Взаимоотношения BRICS со странами Персидского залива с 2011 по 2024 гг. (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы)
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические и институциональные основы взаимодействия BRICS со странами Персидского залива 7
§1. Неореалистический подход к анализу BRICS 7
§2. Экономические механизмы BRICS 9
§3. Страны Персидского залива в системе международных отношений 15
Глава 2. Динамика отношений BRICS и стран Персидского залива (2011–2024) 20
§1. Первый этап (2011–2016) 20
§2. Второй этап (2017–2021) 26
§3. Третий этап (2022–2024) 32
Глава 3. Ключевые противоречия и перспективы сотрудничества 37
§1. Конкуренция внутри BRICS 37
§2. Экономические и политические мотивы расширения 40
§3. Возможные сценарии после 2024 года 48
Заключение 51
Источники и литература 53
Глава 1. Теоретические и институциональные основы взаимодействия BRICS со странами Персидского залива 7
§1. Неореалистический подход к анализу BRICS 7
§2. Экономические механизмы BRICS 9
§3. Страны Персидского залива в системе международных отношений 15
Глава 2. Динамика отношений BRICS и стран Персидского залива (2011–2024) 20
§1. Первый этап (2011–2016) 20
§2. Второй этап (2017–2021) 26
§3. Третий этап (2022–2024) 32
Глава 3. Ключевые противоречия и перспективы сотрудничества 37
§1. Конкуренция внутри BRICS 37
§2. Экономические и политические мотивы расширения 40
§3. Возможные сценарии после 2024 года 48
Заключение 51
Источники и литература 53
Современная система международных отношений переживает период глубокой трансформации, характеризующийся усилением конкуренции между традиционными западными центрами силы и формирующимися альтернативными объединениями. В этом контексте изучение взаимоотношений между объединением BRICS и странами Персидского залива представляет особый научный и практический интерес. Актуальность данного исследования обусловлена несколькими ключевыми факторами.
Во-первых, расширение BRICS в 2023-2024 гг. за счет включения Ирана и ОАЭ, а также потенциальное присоединение Саудовской Аравии свидетельствуют о растущей роли этой группы как альтернативного центра силы в противовес институтам G7. Во-вторых, страны Персидского залива, являясь ключевыми поставщиками энергоресурсов на глобальный рынок, играют стратегическую роль в экономических и политических процессах. Их взаимодействие с BRICS способно существенно повлиять на перераспределение сил в мировой экономике и политике.
В научной литературе вопросы сотрудничества BRICS и стран Персидского залива освещаются фрагментарно. Большинство существующих исследований сосредоточены либо на отдельных аспектах экономического взаимодействия, прежде всего на роли китайских инвестиций, либо на политических амбициях отдельных стран-участниц. При этом комплексный анализ динамики этих отношений с позиций неореалистической теории международных отношений практически отсутствует. Данная работа призвана восполнить этот пробел, предложив системное видение развития взаимоотношений BRICS и стран Персидского залива за период с 2011-2024 гг.
Объект исследования – взаимоотношения между странами BRICS (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка) и государствами Персидского залива (Саудовская Аравия, ОАЭ, Иран, Катар) в период 2011-2024 гг.
Предмет исследования – экономические и политические мотивы взаимодействия между этими акторами, с особым вниманием к роли Китая как основного инициатора и движущей силы сотрудничества, а также к причинам и последствиям расширения BRICS.
Степень изученности темы в научной литературе характеризуется определенной односторонностью. В работах российских и зарубежных исследователей, таких как А. В. Лукьянов, М. Л. Титулина, А. Д. Васильев и И. О. Абрамова, рассматриваются преимущественно отдельные аспекты проблемы – институциональные особенности BRICS, экономическая политика Китая в регионе или внешнеполитические стратегии арабских монархий.
Однако комплексных исследований, где BRICS анализировался бы не как единый субъект международных отношений, а как площадка для взаимодействия и конкуренции национальных интересов, до сих пор не представлено.
Целью данного исследования является выявление закономерностей и противоречий во взаимоотношениях BRICS и стран Персидского залива на основе неореалистической теории международных отношений.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть экономические механизмы взаимодействия в рамках BRICS и проанализировать роль Китая как основного инициатора сотрудничества со странами Персидского залива.
2. Проследить динамику отношений между BRICS и странами региона, выделив ключевые этапы их развития в период с 2011 по 2024 год.
3. Выявить и проанализировать мотивы присоединения или отказа от присоединения к BRICS ключевых региональных игроков - ОАЭ, Ирана и Саудовской Аравии.
Основная гипотеза исследования заключается в том, что страны Персидского залива рассматривают BRICS прежде всего, как инструмент диверсификации своих внешнеполитических и экономических связей, однако их реальное участие в объединении определяется не коллективными интересами группы, а двусторонними договоренностями с отдельными членами BRICS, в первую очередь с Китаем и Россией. Этот тезис подтверждает положения неореалистической теории о примате национальных интересов над институциональной солидарностью в международных отношениях.
Эмпирическую базу исследования составляют документы саммитов BRICS за период с 2011-2024 гг, статистические данные по китайским инвестициям в регион Персидского залива из авторитетных источников (AidData, Международный валютный фонд), а также официальные заявления и выступления политических лидеров стран-участниц, включая заявления представителей Саудовской Аравии об отказе от присоединения к BRICS в 2024 г.
Теоретико-методологическую основу исследования составляет неореалистический подход К. Уолтца, который позволяет анализировать поведение государств в международной системе через призму анархичности международных отношений и рационального преследования национальных интересов.
В работе применяются следующие методы исследования: сравнительный анализ позиций отдельных стран BRICS в Персидском заливе; историко-хронологический метод для выделения этапов развития сотрудничества; контент-анализ официальных документов и заявлений участников процесса.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2011-2024 гг. Нижняя граница обусловлена первым саммитом BRICS с участием ЮАР, который ознаменовал превращение группы из экономического понятия в политическое объединение. Верхняя граница включает современный этап расширения BRICS и текущие дискуссии о включении новых членов, что позволяет проследить полный цикл эволюции взаимоотношений с странами Персидского залива.
Научная новизна исследования заключается в применении неореалистического подхода к анализу BRICS как неинституционализированной площадки взаимодействия, а также в систематизации мотивов стран Персидского залива через призму их стратегического выбора между сотрудничеством с Китаем и сохранением традиционных связей с США.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования ее результатов для прогнозирования дальнейшего расширения BRICS и анализа перспектив взаимодействия новых членов объединения. Теоретическая ценность исследования заключается в развитии методологии анализа международных объединений, не обладающих жесткой институциональной структурой. Материалы работы могут быть использованы в учебных курсах по современным международным отношениям и мировой экономике.
Во-первых, расширение BRICS в 2023-2024 гг. за счет включения Ирана и ОАЭ, а также потенциальное присоединение Саудовской Аравии свидетельствуют о растущей роли этой группы как альтернативного центра силы в противовес институтам G7. Во-вторых, страны Персидского залива, являясь ключевыми поставщиками энергоресурсов на глобальный рынок, играют стратегическую роль в экономических и политических процессах. Их взаимодействие с BRICS способно существенно повлиять на перераспределение сил в мировой экономике и политике.
В научной литературе вопросы сотрудничества BRICS и стран Персидского залива освещаются фрагментарно. Большинство существующих исследований сосредоточены либо на отдельных аспектах экономического взаимодействия, прежде всего на роли китайских инвестиций, либо на политических амбициях отдельных стран-участниц. При этом комплексный анализ динамики этих отношений с позиций неореалистической теории международных отношений практически отсутствует. Данная работа призвана восполнить этот пробел, предложив системное видение развития взаимоотношений BRICS и стран Персидского залива за период с 2011-2024 гг.
Объект исследования – взаимоотношения между странами BRICS (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка) и государствами Персидского залива (Саудовская Аравия, ОАЭ, Иран, Катар) в период 2011-2024 гг.
Предмет исследования – экономические и политические мотивы взаимодействия между этими акторами, с особым вниманием к роли Китая как основного инициатора и движущей силы сотрудничества, а также к причинам и последствиям расширения BRICS.
Степень изученности темы в научной литературе характеризуется определенной односторонностью. В работах российских и зарубежных исследователей, таких как А. В. Лукьянов, М. Л. Титулина, А. Д. Васильев и И. О. Абрамова, рассматриваются преимущественно отдельные аспекты проблемы – институциональные особенности BRICS, экономическая политика Китая в регионе или внешнеполитические стратегии арабских монархий.
Однако комплексных исследований, где BRICS анализировался бы не как единый субъект международных отношений, а как площадка для взаимодействия и конкуренции национальных интересов, до сих пор не представлено.
Целью данного исследования является выявление закономерностей и противоречий во взаимоотношениях BRICS и стран Персидского залива на основе неореалистической теории международных отношений.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть экономические механизмы взаимодействия в рамках BRICS и проанализировать роль Китая как основного инициатора сотрудничества со странами Персидского залива.
2. Проследить динамику отношений между BRICS и странами региона, выделив ключевые этапы их развития в период с 2011 по 2024 год.
3. Выявить и проанализировать мотивы присоединения или отказа от присоединения к BRICS ключевых региональных игроков - ОАЭ, Ирана и Саудовской Аравии.
Основная гипотеза исследования заключается в том, что страны Персидского залива рассматривают BRICS прежде всего, как инструмент диверсификации своих внешнеполитических и экономических связей, однако их реальное участие в объединении определяется не коллективными интересами группы, а двусторонними договоренностями с отдельными членами BRICS, в первую очередь с Китаем и Россией. Этот тезис подтверждает положения неореалистической теории о примате национальных интересов над институциональной солидарностью в международных отношениях.
Эмпирическую базу исследования составляют документы саммитов BRICS за период с 2011-2024 гг, статистические данные по китайским инвестициям в регион Персидского залива из авторитетных источников (AidData, Международный валютный фонд), а также официальные заявления и выступления политических лидеров стран-участниц, включая заявления представителей Саудовской Аравии об отказе от присоединения к BRICS в 2024 г.
Теоретико-методологическую основу исследования составляет неореалистический подход К. Уолтца, который позволяет анализировать поведение государств в международной системе через призму анархичности международных отношений и рационального преследования национальных интересов.
В работе применяются следующие методы исследования: сравнительный анализ позиций отдельных стран BRICS в Персидском заливе; историко-хронологический метод для выделения этапов развития сотрудничества; контент-анализ официальных документов и заявлений участников процесса.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2011-2024 гг. Нижняя граница обусловлена первым саммитом BRICS с участием ЮАР, который ознаменовал превращение группы из экономического понятия в политическое объединение. Верхняя граница включает современный этап расширения BRICS и текущие дискуссии о включении новых членов, что позволяет проследить полный цикл эволюции взаимоотношений с странами Персидского залива.
Научная новизна исследования заключается в применении неореалистического подхода к анализу BRICS как неинституционализированной площадки взаимодействия, а также в систематизации мотивов стран Персидского залива через призму их стратегического выбора между сотрудничеством с Китаем и сохранением традиционных связей с США.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования ее результатов для прогнозирования дальнейшего расширения BRICS и анализа перспектив взаимодействия новых членов объединения. Теоретическая ценность исследования заключается в развитии методологии анализа международных объединений, не обладающих жесткой институциональной структурой. Материалы работы могут быть использованы в учебных курсах по современным международным отношениям и мировой экономике.
В последние два года желание присоединиться к БРИКС высказали очень многие страны, и их количество продолжает увеличиваться. В данной статье мы провели обзор только арабских государств, высказавших такое намерение и подавших заявку. Тем не менее, заявка не означает принятия в организацию и не ожидается, что процесс расширения БРИКС будет включать большинство потенциальных кандидатов.
На сайте «Российского совета по международным делам» в специальном докладе сообщается, что некоторые из кандидатов имеют больше шансов на принятие, но в то же время имеются определенные и противоречия. В частности, отмечается, что сейчас у БРИКС, во многом, ассиметричная структура, и три страны члена, полностью или частично находятся в Азии, в то время как арабский мир и Африка представлены слабо. «Чтобы обеспечить более инклюзивное представительство, следует принимать во внимание ряд факторов, таких как религиозная и языковая принадлежность, а также экономическое положение потенциальных государств-членов. Соответственно, стало необходимым увеличить присутствие мусульман, а также франкоязычных или арабоязычных стран в группе БРИКС». В то же время отмечается, что БРИКС не нацелен на создание глобальной экономической монополии, или на противостояние другой державе, под которой, видимо, подразумеваются США и ЕС.
Таким образом, наибольшие шансы на вступление в БРИКС имеют страны с развитой экономикой, способные стать полноценными партнерами блока, и в данном ключе, как показал последний саммит БРИКС в ЮАР, оправдались надежды у таких государств, как Саудовская Аравия, Египет и ОАЭ. Вступление же Алжира в БРИКС отложено, но вероятно, его кандидатуру будут рассматривать при следующем расширении состава участников. Остальные страны, несмотря на слабость их экономик и другие проблемы, также вряд ли получат категорический отказ, на что указывают слова главы Китайского института исследований модернизации и глобализации Ван Циминя, который высказался о вероятном создании супер блока «БРИКС плюс» с целью «постепенного расширения диалога и сотрудничества между странами БРИКС и другими развивающимися странами и активно развивающимися экономиками». Такой механизм, на наш взгляд, позволит, во-первых, включить очень многие страны в орбиту влияния БРИКС, в том числе через систему льготных кредитов и, во-вторых, создаст пул для потенциального расширения блока. Кроме того, и здесь показательно мнение сирийского экономического аналитика Юнус альКарима, который отметил, что несмотря на то, что об этом мало говорят, у БРИКС есть очень мощный политический мотив по изменению системы глобального миропорядка в целом, и здесь странам блока крайне важно заручится поддержкой максимально широкой коалиции стран, для того чтобы иметь больший вес в ООН и других международных организаций, продвигая там свои цели. В любом случае, независимо от того, какие именно арабские страны были включены в БРИКС на данном этапе и еще будут включены, и в каком формате, сегодня можно с полной уверенностью утверждать, что данное расширение реализуется, и с него начнется новая эра развития БРИКС и веха развития глобального миропорядка.
На сайте «Российского совета по международным делам» в специальном докладе сообщается, что некоторые из кандидатов имеют больше шансов на принятие, но в то же время имеются определенные и противоречия. В частности, отмечается, что сейчас у БРИКС, во многом, ассиметричная структура, и три страны члена, полностью или частично находятся в Азии, в то время как арабский мир и Африка представлены слабо. «Чтобы обеспечить более инклюзивное представительство, следует принимать во внимание ряд факторов, таких как религиозная и языковая принадлежность, а также экономическое положение потенциальных государств-членов. Соответственно, стало необходимым увеличить присутствие мусульман, а также франкоязычных или арабоязычных стран в группе БРИКС». В то же время отмечается, что БРИКС не нацелен на создание глобальной экономической монополии, или на противостояние другой державе, под которой, видимо, подразумеваются США и ЕС.
Таким образом, наибольшие шансы на вступление в БРИКС имеют страны с развитой экономикой, способные стать полноценными партнерами блока, и в данном ключе, как показал последний саммит БРИКС в ЮАР, оправдались надежды у таких государств, как Саудовская Аравия, Египет и ОАЭ. Вступление же Алжира в БРИКС отложено, но вероятно, его кандидатуру будут рассматривать при следующем расширении состава участников. Остальные страны, несмотря на слабость их экономик и другие проблемы, также вряд ли получат категорический отказ, на что указывают слова главы Китайского института исследований модернизации и глобализации Ван Циминя, который высказался о вероятном создании супер блока «БРИКС плюс» с целью «постепенного расширения диалога и сотрудничества между странами БРИКС и другими развивающимися странами и активно развивающимися экономиками». Такой механизм, на наш взгляд, позволит, во-первых, включить очень многие страны в орбиту влияния БРИКС, в том числе через систему льготных кредитов и, во-вторых, создаст пул для потенциального расширения блока. Кроме того, и здесь показательно мнение сирийского экономического аналитика Юнус альКарима, который отметил, что несмотря на то, что об этом мало говорят, у БРИКС есть очень мощный политический мотив по изменению системы глобального миропорядка в целом, и здесь странам блока крайне важно заручится поддержкой максимально широкой коалиции стран, для того чтобы иметь больший вес в ООН и других международных организаций, продвигая там свои цели. В любом случае, независимо от того, какие именно арабские страны были включены в БРИКС на данном этапе и еще будут включены, и в каком формате, сегодня можно с полной уверенностью утверждать, что данное расширение реализуется, и с него начнется новая эра развития БРИКС и веха развития глобального миропорядка.



