Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТАДЖИКСКО-РОССИЙСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ В 2000-2024 ГГ.

Работа №186092

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

международные отношения

Объем работы75
Год сдачи2025
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 3
Введение 3
Глава 1. Основы взаимодействия России и Таджикистана в сфере высшего образования 9
1.1 Особенности системы высшего образования Таджикистана 9
1.2. Правовые и институциональные основы сотрудничества 16
Глава 2. Образовательное сотрудничество 31
2.1. Российско-Таджикский (Славянский) Университет 31
2.2. Филиалы российских университетов в Таджикистане 37
2.3. Развитие академической мобильности и совместных образовательных программ
между Россией и Таджикистаном 48
Глава 3. Научное сотрудничество 54
Заключение 65
Список использованных источников и литературы 69

Таджикско-российского сотрудничества в области высшего образования и науки наглядно демонстрирует ключевые векторы развития межгосударственных отношений на территории бывшего СССР. В современную эпоху, которая характеризуется процессами глобализации и усиления интеграционных связей, сфера высшего образования и науки выполняют стратегически важную функцию. Сотрудничество в данных сферах служит надежным инструментом укрепления культурно-гуманитарного и научно-технического взаимодействия между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией.
Для Таджикистана, как развивающейся страны, сотрудничество с Россией в области высшего образования представляет собой возможность подготовки
высококвалифицированных специалистов, способных внести вклад в развитие различных отраслей экономики, науки и техники. С другой стороны, Россия является одним из основных партнеров в области образования, предоставляя таджикским студентам широкие возможности для обучения в ведущих российских вузах. Это способствует не только укреплению двусторонних отношений, но и интеграции таджикской молодежи в международное научное сообщество.
В свете современных вызовов, таких как необходимость адаптации образовательных систем к цифровизации, международной мобильности и новым требованиям рынка труда, изучение таджикско-российского сотрудничества в этой области становится особенно важным. Анализ развития сотрудничества в сфере высшего образования позволяет выявить не только успехи, но и проблемы, требующие решения для дальнейшего углубления партнерства между Таджикистаном и Россией.
Объектом исследования является международные связи Таджикистана в сфере высшего образования и науки. Предметом исследования является взаимодействие Таджикистана с Россией в сферах высшего образования и науки в 2000-2024 гг.
Целью выпускной квалификационной работы является выявить основные направления, результаты и проблемы сотрудничества Таджикистана и России в сферах высшего образования и науки. Для достижения поставленной цели поставлены такие задачи как:
- Проанализировать правовые и институциональные основы таджикско-российского сотрудничества в сфере высшего образования и науки.
- Исследовать ключевые направления и динамику образовательного сотрудничества между Россией и Таджикистаном.
- Исследовать формы и динамику научного сотрудничества между академическими институтами и вузами двух стран.
Гипотеза, которая будет доказываться в исследовательской работе, следующая. Сотрудничество Таджикистана и России в сфере высшего образования, которое опирается на стабильную нормативно-правовую базу, стратегические приоритеты обеих сторон, представляется устойчивой формой гуманитарного сотрудничества. Это сотрудничество способно одновременно обеспечить модернизацию образовательной системы Республики Таджикистан и укрепить внешнеполитические позиции Российской Федерации в Центральной Азии.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2000 по 2024 годы. Выбор данного периода обусловлен значимыми политическими и социальными изменениями, которые оказали непосредственное влияние на развитие таджикско - российского сотрудничества в сфере высшего образования. Начало XXI века ознаменовалось стабилизацией внутренней ситуации и в Республике Таджикистан, и в Российской Федерации после политических и экономических потрясений 1990-х годов. Приход к власти Владимира Владимировича Путина в 2000 году сыграл ключевую роль в укреплении межгосударственных связей на постсоветском пространстве, в том числе и в области образования.
Начало нового тысячелетия для Таджикистана служило чистым листом для развития всех сфер государства, в частности и сферы высшего образования и науки. Лишь в 1997 году в Таджикистане была окончена гражданская война, но до начала 2000-х годов её последствия всё ещё наблюдались.
Под руководством В.В. Путина Россия начала активно восстанавливать своё влияние в странах СНГ, используя образовательные связи как один из инструментов мягкой силы. Особое внимание уделялось сотрудничеству с Таджикистаном, учитывая культурные, исторические и экономические связи, установленные еще в советский период. С 2000 года началась активная фаза подписания соглашений в области образования, что способствовало расширению программ академической мобильности, а также увеличению количества таджикских студентов, обучающихся в российских вузах.
Методологическая база исследования на тему «Таджикско-российское сотрудничество в сфере высшего образования и науки в 2000-2024 гг.» опирается на теорию реализма, общенаучные (анализ и синтез, сравнение) и частные научные методы (методы анализа документов, анализ правовых документов, статистика, исторический анализ).
В рамках данной методологии рассматриваются следующие аспекты:
Теория реализма. Данная теория международных отношений позволяет рассмотреть таджикско-российское сотрудничество в сфере высшего образования и науки через призму национальных интересов сторон и асимметрии взаимодействия. Теория позволяет выявить, объяснить мотивы сторон взаимодействия и подтвердить выдвинутую гипотезу исследования.
Анализ документов. Этот метод включает исследование официальных правительственных отчетов, соглашений и программ сотрудничества между Таджикистаном и Россией. Анализ публикаций в научных и образовательных журналах также поможет оценить текущие тенденции, выявить ключевые проблемы и достижения в сфере высшего образования.
Исторический анализ. Исследуется для изучения эволюции отношений между Таджикистаном и Россией в области высшего образования с 2000 по 2024 год. Этот анализ направлен на выявление значимых изменений в политической, экономической и образовательной сферах, а также взаимовлияния этих изменений на сотрудничество в области высшего образования.
Основное внимание сосредоточено на анализе документов, что дает возможность получить объективные и достоверные данные о состоянии и развитии таджикско- российского сотрудничества в сфере высшего образования на протяжении рассматриваемого периода.
Классификация и характеристика источников и литературы:
Исследовательская работа на тему «Таджикско-российское сотрудничество в сферах высшего образования и науки в 2000-2024 гг.» является комплексной. Несмотря на то, что существуют исследовательские и аналитические работы на похожую тематику, они охватывают узкие сферы и моменты двустороннего взаимодействия в данной сфере. Многие опубликованные работы имеют рамочный, общий характер, без детального анализа. Комплексный характер исследования, которое охватывает политико-правовые и институциональные аспекты сотрудничества в образовательной и научной сферах, обусловил необходимость использования разнообразных источников. По этой причине основную роль в написании исследовательской работы сыграли источники.
Источники:
По причине недостаточной разработанности темы исследования в современной историографии основную роль в написании работы сыграли первоисточники. Среди них особо важное место занимают официальные документы межгосударственного уровня, в первую очередь соглашения. Основную базу источников составили соглашение между Правительством Российской Федерации и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области культуры, науки и техники, образования, здравоохранения, информации, спорта и туризма от 19 сентября 1995 года и Соглашение о сотрудничестве в области образования от 15 мая 1992 года, которое было подписано в самом начале пути сторон как независимых и суверенных государств, которое является многосторонним.
Не менее значимую роль сыграли материалы заседаний Межправительственных комиссий Республики Таджикистан и Российской Федерации по торгово -экономическому сотрудничеству. В материалах заседаний фиксируются конкретные договоренности, инициативы, а также оценки состояния взаимодействия сторон в разных сферах. В работе в основном были использованы Материалы 17-го и 18-го заседаний Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Таджикистаном и Россией.
В том числе были использованы стратегические документы внутреннего развития Республики Таджикистан, основным из которых является «Национальная стратегия развития до 2030 года», которая определяет основные стратегические цели развития Республики. Для достижения поставленных целей необходимо развить высшее образование для обеспечения страны высококвалифицированными кадрами. Актуальная информация касаемо взаимодействия сторон в названных сферах была взята из официальных сайтов профильных министерств обеих стран - Министерства высшего образования и науки Министерства образования и науки Республики Таджикистан, также из веб-ресурсов российских и таджикских академий наук и ведущих университетов, включая Российско - Таджикского (Славянского) университета.
Также, ввиду недостаточности и недоступности информации по некоторым блокам, особенно касаемо таджикской стороны, были использованы данные полученные из материалов средств массовой информации. Основными из них являются информационные порталы «Азия-Плюс» и «Sputnik Tajikistan». Благодаря данным из этих ресурсов можно было восполнить дефицит информации, связанной от части с недостаточной разработанности темы.
Литература:
Научная литература, которая была использована при написании работы охватывает как работы и публикации таджикских специалистов, как и труды российских исследователей. Соответственно эти материалы можно разделить на две группы в зависимости от авторской принадлежности.
Работы таджикских исследователей:
Значительный вклад в разработку исследования из таджикских авторов внесла Пирназарова Парвина и её работа «Взаимоотношения Республики Таджикистан и Российской Федерации в сфере образования, науки и культуры 1991-2011 гг.». Её работа является одной из немногих комплексных работ по взаимодействию сторон в гуманитарных сферах.
Аналогичной по значимости является работа Алиевой Р.Р. «Совершенствование и развитие сотрудничества Российской Федерации и Республики Таджикистан в гуманитарной сфере», где исследуются механизмы сотрудничества сторон в том числе в области образования и науки.
Другой важной работой является аналитическое досье «Цели и задачи Российско - Таджикского (Славянского) университета в Душанбе» Исмоила Наимова. Наимов в своей работе исследует цели и задачи учреждения и функционирования Российско-Таджикского (Славянского) университета, которая является одним из главных институтов и достижений взаимодействия сторон. Данная работа было особенно полезна в написании части про РТСУ настоящего исследования.
Совместная работа Назарова Бахриддина, Мунавваровы Тамары Зокировны «Маориф дар мехвари хамкорихои Россия ва Точикистон 1991-2017» представляет собой исследование взаимодействия Республики Таджикистан и Российской Федерации исключительно в сфере образования. В работе в том числе изучается эволюция образовательного обмена.
Пираков Ф. в работе «Основные этапы сотрудничества Российской Федерации и Республики Таджикистан в области образования и науки в новейшей истории» исследует взаимодействие сторон в сфере образования и науки в современном периоде, что приветствуется с учетом хронологических рамок настоящего исследования.
Работы российских исследователей:
Из наиболее важной и основной использованной литературы российских авторов можно выделить такие труды как:
Коллективная монография В.С. Ефимова, А.В. Лаптевой и О.В. Ивановой «Российско-таджикский (славянский) университет: ситуация, проблемы и перспективы» 2023 г.» посвящена настоящему положению, проблемам и перспективам Российско - Таджикского (Славянского) университета. Работа является уникальной в плане критического взгляда на деятельность РТСУ его проблемам на пути развития.
Работа Л.Л. Хопёрской «Научное сотрудничество России и Таджикистана: история и современное состояние» охватывает хронологически обширный анализ двухстороннего отношения и институциональное сотрудничество в научной сфере.
Касаемо анализа проблем становления и развития системы высшего образования и науки Республики Таджикистан выделилась работа С.Н. Мирошникова «Проблемы становления и реформирования системы образования в Республике Таджикистан в 2000 - 2020 гг». В работе исследуются проблемы и преграды развития сферы высшего образования и их влияние на развитие международного сотрудничества Республики Таджикистан, в том числе с Российской Федерацией.
По части сотрудничества Республики Таджикистан и Российской Федерации в области науки, особенно на уровне вузов выделяется работа П.С. Чубика «ТПУ и СНГ: сотрудничество и интеграция. О вкладе Томского политехнического университета в развитие научно-образовательного и технологического потенциала стран СНГ». В работе освещается вклад Томского политехнического университета в развитии научного и образовательного потенциала стран СНГ, а также в развитии совместного университета Российской Федерации и Республики Таджикистан (РСТУ).
Труд Погорельской и А.М., Погодаева Н.П. «Модернизация высшего образования в Таджикистане и особенности образовательного сотрудничества с Россией в 2022-2023 гг.» помогает оценить специфику образовательных процессов и взаимодействие вузов в контексте двухстороннего сотрудничества к новейший период времени.
Успешное применение указанной методологии и использование разнообразных источников и литературы позволит глубже понять динамику таджикско-российского сотрудничества в сфере высшего образования и науки, оценить достигнутые результаты и выявить актуальные проблемы и перспективы дальнейшего развития данного

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги проведенного исследования по теме «Таджикско-российское сотрудничество в сфере высшего образования и науки в 2000-2024 гг.» и на основе полученных результатов можно прийти к следующим выводам.
Во-первых, в процессе анализа правовых и институциональных основ образовательного и научного сотрудничества Республики Таджикистан и Российской Федерацией было установлено, что данное двусторонние отношения опираются на обширную, прочную и развивающуюся нормативно правовую базу. В число основных и ключевых соглашений и нормативно правовых документов сотрудничества входят:
Соглашение о сотрудничестве в области образования от 15 мая 1992 г.,
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о сотрудничестве в области культуры, науки и техники, образования, здравоохранения, информации, спорта и туризма от 19 сентября 1995 г.,
Соглашение о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств от 17 января 1997 г.
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан об условиях учреждения и деятельности в городе Душанбе Российско-Таджикского (Славянского) университета от 10 июля 1997
Соглашение о сотрудничестве в области повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов государств-участников Содружества Независимых Государств от 25 мая 2007 г.
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимном признании ученых степеней и ученых званий от 3 марта 2023 г.
На уровне национального законодательства взаимодействие регулируется законами «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» обеих государств.
В качестве основных и важных институтов взаимодействия сторон в исследуемых сферах выступают Министерство высшего образования и науки РФ и Министерство образования и науки РТ, заседания Межправительственной комиссии Таджикистана и России по торгово-экономическому сотрудничеству, Российский Центр науки и культуры Россотрудничество и Центр международных программ - Дурахшандагон (РТ), фонд «Русский Мир», Российско-Таджикский (Славянский) университет, Российская академия наук и Национальная академия наук Таджикистана и их институты, студенческие комитеты российских студентов в России - "Комитет студентов и молодежи". Благодаря этим механизмам обеспечивается стратегическое планирование и практическая реализация совместных образовательных и научных инициатив
Во-вторых, при исследовании ключевых направлений и динамики сотрудничества сторон было выявлено, что основными элементами двустороннего сотрудничества являются совместный университет Российско-Таджикский (Славянский) университет, три филиала российских вузов в Таджикистане (филиал МГУ им. М.В. Ломоносова, филиал МИССиС и филиал Московского энергетического института), стабильная работа квотных программ и рост академической мобильности. Этим подтверждается, что стороны последовательно стремятся к углублению образовательной интеграции.
Основными направлениями сотрудничества стали не только обучение студентов, но и подготовка педагогических, повышение квалификаций кадров для Таджикистана. Туда же можно включить развитие и распространение русского языка, российской культуры, и российской академической модели в республике Таджикистан. Особо выделяется механизм квотной поддержки, в рамках которого ежегодно сотни таджикских студентов обучаются бесплатно в российских вузах как РУДН, КФУ, НИ ТГУ и другие.
В-третьих, при анализе форм и динамики двустороннего сотрудничестве в области науки было выявлено наличие устойчивых, но точечных связей. Ведущими институтами взаимодействия сторон в данной сфере являются Российская академия наук (РАН) и Национальная академия наук Таджикистана (НАНТ), а также их институты. Совместные соглашения как Соглашение о научном партнерстве между РАН и НАНТ 2019 года и Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимном признании ученых степеней и ученых званий 2023 года поспособствовали значительному развитию научного сотрудничества сторон. Точнее способствовали развитию академической мобильности, обмену специалистами и проведению научных конференций. Уникальным случаем является работа диссертационных советов Таджикистана под эгидой ВАК России, что доказывает прочность двустороннего сотрудничества в научной сфере.
Ярким примером успешного научного сотрудничества является Российско - таджикский Международный научно-исследовательский центр «Памир-Чакалтая» (МНИЦ ПЧ), созданный 29 августа 2008 года решением Правительств Республики Таджикистан и Российской Федерации. Центра имеет статус международной межправительственной организации и целью его создания была проведение совместных исследований в области ядерной и астрофизики, изучающих космические лучи сверхвысоких энергий в высокогорных условиях.
В рамках сотрудничества РАН и НАНТ была основана международная школа молодых ученых СНГ, где занимаются изучением проблем связанных с физикой и астрофизики частиц сверхвысоких частиц с использованием инфраструктуры НАНТ и научного полигона Международного научно-исследовательского центра «Памир- Чакалтая».
Также развивается научное сотрудничество на уровне вузов обеих стран. Ярким примером является сотрудничество Томского государственного университета с Таджикским национальным университетом и РТСУ в подготовке специалистов по химии. Также имеет место взаимодействие Томского политехнического университета и РТСУ, которое направлено на поддержку и системную модернизацию РТСУ. Другим примером научного сотрудничества вузов является сотрудничество Высшей школы экономики Плехановского университета с Худжандским государственным университетом им. академика Б. Гафурова, в рамках которого будут проводиться совместные исследования в области фундаментальных и прикладных научных наук, а также обмен студентами.
Тем не менее, в ходе исследования были выявлены существенные ограничения и барьеры, такие как слабая вовлеченность таджикских ученых в российские научные конкурсы по причине отсутствия СНИЛС, нехватка новых и талантливых кадров в университетах Республики Таджикистан, особенно в научных специальностях, ограниченность цифровой инфраструктуры в университете и в целом в республике.
В целом можно сделать следующий обобщенные выводы. Таджикско-российское сотрудничество в сфере высшего образования и науки продемонстрировало стратегическую значимость для обеих сторон, устойчивость и институциональную глубину. Сотрудничество в данных сферах опирается на прочную правовую и институциональную базу, что способствует формированию единого интеллектуального пространства. Выдвинутая гипотеза исследования - «Сотрудничество Таджикистана и России в сфере высшего образования, которое опирается на стабильную нормативно-правовую базу, стратегические приоритеты обеих сторон представляется устойчивой формой гуманитарного сотрудничества. Это сотрудничество способно одновременно обеспечить модернизацию образовательной системы Республики Таджикистан и укрепить внешнеполитические позиции Российской Федерации в Центральной Азии» по итогам всего проведенного анализа получила своё подтверждение.
На основе выявленных в ходе исследования проблем и недостатков предлагается следующий комплекс мер. Республике Таджикистан необходимо сосредоточится на повышении эффективности антикоррупционных механизмов и борьбе с коррупцией в вузах, реформировать системы подготовки кадров и модернизации цифровой инфраструктуры в области высшего образования. Российской стороне следует расширить возможность доступа к образовательным ресурсам и исследовательским грантам таджикским студентам и ученым, снять или упростить бюрократические барьеры, для реализации совместных учебных программ разработать новые цифровые платформы. Для усиления двухстороннего сотрудничества в сфере высшего образования и науки в долгосрочной перспективе, вероятно будет полезным формирование консорциумов между вузами обеих стран, разработка прикладных проектов в ключевых областях для Таджикистана, таких как химия, энергетика, медицина, цифровые технологии и т.п. Предполагается, что эти шаги приведут к синхронизации образовательной и научной стратегии


1. 17-е заседание Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Таджикистаном и Россией (2021) - URL: https://mfa.tj/ru/main/view/7129/17-e- zasedanie-mezhpravitelstvennoi-komissii-po-ekonomicheskomu-sotrudnichestvu-mezhdu- tadzhikistanom-i-rossiei
2. 18-е заседания Межправительственной комиссии Республики Таджикистан и Российской Федерации по торгово-экономическому сотрудничеству (2022) - URL: https://e-cis.info/news/568/104625/
3. Азия Плюс - «В Таджикистане заговорили о нацменьшинствах». - URL: https://asiaplustj.info/ru/news/tajikistan/society/20131119/v-tadzhikistane-zagovorili-o- natsmenshinstvakh
4. Азия-Плюс , «Глобальная» коррупция от детсада до вуза. ЦСИ Таджикистана рассказал о
коррупции в сферах образования и здравоохранения - URL:
https://asiaplustj.info/ru/news/tajikistan/society/20240219/globalnaya-korruptsiya-ot-detsada-do- vuza-tssi-tadzhikistana-rasskazal-o-korruptsii-v-sferah-obrazovaniya-i-zdravoohraneniya
5. В Таджикско-Российском (славянском) университете рассказали об обучении
иностранных студентов // Sputnik Таджикистан. - URL:
https://tj.sputniknews.ru/20200720/rtsu-obuchayutsya-bolee-570-studenty-13-stran- 1031601021.html
6. Выступление Михаила Мишустина на Девятой конференции по межрегиональному
сотрудничеству «Деловое и инвестиционное партнёрство России и Таджикистана» 2 марта 2023 // Правительство России. - URL:
http://government.ru/gov/persons/151/travel world/visit/47900/
7. Из истории Филиала МГУ имени М.В.Ломоносова в г.Душанбе, 08.10.2019 // Филиал Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова в городе Душанбе. -
URL: https://old.msu.tj/ru/news/id/102
8. Институт географии расширяет научное сотрудничество с учеными Таджикистана // Институт географии Российской академии наук. - URL: http://www.igras.ru/news/3308
9. Коррупция в ВУЗах Таджикистана носит повсеместный характер // Независимая Газета. 2015. 17.02. - URL: https://www.ng.ru/cis/2015-02-17/6 tajikistan.html?id user=Y
10. Международное сотрудничество // НИТУ «МИСИС». - URL:
https://misis.ru/sveden/inter/
11. Международное сотрудничество // ФГБОУ ВО «РГУТИС». - URL: https://new.rguts.ru/sveden/inter/
12. Международное сотрудничество филиала МГУ им. М.В. Ломоносова в г. Душанбе // Филиал Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова в городе Душанбе. - URL: https://msu.tj/ru/partnership
13. Научное и гуманитарное сотрудничество // Посольство Российской Федерации в
Республике Таджикистан. - URL: https://dushanbe.mid.ru/tj/russia-
tajikistan/ scientific humanitarian cooperation/
14. Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2030 года.
С. 43-47. - URL : https://mewr.tj/wp-
content/uploads/files/National%20Development%20Strategy-2030 ru.pdf
15. Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2030 года. С. 12. - URL: https://mewr.tj/wp-content/uploads/files/National%20Development%20Strategy- 2030 ru.pdf
..58


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ