СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ РАЗЛИЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ В СВЯЗИ С ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫМИ И РЕГУЛЯТОРНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ
ОБУЧАЕМЫХ
АННОТАЦИЯ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основания исследования профессиональной
идентичности студентов-психологов 9
1.1. Понятие профессиональной идентичности в научных подходах 9
1.2. Современные подходы к пониманию профессиональной идентичности
в помогающих профессиях 23
1.3 Модель профессиональной идентичности на уровне структурных характеристик 29
Выводы по главе 1 37
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи структурных характеристик профессиональной идентичности у студентов-психологов 39
2.1. Программа эмпирического исследования 39
2.2. Результаты эмпирического исследования 45
2.3. Интерпретация результатов эмпирического исследования 59
2.4. Рекомендации по итогам эмпирического исследования 65
Выводы по главе 2 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Текст опросника 81
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Корреляции между переменными исследования по группе 152 человек 82
Актуальность. В современных условиях динамично меняющегося мира профессионал должен быть гибким, активным и устойчивым к переменам, чтобы успешно адаптироваться и реализовать свой профессиональный потенциал. Профессиональная идентичность играет ключевую роль в этом процессе: её целостное становление повышает ответственность за легитимность профессии психолога, укрепляя доверие общества и обеспечивая высокое качество психологической помощи.
Однако, несмотря на её значимость, наблюдается полисемичность и многоаспектность профессиональной идентичности, что приводит к разногласиям в интерпретации и фокусировке исследований, ограничивая их изучение конкретными профессиями (педагогических, медицинских), отдельными аспектами (например, эмпатия, самоэффективность) или теоретическими подходами (теория социальной идентичности, теория развития), каждый из которых также по-своему трактует характеристики оценок профессионалом себя в связи со своей принадлежностью к профессии. Терминологическая разобщенность затрудняет дифференциацию объекта исследования от смежных понятий и препятствует его адекватному эмпирическому изучению (усложняет интеграцию результатов исследований и создание единой теоретической базы). В итоге, это сдерживает создание эффективных психологических методик оценки профессиональной идентичности для начинающих специалистов, а также современных психолого-педагогических практик, способствующих ее полноценному формированию на этапе получения высшего образования.
Принимая во внимание параллели со смежными профессиями, реализующие помогающие, реабилитационные функции по отношению к нашим современникам, следует отметить, что существует потенциал для трансфера ценного опыта в формировании идентичности профессионалов социономических профессий, а также необходимость в дальнейших
исследованиях, фокусирующихся на динамике становления
профессиональной идентичности психологов. Данная тематика крайне важна в наше время не только в связи с тем, что кардинально меняется традиционное содержание многих профессий в системе «человек-человек», к которым относятся и психологические специальности. Но также благодаря входу в мир профессий представителей новых поколений, которые по своему жизненному опыту, психологическому складу, направленностям, поведенческим особенностям значимо отличаются от представителей предыдущих возрастных когорт, поскольку они являются коренными жителями цифрового мира, который создает уникальную социальную среду для становления новых человеческих качеств. Кроме особенностей современных социальных институтов и специфики личностных качеств молодых людей проблема обретения ими профессиональной идентичности усложняется тем, что существует теоретический дефицит знаний и концепций относительно ее структуры, отсутствие четкого понимания принципов интеграции в целостную систему её структурных компонентов, находящихся в сложных взаимодействиях, обеспечивающих реальную успешность молодого специалиста в своей профессии. В связи с этим, перспективным представляется изучение профессиональной идентичности как многомерного конструкта, где осознанное представление о себе как профессионале можно измерить через выраженность определенных обобщенных измерений, раскрывающих контексты взаимосвязи психологического содержания личностных характеристик молодых людей и специфических особенностей осваиваемой ими профессии.
Объект исследования: Профессиональная идентичность студентов- психологов.
Предмет исследования: Становление профессиональной
идентичности студентов-психологов в связи с ценностными, смысловыми и регуляторными особенностями обучаемых.
Цель исследования: Определение особенностей становления профессиональной идентичности студентов-психологов в связи с их ценностными, смысловыми и регуляторными особенностями в динамике профессионального развития на этапе обучения в вузе.
Задачи исследования:
1. Систематизировать и описать теоретико-методологические подходы к понятию «профессиональная идентичность», а также определить её структурные характеристики и особенности развития;
2. Разработать и обосновать комплекс психодиагностических методик,
предназначенный для изучения различных измерений
профессиональной идентичности;
3. Эмпирически выявить взаимосвязи между становлением профессиональной идентичности и сформированностью её структурных характеристик у студентов-психологов;
4. Интерпретировать результаты исследования, выявив общие тенденции становления профессиональной идентичности у студентов-психологов в зависимости от выраженности их ценностных, смысловых и регуляторных особенностей;
5. Разработать рекомендации по совершенствованию формирования их профессиональной идентичности с учетом результатов проведенного эмпирического исследования.
Гипотеза исследования: Закономерности развития структурных характеристик многомерного конструкта профессиональной идентичности на этапе профессионального обучения в вузе, отражающие ее ценностные, смысловые и регуляторные особенности, проявляются в общих тенденциях ее становления, а также в специфических особенностях, определяемых специализацией студентов-психологов.
Теоретико-методологическую основу исследования составили концепции, теории и принципы, представленные в работах, связанных с тематикой настоящего исследования, в частности:
1. Теория психосоциального развития (Э. Эриксон): кризис идентичности,
стадии психосоциального развития;
2. Социокультурный подход к идентичности (Э. Фромм, Д.А. Леонтьев,
Дж. Мид): социальная идентичность, личная идентичность,
взаимодействие индивида и общества;
3. Деятельностный подход к профессиональной идентичности (А. Ватерман, Дж. Марсиа, Ю.П. Поваренков, Л.Б. Шнейдер, У.С. Родыгина, Т.С. Тимофеева): ценностно-смысловая сфера личности, мотивация, самореализация, профессиональная деятельность как средство самореализации.
Теоретические методы исследования: анализ, синтез, обобщение информации, включенной в научные работы, посвященные изучению профессиональной идентичности.
Эмпирические методы исследования:
1. Методика исследования профессиональной идентичности (МИПИ) Л.Б. Шнейдер;
2. Модифицированная методика «Ценностные ориентации» М. Рокича;
3. Опросник профессиональной идентичности студентов - будущих психологов (У.С. Родыгина);
4. Шкала метакогнитивной регуляции трудных жизненных ситуаций (МиРТЖС) (И.А. Филенко, С.А. Богомаз);
5. Тест диагностики рефлексии деятельности (В.Д. Шадриков, С.С. Кургинян);
6. Анкета с открытыми вопросами на выявление жизненных смыслов обучаемых в связи с будущей профессией.
Статистическая обработка данных включала применение критериев различия, а также корреляционный и факторный анализ. Применение статистических методов анализа было реализовано на базе пакета программ JASP 16.0.4.
Характеристики выборки: 152 студента второго, третьего и
четвертого курсов Факультета психологии Томского государственного университета по направлениям подготовки «Клиническая психология» (83) и «Психология» (69), возраста от 18 до 26 лет, а также 17 экспертов - преподавателей Факультета психологии ТГУ со стажем работы в области психологии от 6 до 50 лет.
Исследование проводилось в период с 10.02.2025 г. по 17.05.2025 г. и включало 4 этапа:
1. Подготовка программы исследования и комплекса
психодиагностических методик;
2. Экспертный опрос: сбор эмпирических данных посредством проведения опроса среди экспертов в области психологии;
3. Студенческий опрос: сбор первичных данных посредством опроса студентов, обучающихся по психологическим направлениям подготовки;
4. Аналитико-интерпретационный этап: систематизация и
интерпретация полученных эмпирических данных с целью выявления общих тенденций в процессе становления профессиональной идентичности у студентов-психологов.
Теоретическая значимость работы:
1. Развита и конкретизирована теоретическая модель
профессиональной идентичности студентов-психологов,
интегрирующая психосоциальные, социокультурные и
деятельностные аспекты ее формирования, что расширяет понимание изучаемого феномена;
2. Выявлены взаимосвязи между рефлексивными способностями, регуляторными особенностями, конативными и личностными ориентациями в структуре профессиональной идентичности, что углубляет понимание механизмов формирования профессиональной идентичности;
3. Определены общие характеристики динамики компонентов профессиональной идентичности студентов-психологов, а также их особенности, связанные с учетом специфики специализации, что позволяет конкретизировать и дифференцировать подходы к психолого-педагогическому сопровождению студентов в процессе их профессионального становления.
Практическая значимость работы: обусловлена возможностью использования результатов данного исследования для оптимизации психолого-педагогических технологий, связанных с формированием профессиональной идентичности, направленных на формирование смыслового, ценностного, регуляторного и рефлексивного измерений профессиональной идентичности студентов-психологов. Полученные результаты могут быть полезны преподавателям, читающим профессионально-ориентированные дисциплины для психологов, поскольку позволяют выстраивать конкретные линии психолого-педагогической поддержки студентов, связанные с развитием определенных компонентов профессиональной идентичности.
Объем и структура исследования: Выпускная квалификационная работа изложена на 83 страницах включает в себя: Введение, включающее методологический аппарат настоящего исследования; Главу 1. Теоретические основания исследования профессиональной идентичности студентов- психологов, в которой представлены основные характеристики базовых понятий, используемых в данной работе; Главу 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи структурных характеристик профессиональной идентичности у студентов-психологов, содержащую описание программы эмпирического исследования, его результаты с последующим анализом и интерпретацией; Заключение с общими выводами по итогам выполненного исследования; Список источников, включающий 62 наименований и 2 приложения, включающие бланк авторского опросника и результаты корреляционного анализа.
На основе результатов проведенного теоретического исследования профессиональной идентичности как сложного и многомерного конструкта можно сделать следующие выводы:
1. Профессиональная идентичность включает в себя смысловые, ценностные, регуляторные, поведенческие, эмоциональные и содержательные измерения;
2. Процесс становления профессиональной идентичности носит интегративный характер, начинается в условиях учебно-профессиональной деятельности, а также неравномерно трансформируется посредством взаимодействия личности с социокультурной средой и профессиональной деятельностью с целью удовлетворения потребности в идентичности;
В результате проведенного эмпирического исследования профессиональной идентичности как сложного и многомерного конструкта нами были сделаны следующие заключения:
1. Результаты исследования позволили эмпирически выделить два интегративных измерения ПИ у студентов-психологов: эмоционально-смысловое (ЭСИ) и ценностно-содержательное (ЦСИ). ЭСИ объединяет эмоциональное отношение к профессии, активность и осмысленность, подчеркивая важность положительного эмоционального фона и осознанного подхода к обучению для формирования позитивной ПИ. ЦСИ включает близость ценностных профилей с экспертами, профессиональную идентичность и самоконтроль, что указывает на значимость ценностной ориентации и саморегуляции в процессе профессионального становления;
2. Закономерности развития структурных характеристик многомерного конструкта профессиональной идентичности на этапе профессионального обучения в вузе, отражающие ее ценностные, смысловые и регуляторные особенности, проявляются в общих тенденциях ее становления, а также в специфических особенностях, определяемых специализацией студентов - психологов. Выявленные эффекты динамики показателей профессиональной идентичности у студентов-психологов 2, 3, 4 курсов свидетельствуют о позитивных тенденциях ее становления, а также о кризисе идентичности, который переживают студенты на 3 году обучения, что находит отражение в снижение некоторых ее компонентов по сравнению с 2 курсом;
3. Выявленные эмпирически связи компонентов ПИ подчеркивают ее сложность и системный характер, где каждый элемент играет определенную роль в формировании целостного профессионального «Я». Успешное становление ПИ невозможно без развития ценностно-смысловых и регуляторных характеристик, а также их интеграции в единую систему;
4. Анализ ценностных профилей экспертов выявил значимые различия
между группами программы «Психология» и «Клиническая психология». Это подчеркивает важность учета специфики образовательной программы при анализе ценностных ориентаций студентов и разработке
индивидуализированных программ психолого-педагогического
сопровождения.
5. На основе полученных эмпирических данных были разработаны рекомендации для психолого-педагогического сопровождения процесса становления ПИ у студентов-психологов. Эти рекомендации направлены на фасилитацию развития эмоционально-смыслового и ценностно-содержательного измерений профессиональной идентичности, а также на амплификацию учебной и профессиональной активности.
Дальнейшие исследования в представленном проблемном поле могут быть направлены на совершенствование педагогических практик, связанных с развитием профессиональной идентичности студентов-психологов с учетом выявленных в настоящем исследовании закономерностей. В частности, представляется перспективным изучение влияния различных форм обучения (дистанционное, смешанное) на формирование ПИ, а также разработка и апробация программ интервенции, направленных на поддержку студентов, переживающих кризис идентичности.
1. Арутюнян С. Ф. Проблема идентичности в психологии // Вестн. Ереванского унив. Философия, психология. - 2010. - № 4 - С. 68-82.
2. Барсукова О. В. Представленность профессиональной идентичности в
самосознании студентов-психологов и студентов-музыкантов / О. В. Барсукова, Е. В. Григорьева // Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация: сб.
материалов Всероссийской науч-практ. конф. - Ростов н/Дону, 2013. - №1. - С. 321-324.
3. Бехтер А. А. Профессиональная идентичность будущих специальных психологов: эмпирическое исследование / А. А. Бехтер, А. А. Гречко, С. В. Чебарыкова // Акмеология. - 2016. - № 4. - С. 89-95.
4. Бехтер А. А. Профессиональная идентичность и жизнестойкость будущих психологов до и после пандемии COVID-19 / А. А. Бехтер, А. В. Гагарин, А. А. Гречко // Профессиональное образование в современном мире. - 2023. - Т. 13, № 1. - С. 124-133.
5. Борисенко Е. М. Особенности формирования профессиональной идентичности студентов-психологов в вузе // сб. работ 74-й науч. конф. студентов и аспирантов БГУ, Минск, 15-24 мая 2017 г. - Минск : Белорусский гос. унив., 2017. - Ч. 3. - С. 126-129.
6. Васильева Ю. Л. Психологические условия формирования
профессиональной идентичности у студентов-психологов // Молодая наука СИУ (Научный контент СИУ РАНХиГС) : Материалы II внутривузовской науч. конф. студентов и аспирантов. В 2 -х частях, Новосибирск, 15 дек. 2022 г. - Новосибирск: Российская акад.
народного хоз-ва и гос. службы при Президенте РФ, 2024. - С. 108-109.
7. Волкова О. В. Роль личности преподавателя/профессора вуза в формировании профессиональной идентичности современного студента // Университет в эпоху педагогических новаций : сб. статей по итогам Второго профессорского педагогического форума, СПб., 01-04 июня 2023 г. - СПб. : Общероссийская общественная организация «Российское профессорское собрание», 2023. - С. 63-74.
8. Воробьева М. А. Особенности профессиональной идентичности студентов педагогического вуза // Научные исследования студентов и учащихся : сб. статей XII Международной науч.-практ. конф., Пенза, 15 мая 2024 г. - Пенза : Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2024. - С. 279-282.
9. Востокова Ю. И. Возможности метода проектов в профилактике кризиса профессиональной идентичности студентов ВУЗа // Международный научно-исследовательский журнал. - 2020. - № 9-2, Вып. 99. - С. 187-190.
10. Гнедых Д. С. Взаимосвязь профессиональной идентичности и степени сформированности представлений о траектории самообразования у студентов / Д. С. Гнедых, А. В. Панкина // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. - 2023. - № 6. - С. 122¬129.
11. Гречко А. А. Типологические особенности профессиональной
идентичности будущих психологов // Психология и психотехника. - 2020. - № 2. - С. 16-26.
12. Дуденко Н. А. Формирование профессиональной идентичности студентов / Н. А Дуденко , Н. С. Ливак // Актуальные проблемы психологии труда: теория и практика : сб. материалов науч-практ. конф., Красноярск, 22 нояб. 2024 г. - Красноярск : СибГУ им. М.Ф. Решетнева, 2024. - С. 211-214.
13. Ермолаева Е. П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность / Е. П. Ермолаева // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22, № 4. - С. 51-60.
14. Кирьянов В. И. К вопросу о принципах исследования идентичности в зарубежной социологии / В. И. Кирьянов, Н. А. Смирнова // Logos et
Praxis. - 2005. - № 4. - С. 118-124.
15. Кобзева О. В. Феномен идентичности в психологии // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №58-2. - С. 332¬335.
..62