Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности саморегуляции и воображения у детей старшего дошкольного возраста с врожденными пороками сердечно-сосудистой системы

Работа №185955

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы92
Год сдачи2020
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения проблемы особенностей развития саморегуляции и воображения у детей старшего дошкольного возраста 11
1.1 Основные психические новообразования старшего дошкольного возраста 11
1.2 Саморегуляция в старшем дошкольном возрасте 20
1.3 Развитие воображения в старшем дошкольном возрасте 26
1.4 Особенности психологического развития детей старшего дошкольного возраста с врожденными пороками сердечно-сосудистой системы 33
Выводы по теоретической части 38
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей саморегуляции младших школьников, как предиктора развития воображения 40
2.1 Программа и методы исследования 40
2.2 Анализ и интерпретация результатов 45
Выводы по эмпирической части 61
Заключение 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
Приложение А 72
Приложение Б 78
Приложение В 82
Приложение Г 88
Приложение Д 91
Приложение Е 93



Актуальность исследования.
В последнее время отмечается рост врожденных пороков сердца (ВПС), диагностируемых у новорожденных, причиной которым является увеличение возраста матерей, инфекционные заболевания во время беременности на ранних сроках, ухудшение экологической обстановки и др.
Врожденные пороки сердца — группа тяжелых заболеваний, объединенных по признаку аномального положения и морфологической структуры сердца и крупных сосудов, влекущих за собой серьезные нарушения физического, а в некоторых случаях и психического развития. При многих из них иногда возникают такие патологические условия гемодинамики, что угрожают жизни больных. Согласно статистическим данным, около 40% случаев летального исхода наблюдается у детей до 5 лет. При пороках сердца у детей с помощью медикаментозной терапии можно только уменьшить симптомы заболевания, а единственным методом радикального лечения является хирургическое вмешательство.
Серьезное хроническое заболевание оказывает огромное негативное влияние на развитие ребенка и формирование социальной ситуации развития. Она отличается экстремальностью, витальной значимостью и эмоциональной насыщенностью, что не может не влиять на психическое развитие ребенка.
Некоторыми исследователями (Горячева,1995; Кассирский, 2000) было установлено, что дети, оперированные по поводу ВПС, имеют отличия по ряду психологических особенностей, которые обусловлены как самой болезнью, так и состояниями перед и после операции. Познавательная деятельность таких детей характеризуется нарушениями внимания, памяти, низкой переключаемостью, высоким уровнем истощаемости. Эмоциональная сфера отличается наличием инфантильных реакций, несамостоятельностью, неадекватной самооценкой, незрелостью эмоций.
Необходимо отметить, что многие нарушения усугубляются стилем родительского воспитания, которое в большинстве случаев происходит в форме гиперопеки, что формирует как у родителей, так и у ребенка, неадекватное отношение к болезни, чрезмерно ограничивает его активность, развитие познавательных функций и социальную адаптацию.
Познавательная и эмоциональная сфера дошкольников с ВПС, степень влияния соматического состояния на формирование психики, на современном этапе развития науки находится в стадии научной и практической разработки и, на наш взгляд, нуждается в отдельном рассмотрении.
В отечественной психологии вопросу особенностей психического развития детей раннего возраста с ВПС, психологической реабилитации семей с детьми с ВПС, роли отношения матери к болезни ребенка и способам совладания, посвятила свои исследования Киселева М.Г. (Киселева, 2016, 2017).
Однако, целенаправленных исследований познавательной сферы старших дошкольников с ВПС, в частности, касаемо особенностей их воображения и саморегуляции, в отечественной психологии крайне малы, что обуславливает высокую актуальность темы.
Степень разработанности проблемы: в отечественной психологии регуляция и саморегуляция поведения и деятельности в старшем дошкольном возрасте изучается в самых разных аспектах. Это исследования становления волевого поведения (Л.И. Божович, В.К. Котырло, Я.З. Неверович Т.И. Шульга и др.), развития произвольности (И. Домашенко, А.В. Запорожец, Е.О. Смирнова и др.), становления произвольного плана отдельных психических функций (М.Н. Аксенова, З.М. Истомина, З.В. Мануйленко и др.), самоконтроля (Е.И. Бугрименко, Н.М. Гнедова, Т.Н. Доронова и др.), субъектности (О.В. Суворова) и т.д.
Воображение старших дошкольников достаточно подробно изучено в психологической науке. Условиями его формирования занимались такие ученые, как Л.С. Выготский, Е.Е. Кравцова, Д.Б. Эльконин, А.Н. Веракса. Этапы развития воображения рассматривали О.М. Дьяченко, Д.Б. Эльконин, методы и приемы развития воображения раскрывали в своих работах О.М. Дьяченко, И.Ю. Глебова, В.И. Долгова, Н.В. Крыжановская.
С медицинской точки зрения, качество жизни детей и подростков после хирургического лечения ВПС исследовали такие ученые, как Л.А. Бокерия, Е.Б Милиевская, С.М Крупянко, М.Н. Неведрова.
Систематические исследования психического здоровья детей с врожденными аномалиями (пороками развития) системы кровообращения проводились и зарубежными авторами (Karsdorp P.A. et al., Fan X.C. et al., Miatton М. et al., Utens Е.М. et al., McCusker C.G. et al., Menahem S., Spijkerboer A.W. et al., Immer F.F. et al., Latal B. et al.)
Объектом исследования выступает процесс саморегуляции и воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования являются особенности саморегуляции и воображения у детей старшего дошкольного возраста с ВПС.
Целью исследования является изучение особенностей саморегуляции и уровня воображения у детей старшего дошкольного возраста с ВПС.
Основная гипотеза исследования состоит в предположении, что в экспериментальной группе показатели когнитивной саморегуляции и воображения ниже, чем в контрольной группе.
На ее основании был выдвинут ряд частных гипотез исследования:
 саморегуляция и воображение менее развиты у детей с врожденными пороками сердечно-сосудистой системы, чем у нормотипичных детей;
 у детей с ВПС уровень развития воображения не зависит от уровня саморегуляции;
 у детей с ВПС уровень понимания эмоций ниже, чем у нормотипичных детей.
Для достижения поставленных целей, в рамках исследования выделены следующие задачи:
1. Рассмотреть возрастные особенности старшего дошкольного возраста.
2. Провести анализ основных подходов к изучению саморегуляции в старшем дошкольном возрасте.
3. Определить роль воображения в старшем дошкольном возрасте.
4. Проанализировать особенности психологического развития детей старшего дошкольного возраста с ВПС.
5. Провести диагностику регуляторных функций и уровня развития воображения у детей старшего дошкольного возраста с ВПС.
6. Провести анализ и интерпретацию результатов исследования.
Теоретико-методологической базой исследования явились концепции A. Myake и коллег, личностно-деятельностный подход Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна; теории Л.С. Выготского об опосредованном характере развития высших психических функций.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент, обработка, анализ и обобщение полученных экспериментальных данных, методы математической статистики (статистика Z Колмогорова-Смирнова, коэффициент корреляции Спирмена, U-критерий Манна-Уитни, регрессионный анализ, таблицы сопряженности, H-критерий Краскелла-Уоллеса). В качестве технических средств для анализа данных использовались пакеты программ IBM SPSS Statistics 22.0.
Методики:
1. Диагностика уровня регуляторных функций учащихся осуществлялась с помощью субтестов методики the NEPSY-II на оценку зрительной (Memory for Designs) рабочей памяти, слухо-речевой рабочей памяти (Sentence Repetition), торможения и переключения (Naming and Inhibition), когнитивной гибкости (The Dimensional Change Card Sort), а также понимание эмоций (Test of Emotional Comprehension), что позволило продиагностировать уровень развития всех компонентов регуляторных функций учащихся (Korkman et al., 2007 – автор пособия):
a. Для оценки зрительной рабочей памяти был использован субтест the NEPSY-II Memory for Designs. В нем, ребенку на 10 секунд демонстрируют изображения для запоминания, после чего их убирают из поля зрения. Ребенку необходимо выбрать из карточек, включающих в себя дистракторы, те, которые он видел на картинке и положить на нужные места. Всего предложено 4 пробы, в которых количество карточек увеличивается от четырех до десяти на странице. Тест направлен на оценку зрительно-пространственной памяти и способности запоминать незнакомый визуальный материал. По его итогам ребенок получает баллы за содержание (верно выбранные карты), расположение (верное размещение), бонусные баллы (за верную карту на своем месте) и итоговый балл по четырем заданиям, характеризующий зрительную рабочую память в целом;
b. Субтест Inhibition the NEPSY-II направлен на оценку способности ребенка сдерживать автоматические реакции взамен произвольным (сдерживающий контроль или торможение). Ребенку в нем предлагается посмотреть на серии черно-белых фигур и стрелок и назвать их формы (круг, квадрат) или направления (вверх, вниз). Субтест содержит 4 серии заданий, 2 из которых направлены на называние фигур/направлений, расположенных на странице, оставшиеся 2 на называние этих же фигур/направлений наоборот (например, круг называется квадратом, а квадрат кругом). При этом контролю подлежит время называния и количество совершенных ошибок, как исправленных ребенком самостоятельно, так и неисправленных.
с. Для оценки слуховой рабочей памяти использовалась методика «Sentence Repetition». Психолог читает ребенку предложения по одному, а затем просит повторить их. Предложение произносится в спокойном темпе без эмоциональной окраски. Время выполнения теста: 5 – 7 минут.
Оценка ответов
2 балла – нет ошибок
1 балл – 1 или 2 ошибки
0 баллов – 3 и более ошибки
Для получения общего балла баллы суммируются. Макс.: 34.
d. Для оценки когнитивной гибкости учащихся использовалась методика «Dimensional Change Card Sorting» (Zelazo, 2006). В ней ребенку предлагается рассортировать карточки трижды по разным правилам (по цвету, по форме, а затем с
переключением этих правил). На каждом этапе оценивается количество верных сортировок. Для получения итогового балла суммируются баллы, полученные ребенком на каждом из трех этапов.
е. Для оценки физического сдерживающего контроля использовалась методика «Statue». Тест оценивает «горячую» саморегуляцию и физический сдерживающий контроль. Ребенку нужно сохранять неподвижное положение тела с закрытыми глазами 75 секунд, сдерживая импульсивные реакции в ответ на отвлекающие звуки. Время выполнения теста: 3 – 4 минуты.
f. Для оценки понимания эмоций использовалась методика «Test of Emotional Comprehension». Стимульный материал методики представляет собой иллюстрированную книгу с историями про эмоциональный опыт детей (2 отдельные книги: для девочек и для мальчиков). Под каждой иллюстрацией о каждой истории находится изображение четырех возможных эмоциональных реакций. Ребенку рассказывают историю, а затем просят выбрать чувство, которое испытывает герой каждой истории. Время выполнения теста: 15 – 20 минут. Тест содержит задания, оценивающие девять компонентов понимания эмоций: распознавание эмоций, понимание внешних причин эмоций, понимание желаний, понимание убеждений, понимание влияния воспоминаний на эмоции, стратегии регуляции эмоций, понимание притворных и истинных эмоций, понимание смешанных эмоций, понимание моральных эмоций. Обработка: ввод данных по этой методике осуществляется числами от 1 до 4 (по порядку их приведения в протоколе). Для получения общего балла суммируется количество правильных ответов
2. Методика на определение уровня развития воображения «Дорисовывание фигур» (О. М. Дьяченко). Методика направлена на определение уровня развития воображения ребенка, способности создавать оригинальные образы. В качестве материала используется комплект карточек, на каждой из которых нарисована одна фигура. Всего в каждом наборе по 10 карточек.
Для оценки уровня выполнения задания подсчитывается количество неповторяющихся изображений у каждого ребенка. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение квадрата и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются. Таким образом, подсчитывается показатель гибкости воображения. В норме это 8–10 различных изображений в серии для детей 5 лет, 9–10 изображений для дошкольников 6 лет и 10 изображений для детей 7 лет.
Затем оценивается разработанность изображения, то есть степень его детализации. В норме каждое изображение ребенка 5 лет должно состоять из 2–3 элементов; 6 лет – из 3–4 элементов; 7 лет – из 4–5 элементов.
И наконец, определяется оригинальность изображения, которая оценивается по количеству включений исходной фигуры в графический образ. Другими словами, исходная фигура должна играть роль несущественного компонента в сложном изображении. Хорошим уровнем развития данного показателя считается наличие двух-трех включений (вне зависимости от возраста испытуемого).
Эмпирическая база: исследование проводилось на базе ГБОУ Курчатовская школа, дошкольный корпус Росток и ФГБУ «НМИЦ ССХ им. А.Н. Бакулева».
Выборка состоит из 104 детей в возрасте 6-7 лет, относящихся к старшему дошкольному возрасту: 56 чел. в контрольной группе и 48 чел. в экспериментальной.
Новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что впервые исследованы особенности саморегуляции и воображения старших дошкольников с ВПС, что, с практической точки зрения, открывает новые пути для разработки программ психологической коррекции и реабилитации. Теоретическая значимость состоит во вкладе исследования в клинико-психологическое знание, а также в возрастную и педагогическую психологию. Материалы исследования могут использоваться при разработке курсов лекций и семинаров по психосоматике, клинической и детской психологии.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты обогащают фонд знаний и инструментов, используемый практическими психологами в работе с детьми-дошкольниками с тяжелыми (врожденными) заболеваниями. Результаты работы будут полезны воспитателям, психологам и педагогам в работе с детьми с ВПС и для разработки уроков по развитию воображения, творческой деятельности с дошкольниками, а также при коррекционной работе по развитию саморегуляции.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав – теоретической и эмпирической, выводов, заключения, списка литературы и приложений. Работа содержит 4 диаграммы, 10 таблиц, 6 приложений, 59 наименований научной литературы. Объем работы без приложений 71 стр.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Врожденный порок сердца – одна из самых распространенных патологий, встречающаяся у новорожденных, после нарушений ЦНС и опорно-двигательного аппарата. Однако, по уровню смертности, ВПС стоит на первом месте, поэтому хирургические вмешательства показаны детям в раннем возрасте.
В силу частых госпитализаций, существенных ограничений физической активности, социальной изоляции, а также вследствие гиперопекающего родительского воспитания, у детей с ВПС может отмечаться задержка в развитии некоторых психических функций. Это особенно актуально для детей старшего дошкольного возраста, т.к. может негативно сказаться на их академической успешности в будущем. Для построения эффективных программ коррекции и реабилитации и улучшения качества жизни детей необходимо своевременно выявлять нарушения в психическом развитии и стимулировать формирование психических функций.
В настоящем исследовании предпринята попытка изучить особенности эмоциональной сферы, саморегуляции и воображения у старших дошкольников, имеющих врожденный порок сердца. Мы предположили, что показатели когнитивной саморегуляции, воображения и понимания эмоций у детей с ВПС будет ниже, чем у нормотипичных дошкольников.
В результате исследования мы выявили, что в области когнитивной саморегуляции на нашей выборке у детей с ВПС лучше, чем у нормотипичных детей, развит такой компонент зрительной рабочей памяти, как запоминание деталей изображения, а также физический сдерживающей контроль, тогда как остальные регуляторные функции находятся на более низком уровне.
Более высокое развитие физического контроля («горячего» контроля, который предполагает самоконтроль в эмоционально значимых ситуациях) связано с тем, что дети с ВПС имеют большое количество ограничений в отношении физической активности, а также они посещают много физиотерапевтических процедур в стационаре и проходят длительные реабилитации.
Для развития других регуляторных функций, а также преодоления нарушений, связанных с социальной и игровой депривацией, детям необходимы активные и адекватные мероприятия по реабилитации.
Дошкольники из экспериментальной группы на момент исследования проходили реабилитацию в московском реабилитационном центре для детей с пороками сердца при ФГБУ «НМИЦ ССХ им. А.Н. Бакулева». Он является ведущим центром в России для детей с ВПС, оснащенным современной аппаратурой, игровыми комнатами, где реабилитационные программы проводят лучшие профессионалы в сфере работы с детьми с пороками сердца.
Воображение детей с ВПС на нашей выборке отличается большей оригинальностью, чем воображение нормотипичных детей, но при этом оно менее гибкое и разработанное, а также имеет связь с уровнем саморегуляции, несмотря на наше первоначальное предположение.
На наш взгляд, высокая оригинальность изображений может быть связана со спецификой проведения исследования. Оригинальность изображения по методике «Дорисовывание фигур» (О. М. Дьяченко) оценивается в отношении к детям в подвыборке. Методика с детьми с ВПС проводилась в момент их кратковременного нахождения в реабилитационном центре, в то время как с нормотипичными детьми она проводилась в ДОУ, в котором они обучаются более года. Исходя из этого, мы можем предположить, что высокие показатели оригинальности изображений у детей с ВПС могут быть связаны с отсутствием продолжительного общения со сверстниками и совместной творческой деятельности, т.к срок пребывания в стационаре в период реабилитации в центре не превышает двух недель, в то время нормотипичные дети на протяжении длительного времени находятся в окружении своих сверстников в одной группе, завязывают более прочные связи, имеют совместную творческую деятельность, в следствие чего у них могут выработаться общие паттерны поведения и их рисунки могут быть схожи, что снижает их оригинальность.
Уровень понимания эмоций у детей с ВПС ниже, чем у нормотипичных, в частности, это касается различения скрытых и эмоций, вызванных внешними причинами, а также понимания смешанных эмоций.
Как показывают исследования (Бокерия, 1999; Лебединский, 2007), эмоциональная сфера детей с ВПС развивается хуже. Это связано с социальной депривацией, вследствие чего происходит дезадаптация в коммуникативной сфере (Miatton M. et al., 2007). А также с родительским отношением, в котором преобладает гиперопека в сочетании с родительским дистрессом, тревогой, связанными с болезнью ребенка. В таком психологическом состоянии родители не всегда могут быть для ребенка эмоционально доступны и демонстрировать ему адекватные эмоции.
Результаты проведенного исследования помогают наметить мишени для коррекционной и развивающей работы с дошкольниками с ВПС, а также задают дальнейшие перспективы исследований в этой области.
Таким образом, гипотезы были подтверждены частично, цели исследования достигнуты, задачи выполнены.



1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: ребенок среди взрослых и сверстников в онто - и социогенезе. // Мир психологии, 1996. –№ 3. – 278 с.
2. Алмазова О. В., Бухаленкова Д. А. , Веракса А. Н., Якупова В. А. Развитие саморегуляции у дошкольников. Методическое пособие. 5-7 лет. Соответствует ФГОС / М.: Мозаика-Синтез , 2019. — 48 с.
3. Арсентьева В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: учеб. пособие. – М.: ФОРУМ, 2009. – 144 с.
4. Ахметова З.А., Веселова Н.А. Развитие произвольного внимания у старших дошкольников как фактор формирования психологической готовности к школьному обучению // Вестник КРСУ. – 2014. – № 10. – С. 7-11.
5. Барташников А.А., Барташникова И.А. Учись мыслить. – Харьков, 1998. – 256 с.
6. Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников. – М., 2013 – 64 с.
7. Башаева Т.В. Готовим ребенка к школе: развиваем познавательные способности. Внимание, восприятие, память, воображение. Диагностика, тесты, упражнения для детей 4-7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2009 – 208 с.
8. Белоконь H.A. Врожденные пороки сердца – М.: Медицина, 1991. – 350 с.
9. Белянчикова М.А. Психическое здоровье женщин, страдающими пороками сердца и их детей (клинические, психосоциальные и психокоррекционные аспекты): дис. ... канд. мед. наук: 14.01.06. – М., 1998. – 215 с.
10. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: НПО Модек, 1997. – 352 с.
11. Бокерия Л.А. Сердечно-сосудистая хирургия-2010. Болезни и врожденные аномалии кровообращения / Л.А. Бокерия, Р.Г. Гудкова. – М: НЦ ССХ им. А.Н. Бакулева, 2011. – 192с.
12. Бояринцев В. П. Структурно-функциональный анализ динамических проявлений саморегуляции поведения человека // Психология и психофизиология активности и саморегуляции поведения и деятельности человека. – Самара: Образование, 2009. – 405 c.
13. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. / В.М. Букатов. – М.: Рипол, 1999. – 318 с.
14. Бутусова Т.Ю. Игры с правилами. Формирование совместной игровой деятельности дошкольников с разным уровнем познавательного развития // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 3. – С. 21-26.
15. Вершинина Л.В. Психолого-педагогические условия формирования автономного поведения на этапе раннего онтогенеза: автореф. … канд. психол. наук. – Томск: ЦНТИ, 1999. – 24 с...54



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ