ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Обзор теоретических источников по проблеме исследования и проведенных эмпирических опытов 10
1.1. Научные концепции эмоций 10
1.2. Связь эмоций и когнитивных процессов 17
1.3. Биологические основы эмоций 22
1.4. Психологические основы эмоций 23
1.5. Социальные основы эмоций 26
1.6. Влияние эмоций на когнитивное функционирование 27
1.7 Методы воздействия на эмоциональное состояние 33
1.8. Пространственные репрезентации 36
1.9. Вывод 37
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния настроения на точность формирования пространственных репрезентаций. 39
2.1. Общая схема исследования. 39
2.1.1. Испытуемые. 39
2.1.2. Аппаратура. 39
2.1.3. Процедура. 40
2.2. Результаты исследования и их обсуждение. 40
2.2.1. Точность формирования эгоцентрических репрезентаций в нейтральном и негативном настроении. 42
2.2.2. Оценка различий в точности формирования аллоцентрических пространственных репрезентаций между испытуемыми в нейтральном настроении и испытуемыми, которым индуцировали позитивное настроение, при отсутствии изменений в точности построения эгоцентрических репрезентаций 45
2.4. Вывод 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 56
Приложение А 56
Приложение Б 57
Приложение В 58
Приложение Г 59
Приложение Д 60
Приложение Е 61
Проблема исследования
Проблема эмоций изучаются во многих научных подходах. Основные положения этих теорий следующие. Эмоция представляет собой психический эквивалент актуального состояния потребностей (Рубинштейн, 2007). Он отражает смысл, который имеют объекты и ситуации, оказывающие воздействие на субъект (Леонтьев, 1971).
Существует несколько классификаций эмоций: по источнику происхождения – телесные, духовные (Р. Декарт, 1989); по влиянию на организм; по формально – динамическому признаку; по врожденности; по влиянию на деятельность – организующая, дезорганизующая (Э. Клапаред, 1928). В рамках данной работы интерес представляет последняя из перечисленных классификаций, в контексте связи эмоционального состояния и когнитивного функционирования.
Под когнитивным функционированием (решением задач) подразумеваются сложные функции головного мозга, осуществляющие процесс познания субъектом окружающей среды и взаимодействия субъекта с этой средой (ориентация во времени, ориентация в пространстве, понимание, чтение, письмо, рисование, память) (Захаров В.В, 2004). Для моей работы представляет интерес функция ориентации в пространстве и ее осуществление в различных эмоциональных состояниях.
В повседневности человек сталкивается с необходимостью решения множества пространственных задач, например: расчет движения руки, чтобы взять стакан со стола; приближение предмета, находящегося в поле восприятия, но вне пределов досягаемости; свободное перемещение в знакомой или незнакомой местности; оценка взаимного расположения объектов. Для решения текущих пространственных задач человек использует мысленный образ, в котором сохраняются в упрощённом виде необходимые элементы окружающей среды и отношения между ними, достаточные для решения текущих пространственных задач, называемый пространственной репрезентацией (ПР) (Меньшикова Г.Я., Савельева О.А., Величковский Б.Б., Ковязина М.С., 2018). Так как эмоции имеют целый ряд функций в когнитивной сфере (синтеза образа (Лурия, 2006), эвристическая, предвосхищающая (Васильев И. А., Поплужный В. Л., Тихомиров О. К., 1980), самопознания (Леонтьев, 1971)), очевидно, что они имеют непосредственное влияние на решение пространственных задач.
Исследование данного вопроса не является новым ((Basso, Schefft et al., 1996; Gasper & Clore, 2002), (Rowe, Hirsh, & Anderson, 2007), (Justin Storbeck & Raeya Maswood, 2015), (Mi Li, Lei Feng, Xingwang Liu, Ming Zhang, Bingbing Fu, Gang Wang, Shengfu Lu, Ning Zhong, Bin Hu, 2018), (Katie E. Garrison & Brandon J. Schmeichel, 2019), (Chung-Man Moon, Jong-Chul Yang, Gwang-Woo Jeong, 2017) и другие), однако данные последних работ в этом направлении остаются противоречивыми. Непосредственное влияние эмоционального состояния на когнитивную сферу доказано, при том положительные эмоции приводят к увеличению объема рабочей памяти и, как следствие, повышению способности к решению когнитивных задач, а при отрицательных эмоциях эффект наблюдается различный – в некоторых исследованиях был замечен обратный эффект ((Mi Li, Lei Feng, Xingwang Liu, Ming Zhang, Bingbing Fu, Gang Wang, Shengfu Lu, Ning Zhong, Bin Hu, 2018) ,(Katie E. Garrison & Brandon J. Schmeichel, 2019) ,(Sabharwal, A., Szekely, A., Kotov, R., Mukherjee, P., Leung, H.-C., Barch, D. M., & Mohanty, A., 2016)), в других – какого-либо значимого эффекта вовсе не наблюдалось (Justin Storbeck & Raeya Maswood, 2015).
Актуальность работы обуславливается тем, что в настоящее время, в условиях роста информационной и сенсорной нагрузок на людей, ускорения ритма их жизни, они сталкиваются с большим количеством различных эмоциональных и когнитивных проблем, которые безусловно оказывают влияние на эффективность деятельности человека, связанной с ежесекундным решением различных задач. Базовым элементом для решения любых задач являются пространственные репрезентации. Соответственно, в данной работе мы обращаемся в базовым нейро-когнитивным конструктам, которые лежат в основе решения любых задач, с которыми сталкивается человек.
Новизна данной работы состоит в том, что в контексте исследования связи эмоциональных состояний и когнитивного функционирования применяется современный метод оценки точности формирования пространственных репрезентаций на основе успешности реконструкции трехмерных массивов предметов в виртуальной реальности с использованием VR-технологии.
Цель исследования: определить влияние различных эмоциональных состояний на точность формирования пространственных репрезентаций в рабочей памяти.
Объект исследования: пространственные репрезентации.
Предмет исследования: точность формирования пространственных репрезентаций в рабочей памяти при положительных, нейтральных и отрицательных эмоциях.
Существует большое количество исследований о том, как человек решает различные задачи в разном эмоциональном состоянии. И, как правило, в таких исследованиях говорят о более трудных и более легких задачах. В контексте методики оценки пространственных репрезентаций при помощи технологий виртуальной реальности, мы можем считать более легкой задачей формирование эгоцентрических репрезентаций (ЭР) (положение объектов кодируется относительно наблюдателя, точка начала координат расположена на теле наблюдателя), а более сложной – формирование аллоцентрических репрезентаций (АР) (положение объектов кодируется друг относительно друга, локализация объектов осуществляется безотносительно наблюдателя).
Гипотезы:
• Настроение влияет на точность формирования пространственных репрезентаций в рабочей памяти.
• Отрицательное индуцированное настроение способствует повышению уровня выполнения легких задач (формированию более точных эгоцентрических пространственных репрезентаций в рабочей памяти), при ухудшении уровня выполнения сложных задач (точности построения аллоцентрических пространственных репрезентаций в рабочей памяти).
• Индуцированное положительное настроение будет способствовать повышению уровня выполнения трудных задач (формированию более точных аллоцентрических пространственных репрезентаций в рабочей памяти), при ухудшении уровня выполнения легких задач (точности построения эгоцентрических репрезентаций в рабочей памяти).
Задачи исследования:
• Изучить научную литературу по вопросам эмоций, влияния эмоций на когнитивную сферу, точности построения пространственных репрезентаций, индукции эмоций
• Разработать дизайн эмпирического исследования.
• Собрать эмпирические данные.
• Обработать эмпирические данные.
• Подтвердить или опровергнуть гипотезы
ДИЗАЙН ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Выборка
Возрастная группа – 20,8±1,9 лет, студенты факультета клинической психологии Сеченовского Университета, 6 мужчин, 22 женщины. Критерии включения: информированное согласие испытуемых. Критерии исключения: плохое зрение, травмы головного мозга, нарушения вестибулярного аппарата.
Методы
• Подача звука посредством аудиоустройства для индукции эмоциональных состояний
• Методика самооценки настроения
• Методика оценки точности формирования ПР в рабочей памяти с использованием технологий виртуальной реальности (шлем виртуальной реальности Samsung HMD Odyssey с контроллером и программный продукт в среде Unity Pro) по методу, разработанному Меньшиковой Г.Я. и Савельевой О.А. (Меньшикова Г.Я., Савельева О.А., Ковязина М.С, 2018)
Процедура
Испытуемым были заданы три уровня независимой переменной – настроения, методом предъявления звуковых дорожек, после чего они были разделены на три равные по количеству участников группы: 9 испытуемых с нейтральным настроением, 9 – с индуцированным положительным, 10 – с индуцированным отрицательным. После прослушивания аудиодорожек все испытуемые оценивали свое настроение при помощи методики самооценки. Далее испытуемые переходили к эксперименту – сперва тестовому, на знакомство со средой, затем к основному, где необходимо было запомнить и воспроизвести 8 сцен, направленных на формирование эгоцентрических пространственных репрезентаций, и 8 – на аллоцентрических. Общее время прохождения эксперимента в среднем составляет 15-20 минут.
Процедура обработки данных
Для обработки полученных в ходе эксперимента данных, используем статистический пакет IBM SPSS Statistics 20.
В качестве независимой переменной используем настроение. У данной переменной есть три уровня:
1. Нейтральное настроение.
2. Индуцированное положительное настроение.
3. Индуцированное негативное настроение.
Зависимые переменные:
1. Структурно-топологический параметр аллоцентрических репрезентаций.
2. Метрический параметр аллоцентрических репрезентаций.
3. Структурно-топологический параметр эгоцентрических репрезентаций.
4. Метрический параметр эгоцентрических репрезентаций.
Подводя итог данной работе, можно заключить, что современный метод исследования выполнения когнитивных задач, основанный на использовании технологий виртуальной реальности, позволяет подтвердить результаты многих научных трудов о связи эмоционального состояния человека и способностью к выполнению пространственных задач. В ходе нашего исследования, нам удалось выявить, что при негативном и позитивном настроении испытуемые показывали лучшие показатели в построении эгоцентрических пространственных репрезентаций (что считалось в рамках нашей работы простой задачей), чем в нейтральном настроении. Данные, полученные при выполнении трудных задач (построение аллоцентрических пространственных репрезентаций) не продемонстрировали подобных результатов и, вероятно, требуют увеличения выборки.
1. Ананьев Б,Г. Психологическая структура человека как субъекта.- ЛГУ, 1967. — 339 с.
2. Андреева, И.Н. Роль эмоций в познавательной деятельности студентов / И.Н. Андреева // Вышэйшая школа. — 2009. — № 2. — С. 27—30.
3. Акинщикова Г.И. Соматическая и психофизиологическая организация человека,- Л.:Изд-во ЛГУ, 1977,- 160 с.
4. Берзницкас А.И. Экспериментальное исследование некоторых характеристик интеллектуальных эмоций. Дис. канд.психол. наук.- I., 1980.- 179 с.
5. Бразман М. Э., Дорофеева В. Т., Щербатов В. А. О дифференцировании некоторых эмоциональных состояний методом измерения цветовой чувствительности // Проблемы моделирования психической деятельности. - Новосибирск, 1967. - С. 171-174.
6. Бреслав Г. М. Эмоциональные процессы. - Рига, 1984.
7. Валуева Е.А., Мосисян А.Е., Лаптева Е.М. – Эмоциональная подсказка и успешность решения задач // Экспериментальная психология, 2013, том 6, № 3, с. 5–15
8. Васильев И.А., Поплужный В. Л., Тихомиров О. К. Эмоции и мышление. — Изд-во Московского университета Москва, 1980. — 192 с.
9. Веккер Л. М.Психика и реальность: единая теория психических процессов. - М.: Смысл; Per Se, 2000.
10. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. — Изд-во Московского университета Москва, 1976. — 144 с.
11. Вундт В. Очерки психологии. - М., 1912
12. Декарт Р. Страсти души //Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1989.
13. Додонов Б.И. Эмоция как ценность.- М.:Политиздат, 1978, — 272 с.
14. Дорфман Л.Я. Исследование структуры эмоциональных состояний, возникающих под влиянием музыки // Психологические проблемы индивидуальности. - М., 1983.- Вып. 1. - С. 66-67.
15. Захаров В.В., Яхно Н.Н. Когнитивные расстройства в пожилом возрасте. //Фарматека. –2004. –Т.84. -№ 6. –С.34-40... 56