Павла Свободы, профессора Карлова университета Праги, из сборника « От Восточного партнерства до ассоциации: анализ», посвященная юридической стороне этого вопроса .
Написание второй главы основано на анализе официальных отчетных и программных документов Европейской политики соседства и Восточного партнерства. Ценность этих документов заключается в том, что помимо описания механизмов работы Политики соседства и Восточного партнерства, в них предоставлены индикаторы для измерения их эффективности. Тем не менее, подобные документы отражают точку зрения разработчиков Политики соседства, которая должна быть дополнена экспертно-аналитической оценкой. Для этого были проанализированы работы отечественных и зарубежных исследователей. Среди отечественных исследовательских центров следует отметить работы Института Европы Российской академии наук, Российского совета по международным делам, а также Института мировой экономики и международных отношений. Среди зарубежных исследовательских центров, занимающихся анализом Политики соседства, были использованы работы Центра изучения европейской политики («Center for European Policy Studies») , Института ЕС по изучению проблем безопасности («EU Institute for Security studies»). Также в работе проанализированы статьи авторов журнала East European Studies, Europe Asia Studies, Journal of Common Market Studies. Особое внимание хотелось бы уделить работе Лор Делкур, которая анализировала политические инструменты ЕС в рамках Восточного партнерства в отношении Грузии . Также написанию этой главы способствовало знакомство с работами норвежского исследователя Стефана Гёнзела, посвященные региональной политике ЕС .
Для написания третьей главы была использована методология, предложенная Юрием Агафоновым, старшим преподавателем кафедры сравнительных политических исследований РАНХиГС, в его магистерской работе, посвященной влиянию на политические режимы в странах ЕПС. Применение упомянутой методологии стало возможным с использованием следующих материалов. Анализ динамики политического режима Грузии проводился при помощи индекса свободы государств Freedom House, негосударственной организации, которая ежегодно публикует индекс, основанный на анализе публичных данных (национальные базы данных, а также альтернативные источники информации - Всемирный справочник, Всемирный справочник ЦРУ, Профили стран Би-би-си и Организация непредставленных наций и народов (ОНПО) . Измерить динамику политического режима стало возможным при базы данных Polity IV, составленной на базе Центра системного мира (“Center for systematic peace”). Polity IV был преобразован в живой сбор данных, что означает, что он постоянно контролирует смены режима во всех исследуемых государствах и ежегодно проводит оценку характеристик, изменений и обновлений данных режима. Индекс европеизации Агафонов предлагает измерять объемом финансирования государства со стороны Европейского союза и его индекса соответствия нормам ЕС . Для измерения финансирования были изучены отчетные финансовые документы Европейской службы внешнеполитической деятельности, Европейской политики соседства и Восточного партнёрства. Индекс Восточного партнерства («Eastern Partnership Index») содержит оценку прогресса, достигнутого шестью странами Восточного партнерства в направлении устойчивого демократического развития и европейской интеграции . Индекс измеряет шаги, предпринятые на пути к качеству государственного управления, в т.ч. соблюдению и защите демократии и прав человека, устойчивому развитию и интеграции с Европейским союзом.
Заключительный раздел, посвященный принятию поправок к конституции Грузии, опирается на тексты самих поправок, официальные комментарии и доклады Венецианской комиссии, и новостные релизы, освещающие позиции сторон (парламентское большинство, оппозиция, Европейский союз).
Структура работы. Первая глава работы освещает этапы развития отношений ЕС и Г рузии, выделяя своего рода «поворотные точки», оказавшие влияние на их динамику. В этой главе также представлены существующие форматы сотрудничества между Грузией и Европейским союзом, проанализированы нормативно-правовые рамки двусторонних отношений. Отдельный раздел анализирует действующее Соглашение об Ассоциации для того, чтобы выяснить перспективы договора и последствия вступлением его в силу. Также в этом разделе рассматривается политика ЕС в отношении Норвегии, в силу схожести с Грузией исходных данных: территориальная близость к Евросоюзу, наличие глубоких экономических связей. Мною была предпринята попытка сравнить два кейса для того, чтобы выявить закономерности ведения внешней политики ЕС в отношении соседних стран. Далее особое внимание уделяется существующим масштабным программа сотрудничества ЕС и Грузии: Европейской политике соседства и Восточному партнерству.
Вторая глава освещает структуру, цели, механизмы работы Европейской политики соседства и Восточного партнерства. В третьей главе, используя методологию, разработанную Ю.Агафоновым, была предпринята попытка ответить на вопрос о том, как велико влияние ЕС в Грузии и можно ли его измерить. Если первый раздел главы посвящен количественному анализу данных, построению графиков с заданными переменными, т.е. изучению влияния на более глубоком уровне, то второй - освещает его публичную сторону. На примере приятия Конституционной реформы было изучено изменение публичного дискурса ЕС в отношении реформы Грузии и то, что за этим последовало.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведя анализ политики Европейского союза по отношению к Грузии, можно сделать вывод о том, что ее содержание и цели изменялись и корректировались в соответствии с происходящими внешними и внутренними событиями, будь то расширение ЕС на восток, вооруженный конфликт Грузии и России или же новая конфигурация политических сил в грузинском парламенте. Также подход ЕС к Грузии изменялся и в соответствии с достигнутыми успехами последней в вопросах сотрудничества с Европой. Более того, существующие форматы отношений между Евросоюзом и Грузией, Политика соседства и Восточное партнёрство, позволяют производить «надстройку» их приоритетов, целей и задач.
Содержание третьей главы подробно описывает механизмы влияния Европейского союза на политический режим соседнего государства. Можно заключить, что влияние ЕС на государство ограничивается наличием политической воли последнего к проведению изменений, а намерение двигаться по траектории сближения ЕС в большинстве случаях определяется вероятностью потери власти. То есть ни одна политическая сила не станет проводить требуемые Евросоюзом изменения, если их реализация или результаты поставят под угрозу обладание власти. Поэтому если характеризовать динамику влияния ЕС на политический режим в Грузии можно заключить следующее:
• Период президентства Эдуарда Шеварднадзе характеризовался
редкими контактами с Евросоюзом, а их большая часть заключалась в получении финансовой помощи для ликвидации последствий вооруженных конфликтов и перехода к рыночным механизмам управления экономикой. 1999 г. становится своеобразным рубежом в истории Грузии, ситуация в стране становится стабильнее относительно той, что была 5 лет назад. В это же время подписывается Договор о партнёрстве и сотрудничестве с Европейским союзом, один из важнейших документов, регулирующих и задающих вектор развития грузино-европейских отношений. Подписание этого договора стало самым большим достижением действующего президента в области построения диалога с ЕС. Вместе с тем, внутренняя политика Шеварднадзе все чаще становилась поводом недовольства населения, которое критиковало высокий уровень коррупции и неэффективность местных властей. Поэтому каждое новое преобразование во внутренней жизни Грузии действующей власти давались тяжело, т.к. реакция на них была непредсказуемой и всегда могла обернуться потерей доверия со стороны населения, что соответственно привело бы и к потере власти.
• Принято считать, что следующий президент Грузии, Михаил Саакашвили, пришедший на смену Шеварднадзе после «революции роз», всегда был настроен на европейскую и атлантическую интеграции, затем чтобы Грузия стала европейским государством. В самом деле, подобная характеристика подходит для описания его первого срока, чего нельзя сказать о втором. Первый президентский срок Саакашвили был отмечен крупными институциональными изменениями в стране, запрос на которые давно наблюдался в обществе и стал причиной его прихода к власти. Однако последовавшая за крупными коррупционными скандалами потеря доверия и популярности у населения к началу 2010 г. также стала той причиной, из-за которой грузинские власти не решались в полной мере разворачивать предлагаемые ЕС реформы, риски были слишком велики. Однако в случае с Михаилом Саакашвили ему наряду с тем, чтобы не потерять власть внутри страны, было необходимо поддерживать риторику о «европейском пути развития» Грузии, вместе с тем сокращая проекты и контакты с ЕС. Большинство проектов и реформ, инициированных совместно с Евросоюзом, либо откладывались, либо реализовывались не в том объеме, что планировался.
• Новые политические силы (партия «Грузинская мечта», ее создатель Бидзина Иванишвили, действующий президент Георгий Маргвелашвили), одержавшие победу на выборах в 2013 году, также придерживаются европейского вектора развития Грузии. С новой силой продолжили свою работу существующие проекты, у ЕС также появились новые приоритеты в отношении внутренних изменений в Грузии. В первую очередь это касалось судебной системы, сельского хозяйства и управления бюджетными средствами. Однако на сегодняшний день наблюдается все та же закономерность, что и ранее, не каждая реформа или изменение будут реализованы, если они могут привести к потере власти определенной политической элиты. Ярким примером того стало реформирование конституции, содержание которой и правда способствует гармонизации грузинского и европейского законодательств. Тем не менее, по ряду пунктов у Европейского союза были вопросы и предложения по изменению, которые не были полностью учтены. Парламентское большинство, партия «Грузинская мечта», инициировавшая реформу, пошло на некоторые уступки в отношении ближайших выборов 2020 года, но, в целом, текст поправок к конституции остался неизменным, несмотря на использование права вето со стороны президента и отсутствие обещанного компромисса с оппозицией.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что влияние Европейского союза на политический режим соседних стран должно иметь характер, не препятствующий действиям правящим кругам государств-членов по достижению своих долгосрочных целей.
Также было предположено, что цели реципиента и донора политики соседства ЕС могут отличаться. В результате исследования можно заключить о том, что в политические элиты стран-участниц программ ЕС рассматривают перспективу вступления в ЕС, как вполне выполнимую задачу. Несмотря на заявления Брюсселя о том, что ни одна из существующих программ не предполагает последующего вступления участников в состав ЕС, хоть и не исключает этого. Грузия демонстрирует отличные успехи в выполнении планов действий в рамках программ ЕПС или Восточного партнерства, тем не менее, ее членство в ЕС все еще остается долгосрочной задачей. Это может быть объяснено как проведением половинчатых реформ, так и неоднозначной позицией по вопросам демократии и защиты прав человека. Более того экономика Грузии все еще не может считаться конкурентоспособной на рынке Европы. Однако сравнивая Грузию в 2004 г. и Грузию сегодня видны ощутимые результаты действий руководства страны в направлении европейской интеграции.



1. Caucasus Barometer: Georgia [Electronic resource] // Caucasus Research Resources Center. - Электрон. дан. - 2011-2015. - URL: http://www.caucasusbarometer.org/en/eu2011ge/EUMEMGE/ (access date: 12.04.2018).
2. Constitute Project. Constitution of Georgia with amendments through 2013 // 2013. URL: https://www.constituteproject.org/constitution/Georgia_2013.pdf?lang=en(access date: 07.06.2018).
3. Constitution of Georgia. Parliament of Georgia.. [Electronic Resource] // 2017. URL: http://www.parliament.ge/uploads/other/28/28803.pdf (access date: 07.06.2018).
4. Delegation of the European Union to Georgia The European Union and Georgia portrait of a partnership [Electronic resource] // EEAS. - European Union. - 2012. - URL: https://eeas.europa.eu/sites/eeas/files/eu georgia en.pdf (дата обращения: 15.05.2018)
5. Delegation of the European Union to Georgia. EU country roadmap for engagement with civil society. Georgia. 2014-2017 [Electronic resource] // EEAS. - European Union. -2014-2017.
- URL:https://eeas.europa.eu/delegations/georgia/6915/georgia-country-roadmap en (access date: 15.05.2018).
6. Delegation of the European Union to Georgia. Overview of EC assistance to people affected by conflict in Georgia criteria [Electronic resource] // EEAS. - European Union. - 2010. -
URL:http://eeas.europa.eu/archives/delegations/georgia/documents/projects/overview post conf lict ec assistance dec2010 en.pdf (access date: 15.05.2018).
7. Directorate-General for Enlargement. Understanding Enlargement. The European Union’s enlargement policy [Electronic resource] // European Commission. - 2011. - URL: https://publications.europa.eu/en/publication-detail/-/publication/5c93a9e3-f5b7-4567-88aa- eaa55451a0a1 (access date: 18.05.2018).
8. European Commission for democracy through law (Venice Commission). Opinion on the draft revised constitution of Georgia // Venice. - Jun. 17. - 2017. URL: http://www.venice.coe.int/webforms/documents/default.aspx?pdffile=CDL-AD(2017)013-e (access date: 07.06.2018).
9. European Commission for democracy through law (Venice Commission). Draft revised constitution as adopted by the Parliament of Georgia at the second reading on 23 June 2017 // Venice. - Sept. 22. - 2017. URL : http://www.venice.coe.int/webforms/documents/default.aspx?pdffile=CDL-PI(2017)006-e (access date: 07.06.2018).
10. European Commission for democracy through law (Venice Commission). Opinion on draft revised constitution of Georgia at the second reading on 23 June 2017 // Venice. - Oct. 7. - 2017. URL: http://www.venice.coe.int/webforms/documents/?pdf=CDL-AD(2017)023-e (access date: 07.06.2018).
11. Eastern Partnership. European External Action Service [Electronic resource] // EEAS. - European Union. - URL: https://eeas.europa.eu/headquarters/headquarters- homepage/419/eastern-partnership en (access date: 7.04.2018).
12. Eastern Partnership. European Integration Index for Eastern Partnership Countries [Electronic resource] // EEAS. - European Union. - 2011. - URL:http://eeas.europa.eu/delegations/moldova/documents/press_corner/eap_index_pilot_editio n.p df (access date: 14.04.2018).
13. ENP Round-table Debate. Living in Limbo: Whither human rights and civil liberties in the South Caucasus? [Electronic resource] // European Neighborhood Policy Chair. - Warsaw. - August 13. - 2008. - URL: https://www.eumonitor.eu/9353000/1/j9vvik7m1c3gyxp/vkm4h2e1stz0?ctx=viu5ddeieiw6&tab=
14. Eur-LEX. Copenhagen criteria [Electronic resource] // European Commission. - URL: https://eur-lex.europa.eu/summary/glossary/accession criteria copenhague.html (access date: 25.05.2018).
15. EUR- Lex. Towards the enlarged Union // Strategy Paper and Report of the European Commission on the progress towards accession by each of the candidate countries. - 2002. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/pl/TXT/?uri=CELEX:52002DC0700... 30


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ