ВВЕДЕНИЕ 5
Актуальность работы 5
Теоретические и эмпирические гипотезы исследования 7
Задачи 8
Теоретико-методологическая основа работы 8
Научная новизна 8
Теоретическая значимость 9
Практическая значимость 9
Методики 9
Структура работы 10
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ И МОДЕЛИ ПСИХИЧЕСКОГО С ДЕТСКОЙ СЮЖЕТНО РОЛЕВОЙ ИГРОЙ 11
1.1. Игра 11
1.1.1. Определение 11
1.1.2. История изучения 13
1.1.3. Предпосылки развития игры 14
1.1.4. Классификация 15
1.2. Модель психического 17
1.2.1. Определение 17
1.2.2. История изучения 18
1.2.4. Структура Модели психического 22
1.3. Исполнительные функции 25
1.3.1. Определение 25
1.3.2. История изучения 25
1.3.3. Подходы к изучению исполнительных функций 26
1.3.4. Структура исполнительных функций 28
1.3.5. Предпосылки развития исполнительных функций 29
1.3.6. Классификация Исполнительных функций 31
1.4. Выводы 34
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РОЛИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ И МОДЕЛИ ПСИХИЧЕСКОГО 36
2.1. Проблема роли сюжетно-ролевой игры в проявлении исполнительных функций и Модели психического 36
2.2. Клинико-психологические характеристики выборки 38
2.3.1. Описание программы исследования 42
2.3.2. Подготовительный этап 42
2.3.3. Первый этап 43
2.3.4. Второй этап 44
2.4. Схема исследования 45
2.5. Методы статистической обработки результатов 47
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ДЕТСКОЙ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ И МОДЕЛИ ПСИХИЧЕСКОГО 48
3.1. Описание результатов 48
3.2. Обсуждение результатов 60
3.3. Выводы 65
Заключение 67
Список литературы 70
Приложения 76
Приложение 1 77
Приложение 2 78
Приложение 3 79
Приложение 4 80
Приложение 5 81
Приложение 6 84
Приложение 7 87
Приложение 8 88
Приложение 9 92
Приложение 10 94
Приложение 11 96
Приложение 12 98
Приложение 13 101
Приложение 14 102
Настоящее исследование посвящено изучению роли детской игры в развитии исполнительных функций и Модели психического. В научной литературе опубликовано немало работ, в которых интересующие конструкты представлены и изучены достаточно подробно и детально. Однако, их взаимосвязь, требует отдельного изучения, в частности в отношении детей дошкольного возраста. Это и стало основным интересом данной работы на примере ролевой детской игры. Основными феноменами выступают: психический конструкт Модель психического («Theory Of Mind»), исполнительные функции («Executive Functions») и сюжетно-ролевая игра в детском возрасте, которые являются взаимосвязанными друг с другом [27, 29, 35, 37, 40].
Актуальность работы
В настоящее время всё большую актуальность набирает изучение исполнительных функций, которые являются одной из распространённых тем исследований в психологической науке [26, 31, 40, 44].
Однако, до сих пор существует большое количество разногласий касательно их структуры и составляющих компонентов, нет единой общепринятой теории, которая смогла бы описать механизмы внутреннего устройства самой этой системы высших процессов и её связи с другими конструктами [17, 28, 29]. В рамках представленной проблематики остается открытым ряд вопросов, которые требуют дальнейшей более тщательной проработки и внедрения новых методов исследования. Всё большее количество детей испытывают трудности в связи с недостаточным развитием или неспособностью актуализировать имеющиеся навыки исполнительных функций. Исследования, проведённые до 2005 года, определили коэффициент распространенности синдрома дефицита внимания и гиперактивности, эквивалентный 5.29% среди детей и подростков. Глобальная распространенность СДВГ у детей и подростков в 2023 году по данным исследований составила порядка 8,0 %. [63, 62].
Модель психического является достаточно новым для науки конструктом. В настоящее время, также, не существует единой теории Модели психического, раскрывающей закономерности протекающих процессов. Достаточно много вопросов адресуется к конкретным методикам, которые должны измерять показатели Модели психического [19, 28, 32, 41, 42, 45]. Большинство исследователей имеют схожую точку зрения на структуру Модели психического, однако многие подвергают сомнению надёжность и валидность используемых методик, которые зачатую являются трудно реализуемыми, особенно к детям дошкольного возраста [42, 45].
Если для Модели психического вопрос о валидности используемых методик был актуален всегда, то в области изучения исполнительных функций это является новейшей проблематикой научных работ [19, 28, 32]. В ряде исследований было показано, что дети 3-4 лет способны успешно выполнять методики, разработанные для хронологического возраста 5-6 лет при обеспечении определённых экспериментальных условий. Такого не было получено ранее [53]. Результаты клинических и кросс-культурных исследований также не являются однозначными [59]. В настоящее время становятся актуальными не только вопросы разработки и валидизации методик, но и условия проведения экспериментов, которые могут оказывать сильное влияние на результаты исследований.
Одним из средств изучения развития различных, в том числе когнитивных, навыков в детском возрасте является сюжетно-ролевая игра. Однако, единая теория детской игры до сих пор в науке не разработана [1, 3, 12].
Всё вышесказанное указывает на то, что обозначенные методологические трудности требуют дальнейшего экспериментального подтверждения интересующих теоретических положений.
Объектом исследования выступают исполнительные функции и Модель психического у детей 4 - 6 лет.
Предметом исследования является динамика показателей исполнительных функций и Модели психического у детей 4 - 6 лет в зависимости от условий предъявления ребёнку диагностических методик.
Целью данной работы является установление закономерностей проявления способностей, обусловленных развитием исполнительных функций и сформированностью Модели психического, в зависимости от контекста предъявления стимульного материала.
Теоретические и эмпирические гипотезы исследования
Общая гипотеза исследования:
Включение действий в единый контекст произвольно инициируемой игровой ситуации ведёт к более высоким показателям исполнительных функций и Модели психического в сравнении с формализованной процедурой обследования.
Частные гипотезы:
1. Уровни сформированности исполнительных функций и Модели психического взаимосвязаны с общим когнитивным развитием ребёнка.
2. Уровень сформированности исполнительных функций в большей степени обусловлен общим когнитивным развитием ребёнка, в то время как уровень сформированности Модели психического обусловлен влиянием экспериментальных условий.
3. В условиях сюжетно-ролевой игры способности, связанные с уровнем сформированности Модели психического, проявляются в большей степени по сравнению с ситуацией обследования.
4. В условиях сюжетно-ролевой игры навыки, связанные с системой исполнительных функций, проявляются в большей степени по сравнению с ситуацией обследования.
Задачи
1. Изучить взаимосвязи когнитивных способностей с исполнительными функциями и Моделью психического.
2. Проанализировать взаимосвязи исполнительных функций с сюжетно-ролевой детской игровой деятельностью.
3. Проанализировать взаимосвязи Модели психического с сюжетно-ролевой детской игровой деятельностью.
4. Изучить вклад отдельных когнитивных способностей в изменение показателей исполнительных функций и Модели психического.
5. Установить закономерности изменения показателей Модели психического и исполнительных функций в зависимости от экспериментальных условий.
Теоретико-методологическая основа работы
В качестве теоретико-методологической основы выступает когнитивная парадигма в психологии [33, 63, 64], а также феномен сюжетно-ролевой игры рассматривается с позиций культурно-исторического подхода [1, 3, 12].
Научная новизна
В настоящей работе впервые исследуется взаимосвязь исполнительных функций и уровня развития Модели психического не только в формализованных условиях ситуации обследования, но и в условиях сюжетно-ролевой игровой деятельности. Показано, что использование сюжетно-ролевого контекста положительно влияет на развитие регуляторного и социального компонентов в поведении ребёнка. Выявлены новые закономерности между экспериментальными условиями и полученными результатами с использованием таких методик, как Dimensional Change Card Sort [63, 64] и Theory Of Mind Scale [56, 58], которые ранее не получили широкого распространения на российской выборке.
Теоретическая значимость
Теоретическое обоснование настоящей работы заключается в эффективности использования сюжетно-ролевый игровых стратегий в работе с детьми дошкольного возраста. Структура игр с внешними правилами и дидактических игр описывается с точки зрения компонентов и механизмов, формирующих этот вид деятельности. Исследования сюжетно-ролевой игры не так распространены, а её структура и закономерности являются более сложными для изучения и анализа. Вместе с этим тщательное изучение структуры сюжетно-ролевой игры внесет лучшее понимание в ее взаимосвязь с исполнительными функциями и Моделью психического.
Практическая значимость
Результаты настоящего исследования могут использоваться в рамках практической психологии и педагогики дошкольного возраста, а также при разработке коррекционных и реабилитационных программ в клинической и терапевтической практике. Сюжетно-ролевые формы игровой деятельности недостаточно широко представлены и описаны в контексте сравнения с дидактическими формами игры.
Методики
1. Методика опосредованного запоминания по Леонтьеву (4-я версия, 1970).
2. Цветные прогрессивные матрицы Дж. Равена (Т.В. Розанова и Т.В. Егорова, 1973).
3. Методика кубики Кооса (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, 2014).
4. Методика исключения лишнего (4-й лишний) (Т.В. Егорова, 1973).
5. Методика установления последовательности сюжетных картинок (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, 1992).
6. Theory of Mind Scale (5 субшкал, версии Henry M. Wellman и David Liu, адаптации Peterson et al., 2005/ реадаптации Rachel M. Hiller, Nathan Weber, и Robyn L. Young, 2014).
7. Dimensional Change Card Sort (Ph. Zelazo, 2006, версия Doebel, Stucke, & Stoet, 2021).
Структура работы
Дипломная работа изложена на 57 страницах машинописного текста; состоит из введения, 3-х глав, заключения, 2-х рисунков, 7-и таблиц, списка литературы (включающего 65 источников, из них 11 на русском и 54 на иностранных языках), 14-и приложений.
Проведенное нами исследование позволило уточнить уже имеющиеся данные и расширить представления об условиях актуализации и предпосылках сформированности исполнительных функций и Модели психического у детей дошкольного возраста.
Так были показаны значимые взаимосвязи системы исполнительных функций и конструкта Модели психического с другими когнитивными способностями, такими как: уровень сформированности опосредованной памяти, основных операций мышления, аналитико-синтетических способностей, логических причинно-следственных связей и интеллектуальных способностей. Полученные данные позволяют говорить о том, что дети с высокими показателями общего когнитивного развития имеют также более высокие показатели сформированности исполнительных функций и Модели психического и могут более успешно актуализировать связанные с данными конструктами способности, как в условиях процедуры обследования, так и в игровой ситуации. Однако, в случае Модели психического сюжетно-ролевая игровая деятельность способствует возможности получения высоких показателей выполнения соответствующих заданий, в отличие от системы исполнительных функций, навыки, связанные с которой, в большей степени зависят от базового когнитивного развития ребёнка.
Помимо этого, наибольшие взаимосвязи как с конструктом Модели психического, так и с системой исполнительных функций выявляют интеллектуальные способности и способность к абстрагированию и обобщению (основные операции мышления), а также, способности к анализу и синтезу.
Согласно результатам проведённой работы, можно предполагать, что в случае системы исполнительных функций когнитивные способности вносят непосредственный вклад в их реализацию и формирование. В случае Модели психического, по причине наличия явного эффекта от введения экспериментальных условий, общие и базовые когнитивные способности могут опосредовать включение ребёнка в саму игровую ситуацию, формирование сюжета и более эффективное использование ребёнком игровых условий. Дети с высокими показателями уровня сформированности опосредованной памяти, основных операций мышления, аналитико-синтетических способностей, логических причинно-следственных связей и интеллектуальных способностей могут интегрировать в игровой процесс необходимые к выполнению задания, не теряя при этом ролевой модели поведения персонажа и не нуждаются в переключении между игрой и реальной ситуацией выполнения поставленных задач. У данной категории детей игровая ситуация может воздействовать также на мотивационный аспект, повышая тем самым вероятность получения высоких результатов. В то же время, для детей с низкими показателями уровня сформированности когнитивных способностей включение в сюжетно-ролевую игру может выступать отвлекающим фактором, что приводит к снижению результатов и продуктивности выполнения предлагаемых заданий.
В настоящем исследовании не были учтены конкретные характеристики игрового процесса, такие как характер обыгрываемой ребёнком роли, выстраиваемые сюжеты и конкретные их аспекты, отношение ребёнка к экспериментатору и самому факту взаимодействия со взрослым и игре. Также, в последующих исследованиях необходимо учитывать эмоционально-личностные характеристики участников, которые могут оказывать значительное влияние на результаты деятельности, их актуальное состояние и мотивацию к осуществлению игровой деятельности, установление позитивного контакта с новым взрослым, готовность к выполнению предлагаемых им заданий.
Необходимо в последующих исследованиях учитывать аспекты эмоционально-волевой сферы участников и сферу внимания. Можно сделать предположение, что определённой для части участников проведённого исследования игровая ситуация могла выступать фактором, требующим дополнительных ресурсов объёма, концентрации и переключения внимания, что помешало им осуществлять достаточно продуктивную деятельность и привело, вопреки выдвинутым гипотезам, к ухудшению результатов.
Таким образом, можно говорить, что в процессе обучения и воспитания детей дошкольного возраста, а также, при проведении коррекционной работы необходимо уделять значительное внимание формированию базовых когнитивных навыков и способностей как в случае недостаточного развития системы исполнительных функций/навыков контроля и регуляции поведения, так и в случае недостаточного уровня сформированности стратегий и способов социального взаимодействия, понимания и атрибуции социальных ситуаций, навыков рефлексии и Модели психического. При этом, при наличии в коррекционной работе с детьми мишеней, связанных со способностями, обусловленных сформированностью Модели психического, игровые и сюжетно-ролевые стратегии будут эффективны. В то же время, с целью развития и формирования навыков, связанных с системой исполнительных функций, большую эффективность будут показывать методы дидактических игр и игр с правилами, распространённые в настоящее время в работе с детьми дошкольного возраста.
1. Л. С. Выготский. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка: учебное пособие, 2-е издание, расширенное. — Москва: Московский психолого-социальный институт, 2005. — С. 283-299.
2. Э. Гольдберг. Управляющий мозг. Лобные доли, лидерство и цивилизация. / — 1-е издание. — Москва: Смысл, 2003 — 335 c.
3. А. Н. Леонтьев. Психологические основы дошкольной игры. // Психологическая наука и образование. — 1996. — № 3. — С. 19-32.
4. А. Р. Лурия. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. /— Москва: Издательство Московского Университета, 1962 — 431 c.
5. И. Е. Мельникова, Н. А. Игнатьева. Современные подходы к изучению исполнительных функций у младших школьников. // Психологическая наука и образование. — 2015. — № 3. — С. 567-570.
6. Р. Т. Мустафин, Р. Ф. Еникеева, С. Б. Малых, Р. Г. Валинуров, Е. К. Хуснутдинова. Генетика синдрома дефицита внимания и гиперактивности. // Журнал неврологии и психиатрии имени С. С. Корсакова. — 2018. — № 9. — С. 106–110.
7. Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. Психодиагностический комплект для углубленной оценки психического развития детей дошкольного и младшего школьного возрастов (от 2,5 до 12 лет). Методическое руководство. // М.: Изд-во АПКиПРО РФ. — 2016. — № 5. — С. 140.
8. Е. А. Сергиенко. Модель психического и теория Ж.Пиаже. // Психологические исследования. — 2009. — № 3.
9. Е. А. Сергиенко. Модель психического как интегративное понятие в современной психологии. // Психологические исследования. — 2017. — № 54.
10. Ю. Л. Троицкий, Н. В. Максимова, Л. Г. Албул. Идея опосредования Л.С. Выготского: семиотические и образовательные проекции. // Культурно-историческая психология. — 2023. — № 2. — С. 18–26.
11. К. М. Шипкова, Н. Г. Малюкова. Нарушение «Модели психического» у больных с локальными поражениями мозга. // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М.Бехтерева. — 2017. — С. 64-70.
12. Д. Б. Эльконин. Психология игры. От Автора. Биография исследований // — 2. — Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999 — 226 c.
13. A. Abu-Akel, S. Shamay-Tsoory. Neuroanatomical and neurochemical bases of theory of mind. // Neuropsychologia. — 2011. — № 11. — С. 2971-2984.
14. E. Addessi, F. Bellagamba, A. Delfino, F. De Petrillo, V. Focaroli, L. Macchitella, V. Maggiorelli, B. Pace, G. Pecora, S. Rossi, A. Sbaffi, M. Tasselli, F. Paglieri. Waiting by mistake: symbolic representation of rewards modulates intertemporal choice in capuchin monkeys, preschool children and adult humans. // Cognition. — 2014. — № 3. — С. 428–441.
15. M. Andersen, J. Kiverstein, M. Miller, A. Roepstorff. Play in predictive minds: A cognitive theory of play. // Psychological review. — 2023. — № 2. — С. 462–479...65