Развитие координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста, средствами баскетбола (Государственное Училище (Техникум) Олимпийского Резерва г. Самара)
|
Введение 3
Глава 1. Физиологические характеристики воспитания координационных способностей у детей среднего школьного возраста 6
1.1. Двигательно-координационные способности и основы их воспитания 6
1.2. Задачи развития координационных способностей 10
1.3. Средства и методы воспитания координационных способностей 11
1.4. Характеристика спортивных игр, как средства физического воспитания детей среднего школьного возраста 17
Глава 2. Развитие координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста, средствами баскетбола 24
2.1. Роль баскетбола в развитии координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста 24
2.2. Методы развития координационных способностей (ловкости) при игре в баскетбол 27
Выводы 35
Список литературы 37
Глава 1. Физиологические характеристики воспитания координационных способностей у детей среднего школьного возраста 6
1.1. Двигательно-координационные способности и основы их воспитания 6
1.2. Задачи развития координационных способностей 10
1.3. Средства и методы воспитания координационных способностей 11
1.4. Характеристика спортивных игр, как средства физического воспитания детей среднего школьного возраста 17
Глава 2. Развитие координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста, средствами баскетбола 24
2.1. Роль баскетбола в развитии координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста 24
2.2. Методы развития координационных способностей (ловкости) при игре в баскетбол 27
Выводы 35
Список литературы 37
В настоящее время приоритетной задачей развития физкультурно-спортивного движения в нашей стране является максимальное вовлечение подростков в активные занятия физической культурой и спортом. Особой популярностью пользуются занятия массовыми видами спорта, в частности, баскетболом. Он занимает одно из заметных мест в программном материале по физической культуре. Баскетбол состоит из естественных движений (ходьба, бег, прыжки) и специфических двигательных действий без мяча (остановки, повороты, передвижения приставными шагами, финты и т.д.), а также с мячом (ловля, передача, ведение, броски), что, в свою очередь, требует применения скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей, гибкости и выносливости. При занятии баскетболом развивается глазомер, расширяется поле зрения, разнообразие движений способствует укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению обмена веществ и деятельность всех систем организма. Занятия баскетболом, также помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувство коллективизма. Такое всестороннее и комплексное воздействие на занимающихся дает право считать баскетбол не только увлекательным видом спорта, но и одним из наиболее действенных средств физического и нравственного воспитания. Игра в баскетбол положительно сказывается на профилактике асоциального поведения и укреплении психического здоровья подростков. А также на развитии координационных и скоростных способностей, что имеет важное значение, как в профессиональной деятельности игроков, так и в повседневной жизни обучающихся.
Актуальность. Все это делает баскетбол эффективным средством физического воспитания особенно в развитии физических качеств, таких как координация. Координация в баскетболе играет одну из важных ролей, так как игрок должен быть быстр, реагировать на все происходящее и моментально делать соответствующие выводы, бросать мяч, бороться за него и быть настроенным всегда на борьбу.
Дети и взрослые, приобретая определенные навыки, самостоятельно и сознательно могут осуществлять постоянное физическое совершенствование, сохраняя здоровье, жизнерадостность и долголетнюю трудоспособность.
Приемы и действия, с помощью которых ведется игра, позволяют начинать занятия с детьми 9—10 лет, используя для этого инвентарь и оборудование, соответствующие возрасту, средний школьный возраст как нестранно выбран нами в этой теме, так как в этом возрасте существуют все задатки, предпосылки для занятий баскетболом.
Современный баскетбол – это атлетическая игра и требования, предъявляемые к баскетболистам, самые высокие. Чтобы достичь высокого технико-тактического мастерства, спортсмену, прежде всего, необходим высокий уровень развития физических качеств.
Объект исследования: Процесс развития координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста во время изучения спортивной игры баскетбол.
Предмет исследования: Урок по физической культуре учащихся среднего школьного возраста во время изучения спортивной игры баскетбол.
Цель работы: Исследовать роль баскетбола в развитии координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста.
Рабочая гипотеза: Предполагается, что спортивная игра баскетбол, оказывает положительное влияние на развитие координационных способностей.
Задачи работы:
1.Проанализировать возрастные особенности детей среднего школьного возраста.
2. Дать характеристику координации как двигательному качеству.
3. Определить влияние баскетбола на развитие координационных способностей у детей среднего школьного возраста.
Методы исследования:
1. Анализ литературных источников.
2. Анализ документальных источников
Актуальность. Все это делает баскетбол эффективным средством физического воспитания особенно в развитии физических качеств, таких как координация. Координация в баскетболе играет одну из важных ролей, так как игрок должен быть быстр, реагировать на все происходящее и моментально делать соответствующие выводы, бросать мяч, бороться за него и быть настроенным всегда на борьбу.
Дети и взрослые, приобретая определенные навыки, самостоятельно и сознательно могут осуществлять постоянное физическое совершенствование, сохраняя здоровье, жизнерадостность и долголетнюю трудоспособность.
Приемы и действия, с помощью которых ведется игра, позволяют начинать занятия с детьми 9—10 лет, используя для этого инвентарь и оборудование, соответствующие возрасту, средний школьный возраст как нестранно выбран нами в этой теме, так как в этом возрасте существуют все задатки, предпосылки для занятий баскетболом.
Современный баскетбол – это атлетическая игра и требования, предъявляемые к баскетболистам, самые высокие. Чтобы достичь высокого технико-тактического мастерства, спортсмену, прежде всего, необходим высокий уровень развития физических качеств.
Объект исследования: Процесс развития координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста во время изучения спортивной игры баскетбол.
Предмет исследования: Урок по физической культуре учащихся среднего школьного возраста во время изучения спортивной игры баскетбол.
Цель работы: Исследовать роль баскетбола в развитии координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста.
Рабочая гипотеза: Предполагается, что спортивная игра баскетбол, оказывает положительное влияние на развитие координационных способностей.
Задачи работы:
1.Проанализировать возрастные особенности детей среднего школьного возраста.
2. Дать характеристику координации как двигательному качеству.
3. Определить влияние баскетбола на развитие координационных способностей у детей среднего школьного возраста.
Методы исследования:
1. Анализ литературных источников.
2. Анализ документальных источников
Изучив и проанализировав литературные источники выяснилось что, специально-подготовительные упражнения для развития координации следует подбирать, опираясь на принцип максимального их соответствия особенностям соревновательного упражнения, как по техническим характеристикам, так и по уровню проявления физических качеств.
Выявленные в результате анализа недостатки в развитии и совершенствовании физического качества должны вызывать коррекцию плана нагрузок, направленную на увеличение объёма и интенсивности специально-подготовительных упражнений в строгом соответствии с адаптационными возможностями школьников.
Не следует направлять большие усилия на повышение тех возможностей школьников, которые во многом лимитированы генетически или удерживаются высоким уровнем развития других качеств, находящихся в определённом развитии с механизмом проявления его слабых сторон подготовленности. В противном случае, индивидуальные черты школьника, сильные стороны его подготовленности, являются залогом успеха, могут искажаться и притупляться, в этой конкурентной борьбе качества.
В работе показаны и затронуты все аспекты развития координационных качеств детей среднего школьного возраста, рассмотрены методы и средства, характеристика спортивных игр, техника и тактика игры баскетбол, двигательно-координационные способности и основы их воспитания, анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного возраста.
Литературные данные показали, что для воспитания координационных способностей методически важно определить оптимальные пропорции в использовании упражнений, а также правильную дозировку нагрузок.
Развивать ловкость следует с 6-8 лет и работать над этим качеством постоянно, вводя в тренировочный процесс все новые, более сложные упражнения.
Координационная подготовка – основа успеха соревновательной деятельности при игре баскетбол. Учитель должен содействовать развитию ловкости выполнения технических элементов в соревновательной деятельности, но ни в коем случае заставлять игроков торопиться, что ведет к многочисленным ошибкам. Если игрок не может быстро выполнить тот или иной технический прием, то, прежде всего, необходимо закрепить двигательный навык, применяя упражнения способствующие совершенствованию техники.
Важной особенностью игры баскетбол является то, что смена приемов и действий происходит в зависимости от ситуаций. Одновременно с быстрой ориентацией и решением тактических задач, с умением сочетать максимальную скорость передвижения с высокой скоростью и точностью выполнения приемов, а также с быстротой и точностью смены выполнения одних приемов другими в соответствии с игровой обстановкой, ученик проявляет высокие координационные способности, т.е. - ловкость движений.
Конечно, можно сказать, что координационная подготовка играет важную роль в баскетболе, но надо также не забывать и о тактической стороне игры. Она тоже играет немало важную роль в игре.
Выявленные в результате анализа недостатки в развитии и совершенствовании физического качества должны вызывать коррекцию плана нагрузок, направленную на увеличение объёма и интенсивности специально-подготовительных упражнений в строгом соответствии с адаптационными возможностями школьников.
Не следует направлять большие усилия на повышение тех возможностей школьников, которые во многом лимитированы генетически или удерживаются высоким уровнем развития других качеств, находящихся в определённом развитии с механизмом проявления его слабых сторон подготовленности. В противном случае, индивидуальные черты школьника, сильные стороны его подготовленности, являются залогом успеха, могут искажаться и притупляться, в этой конкурентной борьбе качества.
В работе показаны и затронуты все аспекты развития координационных качеств детей среднего школьного возраста, рассмотрены методы и средства, характеристика спортивных игр, техника и тактика игры баскетбол, двигательно-координационные способности и основы их воспитания, анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного возраста.
Литературные данные показали, что для воспитания координационных способностей методически важно определить оптимальные пропорции в использовании упражнений, а также правильную дозировку нагрузок.
Развивать ловкость следует с 6-8 лет и работать над этим качеством постоянно, вводя в тренировочный процесс все новые, более сложные упражнения.
Координационная подготовка – основа успеха соревновательной деятельности при игре баскетбол. Учитель должен содействовать развитию ловкости выполнения технических элементов в соревновательной деятельности, но ни в коем случае заставлять игроков торопиться, что ведет к многочисленным ошибкам. Если игрок не может быстро выполнить тот или иной технический прием, то, прежде всего, необходимо закрепить двигательный навык, применяя упражнения способствующие совершенствованию техники.
Важной особенностью игры баскетбол является то, что смена приемов и действий происходит в зависимости от ситуаций. Одновременно с быстрой ориентацией и решением тактических задач, с умением сочетать максимальную скорость передвижения с высокой скоростью и точностью выполнения приемов, а также с быстротой и точностью смены выполнения одних приемов другими в соответствии с игровой обстановкой, ученик проявляет высокие координационные способности, т.е. - ловкость движений.
Конечно, можно сказать, что координационная подготовка играет важную роль в баскетболе, но надо также не забывать и о тактической стороне игры. Она тоже играет немало важную роль в игре.



