Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД ПЛАНИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ «ГОРОД ТОМСК» И «ГОРОД ТЮМЕНЬ»)

Работа №186028

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

Государственное и муниципальное управления

Объем работы67
Год сдачи2017
Стоимость4670 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 3
Введение 3
1 Бюджетное планирование в Российской Федерации 5
1.1 Бюджетный процесс в Российской Федерации -
1.2 Понятие и сущность бюджетного планирования 10
1.3 Принципы и методы бюджетного планирования 14
2 Сущность и значение программно-целевого метода планирования бюджета 19
2.1 Сущность программно-целевого метода планирования бюджета -
2.2 История становления программно-целевого метода 23
2.3 Нормативно-правовое регулирование использования программно-целевого
метода в Российской Федерации на современном этапе 28
2.4 Преимущества и недостатки программно-целевого метода планирования бюджета 35
3 Использование программно-целевого метода планирования бюджета в
муниципальных образованиях «Город Томск» и «Город Тюмень» 39
3.1 Анализ бюджетов муниципальных образований «Город Томск» и «Город Тюмень» -
3.2 Анализ нормативно-правовых актов, регламентирующих использование
программно-целевого метода планирования бюджета в муниципальных образованиях
«Город Томск» и «Город Тюмень» 47
3.3 Практика планирования бюджета программно-целевым методом в муниципальных
образованиях «Город Томск» и «Город Тюмень» 50
Заключение 54
Список использованной литературы 56
Приложения

Программно-целевой метод планирования бюджета является одним из основных методологических подходов в современной экономике и активно применяется при составлении бюджетов на государственном и муниципальном уровнях управления. Кратко данный метод можно охарактеризовать как бюджетирование, направленное на результат.
Основная идея программно-целевого метода планирования бюджета заключается во взаимной увязке затрат и результатов на всех этапах бюджетного процесса. При этом основные цели, на которые ориентируется бюджетирование в рамках данной модели, - повышение социальной и экономической эффективности расходов и достижение лучших результатов при меньших затратах.
Неоспоримыми преимуществами использования программно-целевого метода являются: обеспечение прозрачности бюджета, ответственность главных администраторов бюджета вследствие четкого распределения обязанностей и контрольных функций над реализацией каждой конкретной программы, направленность на достижение целей долгосрочного характера, способствование эффективному социально-экономическому развитию территории.
Данный метод бюджетного планирования зарекомендовал себя высокоэффективным уже во всем мире. Так, США стали применять программно-целевой метод еще с конца 1950¬х годов. В России же первые попытки внедрения программно-целевого планирования были предприняты значительно позднее - в 1995 году. Причем, на полномасштабное применение программно-целевого метода в бюджетном процессе Российская Федерация перешла лишь в 2014 году. Новизна использования программно-целевого метода и обусловливает его актуальность.
Исследование практики применения программно-целевого метода планирования расходов, на примере местных бюджетов, показало, что данный метод, зачастую, применяется формально и основным критерием его эффективности считается освоение объема денежных средств, а не достижение определенного результата социально-экономической направленности.
Цель данной работы - проведение сравнительного анализа использования инструмента программно-целевого метода планирования бюджета в муниципальных образованиях «Город Томск» и «Город Тюмень». Для реализации данной цели выделены следующие задачи:
• дать характеристику бюджетному планированию в РФ;
• дать характеристику программно-целевому методу планирования бюджета;
• проанализировать бюджеты муниципальных образований «Город Томск» и «Город Тюмень»;
• проанализировать программы, организационные аспекты и документы, относящиеся к программно-целевому планированию бюджетов муниципальных образований «Город Томск» и «Город Тюмень»;
• провести сравнительный анализ расходных частей бюджетов муниципальных образований «Город Томск» и «Город Тюмень».
Объектом исследования является программно-целевой метод планирования местного бюджета.
Предмет исследования: бюджеты муниципальных образований «Город Томск» и «Город Тюмень».
Методы исследования: анализ документов, экономическое описание, экономический анализ, системный подход.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Сущность программно-целевого метода планирования бюджета заключается в концентрации ресурсов на достижении конкретных социально -значимых целей.
Данный метод позволяет обеспечить прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами политики публично-правового образования.
Неоспоримыми преимуществами программно-целевого метода планирования бюджета по сравнению с нормативным (постатейным) методом являются повышение эффективности деятельности органов власти и местного самоуправления, более рациональное распределение ограниченных бюджетных ресурсов, тесная связь бюджета со стратегическими целями развития территорий.
Однако, несмотря на преимущества программно-целевого метода, на практике его эффективное применение связано с рядом сложностей: недочетами нормативно-правовой базы на всех уровнях управления, несовершенством методологии, формальностью применения и т.д.
Проблема эффективного использования программно-целевого метода планирования местного бюджета актуальна для проанализированных муниципальных образований.
На основании анализа нормативно-правовой базы, бюджетов, отчетов о ходе реализации муниципальных программ, можно выделить целый ряд слабых сторон в применении программно-целевого метода планирования в анализируемых муниципальных образованиях.
Одной из острых проблем является направленность муниципалитетов на полное освоение бюджетных ассигнований, выделенных на реализацию действующих программ, а не на достижение важных социально-экономических целей развития территории. Данное заключение сделано на основе отчетности муниципальных образований «Город Томск» и «Город Тюмень» о реализации муниципальных программ.
Еще одной проблемой является формирование ключевых показателей результативности на основании ретроспективных данных, то есть показатели формируются на основании достигнутых в отчетном периоде значений. Прежде всего, это говорит об отсутствии гибкости и адаптивности в использовании программно-целевого метода планирования.
Тесно связанной с вышеупомянутой проблемой является проблема использования формальных индикаторов в муниципальных программах, когда по факту берутся показатели, которые априори будут достигнуты и (или) имеют слабое отношение к цели, на достижение которой направлена конкретная муниципальная программа. Это говорит о недостаточном аналитическом сопровождении при разработке, формулировке и расчете плановых показателей и является серьезной методологической проблемой, требующей решения.
Несмотря на все вышеперечисленные проблемы, на основании анализа можно сделать заключение, что программно-целевой метод в муниципальном образовании «Город Томск» применяется более эффективно, чем в муниципальном образовании «Город Тюмень». Этому поспособствовали следующие факторы:
• более структурированная и подробная методология;
• подробное обоснование финансовых затрат;
• комплексность применяемых мероприятий.
Подготовка программных бюджетов предполагает повышение прогнозируемости и управляемости мероприятий, реализуемых в рамках муниципальных программ. Как результат, с внедрением практики программного бюджетирования связаны ожидания дальнейшего роста эффективности использования ограниченных бюджетных ресурсов, что в текущих кризисных условиях приобретает огромное значение. В то же время, приходится констатировать, что программное бюджетирование в муниципалитетах находится лишь на начальном этапе становления.



1. Конституция Российской Федерации: принята 12 дек. 1993г. [Электронный
ресурс]: КонсультантПлюс: справ. правовая система. – Электрон. дан. – М.,2017. – URL:
http://www.consultant.ru (дата обращения: 01.06.2017).
2. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ ( в ред. От
28.03.2017) // Гарант : информационно-правовой портал. – Электрон. дан. – М., 2017. – URL:
http://www.garant.ru (дата обращения: 12.05.2017).
3. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ
[Электронный ресурс]: федеральный закон Рос. Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ // Гарант
: информационно-правовой портал. – Электрон. дан. – М., 2017. – URL: http://www.garant.ru
(дата обращения: 12.05.2017).
4. Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности
государственных программ Российской Федерации [Электронный ресурс]: постановление
Правительства Рос. Федерации от 2 июня 2010 г. № 588 // КонсультантПлюс: справ. правовая
система. – Электрон. дан. – М.,2017. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения:
01.06.2017).
5. О бюджетном процессе в Томской области [Электронный ресурс]: закон
Томской области от 11 октября 2007г. № 231-ОЗ // КонсультантПлюс: справ. правовая
система. – Электрон. дан. – М., 2017. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения:
01.06.2017).
6. Афанасьев М.П. Технология подготовки программного бюджета / М.П.
Афанасьев // Академия бюджета и казначейства. Финансовый журнал. – 2010. – № 3. – С. 1 –
28.
7. Белостоцкий А.А. Бюджетное планирование и прогнозирование: учебник. /
А.А.Белостоцкий. – Курск: Университетская книга, 2015. – 325 с.
8. Годовой отчет об исполнении бюджета [Электронный ресурс]: Официальный
сайт Департамента финансов и налоговой политики Администрации города Тюмени. –
Электрон. дан. – Тюмень, 2017. – URL: http://depfin.tyumen-city.ru (дата обращения:
06.06.2017).
9. Золотарева Г.И. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. пособие. /
Г.И. Золотарева. – М.: Кнорус, 2014. – 232 с.
10. Инвестиции и строительство [Электронный ресурс]: Официальный портал
муниципального образования «Город Томск». – Электрон. дан. – Томск, 2017. – URL:
http://www.admin.tomsk.ru (дата обращения: 11.06.2017).
11. Истомина Н.А. Временной и мотивационный аспекты концепции
бюджетирования, ориентированного на результат: сущность и специфика проявления / Н.А. Истомина // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2014. – № 37. – С. 41 – 52.
12. Киянова Л.Д., Литвинова Т.И. Сущность программно-целевого метода как
инструмента управления социально-экономическим развитием территории / Л.Д. Киянова,
Т.И.Литвинова // Новые технологии. – 2014. - № 2. – С. 74 – 79.
13. Коломыц О.Н. Преимущества и недостатки использования программно-целевого метода планировании при решении социально-экономических проблем территорий
/ О.Н. Коломыц // Новая наука: опыт, традиции, инновации. – 2016. – № 2 (65). – С. 213 – 218.
14. Кравченко А.О. Целевые программы и их роль в управлении расходами
бюджетов / А.О. Кравченко // Государственный аудит. Право. Экономика. – 2015. – № 2. – С.
59 – 65.
15. Лучшие города по качеству жизни [Электронный ресурс]: Финансовый
Университет при Правительстве РФ. – Электрон.дан. – М., 2017. – URL: http://www.fa.ru
(дата обращения: 11.06.2017).
...35


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ