Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ МЕТАТЕЛЕЙ КОПЬЯ 4
1.1. Физические качества метателей копья 4
1.2. Сенситивные периоды совершенствования скоростно-силовых качеств метателей
копья 5
1.3.Особенности построения тренировочного процесса метателей копья 8
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 17
2.1. Методы исследования 17
2.2.Организация исследования 21
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЛЕКСА СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРЫЖКОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ НАПРАВЛЕННОГО НА РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ МЕТАТЕЛЕЙ КОПЬЯ 13-15 ЛЕТ 23
3.1. Предварительные результаты оценки скоростно-силовых качеств метателей копья
13-15 лет 23
3.2. Разработка комплекса специальных прыжковых упражнений направленного на
развития скоростно-силовых качеств метателей копья 13-15 лет 26
3.3.Определение эффективности применения комплекса специальных прыжковых упражнений, направленного на развитие скоростно-силовых качеств метателей копья
13-15 лет 32
ВЫВОДЫ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ
Актуальность. На этапе развития легкой атлетики в России ощущается острая необходимость решения вопросов теории и методики тренировки метателей копья, так как наблюдается негативная тенденция в реализации спортивно-технического мастерства на крупнейших международных соревнованиях (В.И.Воронкин, 1985; Ю.М.Бакаринов, 1996; А.А.Пучков, 2000) [1, 6].
Далеко не решенной остается проблема специальная подготовки метателей копья, которая обуславливает биодинамику движений, обеспечивая высокую реализацию двигательного потенциала. Эффективность решения двигательных задач скоростно-силовой подготовки юных метателей определяется результативным взаимодействием средств общей и специальной направленности. Следовательно, отбор и реализация скоростно-силовых упражнений должны опираться на оценку технических действий избранного вида спортивной деятельности и индивидуальных морфофункциональных особенностей индивида (Ю.В.Верхошанский, 1993; В.А.Смольянов, 2006) [4].
Скоростно-силовая подготовка у метателей копья является одним из важных компонентов в повышении результатов на всех этапах обучения. С помощью скоростно-силовых упражнений можно увеличить активную мышечную массу, сократить избыток жировой ткани, укрепить и усилить соединительные и опорные ткани, улучшить осанку, а также повысить уровень таких физических качеств как сила, быстрота, выносливость.
Анализ научно-методической литературы свидетельствует, что многие исследователи отмечают наибольший темп прироста скоростно-силовых показателей в подростковом школьном возрасте [15]. Вместе с тем, в литературе отсутствуют данные о конкретных методических особенностях совершенствования скоростно-силовых качеств.
В процессе совершенствования скоростно-силовых качеств решаются две задачи: повышение скоростно-силового потенциала специфических мышечных групп и повышение степени его использования при выполнении основного упражнения.
Действующая методика скоростно-силовой подготовки метателей копья требует существенной модернизации и должна быть направлена на поиск, разработку высокоэффективных средств и методов и внедрение в процесс спортивной подготовки метателей новых средств скоростно-силовой направленности.
В процессе совершенствования скоростно-силовых качеств решаются две задачи: повышение скоростно-силового потенциала специфических мышечных групп и повышение степени его использования при выполнении основного упражнения.
Скоростно-силовые качества у квалифицированных спортсменов на любом этапе круглогодичной тренировки развиваются в условиях выполнения упражнений высокой интенсивности. В связи с этим актуальным становится необходимость внедрения комплекса специальных прыжковых упражнений в тренировочный процесс метателей копья 13-15 лет.
Цель исследования: разработать комплекс специальных прыжковых упражнений, направленного на развитие скоростно-силовых качеств метателей копья 13-15 лет и оценить эффективность его применения.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты развития скоростно-силовых качеств метателей копья 13-15 лет.
2. Разработать комплекс специальных прыжковых упражнений направленный на развитие скоростно-силовых качеств метателей копья13-15 лет.
3. Определить эффективность внедрения комплекса специальных прыжковых упражнений направленных на развитие скоростно-силовых качеств метателей копья 13-15 лет.
Объект исследования: тренировочный процесс метателей копья 13-15 лет в СДЮСШОР «Лидер» г. Северска.
Предмет исследования: средства развития скоростно-силовых качеств метателей копья 13-15 лет.
Гипотеза: предполагалось, что применение комплекса специальных прыжковых упражнений, разработанного на основе анализа научно-методической литературы и педагогического наблюдения, повысит уровень развития скоростно-силовых качеств метателей копья 13-15 лет.
1. Анализ научно-методической литературы показал, что наибольший темп прироста скоростно-силовых показателей осуществляется в подростковом школьном возрасте. Скоростно-силовая подготовка у метателей копья является одним из важных компонентов в повышении результатов на всех этапах обучения. Традиционная методика скоростно-силовой подготовки метателей копья не обеспечивает эффективный уровень развития силы мышц нижних конечностей, также не отражает приспособительные перестройки двигательного аппарата к требуемым условиям упражнений. При совершенствовании скоростно-силовых качеств необходимо решить две задачи: повышение скоростно-силового потенциала специфических мышечных групп и повышение степени его использования при выполнении основного упражнения.
2. В ходе исследования были выявлены специальные средства (основные и дополнительные), направленные на развитие скоростно-силовых качеств метателей копья. На основе выявленных средств скоростно-силовой подготовки метателей копья была разработана методика занятий. В экспериментальную группу в течение пяти месяцев был внедрен комплекс специальных прыжковых упражнений, заключающийся в выполнении упражнений подряд, без возврата на место старта.
3. На заключительном этапе экспериментальной работы была доказана эффективность применения комплекса специальных прыжковых упражнений, направленного на развитие скоростно-силовых качеств метателей копья 13-15 лет. Сравнительный анализ показателей скоростно-силовых качеств метателей копья 13-15 лет ЭГ и КГ позволил выявить достоверные (р<0,05) межгрупповые различия в показателях взрывной силы мышц ног, спины и скоростно-силовой показатель мышц ног, спины. В тесте на скоростно-силовой показатель мышц ног «Скачки на одной ноге 30м» прирост показателей ЭГ составил 0,25 сек, а в КГ прирост составил - 0,09 сек. В тесте на взрывную силу ног и спины «Прыжок в длину с места» прирост составил в ЭГ 19,12 см, а в КГ - 5,12 см. В тесте на скоростно-силовой показатель мышц ног прирост «Бросок ядра 4кг двумя руками снизу» результатов ЭГ составил 0,62 м, в КГ - 0,04 м. В тесте на скоростно¬силовой показатель мышц ног и спины «Бросок ядра 4кг назад» прирост показателей ЭГ составил 0,59 м, а в КГ - 0,01 м. В тесте на стартовую силу и максимальную скорость бега со старта «Бег 30м по сигналу» прирост показателей ЭГ составил 0,06 сек, а в КГ
1. Бакаринов Ю.М. Научно-методическое обоснование программирования тренировки в легкоатлетических метаниях: дис. канд.пед.наук / Ю.М.Бакаринов. М., 1996. - 264с.
2. Бальсевич В.К. Научное обоснование инновационных преобразований в сфере физической культуры и спорта / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 1. - С. 10-16.
3. Барчукова И.С., Кикотя В.Я. Физическая культура и физическая подготовка: учебник. - Издательство «Юнити-Дана». - 2012г. - 431с.
4. Верхошанский Ю.В. Актуальные проблемы современной теории и методики спортивной тренировки / Ю.В.Верхошанский // Теория и практика физической культуры. 1993. - №8. - С.21-28.
5. Верхошанский Ю.Ф. Основы специальной физической подготовки
спортсменов. — М.: Физкультура и спорт, 1988г. - 174с.
6. Воронкин В.И. Основы системы подготовки спортивных резервов в
легкоатлетических метаниях: автореф.дис.д-ра пед.наук / В.И.Воронкин. - М., 1985.-46с.
7. Дьячков В.М. Физическая подготовка спортсменов / В.М. Дьячков. - М.: Физкультура и спорт, 1961. - 45с.
8. Ермолаева М.В., Подготовки спортсменов скоростно-силовых видов спорта: учебное пособие. - М.: 1990. - 244с.
9. Жуков, Ю.Ю. Признаки и факторы познавательной активности студентов вузов физической культуры в учебной деятельности / Ю. Ю. Жуков // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2013. - № 1 (95). - С. 30-35.
10. Журнал «Спорт в школе», 2014-2015 гг. - 64с.
11. Карягин В.М. Подготовка высококвалифицированных легкоатлетов:
учебник для вузов физ. воспитания, 1998. - 375с.
12. Макаров А.Н. «Легкая атлетика. Учебник для студентов факультета физического воспитания педагогических институтов». - М.: «Просвещение», 1974. - 351 с.
13. Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: Учебник для студ. высш. учеб. заведений.- М.- Физическая культура, 2005. - 284с.
14. Манжелей И.В. Инновации в физическом воспитании: учебное пособие. - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2010. - 144 с.
15. Матвеев А.П. Физическая культура. Учебник 6-7 класс. М.: Просвещение, 2012 год. - 137с.
.31