Правовой статус органов управления корпорации
|
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика органов управления юридического лица 8
1.1 Правовая природа органов управления юридического лица 8
1.2 Органы управления корпорации: понятие, признаки, классификации 15
Глава 2. Общее собрание участников - высший орган корпорации 23
2.1 Формирование высшего органа корпорации как признак
корпоративных юридических лиц 23
2.2 Компетенция общего собрания корпорации 29
2.3 Порядок подготовки, созыва и проведения общего собрания корпорации 34
Глава 3. Исполнительные органы корпорации 38
3.1 Единоличный исполнительный орган 38
3.2 Управляющая организация (управляющий) 64
3.3 Коллегиальный исполнительный орган 72
Глава 4. Коллегиальный орган управления корпорации 76
4.1 Совет директоров (наблюдательный совет) - коллегиальный орган
управления 76
4.2 Компетенция совета директоров (наблюдательно совета) 78
4.3 Порядок образования совета директоров (наблюдательного совета).87
Глава 5. Ответственность органов управления корпорации 95
Заключение 115
Список использованных источников 120
Глава 1. Общая характеристика органов управления юридического лица 8
1.1 Правовая природа органов управления юридического лица 8
1.2 Органы управления корпорации: понятие, признаки, классификации 15
Глава 2. Общее собрание участников - высший орган корпорации 23
2.1 Формирование высшего органа корпорации как признак
корпоративных юридических лиц 23
2.2 Компетенция общего собрания корпорации 29
2.3 Порядок подготовки, созыва и проведения общего собрания корпорации 34
Глава 3. Исполнительные органы корпорации 38
3.1 Единоличный исполнительный орган 38
3.2 Управляющая организация (управляющий) 64
3.3 Коллегиальный исполнительный орган 72
Глава 4. Коллегиальный орган управления корпорации 76
4.1 Совет директоров (наблюдательный совет) - коллегиальный орган
управления 76
4.2 Компетенция совета директоров (наблюдательно совета) 78
4.3 Порядок образования совета директоров (наблюдательного совета).87
Глава 5. Ответственность органов управления корпорации 95
Заключение 115
Список использованных источников 120
Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс РФ, ГК РФ) в части первой главе 4 содержит общие положения о юридических лицах, в том числе об органах управления в корпорации. Принятые в соответствии с ГК РФ Федеральный закон «Об акционерных обществах» , Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» развивают и дополняют общий вектор преобразований, произведенных в Гражданском кодексе РФ.
Новая классификация юридических лиц, вытекающая из норм ГК РФ, представляет деление юридических лиц на корпоративные и унитарные. В ходе исследования делается акцент на изучении юридических лиц, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган (п. 1 ст. 65.3 ГК РФ), именуемые корпоративными юридическими лицами (корпорациями; п. 1 ст. 65.1 ГК РФ).
Корпорации нуждаются в надлежащем управлении ими и в осуществлении контроля над их деятельностью. Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом (п. 1 ст. 53 ГК) Органы управления обладают определенной компетенцией, закрепленной в ГК и Уставе корпорации. Они имеют права и на них возлагаются обязанности, также они несут ответственность за свои недобросовестные и неразумные действия, в случаях, если эти действия совершены не в интересах представляемого им юридического лица.
Федеральным законом от 05.05.2014 года № 99-ФЗ были внесены имеющее важное значение применительно к рассматриваемому вопросу поправки в ст. 53 ГК РФ «Органы юридического лица», введена новая ст.
65.3 ГК РФ «Управление в корпорации». Повышенное внимание законодателя к вопросам, связанным с правовым положением органов юридических лиц выражается не только в принятии указанного закона, но и в разработке законопроектов, направленных на приведение Федерального закона «Об акционерных обществах» и Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственности» в соответствие с новой редакцией главы 4 Гражданского кодекса РФ.
Введение новых законодательных положений не в полной мере устраняет имеющиеся пробелы правового регулирования в деятельности органов управления корпорации, порождающие противоречивую судебную практику, что, в свою очередь, значительно осложняет и привлечение к гражданско-правовой ответственности членов органов управления корпорации.
В отечественной юридической литературе последних лет устойчиво проявляется интерес к исследованию юридических лиц. При этом органы юридического лица рассматриваются как особое правовое явление, обладающее определенной спецификой и позволяющее обеспечить потребности организаций в эффективном правовом регулировании .
Вместе с тем, на сегодняшний день, в теории гражданского права отсутствует единая концепция органа юридического лица, теоретические подходы, сложившиеся в доктрине, к объяснению правовой природы органа юридического лица, определению понятия, элементов и пределов его компетенции, исследованию проблем образования органа юридического лица и прекращения его полномочий, требуют детального изучения. По-прежнему продолжаются дискуссии о природе гражданско-правовой ответственности, о субъектах, привлекаемых к ответственности, об основании и условиях ее наступления.
Наличие указанных проблем, отсутствие единого подхода в их исследовании, а также потребность детального анализа теоретических разработок и практики их применения предопределили актуальность и выбор темы диссертационного исследования.
Органы юридического лица анализировались в работах советских и современных ученых-юристов. К проблемам этой темы обращались как дореволюционные исследователи, такие как А.И. Каминка, Д.И. Мейер, Г.Ф. Шершеневнч и другие, так и ученые советского периода среди которых М.М. Агарков, С.М. Братусь, В.П. Грибанов, О.С.Иоффе, О.А. Красавчиков, С.Н. Ландкоф, Г.К.Матвеев, Н.Б. Новицкий, В.А. Рясенцев. Б.Б. Черепахин и другие.
Институт юридического лица является предметом исследований и современных ученых, в числе которых: В.А. Белов, Е.В. Богданов, В.В. Бородин, М.И. Брагинский, В.В. Витрянский, А.В. Габов, А.А. Глушецкий, Е.П. Губин, В.В. Долинская, Е.А. Дубовицкая, С.А. Зинченко, В.В. Лаптев, Д.В. Ломакин, О.А. Макарова, В.П. Мозолин, С.Д. Могилевский, А.В. Олейников, Б.И. Пугинский, О.Н. Садиков, Д.И. Степанов, П.В. Степанов, Е.А. Суханов, И.С. Шиткина и другие.
Теоретическая база исследования включает: монографии, авторефераты диссертаций и диссертации по изучению органов управления юридического лица, научные статьи о правовой природе органа юридического лица, понятии, компетенции, образовании, и прекращении полномочий органа юридического лица, ответственности членов органов управления корпорации, а также учебная литература по гражданскому и корпоративному праву.
Эмпирическую базу исследования составили: опубликованные материалы судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Федеральных арбитражных судов Волго-Вятского, Восточно-Сибирского, Дальневосточного, Западно-Сибирского, Московского, Поволжского, Северо-Западного, Северо-Кавказского, Уральского, Центрального округов.
Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе деятельности органов управления юридического лица, включая отношения, складывающиеся между юридическим лицом и лицами, осуществляющими функции органа юридического лица, а также отношения по привлечению членов органа юридического лица к гражданско-правовой ответственности.
Предмет исследования - правовые нормы, регулирующее гражданско-правовое положение органа юридического лица, привлечение к ответственности членов органов юридического лица, а также практика их применения.
Цель диссертационного исследования состоит в комплексном изучении основных теоретических положений об органах управления юридического лица, гражданско-правовой ответственности членов органов юридического лица, выявлении проблем в правовом регулировании деятельности органов корпорации и формулировании рекомендаций по разрешению этих проблем.
Указанная цель определяет следующие задачи исследования:
1) исследование правовой природы органов юридического лица; определение понятия «орган юридического лица», признаков органа юридического лица;
2) выявление критериев классификации органов юридического лица;
3) рассмотрение особенностей образования органов юридического лица и прекращения их полномочий; определение пределов компетенции органа юридического лица;
4) анализ полноты и системности правового регулирования органов управления действующим российским законодательством;
5) анализ и обобщение практики применения законодательства, регулирующего деятельность органов управления корпорации;
6) установление сущности гражданско-правовой ответственности лиц, входящих в состав органов управления корпорации; рассмотрение оснований и условий гражданско-правовой ответственности лиц, входящих в состав органов управления корпорации;
7) разработка рекомендаций по совершенствованию законодательства Российской Федерации, регламентирующего деятельность органов юридических лиц.
Для достижения поставленной цели и решения обозначенных задач использовались такие частнонаучные методы познания, как системный подход, комплексный анализ, метод сравнительного правоведения.
Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что произведена систематизация ряда правовых актов, произведен анализ законодательства и судебной практики, выявлены недостатки отраженной в нормах отечественного права позиции российского законодательства, произведен анализ имеющихся и возможных конфликтных ситуаций, разработаны некоторые предложения по улучшению законодательства в исследуемой области.
Структура работы определяется предметом, целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, пяти глав, состоящих из двенадцати параграфов, заключения и библиографического списка.
Новая классификация юридических лиц, вытекающая из норм ГК РФ, представляет деление юридических лиц на корпоративные и унитарные. В ходе исследования делается акцент на изучении юридических лиц, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган (п. 1 ст. 65.3 ГК РФ), именуемые корпоративными юридическими лицами (корпорациями; п. 1 ст. 65.1 ГК РФ).
Корпорации нуждаются в надлежащем управлении ими и в осуществлении контроля над их деятельностью. Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом (п. 1 ст. 53 ГК) Органы управления обладают определенной компетенцией, закрепленной в ГК и Уставе корпорации. Они имеют права и на них возлагаются обязанности, также они несут ответственность за свои недобросовестные и неразумные действия, в случаях, если эти действия совершены не в интересах представляемого им юридического лица.
Федеральным законом от 05.05.2014 года № 99-ФЗ были внесены имеющее важное значение применительно к рассматриваемому вопросу поправки в ст. 53 ГК РФ «Органы юридического лица», введена новая ст.
65.3 ГК РФ «Управление в корпорации». Повышенное внимание законодателя к вопросам, связанным с правовым положением органов юридических лиц выражается не только в принятии указанного закона, но и в разработке законопроектов, направленных на приведение Федерального закона «Об акционерных обществах» и Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственности» в соответствие с новой редакцией главы 4 Гражданского кодекса РФ.
Введение новых законодательных положений не в полной мере устраняет имеющиеся пробелы правового регулирования в деятельности органов управления корпорации, порождающие противоречивую судебную практику, что, в свою очередь, значительно осложняет и привлечение к гражданско-правовой ответственности членов органов управления корпорации.
В отечественной юридической литературе последних лет устойчиво проявляется интерес к исследованию юридических лиц. При этом органы юридического лица рассматриваются как особое правовое явление, обладающее определенной спецификой и позволяющее обеспечить потребности организаций в эффективном правовом регулировании .
Вместе с тем, на сегодняшний день, в теории гражданского права отсутствует единая концепция органа юридического лица, теоретические подходы, сложившиеся в доктрине, к объяснению правовой природы органа юридического лица, определению понятия, элементов и пределов его компетенции, исследованию проблем образования органа юридического лица и прекращения его полномочий, требуют детального изучения. По-прежнему продолжаются дискуссии о природе гражданско-правовой ответственности, о субъектах, привлекаемых к ответственности, об основании и условиях ее наступления.
Наличие указанных проблем, отсутствие единого подхода в их исследовании, а также потребность детального анализа теоретических разработок и практики их применения предопределили актуальность и выбор темы диссертационного исследования.
Органы юридического лица анализировались в работах советских и современных ученых-юристов. К проблемам этой темы обращались как дореволюционные исследователи, такие как А.И. Каминка, Д.И. Мейер, Г.Ф. Шершеневнч и другие, так и ученые советского периода среди которых М.М. Агарков, С.М. Братусь, В.П. Грибанов, О.С.Иоффе, О.А. Красавчиков, С.Н. Ландкоф, Г.К.Матвеев, Н.Б. Новицкий, В.А. Рясенцев. Б.Б. Черепахин и другие.
Институт юридического лица является предметом исследований и современных ученых, в числе которых: В.А. Белов, Е.В. Богданов, В.В. Бородин, М.И. Брагинский, В.В. Витрянский, А.В. Габов, А.А. Глушецкий, Е.П. Губин, В.В. Долинская, Е.А. Дубовицкая, С.А. Зинченко, В.В. Лаптев, Д.В. Ломакин, О.А. Макарова, В.П. Мозолин, С.Д. Могилевский, А.В. Олейников, Б.И. Пугинский, О.Н. Садиков, Д.И. Степанов, П.В. Степанов, Е.А. Суханов, И.С. Шиткина и другие.
Теоретическая база исследования включает: монографии, авторефераты диссертаций и диссертации по изучению органов управления юридического лица, научные статьи о правовой природе органа юридического лица, понятии, компетенции, образовании, и прекращении полномочий органа юридического лица, ответственности членов органов управления корпорации, а также учебная литература по гражданскому и корпоративному праву.
Эмпирическую базу исследования составили: опубликованные материалы судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Федеральных арбитражных судов Волго-Вятского, Восточно-Сибирского, Дальневосточного, Западно-Сибирского, Московского, Поволжского, Северо-Западного, Северо-Кавказского, Уральского, Центрального округов.
Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе деятельности органов управления юридического лица, включая отношения, складывающиеся между юридическим лицом и лицами, осуществляющими функции органа юридического лица, а также отношения по привлечению членов органа юридического лица к гражданско-правовой ответственности.
Предмет исследования - правовые нормы, регулирующее гражданско-правовое положение органа юридического лица, привлечение к ответственности членов органов юридического лица, а также практика их применения.
Цель диссертационного исследования состоит в комплексном изучении основных теоретических положений об органах управления юридического лица, гражданско-правовой ответственности членов органов юридического лица, выявлении проблем в правовом регулировании деятельности органов корпорации и формулировании рекомендаций по разрешению этих проблем.
Указанная цель определяет следующие задачи исследования:
1) исследование правовой природы органов юридического лица; определение понятия «орган юридического лица», признаков органа юридического лица;
2) выявление критериев классификации органов юридического лица;
3) рассмотрение особенностей образования органов юридического лица и прекращения их полномочий; определение пределов компетенции органа юридического лица;
4) анализ полноты и системности правового регулирования органов управления действующим российским законодательством;
5) анализ и обобщение практики применения законодательства, регулирующего деятельность органов управления корпорации;
6) установление сущности гражданско-правовой ответственности лиц, входящих в состав органов управления корпорации; рассмотрение оснований и условий гражданско-правовой ответственности лиц, входящих в состав органов управления корпорации;
7) разработка рекомендаций по совершенствованию законодательства Российской Федерации, регламентирующего деятельность органов юридических лиц.
Для достижения поставленной цели и решения обозначенных задач использовались такие частнонаучные методы познания, как системный подход, комплексный анализ, метод сравнительного правоведения.
Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что произведена систематизация ряда правовых актов, произведен анализ законодательства и судебной практики, выявлены недостатки отраженной в нормах отечественного права позиции российского законодательства, произведен анализ имеющихся и возможных конфликтных ситуаций, разработаны некоторые предложения по улучшению законодательства в исследуемой области.
Структура работы определяется предметом, целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, пяти глав, состоящих из двенадцати параграфов, заключения и библиографического списка.
Поставленная цель диссертационного исследования, а именно комплексное изучение основных теоретических положений об органах управления юридического лица, гражданско-правовой ответственности членов органов юридического лица, выявление проблем в правовом регулировании деятельности органов корпорации и формулирование рекомендаций по разрешению этих проблем, выполнена.
В ходе реализации поставленной цели были решены все поставленные задачи.
Изучение правовых отношений, складывающихся в процессе деятельности органов управления юридического лица, позволяет выделить некоторые значительные аспекты рассматриваемой проблематики.
1) Необходимо отличать органы юридического лица от его представителей, а с позиции определения правовой природы органа юридического лица представлять его как организационно обособленную часть юридического лица. Органы юридического лица не могут рассматриваться как самостоятельные субъекты гражданских правоотношений и являются частью юридического лица.
Представленная точка зрения, на наш взгляд, кажется более подходящей для понимания правовой природы органов юридического лица. Основываясь на теории фикции юридического лица, согласно которой человек, и только человек, является действительным субъектом права (основоположником является германский юрист К.-Ф. Савиньи ) любой орган юридического лица - это по сути всего лишь технико-юридическое обозначение определенных компетенции и набора полномочий, которые осуществляют назначенные в установленном порядке лица, составляющие этот орган или выполняющие его функции. Осуществляя эти компетенцию и полномочия, они реализуют в действительности свою собственную волю, которая признается законом волей юридического лица и его органов.
2) Присоединяясь к научной позиции, представляемой в частности В.А. Микрюковым, следует выделить критерий «формирование высшего органа юридического лица» как определяющий для разделения корпоративных и унитарных юридических лиц.
Данный критерий необходимо понимать не как установление обязательности создания участниками высшего органа, а как указание на то, что участники входят в высший орган, автоматически представляют собой часть высшего органа, составляют его. При этом важно не отрывать слова «формируют высший орган» от добавления «в соотвествии с пунктом 1 статьи 65.3 ГК РФ», согласно которому высшим органом корпорации является общее собрание ее участников, а не каких либо иных лиц. Фразу «формируют высший орган» нельзя отождествлять по смыслу с обязательным образованием (созданием, созывом) общего собрания участников.
По существу исследуемый признак содержит не только формальное указание на наличие в корпорациях естественного высшего органа, персонально представленного участниками (членами) корпорации, но и раскрывает признание за соответствующим органом абсолютно всех корпораций некоей исключительной высшей компетенции.
3) Определена тенденция к расширению властных полномочий общего собрания участников хозяйственных обществ (ст. 67.1 ГК РФ).
Статья 48 ФЗ «Об АО» дает еще более внушительный (по сравнению с набором, определенным по совокупности пункта 2 ст. 65.3 и статьи 67.1 ГК РФ) перечень вопросов, относящихся к исключительной компетенции общего собрания акционеров, а статья 33 ФЗ «Об ООО» и вовсе допускает возможность передачи на решение общему собранию участников вопросов, предусмотренных не только законом, но и уставом общества.
В непубличных акционерных обществах в силу подпункта 8 п. 3 ст.
66.3 ГК РФ также разрешается включать в устав положения об отнесении к компетенции общего собрания акционеров вопросов, не относящихся к ней в соответствии с ГК РФ или Законом об акционерных обществах.
Случаи делегирования полномочий высшего органа корпорации, разрешаемые законом, по существу следует рассматривать не как ограничение, а как проявление реализации корпоративной власти, так как исключительная компетенция в таких случаях не испытывает вторжения извне.
4) В развитии законодательства в отношении правового статуса общего собрания участников корпорации, происходит борьба между выбором императивного или диспозитивного механизма регулирования корпоративных отношений. С одной стороны, абсолютно четко прослеживается тенденция увеличения числа императивных норм, регламентирующих, в том числе и сферу управления корпорациями. С другой стороны, все активнее ставится задача "ухода" государства от стремления к подробнейшей детализации деятельности корпоративных организаций. "Не пора ли законодателю сложить с себя миссию бесконечного "совершенствования" нормативного материала - "совершенствования", более необходимого для самих участников данного процесса, нежели его адресатов?" . В этом случае ответственность за принимаемые решения и за отсутствие необходимых решений, будет возложена непосредственно на участников корпораций.
5) Сформулирована позиция относительно положение директора, как одновременно органа юридического лица и наемного работника.
Необходимо видение сложившейся ситуации через призму правового феномена с двумя взаимосвязанными составляющими, всесторонне охватывающими рассматриваемое явление. Такой подход позволяет при возникновении спорных ситуаций не упускать никаких деталей. Важно лишь, понимать различие, где гражданские правоотношения юридического лица со своим органом, а где трудовые отношения работодателя с работником - руководителем организации.
В данном подходе требуется понимать различия во взаимоотношениях с директором, и не следует отождествлять прекращение полномочий органа юридического лица с прекращением трудовых отношений руководителя организации.
6) Договор по передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации является договором возмездного оказания услуг, потому как необходимо учитывать цели, преследуемые сторонами при заключении такого договора. Управляемая организация преследует цель нормального функционирования своей организации, в том числе через единоличный исполнительный орган. Управляющая организация обладает определенным уровнем профессионализма в сфере управления корпорацией и готова предоставить свои услуги за определенную плату, тем самым осуществляя определенную деятельность.
7) Подлинными субъектами управления юридическим лицом, а также его представления в гражданском обороте являются не его органы, а лица, эти органы составляющие или выполняющие их функции, - физические или юридические лица, являющиеся субъектами гражданско-правовых корпоративных отношений.
Законодатель сузил круг лиц, которые могут предъявить соответствующий иск к лицу, уполномоченному выступать от имени юридического лица, членам его коллегиальных органов и лицам, определяющим действия юридического лица, ограничив кредиторов лишь правом требовать возмещения с юридического лица.
Напротив, определена тенденция расширения круга лиц, которые могут быть привлечены к ответственности. В этом видится положительный момент, поскольку появляется хотя бы призрачная возможность привлечь к ответственности истинного выгодоприобретателя или причинителя вреда, а не подставное лицо. Остается надеяться, что проблемы доказывания "фактической возможности определять действия юридического лица" не создадут неустранимых препятствий на пути привлечения виновных лиц к ответственности и цель будет достигнута.
Также в работе был рассмотрен ряд других проблем, возникающих в процессе деятельности органов управления юридического лица, включая складывающиеся между юридическим лицом и лицами, осуществляющими функции органа юридического лица, а также по привлечению органа юридического лица к гражданско-правовой ответственности, которые представляют собой не менее существенное теоретическое и практическое значение.
При этом значительная часть проблем, возникающих в процессе деятельности органов управления юридического лица остается не охваченной доктринальными исследованиями и законодательным регулированием, что порождает неопределенности в практике применения правовых норм, регулирующих гражданско-правовое положение органа юридического лица, привлечение к ответственности членов органов юридического лица. Перечень подобного рода проблем остается открытым и, должен получить свое разрешение в ходе дальнейшего реформирования законодательства о юридических лицах.
В ходе реализации поставленной цели были решены все поставленные задачи.
Изучение правовых отношений, складывающихся в процессе деятельности органов управления юридического лица, позволяет выделить некоторые значительные аспекты рассматриваемой проблематики.
1) Необходимо отличать органы юридического лица от его представителей, а с позиции определения правовой природы органа юридического лица представлять его как организационно обособленную часть юридического лица. Органы юридического лица не могут рассматриваться как самостоятельные субъекты гражданских правоотношений и являются частью юридического лица.
Представленная точка зрения, на наш взгляд, кажется более подходящей для понимания правовой природы органов юридического лица. Основываясь на теории фикции юридического лица, согласно которой человек, и только человек, является действительным субъектом права (основоположником является германский юрист К.-Ф. Савиньи ) любой орган юридического лица - это по сути всего лишь технико-юридическое обозначение определенных компетенции и набора полномочий, которые осуществляют назначенные в установленном порядке лица, составляющие этот орган или выполняющие его функции. Осуществляя эти компетенцию и полномочия, они реализуют в действительности свою собственную волю, которая признается законом волей юридического лица и его органов.
2) Присоединяясь к научной позиции, представляемой в частности В.А. Микрюковым, следует выделить критерий «формирование высшего органа юридического лица» как определяющий для разделения корпоративных и унитарных юридических лиц.
Данный критерий необходимо понимать не как установление обязательности создания участниками высшего органа, а как указание на то, что участники входят в высший орган, автоматически представляют собой часть высшего органа, составляют его. При этом важно не отрывать слова «формируют высший орган» от добавления «в соотвествии с пунктом 1 статьи 65.3 ГК РФ», согласно которому высшим органом корпорации является общее собрание ее участников, а не каких либо иных лиц. Фразу «формируют высший орган» нельзя отождествлять по смыслу с обязательным образованием (созданием, созывом) общего собрания участников.
По существу исследуемый признак содержит не только формальное указание на наличие в корпорациях естественного высшего органа, персонально представленного участниками (членами) корпорации, но и раскрывает признание за соответствующим органом абсолютно всех корпораций некоей исключительной высшей компетенции.
3) Определена тенденция к расширению властных полномочий общего собрания участников хозяйственных обществ (ст. 67.1 ГК РФ).
Статья 48 ФЗ «Об АО» дает еще более внушительный (по сравнению с набором, определенным по совокупности пункта 2 ст. 65.3 и статьи 67.1 ГК РФ) перечень вопросов, относящихся к исключительной компетенции общего собрания акционеров, а статья 33 ФЗ «Об ООО» и вовсе допускает возможность передачи на решение общему собранию участников вопросов, предусмотренных не только законом, но и уставом общества.
В непубличных акционерных обществах в силу подпункта 8 п. 3 ст.
66.3 ГК РФ также разрешается включать в устав положения об отнесении к компетенции общего собрания акционеров вопросов, не относящихся к ней в соответствии с ГК РФ или Законом об акционерных обществах.
Случаи делегирования полномочий высшего органа корпорации, разрешаемые законом, по существу следует рассматривать не как ограничение, а как проявление реализации корпоративной власти, так как исключительная компетенция в таких случаях не испытывает вторжения извне.
4) В развитии законодательства в отношении правового статуса общего собрания участников корпорации, происходит борьба между выбором императивного или диспозитивного механизма регулирования корпоративных отношений. С одной стороны, абсолютно четко прослеживается тенденция увеличения числа императивных норм, регламентирующих, в том числе и сферу управления корпорациями. С другой стороны, все активнее ставится задача "ухода" государства от стремления к подробнейшей детализации деятельности корпоративных организаций. "Не пора ли законодателю сложить с себя миссию бесконечного "совершенствования" нормативного материала - "совершенствования", более необходимого для самих участников данного процесса, нежели его адресатов?" . В этом случае ответственность за принимаемые решения и за отсутствие необходимых решений, будет возложена непосредственно на участников корпораций.
5) Сформулирована позиция относительно положение директора, как одновременно органа юридического лица и наемного работника.
Необходимо видение сложившейся ситуации через призму правового феномена с двумя взаимосвязанными составляющими, всесторонне охватывающими рассматриваемое явление. Такой подход позволяет при возникновении спорных ситуаций не упускать никаких деталей. Важно лишь, понимать различие, где гражданские правоотношения юридического лица со своим органом, а где трудовые отношения работодателя с работником - руководителем организации.
В данном подходе требуется понимать различия во взаимоотношениях с директором, и не следует отождествлять прекращение полномочий органа юридического лица с прекращением трудовых отношений руководителя организации.
6) Договор по передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации является договором возмездного оказания услуг, потому как необходимо учитывать цели, преследуемые сторонами при заключении такого договора. Управляемая организация преследует цель нормального функционирования своей организации, в том числе через единоличный исполнительный орган. Управляющая организация обладает определенным уровнем профессионализма в сфере управления корпорацией и готова предоставить свои услуги за определенную плату, тем самым осуществляя определенную деятельность.
7) Подлинными субъектами управления юридическим лицом, а также его представления в гражданском обороте являются не его органы, а лица, эти органы составляющие или выполняющие их функции, - физические или юридические лица, являющиеся субъектами гражданско-правовых корпоративных отношений.
Законодатель сузил круг лиц, которые могут предъявить соответствующий иск к лицу, уполномоченному выступать от имени юридического лица, членам его коллегиальных органов и лицам, определяющим действия юридического лица, ограничив кредиторов лишь правом требовать возмещения с юридического лица.
Напротив, определена тенденция расширения круга лиц, которые могут быть привлечены к ответственности. В этом видится положительный момент, поскольку появляется хотя бы призрачная возможность привлечь к ответственности истинного выгодоприобретателя или причинителя вреда, а не подставное лицо. Остается надеяться, что проблемы доказывания "фактической возможности определять действия юридического лица" не создадут неустранимых препятствий на пути привлечения виновных лиц к ответственности и цель будет достигнута.
Также в работе был рассмотрен ряд других проблем, возникающих в процессе деятельности органов управления юридического лица, включая складывающиеся между юридическим лицом и лицами, осуществляющими функции органа юридического лица, а также по привлечению органа юридического лица к гражданско-правовой ответственности, которые представляют собой не менее существенное теоретическое и практическое значение.
При этом значительная часть проблем, возникающих в процессе деятельности органов управления юридического лица остается не охваченной доктринальными исследованиями и законодательным регулированием, что порождает неопределенности в практике применения правовых норм, регулирующих гражданско-правовое положение органа юридического лица, привлечение к ответственности членов органов юридического лица. Перечень подобного рода проблем остается открытым и, должен получить свое разрешение в ходе дальнейшего реформирования законодательства о юридических лицах.
Подобные работы
- ПРАВОВОЙ СТАТУС ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2016 - Правовой статус акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью: сравнительно-правовое исследование
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - «Имущественная ответственность лиц, входящих (входивших) в состав органов управления хозяйственных обществ»
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Управление акционерным обществом
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2020 - Гражданско-правовая ответственность членов органов управления хозяйственных обществ
Бакалаврская работа, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 6200 р. Год сдачи: 2020 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - Правовой статус совета директоров (наблюдательного совета) по законодательству России
Дипломные работы, ВКР, обществознание. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2019 - Юридические лица публичного права: сравнительно-правовой анализ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



