Введение
Глава 1. Психологические особенности личности руководителя, а также эгоизм и стратегии поведения в конфликтных ситуациях как факторы, влияющие на продуктивность трудовой деятельности руководителей.
1.1. Анализ личности руководителя и ее развитие в процессе профессионализации
1.2. Взаимодействие руководителей с другими людьми как основа профессиональной деятельности руководителя
1.2.1. Психологические особенности взаимоотношений руководителей с иными сотрудниками
1.2.2. Сотрудничество, конкуренция и конфликт в рабочей деятельности руководителей и критерии успеха
1.3. Эгоизм как фактор, влияющий на продуктивность деятельности руководителя
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния длительности трудового стажа на такие психологические особенности как эгоизм и стратегии поведения в конфликтных ситуациях, а также их взаимосвязи у сотрудников на руководящих должностях с разным трудовым стажем.
2.1. Методология исследования
2.2. Результаты
2.2.1. Результаты регрессионного анализа
2.2.2. Результаты корреляционного анализа
2.3. Обсуждение результатов
Выводы
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
В сегодняшнем мире институт бизнеса и предпринимательства играет крайне важную роль в современном обществе. Так или иначе каждый человек становится активным участником данного института в роли потребителя, работника или руководителя.
На данный момент в каждой стране насчитывается огромное количество организаций, компаний, корпораций, а также все большую важность набирает институт малого бизнеса. Более того, существует множество международных компаний и организаций, которые оказывают огромное влияние на современное общество, мировую и национальные экономики, даже отчасти на политические процессы в тех или иных странах. Поэтому на данный момент потребность в изучении особенностей организаций очень высока.
Но при анализе и изучении организаций необходимо рассматривать проблему через разные призмы:
- юридическая;
- экономическая;
- психологическая.
В данной работе организации рассматриваются сквозь призму психологических наук. Нам представляется очень важным анализ организаций и прочих предприятий с точки зрения психологии именно потому, что любая компания или организация – это группа людей, коллектив, в котором люди проводят большую часть своего времени. И, конечно, взаимодействия индивидов в рамках коллектива оказывает сильное влияние на деятельность всей организации в целом.
Однако наиболее важным вопросом в изучении взаимодействия сотрудников внутри определенной организации является вопрос о взаимодействии руководителя с подчиненными, конкурентами, советом директоров и т.д. Руководитель является ключевым звеном, обеспечивающим успешность и эффективность деятельности организации, более того, в обязанности руководителя входит выполнение огромного числа задач, большинство из которых тесно связаны с взаимодействием с другими людьми, в том числе, и в конфликтных ситуациях.
Е. Н. Емельянов и С. Е. Поварницына в своих работах неоднократно отмечали, что причиной неэффективной работы предприятий и даже краха бизнеса, как правило, чаще всего является нарушение взаимоотношений между руководителями (в данном контексте под руководителями мы понимаем как руководителей организаций, т.е. генеральных директоров, так и руководителей различных отделов), а не экономические, финансовые и налоговые проблемы предприятий [Емельянов, 1998].
Ранее было проведено исследование взаимосвязи степени выраженности эгоизма у руководителей организаций и их склонностью к выбору определенных стратегий поведения в конфликтных ситуациях. Исходя из полученных ранее результатов, было выяснено, что:
• у руководителей организаций эгоистичность выражена выше среднего уровня;
• существует статистически значимая связь между уровнем выраженности эгоистичности у руководителей и их склонностью к использованию непродуктивной стратегии поведения в конфликтной ситуации «конфронтация», т.е. чем более выражена эгоистичность у руководителя, тем более он склонен к использованию данной стратегии поведения в конфликтных ситуациях;
• существует статистически значимая отрицательная связь между уровнем выраженности эгоистичности у руководителей и их склонностью к использованию непродуктивных стратегий поведения в конфликтной ситуации «уклонение» и «приспособление», т.е. чем более выражена эгоистичность у руководителя, тем менее он склонен к использованию данных стратегий поведения в конфликтных ситуациях;
• отсутствует статистически значимая связь между уровнем выраженности эгоизма у руководителей и их склонностью к использованию продуктивной стратегии поведения в конфликтных ситуациях «сотрудничество».
Иными словами, можно заключить, что у руководителей индекс эгоизма выражен выше среднего уровня и степень его выраженности положительно коррелирует с их склонностью к использованию непродуктивных стратегий поведения в конфликтных ситуациях, направленных на удовлетворение собственных интересов, и отрицательно коррелирует с их склонностью к использованию непродуктивных стратегий поведения в конфликтных ситуациях, направленных на избегание ситуации или удовлетворение интересов соперника.
Данная работа и исследование в рамках нее направлено в первую очередь на изучение влияния длительности трудового стажа руководителей на изменение их психологических особенностей взаимодействия с другими людьми в конфликтных ситуациях.
Проблема исследования: Изменяются ли уровень эгоистичности и склонность к использованию определенных стратегий поведения в конфликтных ситуациях, а также связь между ними у руководителей организаций под влиянием фактора увеличения трудового стажа?
В качестве объекта исследования выступает взаимодействие руководителей в организации с иными сотрудниками.
Предметом исследования является проявление эгоизма и склонности к использованию определенных стратегий поведения в конфликтных ситуациях у руководителей организаций на разных этапах профессионализации (с разным трудовым стажем).
Целью исследования является изучение таких психологических особенностей руководителей как индекс эгоизма и склонность к выбору стратегий поведения в конфликтных ситуациях на разных этапах профессионализации (у руководителей с разным с трудовым стажем).
Гипотеза данной работы заключается в том, что по мере увеличения трудового стажа у руководителей индекс эгоизма будет увеличиваться, более того, связь эгоизма со склонностью к использованию непродуктивных стратегий поведения в конфликтных ситуациях будет сохраняться. Также мы предполагаем, что склонность к использованию стратегии «сотрудничество» по мере увеличения трудового стажа руководителей будет расти, так как эта стратегия является наиболее эффективной и продуктивной для решения конфликтных ситуаций.
Задачи:
1. Анализ научной литературы по теме личности руководителя, а именно, ее психологических характеристик и теоретический анализ основных видов деятельности руководителя;
2. Анализ научной литературы по теме конфликтных ситуаций, стратегий поведения в конфликтных ситуациях;
3. Теоретический анализ понятия эгоизм, как фактор успешности деятельности руководителя;
4. Измерить психологические показатели успешности и эффективности деятельности руководителя (такие как индекс эгоизма и склонность к использованию определенных стратегий поведения в конфликтных ситуациях);
5. Определить, влияет ли изменение длительности трудового стажа на изменения данных психологических особенностей у руководителей;
6. Сравнить выраженность данных психологических особенностей у руководителей, а также связь между ними, на разных этапах профессионализации (у руководителей с разным трудовым стажем).
Таким образом, работа нацелена на изучение психологических особенностей, таких как стратегии поведения в конфликтных ситуациях и степень выраженности эгоизма у руководителей организаций с разным трудовым стажем, таким образом, в данной работе мы надеемся определить, меняются ли определенные психологические особенности у руководителей, которые непосредственно связаны с их профессиональной деятельностью, в зависимости от увеличения стажа работы.
Актуальность данной работы, в первую очередь, связана с тем, что на данный момент проблема взаимоотношений между руководителями довольно плохо изучена. Более того, представляется важным изучение факторов, которые оказывают существенное влияние на успешность и эффективность взаимодействия руководителей с другими сотрудниками организации. В данной работе также рассматривается влияние трудового стажа на психологические характеристики руководителей, то есть как изменяется личность руководителя под воздействием увеличения трудового стажа. Результаты данного исследования могут быть применены в области организационной психологии.
В заключении стоит еще раз отметить, что отсутствие единой позиции по отношению к эгоизму как психологическому явлению и как следствие недостаточная изученность данного явления, мешает открытию новых знаний в данной области. Тем не менее, большое количество социальных, экономических, политических и других проблем исходят именно от эгоистических мотивов людей. Деструктивные конфликты возникают при желании одного получить больше выгод, не смотря на то какими последствиями это обернется для общества и для общего дела.
В ходе теоретического анализа психологической литературы было выявлено, что партнерство несет в себе конфликты, т.е. партнерство невозможно без конфликтов. А руководители организаций, судя по результатам проведенного исследования, обладают более высоким уровнем эгоизма в сравнении с усредненными данными генеральной совокупности, в начале своего карьерного пути, однако по мере увеличения трудового стажа уровень эгоистичности у руководителей снижается. И также удалось выявить тот факт, что по мере увеличения стажа руководителей увеличивается и их склонность к использованию продуктивной стратегии поведения в конфликтных ситуациях «сотрудничество», которая включает в себя продуктивное и эффективное разрешение конфликтов, при котором учитываются интересы всех сторон.
Однако также в ходе исследования была обнаружена связь между уровнем эгоизма и склонностью руководителей к использованию непродуктивной стратегии поведения в конфликтной ситуации «конфронтация», направленной на активное удовлетворение собственных интересов, не принимая во внимание и игнорирование иных точек зрения, на всех этапах профессионализации (т.е. в группах испытуемых-руководителей с разным стажем работы на соответствующих должностях).
Результаты данного исследования могут быть успешно применены в разных сферах бизнеса, составления программ бизнес-тренингов, а также даже могут быть учтены при составлении или коррекции образовательных программ для будущих менеджеров и управленцев с целью повышения эффективности и продуктивности их дальнейшей рабочей деятельности. Более того, полученные результаты могут послужить фундаментом для дальнейших исследований в рамках организационной психологии.
1. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для вузов. . -- М: Аспект Пресс, 1999 - 375 с.
2. Анцупов А. Я., Словарь конфликтолога, // А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов 2-е изд. - СПб.: Питер, 2006. — 526 с.
3. Березина Т. Н. Сотрудничество и соперничество во взаимоотношениях студентов (на модели дилеммы заключенного) / Т. Н. Березина // Педагогика и психология образования, Вестник МГГУ им. М. А. Шолохова — № 1, 2011, с. 75-81
4. Бровченко Т. И. Исторические предпосылки формирования учредительных документов юридических лиц
5. Веснин В. Р ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРИ ВУЗАХ
6. Галактионов, А.И., Вавилов В.А., Янушкин В.Н. Профессиогенетический подход к анализу и организации операторской деятельности // Развитие идей Б.Ф Ломова в исследованиях по психологии труда и инженерной психологии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1992. С. 20-32.
7. Гпушач Н. Н. Индивидуально-психологические особенности предпринимателей: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М, 1998.
8. Грицунова С. В. Развитие малого предпринимательства в России / С. В. Грицунова, К. М. Лотарева // научный интернет-журнал «Мир науки», Выпуск №2, апрель-июнь 2015 г. [Электронный журнал], URL: https://mir-nauki.com/PDF/07KMN215.pdf
9. Дойч М. Разрешение конфликта (Конструктивные и деструктивные процессы) // Социально-политический журнал. 1997. №1, С. 202—212.
10. Дружилов С.А. Индивидуальный ресурс профессионального развития субъекта труда // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2010. № 5. С. 145-148
11. Дружилов С.А. Психология профессионализма субъекта труда: концептуальные основания // Известия РГПУ им. А.И. Герцена (психолого-педагогические науки). 2005. № 5 (12). С. 30-43.
12. Емельянов Е. Н., Психология в бизнесе // Е. Н. Емельянов, С. Е. Поварницына— М.: АРМАДА, 1998.- 511 с.
13. ЕМЕЛЬЯНОВ С. М. ПРАКТИКУМ ПО КОНФЛИКТОЛОГИИ
14. Иванова Н. Л. БИЗНЕС-ПСИХОЛОГИЯ — СОВРЕМЕННЫЙ РЕСУРС РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ. ИТОГИ КОНФЕРЕНЦИИ
15. Кардашина Светлана Викторовна, Шаньгина Наталья Витальевна Психометрические характеристики русскоязычной версии Опросника К. Томаса - Р. Килманна («Thomas-Kilmann Conflict Mode Instrument - tki-r») // Педагогическое образование в России. 2016. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihometricheskie-harakteristiki-russkoyazychnoy-versii-oprosnika-k-tomasa-r-kilmanna-thomas-kilmann-conflict-mode-instrument-tki-r ... 53