Введение 3
1. Теоретические основы создания информационной политики для некоммерческих
организаций 8
1.1. Понятие, признаки, цели, типологизация некоммерческих организаций. Опыт взаимодействия некоммерческих организаций и бизнеса в России 8
1.2. «Информационная политика»: обзор существующих подходов 13
1.3. Сущностные характеристики информационной политики некоммерческих
организаций; учет ожиданий корпораций при выстраивании информационных стратегий НКО 18
2. Формирование информационной политики некоммерческой организации на
примере районного Дома культуры с. Парабель 24
2.1. Районный Дом культуры села Парабель как базисный субъект PR 24
2.2. Реализация социальной ответственности компанией ООО «Газпромнефть-Восток». Программа социальных инвестиций «Родные города» 27
2.3. Рекомендации по формированию информационной политики районного Дома культуры с. Парабель, релевантной ожиданиям бизнеса (на примере участия в программе «Родные города», программа социальных инвестиций ООО «Газпромнефть-Восток») 32
Заключение 38
Список использованных источников и литературы 41
Приложение 1. Виды некоммерческих организаций (по Р. И. Бунеевой) 45
Приложение 2. Экспертное интервью с гранд-менеджером ООО «Газпромнефть-Восток» Святославом Филоновым 48
Приложение 3. Письмо-поддержка проекта районного Дома культуры от Отдела культуры 50
Приложение 4. Анкета для родителей в связи с открытием центра творческого развития для дошкольников 51
Приложение 5. Принт-скрин сметы 52
Приложение 6. Принт-скрины содержательной части заявки РДК на грантовый конкурс ООО «Газпромнефть-Восток»
В последние годы тема корпоративной социальной ответственности привлекает все больше внимания со стороны бизнеса, общества и власти во всем мире. Бизнес становится источником общественного благосостояния, способствует стабильному, поступательному развитию государства.
Основу понимания социальной ответственности как обязанности бизнеса в своей политике учитывать, какие направления, решения будут соответствовать целям и ценностям общества, положил американский экономист Г. Бауэн в монографии «Социальная ответственность бизнесмена» . Экономисты Т. Дональдсон и Н. Боуи ввели термин «социальное соглашение между бизнесом и обществом». Они полагали , что целью деятельности компании должно быть получение прибыли, однако, для его благополучия, моральные устои общества и права человека должны уважаться и соблюдаться.
В условиях жесткой конкуренции реализация принципов социальной ответственности позволяет получить значимые конкурентные преимущества. Современный мир живет в условиях острых социальных проблем. Экономический кризис, начавшийся в 2008 году и продолжающийся до сих пор тому подтверждение. Корпоративная социальная ответственность, являющаяся непроизводственной и нефинансовой составляющей любого бизнеса, казалось бы, попадает под риск ликвидации. Однако, на практике, ее роль в спасении и развитии бизнеса напротив увеличивается, поскольку организации сосредотачиваются на управлении рисками. Мероприятия в области корпоративно-социальной ответственности помогут убедить в качестве и безопасности продукции, в ее экологичности; добиться доверия и лояльности всех заинтересованных сторон, в первую очередь клиентов и инвесторов; продемонстрировать прозрачность капитала и собственности; в целом помочь компании сохранить деловую репутацию. Исследователи У.Верзер и Б.Чандлер на дискуссионном уровне доказывают , что правильная стратегия и практика корпоративной социальной ответственности приводят к устойчивому конкурентному преимуществу практикующего их бизнеса.
Различные благотворительные программы и спонсорские проекты стали традицией для многих крупных компаний. Это является очень важным для некоммерческих организаций. Некоммерческие организации (НКО) - это те организации, основной целью которых является не получение прибыли и распределение ее между участниками, а достижение общественных благ. При финансовой поддержке бизнеса они могут реализовать свои социальные задумки, идеи, проекты. Выборочное обследование сектора НКО, проведенное Федеральной службой государственной статистики (ФСГС) , показало, что основным источником финансирования НКО являются членские взносы, пожертвования и другие безвозмездные поступления (63%). Из них 73,3% - поступления от российских юридических лиц. Это является колоссальной долей всего финансирования.
Сотрудничество бизнеса и НКО очень важно: качественный социальный проект возможен только при совмещении финансовых ресурсов бизнеса и экспертизы НКО. Т. Задирако, исполнительный директор благотворительного фонда «Дорога вместе» утверждает , что некоммерческие организации готовы полностью подстраиваться под условия бизнеса, пока это не противоречит миссии организации. «Мы хотим не просто оказывать финансовую помощь, но так же передавать участникам наших социальных программ и партнерам новые знания, стимулировать новые инициативы», - сообщает в интервью директор департамента социальной политики компании «Норильский никель» С. Ивченко . Таким образом, в сотрудничестве заинтересованы обе стороны - и бизнес, и НКО.
Однако здесь существует проблема. Всероссийское исследование по межсекторному социальному партнерству, среди прочих факторов, мешающих партнерству, выделило неумение НКО донести до бизнеса значимость своих проектов. Эта же проблема озвучивалась на конференции «Корпоративная социальная ответственность: лишний балласт или спасательный круг» , организованной в городе Москва в 2015 году на которой обсуждалось, как социальная ответственность может помочь компаниям в кризис. Представители бизнеса неоднократно отмечали, что чрезвычайно трудно найти партнера в некоммерческом секторе, призывали повышать профессионализм и управленческие навыки представителям НКО. Директор по внешнекорпоративным связям «Amway» в России и Казахстане А. Сошкина утверждает , что очень трудно найти достойного партнера в регионах.
Таким образом, правильное позиционирование очень важно для успешного функционирования НКО. Вице-президент РАСО А. Чумиков говорит о том, что имидж - это необходимая часть позиционирования личности или организации. Это идеальная 9 позиция, которую персона или личность планируют продвигать в целевые группы. Журналист, руководитель образовательных программ агентства социальной информации, Е. Темичева, считает , что внешние коммуникации и PR для НКО играют огромнейшую роль, поскольку, во-первых, они помогают в реализации основной миссии - решении социальных проблем в обществе, а во-вторых помогают повысить уровень внешних условий для НКО, в том числе отношения с бизнесом.
Следовательно, проблемой, исследуемой в данной выпускной квалификационной работе, является отсутствие у НКО информационной политики, релевантной ожиданиям бизнеса, что приводит к таким нежелательным последствиям как неумение привлечь коммерческую корпорацию к поддержке собственной деятельности. Анализ проблемы проведем на примере оценки деятельности некоммерческой организации - районного Дома культуры, работающего на территории присутствия ООО «Газпромнефть-Восток». Помимо прочего, ООО «Газпромнефть-Восток» реализует комплексную программу социальных инвестиций «Родные города», целью которой является повышения уровня жизни в городах и селах, где представлена компания.
Объектом данной работы является информационная политика НКО. Предмет настоящей выпускной квалификационной работы - информационная политика НКО, релевантная ожиданиям бизнес-организации (на примере информационной политики районного Дома культуры села Парабель).
В качестве гипотезы исследования выдвинуто следующее предположение: чтобы привлечь социально ответственные корпорации в качестве партнера по социальному взаимодействию информационная политика НКО должна грамотно представлять перед бизнесом деятельность НКО, демонстрировать ее профессионализм, надежность и долгосрочность проектов, умение управлять коммуникациями со своими аудиториями.
Цель выпускной квалификационной работы - разработка рекомендаций по формированию информационной политики НКО, релевантной ожиданиям бизнес- структур.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательное решение ряда задач:
- изучить понятие, признаки и цели, типологизацию некоммерческих организаций;
- исследовать опыт взаимодействия некоммерческих организаций и бизнеса в России, определить ожидания корпораций от НКО;
- описать основные трактовки термина «информационная политика»;
- рассмотреть сущностные характеристики информационной политики НКО;
- представить районный Дом культуры села Парабель как базисный субъект PR;
- проанализировать практику реализации социальной ответственности компанией ООО «Газпромнефть-Восток» и входящую в нее программу социальных инвестиций «Родные города»;
- разработать рекомендации по формированию информационной политики районного Дома культуры с. Парабель, релевантной ожиданиям ООО «Газпромнефть- Восток».
Теоретической базой работы являются труды В. Гордина, Р. Бунеевой, Н. Шуваловой, в которых рассматриваются особенности некоммерческих организаций. Источниками информации о разработке информационной политики и взаимодействии НКО и бизнеса послужили работы Г. Почепцова, А. Чумикова, Ю. Нисневича, В. Попова, А. Манойло, А. Петренко, Д. Фролова А. Шлихтера, Е. Стифоновой, В. Якимец. Так же источниками информации для автора ВКР послужили материалы сайтов: электронной PR- библиотеки www.pr-club.com/pr lib, электронного журнала о благотворительности «Филантроп» philanthropy.ru, агентства социальной информации www.asi.org.ru3, корпоративного сайта районного Дома культуры с. Парабель parabel.sokik.ru, корпоративного сайта ООО «Газпромнефть-Восток» http://vostok.gazprom-neft.ru.
В данной ВКР использовались общенаучные методы: целеполагание, метод конструирования задач, выдвижение гипотезы, анализ и синтез литературных источников, научная рефлексия автора, анализ официальной документации МБУК «РДК», ООО «Тазпромнефь-Восток». Использовались социологические методы - экспертное интервью, анкетирование, а так же социально-гуманитарный метод - проектный.
Практическая ценность выпускной квалификационной работы заключается в разработке выигрышной с точки зрения социального партнерства с бизнесом информационной политики районного Дома культуры, релевантной ожиданиям бизнес- структур, в частности ООО «Газпромнефть-Восток». Это обеспечит дополнительное финансирование районного Дома культуры за счет целевой благотворительности и будет соответствовать стратегии социальной ответственности ООО «Газпромнефть-Восток». Выявленные рекомендации по созданию информационной политики НКО могут служить основой для собственного позиционирования другими НКО.
Структура выпускной квалификационной работы определена поставленной целью и состоит из введения, основной части, которая включает в теоретическую и практическую части (всего 6 параграфов), заключения, списка литературы и приложений. Теоретическая глава посвящена изучению основ некоммерческих организаций и опыту их взаимодействия с бизнесом в России, обзору существующих подходов к понятию «информационная политика» и характеристике информационной политики НКО, отвечающей интересам бизнеса. Практическая часть включает в себя характеристику районного Дома культуры как базового субъекта PR, рассмотрение стратегии социальной ответственности компании ООО «Газпромнефть-Восток», и созданию рекомендаций по формированию информационной политики районного Дома культуры, релевантной ожиданиям ООО «Газпромнефть-Восток».
На сегодняшний день необходимость выстраивания продуманной информационной политики всеми организациями, включая некоммерческие, уже не вызывает сомнения. Игорь Цыкунов, генеральный директор Центра социального программирования выделяет 7 причин необходимости НКО заниматься собственным позиционированием . Это: приобретение доверия, приобретение сторонников, привлечение финансирования, привлечение властных ресурсов, возможность обезопасить себя, возможность наградить сторонников и повысить эффективность организации в целом.
Важнейшим партнером для НКО может стать социально ответственный бизнес. Корпорации помогут третьему сектору в реализации их социально значимых миссий и проектов. Такое сотрудничество выгодно и самому бизнесу, поскольку оно позволяет добиться общественного одобрения и поддержки, является важнейшим элементом системы управления рисками. Исследователи Knut Haanaes, David Michael, Jeremy Jurgens, Subramanian Rangan в работе «Making Sustainability Profitable» утверждают значимость практик корпоративной социальной ответственности для устойчивого развития бизнеса, так как они способствуют формированию позитивного имиджа организации в сознании общественности. Но часто, препятствием к такому социальному партнерству является неумение НКО позиционировать себя и свои проекты в глазах корпораций. Решение этой проблемы заключается именно в формировании информационной политики представителей третьего сектора, релевантной ожиданиям бизнеса.
Некоммерческие организации - это организации, основной задачей которых не является получение прибыли и ее распределение между участниками. Цель НКО заключается в достижении общественных благ в различных сферах. В зависимости от сферы деятельности НКО, она относится к тому или иному типу: общественные и религиозные организации, благотворительные организации, фонды, государственные компании и учреждения, некоммерческие партнерства, частные учреждения, потребительские кооперативы, саморегулируемые организации. Деятельность организаций третьего сектора регламентируется законодательством РФ.
В России развитие НКО, а так же его сотрудничество с представителями бизнеса усложняется особенностями исторического развития страны. Но, несмотря на это, сегодня все чаще отечественные представители среднего и крупного бизнеса практикуют корпоративную социальную ответственность и не сомневаются во взаимной выгоде такого партнерства.
Базовой трактовкой понятия «информационная политика» в данной работе была определена следующая: информационная политика - это управленческий процесс, который подразумевает работу государства или организаций, имеющих свои интересы, с информационными потоками. Эта работа осуществляется как с сотрудниками организации, так и с внешними аудиториями. Значимость управления информационной политикой организации увеличивается в современных условиях информационного общества, экономического кризиса и неопределенности.
Разработка информационной политики имеет огромное значение для представителей НКО. Она поможет создать правильный имидж в глазах тех аудиторий, от которых зависит эффективность выполнения миссии представителей третьего. Чтобы привлечь внимание власти, НКО должны уметь выстраивать свою информационную политику таким образом, чтобы продемонстрировать в социальной сфере свои преимущества и эффективность. Чтобы заслужить общественную поддержку, деятельность организации должна быть прозрачна и понятна населению, миссия сформулирована кратко и в позитивном ключе. Для СМИ имеет значение качество предоставляемых НКО информационных поводов. Информационная политика НКО, релевантная ожиданиям бизнеса, обладает следующими характеристиками: она грамотно представляет перед бизнесом деятельность, миссию НКО, демонстрирует профессионализм, надежность и долгосрочность проектов, грамотно управляет коммуникациями со своими аудиториями.
Районный Дом культуры Парабельского района является некоммерческой организацией. Его основная миссия - это реализация и развитие творческих способностей населения Парабельского района, организация культурного досуга населения. РДК имеет право заниматься социальным предпринимательством. Учреждение активно работает с традиционными и новыми медиа, реализует обратную связь с целевыми аудиториями с помощью мониторингов, опросов, изучения комментариев в новых медиа. Взаимоотношения с бизнесом развиты слабо и ограничиваются лишь спонсорской поддержкой особо значимых мероприятий местными предпринимателями.
Одним из представителей социально ответственного бизнеса в Томской области является ООО «Газпромнефть-Восток». Важной частью его социальной политики является программа социальных инвестиций «Родные города», которая представляет собой ежегодный грантовый конкурс социальных проектов в пяти направлениях, в том числе в сфере культуры. Предпочтения отдаются организациям-заявителям, чья информационная политика учитывает следующие ожидания бизнеса: грамотная презентация проектов, социальная направленность, профессионализм, долгосрочность.
Существующая у РДК информационная политика не соответствовала всем ожиданиям ООО «Газпромнефть-Восток». Поэтому, для участия в программе «Родные города» проекта РДК «Центр творческого развития для дошкольников» для клубного учреждения был разработан ряд рекомендаций:
1. Укрепить позитивный имидж РДК и его специалистов как профессионалов в своем деле в глазах взрослого сегмента целевой аудитории, посредством продолжения проведения качественных мероприятий, и освещения деятельности РДК в новых медиа. Так же стоит предоставить местной газете информацию о профессиональных успехах специалистов.
2. Сформировать имидж интересного, веселого и праздничного места в глазах дошкольного сегмента целевой аудитории посредством увеличения количества проводимых для этой возрастной категории мероприятий.
3. Изучить востребованность проекта у целевой аудитории и ознакомить ООО «Газпромнефть-Восток» с результатами.
4. Представить РДК как надежную организацию за счет предоставления письма- поддержки от вышестоящего органа - Отдела культуры.
5. Представить РДК как профессиональную организацию за счет описания ее опыта в сфере, к которой относится проект.
6. Сделать акцент на социальной направленности проекта за счет правильной формулировки целей проекта, а так же за счет деятельности центра на безвозмездной основе во время его целевого финансирования.
7. Создать несколько информационных поводов, интересных СМИ в рамках проекта.
8. Разработать смету, согласно которой проект не будет слишком дорогим в пересчете на одного благополучателя.
Данные рекомендации могут быть взяты за основу любой НКО, претендующей на привлечение бизнеса к помощи в реализации ее социальных проектов. Доказательством их эффективности служит победа РДК Парабельского района, выстроившего свою информационную политику в соответствии с рекомендациями, на грантовом конкурсе ООО «Газпромнефть-Восток» и заключение договора целевого благотворительного финансирования.
1. Bowen H. Social responsibilities of the businessman - New York, Harper, 1953, P. 53-55
2. Donaldson T., Thomas N., and Lee E., The Stakeholder Theory of the Corporation: Concepts, Evidence, and Implications, Academy of Management Review, 199, P. 22
3. Haanaes K., Michael D., Jurgens J., and Rangan S. «Making Sustainability Profitable», 1999, P. 23
4. Scott Cutlip, Allen H. Center, Glen M. Broom Effective Public Relations. 8th Edition, Prentice Hall, 2000, P. 56
5. William W., Chandler D. Strategic corporate social responsibility as global brand insurance// Business Horizons, 2000 P. 65-70
6. Бунеева P. Некоммерческие организации: сущность, место и роль в социальном развитии общества. Учебное пособие. Изд-во ЛКИ. 2010 С. 45-71
7. Вестник Волгоградского института бизнеса «Бизнес. Образование. Право» Проблемы и перспективы взаимодействия бизнеса, государства и некоммерческих организаций в современных Российских условиях. Авторы: Кузеванова А.Л., Полтавская М.Б., № 1 (26,) 2014, С. 13-15
8. Вестник Тюменского государственного университета, №4 "О сущности информационной политики предприятия» автор Долгушина А.
9. Гордин В. Неприбыльный сектор - элемент новой социальной парадигмы. Известия СПБУЭФ. № 1, 1996, С. 43-56
10. Добреньков В., Кравченко А. Социология. М.: Инфра-М, 2001, С. 10
11. Журнал Проблемы современной экономики Информационная политика в системе маркетингового обеспечения взаимодействия бизнес-субъектов N 2 (26), автор Айсина Р, 2008.
12. Королько В Основы паблик рилейшнз М., "Рефл-бук", К.: "Ваклер" - 2000, С. 128
13. Милаева О., Питерова А. Организация деятельности pr-отдела. Учебное пособие.
4.1. Пенза ИИЦ ПГУ, 2010, С. 55-58
14. Нисневич Ю. Информационная политика России: проблемы и перспективы. М.: Мысль, 2000, С. 34-66
15. Петрунин, Ю., Борисов В. Этика бизнеса: Учебное пособие. - М.: Дело,2000. С.266
...42