Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ СВАДЕБНОЙ ЦЕРЕМОНИИ ВОСТОЧНЫХ БУРЯТ: МЕЖДУ ТРАДИЦИЯМИ И НОВАЦИЯМИ

Работа №186140

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

антропология

Объем работы59
Год сдачи2024
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
61
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 5
ВВЕДЕНИЕ 6
Глава 1. Реконструкция традиционной бурятской свадьбы 11
1.1. Свадебная церемония до XVII 11
1.2. Свадебные традиции с конца XVII в. - до первой половины XX в 21
1.3. Свадебная церемония в советский и постсоветский период 31
Глава 2. Современная свадебная церемония восточных бурят 35
2.1. Традиции в современной свадьбе 35
2.2. Новации в бурятской свадьбе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 57

Изучение семьи и брака у бурят представляет собой важный историко-этнографический интерес, поскольку позволяет проследить пути формирования семейно - брачных отношений и проанализировать их изменения в ходе развития социальных отношений и хозяйственных форм. Буряты, как и любые другие представители этноса, хранят память о своих предках и тщательно оберегают оставленное ими наследие, чтобы передать следующим поколениям. Это же касается и свадебных церемоний, обычаев: для каждой бурятской семьи свадьба была знаменательным событием, поскольку крайне важно продолжить род, чтобы огонь в очаге не погас.
Бурятская свадебная церемония - это выработанное веками строгое действие, состоящее из множества сложных этапов: досвадебных, свадебных и послесвадебных традиций, которые в свою очередь делятся ещё на несколько важных составляющих, обязательных для выполнения. Бурятская свадьба интересна тем, что является неким соревнованием между родственниками жениха и невесты, сопровождающимся шуточными боями, играми. А также сочетает в себе пережитки магии, которые характеризуются жертвоприношениями с обеих сторон местным божествам ради счастья и благополучия новоиспечённых супругов . Несмотря на единство бурятского народа, традиции и обрядность, и даже образ жизни кардинально отличаются между собой, в зависимости от расселения относительно Байкала (предбайкальские и забайкальские), веры (ламаизм или шаманизм) и принадлежности к одному из четырёх племён (хори, эхирит, хонгодор, булагат).
На протяжении всего времени существования бурятского народа, происходили важные историко-культурные и политические события, которые оставляли отпечаток на культуре и быте бурят. Сначала это был период зависимости от тюркоязычных народов в VI -VII вв. Далее в начале XVII века среди бурятского населения распространился тибетский буддизм из Монголии, а во второй половине того столетия ими было принято русское подданство. Так, ламаизм оказал большое влияние на свадебные традиции селенгинских, агинских и хоринских кочевников, в то время как на баргузинских и кударинских повлияло в наименьшей степени. Присоединение к Российской империи сыграло немало важную роль, поскольку началась так называемая колонизация бурятских земель, с целью проповедовать «слово божье во языцех монгольских». Материальная и духовная культура бурят приобрела существенные различия, в связи с большим русским влиянием в предбайкальской части страны и значительной консервативностью жизненного уклада, а главное, влиянием ламаизма - на её востоке .
В настоящее время процессы урбанизации и вестернизации оказывают влияние на этническую общность , что не могло не вызвать беспокойства у её представителей, ведь стала теряться аутентичность и первоначальный облик традиционной культуры. Данное явление проявляется, в том что какие-то элементы культуры забываются, становятся малозначительными, но, с другой стороны, это не означает, что народы и этносы с их традициями в скоро времени исчезнут с лица земли - на место ушедших и забытых придут новые, более модернизированные, с упрощёнными элементами. Однако в этом и заключается главная особенность традиций - они не просто существуют и сохраняются в памяти, но и движутся, меняются благодаря межкультурному диалогу, который в современных реалиях невозможен для развития общества . Буряты, в свою очередь, всегда старались хранить в памяти наследие, оставленное их предками. Но в поисках наилучших условий для жизни и возможности самореализации, молодёжь из сельских местностей, переезжают в крупные города . Вследствие чего кто-то теряет связь с корнями и забывает о своём наследии, другие нет. Молодёжь, наоборот, даже будучи вдали от родных мест, продолжат ценить и уважать память о предках и традициях не меньше остальных и будут транслировать их своим детям. Например, в современных свадьбах молодых бурят присутствуют традиционные местные обычаи и обряды, которые гармонично сочетаются с элементами западной культуры.
Начало изучению бурятской традиционной культуры было положено во второй половине XIX века такими учёными путешественниками, как Г. Н. Потанин, Н. М. Ядринцев, Е. Ф. Тимковский, оставившие после себя бесценное наследие в виде этнографического материала с описаниями быта и культуры бурятского народа. Е. Ф. Тимковский в своей знаменитой работе «Путешествие в Китай через Монголию» описал пограничных бурят, которые встретились ему на обратном пути в Россию из Монголии, тогда он и описал в подробностях бурятские свадебные и погребальные традиции .
М. Н. Хангалов является одним из первых, кто объездил все районы Иркутской губернии, побывал даже в Забайкалье и собрал колоссальный материал по этнографии, фольклору и шаманству бурят . Работы этнографа охватывают период с конца XIX века и вплоть до Октябрьской революции, повлиявшая на образ жизни бурят с приходом к власти большевиков, и содержат информацию о взаимоотношениях бурятского населения с русским, об их взаимовлиянии на быт и культуру.
С. П. Балдаев так же известен научному обществу своим вкладом в изучение бурятской культуры и сохранением их исторической и духовной памяти. В его работе - «Бурятские свадебные обряды » знаменита тем, что в ней описаны обряды и традиции как западных, так и восточных бурят, чтобы сравнить и выявить их возможную первоначальную основу, охарактеризовать развитие данных обрядов и традиций и показать как они поменялись с течением времени вплоть до Октябрьской революции.
В. Д. Бабуева на протяжении двадцати лет занималась сбором этнографических материалов по духовной и материальной культуре бурят. Она сумела систематизировать и обобщить свои труды в работе «Духовная и материальная культура бурят », которая включает в себя четырнадцать обширных разделов по этнографическим исследованиям автора. Особое внимание она уделила свадебной одежде и украшениям, которые несут в себе сакральный смысл. Также были и другие этнографы - этнографы Г. Спасский, И. М. Этагоров, Я. А. Чистохин, М. А. Кроль, И. Гурьев, чьи работы стали библиографической редкостью.
Вышеупомянутые учёные не только описывали существующие, так называемые аутентичные, традиции, но и те, что появились в результате значимых событий: распространения ламаизма, а после и христианства, в связи с вхождением бурятского народа в состав России, и приходом к власти большевиков.
Прежде чем перейти к представлению составляющих элементов исследования, необходимо дать пояснения о ключевых для данной работы понятий.
Западные буряты - жители Прибайкалья, к ним относятся нижнеудинские, балаганские или унгинские, аларские, идинские, верхоленские, закаменские, кударинские, тункинские, кудинские, ольхонские, китойские, окинские, предки которых исповедовали шаманизм и вели полукочевой образ жизни .
Восточные буряты, или же забайкальские буряты - коренные жители Республики Бурятия, к ним относятся селенгинские, хоринские, баргузинские, агинские, ононские хамниганы. Они являются приверженцами северной (тибетской) ветви буддизма, ранее вели кочевой образ жизни . Именно они и были выбраны в качестве объекта изучения, в связи с доступностью поля.
В рамках данной работы к традиционным элементам свадьбы мы будем относить: символику, орнаменты, цвета, одежду и ритуалы .
Труд А. ван Геннепа «Обряды перехода» послужила методологической основой для написания данной работы. В её основе лежит идея существования обрядов отделения и принятия в индивида новую социальную категорию. А. ван Геннеп один из первых выделил обряды перехода из системы обрядов в целом: любой переход человека из одного состояния в другое сопровождается определёнными церемониями и ритуалами. Он определил три обязательные стадии в обряде перехода: отделение, промежуток и включение. Будь то рождение, заключение брака или смерть они включают в себя эти три стадии, но в зависимости от культуры и картины мира народа наиболее выраженными и значимыми может быть лишь этап включения или отделения и промежуточный. Например, в проведении свадебной церемонии в большей степени играют роль обряды включения. К ним можно отнести совместную трапезу после выдачи калыма или приданого, а также проведение коллективной религиозной церемонии. Обряды включения важны не только для молодых, но и для двух коллективов, которые объединяются, то есть родителей жениха и невесты.
Исследовательский вопрос - Как и какие традиционные элементы сохраняются в современной свадебной церемония восточных бурят.
Объектом исследования выступает традиционная и современная свадебная церемония восточных бурят.
Предмет исследования - трансформации и особенности современной свадебной церемонии восточных бурят.
Цель исследования состоит в том, чтобы изучить и описать особенности сохранения и трансформации традиционных элементов и новаций в современной свадьбе восточных бурят.
Задачи:
1. Используя информацию из научной и исследовательской литературы, описать структуру и последовательность традиционной свадебной церемонии бурят.
2. На основе полевого материала изучить и описать сохранившиеся традиционные элементы в современных свадьбах восточных бурят.
3. Выявить и описать новации в современной свадебной церемонии восточных бурят.
Для изучения современной свадебной церемонии были использованы методы включённого наблюдения, полуформализованные интервью и изучений фотографий и видеоматериалов. В роли информантов выступали супружеские пары, проживающие в Республике Бурятия. Перечислим критерии выбора респондентов. Первый - принадлежность обоих супругов к восточным бурятам, то есть это были не смешанные браки. Второй - проведение свадебной церемонии не более, чем 7 лет назад. По итогу в интервью приняли участие три пары. В дополнении были изучены фото и видео материалы, предоставленные информантами: одна из пар поделилась с автором видео с их свадебной церемонии. Также самостоятельно собранными автором при анализе сообществ «Родная Бурятия » и «Бурятия - Буряад Орон » в социальной сети «Вконтакте». Автор посетил две свадьбы восточных бурят летом 2022 г. и 2023 г. Удалось зафиксировать последовательность свадебной церемонии, используемую символику, цвета, элементы традиционной одежды


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Семья, как важная категория любого общества находится с ним в неразрывной связи: социальные явления оказывают влияние на семью, его форму и структуру. И так же семья, в свою очередь, влияет на общество и его системы, поэтому изучение семьи и семейно¬брачных отношений является первостепенным для исследователей как отечественных, так и зарубежных. Изучение семьи у различных этносов позволит ответить на ряд вопросов: как отдельные народы реагируют на общественно-политические изменения, как это сказывается на их традициях, быте, укладе жизни и картине мира и как семейные ценности и традиции могут повлиять на общественный строй.
Бурятская свадьба - это строгое веками выработанное действие, которое принято делить на три этапа: досвадебный, свадебный и послесвадебный. Каждый из этапов содержит в себе множество ритуалов и обрядов. Подготовка к свадьбе требовала много времени и сил, а также средств, поэтому свадьбы отличались друг от друга в зависимости от материального положения родителей жениха и невесты. Богатые буряты устраивали пышное пиршество, одаривали молодых подарками, серебром или золотом, угощали всех гостей и принимали их в своём доме по несколько дней.
Однако с течением времени некоторые из них были значительно упрощены, заменены или вовсе забыты. Причины могут заключаться в том, что определённые обряды требовали длительного времени и больших затрат, что вызывало неудобства для будущих супругов и их семей. К ним можно отнести предварительный сговор, передачу калыма, выбор даты свадьбы и поездка невесты к родственникам - все они относятся к досвадебному этапу. Их длительность могла варьироваться от двух до семи дней, а иногда и четырнадцати. И на протяжении всех этих дней пиршество не прекращалось, гости, родственники и родители молодых растягивали гуляния. Ещё одной причиной может считаться утрата необходимости в их соблюдении, в связи с историко-культурным процессом, через который прошёл бурятский народ. После принятия бурятами ламаизма некоторые традиции были заменены или их исполнение легло на плечи лам, которые стали ответственными за выбор даты сватовства, передачи калыма и проведения свадебной церемонии. Они выбирали дни, основываясь на астрологии, дате и времени рождения будущих супругов. Благодаря ламам обряды проводились быстрее, поскольку раньше это всецело зависело от родственников невесты, которые нарочно затягивали с выбором.
Период советской власти служит ярким примером, когда многие традиции, при проведении свадьбы, были нарочно опущены или заменены другими, поскольку противоречили существовавшей на тот момент идеологии. Большая часть обрядов и традиций, относящихся к досвадебному этапу, игнорировались в советское время. Буряты стали сами находить себе спутников жизни, без указа родителей. Советская власть запретила уплату калыма, поскольку это значило бы принимать женщину за товар. Дату свадьба теперь выбирали не родители или ламы, а работники ЗАГСа. Что касается свадебного поезда - он сохранился в те годы, однако значительно отличался от традиционного: плакаты с лозунгами, наличие красных флажков и, в принципе, преобладание красного цвета. Свадебная церемония проходила в сельском клубе, где присутствовали не только родственники жениха и невесты, но и партийные работники, обязанные следить за порядком. Подобную свадьбу сложно было назвать бурятской. Ей был дан отдельное название - «красная свадьба», нет необходимости пояснять почему назвали таким образом.
Суть любой культуры заключается в том, что она динамична и видоизменяется с течением времени. То же самое относится и к культуре бурят. После контакта с другими народами, будь то тюрки или русские, в культуре бурятского народа появились новые элементы. К ним относят гардероб и внешний буряток - он стал разнообразнее благодаря активной торговле с русскими купцами. Так, появились новые ткани, украшения, обувь и наряды. Женщины научились совмещать традиционную бурятскую одежду с русской. Это больше относится к западным буряткам, считавшиеся модницами для того времени, поскольку буряты Прибайкалья были ближе к границе с русским населением, в отличие от своих братьев в Забакайлье, которые были консервативными. Подобное влияние позволило бурятской культуре приобрести новый вид и продолжить своё существование.
В данной работе мы обратились к изучению современной свадебной церемонии. Состоялись интервью с тремя супружескими парами восточных бурят. Все они провели свадебную церемонию не более 7 лет назад. Информанты также предоставили в качестве дополнительного материала фото и видео со своих свадеб. При обработке данных были выявлены следующие особенности в современной свадебной церемонии восточных бурят. Как уже упоминалось, бурятскую свадьбу было принято делить на три этапа, которые, согласно теории А. ван Геннепа, символизируют переход из одной социальной группы в другую и приобретение нового статуса. Современную свадьбу бурят можно так же разделить на эти этапы, однако составляющие их элементы значительно упрощены.
Досвадебный этап. Сюда относится сватовство или хадаг табилха (дословно поставить хадак), во многом сохранивший преемственность с давних времён, а также процесс подготовки к свадьбе, то есть составление списка гостей, выбор места празднования и дату свадьбы. Говоря о сватовстве, стоит отметить, что его соблюдение обязательно для всех бурят, которые хотят заключить брак, в особенности для девушки и её родителей. Сватовство проводят даже если молодые хотят только расписаться в ЗАГСе без свадебного торжества. Встречается и такое, когда супруги в браке состоят несколько лет, но хадак поставили не сразу, и тем не менее традицию соблюли. Дата выбирается родителями жениха совместно с приходским ламой, который при выборе дня учитывает под каким годом родились молодые. В состав делегаций входили близкие родственники и иногда даже друзья и соседи. Представители жениха заходили молча в дом родителей невесты и подносили семейному алтарю хадак и молочные угощения, только после этого начиналось знакомство гостей и родственников невесты и обмен подарками. Весь разговор обязательно ведётся исключительно на бурятском языке. По традиции сторона жениха всячески хвалит его, тем самым показывая, что у него не может быть недостатков и на роль мужа для девушки он подойдёт идеально. Однако некоторые элементы были опущены. К примеру, на сватовстве внешний вид может разниться: кто-то одет в традиционный костюм, а другие - в светскую одежду. У одной пары после преподношения хадака и угощений бурхану родственники перешли к обсуждению свадьбы, расходов и подарков, в то время как у других двух это присутствовало. Калым и приданое невесты не обсуждалось по просьбе самих молодых, считавшие это излишнем. Сейчас многие пары перед заключением брака какое-то время совместно проживают и накапливают общие предметы быта, поэтому к моменту свадьбы они не нуждаются в новой мебели, посуде и иных вещах. Однако есть то, о чём пары попросили у своих родителей - новое постельное бельё и полотенца.
Свадебный этап. Современная бурятская молодёжь продолжает чтить память о своих предках, соблюдая традиции и обычаи, когда речь заходит о важном этапе их жизни - создание семьи. Несмотря на все предрассудки молодые люди трепетно относятся к наследию своей культуры и стремятся транслировать их следующим поколениям. Опрошенные пары пригласили на свою свадьбу большое количество гостей: родственников, друзей и коллег, в общей сложности было не меньше трёхсот человек. Буряты по сей день ценят родственные узы и стараются поддерживать связь даже с самыми дальними родственниками и приглашают их на все важные праздники будь то свадьба, юбилеи или милан . Информанты в начале банкета подарили своим родителям хадаки и молочные угощения, символизирующие безграничное уважение и благодарность за подаренную им жизнь. Обязательным также считается обряд застилание постели, который проводят после регистрации в ЗАГСе. Со стороны жениха и невесты четыре родственницы, состоящие в браке и имеющие детей, готовят супружеское ложе, при этом наговаривая пожелания, конечно, на бурятском языке, о большом потомстве и счастливой жизни.
Уважительное отношение молодёжи к своей культуре прослеживается не только в освещении бурятских традиций во время свадебной церемонии, но и в посещениях буддистских мест для закрепления брака перед божествами. Европейские свадебные наряды, использование современной техники, «новые» европейские блюда на столах относятся к новациям, которые можно заметить почти на каждой свадьбе у бурят. Несмотря на соблюдение традиционных практик на свадебных торжествах, новые элементы дополняют мероприятие, делают его более красочным и незабываемым, а главное показывает возможным благоприятное сосуществование двух культур, в ходе которого происходит культурный диалог и обмен знаниями и идеями.
Послесвадебный этап. По традициям, на следующий день после свадебной церемонии молодые супруги навещали родителей мужа. Новоиспечённая жена показывала перед свекровью и свёкром свои навыки, как хозяйки, угощала их чаем, принимала близких родственников. Если их что-то не устраивало, то невестку могли вернуть обратно её родителям. Однако сейчас подобное практикуется крайне редко, а если и да, то не с вышеуказанной целью, скорее для того, чтобы подытожить прошедшую церемонию и окончательно закрепить брак молодых. Только одна пара на следующий день принимала у себя родителей и родственников мужа, а вечером собрались с друзьями. Две другие пары на пару дней уехали отдыхать с друзьями на Байкал.
В заключение стоит упомянуть, что пока будет жив народ, те, кто помнит о традициях, будет жить и культура, которая с течением времени будет трансформироваться и приобретать новые виды. Бурятскую свадьбу можно и в настоящее время разделить на три этапа. Некоторые свадебные традиции и обряды утратили первозданный форму и трансформировались, слившись с другими, и сохранив при этом функционал и значимость. Во многом это заслуга новаций, которые дарят традициям новую жизнь и возможность сохраниться. В этом заключается особенность культуры: гибкость, динамичность и способность адаптироваться под различные социальные и политические условия. Буряты, которые так трепетно относятся к своему наследию, не дадут традициям предаться забвению, а молодёжь, в свою очередь, продолжит это дело и передаст последующим поколениям.



1. Информанты 1., Д. и Б., супружеская пара (собрано Говгаленко О. Р - Томск 2024) // Полевой материал автора.
2. Информанты 2., Н-Д. и Б., супружеская пара (собрано Говгаленко О. Р - Томск 2024) // Полевой материал автора.
3. Информанты 3., Е. и Ч., супружеская пара (собрано Говгаленко О. Р - Томск 2024) // Полевой материал автора.
4. Бурятия - Буряад Орон : [Вконтакте сообщество], - [Б. м.], 2024. - URL: https://vk.com/buryatia buryad oron (дата обращения: 13.02.2024).
5. Бурятская свадьба на берегах Байкала // Первый Байкальский - URL:
https://1baikal.ru/istoriya/buryatskaya-svadba-na-beregakh-baykala (дата обращения:
16.03.2024).
6. Бурятский национальный костюм - дэгэл // Агинская краевая библиотека имени Ц. Жамцарано - URL: https://old.agalibr.ru/kraevedenie/traditsii-i-obychai-buryatskogo- naroda/buryatskij-natsionalnyj-kostyum-degel.html (дата обращения: 25.03.2024).
7. Жуковская Н. Л., Мазепус В. В. Буряты // Большая российская энциклопедия: научно-образовательный портал - URL: https://bigenc.ru/c/buriaty-cdb311/?v=7062882 (дата обращения: 15.02.2024).
8. Родная Бурятия : [Вконтакте сообщество], - [Б. м.], 2024. - URL: https://vk.com/iuu03 (дата обращения: 13.02.2024).
9. Четыре свадьбы на пятнице / Казачья свадьба VS Свадьба в стиле нулевых - [М.], 2022. - URL: https://weddings.friday.ru/videos/s3/e34 (дата обращения: 29.05.2024). Литература:
10. Амгаланова М. В. Бурятская социалистическая культура в контексте идейно-политических установок конца 1920- начала 1930-х годов // Культура и искусство. - 2018. - № 3. - С. 1-7.
11. Амгаланова М. В. Культурное наследие как фактор формирования национальной бурятской культуры в советский период // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2016. - №36. - С. 73-78.
12. Бабуева В. Д. Материальная и духовная культура бурят. Учебное пособие - Улан-Удэ. 2004. - 228 с.
13. Бабуева В. Д. Мир традиций бурят / В. Д. Бабуева ; под ред. С. Ш. Чагдуров. - Улан- Удэ : изд-во «Улзы», 2001. - 142 с.
14. Бадмаева Р Д. Бурятский народный костюм / Р Д. Бадмаева - Улан-Удэ : Бурят, кн. изд-во, 1987. - 144 с.
15. Бадмацыренов Т. Б. Религиозные практики в структуре культовой системы буддизма современной Бурятии // Власть. - 2017. - №1. - С. 139-144.
...43


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ