Введение 3
Глава 1. Начало трансформации Североатлантического альянса после окончания холодной войны 13
1.1 Адаптация НАТО к условиям постбиполярного мира и принятие «Новой
стратегической концепции» 1991 г 13
1.2 Влияние кризиса в Югославии на разработку Стратегической концепции НАТО
1999 г 22
Глава 2. Эволюция военной доктрины НАТО в 2001-2010 гг 32
2.1 Влияние событий 11 сентября 2001 года на трансформацию военно-политических
установок Организации Североатлантического договора 32
2.2 Роль военно-политических доктрин США в изменении военной стратегии альянса
37
2.3 Саммиты НАТО и разработка Стратегической концепции альянса 2010 г 45
Глава 3. Изменение военно-политической стратегии Североатлантического альянса в 2010-2022 гг 58
3.1 Значение развития взаимоотношений НАТО с Россией для трансформации военной
доктрины организации 58
3.2 Пересмотр подходов альянса к отражению новых угроз безопасности и принятие
Стратегической концепции НАТО 2022 г 66
Заключение 73
Список использованных источников и литературы 79
В период холодной войны для Организации Североатлантического договора главной целью, обуславливающей создание альянса, являлось формирование коллективной обороны с целью сохранения мира и безопасности и «отражения советской угрозы». Однако после прекращения существования биполярной системы международных отношений и исчезновения главного противника в лице СССР Североатлантическому альянсу пришлось предпринять значительные усилия для трансформации своих целей, задач и обоснования целесообразности функционирования организации в условиях исчезновения играющего ранее интегрирующую роль противника в лице СССР, которые были официально закреплены в принятых Стратегических концепциях НАТО 1991 г., 1999 г. и 2010 г.
В течение 2010-х гг. характер угроз и условий международной безопасности претерпел существенные изменения. Рост напряженности в отношениях с Россией, распространение терроризма и оружия массового поражения, киберугрозы и другие вызовы потребовали от Североатлантического альянса очередного пересмотра принципов функционирования и концептуальных основ военно-политической доктрины организации, что было отражено в Стратегической концепции НАТО 2022 года.
Актуальность данного исследования обусловлена продолжающейся и непрерывной трансформацией Организации Североатлантического договора в современном мире, сопряженной с поиском альянсом новых направлений деятельности и определением новых угроз, представляющим непосредственную опасность странам - участникам НАТО и многократно расширяющим традиционную евроатлантическую зону ответственности организации. Североатлантический альянс с каждым годом все больше расширяет возможности распространения своего военного и политического влияния в каждом регионе мира, что делает его актором международных отношений, способным комплексно воздействовать на формирование глобальных мировых процессов и стабильность международной системы.
Цель работы - выявить ключевые изменения в стратегической концепции Организации Североатлантического договора в постбиполярную эпоху.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:
1) выявить позиции политических кругов США и других государств - членов НАТО в отношении перспективы существования организации после распада биполярности;
2) раскрыть влияние участия Североатлантического союза в урегулировании Югославского кризиса на преодоление проблемы идентичности блока;
3) определить роль США и их военно-политических доктрин в процессе изменения военной стратегии НАТО;
4) раскрыть значение развития взаимоотношений НАТО с Россией для трансформации военной доктрины альянса;
5) выделить основные положения Стратегических концепций НАТО 1991, 1999, 2010 и 2022 гг.
В роли объекта исследования выступает Организация Североатлантического договора. Предметом исследования является процесс изменения стратегической доктрины НАТО в период 1991-2022 гг.
Хронологические рамки исследования определяются 1991-2022 годами. Выбор нижней хронологической границы объясняется распадом СССР, который означал окончание эпохи биполярности, начало развития нового этапа международных отношений, требовавшего адаптации Североатлантического альянса к новым условиям. Верхняя хронологическая граница связана с принятием действующей Стратегической концепции НАТО 2022 г., которая закрепила принципы функционирования организации с учетом новых растущих угроз безопасности и усиления глобальной конкуренции.
Методы исследования. В качестве основных методов исследования в рамках данной работы применяются следующие:
1) историко-описательный метод, позволивший выявить основные исторические события, происходившие в данный период, и закономерности их влияния на трансформацию стратегической доктрины Североатлантического альянса;
2) политико-описательный метод, который позволил выделить ключевые элементы стратегий НАТО, а также стратегий национальной безопасности США;
3) сравнительно-исторический метод, который был применен для анализа ключевых концепций и этапов их эволюции в период 1991-2022 гг. и выявления на основе их сравнения изменений и элементов преемственности в стратегических подходах НАТО;
4) сравнительно-типологический метод, позволивший раскрыть изменение приоритетов альянса, видение им основных угроз и его роли в международной системе и то, каким образом они выражались в стратегических концепциях НАТО;
5) инструментальное наблюдение - метод, который позволил через рассмотрение выступлений лидеров разных стран-участниц НАТО раскрыть их позиции и то, каким образом они менялись с течением времени и как отразились в официальных документах альянса.
Анализ источников. Для данной исследовательской работы источниками послужили официальные документы Североатлантического альянса. Основным источником являются стратегии НАТО: «Новая стратегическая концепция»
Североатлантического союза (1991 г.) , Стратегическая концепция Североатлантического союза (1999 г.) , стратегическая концепция НАТО «Активное участие, современная оборона» 2010 г. , Стратегическая концепция НАТО 2022 г. , а также Всеобъемлющие политические указания , которые были приняты в период трансформации военной доктрины организации в соответствии с современными глобальными вызовами, возникшими после прекращения существования биполярной системы международных отношений. В них представлены ключевые положения обновленной военно-политической стратегии НАТО, сформулированы стоящие перед НАТО угрозы, а также направления деятельности по совершенствованию вооруженных сил организации, позволяющие оценить, каким образом произошло преобразование концептуальных установок, военной структуры НАТО с 1991 года и как менялось представление организации о своей роли в современной международной системе безопасности.
Следующая группа источников включает в себя официальные заявления руководства НАТО относительно разразившегося в 1990-е гг. кризиса в Югославии: пресс-релиз «Ситуация в Югославии» , Коммюнике по итогам заседания Североатлантического совета по ситуации в бывшей Югославии (1995 г.) , Заявление по Косово (1999 г.) и др. Данные источники позволяют выявить изменения позиции НАТО по урегулированию кризисов за пределами территорий стран - ее членов, заложенные в дальнейшем в Стратегической концепции 1999 года и заключающиеся в использовании не политических, а военных методов воздействия на развитие международных отношений.
Другая группа источников включает в себя декларации по итогам саммитов Североатлантического альянса, проводившихся в 2000-е гг., например, например, такие ТГЯТГ Зя CTR ТТ^ТЯТ/ТСГ ГТ/Л 1ГТЛГТМ D I I ТТ Я D 7007 Г" D Рггггт Г" Р R W Я ПРГТГ1 TOOSt Г"
как заявления по и тогам встречи в прахе в z wz г. , в п ихе z wu г. , в хэухарес те z wo г. ,
которые дают возможность рассмотреть, какие решения принимались в рамках сессий Организации Североатлантического договора, как они способствовали разрешению противоречий по поводу проведения операций (особенно в Афганистане) между странами - участницами и каким образом они отразились на реформировании вооруженных сил и военно-политической стратегии НАТО в период до принятия Стратегической концепции 2010 г.
В эту же группу источников входят заявления по итогам встреч глав государств - участников НАТО, проводившихся в течение 2010-х гг., включая декларации по итогам саммитов в Уэльсе в 2014 г. , Варшаве в 2016 г. , Брюсселе в 2018 г. и Лондоне в 2019 г. , которые позволяют оценить, каким образом изменение обстановки международной безопасности, в том числе начало украинского кризиса и обострения взаимоотношений с Россией, отразились на преобразовании доктринальных основ функционирования альянса в сторону укрепления его вооруженной составляющей, наращивания потенциала и укрепления оборонных мощностей альянса в государствах Центральной и Восточной Европы, нацеленных на сдерживание «агрессивных» действий Российской Федерации.
Источниковой базой данной работы также послужили официальные заявления и обращения президента Соединенных Штатов Джорджа Буша-младшего в Конгрессе США в сентябре 2001 г. и в январе 2002 г . Анализ данных высказываний главы государства представляется важным, поскольку позволяет определить позицию правительства США относительно терактов 11 сентября 2001 года, заключавшейся в том, что глобальный терроризм был назван главной угрозой коллективной безопасности западных стран, что кардинально изменило американскую стратегическую концепцию, и впоследствии оказало значительное влияние на военно-политическую доктрину Североатлантического альянса. Для реализации аналогичных задач в рамках исследования были использованы мемуары Дж. Буша-мл. , описывающие события данного периода непосредственно с перспективы самого президента Соединенных Штатов.
Еще одним ценным источником для данной работы представляются Стратегии национальной безопасности США 2002 и 2010 гг. СНБ-2002 года отразила упоминаемую в речах президента Дж. Буша-мл. идею о необходимости преэмптивных действий для уничтожения терроризма в зародыше и недопущения новых террористических актов. Данное положение СНБ 2002 года привело к возникновению разногласий между США и государствами - членами альянса, а также переходу Соединенных Штатов к односторонним действиям и проведению операций в обход НАТО. Тем временем, СНБ 2010 г. была направлена на сглаживание острых углов предыдущей доктрины, связанных с опорой на единоличные силовые действия США, делая акцент на многостороннем подходе к безопасности и важности расширения партнерства с другими с государствами. Анализ данных документов позволяет выявить, каким образом положения обеих стратегий национальной безопасности США 2002 и 2010 гг. в дальнейшем отразились на формулировании принципов функционирования альянса в Лиссабонской стратегической концепции Североатлантического альянса, принятой союзниками США по НАТО в 2010 г.
Помимо этого, в качестве еще одной группы источников можно выделить официальные документы, публикуемые администрацией президента Российской Федерации, включая Военную доктрину России 2014 г. , Концепцию внешней политики РФ 2016 г. , а также выступления в рамках Совета Россия - НАТО , которые в совокупности способствуют выявлению того, как происходило изменение восприятия Россией НАТО и роли альянса в формировании системы евроатлантической безопасности, и каким образом это повлияло на построение взаимоотношений РФ и НАТО, значительно воздействовавших на трансформацию стратегической доктрины Североатлантического Союза после 2010 г.
Совокупность источников позволяет детально рассмотреть трансформацию военно-политических стратегий Организации Североатлантического договора в период 1991¬2022 гг.
Анализ литературы. Работ, посвященных истории НАТО, достаточно много. В данном обзоре остановимся на ключевых книгах и статьях, непосредственно связанных с темой исследования.
Особого внимания заслуживает работа М. А. Троицкого. В своем труде «Трансатлантический союз, 1991-2004: модернизация системы американо-европейского партнерства после распада биполярности»23 автор анализирует процесс приспособления Североатлантического союза к реалиям постбиполярного мира, в котором отсутствует ранее игравшая интегрирующую роль угроза в лице СССР. Троицкий М. А. выделяет несколько новых сформировавшихся целей НАТО, которые, по его мнению, «придали альянсу дополнительный смысл существования в отсутствие глобального соперника» : расширение Организации Североатлантического договора в восточном направлении путем его участия в разрешении региональных конфликтов и оказания помощи в развитии экономики и проведении политических реформ в государствах, расположенных на территории Центральной и Восточной Европы; деятельность НАТО в сфере миротворчества и управления кризисами за пределами его географической ответственности. Автор полагает, что благодаря целенаправленным усилиям США и их ближайших европейских союзников реформа, направленная на трансформацию альянса и формирование его новых целей и ценностей после завершения противостояния с СССР, принесла свои результаты: НАТО стала мощной и жизнеспособной организацией, способной оказывать существенное влияние на глобальную политику.
Похожей точки зрения придерживается американский политолог Джон Даффилд в своей работе «Функции НАТО после холодной войны» . Важно отметить, что в период, когда была опубликована данная статья автора (1994 г.), многие эксперты в области международных отношений, полагали, что альянс следует распустить ввиду исчезновения «советской угрозы», ранее обуславливающей смысл существования НАТО, и что его задачу в обеспечении безопасности евроатлантической зоны могут выполнять другие международные организации (такие, как ЕС и ОБСЕ). Джон Даффилд в своем труде, наоборот, ставит под сомнения пессимистические оценки и скептические предсказания относительного будущего Североатлантического альянса, утверждая, что после распада биполярной системы, НАТО все равно удалось сохранить свою жизнеспособность. Автор предполагает, что критики альянса не учли несколько факторов, обусловивших необходимость сохранения организации для стран-участниц, а именно: остаточная угроза, исходящая от российской ядерной мощи, полученной в наследство от Советского Союза; способность организации к адаптации к новым реалиям, состоящая в разработке новых функций (заключающиеся в сдерживании и контроле НАТО вооруженных конфликтов в Центральной и Восточной Европе); а также явное преимущество по сравнению с другими международными организациями (ООН, ОБСЕ, ЗЕС, ЕС) в обладании высоко интегрированными военными структурами (подтверждая свой тезис успешными усилиями НАТО в урегулировании кризиса в Боснии и Герцеговине). Таким образом, Дж. Даффилд в своем труде указывает на обладание НАТО уникальными сильными сторонами и непревзойденным военно-политическим потенциалом, ставя под сомнение прогнозы о распаде Североатлантического альянса в будущем и выступая за сохранение за НАТО главной роли в формировании архитектуры европейской безопасности.
Среди авторов, которые анализировали то, какие среди представителей политических и академических кругов Запада имелись точки зрения относительно дальнейшего существования НАТО в постбиполярную эпоху, можно выделить Шаклеину
27
. . , лексееву . . , охе на . , еллманна . и ольфа . Данные
исследователи в своих трудах выделяли несколько подходов к видению перспектив НАТО в западных политико-академических кругах. Так, в статьях Алексеевой Ю. В., Р. Кохейна, Г. Хеллманна и Ф. Вольфа рассматриваются точки зрения сторонников неореализма, считавших, что Организация Североатлантического договора в скором времени придет к распаду, поскольку глобальная «советская угроза» исчезла, а, следовательно, блок НАТО перестал быть «полезным»; а также представителей неолиберального институционализма, предполагавших, что после прекращения существования биполярного мира Североатлантический альянс сможет разработать новые цели и задачи, наладив сотрудничество между странами Востока и Запада.
Шаклеина Т. А. в своей работе «Россия и США в новом мировом порядке» рассматривала дискуссии в американских академических и политических кругах, выделяя позиции сторонников и противников дальнейшего существования и расширения организации. Она указывает на то, что в США наиболее влиятельными оказались сторонники сохранения и расширения Североатлантического альянса, обосновывавшие свою позицию тем, что НАТО является наиболее эффективно действующим институтом, способным обеспечить евроатлантическую безопасность и готовым, в случае необходимости, противостоять сильной державе, претендующей на гегемонию. В то время как точка зрения представителей политико - академических кругов США, выступавших за более осторожные шаги к формированию новой системы трансатлантической безопасности и расширению альянса, по мнению автора, не оказала существенного влияния на политику американского руководства относительно трансформации НАТО.
Тому, каким образом произошло преобразование стратегических концепций Организации Североатлантического договора в период 1991-2010 гг., посвящены работы Н. Тузовской , Е. А. Антюховой , Е. С.Коренева . Данные авторы анализируют, какие факторы повлияли на процесс трансформации стратегической доктрины Североатлантического альянса, и утверждают, что НАТО удалось адаптироваться в новых геополитических условиях и выработать цели и задачи организации в соответствии с новыми угрозами и вызовами (связывая эту возможность в основном с обострившимся в 1990-е кризисом в Югославии и участием НАТО в его урегулировании). При этом выводы данных исследователей имеют некоторые отличия: Е. А. Антюхова предполагает, что изменения стратегической концепции НАТО в пользу расширения географической зоны ответственности альянса показывает ее становление как организации, обеспечивающей однополярный мировой порядок; Н. Тузовская считает, что ориентация НАТО на выполнение военных операций вне территории ее стран - членов может привести к сужению круга задач организации и негативно сказаться на приспособлении альянса к изменяющейся международной обстановке.
В контексте рассмотрения влияния США и их военно-политических доктрин на преобразование стратегии Североатлантического альянса особый интерес представляют исследования, проделанные В. С. Котляром. В своей работе «Международное право и современные стратегические концепции США и НАТО» автор проводит тщательный анализ процесса формирования стратегических доктрин как Соединенных Штатов, так и Североатлантического союза под влиянием глобальной угрозы международного терроризма и распространения оружия массового поражения, необходимость противостояния которым проявилась особо остро после событий 11 сентября 2001 года. Котляр В. С. рассматривает влияние положений «Стратегии национальной безопасности США» 2002 г., а именно концепцию превентивных и упреждающих действий, которая, по его мнению, лежит в основе современных военно-политических установок и практической деятельности альянса, и в корне противоречит основополагающим принципам международного права, закрепленным ООН.
Сходной позиции в данном вопросе придерживаются такие авторы, как Т. А. Шаклеина и А. Ю. Инджиева . В своих работах данные исследователи указывают, что террористические акты, произошедшие в Соединенных Штатах в 2001 году, в совокупности с осознанием США своей беспрецедентной военной и экономической мощи, послужили импульсом к переходу в осуществлении борьбы с терроризмом Соединенных Штатов к принципам превентивной войны и унилатерализма (односторонности). Тем не менее, данные принципы впоследствии не нашли отражения в военно-политических установках Североатлантического альянса. Авторы предполагают, что американские методы войны с глобальным терроризмом были негативно восприняты странами - союзницами, поскольку они были убеждены, что военный потенциал НАТО должен быть прежде всего использован для обеспечения коллективной безопасности территорий государств - членов, а не для осуществления превентивных операций.
Тому, каким образом происходило развитие взаимоотношений Организации Североатлантического договора с Российской федерацией, посвящены работы таких авторов, как А. Д. Богатуров , В. О. Печатное, А.С. Маныкин и Л. Ратти . В своих трудах данная группа исследователей рассматривает процесс становления взаимоотношений НАТО с Россией после прекращения существования Советского Союза, характеризуя их как постоянно колеблющиеся между состоянием нормализации и состоянием осложнения. Авторы делают акцент на том, что в условиях обострения взаимоотношений с РФ, вызванных возникающими кризисами международной безопасности и ростом противоречий между сторонами, Североатлантический альянс стремится возвратиться к своим изначальным принципам, а именно к обеспечению обороны и безопасности государств - своих членов.
Таким образом, тема эволюции стратегии НАТО после окончания холодной войны изучалась как отечественными, так и зарубежными исследователями. Авторы в своих трудах подходят к анализу результатов реформирования стратегий НАТО с разных сторон, рассматривая их положительное и негативное влияние на функционирование и сохранение жизнеспособности организации в целом.
В период с 1991 по 2022 гг. военно-политическая доктрина НАТО подвергалась серьезным трансформациям, связанным с формированием современных вызовов, которые стали представлять серьезные угрозы стабильности и безопасности как стран -участниц альянса, так мира в целом.
После окончания холодной войны и прекращения существования биполярной системы международных отношений Организация Североатлантического договора предприняла значительные усилия для изменения своих целей, задач и обоснования целесообразности функционирования организации в условиях отсутствия играющей ранее интегрирующую роль «советской угрозы», которые были официально закреплены в принятых Стратегических концепциях Североатлантического альянса 1991 г. и 1999 г.
На протяжении 1990-х гг. видение организации в условиях постбиполярной эпохи представителями академического сообщества западных стран характеризовалось отсутствием единой точки зрения относительно будущего Североатлантического альянса: с одной стороны, ряд исследователей (представители неореализма) выражали скептицизм в отношении сохранения НАТО и ожидали скорого распада альянса в силу утраты его «полезности» вследствие исчезновения главной военной угрозы - Советского блока, обусловившего создание организации; с другой стороны, другие исследователи (представители неолиберального институционализма) считали, что НАТО сумеет приспособиться к новым геополитическим реалиям, изменив свои задачи, функции и участвуя в операциях за пределами собственной зоны ответственности. Как станет известно позже, именно последний подход НАТО возьмет на вооружение для трансформации своей стратегии, что отразится в реализации ее дальнейшей практической деятельности.
«Новая стратегическая концепция» НАТО 1991 г. олицетворяла попытку альянса адаптироваться к новой геополитической реальности, которая сложилась после окончания холодной войны. В целом ее принятие стало отправной точкой для дальнейшего развития альянса и его приспособления к переменам в международной системе безопасности. В данном документе были отражены изменения стратегии и функций НАТО, которые касались видения преобразовавшегося контекста безопасности и новых угроз для членов альянса, принципов реформирования военной структуры в соответствии с ними, а также принципов взаимодействия с бывшими противниками - участниками социалистического блока, основанных на сотрудничестве и партнерстве для поддержания прочного мира и стабильности.
«Новая стратегическая концепция» 1991 г. задала направление дальнейшей трансформации Североатлантического альянса, способствуя определению ее роли, новых целей и задач в соответствии с протекающими и возникающими в области безопасности вызовами после прекращения существования биполярной системы. Стратегические концепции НАТО 1990-х гг. в большинстве своем развивали ключевые положения друг друга, поскольку те задачи, которые были определены в стратегической концепции 1991 г. были в более полной и завершенной форме зафиксированы в Стратегической концепции Североатлантического альянса 1999 г.
Участие НАТО в проведении миротворческих операций и миссии на территории бывшей Югославии оказало существенное влияние на процесс трансформации организации и определении ее новой роли в условиях отсутствия глобального противника. Посредством использования собственного военного потенциала в проведенных операциях Североатлантический альянс сумел установить свое доминирующее военно-политическое влияние в Балканском регионе, а также практически применить новые принципы функционирования организации, продемонстрировав всему миру свои возможности в использовании материально-технических ресурсов и развертывании вооруженных сил НАТО за пределами зоны ее ответственности для поддержания стабильности и урегулирования кризисов, и применяя свои вооруженные силы в некоторых случаях без санкции ООН.
Стратегическая концепция НАТО 1999 г. была принята в разгар проведения вооруженными силами альянса операции в Косово. Она закрепила формирование новых целей и задач альянса для обоснования целесообразности функционирования организации в новых геополитических условиях после окончания холодной войны. В ней были отражены военно-политические планы Организации Североатлантического договора, направленные на усиление своего влияния, выработки роли организации, несущей ответственность за обеспечение глобальной безопасности как государств евроатлантической зоны, так и стран, находящихся за ее пределами. Иными словами, Североатлантический альянс, являясь ранее организацией коллективной обороны, трансформировалась в организацию коллективной безопасности, в соответствии с чем он мог отныне осуществлять свои функции не только в обеспечении обороны своих государств - членов в случае нападения на одного из них, но и принимать участие в миротворческих операциях. Закрепление в данном документе концепции «Многонациональных оперативных сил» показало готовность членов НАТО предоставлять свои силы и средства для проведения операций по урегулированию кризисов вне территорий государств - членов альянса, а также отразила необходимость для НАТО в военно-политическом сотрудничестве с другими странами в рамках программы «Партнерство ради мира». В документе определялись новые угрозы, риски и кризисы, происходящие на периферии альянса, которые могут опосредованно представлять опасность для НАТО и за предотвращение или разрешение которых организация готова была взять ответственность.
Важную роль в процессе преобразования военно-политической доктрины НАТО играли Соединенные Штаты Америки и принимаемые ими политические решения. События 11 сентября 2001 года привели к значительным изменениям в ходе эволюции стратегии не только Соединенных Штатов, но и Организации Североатлантического договора. Относительно терактов в США впервые в истории альянса было осуществлено применение 5 статьи Вашингтонского договора, которая не устанавливает ограничений по времени для оказания помощи государству - члену НАТО, подвергшемуся нападению извне, что предоставило США и Североатлантическому альянсу возможность в будущем осуществлять военные антитеррористические операции в любой стране мира, в которой международный терроризм (не имеющий признанных границ или конкретной страны) будет обнаружен.
После террористических атак 11 сентября риторика и действия американского правительства приобрели более жесткий характер, что отразилось как на взаимоотношениях стран - членов НАТО, так и на дальнейшем доктринальных основ военно-политической деятельности организаций. Начиная с конца 2001 г. убежденность в потребности применения США силовых и односторонних методов борьбы с терроризмом все чаще звучала в заявлениях президента Дж. Буша, а также других сотрудников его администрации, что в дальнейшем получило свое документальное выражение в новой «Стратегии национальной безопасности США» 2002 г., утверждавшей о необходимости превентивных действий для уничтожения терроризма в зародыше и недопущения новых террористических актов. Однако члены Организации Североатлантического договора выражали свое несогласие и недовольство относительно положений ужесточенной стратегической доктрины США. Несмотря на то, что союзники Соединенных Штатов одобрили и санкционировали решение о проведении военной операции в Афганистане на основании 5 статьи Вашингтонского договора, они оказали сопротивление стратегии, предусматривающей распространения право применения силы еще шире, а именно возможности нанесения превентивных ударов по так называемым странам «оси зла».
Данные противоречия и различия во взглядах участников НАТО удалось частично разрешить на саммите Североатлантического альянса в Праге в 2002 г. В рамках Пражской сессии был достигнут достаточно непростой компромисс, который в той или иной степени удовлетворял интересы и цели как Соединенных Штатов, так и дружественных им государств. Принятая по итогам встречи Пражская декларация внесла значительный вклад в трансформацию военно-политической доктрины Североатлантического альянса, подтвердив приемлемость использования сил НАТО для проведения различных операций на территории других государств, включая те, которые не входят в число стран евроатлантического региона. При этом некоторые положения американской СНБ 2002 г. (например, идея превентивных ударов), за включение которых США настойчиво выступали, так и не вошли в общую военную концепцию борьбы с терроризмом альянса.
Соединенные Штаты, не получив безоговорочной поддержки от своих традиционных союзников по НАТО, предпочли действовать в обход Североатлантического альянса и в осуществлении своих национальных интересов полагаться на собственные силы совместно с «коалицией желающих» (либо наиболее лояльных США) государств. США развязали войну в Ираке, которая привела к расколу антитеррористической коалиции, изначально оказывавшей всевозможную поддержку США после событий 11 сентября 2001 года. Военные операции в Ираке и в Афганистане послужили толчком к дальнейшему проявлению противоречий между США и европейскими странами (прежде всего Германией и Францией), а также подразумевали для Североатлантического альянса новую фазу эволюции, которая была прежде всего связана с формированием единства взглядов внутри организации о роли, которую играет НАТО в мире.
Администрация Б. Обамы взяла курс на пересмотр стратегических приоритетов доктрины Буша, что нашло отражение в Стратегии национальной безопасности США 2010 года, главной целью которой было провозглашено восстановление глобального лидерства и морального авторитета Соединенных Штатов. Новая стратегия подчеркивала важность многостороннего подхода, поддержание авторитета международных организаций и соблюдение норм международного права, задействования всех составляющих национальной мощи США, помимо ее военного аспекта, а также налаживания сотрудничества с союзниками по Североатлантическому альянсу. СНБ 2010 г. была направлена на сглаживание провальных элементов стратегической доктрины предыдущей администрации, включая опору на силовые средства и методы, а также оставление за Соединенными Штатами возможности нанесения преэмптивных ударов для обеспечения безопасности и реализации американских целей на мировой арене, действие в обход международных организаций и игнорирование международных норм. Впоследствии изменения в стратегических доктринах Соединенных Штатов, принятых как при администрации Дж. Буша-младшего, так и при президенте Б. Обаме, нашли свое отражение в трансформации военно-политической стратегии Североатлантического альянса и были учтены при формулировании будущих принципов функционирования НАТО в мире и выработке новой стратегической доктрины организации в 2010 г.
Стратегическая доктрина Североатлантического альянса 2010 г., получившая
название «Активное участие, современная оборона», закрепила трансформацию концептуальных основ и задач деятельности организации в связи с изменившимися в период 2000-х гг. угрозами и условиями международной безопасности. В данном стратегическом документе страны - члены НАТО закрепили стремление альянса расширять уровень боеготовности своих вооруженных сил для проведения различного рода операций, нацеленных на предотвращение и разрешение конфликтов и кризисов, происходящих далеко за пределами стран евроатлантического региона, однако представляющих непосредственную опасность для их территории, населения и экономической стабильности. Стратегическая концепция НАТО «Активное участие, современная оборона» зафиксировала окончательное преобразование альянса из регионального военного союза в многопрофильную организацию с глобальной зоной ответственности.
Значительное влияние на преобразование стратегической доктрины Организации Североатлантического договора оказало развитие взаимоотношений альянса с Российской Федерацией, которые в течение долгого времени переходили из состояния сотрудничества и поиска взаимных компромиссов, с одной стороны, в состояние соперничества и конфронтации - с другой. Переломным моментом, ознаменовавшим начало бесповоротной деградации отношений России и НАТО, являлся украинский кризис 2014 года и присоединение к российской территорий Крыма и Севастополя. Апогеем этого процесса стала начатая Россией в феврале 2022 г. специальная военная операция на Украине, полностью прекратившая взаимодействие между НАТО и РФ по многим аспектам. Данные обстоятельства способствовали значительным переменам в условиях евроатлантической безопасности, подтолкнув Организацию Североатлантического договора к очередному пересмотру своей военно-политической доктрины на саммите в Мадриде в 2022 году.
Принятая Стратегическая концепция Организации Североатлантического договора 2022 г. обозначила широкий спектр угроз и вызовов, которые подрывают безопасность и стабильное существование государств - участников альянса, включая терроризм, кибератаки, информационное противостояние, неконтролируемое распространение ОМП, нелегальная миграция, ухудшения климатических условий и др. Тем не менее, несмотря на то, что в Стратегии 2022 г. упоминается большой список разных видов угроз, противодействие военно-политическим угрозам остается главным приоритетом деятельности НАТО, в рамках которого ключевое место занимает Российская Федерация. В отношении России Стратегическая концепция НАТО подтвердила приверженность принятой еще в 2014 г. стратегии «предметный диалог, сильное сдерживания», при этом делая акцент на повышения боеготовности и расширение военного потенциала альянса для сдерживания военной деятельности РФ.
Три стратегические концепции НАТО, которые охватывали период адаптации альянса после завершения холодной войны, включая Стратегические концепции 1991, 1999 и 2010 гг. представляли собой переход организации от стратегии, определяемой одной доминирующей угрозой в лице Советского Союза, к стратегии, реагирующей на многочисленные риски, предполагающей выход деятельности Североатлантического альянса за пределы зоны своей ответственности и становления его в качестве глобальной организации коллективной безопасности. Однако по мере роста значения и количества данных рисков увеличивалось несоответствие между ресурсами и целями организации, порождающее разногласия между государствами - членами НАТО (как это произошло в случае с проведением операции в Афганистане). В данном контексте, возникновение явного и реального вызова со стороны действий России стало мощным стимулом для уточнения и переориентации целей НАТО в новой стратегии альянса 2022 г., ознаменовавшей возвращение альянса к истокам - к функционированию в качестве организации коллективной обороны, объединившейся перед лицом значительной «российской угрозы».
1. Активное участие, современная оборона // NATO. - [Б. м.], 2024. - URL:
https://www.nato.int/cps/ru/natolive/official_texts_68580.htm (дата обращения: 21.06.2024).
2. Вашингтонская декларация // NATO. - [Б. м.], 2024. - URL:
https://www.nato.int/cps/ru/natohq/official_texts_27445.htm?selectedLocale=ru (дата
обращения: 21.04.2024).
3. Владимир Путин выступил на заседании Совета Россия - НАТО // Президент России. - М., 2025. - URL: http://kremlin.ru/events/president/news/44078 (дата обращения: 15.03.2025).
4. Военная доктрина Российской Федерации // Совет Безопасности РФ. - М., 2025. - URL: http://www.scrf.gov.ru/security/military/document129/ (дата обращения: 19.03.2025).
5. Всеобъемлющие политические указания // NATO. - [Б. м.], 2024. - URL:
https://www.nato.int/cps/ru/natohq/official_texts_56425.htm?selectedLocale=ru (дата
обращения: 19.06.2024).
6. Декларация по итогам встречи на высшем уровне в Лиссабоне // NATO. - [Б. м.],
2024. - URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/official_texts_68828.htm?selectedLocale=ru (дата обращения: 21.06.2024).
7. Заявление по итогам встречи в верхах в Бухаресте // NATO. - [Б. м.], 2024. -
URL: https://www.nato.int/cps/ru/natohq/official_texts_8443.htm (дата обращения:
19.06.2024).
8. Заявление по итогам встречи на высшем уровне в Брюсселе // NATO. - [Б. м.],
2024. - URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/official_texts_156624.htm?selectedLocale=ru (дата обращения: 19.03.2025).
9. Заявление по итогам встречи на высшем уровне в Варшаве // NATO. - [Б. м.],
2025. - URL: https://www.nato.int/cps/ru/natohq/official_texts_133169.htm (дата обращения: 19.03.2025).
10. Заявление по итогам встречи на высшем уровне в Уэльсе // NATO. - [Б. м.], 2024. - URL: https://www.nato.int/cps/ru/natolive/official_texts_112964.htm?selectedLocale=ru (дата обращения: 19.03.2025).
11. Заявление по Итогам Встречи НАТО на Высшем Уровне в Риге // NATO. - [Б.
м.], 2024. - URL: https://www.nato.int/cps/ru/natolive/official_texts_37920.htm (дата
обращения: 19.06.2024).
12. Инициатива об оборонном потенциале // NATO. - [Б. м.], 2024. - URL:
https://www.nato.int/cps/ru/natohq/official_texts_27443.htm?selectedLocale=ru (дата
обращения: 21.04.2024).
13. Лондонская Декларация // NATO. - [Б. м.], 2024. - URL:
https://www.nato.int/cps/fr/natohq/official_texts_171584.htm?selectedLocale=ru (дата
обращения: 19.03.2025).
14. Отношения между НАТО и Россией // Информационный бюллетень НАТО. - [Б. м.], 2022. - URL: https://www.nato.int/nato_static_fl2014/assets/pdf/2022/2/pdf/220214- factsheet_NATO-Russia_Relations_r.pdf (дата обращения: 15.03.2025).
15. Путин: война в Ираке - политическая ошибка // РИА Новости. - [Б. м.], 2003. - URL: https://ria.ru/20030320/351056.html (дата обращения: 15.03.2025)... 72