Проведено экспериментальная работа.
База исследования: Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа пгт. Лебяжье» Кировской области.
Выборка: 41 обучающихся 4-ых классов.
Есть приложения.
Введение……………………………………………………………………………....3
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития у младших школьников умения соблюдать орфоэпические нормы на уроках русского языка………….....8
1.1 Содержательные компоненты процесса развития у младших школьников умения соблюдать орфоэпические нормы на уроках русского языка………….....8
1.2 Анализ приемов развития умения соблюдать орфоэпические нормы на уроках русского языка……………………………………………………………...18
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию у четвероклассников умения соблюдать орфоэпические нормы на уроках русского языка…………………....30
2.1 Выявление первоначального уровня развития у четвероклассников умения соблюдать орфоэпические нормы………30
2.2. Педагогические условия развития у четвероклассников умения соблюдать орфоэпические нормы на уроках русского языка....38
2.3 Динамика уровня развития умения у четвероклассников соблюдать орфоэпические нормы 48
Заключение…………………………………………………………………55
Библиографический список………………….57
Приложение А Апробация материалов исследования развития у четвероклассников умения соблюдать орфоэпические нормы в процессе работы с тетрадью на печатной основе…64
Приложение Б Результаты диагностик по определению первоначального уровня развития у четвероклассников умения соблюдать орфоэпические нормы на уроках русского языка…65
Приложение В Материалы формирующего этапа педагагического эксперимента по развитию у четвероклассников умения соблюдать орфоэпические нормы на уроках русского языка…71
Приложение Г Результаты диагностик по определению динамики развития у четвероклассников умения соблюдать орфоэпические нормы на уроках русского языка…….81
Актуальность исследования. Русский язык является не только национальным языком русского народа, но и важным средством межнационального общения. В связи с этим воспитание уважения к родному языку, а также формирование навыков правильного использования его норм, являются важнейшими направлениями начального языкового образования. Это закреплено и в федеральном законе от 28 февраля 2023 года №52 «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственном языке Российской Федерации“». Документ, подписанный президентом Российской Федерации, устанавливает недопустимость употребления слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка.
Личностные достижения обучающегося тесно связаны с осознанием языка как важного элемента национальной культуры. Важными личностными результатами являются не только развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, но и формирование чувства ответственности за сохранение его чистоты.
В аспекте изучаемой нами темы, для нас важны предметные результаты учебного предмета «Русский язык», которые включают осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека, первоначальные научные представления о нормах русского языка (фонетике, графике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе и об основных единицах языка, их признаках и особенностях), а также соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации в процессе говорения и чтения (ФГОС НОО в редакции от 31 мая 2021 № 286).
А.А. Бондаренко, П.С. Жедек, Н.Н. Рядинская, Н.Н. Кравченко, Т.А. Ладыжеская, М.Р. Львов, Т.И. Зиновьева, О.Б. Киселева подчеркивают значимость работы по развитию умения соблюдать орфоэпические нормы. Например, А.А. Бондаренко отмечает, что соблюдение орфоэпических норм оказывает положительное влияние на грамотность письменной речи и способствует соблюдение лексических и стилистических норм русского языка. Согласно мнению П.С. Жедек, исследование норм произношения и ударения способствует формированию осознанного подхода к языку, рассматриваемому как элемент культурного наследия, а также как основное средство коммуникации и источника знаний в разнообразных областях жизни. Т.А. Ладыженская выделяет ключевые условия для успешного освоения норм орфоэпии: во-первых, необходимо сделать установку на усвоение правильной речи, во-вторых, важно сформировать понимание понятия «произносительная норма», в-третьих, необходимо обеспечить многократное повторение верного произношения слов. В свою очередь Н.Н. Рядинская и Н.Н. Кравченко подчёркивают значимость звуковой культуры, которая характеризуется правильной артикуляцией звуков и слов. М.Р. Львов, Т.И. Зиновьева, О.Б. Киселева подчеркивают обязательное наличие развивающей речевой среды и постоянного образца звучащей речи в процессе формирования произносительных норм.
Анализ результатов Всероссийских проверочных работ по русскому языку с 2019 по 2023 г. показал снижение качества выполнения задания, связанного с постановкой ударений в словах: средний процент выполнения заданий в 2018 году составлял 79%, а к 2023 он снизился до 76,77%. Причинами снижения показателей по выполнению задания 4 ВПР по русскому языку Л.С. Выготский и О.Б. Киселева называют ориентацию школьного обучения преимущественно на повышение грамотности письменной речи, а не устной; уделяется большое внимание пополнению и обогащению словарного запаса школьников, однако очень мало отводится времени на обучение нормам литературного произношения — орфоэпии русского языка.
Кроме того, проведенный анализ содержания учебников на предмет количества упражнений и требований к их выполнению в УМК «Школа России», «Перспектива» и «Система Л.Н. Занкова» позволил выявить не более 5% упражнений для развития умения соблюдать орфоэпические нормы. При этом все упражнения имеют репродуктивный характер выполнения и представлены не систематически.
Таким образом, возникает противоречие между требованиями ФГОС НОО (овладение обучающимися орфоэпическими нормами русского языка) и недостаточной разработанностью методических условий и приёмов, обеспечивающих успешность развития умения у младших школьников соблюдать орфоэпические нормы на уроках русского языка.
Выявленное противоречие позволило определить проблему исследования: каковы педагогические условия развития у четвероклассников умения соблюдать орфоэпические нормы на уроках русского языка.
Цель исследования: выявить и апробировать педагогические условия развития у четвероклассников умения соблюдать орфоэпические нормы на уроках русского языка
Объект исследования: процесс развития умения у четвероклассников соблюдать орфоэпические нормы.
Предмет исследования: педагогические условия развития у четвероклассников умения соблюдать орфоэпические нормы на уроках русского языка.
Гипотеза исследования: развитие у четвероклассников умения соблюдать орфоэпические нормы на уроках русского языка будет эффективнее, если
1. Включать на уроках русского языка комплексные упражнения по орфоэпии, которые направленны на развитие компонентов умения соблюдать орфоэпические нормы ( умение
а именно первым упражнением будет фонетическая зарядка, которая направлена на развитие фонематического слуха и на подготовку обучающихся к изучению орфоэпии. Второе упражнение будет направлено не только на отработку умения соблюдать орфоэпические нормы, но и на закрепление знаний по другим темам начального языкового образования. Третье упражнение предусматривают речевые ситуации, которые направлены на формирование умения применять орфоэпические знания для решения учебных и жизненных задач.
2. Использовать разные формы работы (индивидуальную, групповую, парную).
Задачи исследования:
1. Выделить содержательные компоненты развития у младших школьников умения соблюдать орфоэпические нормы.
2. Определить эффективные приемы развития у младших школьников умения соблюдать орфоэпические нормы.
3. Разработать и апробировать орфоэпические упражнения для развития умения у четвероклассников соблюдать орфоэпические нормы.
Теоретико-методологические основы:
1. Исследования по проблеме развития умений у младших школьников соблюдать орфоэпические нормы послужили работы следующих учёных: А.А. Бондаренко, П.С. Жедек, Н.Н. Рядинская, Н.Н. Кравченко, Т.А. Ладыжеская, М.Р. Львов, Т.И. Зиновьева, О.Б. Киселева.
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; наблюдение и тестирование опытно-экспериментальная работа, статистический метод анализа результатов ( ранжирование)
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что дана характеристика процесса развития у младших школьников умения соблюдать орфоэпические нормы русского языка; проанализированы приёмы развития умения соблюдать орфоэпические нормы.
Практическая значимость исследования заключается в разработке сборника упражнений, направленных на развитие умения соблюдать орфоэпические нормы.
Апробация исследования: подготовлена и опубликована статья «Педагогические условия развития у четвероклассников умения соблюдать орфоэпические нормы в процессе работы с тетрадью “Произношу. Пишу. Взаимодействую”» в сборнике Всероссийской научно-практическая конференция «Педагогика и психология в XXI веке: современное состояние и тенденции исследования», г. Киров, 2023.
База эмпирического исследования: экспериментальное изучение развития умения соблюдать орфоэпические нормы на уроках русского языка проводилось на базе Кировского областного государственного общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя школа пгт. Лебяжье».
Структура выпускной квалификационной работы состоит из содержания, введения, основной части из двух глав (теоретической и практической), заключения, библиографического списка и приложений.
Изучив научную литературы, мы пришли к выводу, что орфоэпия представляют собой один из основных разделов языкознания, который тесно связан с другими науками, для обучающихся начальной школы. В младшем школьном возрасте важно достичь качественного развития умений соблюдать нормы орфоэпии.
Проанализировав различные учебно-методические комплексы по начальному языковому образованию, мы сделали вывод, что обучающиеся изучают орфоэпические нормы в течение всего периода обучения в начальной школе. Но упражнения в учебниках, которые направлены для качественного развития умений соблюдать орфоэпических норм, недостаточно. Данное основание привело к проведению нашей работы, подтвердило ее актуальность.
В процессе написания выпускной квалификационной работы нами были решены следующие задачи:
1. В ходе решения первой задачи нашего исследования мы определили содержательные компоненты процесса развития умения соблюдать орфоэпические нормы: формирование фонетических слуха, владение произносительными и акцентологическими нормами русского языка, развитие дикционных навыков и интонации.
2. В процессе решения второй задачи нашего исследования мы проанализировали приемы развития умения соблюдать орфоэпические нормы. Для более глубокого овладения орфоэпическим нормами важно использовать группы приёмов, которые будут учтены в комплексных, систематических упражнений, с помощью которой обучающиеся более осознанно закрепят материал, восстановят в памяти усвоенные знания, повысят интерес к орфоэпии, активизируют учебно-познавательную деятельность. На основании изученного материала выделили 3 этапа. Первый этап включает в себя работу с фонетическими упражнениями. Во время второго этапа изучение и закрепление орфоэпических норм. Третий этап предполагает развития функциональной грамотности. На каждом этапе вводятся задания, которые базируются на определенных умениях, сформулированных Н.С. Жуковой.
3. Для решения третей задачи была разработан и апробирован сборник упражнений по орфоэпии для четвероклассников «Произношу. Пишу. Взаимодействую» для развития у четвероклассников умения соблюдать орфоэпические нормы, которая позволяет вспомнить и отработать ранее усвоенные знания, повышает эффективность занятий и интерес к изучению орфоэпии.
Сравнив результаты контрольного и констатирующего этапов эксперимента, мы выявили повышения уровня развития умения соблюдать орфоэпические нормы в экспериментальной группе. Следовательно, сборник упражнений по орфоэпии для четвероклассников «Произношу. Пишу. Взаимодействую» в достаточной мере способствует развитию умений у четвероклассников соблюдать орфоэпические нормы при условии длительного, систематического применения сборника на уроках русского языка. Проведение экспериментальной работы положительно повлияло на уровень умения соблюдать орфоэпические нормы. Научились соблюдать орфоэпические нормы, замечать отклонения в чужой и собственной речи. Следовательно, гипотеза нашего исследования доказана, цель достигнута.
1) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 6 октября 2009 г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://goo.su/5zOQeI (дата обращения: 15.09.2024)
2) Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://goo.su/BnUf (дата обращения: 15.09.2024).
3) Федеральный закон от 28.02.2023 № 52-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации"» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://goo.su/qZ6fso5
4) Аблязимова, Ф. А. Формирование орфоэпических навыков младших школьников на уроках русского языка / Ф. А. Аблязимова, Т. И. Прудникова // Традиции и инновации в педагогике начальной школы : Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Симферополь, 21 апреля 2022 года. Том Выпуск 13. – Симферополь: Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым "Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова", 2022. – С. 23-27.
5) Аванесов, Р.И. Русское литературное произношение [Текст] / Р.И.Аванесов. – М.: Просвещение,1984. – 75 с.
6) Андреева, Е. П. Современный русский язык (Фонетика. Орфоэпия): учебно-методическое пособие [Текст] / Е. П. Андреева, Л. А. Берсенева. – Вологда: ВоГУ, 2016. – 75 с
7) Антонова, Е.С., Т.М. Воителева Русский язык и культура речи: Учебник / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. – М.: Academia, 2018. – 272 c.
8) Белоусова, В. И. Развитие речи младших школьников на произносительном уровне на уроках русского языка / В. И. Белоусова, Я. С. Лаутеншлегер // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2020. – Т. 13. – № 1. – С. 330-334.
9) Белоусова, Э. А. Мнемонические приемы при работе с орфоэпическими нормами / Э. А. Белоусова, К. Г. Пчелина, Д. В. Назарова // Современная наука и образование: выбор будущего : материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Чебоксары, 14 ноября 2024 года. – Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2024. – С. 59-62.
10) Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии) / В. И. Бельтюков. – М., 1977. – 176 с
11) Блудова, Д. А. Теоретические основы развития орфоэпической грамотности младших школьников посредством дидактических упражнений / Д. А. Блудова // Фундаментальные основы инновационного развития науки и образования : Сборник статей IX Международной научно-практической конференции, Пенза, 25 декабря 2020 года. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. – С. 203-210.
12) Бондаренко, А.А. Формирование навыков литературного произношения у младших школьников [Текст] / А.А.Бондаренко, М.Л.Калинчук. – М.: Просвещение, 1981. – 256 с.
13) Бондаренко, А.А. Орфография и орфоэпия – две стороны правильности письма журнал начальная школа [Текст] / А.А.Бондаренко // Начальная школа. – 2014. - №2. – С.36-40
14) Борунова С.Н. Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы / С.Н. Борунова – М.:стереотип, 1985. – С. 54.
15) Вербицкая, Л.А. Русская орфоэпия: к проблеме экспериментально-фонетического исследования особеннойстей современной произносительной нормы [Текст] / Л.А.Вербицкая. – М. : МГУ, 1976. – 124 с.
16) Галкина-Федорук, Е.М. Современный русский язык: Лексикология, фонетика, морфология / Е.М. Галкина-Федорук, К.В. Горшкова, Н.М. Шанский. – М.: Ленанд, 2019. – 408 c.
17) Ганиева, Ж.В. Современный русский язык: Фонетика, графика, орфография, орфоэпия. Учебное пособие [Текст] / Ж.В. Ганиев. – М. : Флинта, 2017. – 106 с.
18) Ганьшина, Ю.В. Формирование культуры речи младших школьников на литературном материале [Текст] : дис.канд.пед.наук / Ю.В. Ганьшина. – Казань, 2021. – 26 с.
19) Деньгина, Т. В. Преемственность в формировании орфоэпической нормы у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Т. В. Деньгина, И. В. Деньгин // Инновационное развитие науки: фундаментальные и прикладные проблемы : монография. – Петрозаводск : Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2020. – С. 18-28.
20) Евсеева, И.В Современный русский язык: Курс лекций [Текст] / И.В. Евсеева, Т.А. Лузгина, И.А.Славкина, Ф.В. Степанова; под ред. И.А. Славкиной. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2007. – 642 с.
21) Жабборова, А. И. Методы, основанные на практическом освоении орфоэпических норм / А. И. Жабборова // Путь науки. – 2025. – № 1(131). – С. 23-24.
22) Жинкин, Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. – М. : Изд-во академии педагогических наук, 1958. – 370 с
23) Жуйкова, Н.С. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников при изучении орфоэпии на уроках русского языка [Текст] : дис.канд.пед. наук / Н.С. Жуйкова. – Казань, 2021. – 26 с.
24) Жукова, Н.С. Учимся говорить правильно: Развитие устной речи, слухового и зрительного восприятия, памяти у детей от одного года [Текст] / Н.С.Жукова. – М. : ЭКСМО, 2002. – 67 с.
25) Зиновьева, Т.И. Направления работы на произносительном уровне [Текст] / Т.И.Зиновьева // Методика преподавания русского языка в начальных классах. М. : Просвещение, 2008. – С.381-385.
26) Иванов, В.В. Рассказы о русском языке [Текст] / В.В.Иванов. – Минск, 1985. – С.138-144.
27) Каленчук, М.Л. Фонетика и орфоэпия: статус, объекты и задачи двух дисциплин [Текст] / М.Л. Каленчук // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. – 2020. - №17 (4). – С.571-575
28) Канакина В.П. Русский язык. 4 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 2 [Текст] / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 8-е изд. – М.:Просвещение, 2018. - 159 с.
29) Касаткин, Л.Л. Орфоэпема как основная единица орфоэпии [Текст] / Л.Л. Касаткин // Вопросы и языкознания. – 2011. – №2.
30) Киселева О.Б. Формирование акцентологических и произносительных норм в речи младших школьников. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://goo.su/nFwqYd (дата обращения: 30.09.2022)
31) Краевская, М. Формирование орфоэпических умений у обучающихся 4 класса / М. Краевская, М. В. Юрьева // Современные тенденции развития дошкольного и начального образования, Москва, 05 февраля – 17 2024 года. – Москва: ООО «Директ-Медиа», 2024. – С. 84-87
32) Крюкова, А. Г. Формирование орфоэпического навыка у младших школьников / А. Г. Крюкова // Единое образовательное пространство как фактор формирования и воспитания личности : материалы XIV Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и молодых ученых, Рязань, 23–24 апреля 2020 года / Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина. – Рязань: Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, 2020. – С. 185-189.
33) Ладыженская, Т. А. Овладение нормами литературного языка. М., 1985 С. 228—232.
34) Львов, М.Р. Речь младших школьников и пути её развития [Текст] / М.Р. Львов. М. : Просвещение, 1975. – 176 с.
35) Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. чл.-кор. АН СССР Н. Ю. Шведовой. –18-е изд., стереотип. –М.:Рус. яз., 1987. –С. 394
36) Пидкасистый, П.И. Педагогика [Текст] / П.И. Пидкасистый. – М.: Академия, 2006. – 608 с.
37) Панов, М.В. О стилях произношения [Текст] / Развитие современного русского языка / под ред. С.И. Ожегова, М.В. Панова. М. : Просвещение, 1963. – С. 5-38.
38) Попова, Ю. С. Работа над орфоэпическими нормами на уроках русского языка в начальной школе / Ю. С. Попова, Е. А. Серикова, С. В. Супряга // Актуальные проблемы начального и дошкольного образования: онлайн-формат: Материалы международной научно-практической студенческой конференции с участием профессорско-преподавательского состава, Курск, 12 февраля 2021 года / Редколлегия: М.А. Лукина, С.А. Сеина, С.В. Супряга (отв. ред.). – Курск: Курский государственный университет, 2022. – С. 148-153.
39) Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1-4 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций [Текст] / Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. – М. : Просвещение, 2014. – 112 с.
40) Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций [Текст] /В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.В.Бойкина. – М. : Просвещение, 2014. – 340 с.
41) Русский язык. Рабочая программа к линии УМК Н.В.Нечаевой. 1-4 класс: приложение к методическому пособию для учителей общеобразовательных организация [Текст] / Н.В.Нечаева. – М. : Развивающее обучение, 2016. – 80 с.
42) Сальникова, Т.П. Методика обучения грамоте / Т.П. Сальникова. – М.: Сфера, 2000. – 312 с.
43) Староселова, Ю. Е. Формирование речевой культуры школьников на уроках русского языка / Ю. Е. Староселова, Е. М. Тюренкова // Молодежный научный форум : сборник статей по материалам ХХХII студенческой международной научно-практической конференции, Москва, 21–31 января 2019 года. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Международный центр науки и образования", 2019. – С. 30-37.
44) Тямина, И. Ю. Методика работы над орфоэпическими ошибками учащихся сельских начальных школ в современной социокультурной ситуации : специальность 13.00.02 "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)" : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Тямина Ирина Юрьевна. – Орел, 1998. – 18 с.
45) Уланова С. А. Методические приемы обучения русскому литературному произношению в поликультурном классе // Гуманитарные науки и образование. 2017. № 1 (29). С. 75-78.
46) Филатова, И. А. Формирование функциональной произносительной грамотности : Учебно-методическое пособие / И. А. Филатова. – Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2020. – 68 с.
47) Швачкин, Н. Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте / Н. Х. Швачкин // Возрастная психолингвистика : хрестоматия / составитель К. Ф. Седов. – Москва : Лабиринт, 2004. – С. 113–143.
48) Шклярова, Т.В. Победим безграмотность в устной речи! [Текст] / Т.В.Шклярова. – 2-е изд. – М. : Грамотей, 2017.- 160 с.
49) Щерба Л. В. О нормах образцового русского произношения // Русский язык в школе.‒1936. ‒ N5.‒С. 105–107.
50) Hjelmslev L. The syllable as a structure unit // Proceedings of the Second International Congress of Phonetic Sciences. Cambridge, 1936.
51) Windisch R. Zum Sprachwandel: Von den Junggrammatik zu Labov. - Frankfurt a.m.etc.: Lang., 1988. - 313.
52) Power to Teach [Электронный ресурс] / Wendy Robinson // Education // Режим доступа: https://goo.su/QzMjUd (дата обращения: 18.10.2024)