Влияние семейного воспитания на развитие личности ребенка (Теория обучения и воспитания, Белгородский Госудaрственный Нaционaльный Исследовaтельский Университет)
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: средняя школа №20 города Белгорода
Выборка: 20 семей учащихся.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы влияния семейного воспитания на развитие личности ребенка.6
1.1. Понятие и сущность семейного воспитания………………………….6
1.2. Роль семьи в формировании нравственных ценностей личности ребенка…10
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа…17
2.1. Изучение влияния семейного воспитания на развитие личности……17
2.2. Практические рекомендации по совершенствованию семейного воспитания…19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..24
Актуальность исследования обусловлена рядом важнейших факторов, связанных с социальной, образовательной, педагогической и психологической сферами современного общества.
Тема влияния семейного воспитания на развитие личности ребенка остается актуальной в современных условиях ввиду нескольких значительных причин.
Семья, как первая и основная социальная среда, задает тон личностного развития ребенка, оказывая на него непосредственное влияние. Изменения в структуре семей, такие как рост числа неполных семей, эмансипация и увеличение занятости родителей, вызывают необходимость адаптации в воспитательных практиках.
В условиях изменяющихся семейных моделей тема требует более пристального внимания. Эмоциональное развитие ребенка, его способность к эмпатии и построению отношений непосредственно зависят от того, какую атмосферу создают родители.
Далее, стабильность и поддержка внутри семьи способствуют формированию здоровой психики ребенка, снижая риски возникновения эмоциональных и поведенческих трудностей. Коммуникация в семье также закладывает основу социальных навыков, необходимых для успешного взаимодействия с окружающим миром в будущем.
В дополнение, взаимосвязь между поддержкой со стороны семьи и успехами ребенка в образовании подчеркивает значимость родительского участия в учебном процессе.
Наконец, семейное воспитание выступает первым опытом социализации, определяющим, насколько ребенок будет успешен во взаимодействии с обществом. В свете этих факторов изучение влияния семейного воспитания становится необходимым для того, чтобы понять процесс формирования каждой новой генерации и развивать поддерживающие воспитательные стратегии.
Состояние разработанности. Исследованиями семьи и семейного воспитания занимались такие видные отечественные педагоги, как П.П. Блонский, П.К. Вентцель, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др. Ими раскрыта психологическая сущность взаимоотношений в семье, являющейся условием нравственного воспитания ребёнка.
Общие характеристики и тенденции развития семьи нашли отражение в работах В.В. Бойко, ЕЛ. Белинской, И.В. Куликовой, В.А. Сысенко и др. Ими дана характеристика семьи как социального института и фактора воспитания молодого поколения.
В научной литературе представлены многочисленные материалы по вопросам семейного воспитания: дифференцированный подход в семейном воспитании (М.Ю. Арутюнян, А .Я. Варага, В.И. Гарбузов и др.).
Целью нашего исследования является изучение семейного воспитания как фактора, оказывающего влияние на развитие личности ребенка.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие и сущность семейного воспитания
2. Установить роль семьи в формировании нравственных ценностей личности ребенка
3. .Экспериментально изучить влияние семейного воспитания на развитие личности.
4. Разработать практические рекомендации по совершенствованию семейного воспитания.
Объект исследования: развитие личности ребенка.
Предмет исследования: особенности семейного воспитания и его влияния на развитие личности ребенка.
Методологическая основа исследования. Для определения особенностей влияние семейного воспитания на развитие личности использовался комплекс методов. В частности, ряд общенаучных методов: анализ, синтез, сравнение и др. Кроме того, нами использовались специальные методы: анкетирование, интервью, тестирование и некоторые др.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, заключения и приложений. Общий объем работы составил 26 страниц.
В данной курсовой работе была рассмотрена тема влияния семейного воспитания на развитие личности ребенка. Введение обозначило цель исследования и значимость проблемы семейного воспитания в контексте формирования личностных качеств детей.
В первой главе мы проанализировали теоретические основы влияния семьи на развитие ребенка. В разделе 1.1 было раскрыто понятие и сущность семейного воспитания, что позволило уточнить насколько семья является первичной и важной социальной структурой в жизни ребенка. Раздел 1.2 акцентировал внимание на роли семьи в формировании нравственных ценностей, являющихся фундаментом личностного развития. Семья формирует базовые ценности и моральные ориентиры, которые влияют на поведение и принципы ребенка.
Во второй главе была проведена опытно-экспериментальная работа, целью которой было изучение практического влияния семейного воспитания на развитие ребенка. Раздел 2.1 представил результаты исследования, подчеркивающие важность семейной атмосферы и стиля воспитания в формировании личности. В разделе 2.2 были предложены практические рекомендации, направленные на совершенствование практик семейного воспитания, такие как активное участие родителей в жизни и обучения своих детей, а также создание доверительных отношений и поддержка самостоятельности ребенка.
Исследование подтвердило ключевую роль семьи в развитии ребенка, выявив необходимость систематического внимания к улучшению семейных отношений и воспитательных практик для обеспечения благополучия ребенка. Правильное семейное воспитание способствовало формированию устойчивой и гармоничной личности, активной в социальном взаимодействии и способной к самореализации.
Работа подтверждает, что внимание к воспитательному процессу в семье способно качественно повлиять на развитие личности ребенка, закладывая основу для его будущих успехов и счастья.
В ходе исследования влияния семейного воспитания на развитие личности ребенка выявлена важность роли семьи как основного фактора формирования личности. Семейное воспитание оказывает значительное влияние на эмоциональное, социальное и когнитивное развитие ребенка. Анализ различных моделей воспитания показывает, что поддержка и забота, проявляемые со стороны родителей, способствуют формированию у ребенка уверенности в себе, способности к саморегуляции и социальной адаптации.
Основываясь на исследованных материалах, можно сделать вывод, что открытая коммуникация, уважение к индивидуальным особенностям ребенка, а также поддержка его самостоятельности являются ключевыми элементами успешного семейного воспитания. Эти факторы создают благоприятные условия для гармоничного развития личности, становления независимого и социально адаптированного индивида.
Таким образом, семья играет незаменимую роль в процессе воспитания и развития личности ребенка, и внимание к качеству семейных отношений может существенно повлиять на будущие успехи и благополучие ребенка.
1) Алиева Д. К. Роль семьи в формировании ценностных ориентаций у подрастающего поколения // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2024. – №. 3. – С. 79-84.
2) Алиханова Р. А. Педагогический потенциал семьи в формировании нравственной устойчивости личности в трансформирующемся мире //Мир науки, культуры, образования. – 2024. – №. 4 (107). – С. 177-180.
3) Алиханова Р. А. Роль семьи в формировании духовно-нравственной составляющей личности ребенка //Педагогика и психология в современном мире. – 2020. – С. 90-96.
4) Барабохина В. А. Семейное воспитание как один из вопросов педагогики //Известия Российского государственного педагогического университета им. АИ Герцена. – 2020. – №. 73-2. – С. 9-14.
5) Галкина А. А. Стили семейного воспитания: влияние на развитие ребенка //Инновации в научных исследованиях 2025: сборник материалов XVIII-ой международной очно-заочной научно-практической конференции, в 2 т., том 1, 24 января, 2025–Москва: Издательство НИЦ «Издание», 2025. –195с. – 2025. – С. 176.
6) Гришина С.В. Социальное партнерство семьи и школы в нравственном развитии личности. Образование и воспитание. – 2020. – № 2. – (28). – С. 59–63.
7) Гусева М. Н. Формирование духовно-нравственной составляющей имиджа будущего управленца в образовательном процессе вуза // Международный научный вестник (Вестник Объединения православных ученых). – 2022. – № 2(34). – С. 10-13.
8) Замалетдинова Л. А. ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА // NovaUm. Ru. – 2020. – №. 23. – С. 100-101.
9) Мажидова Ф. А., Нигматуллина Л. А. Влияние стратегии семейного воспитания на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста //Вестник науки. – 2024. – Т. 1. – №. 6 (75). – С. 920-928.
10) Мазалова М. А. Об «элитном» и «элитарном» как сущностных характеристиках практики семейного воспитания //Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2020. – №. 11 (139). – С. 156-161.
11) Мазалова М. А. Об уточнении содержания понятия «семейное воспитание» в историко-педагогических исследованиях //Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2020. – Т. 16. – №. 2-1. – С. 86-89.
12) Манаенкова М. П., Бозоева Я.М. Семейное воспитание -основа формирования личности ребенка // Наука и Образование. – 2021. –Т. 4. – №1.
13) Маткаримова К. А. Стили семейного воспитания и их влияние на личность подростка //Вестник магистратуры. – 2023. – №. 4-2 (139). – С. 58-59.
14) Мустафаева Т.И. Нравственно-ценностные аспекты семьи и семейного воспитания. Студенческий. – 2022. – № 19-5 (189). – С. 38–40.
15) Очеретько Е.А., Лаврищева О.А. Проблемы правового регулирования нравственно-этического воспитания молодежи как вектор трансформации семейных ценностей. Государственная служба и кадры. – 2021. – № 4. – С. 128–130.
16) Переселкова З.Ю., Закирова Т.В. Семейное воспитание как процесс трансляции идеалов и ценностей культуры. Социодинамика. 2023; № 9: 18–32.
17) Романенко Л. В. Роль семьи в формировании личности ребёнка //Наука, образование и культура. – 2021. – №. 3 (18). – С. 30-32.
18) Сорокина Е. В. Понятие семейного воспитания, детско-родительских отношений, нарушения семейного воспитания // Вопросы устойчивого развития общества. – 2022. – №. 2. – С. 61-68.
19) Тарабукина Е.А., Прокопьева М.М. Роль семейных традиций в воспитании духовно-нравственных качеств подрастающего поколения. Современное образование: традиции и инновации. – 2020. – № 3. – С. 214–216.
20) Хоменко И. А. К вопросу об определении понятия" семейное воспитание" //Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. – 2020. – Т. 17. – №. 1. – С. 88-92.