Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимосвязь локуса контроля и эмоционального интеллекта у управленцев

Работа №186046

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

управление персоналом

Объем работы48
Год сдачи2019
Стоимость4480 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Теоретические основы понятий локуса контроля и эмоционального интеллекта 9
1.1. Эмоциональный интеллект и эмпатия 9
1.2. Характеристика понятия эмоционального интеллекта 10
1.3. Первые определения и история возникновения структурирования понятия об эмоциональном интеллекте 13
1.4. Эмоциональный интеллект в отечественной психологии 19
1.5. Особенности становления понятия локус контроль 21
1.6. Отличия локус контроля у рабочих различных специальностей 24
Глава 2. Эмпирическая часть исследования 28
2.1. Выводы по 1-й гипотезе 31
2.2. Выводы по 2-й гипотезе 33
2.3. Выводы по 3-й гипотезе 35
2.4. Выводы по 4-й гипотезе 38
Заключение 39
Приложение 1 41
Приложение 2 42
Приложение 3 43
Приложение 4 43
Приложение 5 44
Приложение 6 44
Список литературы 45



Историк Генри Адамс, описывая власть, говорил: “Это сродни опухоли, которая убивает у жертв способность к сочувствию” (The Oxford Dictionary of Quotations, Edited by Elizabeth Knowles, 2004). Данная метафора нашла свое подтверждение в исследованиях профессора Калифорнийского университета Дачерта Кельтнера (2003), который посвятил 20 лет изучению человеческого поведения и один из выводов, который он сделал, и на который я хочу обратить особое внимание, это тот, что люди, наделенные полномочиями, могут не проявлять такой способности, как видеть события глазами других людей и ставить себя на их место, что в свою очередь может послужить предположением о низком уровне эмоциональной эмпатии. Канадский невролог С. Обхи (2013), проводя эксперимент среди людей с различным уровнем полномочий и контроля, посредством измерения моторного коркового выхода, пришел к выводу, что люди, наделенные большим количеством полномочий, показывали низкий результат моторного резонанса на действия других людей. Способность нейронов “отзеркаливать” наших собеседников, коллег, да и людей в целом, помогает нам сопереживать и чувствовать их эмоции. Подходя к феномену эмпатии, с точки зрения эффективной реакции, будет справедливо упомянуть наблюдение Афанасьев С. Г. (2010), где он пишет о наблюдениях С.Эйзенштейн про удивительную способность имитации чувств героя Ираклия Андроникова, его «вселением во внутренний образ изображаемого персонажа». Американский психоаналитик Д. Берес определял эмпатию, как “мимолетную итендификацию” с другим человеком (2004). Конечно, такой уровень эмпатической способности развивается, если не подвергать эмоции депривации, с возрастом и опытом. Однако, если смотреть за тенденцией интереса к вопросу эмпатии, а точнее, ее развитию, проявлению и влиянию, то среди российских психоаналитиков большей популярностью пользуется изучения данного феномена у детей, подростков, студентов, а также работающих педагогов. Ведь, исходя из теории развития эмпатии М. Хоффмана, способность проявлять заботу о другом впервые активируется именно в детском возрасте, и по мере развития самосознания, дети учатся видеть и понимать других, как отдельно-существующих, имеющих определенные внутренние состояния, который могут иметь отличия от своих собственных. Роль эмпатии в установлении межличностных контактов в зрелом возрасте нельзя недооценивать, потому как именно это является связующем звеном при адаптации человека к коллективу, рабочим взаимоотношениям, общению как с подчиненными, так и с руководством. Всякий управленец будет являться лидером и должен иметь в своем арсенале такие способности, как: понимание мотивов и целей (как своих, так и других людей), стремление к успеху и достижению целей, умение брать ответственность за реализацию и результат, а также прогнозировать возможные трудности и анализировать причины затруднений. Выделим, среди всего вышеупомянутого, способность брать ответственность. Именно понимание своей роли, как превалирующей, в регуляции собственной жизни – является характеристикой зрелой личности. В целом можно проследить, что все люди делятся по большому счету на две категории: тех, кто приписывает всё, происходящее с ними, воле случае, судьбе, родителями и т.д., и тех, чья жизненная позиция заключена вокруг «я всему причина и решение». Человек выбирает кому отдавать ответственность исходя из локуса контроля. Данный параметр в определении личности рассматривается, как фундаментальный для понимания человеком причин и взаимосвязей событий в его жизни. Выделяется два полярных типа: экстерналы и интерналы. Как было отмечено во многих исследованиях (А. Реан, 2016), интерналы более уверены в себе, четче видят цели и смысл своей жизни, а также меньше подвержены стрессу. По данным К. Муздыбаева, существует положительная корреляция между интернальностью и наличием смысла жизни (А.Реан, 2016): чем сильнее субъект верит, что все в жизни зависит от его собственных усилий и способностей, тем в меньшей мере он подвержен депрессиям и тревожным расстройствам. Экстерналы же будут отличаться повышенной тревожностью, что, казалось бы, странным, ведь они полностью снимают с себя всякую ответственность, а значит защищены от любого провала или неудачи, поскольку никогда не станут винить в этом себя. Безусловно есть основания полагать, что локус контроля оказывает не менее регулирующие влияние на поведение человека и формирование межличностных отношений, чем эмпатия. Именно в определении локализации контроля можно увидеть связь (или ее отсутствие) между внутренними переживаниями личности и происходящем в жизни. Я полагаю, что рассмотрение уровня и видов эмпатии в паре с измерением локуса контроля, а также анализ их возможной взаимосвязи позволит в будущем иметь более четкий образ управленцев, представлением об их качествах и системе принятия решений, а также возможное отношение к коллективу.
Актуальность моего исследования обусловлена социальной значимостью управленцев (как и в оценки эффективности их работы, так и в вопросе сотрудничества и/или регулировании общения с подчиненными), представлением об их качествах, влияющих на внутреннюю динамику групп компаний.
Практическая значимость определяется возможностью применения полученных данных в индивидуальном психологическом консультировании, организации team-билдингов, при отборе и оценке персонала с целью определить готовность нести ответственность, сохраняя общие интересы и возможность роста сотрудников, при разработке тренингов и/или программ, направленных на улучшения групповой динамики.
Объектом исследования является представление об эмоциональном интеллекте и локусе контроля.
Предметом исследования выступают локус контроля и эмоциональный интеллект, как взаимовлияющие факторы на поведение личности, занимающей руководящую должность.
Цель данного исследования заключается в том, чтобы показать, что локус контроля может быть связан (или не связан) с эмоциональным интеллектом, а также, что у управленцев с большим стажем работы будут наблюдаться более низкие показатели эмпатии и эмоционального интеллекта в сравнении с другими из выборки.
Общая гипотеза: у управленцев будет наблюдаться взаимосвязь между:
• стажем работы
• локусом контроля
• эмоциональном интеллектом
У респондентов, занимающих руководящую должность большее количество времени в сравнении с остальными из выборки, показатели эмпатии и/или эмоционального интеллекта будут ниже.
Частные гипотезы:
1. У людей, занимающих руководящие должности наименьшее количество времени в сравнении с остальными респондентами, шкалы опросника УСК:
• Общая интернальность Ио
• Интернальность достижений Ид
• Интернальность неудач Ин
• Интернальность производственных отношений Ип
Будут коррелировать с высокими показателями шкал эмоционального интеллекта Н.Холла, отвечающие за:
• Эмоциональную осведомленность
• Управление эмоциями
• Распознавание эмоций других людей

2. Респонденты, занимающих руководящие должности наименьшее количество времени в сравнении с остальными, будут иметь более высокие показатели эмоциональной эмпатии в опроснике М.Дэвиса, а именно в шкалах:
• Шкала Fantasy – «сопереживание»
• Шкала Perspective-Taking – «децентрации»
• Шкала Empathic Concern – «эмпатическая забота»

Которые будут коррелировать с показателями внутреннего локуса контроля в шкалах методики УСК:
• Общая интернальность (Ио)
• Интернальность достижений (Ид)
• Интернальность неудач (Ин)
• Интернальность производственных отношений (Ип)

3. Респонденты, занимающие руководящие должности более продолжительное время в сравнении с остальными из выборке, будут показывать снижение в шкалах:
• Эмоциональная осведомленность
• Управление своими эмоциями
• Распознавания эмоций других людей
Которые в свою очередь буду коррелировать с показателями методики определения УСК в следующих шкалах:
• Общая интернальность (Ио)
• Интернальность межличностных отношений (Им)
• Интернальность неудач (Ин)
• Интернальность достижений (Ид)
• Интернальность производственных отношений (Ип)

4. У респондентов, находящихся на руководящих должностях более продолжительное время в сравнении с остальными из выборки, будут наблюдаться снижение в шкалах опросника измерения эмпатии М. Дэвиса:
• Шкала Fantasy – «сопереживание»
• Шкала Perspective-Taking – «децентрации»
• Шкала Empathic Concern – «эмпатическая забота»
Которые также будут коррелировать с показателями шкал опросника УСК:
• Общая интернальность (Ио)
• Интернальность межличностных отношений (Им)
• Интернальность неудач (Ин)
• Интернальность достижений (Ид)
• Интернальность производственных отношений (Ип)

Задачи исследования:
1. Анализ научной литературы по теме по теме эмпатии
2. Анализ научной литературы по теме временная эмоционального интеллекта
3. Анализ научной литературы по теме локус контроля
4. Разработка дизайна эмпирического исследования, направленного на поиск взаимосвязей между временем пребывания на должности на локус контроля, эмпатию и эмоциональный интеллект у людей с разным рабочем стажем
5. Подбор методик для изучения взаимосвязи локуса контроля с эмпатией и эмоциональным интеллектом у людей с разным рабочем стажем
6. Сбор данных для проведения исследования
7. Анализ данных с помощью методов математической статистики
8. Формулирование выводов эмпирического исследования

Теоретико-методологические основы исследования:
1. Представление о локусе контроля Дж. Роттера
2. Понимание эмпатии и ее роли в психотерапии К.Роджерс
3. Многомерный подход к пониманию эмпатии М. Дэвис
4. Модель эмоционального интеллекта Бар-Она
5. «Модель способностей» Дж. Мейера, П. Селовея, Д. Карузо


Методы исследования:
1. Теоретические методы
2. Эмпирические методы
3. Методы обработки данных
Методики исследования:
1. Тест эмоционального интеллекта (Н. Холл)
2. Тест эмпатии Дэвиса в обработке Т.Б. Корягиной
3. Методика УСК Д. Роттера в адаптации Е.Ф. Бажин, С.А. Голынкин, А.М. Эткиндом
Эмпирическую базу составили управленцы различных областей (исключения составили сферы: военная, медицинская, педагогическая), занимающие руководящие позиции от года. Исследование проводилось, путем ответа на вопросы в онлайн форме.
Научная новизна: на данный момент нет четкого понимания как меняется и меняется ли уровень эмпатии и эмоционального интеллекта у руководителей со временем их пребывания в данном статусе и оказывает ли влияние на данный факторы локус контроля управленцев. Существует ряд исследований, направленных на изучение данного вопроса у людей педагогической и военной сферы, однако рассмотрение эмпатии, эмоционального интеллекта и связи их с локусом контроля у управленцев остается открытой задачей. Данное исследование не может доказать изменчивость эмпатии и эмоционального интеллекта у респондентов, оно нацелено либо доказать, либо опровергнуть то, что показатели данных факторов будут отличаться у респондентов с разным временным стажем.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Мнение Д. Гоулмана о том, что общий интеллект играет важную роль в карьерном росте лишь до определенного периода. Со временем он теряет свое значение в достижении человеком успеха как в карьере, в профессиональной деятельности, так и вообще в социальной среде. Руководители со стажем от 10 лет и более действительно будут показывать более низкие результаты в шкалах опросника эмпатии Дэвиса и в шкалах (2-х из 3-х) опросника эмоционального интеллекта Холла, что может говорить о действительном снижении, как и эмпатии, так и эмоционального интеллекта для респондентов данной группы. Однако стоит обратить внимание на переменную «управление эмоциями», показатели который выше у руководителей со стажем от 10 лет. Как показал регрессионный анализ: данная переменная оказывает положительное влияние на показатели общем интернальности и интернальности достижений, а вот на показатели неудач и производства эта же переменная оказывает негативное влияние. Из чего можно сделать вывод, что людям, занимающим руководящие позиции большее количество времени, несмотря на умение хорошо управлять своими эмоциями все же будут подвержены риску ухудшения производственных отношений, что скорее всего повлечёт недопонимания или даже обвинения в адрес подчиненных. Мы не можем говорить о влиянии уровня эмпатии и эмоционального интеллекта на продуктивность работы управленцев, поскольку это не являлось задачей данного исследования, но чем хуже управленец понимает своих коллег/свою команду, тем, вполне вероятно, наличие проблем в коллективе. И, конечно, снижение эмпатии и эмоционального интеллекта будут приносить индивиду проблемы в личной жизни и семейных отношениях. Таким образом, более тщательное исследования процесса снижения уровня эмоционального интеллекта и эмпатии у руководителей позволит работать с данной группой людей более результативно, учитывая их профессиональные способности.


1. Агеева Е.И. Эмоциональный интеллект и лидерство, Менеджмент сегодня, 2010, С. 58-62
2. Алексеев П. В. Философы России ХIХ–ХХ столетий: Биографии, идеи, труды. Москва: Академический проект, 2002. 1152 с.
3. Абульханова К. А. Время личности и время жизни / К.А. Абульханова, Т. Н. Березина. – СПб. : Алетейя, 2001. – 304 с.
4. Афанасьев С.Г. Психоанализ эмпатии и эмпатия психоанализа, 2010
5. Афанасьев С.Г. Экстраполяция психоанализа эмпатией, 2010
6. Пашукова Т.И., Троицкая Е.А. Механизмы и функции эмпатии, 2010
7. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. Новополоцк: ПГУ, 2011. 388 с.
8. Балашова В.В. Эмоциональный интеллект, как составляющая часть интеллекта личности, Социально-гуманитарный вестник Юга России, 2011 9 (17) С. 28-38
9. Блинова В.Л. Особенности жизнестойкости и копинг-поведения личности при разных типах готовности к саморазвитию, ВЕСТНИК ТГГПУ, 2011.
10. Бердяев Н. А. Опыт парадоксальной этики. Москва: ООО Изд-во АТС; Харьков: Фолио, 2003. 701 с.
11. Бондаренко И.В. Формирование эмпатии у специалистов в условиях высшего профессионального образования, 2007
12. Бокова О.А. К вопросу о теоретических основах изучения психологических феноменов ответственности и локуса контроля / О.А. Бокова // Мир науки, культуры. образования. - 2014. - № 5 (48). - С. 181-183
13. Долготович И.В. Эмоциональный интеллект: методологические аспекты проблем, 2009
14. Дрогобыцкий А.И. Эмоциональный интеллект современного менеджера, вестник Новосибирского государственного университета, 2007
15. Елеференко И.О. Рациональное в эмпати, 2009... 50


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ