АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1: ПОЛИТИКА МОЛОДЕЖНОЙ ЗАНЯТОСТИ В ГЕРМАНИИ, 2002 - 2018 ГГ.. .7
1.1. ПОЛИТИКА МОЛОДЕЖНОЙ ЗАНЯТОСТИ ГЕРМАНИИ, 2002 - 2007 ГГ 7
1.2. ПОЛИТИКА МОЛОДЕЖНОЙ ЗАНЯТОСТИ ГЕРМАНИИ, 2008 - 2018 ГГ 18
ГЛАВА 2: ПОЛИТИКА МОЛОДЕЖНОЙ ЗАНЯТОСТИ В ИТАЛИИ, 1997 - 2018 ГГ 27
2.1. ПОЛИТИКА МОЛОДЕЖНОЙ ЗАНЯТОСТИ В ИТАЛИИ: ДОКРИЗИСНЫЙ
ПЕРИОД, 1997 - 2007 ГГ 27
2.2. ПОЛИТИКА МОЛОДЕЖНОЙ ЗАНЯТОСТИ ИТАЛИИ, 2008 - 2018ГГ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 48
Глобальный экономический кризис стал самым серьезным экономическим спадом в послевоенную эпоху. Изначально кризис возник на рынках недвижимости США в 2007 году, он широко распространился на Европу, и уже к середине 2008 года затронул большинство европейских стран. Этот экономический кризис, который неразрывно связан с политикой занятости и социальными расходами, особенно сильно ударил по молодежи. Кроме того, он по-разному затронул страны Европы, с разной интенсивностью и на разных этапах, т.к. эти страны имеют большие различия в производительной структуре, институциональных условиях и способах построения и функционирования социальной политики.
В данной работе рассматриваются две страны Европейского союза: Германия и Италия. Оба этих государства входят в число крупнейших экономических систем в ЕС, и на долю этих стран приходится примерно треть всего европейского населения и 32,5% от общеевропейского ВВП. В 2008 году, в начале мирового экономического кризиса уровень молодежной безработицы двух стран составлял 11,8% в Германии и 20,4% в Италии. В течение последующих 10 лет безработица среди молодого населения Германии стабильно снижалась и в 2018 году составила 6,3%, в то время как в Италии этот показатель стремительно рос и сейчас составляет 33%. Исходя из этих данных и возникает основной исследовательский вопрос: по какой причине в странах, состоящих в одном интеграционном объединении и имеющих высокий уровень развития, возник такой большой разрыв между показателями молодежной безработицы?
Главной целью данного исследования является определение основных причин, которые привели к возникновению столь большой разницы показателей молодежной безработицы в Германии и Италии.
Для того чтобы ответить на основной исследовательский вопрос в работе отдельно анализируется политика молодежной занятости, проводимая в Италии с 2008 по 2018 год и политика молодежной занятости Германии в этот же период. В работе рассматривается ситуация, сложившаяся на рынках труда данных стран в докризисный период - Германия с 2002 г., Италия с 1997 г. - и основные принятые меры, оказывавшие наибольшее влияние на формирование условий, в которых оказалась молодежь к моменту начала кризиса.
В связи с поставленной целью были определены следующие задачи:
- Изучить влияние мирового экономического кризиса на изменение уровня безработицы в Германии и Италии;
- Рассмотреть основные реформы и меры, принятые итальянским правительством в период: с 1997 г. по 2007 г., которые повлияли на формирование молодежного рынка труда Италии в докризисный период;
- Проанализировать государственную политику Италии в отношении молодежной занятости с 2008 по 2018 гг.;
- Рассмотреть основные реформы и меры, принятые немецким правительством в период с 2002 по 2007 гг., которые повлияли на формирование молодежного рынка труда Германии в докризисный период;
- Исследовать государственную политику Германии в отношении молодежной занятости с 2008 по 2018 гг.;
- Выявить основные различия политик двух государств в данной области.
Объект: Проблемы молодежной занятости Германии и Италии, возникшие в период с 2008 по 2018 гг. Предмет: Политика в области молодежной занятости, проводимая правительствами Германии и Италии в 2008 - 2018 гг.
Степень научной разработанности темы. Проблеме влияния Мирового экономического кризиса на политику в области рынка труда стран Европейского союза посвящено множество работ как отечественных, так и зарубежных исследователей. Внимание ученых привлекают проблемы итальянского и немецкого рынков труда, а именно то, как на них повлиял мировой экономический кризис. Авторы Э. Эмке и Ф Линднер, Ф. Д’амури, У. Валвей анализируют экономические изменения, произошедшие в период кризиса и их влияние на рынок труда, безработицу и занятость населения. Исследователи опираются на различные статистические данные, которые приводят в своих работах и, основываясь на изменениях уровня безработицы, ВВП и занятости населения, делают выводы об условиях, в которых оказались страны во время и после периода рецессии. М. Овакимян в статье «Проблемы рынка труда Италии и пути их решения» рассматривает проблемы состояния рынка труда Италии и анализирует основные направления государственной деятельности в решении этих проблем. Также в исследовании приведены основные показатели в сфере занятости и социальной обеспеченности населения, проанализирована система трудовых отношений в Италии.
Деятельность Комиссии Харца и реформы, введенные в Германии по рекомендации Комиссии, а также влияние этих мер на состояние рынка труда подробно описаны в работах Г. Гаскарта и Е.Л. Шершневой.
Е.Р. Радевич и А. Сетруло рассматривают правовое регулирование рынка труда Италии в контексте сравнения его с другими странами, входящими в Европейский союз. Е.Р. Радевич на основе анализа действующего законодательства, судебных прецедентов, юридической литературы исследует британский и итальянский опыт правового регулирования частичной занятости, в том числе меры, направленные на повышение уровня трудоправовой защищенности вовлеченных в нее работников.
Проблемы молодежной безработицы, были затронуты в трудах всех вышеперечисленных авторов, но более углубленно к этой проблеме подошли исследователи Б. Колрауш, С. Фогель, С. Рота, Х. Доладо. В своих статьях авторы анализируют влияние мирового экономического кризиса на немецкую и итальянскую молодежь. Приводя статистические данные, анализируя принятые законы и меры, они дают оценку успешности реформ с точки зрения изменения уровня молодежной занятости.
Единственной работой, в которой было проведено прямое сравнение Италии и Германии, является исследование авторов Ф.Р. Арико и У. Стейна «Занятость и экономический спад в Германии, Италии и Великобритании: разные лекарства от одной и той же болезни?». В своей работе они рассматривают: докризисное положение стран, как повлиял кризис на каждую из них, какие слои населения в государстве больше всего пострадали от рецессии и какие меры были приняты для восстановления рынка труда и экономики. В заключительной части своего исследования авторы проводят сравнительный анализ, чтобы определить, стратегия какой из этих трех стран привела к лучшему результату и почему.
Исследование таких источников как Конституция Италии и Основной
федеральный закон ФРГ, позволили понять основные принципы, которыми
руководствуются правительства этих двух государств при проведении тех или иных законов. Отдельно следует отметить Устав о труде, который является частью итальянской конституции и регулирует трудовые отношения между работником и работодателем, а также устанавливает средства правовой защиты.
Для того чтобы сделать выводы о том, какими правами и обязанностями обладает немецкая молодежь, в работе были проанализированы Вторая и Третья Книги социального кодекса Германии. Они регулируют основные принципы социальной защиты для лиц, ищущих работу, кроме того, в книгах содержится Закон содействия занятости, главной целью которого является сокращение уровня безработицы и улучшение условий рынка труда.
Главным источником статистических данных, используемых в работе, является сайт Европейской комиссии - Eurostat. В работе были использованы данные о молодежной и общей безработице, ВВП и государственном долге Германии, Италии и стран ЕС-27. На основе статистических данных были сделаны выводы об успешности проводимых реформ рынка труда в Германии и Италии.
Для решения поставленных задач, используются взаимосвязанные и дополняющие друг друга методы исследования: историко-описательный; политико¬описательный; анализ; статистическая корреляция; изучение документов; сравнение; описание.
Актуальность работы состоит в том, что при изучении социальной и экономической среды Европейского Союза необходимо брать во внимание то, что идентичные меры, направленные на решение одной и той же проблемы, но применяемые в разных странах приводят к абсолютно разным результатам, даже если эти страны имеют примерно одинаковый уровень экономического развития и состоят в одном интеграционном изменении. Таким образом, исследование подтверждает теорию о невозможности создания единой стратегии решения проблем или средства правовой защиты, которые одинаково хорошо работали бы для всех стран.
Мировой экономический кризис затронул Италию и Германию в разных сферах и с разной силой. Однако рассматривая реформы рынка труда, которые в той или иной степени повлияли на молодежную занятость, можно увидеть некоторые сходства в действиях правительств этих двух стран. Ниже приведено сравнение подобных законов, принятых в Италии и Германии в разное время, но с идентичными предполагаемыми результатами и целями.
Германия Италия
Kurzarbeit (кратковременная работа) Система CIG (фонд гарантирования заработной платы)
1. Допустимое сокращение рабочего времени;
2. Снижение стоимости социальных отчислений для работодателей;
3. Сохранение рабочих мест, т.е. люди не считались официально безработными;
4. Субсидии на заработную плату, предоставляемые правительством.
Кратковременная работа
распространялась на всех работников, которые выполняют свои трудовые
обязанности. Не имеет значения ни возраст, ни опыт работы, ни длительность трудового контракта работников. Не распространяется данная мера только на временных
работников, предоставленных компании
Агентством временного трудоустройства.
Так как постоянные и краткосрочные трудовые договоры с молодежью
заключаются в Германии довольно часто - из-за выгодности их условий для
работодателя - молодежная безработица практически не возрастает, увеличивается лишь количество краткосрочных трудовых договоров. Система распространялась только на людей, имеющих постоянный трудовой договор или право на пособие по
безработице.
По причине того, что для молодежи получить постоянный трудовой договор или пособие по безработице в Италии
практически невозможно, получается, что люди в возрасте до 25 лет не имеют доступа к данному амортизатору, а значит и процент безработных растет.
Соглашения о рабочих местах Договоры солидарности
У профсоюзов появлялось право заключать с компаниями соглашения, по которым работники добровольно соглашались на сокращение рабочего времени, следовательно, и заработной платы, работодатели, в свою очередь, гарантировали этим работником сохранение за ними рабочих мест. Если работники вынуждены были сократить свое рабочее время, правительства обеих стран берали на себя обязательство выплачивать работнику временные пособия по безработице, чтобы доход таких сотрудников не был в большом упадке.
В Германии молодежная политика и интеграция молодых людей в профсоюзы развита очень хорошо, из чего можно сделать вывод, что доступ к заключению соглашений о рабочих местах для молодежи открыт так же, как и для работников старше 25 лет. Из-за того, что заключать такие договоры могут только профсоюзы, а для итальянской молодежи получить место в них чрезвычайно трудно, хотя бы потому, что для этого сначала нужно заключить постоянный трудовой договор и отработать минимум 12 месяцев. Таким образом, этот способ стимулирования безработицы не затрагивает молодежь.
Временные контракты на обучение Закон об ученичестве
У молодежи появлялась возможность повысить свою профессиональную
квалификацию путем прохождения обучения в компаниях-соискателях. Это был не только шанс для молодых людей на практике показать свои навыки и умения, полученные в процессе обучения на теоретической основе, но и для работодателей путем такого, можно сказать, испытательного срока понять, нужен ли компании этот начинающий специалист для работы на постоянной основе.
Ответственность за заключение и реализацию Временных контрактов на обучение закон возлагал на Центры
занятости, которые занимались поисками мест и организацией стажировки или ученичества для лиц до 25 лет.
Поэтому, несмотря на то, что система Контрактов на обучение, как считают специалисты, не сбалансирована и имеет разный спрос в разных частях страны, все- таки в программе принимает участие огромное количество молодежи, что
способствует росту занятости молодых людей. В Италии вопросами организации ученичества занимались либо сами
компании, либо молодые люди. Но
итальянские работодатели не были
заинтересованы в том, чтобы искать, а затем обучать у себя в компании молодежь, даже Реформа Форнеро,
предусматривающая поощрение
работодателей, нанимающих молодежь, не побудила фирмы заняться поиском
учеников.
Молодые люди, в свою очередь, просто не обладали достаточными знаниями и навыками, чтобы самостоятельно
договариваться с фирмами и
организовывать в них себе стажировку.
Поэтому можно сделать вывод, что Закон об ученичестве не стал эффективным способом борьбы с молодежной
безработицей.
Пособие по безработице ALG 2 Пособие по безработице ASPI
Распространяются на всех
работоспособных людей, проживающих в Германии на постоянной основе.
Срок действия пособия не ограничен, его даже могут получать в качестве дополнительного дохода те, кто уже имеет работу. Доступны только для работников, которые имели страховую выплату
размером в 1,3% от их заработной платы, в течение не менее двух лет или 52 недель в течение предыдущих двух лет, т.е. только для людей, имевших работу в прошлом.
Пособие предоставляется безработным сроком на 12 месяцев, которое уменьшается на 15% каждые полгода.
Мини- и миди-работа Временные рабочие контракты
Реформирование неформальной занятости в обеих странах было проведено для того, чтобы стимулировать работодателей заключать постоянные трудовые договоры, в основном с молодежью.
По правам мини-работники
приравнивались к тем, кто работает по постоянному трудовому договору, а
кратковременная занятость
рассматривалась либо как работа для несовершеннолетних, либо как
испытательный срок и переходный период.
Для мини и миди-работников
устанавливался максимальный размер
заработной платы, а также вводилась минимальная почасовая оплата труда,
мини-рабочие работали меньшее
количество часов, чем обычные работники.
Таким образом, если фирма была заинтересована в человеке, работающем по неформальному трудовому договору, то она была вынуждена заключить с ним обычный трудовой контракт. Временная работа была введена для того, чтобы открыть выход на рынок труда для молодежи.
Права временно занятых и постоянных работников сильно отличались. Сначала правительство принимало реформы, чтобы сделать временную работу наиболее
привлекательной для работодателей, а через несколько лет, осознав, что это не
стимулирует фирмы заключать постоянные трудовые договоры с молодыми людьми, правительство стало проводить реформы, которые делали временную работу не такой выгодной для работодателей. В итоге, непоследовательность итальянского
реформирования привела к еще большему росту молодежной безработицы.
Изменение Закона о временном
трудоустройстве Декрет Полетти или «Jobs Act»
Ограничивает возможности
работодателей нарушать условия найма и укрепляет положение временных
работников, большинство из которых молодежь, однако не мешает работодателям заменить постоянных работников
временными. Пакет мер, направленных на
улучшение условий увольнения работников с постоянными трудовыми договорами, установление процентного соотношения между временными и постоянными
контрактами в фирме и финансовую поддержку низкооплачиваемым
сотрудникам.
Введение данного Декрета
действительно улучшило положение
итальянской молодежи на рынке труда и даже дало им реальную возможность
получения бессрочных контрактов.
Несмотря на то, что реформы проводимые Италией и Германией после 2008 года
имеют множество общих мер борьбы с безработицей, между ними существует несколько
важных различий, которые, как мне кажется, и стали определяющими результаты.
Главным различием является системность и последовательность проводимых реформ:
если в Германии законы дополняли друг друга, то в Италии некоторые реформы были
противоречивыми. Следующей отличительной чертой стала организация, четкое
распределение обязанностей и зон ответственности административных органов для
реализации принятых мер. Третьим отличием является финансирование и доступность
46
социальных пособий по безработице для молодежи: в Италии молодые люди практические не имели и не имеют доступа к пособиям по безработице, а в Германии единое пособие ALG 2 доступно для всех. Четвертым и, по моему мнению, самым главным отличием является то, как правительства относились к проблемам молодежной занятости с самого начала кризиса, т.е. своевременное реагирование властей. В Германии для молодежи разрабатывались программы поддержки, как до кризиса, так и сразу после его начала, а в Италии проблемам молодежной безработицы стало уделяться отдельное внимание лишь с 2014 года.
Таким образом, данное сравнение дает основание обозначить причины, которые привели к возникновению столь большого разрыва между показателями молодежной безработицы Германии и Италии. Поэтому, отвечая на основной исследовательский вопрос, следует выделить следующие факторы:
1. Разное отношение правительства к проблемам молодежной занятости
2. Непоследовательность в проведении реформ итальянским правительством
3. Разные условия, в которых оказался рынка труда, сформировавшиеся перед кризисом
4. Несвоевременное реагирование на кризис итальянского правительства
5. Итальянское правительство не разрабатывало собственных реформ для борьбы с молодежной безработицей, а проводило лишь адаптированные реформы, основой которых являлись меры других стран с положительными результатами.
Arbeitnehmeruberlassungsgesetz. Arbeitnehmeruberlassung, Erlaubnispflicht.
Electronic source] - Electronic data. - BGBl, 2017. - URL:
https://www.buzer.de/s1.htm?g=A%C3%9CG&a=1
Documento a cura del Ministero Politiche Giovanili ed Attivita sportive: Il Piano Nazionale Giovani: Obiettivi E Linee Di Lavoro [Electronic source] - Electronic data. - Roma, 27 Febbraio 2007. - URL: http://www.informagiovanikr.it/documenti/p g/piano-nazionale-
giovani.pdf
Eurostat. Employment and activity by sex and age - annual data. [Electronic source] - Electronic data. - European Commission, 2018. - URL:
http://appsso.eurostat.ec.europa.eu/nui/show.do?dataset=lfsi emp a&lang=en
Eurostat. GDP and main components - annual average. [Electronic source] - Electronic data. - European Commission, 2018. - URL:
http://appsso.eurostat.ec.europa.eu/nui/show.do?dataset=nama 10 gdp&lang=en
Eurostat. Unemployment by sex and age - annual average. [Electronic source] - Electronic data. - European Commission, 2018. - URL: https://ec.europa.eu/eurostat/web
Employment research brief: Employment Policy Implementation Mechanisms In Germany And The United Kingdom. [Electronic source] - Electronic data. - Employment Policy Department Employment and Labour Market Policies Branch - International Labour Organization 2017. - URL: https://www.ilo.org
Federal Ministry for Economic Affairs and Energy. The “Welcome to Germany” portal for international qualified professionals. [Electronic source] - Electronic data. - BMWi, Public Relations, Berlin, 2015. - URL: https://www.eiabm.de/wp-
content/uploads/2018/06/Flyer Make it in Germany EN.pdf
Gesetz zur Regelung der Arbeitnehmeruberlassung. Arbeitnehmeruberlassungsgesetz in der Fassung der Bekanntmachung vom 3. Februar 1995 [Electronic source] - Electronic data. - BGBl, 2017. - URL: https://www.gesetze-im-internet.de/a g/A%C3%9CG.pdf
Il Codice Civile Italiano. Libro quinto del lavoro titolo i della disciplina delle attivita' professionali [Electronic source] - Electronic data. - The Cardozo Electronic Law Bulletin, 1997. - URL: http://www.jus.unitn.it/cardozo/Obiter _dictum/codciv/Lib5.htm
Istat. Rapporto annuale 2018: La situazione del Paese. Il lavoro e le reti. Capitolo 2. [Electronic source] - Electronic data. - Roma: Istat, 2018. - URL:
https://www.istat.it/storage/rapporto-annuale/2018/capitolo2.pdf
Jugendliche Arbeitslose. AusbildungsZeit-Wertpapier. [Electronic source] - Electronic data. - 2014. - URL: http://www.portal-sozialpolitik.de/uploads/sopo/pdf/2002/2002-08-16- Hartz-Kommission-Modul04.pdf
Public employment services in Europe. Germany: Main features and challenges. [Electronic source] - Electronic data. - International Labour Organization, 2015 - URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—ed emp/—emp policy/— cepol/documents/publication/wcms 434599.pdf
Qualified Professionals Initiative [Electronic source] - Electronic data. - Federal ministry for economic affairs and energy, 2016. - URL:
https://www.bmwi.de/Redaktion/EN/Dossier/Fachkraeftesicherung/qualified-professionals- initiative.html
Sozialgesetzbuch (SGB) Drittes Buch (III). Arbeitsforderung - Art. 1 des Gesetzes vom 24. Marz 1997. [Electronic source] - Electronic data. - BGBl, 1997. - URL:
https://www.gesetze-im-internet.de/sgb 3/ 1.html
Sozialgesetzbuch (SGB) Drittes Buch (III). Arbeitsforderung - Art. 1 des Gesetzes vom 24. Marz 1997. [Electronic source] - Electronic data. - BGBl, 1997. - URL:
https://www.gesetze-im-internet.de/sgb 3/ 9.html
Sozialgesetzbuch (SGB) Viertes Buch (IV). Gemeinsame Vorschriften fiir die Sozialversicherung [Electronic source] - Electronic data. - BGBl, 1976. - URL:
https://www.gesetze-im-internet.de/sgb 4/ 8.html
Sozialgesetzbuch (SGB) Zwolftes Buch (XII). Sozialhilfe. / Artikel 1 des Gesetzes vom 27. Dezember 2003. [Electronic source] - Electronic data. - BGBl, 2003. - URL:
https://www.gesetze-im-internet.de/sgb 12/ 1.html
The EEAG Report on the European Economy, "Labour Market Reforms and Youth Unemployment". [Electronic source] - Electronic data. - CESifo, Munich, 2013. - URL: https://www.ifo.de/DocDL/eeag report chap3 2013.pdf
Youth Wiki national description: Youth policies in Germany [Electronic source] - Electronic data. - European Commission, 2017 - URL: https://eacea.ec.europa.eu/national- policies/sites/youthwiki/files/gdlgermany.pdf
...35