Личностные особенности взрослых людей с разными стилями юмора
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН ЮМОРА В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ 8
1.1. Общее определение юмора в психологической науке 8
1.2 Личностное развитие посредством юмора в онтогенезе. 12
1.3. Соотношение социальных и личностных аспектов юмора 16
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЮДЕЙ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ РАЗНЫЕ СТИЛИ ЮМОРА В КАЧЕСТВЕ КОПИНГ-СТРАТЕГИИ 26
2.1. Понятие копинг-стратегии личности 26
2.2 Стили юмора как копинг-стратегии 34
2.3. Личностные особенности людей, использующих юмор в качестве копинг-стратегии 42
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЮДЕЙ С РАЗНЫМИ СТИЛЯМИ ЮМОРА 58
3.1 Организация и методология исследования 58
3.2 Описание выборки исследования 60
3.3 Описание результатов 60
3.4 Интерпретация результатов 68
ВЫВОДЫ 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
Приложение А 79
Приложение Б 80
Приложение С 81
ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН ЮМОРА В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ 8
1.1. Общее определение юмора в психологической науке 8
1.2 Личностное развитие посредством юмора в онтогенезе. 12
1.3. Соотношение социальных и личностных аспектов юмора 16
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЮДЕЙ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ РАЗНЫЕ СТИЛИ ЮМОРА В КАЧЕСТВЕ КОПИНГ-СТРАТЕГИИ 26
2.1. Понятие копинг-стратегии личности 26
2.2 Стили юмора как копинг-стратегии 34
2.3. Личностные особенности людей, использующих юмор в качестве копинг-стратегии 42
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЮДЕЙ С РАЗНЫМИ СТИЛЯМИ ЮМОРА 58
3.1 Организация и методология исследования 58
3.2 Описание выборки исследования 60
3.3 Описание результатов 60
3.4 Интерпретация результатов 68
ВЫВОДЫ 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
Приложение А 79
Приложение Б 80
Приложение С 81
Одной из наиболее распространенных и актуальных тем современности является «Защитные и компенсаторные механизмы психики» по причине того, что жизнь в ХХI веке является весьма сложной, мир претерпевает постоянные и быстротечные изменения, ввиду чего многим остается только грезить о стабильности и постоянстве целей. В связи с жизнью в экстремальных социо-экономических условиях повышается интерес к проблеме защитных и компенсаторных механизмов психики среди большинства наук о человеке. На передовой в этом изучении находится, конечно же, психология. Интересно копинг-поведение в том числе тем, что оно является мощным инструментом, позволяющим раскрыть истинную сущность человека, демонстрируя его уникальные качества в условиях стресса и неопределенности. В моменты кризиса мы часто наблюдаем, как внутренний мир личности становится явным, а её реакции и поведение служат отображением глубоких эмоциональных и психологических слоев.
Человек, использующий конструктивные копинг-стратегии, проявляет стойкость и гибкость, демонстрируя свои умения адаптироваться к обстоятельствам. Он использует ресурсы — как внутренние, так и внешние — для преодоления трудностей, что подчеркивает его способность к самоанализу и стремление к саморазвитию.
С другой стороны, деструктивные стратегии могут выявить слабости и уязвимости, показывая то, как человек борется с давлением окружающего мира. В этом контексте важно понять, что приемы, которые выбирает индивид, формируют не только его личный путь, но и его социальное взаимодействие. Копинг—стратегия становится отражением внутренней борьбы, демонстрируя, как темные, так и светлые стороны человеческой натуры, и позволяя нам глубже понять, кто мы есть в действительности.
В условиях огромного количества поступающей извне информации, скоротечных изменений различного масштаба необходимо использование механизмов, действующих параллельно на подсознательном и бессознательном уровнях психики, которые будут способны решать возникающие внутриличностные конфликты, восстанавливать психологический гомеостаз, защищать от чрезмерных эмоциональных переживаний различного рода и преобразовывать процесс социализации в менее травмирующий и более стабильный. Эти защитные механизмы и копинг-стратегии позволяют нам избежать продолжительно действующего стресса, приводящего к негативным последствиям: невротическим расстройствам, всевозможным психосоматическим заболеваниям, нарушениям как психологического, так и физиологического характера, в результате чего адекватное «функционирование» человека в мире иногда становится невозможным.
На данный момент миру известно большое количество методов компенсации и борьбы со стрессом, разные защитные механизмы могут быть использованы на разных уровнях психического развития. Одной из форм психологической защиты, которая становится доступной лишь на достаточном уровне психического развития и для которой принципиальное значение имеет сформированность мышления и воображения, является юмор, помогающий преодолевать стресс, снимать эмоциональную напряженность и минимизировать риски психологических и физиологических заболеваний.
Актуальность работы обусловлена значительным влиянием юмора на психологическое состояние человека и его жизненные механизмы адаптации. В условиях современного общества, насыщенного стрессорами и вызовами, эффективные копинг-стратегии становятся необходимыми для сохранения психического здоровья и общего благополучия. Юмор, как уникальный инструмент, способен облегчать эмоциональные переживания, способствовать социальной поддержке и снижать уровень тревожности.
Исследования показывают, что люди, использующие юмор в сложных ситуациях, демонстрируют лучшую способность к адаптации, меньше подвержены депрессии и имеют более позитивное восприятие происходящего. Это связано с тем, что юмор позволяет перерабатывать негативные эмоции и находит альтернативные, менее угнетающие способы восприятия стресса. Копинг-стратегии, включающие юмор, открывают новые горизонты в психологии и психотерапии, предлагая эффективные методы для улучшения качества жизни. Таким образом, изучение юмора как элемента копинг-стратегий становится актуальным как с теоретической, так и с практической точек зрения, позволяя углубить наше понимание человеческой психики и разработать новые подходы в области психосоциальной поддержки.
Объект исследования: стили юмора, используемые людьми с различными личностными особенностями.
Предмет исследования: юмор как копинг-стратегия.
Проблема: какие личностные особенности у людей, использующих разные стили юмора и копинг-стратегии, какие имеются взаимосвязи между личностными особенностями, стилями юмора и копинг-стратегиями.
Цель: исследовать личностные особенности людей, использующих разные стили юмора в качестве копинг-стратегии.
Гипотезы исследования:
Гипотеза 1: Аффилиативный стиль юмора в меньшей степени связан с юмором как копинг-стратегией, в отличие от самоподдерживающего, самоуничижительного и агрессивного.
Гипотеза 2: Для респондентов, использующих самоуничижительный стиль юмора, характерна менее выраженная автономность, чем у респондентов, использующих самоподдерживающий, агрессивный и аффилиативный стили юмора.
Гипотеза 3: Для респондентов, использующих аффилиативный стиль юмора, более характерны положительные отношения с другими, чем для респондентов, использующих самоподдерживающий, агрессивный и самоуничижительный стили юмора.
Гипотеза 4: Для респондентов, использующих самоподдерживающий стиль юмора, более характерно ставить себе значимые цели в жизни, по сравнению с респондентами, использующими самоуничижительный, аффилиативный и агрессивный стили юмора.
Задачи:
1. Определить особенности юмора в психологии, в особенности в качестве копинг-стратегии. Рассмотреть причины, условия и особенности данной формы психологической защиты психики.
2. Выявить, какие стили юмора используются в качестве копинг-стратегий. Рассмотреть особенности проявления каждого.
3. Изучить взаимосвязь отдельного стиля юмора и личностных особенностей людей.
Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Мусийчук М.В., Меньшикова Л.В., Киршбаум Э.И., Еремеева А.И., Мартин Р. и других, а также базовые принципы психологии - детерминизма, развития, единства сознания и деятельности и т.п.
Методы исследования:
1. Шкала совладания (копинга) юмором Р. Мартина и Х. Лефкорта.
2. Опросник стилей юмора Р. Мартина.
3. Шкала психологического благополучия К. Рифф
Описание выборки: Выборку исследования (N = 267) составили респонденты в возрасте от 18 до 59 лет (Mвозраст = 24,31; SD = 6,763), среди них 39,4% мужчин и 60,6% женщин. Среди них 6,3% имеют среднее профессиональное образование, 57,6% - незаконченное высшее образование, а 36,1% - высшее образование. Малый процент респондентов (1,5%) не работают и не учатся, 36,8% - только учатся, 33,5% - работают и учатся, а 28,3% - только работают.
Научная новизна заключается в систематическом исследовании взаимосвязи между личностными особенностями и стилями юмора, используемыми в качестве копинг-стратегии. В отличие от существующих исследований, акцентируем внимание не только на стилях юмора, но и на их функциональной роли в адаптации к стрессовым ситуациям.
Работа предполагает использование эмпирического подхода, включающего количественные и качественные методы исследования, что позволит более глубоко проанализировать личностные характеристики, такие как автономность, открытость внешнему миру, целеустремленность, и их взаимосвязь с определенными стилями юмора.
Результаты настоящего исследования могут внести вклад в психологическую практику и служить основой для разработки программ по улучшению психоэмоционального состояния, а также в расширение теоретических основ изучения юмора как адаптивного инструмента.
Теоретическая значимость заключается в том, что исследование юмора в контексте совладания может дополнить существующие теории стресса и адаптации, предлагая новые перспективы на то, как люди могут использовать юмор для снижения уровня стресса и повышения устойчивости.
Практическая значимость заключается в возможности применения результатов исследования психологами для внедрения юмора как одного из инструментов в психотерапевтическую среду для достижения более качественных результатов терапии, а также для своевременной идентификации использования инфантильных форм психической защиты для предотвращения нарушения процессов социализации, адаптации и личностного развития индивида.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, содержащих 7 таблиц, выводов, библиографического списка использованной литературы 58 источников, из них 12 – на иностранных языках) и трех приложений.
Человек, использующий конструктивные копинг-стратегии, проявляет стойкость и гибкость, демонстрируя свои умения адаптироваться к обстоятельствам. Он использует ресурсы — как внутренние, так и внешние — для преодоления трудностей, что подчеркивает его способность к самоанализу и стремление к саморазвитию.
С другой стороны, деструктивные стратегии могут выявить слабости и уязвимости, показывая то, как человек борется с давлением окружающего мира. В этом контексте важно понять, что приемы, которые выбирает индивид, формируют не только его личный путь, но и его социальное взаимодействие. Копинг—стратегия становится отражением внутренней борьбы, демонстрируя, как темные, так и светлые стороны человеческой натуры, и позволяя нам глубже понять, кто мы есть в действительности.
В условиях огромного количества поступающей извне информации, скоротечных изменений различного масштаба необходимо использование механизмов, действующих параллельно на подсознательном и бессознательном уровнях психики, которые будут способны решать возникающие внутриличностные конфликты, восстанавливать психологический гомеостаз, защищать от чрезмерных эмоциональных переживаний различного рода и преобразовывать процесс социализации в менее травмирующий и более стабильный. Эти защитные механизмы и копинг-стратегии позволяют нам избежать продолжительно действующего стресса, приводящего к негативным последствиям: невротическим расстройствам, всевозможным психосоматическим заболеваниям, нарушениям как психологического, так и физиологического характера, в результате чего адекватное «функционирование» человека в мире иногда становится невозможным.
На данный момент миру известно большое количество методов компенсации и борьбы со стрессом, разные защитные механизмы могут быть использованы на разных уровнях психического развития. Одной из форм психологической защиты, которая становится доступной лишь на достаточном уровне психического развития и для которой принципиальное значение имеет сформированность мышления и воображения, является юмор, помогающий преодолевать стресс, снимать эмоциональную напряженность и минимизировать риски психологических и физиологических заболеваний.
Актуальность работы обусловлена значительным влиянием юмора на психологическое состояние человека и его жизненные механизмы адаптации. В условиях современного общества, насыщенного стрессорами и вызовами, эффективные копинг-стратегии становятся необходимыми для сохранения психического здоровья и общего благополучия. Юмор, как уникальный инструмент, способен облегчать эмоциональные переживания, способствовать социальной поддержке и снижать уровень тревожности.
Исследования показывают, что люди, использующие юмор в сложных ситуациях, демонстрируют лучшую способность к адаптации, меньше подвержены депрессии и имеют более позитивное восприятие происходящего. Это связано с тем, что юмор позволяет перерабатывать негативные эмоции и находит альтернативные, менее угнетающие способы восприятия стресса. Копинг-стратегии, включающие юмор, открывают новые горизонты в психологии и психотерапии, предлагая эффективные методы для улучшения качества жизни. Таким образом, изучение юмора как элемента копинг-стратегий становится актуальным как с теоретической, так и с практической точек зрения, позволяя углубить наше понимание человеческой психики и разработать новые подходы в области психосоциальной поддержки.
Объект исследования: стили юмора, используемые людьми с различными личностными особенностями.
Предмет исследования: юмор как копинг-стратегия.
Проблема: какие личностные особенности у людей, использующих разные стили юмора и копинг-стратегии, какие имеются взаимосвязи между личностными особенностями, стилями юмора и копинг-стратегиями.
Цель: исследовать личностные особенности людей, использующих разные стили юмора в качестве копинг-стратегии.
Гипотезы исследования:
Гипотеза 1: Аффилиативный стиль юмора в меньшей степени связан с юмором как копинг-стратегией, в отличие от самоподдерживающего, самоуничижительного и агрессивного.
Гипотеза 2: Для респондентов, использующих самоуничижительный стиль юмора, характерна менее выраженная автономность, чем у респондентов, использующих самоподдерживающий, агрессивный и аффилиативный стили юмора.
Гипотеза 3: Для респондентов, использующих аффилиативный стиль юмора, более характерны положительные отношения с другими, чем для респондентов, использующих самоподдерживающий, агрессивный и самоуничижительный стили юмора.
Гипотеза 4: Для респондентов, использующих самоподдерживающий стиль юмора, более характерно ставить себе значимые цели в жизни, по сравнению с респондентами, использующими самоуничижительный, аффилиативный и агрессивный стили юмора.
Задачи:
1. Определить особенности юмора в психологии, в особенности в качестве копинг-стратегии. Рассмотреть причины, условия и особенности данной формы психологической защиты психики.
2. Выявить, какие стили юмора используются в качестве копинг-стратегий. Рассмотреть особенности проявления каждого.
3. Изучить взаимосвязь отдельного стиля юмора и личностных особенностей людей.
Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Мусийчук М.В., Меньшикова Л.В., Киршбаум Э.И., Еремеева А.И., Мартин Р. и других, а также базовые принципы психологии - детерминизма, развития, единства сознания и деятельности и т.п.
Методы исследования:
1. Шкала совладания (копинга) юмором Р. Мартина и Х. Лефкорта.
2. Опросник стилей юмора Р. Мартина.
3. Шкала психологического благополучия К. Рифф
Описание выборки: Выборку исследования (N = 267) составили респонденты в возрасте от 18 до 59 лет (Mвозраст = 24,31; SD = 6,763), среди них 39,4% мужчин и 60,6% женщин. Среди них 6,3% имеют среднее профессиональное образование, 57,6% - незаконченное высшее образование, а 36,1% - высшее образование. Малый процент респондентов (1,5%) не работают и не учатся, 36,8% - только учатся, 33,5% - работают и учатся, а 28,3% - только работают.
Научная новизна заключается в систематическом исследовании взаимосвязи между личностными особенностями и стилями юмора, используемыми в качестве копинг-стратегии. В отличие от существующих исследований, акцентируем внимание не только на стилях юмора, но и на их функциональной роли в адаптации к стрессовым ситуациям.
Работа предполагает использование эмпирического подхода, включающего количественные и качественные методы исследования, что позволит более глубоко проанализировать личностные характеристики, такие как автономность, открытость внешнему миру, целеустремленность, и их взаимосвязь с определенными стилями юмора.
Результаты настоящего исследования могут внести вклад в психологическую практику и служить основой для разработки программ по улучшению психоэмоционального состояния, а также в расширение теоретических основ изучения юмора как адаптивного инструмента.
Теоретическая значимость заключается в том, что исследование юмора в контексте совладания может дополнить существующие теории стресса и адаптации, предлагая новые перспективы на то, как люди могут использовать юмор для снижения уровня стресса и повышения устойчивости.
Практическая значимость заключается в возможности применения результатов исследования психологами для внедрения юмора как одного из инструментов в психотерапевтическую среду для достижения более качественных результатов терапии, а также для своевременной идентификации использования инфантильных форм психической защиты для предотвращения нарушения процессов социализации, адаптации и личностного развития индивида.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, содержащих 7 таблиц, выводов, библиографического списка использованной литературы 58 источников, из них 12 – на иностранных языках) и трех приложений.
Юмор — это мощный инструмент в психотерапии, который может значительно повлиять на качество терапии. Он способствует улучшению отношений, снижению стресса и совершенно новому взгляду на проблемы. Тем не менее, терапевты должны тщательно использовать юмор, чтобы избежать неправильного восприятия и неуместности. Клиенты тоже имеют возможность использовать юмор в своем процессе самопознания и эмоционального восстановления. Если использовать юмор осознанно и с учетом контекста, он может стать неотъемлемой частью успешной психотерапевтической практики.
В процессе выполнения работы была достигнута ее цель и исследованы личностные особенности людей, использующих разные стили юмора, а поставленные задачи решены, также были проанализированы основные источники по теме исследования.
В результате проделанной работы подтвердились гипотезы о том, что аффилиативный стиль юмора в меньшей степени связан с юмором как копинг-стратегией и что для респондентов, использующих самоподдерживающий стиль юмора, более характерно ставить себе значимые цели в жизни, по сравнению с респондентами, использующими самоуничижительный, аффилиативный и агрессивный стили юмора. Гипотеза о том, что для респондентов, использующих самоуничижительный стиль юмора, характерна менее выраженная автономность, подтвердилась частично, а гипотеза «Для респондентов, использующих аффилиативный стиль юмора, более характерны положительные отношения с другими, чем для респондентов, использующих самоподдерживающий, агрессивный и самоуничижительный стили юмора» опроверглась.
Таким образом, полученные результаты открывают перспективы дальнейшего исследования стилевых особенностей юмора и личностных особенностей людей, а понимание взаимосвязи между личностными чертами и стилями юмора открывает новые горизонты для психологии, в частности, в области разработки эффективных копинг-стратегий для преодоления стресса и эмоциональных проблем. Важно подчеркнуть, что юмор, как универсальный языковой и культурный феномен, нуждается в дальнейших исследованиях, позволяющих глубже понять его роль в жизни человека. Объединение психологических подходов с анализом юмора в будущем может способствовать созданию более гармоничной и адаптивной личности.
Ограничения исследования относятся по большей части к выборке, поскольку все респонденты проживают в Москве и Московской области, что ограничивает универсальность выводов, но также и открывает перспективы к дальнейшим исследованиям с более обширной географией и учетом личных факторов (стрессовые события, социальная поддержка, финансовое положение и др.)
В процессе выполнения работы была достигнута ее цель и исследованы личностные особенности людей, использующих разные стили юмора, а поставленные задачи решены, также были проанализированы основные источники по теме исследования.
В результате проделанной работы подтвердились гипотезы о том, что аффилиативный стиль юмора в меньшей степени связан с юмором как копинг-стратегией и что для респондентов, использующих самоподдерживающий стиль юмора, более характерно ставить себе значимые цели в жизни, по сравнению с респондентами, использующими самоуничижительный, аффилиативный и агрессивный стили юмора. Гипотеза о том, что для респондентов, использующих самоуничижительный стиль юмора, характерна менее выраженная автономность, подтвердилась частично, а гипотеза «Для респондентов, использующих аффилиативный стиль юмора, более характерны положительные отношения с другими, чем для респондентов, использующих самоподдерживающий, агрессивный и самоуничижительный стили юмора» опроверглась.
Таким образом, полученные результаты открывают перспективы дальнейшего исследования стилевых особенностей юмора и личностных особенностей людей, а понимание взаимосвязи между личностными чертами и стилями юмора открывает новые горизонты для психологии, в частности, в области разработки эффективных копинг-стратегий для преодоления стресса и эмоциональных проблем. Важно подчеркнуть, что юмор, как универсальный языковой и культурный феномен, нуждается в дальнейших исследованиях, позволяющих глубже понять его роль в жизни человека. Объединение психологических подходов с анализом юмора в будущем может способствовать созданию более гармоничной и адаптивной личности.
Ограничения исследования относятся по большей части к выборке, поскольку все респонденты проживают в Москве и Московской области, что ограничивает универсальность выводов, но также и открывает перспективы к дальнейшим исследованиям с более обширной географией и учетом личных факторов (стрессовые события, социальная поддержка, финансовое положение и др.)
Подобные работы
- ЮМОР КАК РЕГУЛЯТОР МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ЮНОШЕЙ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2016 - ЮМОР КАК РЕГУЛЯТОР МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ЮНОШЕЙ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2016 - А. П. ГАЙДАР В КРИТИКЕ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ (10.01.01)
Диссертации (РГБ), русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - А. П. Гайдар в критике и литературоведении
Диссертации (РГБ), русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ИЗУЧЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ И ОГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2012 - КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ КАК «НЕЖИВОЙ АГЕНТ» СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКА (НА ПРИМЕРЕ УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017





