Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ 8
1.1 Феномен профессионального выгорания: сущность, признаки и этапы его
формирования 8
1.2 Личностные, деятельностные и средовые факторы профессионального выгорания 13
1.3 Современные модели выгорания 17
1.4 Особенности профессионального выгорания педагогов 24
1.5 Личностные, деятельностные и социальные факторы профессионального выгорания педагогов
в онлайн-обучении 27
1.6 Методы исследования выгорания 31
1.7 Последствия выгорания для педагогов и возможные технологии его профилактики 35
Выводы по 1 главе 39
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ВЫГОРАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СО СПЕЦИФИКОЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ 41
2.1 Программа эмпирического исследования 41
2.1.1. Общие характеристики программы 41
2.1.2 Теоретическая модель изучаемого феномена 42
2.1.3 Обоснование методик исследования 46
2.1.4 Характеристики выборки и дизайн исследования 49
2.2 Результаты исследования 51
2.3 Анализ и интерпретация полученных результатов 63
2.4 Разработка программы профилактики выгорания педагогов в онлайн -обучении 65
Выводы по 2 главе 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 84
ПРИЛОЖЕНИЕ А Таблицы описательных статистик по результатам исследования 94
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Тест №1. Дифференциальная оценка состояний сниженной работоспособности (А. Б. Леонова, С. Б. Величковская, 2002) 98
ПРИЛОЖЕНИЕ В Тест № 2. Ольденбургский опросник профессионального выгорания 102
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Тест №3. Шкалы целеполагания и планируемости опросника ОСД ( Е. Ю.
Мандриковой, модификация С. А. Богомаз, 7 пунктов) 104
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Тест №4. Шкалы самооценки инновативных качеств личности (СИКЛ, авторы Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко) 105
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Тест №5. Опросник «Черты эмоционального интеллекта» (ЧЭИ) 107
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Анкета цифровой компетентности 109
В настоящее время проблема профессионального выгорания работников сферы «человек-человек» касается практически каждого профессионала. Для педагогов особенно остро эта проблема проявляется в последние три года, начиная с пандемии COVID-19 в 2020 году, когда переход к онлайн-обучению был настолько быстрым и интенсивным, что изменил условия педагогической деятельности преподавателей, увеличив тем самым уровень стресса, нагрузки и неудовлетворенности от осуществляемой деятельности.
Проблема профессионального выгорания представляет интерес для многих отечественных и зарубежных ученых. Так, еще в 1974 году американский психиатр Герберт Фрейденберг ввёл в психологию такое понятие как «burnout» (от англ. «истощение физических и духовных сил» или эмоциональное истощение, выгорание). Этим термином Г. Фрейденберг описывал психологическое состояние здоровых людей, находящихся в тесном и интенсивном взаимодействии с клиентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи [6]. И уже тогда эта проблема носила социальный характер, требовалась выработка решений этой проблемы.
C. Maslach, S. E. Jackson в своих трудах определяют феномен «выгорание» как синдром, который вызывает негативное отношение к работе, жизни и к другим людям. Это результат физического истощения, длительной усталости, отчаяния и безнадежности, особенно у людей, которые подвергаются интенсивным эмоциональным нагрузкам из -за своей работы и постоянно вынуждены работать лицом к лицу с другими людьми [95].
В. В. Бойко и В. Г. Самохвал в своих исследованиях пишут о том, что синдром профессионального выгорания - это защитный механизм, который вырабатывается личностью в ответ на психотравмирующие факторы своей профессиональной деятельности. Формирует этот синдром - стресс [60].
В текущей ситуации цифровизации образования и особенно интенсивного применения дистанционных образовательных технологий, выдвинутые новые требования к педагогам в онлайн-обучении оказывают негативное влияние на психоэмоциональный фон педагогов, что приводит к эмоциональному истощению и далее, к профессиональному выгоранию. Данную проблему в своих работах освещают такие отечественные ученые как Е. А. Фадейкина, Н. Е. Синичкина, В. С. Кубарев, Н. Р. Хакимова [71].
Профессиональное выгорание у педагогов имеет серьезные социально-экономические последствия, такие как высокий процент увольнений, неудовлетворенность работой и снижение качества предоставляемых услуг. Это приводит к увеличению уровня неудовлетворенности качеством преподавания, повышению уровня тревожности среди профессионалов, уменьшению корпоративной лояльности и т.д.
Сейчас педагоги сталкиваются с необходимостью решения множества сложных профессиональных задач, связанных с быстрыми изменениями в технологическом обществе и профессиональной деятельности.
Проанализировав литературу по тематике исследования можно сделать вывод о том, что, многие исследователи занимались вопросами изучения возникновения профессионального выгорания (содержанием, структурой и методами диагностики), однако, если говорить о профилактике и применении комплексных методов и средств по предотвращению возникновения профессионального выгорания - эта тема изучена в меньшей степени.
Проблема профессионального выгорания педагогов, работающих в сфере онлайн- обучения, нуждается в тщательном изучении и появлении новых теоретических и эмпирических научных исследований. Это обусловлено тем, что в отечественной психологии данный аспект профессионального выгорания пока только начинает активно изучаться и остается недостаточно исследованным.
Проблема профессионального выгорания педагогов, работающих в условиях онлайн-обучения, является важной и актуальной, но недостаточно изученной в отечественной психологии. Существует необходимость более глубокого научного исследования этого вопроса, так как на данный момент данная тема еще не получила должного внимания и всесторонней проработки. Изучение психоэмоциональных состояний педагогов, связанных с профессиональным выгоранием в онлайн-среде, поможет лучше понять эту проблему и разработать эффективные меры по ее предотвращению и преодолению.
Сказанное выше подтверждает актуальность исследования по выбранной теме.
Проблема исследования обусловлена необходимостью преодоления сложных профессиональных ситуаций педагогами системы онлайн-обучения на основе формирования у них следующих ресурсов профессиональной деятельности: личностной (коммуникативные компетенции, способность к саморегуляции эмоциональных состояний, эмоциональный интеллект, социальный интеллект, компьютерные компетенции и др.), организационно-деятельностной (изменение роли педагога, повышенная ответственность, отсутствие границ между работой и личной жизнью, чувство изоляции и одиночество и др.) и социальной (отсутствие социальной поддержки и помощи в таких ситуация, трудности в установлении контакта с учениками, высокие ожидания и давление со стороны руководства, недостаток признания и обратной связи и др.) природы. Дефициты данных ресурсов, а также высокая профессиональная загруженность и наличие неблагоприятных факторов трудовой деятельности формируют у педагогов профессиональное выгорание.
Объект исследования - феномен профессионального выгорания.
Предмет исследования - личностные, организационно-деятельностные и социальные ресурсы педагогов онлайн-школы Skyeng для преодоления профессионального выгорания.
Цель исследования - на основе выявления взаимосвязи между дефицитами личностных, организационно-деятельностных и социальных ресурсов и формированием профессионального выгорания преподавателей в онлайн-обучении, разработать программу профилактики профессионального выгорания.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить такие исследовательские задачи как:
1. на основании теоретического анализа источников уточнить содержание понятия «профессиональное выгорание» и связанных с ним феноменов, изучить особенности динамики выгорания и современные теоретические модели, характеризующие его структуру;
2. выполнить анализ факторов развития профессионального выгорания педагогов и его последствий;
3. разработать концептуальную модель выгорания педагогов системы онлайн- обучения и на ее основе обосновать методики эмпирического исследования;
4. в процессе эмпирического исследования изучить особенности профессионального выгорания педагогов в онлайн-обучении и факторы, способствующие его возникновению;
5. разработать программу профилактики профессионального выгорания у педагогов в онлайн-обучении.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что существует значимая связь между дефицитами личностных, организационно-деятельностных и социальных ресурсов преподавателей онлайн-школы Skyeng и формированием у них профессионального выгорания.
Методологический аппарат составили положения и принципы социально-психологического, структурного и динамического подходов в изучении феномена «профессионального выгорания», а также работы таких зарубежных ученых как (Г. Фрейденберг, К. Маслач, С. Джексон, Э. Пайнс, В. Шауфели, М. Ляйтер, С. Хобфолл, Х. Фишер, К. Чернисс, Дж. Еделвич, Р. Бродский, Д. Этзион и другие), так и отечественных (Т. В. Форманюк, Т. И. Ронгинская, М. М. Скугаревская, Н. Е. Водопьянова, Е. П. Ильин, Е. С. Старченкова, Н. В. Гришина, И. В. Фокина, В. Е. Орёл, А. А. Рукавишников, Т. В.
Большакова, К. С. Милевич, М. В. Борисова, Т. В. Темиров, Н. С. Пряжников, Е. Г. Ожогова, В. И. Майстренко, М. А. Буянкина, М. А. Надежина, Е. А. Трухан и другие).
Для решения поставленных задач в рамках данного исследования были использованы следующие методы исследования:
а. теоретические методы: анализ, обобщение и систематизация теоретической литературы по теме исследования;
б. эмпирические методы: тест Дифференциальная оценка состояний сниженной работоспособности (А. Б. Леонова, С. Б. Величковская, 2002), Ольденбургский опросник профессионального выгорания (в адаптации А. Ю. Смирновой, 2017), шкалы целеполагания и планируемости опросника ОСД (Е. Ю. Мандриковой) модификация С.А. Богомаз, 7 пунктов, шкала самооценки инновативных качеств личности (СИКЛ, авторы Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко), опросник «Черты эмоционального интеллекта» (ЧЭИ) (адаптация Е. А. Крюковой, М. А. Шестовой), Анкета цифровой компетентности.
в. статистические методы: методы математико-статистической обработки данных были применены с использованием программы JASP; непараметрические методы анализа данных; кластерный анализ (кластеризация проводилась в статистической программе jamovi 2.3.28.0 методом К-средних, алгоритм Ллойда); однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA); непараметрический аналог ANOVA - критерий Крускала-Уоллиса; критерий Манна-Уитни.
Эмпирическая база исследования: исследование было проведено на базе онлайн- школы Skyeng в 2023-2024 году. В исследовании приняло участие 155 учителей разных предметных областей (английский язык, физика, русский язык, математика, шахматы, компьютерные курсы, химия), из них выборку составили 139 женщин (89,7%) и 16 мужчин (10,3%) от 20 до 64 лет и стажем работы до 41 года.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты теоретической части исследования могут быть использованы в дальнейшем изучении синдрома профессионального выгорания педагогов в онлайн-обучении, а также в расширении и уточнении мер профилактики профессионального выгорания педагогов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы руководителями, менеджерами по персоналу, психологами, организующими и сопровождающими работ у учреждений в сфере онлайн-обучения для профилактики выгорания сотрудников и организации помощи преподавателям, подвергшимся профессиональному выгоранию.
Структура работы: настоящая работа состоит из введения, двух глав и выводов по двум главам, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения. В первой главе представлен обзор теоретического материала, посвященного изучению особенностей феномена профессионального выгорания, раскрываются его сущность, признаки, этапы формирования и последствия, а также рассматриваются основные модели и подходы к проблеме выгорания педагогов и возможности его профилактики. Вторая глава содержит описание теоретической модели феномена профессионального выгорания, описание эмпирического исследования, анализ и интерпретацию полученных результатов. Заключение содержит вывод по результатам проведенного теоретического и эмпирического исследования. Список использованных источников и литературы содержит 110 наименований (30 источников на английском языке). Общий объем работы 112 страниц, работа содержит 9 таблиц, 5 рисунков и 7 приложений.
Профессиональное выгорание стало серьезной проблемой в психологии за последние десятилетия. Его можно рассматривать как защитный механизм в борьбе со стрессом, тогда как хронический стресс, утомление и истощение сотрудника приводит его к выгоранию, оказывая негативное влияние на профессиональную деятельность, здоровье и межличностные отношения.
Теоретический анализ источников позволил сделать следующие выводы о том, что феномен профессионального выгорания рассматривается как длительная стрессовая реакция, возникающая из-за постоянных профессиональных напряжений, умеренной интенсивности и может оказывать разрушительное воздействие на самочувствие человека и его работоспособность.
Педагоги выделяются среди многих профессий как одна из самых распространенных, важных и социально востребованных. Труд педагогов является интеллектуально сложным, очень ответственным, с большими социальными ожиданиями, что в условиях воздействия всех этих стрессогенных факторов провоцирует блокировку компенсаторных механизмов, приводящих к дезадаптации, психоэмоциональному напряжению и нарушению здоровья.
Социальные и технологические изменения в обществе предполагают защиту человеческих ресурсов от деструктивных синдромов, поэтому крайне важно определить факторы, способствующие повышению стойкости к профессиональному выгоранию, и разработать превентивные программы для поддержания профессионального здоровья педагогов. Анализ факторов развития профессионального выгорания педагогов и его последствий показал, что ключевыми факторами, способствующими профессиональному выгоранию, являются потеря или истощение внутренних личностных ресурсов, дефицит возможностей для восстановления и недостаточность поддержки со стороны организации.
Факторы устойчивости к «выгоранию» по результатам нашего исследования включают в себя наличие таких навыков у педагогов как навыки целеполагания, планирования, склонности к риску и ориентации на будущее и общей инновативности. благополучия, самоконтроля и эмоциональности педагогов.
Данное исследование было посвящено изучению взаимосвязи между субфакторами выгорания педагогов, такими как стресс, утомление, истощение, отстраненность и дефицитами таких личностных ресурсов, как: навык постановки целей и планирования своей деятельности, навык креативности, склонность к риску, ориентация на будущее, общая инновативность, благополучие педагогов, навыки самоконтроля, эмоциональности и социальности, компетентность в области компьютерной безопасности, общая цифровая компетентность. Дополнительными факторами, провоцирующими выгорание и которые также рассматривались в нашем исследовании, являются ограниченность или недостаточность социальных и организационных ресурсов онлайн-школы: организация внутренней коммуникации педагогов и их поддержка со стороны школы, организация образовательных мероприятий и создание командообразующих активностей.
Полученные в ходе исследования данные предоставили более полную картину психологического состояния, эмоционального фона и работоспособности респондентов, и показали, насколько выражены эти факторы у участников и какие из них наиболее значимы.
Опираясь на представленные данные, сделаны выводы, что у далеко не у всех педагогов развиты умения постановки и достижения целей, устойчивость к стрессу, а также к личностному развитию. При этом, большая часть их них успешно используют компьютерные технологии в своей работе, но у некоторых есть небольшие пробелы или недостатки в навыках этой области.
Рассматривая такие показатели, как утомление, стресс, отстраненность, истощенность выявлена одна благополучная группа респондентов с низкими уровнями утомления, стресса, отстраненности и истощения.
64 педагога с высоким показателем ресурсных факторов обладают стабильным уровнем счастья и удовлетворения в жизни, умеют контролировать свои эмоции и реакции на различные ситуации, обладают высокой социальной активностью и способностью поддерживать хорошие отношения с окружающими. Они успешны и уверены в себе, обладают хорошим чувством самооценки и способны эффективно взаимодействовать с другими людьми. Это говорит о том, что данные педагоги могут работать в среде с более низким уровнем стресса, лучшими возможностями для роста и развития, а также более поддерживающим руководством, и в свою очередь являются более-менее устойчивыми к стрессу и рабочим нагрузкам.
74 преподавателя характеризуются пониженными показателями ресурсных факторов целеполагания, планирования, креативности, риска, ориентации на будущее, общей инновативности, благополучия, самоконтроля, эмоциональности, социальности, компетентности в области компьютерной безопасности и общей цифровой компетентности.
Было обнаружено, что педагоги с низким уровнем личностных ресурсов (таких как целеполагание, склонность к риску, навык самоконтроля и эмоциональности) более склонны к выгоранию. Аналогичным образом, педагоги, которые испытывали дефицит организационно-деятельностных ресурсов (таких как поддержка со стороны руководства, планирование своей деятельности, общая компьютерная компетентность), также сообщали
о более высоких уровнях подверженности утомлению, стрессу и истощению.
Наличие таких психологических проявлений у педагогов как целеполагание, планирование и управления рисками, а также общее благополучие, самоконтроль, социальность и ориентация на будущее важны для предотвращения выгорания и повышения психологического благополучия преподавателей. Их развитие может играть потенциальную роль в профилактике и снижении выгорания. Очень важно учитывать эти факторы при разработке программ по предотвращению и управлению выгорания у преподавателей. Только таким образом можно обеспечить сохранение и восстановление ресурсов, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей и достижения целей образовательной деятельности.
На основе полученных результатов была разработана программа профилактики профессионального выгорания у педагогов в онлайн-обучении. Данная программа направлена на развитие личностных, организационно-деятельностных и социальных ресурсов педагогов для преодоления профессионального выгорания. Цель данной программы - снижение риска выгорания среди педагогов в онлайн-обучении путем развития их личностных качеств, связанных с навыками целеполагания, креативности, ориентации на будущее. Педагогам также будут предоставлены ресурсы и поддержка со стороны онлайн-школы для решения проблем, связанных с онлайн-обучением.
Таким образом, гипотеза исследования о том, что существует значимая связь между дефицитами личностных, организационно-деятельностных и социальных ресурсов преподавателей онлайн-школы Skyeng и формированием у них профессионального выгорания подтверждена.
Исследование имеет ряд ограничений. Например, оно проводилось в одной конкретной онлайн-школе, и результаты могут не обобщаться на других педагогов онлайн- школ. Помимо этого, проведенное нами исследование было корреляционным, и причинно - следственную связь между дефицитами ресурсов и выгоранием установить не является возможным.
Несмотря на эти ограничения, исследование предоставляет ценную информацию о взаимосвязи между имеющимися ресурсами и проявлением синдрома профессионального выгорания у педагогов онлайн-школ. Результаты исследования могут быть использованы для разработки и реализации программ профилактики выгорания, которые помогут педагогам поддерживать свое благополучие и продолжать эффективно работать. Программа профилактики выгорания для преподавателей онлайн-образования в школе Skyeng — это проактивная и целостная инициатива, которая ставит во главу угла благополучие, профессиональное развитие и удовлетворенность работой преподавателей в виртуальной среде обучения. Реализуя ряд вспомогательных услуг, ресурсов и инициатив, разработанных с учетом уникальных потребностей онлайн-преподавателей, программа направлена на создание устойчивой и процветающей рабочей культуры, которая способствует формированию сообщества жизнестойких, способных и вдохновленных преподавателей, нацеленных на предоставление качественного образования учащимся.
1. Аксютина З. А. Проблема эмоционального выгорания в отечественной и зарубежной психологии / З. А. Аксютина, А. В. Ченская, Ю. Е. Шабышева // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2022. - Т. 27. - № 4 (91). - С. 429-435.
2. Александрова Л. А. Субъективная витальность как предмет исследования // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2014. - Т.11, - № 1. - С. 133-163.
3. Аленина Е. А. Уроки пандемии: анализ опыта перехода на онлайн- преподавание в средней школе / Е. А. Аленина, К. В. Барцева, О. В. Ли // Психологическая наука и образование. -2022. - Т. 27. - № 6. - C. 84-101.
4. Андреева Г. М. Социальная психология : учебник / Г. М. Андреева. - М. : Аспект Пресс, 2012. - 363 с.
5. Андрунь С. В. Синдром профессионального выгорания у педагогов и его влияние на психологическое здоровье детей // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 2. - С. 50-51.
6. Бабанов С. А. Профессиональные факторы и стресс: синдром эмоционального выгорания // Трудный пациент. -2009. - № 12. - С. 42-46.
7. Бабич О. И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения. / О. И. Бабич. - Волгоград : Учитель, 2009. - 116 с.
8. Барабанщиков В. А. Взаимодействие субъекта и виртуальной реальности: психическое развитие и личностная детерминация: монография / В. А. Барабанщиков, В. В. Селиванов. - М. : Универсум, 2019. - 479 с.
9. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности / С. П. Безносов. - СПб. : Речь, 2012. - 272 с.
10. Бойко В. В. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания / В. В. Бойко ; под. ред. Д. Я. Райгородского. - Самара. : Практическая психодиагностика, 1999. - 176 с.
11. Бойко В. В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении / В. В. Бойко. - СПб. : Сударыня, 2012. - 122 с.
12. Борисова М. В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. - 2005. - № 2. - С. 94-104.
13. Борисова М. В. Основные направления профилактики и коррекции профессионального выгорания / М. В. Борисова, Н. П. Ансимова // Ярославский педагогический вестник. - 2011. - Т. 11. - № 2. - C. 212-215.
14. Браже Т. Г. Развитие творческого потенциала учителя // Советская педагогика. - 1989. - № 8. - С. 89-98.
15. Бухтияров И. В. Основы информационной гигиены: концепции и проблемы инноваций. / И. В. Бухтияров, Э. И. Денисов, А. Л. Еремин // Гигиена и санитария. - 2014. - № 4. - С. 5-9... 110