СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ ПРЕДПЕНСИОННОГО И ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТОВ (НА ПРИМЕРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ)
|
АННОТАЦИЯ 3
Введение 6
1. Современные проблемы самочувствия педагогов предпенсионного и пенсионного
возрастов 10
1.1. Отношение к учителю в российском обществе: исторический анализ 10
1.2 Демографические характеристики современного педагогического сообщества и проблемы социального самочувствия учителей 14
2. Анализ самочувствия педагогов предпенсионного и пенсионного возрастов и их
отношений с современными школьниками в Томской области 25
2.1. Проблемы педагогов пенсионного и предпенсионного возрастов в России и их
взаимоотношения с учениками и родителями в современных условиях 25
2.2. Субъективное самочувствие педагогов предпенсионного и пенсионного возрастов и
проблема их профессиональной деформации 41
Заключение 53
Список литературы 55
ПРИЛОЖЕНИЕ А Программа социологического исследования 58
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Анкета 61
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты анкетного опроса 67
Введение 6
1. Современные проблемы самочувствия педагогов предпенсионного и пенсионного
возрастов 10
1.1. Отношение к учителю в российском обществе: исторический анализ 10
1.2 Демографические характеристики современного педагогического сообщества и проблемы социального самочувствия учителей 14
2. Анализ самочувствия педагогов предпенсионного и пенсионного возрастов и их
отношений с современными школьниками в Томской области 25
2.1. Проблемы педагогов пенсионного и предпенсионного возрастов в России и их
взаимоотношения с учениками и родителями в современных условиях 25
2.2. Субъективное самочувствие педагогов предпенсионного и пенсионного возрастов и
проблема их профессиональной деформации 41
Заключение 53
Список литературы 55
ПРИЛОЖЕНИЕ А Программа социологического исследования 58
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Анкета 61
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты анкетного опроса 67
В современном мире, в эпоху развитых технологий, искусственного интеллекта и «жизнь в один клик» в первую очередь тяжело становится тем, у кого нет возможности угнаться за всеми изменениями, происходящими в кратчайшие сроки. Это неизменно сказывается как на общем самочувствии человека, так и на его социально¬психологические функции. Понятие социального самочувствия подразумевает под собой своеобразную эмоциональную оценку конкретного человека, под влиянием различных социально-экономических и духовных потребностей и интересов индивида.
Особенно подвержены изменениям социального самочувствия люди работающие в сфере обслуживания населения, а также научно-педагогические и медицинские кадры. Следует отметить, что в современной России сложилась обстановка, когда количество людей предпенсионного и пенсионного возрастов практически сравнялось с количеством работающего населения, что стало одной из причин недавних реформ, произошедших в нашей стране. Безусловно, именно эта часть населения и без того имеющая существенные моральные и финансовые ограничения, особенно остро приняла и пропустила через себя данные изменения.
По статистическим данным численность педагогов в России на начало 2017 года в общеобразовательных учреждениях составляла 1 миллион 763 тысячи человек, в дошкольных учреждениях работали 724,8 тысячи педагогов, а их средний возраст стремительно приближается к отметке 55 лет. Очевидно, что именно эта группа трудящихся является наименее защищенной и наиболее восприимчивой к изменениям социального самочувствия, а также по ряду причин крайне подвержена профессиональному выгоранию.
В последние годы острой стала проблема сохранения психического здоровья учителей. Переход на личностно-ориентированные модели образования влечет за собой повышение требований со стороны общества к личности педагога, его роли в учебном процессе: умение рефлектировать и оптимально регулировать свою деятельность при столкновении с трудностями в установлении контакта с обучающимися. Не каждый учитель может выдержать психоэмоциональное напряжение, так как к проблемам профессиональной деятельности могут добавляться трудности в личной, семейной жизни, проблемы в общении с коллегами и т.д. Тяжёлая эмоциональная и физическая нагрузка, необходимость постоянно поддерживать свой профессиональный уровень, ежедневное общение с ограниченным кругом людей, быть в курсе инновационных технологий - все это осложняет жизнь педагога. В итоге, не находя сил противостоят внешним и внутренним воздействиям, учителя начинают срываться от накопленного стресса, отдаляться от детей, от общения с ними, испытывать глубокое физическое утомление, - возникает синдром выгорания у педагогов. Последствия синдрома, проявленного даже у отдельных учителей, негативно сказываются на деятельности всего коллектива .
Исходя из обозначенной выше проблемы, целью данной работы является исследование профессионального выгорания возрастного поколения педагогов и учителей в среднеобразовательном звене.
В последние годы в России наблюдается огромный интерес к образовательной тематике, поскольку образование находится на этапе реформирования, подвергается воздействию новых для него процессов. Перестройка образовательного процесса в связи с изменением порядка итоговой аттестации, переход на новую систему оплаты труда, переход на стандарты третьего поколения и многое другое стали основой современной модернизации российского образования. Высокая степень актуальности и значимости проблемы обусловлена тем фактом, что в 2010 году на положение учительства в обществе обратили внимание на федеральном уровне - он был объявлен Годом учителя. Проблемы педагогов постепенно осознавались на уровне органов власти, государство всерьез принялось за решение накопившихся проблем в сфере образования. Этот год должен был стать отправной точкой для повышения престижа профессии педагога благодаря новым проектам и законам.
Особенно актуальна данная проблема в Томской области, поскольку она является научно-исследовательским центром в азиатской части России. А как известно наука всегда опиралась на знания, которые приобретаются молодыми умами в среднеобразовательных учреждениях. Следует отметить, что руководителями данного направления проводится немало программ, способствующих развитию и расширению педагогического состава в области. Результатом их работы стало снижение среднего возраста учителей в Томске до 44 лет. Однако, наряду с позитивными результатами по- прежнему существует кадровый дефицит в образовании. Так, только в областном центре открыто не менее 130 вакансий. Особенно актуальна данная проблема для учителей физико-математического направления, а также учителей английского языка, музыкального образования и начальных классов.
Кроме того, Томская область регулярно становится «пилотной» площадкой для реализации новых педагогических проектов, что вызывает еще больший интерес к изучению профессионального выгорания работников системы образования в регионе в условиях, когда работа требует существенной физической нагрузки и в тоже время низкого материального обеспечения.
Таким образом, целью данной работы является оценка самочувствия и факторов профессионального выгорания учителей предпенсионного и пенсионного возрастов Томской области.
Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
• изучить проблемы взаимоотношений педагогических работников с детьми и родителями в исторической ретроспективе;
• определить демографические критерии в современных условиях предпенсионного и пенсионного возрастов;
• определить факторы, влияющие на социальное самочувствие педагогов старшего поколения, проанализировать характер конфликта поколений в современной школе;
• оценить уровень профессионального выгорания работников образования предпенсионного и пенсионного возрастов в Томском регионе;
Объектом исследования являются педагоги пенсионного и предпенсионного возраста сферы среднего общего и полного образования Томской области.
Предмет исследования - профессиональное и эмоциональное выгорание педагогов.
Гипотеза: можно предположить, что синдром эмоционального и
профессионального выгорания развивается в процессе длительной профессиональной деятельности педагога и зависит от его педагогического стажа и возраста.
В ходе работы были использованы как качественные, так и количественные методы исследования. Их сочетание позволило получить ту информацию и те результаты, которые невозможно собрать, применяя лишь один из методов. Социологическое исследование проходило в два этапа. Первый - пилотажный этап (январь-март 2019 года), в ходе которого методом полуформализованного интервью с работниками общеобразовательных учреждений были собраны предварительные данные методом «снежного кома», позволившие разработать инструментарий для проведения массового опроса работников образования. На втором этапе (апрель-июнь 2019 года) был проведен анкетный опрос работников общеобразовательных учреждений города Томска и анализ полученных результатов. В анкетировании приняло участие 100 учителей из разных районов города и области.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Первая глава посвящена общей характеристике работников образования в России и Томской области, определению понятия профессионального выгорания и выявлению факторов, влияющих на него, на основе эмпирических данных. Вторая глава содержит непосредственно обобщение результатов социологического исследования: в ней раскрыты вопросы экономического положения, работников и их семей, рассмотрен уровень здоровья педагогов, являющийся одним из факторов социального самочувствия. А также изучено отношение работников к своей профессиональной деятельности, и оценена удовлетворенность своим положением в учреждении. В целом, в ней предпринята попытка оценить уровень профессионального выгорания работников образования, как в областном центре, так и в районах Томской области.
Особенно подвержены изменениям социального самочувствия люди работающие в сфере обслуживания населения, а также научно-педагогические и медицинские кадры. Следует отметить, что в современной России сложилась обстановка, когда количество людей предпенсионного и пенсионного возрастов практически сравнялось с количеством работающего населения, что стало одной из причин недавних реформ, произошедших в нашей стране. Безусловно, именно эта часть населения и без того имеющая существенные моральные и финансовые ограничения, особенно остро приняла и пропустила через себя данные изменения.
По статистическим данным численность педагогов в России на начало 2017 года в общеобразовательных учреждениях составляла 1 миллион 763 тысячи человек, в дошкольных учреждениях работали 724,8 тысячи педагогов, а их средний возраст стремительно приближается к отметке 55 лет. Очевидно, что именно эта группа трудящихся является наименее защищенной и наиболее восприимчивой к изменениям социального самочувствия, а также по ряду причин крайне подвержена профессиональному выгоранию.
В последние годы острой стала проблема сохранения психического здоровья учителей. Переход на личностно-ориентированные модели образования влечет за собой повышение требований со стороны общества к личности педагога, его роли в учебном процессе: умение рефлектировать и оптимально регулировать свою деятельность при столкновении с трудностями в установлении контакта с обучающимися. Не каждый учитель может выдержать психоэмоциональное напряжение, так как к проблемам профессиональной деятельности могут добавляться трудности в личной, семейной жизни, проблемы в общении с коллегами и т.д. Тяжёлая эмоциональная и физическая нагрузка, необходимость постоянно поддерживать свой профессиональный уровень, ежедневное общение с ограниченным кругом людей, быть в курсе инновационных технологий - все это осложняет жизнь педагога. В итоге, не находя сил противостоят внешним и внутренним воздействиям, учителя начинают срываться от накопленного стресса, отдаляться от детей, от общения с ними, испытывать глубокое физическое утомление, - возникает синдром выгорания у педагогов. Последствия синдрома, проявленного даже у отдельных учителей, негативно сказываются на деятельности всего коллектива .
Исходя из обозначенной выше проблемы, целью данной работы является исследование профессионального выгорания возрастного поколения педагогов и учителей в среднеобразовательном звене.
В последние годы в России наблюдается огромный интерес к образовательной тематике, поскольку образование находится на этапе реформирования, подвергается воздействию новых для него процессов. Перестройка образовательного процесса в связи с изменением порядка итоговой аттестации, переход на новую систему оплаты труда, переход на стандарты третьего поколения и многое другое стали основой современной модернизации российского образования. Высокая степень актуальности и значимости проблемы обусловлена тем фактом, что в 2010 году на положение учительства в обществе обратили внимание на федеральном уровне - он был объявлен Годом учителя. Проблемы педагогов постепенно осознавались на уровне органов власти, государство всерьез принялось за решение накопившихся проблем в сфере образования. Этот год должен был стать отправной точкой для повышения престижа профессии педагога благодаря новым проектам и законам.
Особенно актуальна данная проблема в Томской области, поскольку она является научно-исследовательским центром в азиатской части России. А как известно наука всегда опиралась на знания, которые приобретаются молодыми умами в среднеобразовательных учреждениях. Следует отметить, что руководителями данного направления проводится немало программ, способствующих развитию и расширению педагогического состава в области. Результатом их работы стало снижение среднего возраста учителей в Томске до 44 лет. Однако, наряду с позитивными результатами по- прежнему существует кадровый дефицит в образовании. Так, только в областном центре открыто не менее 130 вакансий. Особенно актуальна данная проблема для учителей физико-математического направления, а также учителей английского языка, музыкального образования и начальных классов.
Кроме того, Томская область регулярно становится «пилотной» площадкой для реализации новых педагогических проектов, что вызывает еще больший интерес к изучению профессионального выгорания работников системы образования в регионе в условиях, когда работа требует существенной физической нагрузки и в тоже время низкого материального обеспечения.
Таким образом, целью данной работы является оценка самочувствия и факторов профессионального выгорания учителей предпенсионного и пенсионного возрастов Томской области.
Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
• изучить проблемы взаимоотношений педагогических работников с детьми и родителями в исторической ретроспективе;
• определить демографические критерии в современных условиях предпенсионного и пенсионного возрастов;
• определить факторы, влияющие на социальное самочувствие педагогов старшего поколения, проанализировать характер конфликта поколений в современной школе;
• оценить уровень профессионального выгорания работников образования предпенсионного и пенсионного возрастов в Томском регионе;
Объектом исследования являются педагоги пенсионного и предпенсионного возраста сферы среднего общего и полного образования Томской области.
Предмет исследования - профессиональное и эмоциональное выгорание педагогов.
Гипотеза: можно предположить, что синдром эмоционального и
профессионального выгорания развивается в процессе длительной профессиональной деятельности педагога и зависит от его педагогического стажа и возраста.
В ходе работы были использованы как качественные, так и количественные методы исследования. Их сочетание позволило получить ту информацию и те результаты, которые невозможно собрать, применяя лишь один из методов. Социологическое исследование проходило в два этапа. Первый - пилотажный этап (январь-март 2019 года), в ходе которого методом полуформализованного интервью с работниками общеобразовательных учреждений были собраны предварительные данные методом «снежного кома», позволившие разработать инструментарий для проведения массового опроса работников образования. На втором этапе (апрель-июнь 2019 года) был проведен анкетный опрос работников общеобразовательных учреждений города Томска и анализ полученных результатов. В анкетировании приняло участие 100 учителей из разных районов города и области.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Первая глава посвящена общей характеристике работников образования в России и Томской области, определению понятия профессионального выгорания и выявлению факторов, влияющих на него, на основе эмпирических данных. Вторая глава содержит непосредственно обобщение результатов социологического исследования: в ней раскрыты вопросы экономического положения, работников и их семей, рассмотрен уровень здоровья педагогов, являющийся одним из факторов социального самочувствия. А также изучено отношение работников к своей профессиональной деятельности, и оценена удовлетворенность своим положением в учреждении. В целом, в ней предпринята попытка оценить уровень профессионального выгорания работников образования, как в областном центре, так и в районах Томской области.
Учитель - одна из самых востребованных профессий в нашей стране, однако она же является одной из самых малозащищенных, на которой остро и болезненно отражаются все культурные изменения происходящие в современной России.
Как в Томской области, так и в целом по стране наблюдается омоложение педагогического состава работников среднего образования, чему способствуют значительные инвестиции государства. В тоже время учителям пенсионного и предпенсионного возрастов незаслуженно уделяется значительно меньше внимания. Большинство из них имеют высшее педагогическое образование и большой стаж работы. Низкая оплата труда и отсутствие общественного уважения делает работу учителей практически бессмысленной.
Постоянно изменяющиеся социально-экономические условия в стране, а также перемены в системе образования отражаются на статусе и положении педагогов в России и в конечном счете на их профессиональном выгорании.
Учительская профессия - очень часто самоуничтожающий труд. Учителя страдают от так называемого эмоционального и профессионального выгорания.
Против выгорания в России не сделали ничего, что сделали цивилизованные страны, с которыми наша страна соревнуется в качестве образования. Это долгие годичные или полугодичные отпуска за государственный счет. В России никогда не была решена ситуация с учителем на замену, которые существуют во всем мире.
Учителя «выгорают», но жизни без школы не представляют. В результате принятия пенсионной реформы нельзя отказать учителям предпенсионного возраста при приеме на работу. Можно предположить, что к 50 годам у людей уже не горят глаза, к 55 совсем тухнет взгляд.
Профессиональное выгорание педагогов рассматривалось как интегральная характеристика, включающая в себя экономические и социальные показатели, основанные на внутреннем состоянии педагога (состояние его здоровья, настроения, испытываемые чувства), его оценки внешних условий и восприятие собственного положения в изменяющихся условиях.
Основываясь на результатах данного исследования, можно утверждать, что материальное благополучие сегодня для работников образования в Томской области является важным фактором профессионального выгорания, обусловливающее их социальный статус, постепенно вытесняя работников образования в низшие слои общества.
Напрямую связан с профессиональным выгоранием педагогов и уровень здоровья учителей. В процессе своей профессиональной деятельности они сталкиваются с педагогическими трудностями, конфликтами с родителями, непониманием со стороны администрации, усталостью, стрессами, с унизительно низкой заработной платой и невозможностью обеспечить себе нормальный отдых и качественное лечение.
Между тем от современного педагога все чаще требуется высокая психическая устойчивость при длительных нервных напряжениях, что приводит к перевозбуждению, а хроническое утомление к снижению работоспособности и развитию профессиональных заболеваний.
Все выше сказанное позволяет говорить о существенном профессиональном выгорании работников образования. Уровень удовлетворенности своей работой у педагогов остается незначительным. А ведь именно профессиональное выгорание напрямую отражается на качестве образования обучающихся, их воспитании, становлении личности. Думается, что в процессе реформирования образования сегодня в центре внимания должен находится педагог, причем его защита должна осуществляться не на уровне декларативных лозунгов, а с помощью вполне конкретных, реальных мероприятий.
Как в Томской области, так и в целом по стране наблюдается омоложение педагогического состава работников среднего образования, чему способствуют значительные инвестиции государства. В тоже время учителям пенсионного и предпенсионного возрастов незаслуженно уделяется значительно меньше внимания. Большинство из них имеют высшее педагогическое образование и большой стаж работы. Низкая оплата труда и отсутствие общественного уважения делает работу учителей практически бессмысленной.
Постоянно изменяющиеся социально-экономические условия в стране, а также перемены в системе образования отражаются на статусе и положении педагогов в России и в конечном счете на их профессиональном выгорании.
Учительская профессия - очень часто самоуничтожающий труд. Учителя страдают от так называемого эмоционального и профессионального выгорания.
Против выгорания в России не сделали ничего, что сделали цивилизованные страны, с которыми наша страна соревнуется в качестве образования. Это долгие годичные или полугодичные отпуска за государственный счет. В России никогда не была решена ситуация с учителем на замену, которые существуют во всем мире.
Учителя «выгорают», но жизни без школы не представляют. В результате принятия пенсионной реформы нельзя отказать учителям предпенсионного возраста при приеме на работу. Можно предположить, что к 50 годам у людей уже не горят глаза, к 55 совсем тухнет взгляд.
Профессиональное выгорание педагогов рассматривалось как интегральная характеристика, включающая в себя экономические и социальные показатели, основанные на внутреннем состоянии педагога (состояние его здоровья, настроения, испытываемые чувства), его оценки внешних условий и восприятие собственного положения в изменяющихся условиях.
Основываясь на результатах данного исследования, можно утверждать, что материальное благополучие сегодня для работников образования в Томской области является важным фактором профессионального выгорания, обусловливающее их социальный статус, постепенно вытесняя работников образования в низшие слои общества.
Напрямую связан с профессиональным выгоранием педагогов и уровень здоровья учителей. В процессе своей профессиональной деятельности они сталкиваются с педагогическими трудностями, конфликтами с родителями, непониманием со стороны администрации, усталостью, стрессами, с унизительно низкой заработной платой и невозможностью обеспечить себе нормальный отдых и качественное лечение.
Между тем от современного педагога все чаще требуется высокая психическая устойчивость при длительных нервных напряжениях, что приводит к перевозбуждению, а хроническое утомление к снижению работоспособности и развитию профессиональных заболеваний.
Все выше сказанное позволяет говорить о существенном профессиональном выгорании работников образования. Уровень удовлетворенности своей работой у педагогов остается незначительным. А ведь именно профессиональное выгорание напрямую отражается на качестве образования обучающихся, их воспитании, становлении личности. Думается, что в процессе реформирования образования сегодня в центре внимания должен находится педагог, причем его защита должна осуществляться не на уровне декларативных лозунгов, а с помощью вполне конкретных, реальных мероприятий.





