Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА ПОСРЕДСТВОМ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №186101

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы87
Год сдачи2025
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 3
Введение 3
1. Специфика феномена студенческого волонтерства 9
1.1 Характеристика добровольческой деятельности как социального
института 9
1.2 Государственное регулирование волонтерства 9
1.3 Функции, особенности и цели студенческого волонтерства 11
1.4 Эволюция волонтёрского движения за последние пять лет 12
1.5 Основные мотивы волонтерской деятельности и добровольного труда 14
1.6 Дефициты средств и условий вовлечения студентов в добровольчество 18
1.7 Выводы по первой главе 23
2. Эмпирическое исследование по изучению личностного развития студентов
университета посредством добровольческой деятельности 25
2.1 Методологическая часть программы исследования 25
2.1.1 Ключевые методологические характеристики исследования 25
2.1.2 Модель изучаемого феномена 26
2.2 Дизайн исследования 29
2.2.1 Основные этапы эмпирического исследования 29
2.2.2 Этические вопросы, связанные с проведением исследования 30
2.2.3. Методы и методики исследования 30
2.2.4 Характеристика выборки исследования 37
2.3 Результаты эмпирического исследования 37
2.4 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования 47
2.5 Рекомендации для повышения эффективности привлечения студентов к
добровольческой деятельности 57
2.6 Выводы по второй главе 61
Заключение 64
Список использованной литературы 67
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник «Личностное развитие студентов университета посредством добровольческой деятельности» 72


Волонтёрство или волонтёрская деятельность — это широчайший круг разнообразной деятельности, который включает классические формы помощи и самопомощи, предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которое осуществляется добровольно на благо общественности без расчёта на денежную плату. Добровольцы, с точки зрения закона Российской Федерации — физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме бескорыстного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности) [5]. Существенного отличия в понятиях «волонтёр» и «доброволец» в современный условиях нет, поэтому их можно считать синонимами [45].
Волонтёрская деятельность сейчас является одним из значимых социальных институтов в современной России. За последние десять лет количество добровольцев в России от общей численности населения увеличилось в пять раз: от 3% в 2013 году до 17% в 2023 году. Несмотря на этот рост, спрос на волонтеров по-прежнему превышает предложение, что свидетельствует о высоком общественном запросе на помощь и поддержку людям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях [ 1].
Аналитика свидетельствует, что большинство волонтеров в России по-прежнему — это люди студенческого возраста (около 39%). Однако, несмотря на это, практика показывает, что не каждый студент готов жертвовать своим личным временем для участия в добровольческой деятельности. По данным на 2023 год, в России численность студентов составляет примерно 4,2 миллиона, а количество волонтеров — около 3 миллионов, из которых 39% — это студенты [1]. Это означает, что лишь каждый четвертый студент активно участвует в социально полезной деятельности. Поэтому практический интерес представляет изучение того, почему лишь некоторые молодые люди видят в волонтерстве возможность для самореализации и проявления социальной инициативности.
В современном обществе волонтерство становится нужным не только как поле личностной ответственности, но и как основная возможность удовлетворения потребностей общества. Благодаря этому добровольчеству отводится исключительная значимость как значительному вкладу в развитие общественного блага.
Волонтерское движение направлено на создание и развитие социальной активности, честности, повышение уровня ответственности, добра и трудолюбия, воспитание верности, беспристрастие, терпимости, дружбы. Обучение в высшем учебном заведении предполагает не только развитие и формирование профессиональных компетенций, но и культурное, нравственное развитие, формирование гражданской позиции, развитие способностей к труду. Решение этих задач предусматривает применение различных технологий, одной из которых является вовлеченность студентов в добровольческую деятельность.
К числу основных результатов волонтерства, как социального института, можно отнести то, что он:
1. облегчает социализацию личности, способствует усвоению будущими специалистами различных социальных ролей, норм и общественных практик, и также стереотипных моделей поведения;
2. делает вклад в личностный рост, развитие и самореализацию человека;
3. помогает переосмыслить общечеловеческие ценности (в первую очередь, человеколюбия в гуманизации социальных отношений, роль сострадания);
4. формирует представление о доминирующей социальной культуре и различных субкультурах общества.
Таким образом, участие в добровольческой деятельности позволяет решить актуальную проблему организации досуга, повышает коммуникативный потенциал, учит грамотно распределять свое свободное время, развивает ценностные ориентации, снижает недоброжелательность, нетерпимость и агрессивность.
Проведённый мною анализ первоисточников показал, что проблема недостаточной заинтересованности молодежи в добровольчестве остается актуальной. В существующих научных исследованиях студенческое добровольчество рассматривается с различных сторон: как воспитательная деятельность, которая влияет на характеристики благополучия студентов; как социальная технология, способствующая самоопределению и самоорганизации молодежи; как форма организации содержательного досуга; а также как способ конвертации свободного времени в культурный капитал. Некоторые исследователи, такие как С.Л. Леньков, А.Н. Сухов, Н.Л. Вигель и Н.И. Горлова, акцентируют внимание на добровольческой деятельности как важном этапе профессионального становления студента и ресурсе, активизирующем творческую инициативу молодых людей.
Несмотря на это, проблема недостаточной вовлеченности студентов в волонтерство не получает должного внимания, что подчеркивает теоретическую значимость данной исследовательской работы. Существующие исследования охватывают лишь отдельные аспекты профессионального развития студентов через призму волонтерской деятельности, оставляя за пределами анализа множество факторов, влияющих на мотивацию и участие студентов.
Изучение вовлеченности студентов в волонтерскую деятельность на примере Национального исследовательского Томского государственного университета показало, что большинство студентов участвуют в таких инициативах, однако степень участия очень неравномерна в зависимости от курса обучения и может охватывать от 15,6% до 59,4%.
Несмотря на то, что многие студенты осведомлены о возможностях участия в волонтерской деятельности, зачастую они узнают о них только в процессе обучения и вовлечения в общественную жизнь вуза. Более того, хотя многие из них никогда не занимались добровольчеством, у них есть желание участвовать. Это подчеркивает важность исследования факторов, влияющих на мотивацию студентов к волонтерству, а также необходимости выявления путей повышения интереса к добровольческой деятельности, особенно среди студентов на начальных курсах обучения. Одними из значимых факторов мотивации студентов по их вовлечению в волонтерскую деятельность являются возможности саморазвития, личностного роста в процессе добровольческих проектов, которые чрезвычайно важны для молодых людей в связи с их потребностями в жизненной самореализации.
Объект исследования - процесс личностного развития студентов в контексте участия в добровольческой деятельности.
Предмет исследования - влияние добровольческой деятельности на формирование личностных качеств и просоциальной мотивации студентов.
Цель исследования - определить, как добровольческая деятельность способствует личностному развитию студентов, а также выявить ключевые факторы, способствующие или препятствующие этому процессу.
Задачи:
1. Изучить феномен добровольчества с позиций современного научного знания, обосновать его влияние на развитие студентов.
2. Проанализировать теоретические подходы к понятию личностного развития в контексте волонтерства.
3. Провести эмпирическое исследование, направленное на изучение особенностей развития личностных качеств студентов через участие в добровольческой деятельности.
4. Выявить мотивирующие факторы, способствующие вовлечению студентов в волонтерские проекты.
5. Оценить уровень участия студентов НИ ТГУ в добровольческой деятельности и ее влияние на их личностное развитие.
6. Разработать рекомендации по материалам проведенного исследования с
целью повышения вовлеченности студентов в волонтерскую деятельность.
Гипотеза исследования: участие студентов в добровольческой деятельности положительно сказывается на их личностном развитии, при этом наличие определенных мотивирующих факторов может значительно повысить уровень вовлеченности.
Методологическими основами данного исследования являются теории личностного развития (работы А. Маслоу, К. Роджерса, В.И. Слободчикова, Г.А. Цукерман и др.), исследования по мотивации волонтеров (Е.Е. Романцева), а также подходы к пониманию взаимосвязи между волонтерством и личностным развитием (исследования Т.И. Логвиновой, И.В. Мерсияновой, М.П. Певной, Е.Е. Романцевой, И.В. Самаркиной и др., изучающих социальные и психологические аспекты волонтерства).
Для проведения исследования были выбраны следующие методы.
Теоретические методы исследования: анализ, синтез, обобщение информации, связанной с тематикой исследования и приведенной в современных научных публикациях.
Для проведения эмпирического исследования использовались методики:
Опросник «Диагностика мотивационных ориентаций в межличностных коммуникациях» (И.Д. Ладанов, В.А. Уразаева);
Опросник «Диагностика уровня морально -этической ответственности личности» (И.Г. Тимощук);
Шкала веры в справедливый мир (С. Нартова-Бочавер и др.);
Краткая версия теста жизнестойкости (Е.Н. Осин);
Многофакторный опросник эмпатии Э. Дэвиса.
Статистические методы исследования включали: анализ первичных статистик, применение критериев различия, корреляционный анализ, анализ структурограмм.
Статистическая обработка проводилась с помощью пакетов программ JASP 16.0.4 и Microsoft Excel 2016.
Выборку исследования составили мужчины (20 человек) и женщины (49 человек) студенты различных вузов г. Томска (всего 69 человек). Данное исследование проводилось заочно с помощью Google-форм, а так же очно, на базе Факультета психологии НИ ТГУ с помощью бумажных бланков.
Апробация результатов исследования:
Результаты исследования представлены в докладе на I Ежегодной научно-практической конференции студентов психологического факультета «Студенческий ПсиФест: научные открытия и социальные практики», проведенной на Факультете психологии Томского государственного университета 23 мая 2025 г.
Достоверность результатов исследования обеспечивается: применением
валидных методов сбора и анализа данных, репрезентативностью выборки, а также сопоставлением полученных результатов с уже существующими теоретическими положениями и эмпирическими данными.
Теоретическая значимость и научная новизна исследования заключается в углублении понимания феномена добровольчества его влияния на развитие личности, компетенций студентов и усиление их гражданской позиции. В ходе исследования расширены представления о влиянии добровольческой деятельности на личностное развитие студентов, выявлены особенности связей между уровнем участия в волонтерских проектах и развитием мотивационно-ценностной сферы, а также показано, что добровольчество способствует формированию ключевых личностных качеств и внутренней мотивации к саморазвитию.
Практическая значимость исследования обосновывается тем, что полученные выводы могут быть важны для объяснения социологическо-психологических факторов формирования процессов мотивации студентов к участию в добровольческой деятельности. Так же эти выводы могут стать основой для совершенствования программ организации волонтерской деятельности в вузах и повышения эффективности вовлечения студентов в добровольческую деятельность.
Положения, выносимые на защиту:
1. Теоретический анализ проблемы исследования показал, что добровольческая деятельность оказывает положительное влияние на развитие личности студентов.
2. Разработана, обоснована и апробирована программа эмпирического исследования, позволяющая выявлять мотивационные и личностные аспекты участия студентов в волонтерской деятельности.
3. В ходе эмпирического исследования выявлены статистически значимые связи между мотивацией студентов и степенью их вовлеченности в волонтерские проекты.
4. На основании проведенного исследования показано, что различным уровням участия студентов в добровольческой деятельности соответствуют различия в степени развития личностных качеств.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении раскрывается актуальность выбранной темы, определяются цели, задачи, выделяются предмет, объект исследования.
В первой главе раскрывается тема исследования, исследуется специфика студенческого волонтерства, определена значимость добровольчества как социального института, затронуты основные мотивы вовлечения в волонтёрскую деятельность и дефициты ее организации, так же раскрыто государственное регулирования волонтерства и его основные цели и задачи.
Во второй главе представлена программа эмпирического исследования, включающая характеристику выборки, методы сбора и анализа данных, а также обоснование применяемых методик. Проведён анализ результатов анкетирования студентов, направленного на выявление уровня их вовлечённости в добровольческую деятельность, мотивационных факторов, а также влияния волонтёрства на личностное развитие. Представлены таблицы, иллюстрирующие распределение ответов и выявленные статистически значимые взаимосвязи между участием в волонтёрской деятельности и такими личностными качествами, как ответственность, стремление к самореализации, коммуникативные навыки и гражданская активность. На основе полученных результатов сформулированы рекомендации, направленные на повышение эффективности привлечения студентов к добровольческой деятельности и укрепление системы поддержки волонтёрских инициатив в образовательной среде.
Общий объем работы 83 страницы. В состав работы включены 15 таблиц, 7 рисунков, 1 приложение, список литературы содержит 54 источника.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Настоящее исследование было посвящено анализу влияния добровольческой деятельности на личностное развитие студентов, а также выявлению ключевых факторов, способствующих или препятствующих вовлечению молодёжи в волонтёрские инициативы. В рамках работы была рассмотрена теоретическая основа феномена добровольчества и его значение в образовательной и социальной практике, а также проведено эмпирическое исследование с привлечением студентов вузов г. Томска.
В рамках работы была поставлена задача: дать научное понятие феномену добровольчества, обосновать его влияние на развитие студентов.
В работе дано определение добровольческой деятельности как формы социального участия, предполагающей осознанную и безвозмездную помощь на благо общества. Было обосновано, что участие в волонтёрстве способствует не только социальной адаптации, но и формированию ключевых личностных характеристик: ответственности,
жизнестойкости, эмпатии, моральных установок. В отличие от других форм социальной активности, добровольчество оказывает на развитие студентов комплексное воздействие — через действия, взаимодействия и рефлексию. Это делает его значимым ресурсом для личностного роста и развития социальной зрелости.
Так же была обозначена задача: проанализировать теоретические подходы к понятию личностного развития в контексте волонтёрства.
На основе анализа теорий А. Маслоу, В.И. Чупрова, М.В. Певной, Х.Т. Загладиной и др., в работе выделены ключевые аспекты личностного развития в условиях вовлечённости в добровольческую деятельность: развитие самосознания, просоциальной мотивации, эмоциональной устойчивости и субъектной позиции. Рассмотренные теоретические подходы позволили выстроить модель феномена, в которой личностное развитие обусловлено взаимодействием внутренних ресурсов (жизнестойкость, эмпатия), мотивационных установок и внешней социальной поддержки. В модели также заложены обратные связи, где вовлечённость способствует дальнейшему укреплению ресурсов.
Следующая задача была провести эмпирическое исследование, направленное на изучение особенностей развития личностных качеств студентов через участие в добровольческой деятельности.
В исследовании приняли участие 69 студентов, разделённых на две группы: волонтёры (49 человек) и не волонтёры (20 человек). Применение психодиагностических методик выявило значимые различия между этими группами. Волонтёры показали более высокие показатели жизнестойкости (вовлечённости, контроля, принятия риска), более выраженную мотивацию к пониманию партнёра, личные убеждения в справедливости мира, а также меньшую склонность к социальной желательности. Это свидетельствует о том, что участие в добровольчестве ассоциируется с формированием целостной, зрелой и открытой личности.
Уникальность полученных результатов заключается в том, что, в отличие от большинства обобщающих работ, здесь были зафиксированы не только различия по шкалам, но и качества связей между ними — то есть была выявлена системная организация личностных компонентов у волонтёров.
Следующей задачей было выявить мотивирующие факторы, способствующие вовлечению студентов в волонтёрские проекты.
Анализ литературы и данных анкетирования показал, что основными факторами, способствующими вовлечению в добровольчество, являются:
• стремление к самореализации;
• потребность в социальной значимости;
• готовность к помощи другим;
• поиск новых социальных связей;
• ценностные установки на справедливость и ответственность.
В группе волонтёров был зафиксирован высокий уровень интеграции этих установок в личностную структуру, что подтверждается структурограммой — центром которой являются жизнестойкость и вера в справедливость.
Так же одной из задач была оценка уровень участия студентов НИ ТГУ в добровольческой деятельности и её влияние на их личностное развитие
Исследование показало, что более 70% участников имели опыт участия в волонтёрских проектах. При этом степень вовлечённости коррелировала с такими характеристиками, как готовность к риску, эмоциональная устойчивость и эмпатия. Было доказано, что чем выше уровень вовлечённости, тем более сформированным и устойчивым является личностный профиль.
Участие в добровольческой деятельности способствует не только улучшению межличностных навыков, но и развитию субъектной позиции — способности брать на себя ответственность и действовать инициативно.
Последней задачей работы была разработка рекомендации по материалам проведённого исследования с целью повышения вовлечённости студентов в волонтёрскую деятельность.
На основе анализа полученных данных в разделе 2.5 были предложены практико-ориентированные рекомендации. В их числе:
• создание устойчивой инфраструктуры поддержки волонтёрства;
• внедрение психолого-педагогического сопровождения волонтёров;
• включение диагностики личностных ресурсов для подбора подходящих проектов;
• поощрение студентов за участие через систему нематериального
стимулирования.
Все рекомендации основаны на конкретных эмпирических различиях, выявленных в исследовании, и направлены на развитие тех качеств, которые продемонстрировали волонтёры: контроль, устойчивость, просоциальная мотивация, эмпатия и готовность к принятию ответственности.
Таким образом, проведённое исследование подтвердило нашу гипотезу о том, что участие студентов в добровольческой деятельности оказывает значимое влияние на формирование ключевых личностных характеристик. Это влияние выражается не только в улучшении отдельных качеств, но и в формировании системной, взаимосвязанной личностной структуры, что подтверждено как корреляционным, так и структурным анализом. Участие в волонтёрстве является не просто формой социальной активности, а психологически и личностно развивающим процессом, заслуживающим системной поддержки в образовательной среде.



1. Доклад о развитии добровольчества, подготовленный Минэкономразвития
России [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:
https://www.economy.gov.ru/material/news/chislo volonterov v rossii uvelichilos bolee chem
v pyat raz za 8 let.html
2. Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской
Федерации до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2018 года № 2950-р. Режим доступа: URL:
https://static.government.ru/media/files/e6LFLgABRP4MyQ8mW7HClCGR8esYBYgq.pdf
3. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на
период до 2036 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:
https://www.economy.gov.ru/material/file/a5f3add5deab665b344b47a8786dc902/prognoz2036.p df
4. Проект федерального закона N 300326-6 "О добровольчестве (волонтерстве)" (внесен членами Совета Федерации А.А. Борисовым, Ю.Л. Воробьевым,
B. В. Рязанским)
5. Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О
благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)"
6. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных
объединениях" (последняя редакция)
7. Азарова Е. С. Психологические детерминанты и эффекты добровольческой деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Е. С. Азарова; Дальневост. гос. ун-т путей сообщ. - Хабаровск, 2008. - 20 с.
8. Алексеева Г. Г. Методологические подходы к исследованию волонтерства // Общество: социология, психология, педагогика. - 2018. - № 8. - С. 123 - 128.
9. Беляева Л. А., Зеленев И. А., Прохода В. А. Добровольчество в России: история развития и современные установки молодежи // Вестник РУДН. Серия: Социология. - 2021. - № 4. - С. 140-145.
10. Бокова О. А., Мельникова Ю. А. Моделирование волонтёрской деятельности: актуальный тренд современного воспитания // МНКО. - 2022. - № 6 (97). -
C. 132-137.
11. Большов В. Б., Николаенко В. В. Волонтёрство и волонтёрская практика как способ самореализации студентов вузов // Социальная компетентность. - 2020. - № 2. - С. 45-50.
12. Веденеева Г. И., Шкурина Л. А. Феномен добровольческой (волонтёрской) деятельности в интерпретации теоретиков и практиков современного образования // Современные наукоемкие технологии. - 2024. - № 7. - С. 132-137.
13. Вигель Н. Л. Феномен волонтёрства и его отражение в российской культуре // Психология, социология и педагогика. - 2017. - № 2. - С. 78-81.
14. Горбулёва М. С. Добровольчество: генезис и мотивы // Вестник ТГПУ. - 2015. - № 5 (158). - С. 120-125.
15. Горлова Н. И. Становление и развитие института волонтёрства в России: история и современность. - М.: Ин-т Наследия, 2019. - 290 с.
..54


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ