Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование ценностных отношений младших школьников через изучение произведений устного народного творчества на уроках литературного чтения (Пермский профессионально-педагогический колледж)

Работа №186010

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

методика преподавания

Объем работы31
Год сдачи2025
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа носит методический характер.

ВВЕДЕНИЕ....3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.6
1.1. Понятие и сущность ценностных отношений в младшем школьном возрасте....6
1.2. Психолого-педагогические особенности формирования ценностей у младших школьников..9
1.3. Воспитательный потенциал произведений устного народного творчества в формировании ценностных ориентаций...12
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ СРЕДСТВАМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА...16
2.1. Методические подходы к использованию устного народного творчества на уроках литературного чтения...16
2.2. Анализ и отбор произведений устного народного творчества для формирования ценностных ориентиров...19
2.3. Практическое применение: конспекты и фрагменты уроков по формированию ценностей у младших школьников...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...29

Современная система образования ориентирована не только на передачу знаний, но и на воспитание личности, способной осмысленно воспринимать мир, взаимодействовать с окружающими и принимать ответственные решения. Особое значение в этом процессе приобретает формирование ценностных отношений у детей младшего школьного возраста. Именно в этот период происходит становление нравственных ориентиров, осознание добра и зла, формирование отношения к себе, другим людям и окружающей действительности.
Одним из эффективных средств воспитания нравственно развитой личности выступает устное народное творчество, обладающее глубоким содержанием, нравственным зарядом и богатым педагогическим потенциалом. Через сказки, пословицы, былины и другие жанры фольклора ребенок приобщается к культурному наследию народа, осваивает образцы достойного поведения, усваивает морально-этические нормы. Уроки литературного чтения в начальной школе создают благоприятные условия для формирования у учащихся устойчивых ценностных установок, опирающихся на культурные традиции.
Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью поиска действенных педагогических средств формирования ценностных ориентаций младших школьников. В условиях роста социокультурных противоречий и нравственного релятивизма важно использовать ресурсы традиционной культуры как фундамент нравственного воспитания. Устное народное творчество, будучи частью народной педагогики, позволяет педагогам органично внедрять воспитательные компоненты в образовательный процесс и формировать у детей осмысленное отношение к базовым человеческим ценностям.
Целью данной курсовой работы является теоретическое обоснование и практическое раскрытие возможностей формирования ценностных отношений младших школьников на уроках литературного чтения через произведения устного народного творчества.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть содержание и особенности ценностных отношений в младшем школьном возрасте;
2. Проанализировать психолого-педагогические условия формирования ценностей у младших школьников;
3. Обосновать воспитательный потенциал устного народного творчества как средства формирования нравственных ориентиров;
4. Изучить методические подходы к организации уроков литературного чтения с включением произведений фольклора;
5. Осуществить отбор фольклорных произведений, способствующих формированию ценностей;
6. Разработать и проанализировать практические материалы по формированию ценностных установок на основе устного народного творчества.
Объектом исследования выступает процесс воспитания ценностных отношений у младших школьников.
Предметом исследования является методика формирования ценностных отношений учащихся начальных классов средствами устного народного творчества на уроках литературного чтения.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что систематическое и целенаправленное использование произведений устного народного творчества на уроках литературного чтения способствует более эффективному формированию ценностных отношений у младших школьников.
Методологическую основу работы составляют принципы личностно-ориентированного и культурологического подходов в образовании. В исследовании применялись теоретические методы (анализ психолого-педагогической и методической литературы, обобщение педагогического опыта), а также практические (наблюдение, анализ уроков, проектирование педагогических решений).
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение, список использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе исследования, посвященного формированию ценностных отношений у младших школьников через изучение произведений устного народного творчества на уроках литературного чтения, были рассмотрены теоретические и практические аспекты данного процесса. В первой главе работы были изучены понятие ценностных отношений, их структура и функции в образовательном процессе начальной школы. В ходе анализа была подчеркнута важность формирования ценностей на уровне начального образования, поскольку именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения и нравственного развития личности.
Во второй главе работы рассматривалась методика использования устного народного творчества для формирования ценностных ориентиров у младших школьников. Рассмотрены принципы отбора фольклорных произведений для учебного процесса, а также методы и формы работы с ними на уроках литературного чтения. Показано, что именно через активное обсуждение произведений, анализ нравственных уроков, заключенных в фольклоре, дети могут развивать такие важнейшие качества, как честность, доброта, уважение к окружающим, и, в конечном итоге, формировать устойчивую систему ценностных ориентиров.
Результаты исследования подтверждают гипотезу о том, что использование произведений устного народного творчества на уроках литературного чтения способствует формированию у младших школьников основ нравственных ценностей. Применение фольклора в образовательном процессе, основанное на глубоком анализе нравственных смыслов, позволяет детям осознать важность моральных норм в обществе и применять их в своей жизни. Это, в свою очередь, способствует развитию эмоциональной и социальной компетентности школьников, их способности к самооценке и принятию моральных решений.
В заключение следует подчеркнуть, что фольклор, являясь важнейшей частью культурного наследия, играет незаменимую роль в процессе формирования ценностных ориентиров у младших школьников. Он представляет собой не только кладезь народной мудрости и исторического опыта, но и мощный инструмент воспитания нравственности, который оказывает непосредственное влияние на развитие личности ребенка. Благодаря своей универсальности и многозначности, фольклор способствует формированию у детей таких важных качеств, как честность, доброта, уважение, чувство справедливости и ответственности, что особенно важно в процессе становления их моральных ориентиров. Кроме того, произведения устного народного творчества, такие как сказки, пословицы, былины и легенды, являются своего рода зеркалом, отражающим нравственные и этические нормы общества, что позволяет детям не только воспринимать эти нормы, но и активно их осваивать. Они позволяют ребенку понять, что такое добро и зло, справедливость и несправедливость, что является важной частью нравственного воспитания. Через анализ фольклорных текстов, обсуждение нравственных дилемм, выявление моральных уроков, заложенных в этих произведениях, дети учатся осознавать последствия своих поступков и лучше понимать окружающий мир.
Фольклор также способствует развитию культурной идентичности детей, углубляя их знания о традициях и истории народа. Включение фольклора в образовательный процесс помогает детям почувствовать свою принадлежность к определенной культурной традиции, что играет важную роль в формировании их социальной и культурной самобытности. В результате фольклор становится не только ценным средством познания, но и активным фактором, влияющим на воспитание гармонично развитой личности, что подчеркивает его неоценимую значимость в педагогической практике начальной школы.



1. Ахтырская, Е. Н. Изучение фольклора в начальной школе / Е. Н. Ахтырская // Начальная школа. — 2014. — № 11. — С. 3-9.
2. Ахтырская, Е. Н. Литературное развитие младших школьников на основе изучения фольклора / Е. Н. Ахтырская // Начальная школа. — 2015. — № 3. — С. 97-100.
3. Батурина, Г. И. Народная педагогика в воспитании дошкольников / Г. И. Батурина. - М.: 1995.- 238 с.
4. Бахтин, Ю. В. От былины до считалки: рассказы о фольклоре / Ю. В. Бахтин. — Л. : Детская литература, 1988. — 191 с.
5. Бережнова, Л. Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. Н. Бережнова. – М.: Академия, 2007. - 240 с.
6. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников: вопросы теории/ Н. И. Болдырев. – М.: Педагогика, 1979. –224 с.
7. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г. Н. Волков. – М.: Академия, 1999. – 168 с.
8. Горецкий, В.Г. Народное творчество // Начальная школа. – 1991. – № 4. / В. Г. Горецкий. – 46с.
9. Гусейнова, А. А. Словарь по этике. под. ред. И.С. Кона. – 6-е изд./ А. А. Гусейнова. – М.: Политиздат, 1989. – 447с.
10. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин // Методические рекомендации по разработке авторских учебных программ. — М. : Просвещение, 1995. — С. 57.
11. Жданова, Н. Использование фольклора в обучении и воспитании младших школьников / Н. Жданова // Методические рекомендации по разработке авторских учебных программ. — 2012. — № 4. — С. 44.
12. Казачкова, С. П., Умнова, М. С. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности. — 3-е изд., стереотип. — М. : Планета, 2014. — 256 с.
13. Каирова, И. А. Азбука нравственного воспитания. Под ред.д. А35 чл. АПН СССР О. С. Богдановой. Изд. 2-е, перераб. И доп./ И. А. Каирова. - М.: «Просвещение», 1975. - 320с.
14. Кац, Э. Э. Литературное чтение: 2 класс: рабочая тетрадь к учебнику Э. Э. Кац «Литературное чтение»: в 2 ч. / Э. Э. Кац. — М. : АСТ: Астрель, 2015.
15. Кац, Э. Э. Литературное чтение: 2 класс: учебник: в 2 ч. / Э. Э. Кац. — 2015.
16. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст]: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова. – М.: Академия, 2000. –176с.
17. Королева Т.П. работа с пословицами на уроках русского языка. Начальная школа. 2000, №7, с.58 - 61.
18. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи/ Институт общегуманитарных исследований, 2002. - 160с.
19. Курзова, Н.А. О формировании нравственной культуры личности / Н. А. Курзова. - Л.: 1987. –238с.
20. Левчук, З. А. Нравственно воспитание личности: учебно – методические рекомендации / З. А. Левчук. – Брест: Бел ГУ, 2002. – 43с.
21. Лепкина, А. И. О нравственной жизни школьника/ А. И. Лепкина. - М.: Знание, 1978. – 48с.
22. Лихачев, Б. Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б. Т. Лихачев. – М.: Прометей, Юрайт, 1998. – 464с.
23. Лихачев, Б. Т. Философия воспитания. Специальный курс: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Б. Т. Лихачев. – М.: Прометей, 1995. – 282с.
24. Маранцман, В. Г. Литературное и речевое развитие школьников в их взаимосвязи и специфике / В. Г. Маранцман // Литературное и речевое развитие школьников: Сб. науч. тр. — СПб. : Образование, 1992. — С. 68-70.
25. Мельников, М. Н. Русский детский фольклор: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / М. Н. Мельников. — М. : Просвещение, 1987. — С. 11.
26. Мельников, М. Н. Русский детский фольклор: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.»/ М. Н. Мельников. – М.: Просвещение, 1987. – 240с.
27. Миронов, А. В. Как построить урок в соответствии с ФГОС / А. В. Миронов. — Волгоград : Учитель, 2014. — 174 с.
28. Молдавская, Н. Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения / Н. Д. Молдавская // Методические рекомендации по разработке авторских учебных программ. — М. : Просвещение, 1976. — С. 64-84.
29. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. — М. : [Издательство не указано], 1988. — 79 с.
30. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-метод. Пособие / Под. ред. Т.В. Волосовец, - М.: В. Секачев, 2002. - 256с.
31. Рендакова Е.М. использование методик для развития речи младших школьников. Начальная школа. 2000. №11, с.34 - 37
32. Романовская, З. И. Чтение и развитие младших школьников: Приобщение детей к художественной литературе как к искусству / З. И. Романовская // Методические рекомендации по разработке авторских учебных программ. — М. : Педагогика, 1982. — С. 78.
33. Рыжкова, Т. В. Теоретические основы и технологии начального литературного образования / Т. В. Рыжкова // Методические рекомендации по разработке авторских учебных программ. — М. : Академия, 2007. — С. 72.
34. Сердюк, М. А. Об изменении подходов к изучению фольклора в начальной школе / М. А. Сердюк // Начальная школа. — 2011. — № 2. — С. 8-11.
35. Стрельцова, Л. Е. Литература и фантазия: кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Л. Е. Стрельцова. – М.: Просвещение, 1992. – 256с.
36. Харламов, И. Ф. Нравственное воспитание школьников: пособие для класс. руководителей/ И. Ф. Харламова. – М.: Просвещение, 1983. – 160 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ