Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 20 дошкольников в возрасте 5-6 лет с верифицированным диагнозом ОНР III уровня.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ РАССКАЗЫВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7
1.1 Психолого-педагогические особенности развития речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 7
1.2 Теоретические подходы к обучению рассказыванию дошкольников 9
1.3 Методические аспекты обучения рассказыванию дошкольников с ОНР 13
Выводы по Главе 1 16
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ РАССКАЗЫВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 17
2.1 Организация и проведение констатирующего исследования 17
2.2 Разработка и реализация формирующего этапа исследования 20
2.3 Анализ результатов контрольного этапа исследования и оценка эффективности предложенной методики 23
Выводы по Главе 2 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 32
Острота вопроса эволюции когерентной вербальной коммуникации у детей дошкольного периода, в особенности у тех, кто манифестирует общее недоразвитие речи (ОНР), детерминирована не только императивами благополучной адаптации к схоластическому процессу, но и становлением полноценной персоны в целом. Когерентная вербальная коммуникация является краеугольным инструментом интеракции, дозволяющим юному индивидууму эксплицировать свои ментальные конструкты, эмоции, устанавливать социальные связи и плодотворно взаимодействовать с окружающей реальностью. Обладание навыками наррации, ретрансляции, дескрипции объектов и событий – это не просто лингвистическая прерогатива, а базис для эволюции когнитивных процессов, таких как мышление, мнемические способности, аттенция и имажинация.
В современных реалиях возросли прескрипции к уровню прелиминарной подготовки детей к освоению знаний в образовательном учреждении. Благополучное освоение схоластической программы находится в прямой зависимости от сформированности у ребенка когерентной вербальной коммуникации, умения секвенциально и логично излагать собственные мысли, понимать и интерпретировать перцептивно воспринятое и прочитанное. Дети с ОНР сталкиваются со значительными сложностями в формировании когерентной вербальной коммуникации, что манифестируется в лимитированном лексическом запасе, аграмматизмах, затруднениях в конструировании сложных синтаксических единиц, нарушении логической секвенции изложения и скудости экспрессивных средств. Эти дефицитарные проявления, несомненно, оказывают негативное воздействие на их дидактическую деятельность, затрудняют процесс социализации и девальвируют самооценку.
В свете вышеизложенного, целью данного изыскания является разработка и верификация методики обучения наррации дошкольников с общим недоразвитием речи, ориентированной на формирование и совершенствование навыков когерентного монологического высказывания.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи. Первоочередной задачей является скрупулезное рассмотрение психолого-педагогической и логопедической литературы по проблеме эволюции когерентной вербальной коммуникации у дошкольников с ОНР. Далее предстоит установить специфику нарушений когерентной вербальной коммуникации у детей с ОНР. Не менее значимым этапом является изучение существующих методических подходов к обучению наррации дошкольников и их адаптация к потребностям детей с ОНР. Затем необходимо разработать и верифицировать коррекционно-развивающую программу, ориентированную на формирование навыков наррации у дошкольников с ОНР, с инкорпорированием мнемотехник, моделирования, игровых ситуаций. Завершающим этапом станет оценка эффективности разработанной методики путем компаративного анализа результатов до и после имплементации коррекционно-развивающей программы.
Объектом данного научного поиска является процесс обучения наррации дошкольников с ОНР.
Предметом данного научного поиска выступает методика обучения наррации дошкольников с ОНР, базирующаяся на деятельностном подходе, инкорпорировании визуальных опор и стимулировании креативных способностей.
Гипотеза данного научного поиска заключается в том, что разработанная методика обучения наррации с использованием мнемотехник, моделирования, игровых ситуаций будет способствовать более эффективному становлению навыков когерентной вербальной коммуникации, улучшению логической секвенции изложения, аугментации лексического запаса и развитию экспрессивности вербальной коммуникации у дошкольников с ОНР.
В процессе данного научного поиска будут задействованы следующие методы: теоретическое рассмотрение литературы, обсервация, вербальная интеракция, констатирующий, формирующий и контрольный этапы исследования, квантитативный и квалитативный анализ данных.
Теоретическая значимость данного научного поиска заключается в систематизации теоретических знаний об эволюции когерентной вербальной коммуникации у дошкольников с ОНР, дефиниции специфики нарушений и обосновании необходимости интегративного подхода к коррекции вербальных дефицитов.
Практическая значимость данного научного поиска состоит в разработке методических директив для логопедов и педагогов дошкольных образовательных учреждений, создании коррекционно-развивающей программы, которая может быть имплементирована в практической работе с детьми, манифестирующими ОНР.
Данная работа состоит из вводной части, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Первая глава посвящена теоретическим основаниям обучения наррации дошкольников с ОНР, вторая – дескрипции и анализу результатов эмпирического исследования. В заключении представлены выводы по результатам изыскания и рекомендации по дальнейшей имплементации разработанной методики.
Проведенное исследование, посвященное методике обучения рассказыванию дошкольников с общим недоразвитием речи, позволило достичь поставленной цели – разработать и апробировать эффективную коррекционно-развивающую программу, направленную на формирование и совершенствование навыков связного монологического высказывания у данной категории детей. Решенные в процессе работы задачи, включающие в себя анализ теоретических основ проблемы, выявление специфики речевых нарушений у детей с ОНР, адаптацию существующих методик и проведение эмпирического исследования, позволили получить значимые результаты, подтверждающие гипотезу о положительном влиянии разработанной методики на развитие связной речи дошкольников.
Констатирующий этап исследования выявил, что у большинства детей с ОНР III уровня, участвовавших в исследовании, наблюдается средний и низкий уровень сформированности навыков рассказывания. Дети испытывали трудности в установлении логической последовательности событий, составлении связных рассказов, использовании разнообразного лексического материала и грамматически правильном оформлении высказываний. Эти данные подчеркнули актуальность проблемы и необходимость разработки специализированных методик, учитывающих особенности речевого развития детей с ОНР.
Разработанная коррекционно-развивающая программа, основанная на принципах комплексности, деятельностного подхода, индивидуализации, систематичности и наглядности, включала в себя разнообразные методы и приемы, направленные на активизацию речевой деятельности детей, развитие их творческих способностей и формирование навыков связной речи. Использование мнемотехники, моделирования, игровых ситуаций, опорных слов и составления плана рассказа оказалось эффективным инструментом в коррекционной работе с детьми с ОНР.
Результаты контрольного этапа исследования продемонстрировали значительную положительную динамику в развитии навыков рассказывания у детей экспериментальной группы после реализации программы. По сравнению с контрольной группой, в экспериментальной группе значительно увеличилось количество детей с высоким уровнем сформированности навыков рассказывания и снизилось количество детей с низким уровнем. Статистический анализ подтвердил значимость различий между группами, что свидетельствует об эффективности предложенной методики. Качественный анализ рассказов детей экспериментальной группы также показал положительные изменения: рассказы стали более полными, связными, грамматически правильными и лексически разнообразными.
Общая оценка разработанной методики свидетельствует о ее практической ценности и возможности использования в работе логопедов дошкольных образовательных учреждений. Предложенная программа может быть адаптирована к различным условиям и контингенту детей, учитывая их индивидуальные особенности и потребности.
В заключение, можно с уверенностью сказать, что проведенное исследование внесло определенный вклад в развитие теории и практики логопедии и может быть использовано для совершенствования системы коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР. Полученные результаты подтверждают необходимость комплексного подхода к развитию связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями и подчеркивают важность использования современных методов и приемов, адаптированных к индивидуальным особенностям каждого ребенка.
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие. - М., 2020. - 400 с.
2. Антипова Ж. В. Методика обучения детей русскому языку в дошкольных учреждениях: учеб. пособие. - М., 2022. - 220 с.
3. Арбекова Н. Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР: конспекты фронтальных занятий логопеда. - М., 2021. - 172 с.
4. Визель Т. Г. Аномалии речевого развития ребенка. - М., 2022. - 48 с.
5. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий. - М., 2020. - 144 с.
6. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. - М., 2018. - 58 с.
7. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - М., 2024. - 166 с.
8. Детство: программа развития и воспитания детей. В. И. Логинова [и др.]. - СПб., 2024. - 244 с.
9. Домородская З. А. Диагностика речевого развития дошкольников: метод. пособие. - М., 2007. - 136 c.
10. Корицкая Е. Г. Развитие речи: дети 5-7 лет. - М., 2019. - 160 с
11. Лебедева И. Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине. - СПб., 2019. - 175 с.
12. Логопедия. Л. С. Волкова [и др.]. - М., 2022. - 703 с.
13. Сидорчук Т. А. Технологии развития связной речи дошкольников. - Ульяновск, 2023. - 95 с.
14. Текучев И. В. Теория и методика преподавания русского языка. - М., 2022. - 188 с.
15. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. - М., 2021. - 96 c.
16. Фомичева М. Ф. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: учеб. пособие. - М., 2022. - 200 с.