Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимоотношения BRICS со странами Персидского залива с 2011 по 2024 гг. (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы)

Работа №185992

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

международные отношения

Объем работы56
Год сдачи2025
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические и институциональные основы взаимодействия BRICS со странами Персидского залива 7
§1. Неореалистический подход к анализу BRICS 7
§2. Экономические механизмы BRICS 9
§3. Страны Персидского залива в системе международных отношений 15
Глава 2. Динамика отношений BRICS и стран Персидского залива (2011–2024) 20
§1. Первый этап (2011–2016) 20
§2. Второй этап (2017–2021) 26
§3. Третий этап (2022–2024) 32
Глава 3. Ключевые противоречия и перспективы сотрудничества 37
§1. Конкуренция внутри BRICS 37
§2. Экономические и политические мотивы расширения 40
§3. Возможные сценарии после 2024 года 48
Заключение 51
Источники и литература 53

Современная система международных отношений переживает период глубокой трансформации, характеризующийся усилением конкуренции между традиционными западными центрами силы и формирующимися альтернативными объединениями. В этом контексте изучение взаимоотношений между объединением BRICS и странами Персидского залива представляет особый научный и практический интерес. Актуальность данного исследования обусловлена несколькими ключевыми факторами.
Во-первых, расширение BRICS в 2023-2024 гг. за счет включения Ирана и ОАЭ, а также потенциальное присоединение Саудовской Аравии свидетельствуют о растущей роли этой группы как альтернативного центра силы в противовес институтам G7. Во-вторых, страны Персидского залива, являясь ключевыми поставщиками энергоресурсов на глобальный рынок, играют стратегическую роль в экономических и политических процессах. Их взаимодействие с BRICS способно существенно повлиять на перераспределение сил в мировой экономике и политике.
В научной литературе вопросы сотрудничества BRICS и стран Персидского залива освещаются фрагментарно. Большинство существующих исследований сосредоточены либо на отдельных аспектах экономического взаимодействия, прежде всего на роли китайских инвестиций, либо на политических амбициях отдельных стран-участниц. При этом комплексный анализ динамики этих отношений с позиций неореалистической теории международных отношений практически отсутствует. Данная работа призвана восполнить этот пробел, предложив системное видение развития взаимоотношений BRICS и стран Персидского залива за период с 2011-2024 гг.
Объект исследования – взаимоотношения между странами BRICS (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка) и государствами Персидского залива (Саудовская Аравия, ОАЭ, Иран, Катар) в период 2011-2024 гг.
Предмет исследования – экономические и политические мотивы взаимодействия между этими акторами, с особым вниманием к роли Китая как основного инициатора и движущей силы сотрудничества, а также к причинам и последствиям расширения BRICS.
Степень изученности темы в научной литературе характеризуется определенной односторонностью. В работах российских и зарубежных исследователей, таких как А. В. Лукьянов, М. Л. Титулина, А. Д. Васильев и И. О. Абрамова, рассматриваются преимущественно отдельные аспекты проблемы – институциональные особенности BRICS, экономическая политика Китая в регионе или внешнеполитические стратегии арабских монархий.
Однако комплексных исследований, где BRICS анализировался бы не как единый субъект международных отношений, а как площадка для взаимодействия и конкуренции национальных интересов, до сих пор не представлено.
Целью данного исследования является выявление закономерностей и противоречий во взаимоотношениях BRICS и стран Персидского залива на основе неореалистической теории международных отношений.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть экономические механизмы взаимодействия в рамках BRICS и проанализировать роль Китая как основного инициатора сотрудничества со странами Персидского залива.
2. Проследить динамику отношений между BRICS и странами региона, выделив ключевые этапы их развития в период с 2011 по 2024 год.
3. Выявить и проанализировать мотивы присоединения или отказа от присоединения к BRICS ключевых региональных игроков - ОАЭ, Ирана и Саудовской Аравии.
Основная гипотеза исследования заключается в том, что страны Персидского залива рассматривают BRICS прежде всего, как инструмент диверсификации своих внешнеполитических и экономических связей, однако их реальное участие в объединении определяется не коллективными интересами группы, а двусторонними договоренностями с отдельными членами BRICS, в первую очередь с Китаем и Россией. Этот тезис подтверждает положения неореалистической теории о примате национальных интересов над институциональной солидарностью в международных отношениях.
Эмпирическую базу исследования составляют документы саммитов BRICS за период с 2011-2024 гг, статистические данные по китайским инвестициям в регион Персидского залива из авторитетных источников (AidData, Международный валютный фонд), а также официальные заявления и выступления политических лидеров стран-участниц, включая заявления представителей Саудовской Аравии об отказе от присоединения к BRICS в 2024 г.
Теоретико-методологическую основу исследования составляет неореалистический подход К. Уолтца, который позволяет анализировать поведение государств в международной системе через призму анархичности международных отношений и рационального преследования национальных интересов.
В работе применяются следующие методы исследования: сравнительный анализ позиций отдельных стран BRICS в Персидском заливе; историко-хронологический метод для выделения этапов развития сотрудничества; контент-анализ официальных документов и заявлений участников процесса.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2011-2024 гг. Нижняя граница обусловлена первым саммитом BRICS с участием ЮАР, который ознаменовал превращение группы из экономического понятия в политическое объединение. Верхняя граница включает современный этап расширения BRICS и текущие дискуссии о включении новых членов, что позволяет проследить полный цикл эволюции взаимоотношений с странами Персидского залива.
Научная новизна исследования заключается в применении неореалистического подхода к анализу BRICS как неинституционализированной площадки взаимодействия, а также в систематизации мотивов стран Персидского залива через призму их стратегического выбора между сотрудничеством с Китаем и сохранением традиционных связей с США.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования ее результатов для прогнозирования дальнейшего расширения BRICS и анализа перспектив взаимодействия новых членов объединения. Теоретическая ценность исследования заключается в развитии методологии анализа международных объединений, не обладающих жесткой институциональной структурой. Материалы работы могут быть использованы в учебных курсах по современным международным отношениям и мировой экономике.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В последние два года желание присоединиться к БРИКС высказали очень многие страны, и их количество продолжает увеличиваться. В данной статье мы провели обзор только арабских государств, высказавших такое намерение и подавших заявку. Тем не менее, заявка не означает принятия в организацию и не ожидается, что процесс расширения БРИКС будет включать большинство потенциальных кандидатов.
На сайте «Российского совета по международным делам» в специальном докладе сообщается, что некоторые из кандидатов имеют больше шансов на принятие, но в то же время имеются определенные и противоречия. В частности, отмечается, что сейчас у БРИКС, во многом, ассиметричная структура, и три страны члена, полностью или частично находятся в Азии, в то время как арабский мир и Африка представлены слабо. «Чтобы обеспечить более инклюзивное представительство, следует принимать во внимание ряд факторов, таких как религиозная и языковая принадлежность, а также экономическое положение потенциальных государств-членов. Соответственно, стало необходимым увеличить присутствие мусульман, а также франкоязычных или арабоязычных стран в группе БРИКС». В то же время отмечается, что БРИКС не нацелен на создание глобальной экономической монополии, или на противостояние другой державе, под которой, видимо, подразумеваются США и ЕС.
Таким образом, наибольшие шансы на вступление в БРИКС имеют страны с развитой экономикой, способные стать полноценными партнерами блока, и в данном ключе, как показал последний саммит БРИКС в ЮАР, оправдались надежды у таких государств, как Саудовская Аравия, Египет и ОАЭ. Вступление же Алжира в БРИКС отложено, но вероятно, его кандидатуру будут рассматривать при следующем расширении состава участников. Остальные страны, несмотря на слабость их экономик и другие проблемы, также вряд ли получат категорический отказ, на что указывают слова главы Китайского института исследований модернизации и глобализации Ван Циминя, который высказался о вероятном создании супер блока «БРИКС плюс» с целью «постепенного расширения диалога и сотрудничества между странами БРИКС и другими развивающимися странами и активно развивающимися экономиками». Такой механизм, на наш взгляд, позволит, во-первых, включить очень многие страны в орбиту влияния БРИКС, в том числе через систему льготных кредитов и, во-вторых, создаст пул для потенциального расширения блока. Кроме того, и здесь показательно мнение сирийского экономического аналитика Юнус альКарима, который отметил, что несмотря на то, что об этом мало говорят, у БРИКС есть очень мощный политический мотив по изменению системы глобального миропорядка в целом, и здесь странам блока крайне важно заручится поддержкой максимально широкой коалиции стран, для того чтобы иметь больший вес в ООН и других международных организаций, продвигая там свои цели. В любом случае, независимо от того, какие именно арабские страны были включены в БРИКС на данном этапе и еще будут включены, и в каком формате, сегодня можно с полной уверенностью утверждать, что данное расширение реализуется, и с него начнется новая эра развития БРИКС и веха развития глобального миропорядка.



1. Алексеева Е.В., Завьялов Д.С. Место Российской Федерации в международной торговле технологиями //Вестник Академии знаний. - 2021. - № 43 (2). - С. 21-25.
2. Бахрейн для США: точка проецирования силы и господства на море [Электронный ресурс]. URL: https://eadaily.com/ru/news/2017/03/30/bahreyn-dlya-ssha-tochka-proecirovaniya-sily-i-gospodstva-na-more (дата обращения: 19.05.2025).
3. БРИКС-2023: какие страны присоединяются [Электронный ресурс]. URL: https://iz.ru/1522106/mariia-shaipova/briks-krig-chto-nuzhnoznat-o-soiuze-piati-gosudarstv (дата обращения: 19.05.2025).
4. Горбачева В. Реальное партнерство: за 15 лет Большая пятерка доказала свою эффективность [Электронный ресурс] // BRICS Information Portal. 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://infobrics.org/post/33064/ (дата обращения: 11.05.2025).
5. Дорожкина Т.В., Левина Е.А., Иванов А.А., Татарченко К.Р. Сотрудничество России и Китая в условиях кардинальной смены модели мировой экономики: унилатерализм и антиглобализм//Modern Economy Success. - 2022. - № 3. - С. 202-207.
6. Известия: страны БРИКС разрабатывают единую платежную систему [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/6172972?ysclid=lm89de2eb0655693946 (дата обращения: 19.05.2025).
7. Министр финансов Сирии сообщил Sputnik: Дамаск намерен подать заявку на вступление в БРИКС и ШОС [Электронный ресурс]. وزير-المالية-السوري-لـسبوتنيك-دمشق-تعتزم-التقدم-بطلب-االنضمام-إلى-بريكس-ومنظمة-شنغهاي/20230615/-ae.sputnikarabic://https :URL 1078142111.html (дата обращения: 19.05.2025).
8. Необходимо согласиться с присоединением африканских стран к группе БРИКС, но выбор сложный [Электронный ресурс]. URL: موقع-روسي-البد-من-قبول-انضمام-دول/2023/7/10/politics/net.aljazeera.www://https (дата обращения: 19.05.2025).
9. Новый банк развития на пути формирования новой финансовой инфраструктуры [Электронный ресурс]. URL: http://infobrics.org/post/37832/ (дата обращения: 19.05.2025).
10. Основные этапы развития и главные достижения БРИКС [Электронный ресурс]. URL: https://bricscouncil.ru/ru/brics (дата обращения: 19.05.2025).
11. Печищева Л.А. Антон Котляров // Новый формат БРИКС: глобальное лидерство и устойчивое развитие. Российский совет по международным делам РСМД. - 2022. №4.
12. После того как министр финансов Сирии рассказал о намерении присоединиться к БРИКС [Электронный ресурс]. URL: /بعد-حديث-وزير-المالية-عن-البريكس-االنض/أثر-اقتصاد/com.athrpress.www://https (дата обращения: 19.05.2025).
13. Председатель экономического комитета парламента Бахрейна для Sputnik: наше вступление в «БРИКС» является хорошим экономическим вариантом и находится на рассмотрении [Электронный ресурс]. URL: https://sputnikarabic.ae/20230411/-رئيس html1075783310.اللجنة-االقتصادية-في-برلمان-البحرين-لـسبوتنيك-انضمامنا-لـبريكس-خيار-اقتصادي-جيد-ومطروح- (дата обращения: 19.05.2025).
14. Президент Абдельмаджид Теббун официально подал заявку на вступление Алжира в БРИКС [Электронный ресурс]. URL: 4الجزائر/الجزائر-طلب-رسمي-لالنضمام-إلى-مجموعة-بريكس/273197/ru/tr.com.aa.www://https (дата обращения: 19.05.2025).
15. Примут ли страны БРИКС присоединение сирийского режима к блоку [Электронный ресурс]. URL: هل-تقبل-دول-بريكس-بضم-النظام-السوري-إلى-التكتل/2023/6/16/arabworld/com.almodon.www://https (дата обращения: 19.05.2025).
16. Путин: страны БРИКС ждут предложений по расширению деятельности Нового банка развития [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/3708512?ysclid=lm86lwn2ay15865848 (дата обращения: 19.05.2025).
17. Россия принимает участие в строительстве структуры, которая должна составить альтернативу МВФ [Электронный ресурс]. URL: https://www.russiapost.su/archives/22024?ysclid=lm86gzo2yf978108515 (дата обращения: 19.05.2025).
18. Саудовская Аравия станет членом БРИКС [Электронный ресурс]. URL: https://www.alquds.co.uk/بري-مجموعة-في-عضوا-تصبح-عندما-السعودية/ (дата обращения: 19.05.2025).
19. Силуанов заявил о важности расширения связей для Нового банка развития стран БРИКС [Электронный ресурс]. URL: https://iz.ru/1520600/2023-05-30/siluanov-zaiavil-o-vazhnosti-rasshireniia-sviazei-dlia-novogo-banka-razvitiia-stranbriks?ysclid=lm899f0ltg442833367 (дата обращения: 19.05.2025).
20. Стратегия экономического партнерства БРИКС до 2025 года, ноябрь 2020 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/636aa3edbc0dcc2356ebb6f8d594 ccb0/1148133.pdf (дата обращения: 11.05.2025).
21. Теббун участвовал в виртуальном саммите БРИКС в конце июня, когда президент России Владимир Путин призвал лидеров группы к сотрудничеству перед лицом «эгоистичных действий» Запада [Электронный ресурс]. URL: ماهي-مجموعة-بريكس-التي-تقدمت-الجزائر-بطلب-رسمي-لالنضمام-إليها-وسط-ترحيب-من-روسيا/-economique/net.elbilad.www://https والصين110175- (дата обращения: 19.05.2025).
22. Теббун: Алжир подал заявку на членство в банке БРИКС [Электронный ресурс]. URL: https://www.skynewsarabia.com/business/ ٔر-تبون1639119- بريكس-بنك-مساهما-عضوا-تكون-الٔن-طلبا-قدمت-الجزاي
23. Тунис намерен присоединиться к БРИКС [Электронный ресурс]. URL: https://arabic.rt.com/world/1450536-بريكس-إلى-االنضمام-تنوي-تونس/
24. Тунис разыгрывает перед Международным валютным фондом карту вступления в БРИКС [Электронный ресурс]. URL: اقتصاد/أخبار-وتقارير-اقتصادية/تونس-تناور-صندوق-النقد-الدولي-بورقة-االنضمام/441311/-node/com.independentarabia.www://https إلى-بريكس
25. Что даст вступление «арабской четверки» в БРИКС? [Электронный ресурс]. URL: https://sputnikarabic.ae/20230617/-انضمام-يحققه-الذي-ما html.الرباعي-العربي-لـبريكس1078221203- (дата обращения: 19.05.2025).
26. Эксперты выделяют 6 преимуществ, которые Египет приобретет, вступив в Банк развития БРИКС [Электронный ресурс]. URL: html.خبراء-يحددون-6-فوائد-تجنيها-مصر-بانضمامها-إلى-بنك-التنمية-لـبريكس/20230405/1075545246-ae.sputnikarabic://https (дата обращения: 19.05.2025).
27. Эксперт считает, что Саудовская Аравия может присоединиться к БРИКС в 2023 году [Электронный ресурс]. URL: https://embassylife.ru/post/17846//(дата обращения: 11.05.2025).
28. Эмираты … «БРИКС» и политика диверсификации партнеров [Электронный ресурс]. URL: https://www.albayan.ae/opinions/ articles/2023-06-05-1.4674681 (дата обращения: 19.05.2025).
29. BRICS and MENA Countries. Prospects for Joining [Электронный ресурс]. URL: https://fanack.com/economy/features-insights/brics-andmena-countries-prospects-for-joining~262167 (дата обращения: 19.05.2025).
30. Construction halted on a secret project at Chinese port in UAE after pressure from US, officials say [Электронный ресурс]. URL: https://edition.cnn.com/2021/11/19/politics/china-uae-us-construction-port/index.html (дата обращения: 19.05.2025).
31. More of China, less of America: how superpower fight is squeezing the Gulf [Электронный ресурс]. URL: https://www.ft.com/content/4f82b560-4744-4c53-bf4b-7a37d3afeb13 (дата обращения: 19.05.2025).
32. Secret Chinese Port Project in Persian Gulf Rattles U.S. Relations with U.A.E. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wsj.com/articles/uschina-uae-military-11637274224 (дата обращения: 19.05.2025).
33. Washington's Blank Check for the United Arab Emirates Must End [Электронный ресурс]. URL: https://foreignpolicy.com/2021/11/03/usuae-relationship-arms-sales-human-rights-biden/ (дата обращения: 19.05.2025).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ