Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ В СФЕРЕ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА И ЕЕ РОЛЬ В КУЛЬТУРНОМ ОБМЕНЕ (2013-2024 гг.)

Работа №186098

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы77
Год сдачи2025
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 3
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы государственной политики в туризме 10
1.1 Понятие внутреннего туризма 10
1.2 Культурный обмен как инструмент международных отношений 13
1.3. Система государственного регулирования в Китае 15
Глава 2. Анализ реализации государственных программ развития внутреннего туризма в
КНР (2013-2024 гг.) 25
2.1. Инфраструктурные проекты 25
2.2. Культурные объекты в системе государственного регулирования 40
2.3. Региональные особенности реализации политики 47
Глава 3. Влияние на культурный обмен и международные отношения 54
3.1. Эффективность государственных мер в сфере культурного обмена 56
3.2. Системные ограничения и вызовы 59
Заключение 63
Список литературы и источников

Изучение государственной политики КНР в области внутреннего туризма и её роли в культурном обмене с 2013 по 2024 гг. важно по нескольким причинам. Во-первых, это связано с экономическим развитием страны, так как внутренний туризм становится значимым источником дохода. Во-вторых, культурный обмен способствует укреплению социально-культурных связей между различными регионами Китая. В-третьих, политические аспекты государственной политики влияют на формирование позитивного имиджа страны как на внутренней, так и на международной арене. Это позволяет глубже понять, как туризм играет важную роль в жизни современного Китая.
Актуальность исследования подтверждается её значением в рамках постпандемического восстановлении мировой экономики и особой значимостью внутреннего туризма для Китая. Согласно последним данным, в 2024 г. международные туристические потоки достигли 1,4 млрд прибытий, что на 11% превышает показатели 2023 г. и соответствует доковидному уровню 2019 г . Доходы отрасли составили 11,6 трлн юаней, демонстрируя рост на 4% по сравнению с 2019 г .
Китай также занимает ведущее положение во внутреннем туризме. В 2024 г. количество внутренних туристических поездок достигло 56,15 млрд, что на 14,8% больше, чем в 2023 г . Совокупные расходы туристов составили 5,75 трлн юаней, что на 17,1% больше по сравнению с предыдущим годом . Особенно значительный рост наблюдается среди городских жителей, с увеличением поездок на 16,3% и расходов на 18% . Это подтверждает роль внутреннего туризма как стабилизатора потребительского спроса.
Несмотря на восстановление международного туризма, Китай сохраняет фокус на стимулировании внутреннего спроса. В IV квартале 2024 г. рост внутренних поездок составил 13,2%, что свидетельствует об устойчивости этой тенденции . Доля сельских туристов, составившая 12,45 млрд поездок, подтверждает эффективность программ по развитию регионального туризма . Все эти факторы подчеркивают актуальность и значимость внутреннего туризма в стратегическом плане развития Китая.
Актуальность темы также связана с использование туризма в качестве инструмента культурной дипломатии. В условиях усиления геополитической конкуренции КНР активно продвигает свою культуру через международные проекты (например, инициативу «Пояс и путь», современные выставки с Центром Помпиду и т.д.), фестивали и события (например, Харбинский ледовый фестиваль, Ялунский фестиваль в Тибете и т.д.), привлекающие иностранных туристов, цифровизацию культурного наследия (виртуальные музеи, онлайн- экскурсии и т.д.), что расширяет аудиторию.
Как отмечает Дж. Най, «мягкая сила» основывается на привлекательности культуры, и туризм становится одним из её ключевых каналов . В этом контексте исследование китайской политики позволяет понять, как государство формирует позитивный имидж через внутренние и международные туристические потоки.
Особую актуальность представляет анализ механизмов госуправления в сфере туризма. Китай сочетает целенаправленное планирование (пятилетние программы, Закон «О туризме» 2013 г.), региональную адаптацию (например, цифровые платформы в
Гуйчжоу, этнокультурные проекты в Юньнани), инновационные подходы («умный туризм», интеграция Big data).
Такой опыт может быть полезен для других стран, включая Россию, где также актуальны вопросы развития внутреннего туризма и культурного брендинга регионов.
Актуальность работы подкрепляется недостаточной изученностью ряда аспектов, связанных с внутренним туризмом в КНР. Во-первых, большинство существующих исследований сосредоточены лишь на экономических показателях, при этом не раскрывая важного вопроса о влиянии туризма на культурный обмен. Это ограничивает понимание полной картины взаимодействия различных культур.
Во-вторых, период с 2013 по 2024 гг. стал значимым, так как в это время миру пришлось столкнуться с важными изменениями в цифровой сфере, а также с последствиями восстановления после пандемии COVID-19. Из-за того, что эти события произошли не так давно, исследований, которые бы всесторонне и комплексно рассматривали эти темы, всё ещё очень мало. Это приводит к нехватке информации для тех, кто стремится разобраться в том, как развивается внутренний туризм в новых условиях.
В-третьих, сравнительных исследований и анализа, которые могли бы сопоставить «китайскую модель» внутреннего туризма с опытом других стран (например, страны Европейского союза или Россией) практически не проводилось. Это подчёркивает необходимость углублённого изучения внутреннего туризма в КНР и в целом его влияние на общественную жизнь. Кроме того, понимание подобных различий и сходств может помочь выявить новые идеи, тренды и подходы для развития туризма в разных странах.
Объект исследования - система государственного регулирования внутреннего туризма в Китае.
Предмет исследования - эффективность государственной политики КНР в развитии внутреннего туризма и его влиянии на культурный обмен.
Цель исследования - выявить взаимосвязь между мерами государственного регулирования внутреннего туризма и развитием культурного обмена через туристическую отрасль в Китае в период с 2013 по 2024 гг.
Задачи:
1. Изучить нормативно-правовую базу регулирования туристической отрасли в Китае
2. Проанализировать ключевые государственные программы развития туризма (2013-2024 гг.)
3. Оценить влияние внутреннего туризма на культурный обмен на международном уровне
4. Выявить проблемы и перспективы развития отрасли
Временные рамки исследования охватывают 2013-2024 гг., что обусловлено принятием Закона КНР «О туризме» и последним полным годом с актуальной статистикой.
Методологическая основа исследования включает анализ нормативно-правовых актов КНР, статистический анализ данных Министерства культуры и туризма КНР, сравнительно-исторический метод и контент-анализ официальных отчетов и документов.
Кроме того, для перевода отдельных источников с английского и китайского языка использовались онлайн-сервисы и инструменты на основе искусственного интеллекта, что помогло лучше понять содержания и использовать материалы в исследовании.
Практическая значимость этого исследования заключается в том, что его результаты могут быть применены в нескольких направлениях. Государственные органы могут использовать данные для разработки программ по развитию внутреннего туризма, что поможет экономическому и культурному обмену. Кроме того, бизнес-структуры смогут использовать информацию о трендах китайского туристического рынка, чтобы адаптировать свои стратегии на основе полученных выводов.
В работе использованы разнообразные источники, отражающие как количественные, так и качественные аспекты. Это позволило комплексно исследовать взаимодействие внутреннего туризма и культурного обмен в Китае с 2013 по 2024 гг.
Для анализа динамики внутреннего и въездного туризма применялись данные Национального бюро статистики КНР, Министерства культуры и туризма КНР, а также ежегодные отчеты Министерства культуры и туризма КНР, публикации на официальном сайте Государственного управления культурного наследия, статистика Всемирной туристской организации (UNWTO). Эти источники содержат статистику по числу туристических поездок, расходам на развитие туризма, объёмам цифровых услуг - всё в рамках утвержденных государственных программ (13-ый и 14-ый пятилетие планы экономического и социального развития КНР (2016-2025), Закон «О туризме» 2013 г., инициатива «Пояс и путь»).
В качестве фундаментальных источников использованы: Закон КНР «О туризме (2013), тексты 13-й и 14-й пятилетние планы экономического и социального развития КНР (2016-2025) с акцентом на развитие «умного туризма» и культурной дипломатии, а также решения Государственного совета КНР (Центрального народного правительства) по стимулированию культуры и туризма (2019). Они раскрывают цели и методы государственного регулирования внутреннего туризма и культурного обмена в целом.
Для наглядной иллюстрации цифровой дипломатии использованы статьи медиа¬ресурсов China Daily и AP News. Эти СМИ предоставляют актуальные ресурсы, которые рассматривают государственные проекты в сфере внутреннего туризма, а также благодаря комментариям под каждой статьёй можно рассмотреть мнения населения по поводу них. Кроме этого, в работе использовались публикации китайских государственных СМИ, в том числе агентства «Синьхуа» и газеты «Жэньминь жибао», которые показывают мнение и 6
стратегию развития отрасли от лица самого правительства, что очень важно при изучении данной темы. Эти источники показывают, как китайские культурные и туристические объекты продвигаются за рубежом, какие они приносят за собой положительные последствия для экономики страны и какую реакцию они вызывают у международной аудитории.
В обзор включены публикация по теории «мягкой силы» Дж. Найя, согласно которой культура и туризм могут выступать инструментами влияния на международной арене . Кроме того, были использованы современные исследования культурного обмена через туризм, включая статью «Культурный обмен и передача ценностей в туризме: исследование возможностей и вызовов в контексте глобализации» авторов Ц. Цзянь, Я. Чжоу, Ц. Жэнь. Они рассматривают тему передачи культурных ценностей через туризм в условиях глобализации, подчеркивают, что культура и государственное регулирование связаны напрямую. Отдельно стоит упомянуть работу Е. Лукина, Е. Леонидовой и М. Сидорова «Стимулирование внутреннего спроса как движущей силы экономического роста (на примере сферы внутреннего туризма)» , так как авторы предположили, что стимулирование внутреннего потребительского спроса (на примере внутреннего туризма) можно рассматривать как фактор, способный обеспечить экономический рост. Авторы делают вывод, что государственные меры по стимулированию внутреннего спроса, которые в настоящих экономических условиях меняют структуру внутреннего туризма и взаимосвязь её отдельных элементов, тем самым обеспечивают экономический рост.
В работу также включены обзорные стати по вопросам туристической политики КНР, к примеру, статья «Анализ развития туристической политики в современных условиях» исследователей Ц. Ханьцинь, К.Чун, Цз. Ап рассматривают роль, которую сыграло китайское правительство в развитии международного туризма. Они определили, что правительство владеет и предоставляет инфраструктуру для развития туризма и ведения туристического бизнеса, разрабатывает и внедряет нормативные акты контроля за туристической сферой, стимулирует инвестиции в эту сферу. Данный анализ показал, что правительство КНР старается проводить гибкую политику с точки зрения требований и результатов для каждого исторического периода, через который проходит страна в момент времени. аналитика по региональному неравенству.
Совместные работы китайский и зарубежных учёных внесли значительный вклад в изучение внутреннего туризма Китая. Например, исследование Ф. Се, Р. Лачера и С. Непала «Экономические последствия внутреннего туризма в сельских развивающихся странах; на примере города Чжанцзяцзе, Китай» детально описывает, как на примере Чжанцзяцзе (провинция Хунань) развивается туризм в разных субъектах КНР. На анализе государственной статистики, авторы делают вывод, что природные достопримечательности сегодня привлекают преимущественно местных туристов, хотя и не отрицают, что с помощью популяризации природных объектов, к примеру, через интернет-платформы повышают интерес у зарубежной аудитории. Подчёркивается, что в Чжанцзяцзе туризм ускорил экономическое развитие региона, улучшил промышленную базу региона. Авторы выделяют, что туризм постепенно становится важнейшим сектором экономики. Эта работа позволяет понять, какие уникальные подходы может использовать каждая территориальная единица страны, чтобы привлечь туристов.
Современный этап изучения данной темы активно развивается в специализированных изданиях, таких как «Journal of Tourism and Hospitality» и «Journal of China Tourism Research». С 2015 по 2024 гг. в этих журналах были опубликованы значимые статьи о трансформации туризма в Китае. К примеру, в статье «Внутренний оздоровительный туризм в Китае» подчёркивается, что КНР предлагает широкий выбор направлений для внутренних поездок, в особенности очень популярны направления медицинского туризма (medical tourism) и оздоровительного туризма (wellness tourism). В выводах исследования делается акцент на том, что местные туристы при выборе места отдыха ставят приоритеты южные регионы, такие как провинции Хайнань и Юньнань, где местные туристические агентства разрабатывают индивидуальные оздоровительные пакеты, соответствующие предпочтениям не только местных китайских туристов, но и для зарубежных путешественников. Благодаря подобным подходам в развитии внутреннего оздоровительного туризма, южные регионы страны предоставляют новые предложения для расширения отрасли.
Эти публикации отражают новые тренды и изменения в подходах к туризму, при помощи которых исследователи могут лучше понять, как адаптируется и развивается внутренний туризм в современных условиях.
Для описания общей картины культурного обмена использованы международные документы ООН, ЮНЕСКО и ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде), такие как данные Евросоюза по культурному туризму. Они помогают сопоставить китайский опыт с другими странами.
Работа состоит из трёх глав: первая посвящена теоретическим основам государственной политики КНР в сфере туризма, вторая - анализу реализации государственных программ развития внутреннего туризма в КНР (2013-2024 гг.), третья - влиянию на культурный обмен и международные отношения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной выпускной квалификационной работе была проанализирована государственная политика КНР в области внутреннего туризма и её роль в культурном обмене в период с 2013 по 2024 гг. Эта тема имеет особую актуальность, поскольку внутренний туризм не только способствует экономическому развитию, но и помогает укреплять национальную идентичность и формировать позитивный имидж страны на международной арене. В условиях глобализации культурный обмен через туризм становится ключевым элементом мягкой силы государства, что подчеркивает значимость этой темы. Понимание этих процессов помогает осознать, как туризм в Китае влияет на международные отношения и культурные связи с другими странами.
Цель исследования - выявить взаимосвязь между мерами государственного регулирования внутреннего туризма в КНР и развитием культурного обмена - была достигнута. Для этого были выполнены задачи: изучение нормативно-правовой базы, анализ государственных программ, оценка влияния туризма на культурный обмен и выявление проблем отрасли. Все задачи были успешно решены в ходе работы.
В качестве объекта исследования была выбрана система государственного регулирования внутреннего туризма в Китае, а предметом - эффективность этой политики в контексте культурного обмена. В ходе работы рассмотрены теоретические основы туризма и культурного обмена, проведён анализ наиболее важных инфраструктурных проектов, а также региональных особенностей реализации государственной политики. Также оценено как внутренний туризм влияет на международные отношения. Этот комплексный подход позволил глубже понять, каким образом государственная политика в области туризма способствует культурному взаимодействию и укреплению связей с другими странами.
В первой главе работы изучены теоретические аспекты внутреннего туризма и культурного обмена. Было установлено, что туризм не только способствует экономическому росту, но и укрепляет национальную идентичность, а также служит мощным инструментом мягкой силы.
Во второй главе проанализирована реализация государственных программ. Было отмечено, что развитие транспортной инфраструктуры, цифровизация и поддержка культурных объектов значительно увеличили привлекательность КНР как направления для туризма. Это заметно повлияло на способность страны привлекать туристов путешествовать как изнутри, так и извне.
Третья глава была посвящена влиянию туризма на культурный обмен. В этой части работы выделены достижения, включая увеличение международного сотрудничества КНР с другими странами, а также системные сложности для тур сектора, такие как региональное неравенство и геополитичесие конфликты. Эти аспекты особенно важны для понимания будущих трендов развития и его влияния на международные отношения.
В результате исследование были сделаны ключевые выводы. Во-первых, государственная политика КНР в сфере туризма показывает эффективное сочетание управления центра и адаптации региона. Во-вторых, развитие инфраструктуры и внедрение цифровых технологий значительно облегчили доступ туристов к культурным объектам, что увеличивает турпоток и их интерес к местной культуре. В-третьих, культурны обмен через туризм укрепляет положительный имидж Китай на международной арене. Однако при этом он сталкивается с определёнными трудностями - неравномерное развитие регионов и сложности внешней политики сегодня становятся серьёзными преградами увеличивают регресс этой отрасли в целом.
Практическая значимость исследования состоит может быть полезна для государственных органов, разрабатывающих программы развития туризма. Эти органы использовать «китайскую модель» и полученные данные для более эффективного управления, планирования и реализации своей политики. Кроме того, бизнес-структуры могут адаптировать свои стратегии, учитывая особенности китайского рынка. Понимание нюансов культурного обмена и современных трендов может помочь компаниям и предпринимателям активнее адаптироваться к потребностям китайского рынка, находить новые возможности для роста и привлечения клиентов. Кроме того, опыт КНР в области развития внутреннего туризма и культурного брендинга может быт ь полезным для других стран, в том числе для России. Мы модем извлечь уроки из успешных практик Китая, а также проработать негативные сценарии данной системы управления отраслью, что поможет не только развивать туристическую сферу и повысить её привлекател ьность для путешественников, но и укреплять культурные связи между странами.
Для будущих исследований предлагается сосредоточиться и углубиться в сравнительный анализ китайской модели туризма с практиками других стран. Это поможет выявить как сильные стороны, так и возможные недостатки, которые могут быть учтены в будущем. Стоит обратить внимание на разработку методов преодоления проблемы региональных диспропорций в туризме. Многие регионы обладают богатыми как культурными, так и природными ресурсами, но они часто остаются вне поле зрения туристов. Как показывают исследования и практика, равномерного распределения 64
турпотока между разными субъектами страны - важная задача, которая поможет развитию внутреннего туризма на местах. Не менее важным будет изучение влияния геополитических факторов на культурный обмен через туризм. В постоянно меняющимися условиями глобализации понимание того, как внешние обстоятельства влияют на турпотоки и межкультурные связи, что может занять ключевую роль в формировании эффективной туристической политики. Эти направления открывают новые возможности для расширения исследований и углубления понимания туризма и его роли в будущем.
В заключении можно подчеркнуть, что внутренний туризм в КНР стал не только движущей силой экономического роста, но и эффективным инструментом культурной дипломатии. Этот аспект позволяет Китаю продвигать свои культурные ценности, а также укреплять связи с другими странами. Несмотря на существующие вызовы, комплексный подход к управлению туристической отраслью помогает КНР укрепить позиции на мировой арене и активно способствовать межкультурному диалогу. Всё свидетельствует о том, что внутренний туризм может служить мостом, укрепляющим взаимопонимание между


1. Государственный совет КНР. Официальное уведомление о политике по развитию внутреннего туризма // Официальный сайт Государственного совета КНР. — 2016.
— 26 декабря. — URL: https://www.gov.cn/zhengce/content/2016-
12/26/content_5152993.htm (дата обращения: 26.05.2025).
2. МИД России. Совместная декларация Российской Федерации и Китайской
Народной Республики о дальнейшем укреплении всеобъемлющего стратегического партнёрства. — URL:
https://pekin.mid.ru/ru/news/sovmestnaya_deklaratsiya_rossiyskoy_federatsii_i_kitaysko y_narodnoy_respubliki_o_dalneyshem_ukreplen/ (дата обращения: 10.06.2025).
3. Министерство культуры и туризма КНР. Отчёт о работе за 2020 год. — Пекин, 2021.
— URL: https://zwgk.mct.gov.cn/zfxxgkml/tjxx/202107/t20210705_926206.html (дата обращения: 26.05.2025).
4. Национальное бюро статистики КНР. Статистический ежегодник КНР 2020. —
Пекин, 2020. — URL: https://www.stats.gov.cn/sj/ndsj/2020/indexeh.htm (дата
обращения: 10.06.2025).
5. Национальное бюро статистики Китая. Данные о внутреннем туризме в период
«Золотой недели». — 2023. — URL:
https://www.stats.gov.cn/sj/sjjd/202311/t20231115_1944548.html (дата обращения:
26.05.2025).
6. ^ДАКК^А^Ж^^Й^. ФЖАКЖ^ПДЖЖЙ [Закон Китайской Народной Республики о туризме] : принят 25 апреля 2013 года / Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей. — АЖ : АДАККААЖЖ #^ЙЖ, 2013.
7. Civil Aviation Administration of China. Statistical Bulletin of Civil Aviation Industry
Development in 2023. — URL:
https://www.caac.gov.cn/English/Research/Reports/Statistical/202412/P02024121160285 0378121.pdf (дата обращения: 10.06.2025).
8. Civil Aviation Administration of China. Statistics of Key Performance Indicators for
China’s Civil Aviation Industry 2022. — URL:
https://www.caac.gov.cn/English/Research/Reports/Statistical/202312/t20231225 22245 8.html (дата обращения: 10.06.2025).
9. Convention Concerning the Protection of the World Cultural and Natural Heritage. — UNESCO, 1972. — URL: https://whc.unesco.org/en/conventiontext (дата обращения: 10.06.2025).
10. Ministry of Culture and Tourism of the People’s Republic of China. Smart China Tourism
platform. — Beijing, 2022. — URL:
https://english.www.gov.cn/policies/policywatch/202407/03/content_WS6684ae2ec6d08 68f4e8e8cd5.html (дата обращения: 10.06.2025).
11. Standardization Administration of China. GB/T 18975 2003 Tourist Attraction
Classification and Rating. — Beijing, 2003. — URL:
https://www.chinesestandard.net/PDF.aspx/GBT18975-2003 (дата обращения:
10.06.2025).
12. State Council of the People’s Republic of China. Action Plan for High-Quality
Development of Smart Tourism. — 2024. — URL:
https://english.www.gov.cn/policies/policywatch/202407/03/content_WS6684ae2ec6d08 68f4e8e8cd5.html (дата обращения: 10.06.2025).
13. The Central Committee of the Communist Party of China. Outline of the 14th Five-Year
Plan for National Economic and Social Development of the People’s Republic of China and the Long-Range Objectives Through the Year 2035. — 2021. — URL:
https://en.ndrc.gov.cn/policies/202203/P020220315511326748336.pdf (дата обращения: 10.06.2025).
14. The State Council of the PRC. Plan for Protection of Cultural Relics During the 13th Five-
Year Plan Period. — 2017. — 21 февраля. — URL:
https://english.www.gov.cn/state_council/ministries/2017/02/21/content_2814755742927 04.htm (дата обращения: 10.06.2025).
15. UNEP WCMC: Home // United Nations Environment Programme - World Conservation
Monitoring Centre (UNEP WCMC). — URL:
https://web.archive.org/web/20090118080939/http7/www.unep-wcmc.org/ (дата
обращения: 10.06.2025).
..120


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ