Развитие координационных способностей у юношей 15-16 лет на секционных занятиях по волейбол
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: секция по волейболу МАНОУ «Шуховский лицей №38».
Выборка: 18 человек (мальчики 15-16 лет).
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 3
1 НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ…7
1.1 Анатомо-физиологические особенности юношей 15-16 лет …….. 7
1.2 Понятие «координационные способности»12
1.3 Средства и методы развития координационных способностей……………26
1.4 Методика развития координационных способностей ……………. 30
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЮНОШЕЙ 15-16 ЛЕТ НА СЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ВОЛЕЙБОЛУ.....34
2.1 Организация и методы исследования……34
2.2 Разработанная методика развития координационных способностей у юношей 15-16 лет на секционных занятиях по волейболу..36
2.3 Результаты исследования и их обсуждение.38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………. 42
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………. 44
ПРИЛОЖЕНИЯ...47
База исследования: секция по волейболу МАНОУ «Шуховский лицей №38».
Выборка: 18 человек (мальчики 15-16 лет).
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 3
1 НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ…7
1.1 Анатомо-физиологические особенности юношей 15-16 лет …….. 7
1.2 Понятие «координационные способности»12
1.3 Средства и методы развития координационных способностей……………26
1.4 Методика развития координационных способностей ……………. 30
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЮНОШЕЙ 15-16 ЛЕТ НА СЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ВОЛЕЙБОЛУ.....34
2.1 Организация и методы исследования……34
2.2 Разработанная методика развития координационных способностей у юношей 15-16 лет на секционных занятиях по волейболу..36
2.3 Результаты исследования и их обсуждение.38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………. 42
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………. 44
ПРИЛОЖЕНИЯ...47
Основные двигательные действия волейболистов - это быстрые перемещения, прыжки, броски при приеме мяча. Выполнение их связано с определенным риском и требует от игроков смелости и самообладания. Все действия характеризуются изменчивостью в процессе игры. На тренировках волейболисту приходится овладевать целой системой двигательных навыков, которые складываются из большого количества приемов защиты и нападения. Сложность игровых действий заключается и в том, что этот арсенал технических приемов приходится применять в различных сочетаниях и в условиях, требующих от игрока исключительной точности и дифференцированности движений, быстрого переключения с одних форм движений на другие, совершенно иные по ритму, скорости и характеру[4].
Волейбол предъявляет большие требования к психическим качествам спортсмена. При равном техническом и тактическом мастерстве побеждает команда, игроки которой проявляют большую волю к победе. В процессе учебно-тренировочной работы и соревнований перед спортсменами возникает большое количество объективных и субъективных трудностей, преодоление которых требует различных волевых качеств.
В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Все эти качества и способности связывают с понятием ловкость. Неотъемлемую основу ловкости составляют
координационные способности [24].
Выполнение любого технического приема в волейболе строится на основе уже освоенных координационных связок. Чем больше запас разнообразных двигательных умений и навыков имеет волейболист, тем успешнее идут овладение техникой игры и использование различных приемов в постоянно изменяющихся ситуациях.
В связи с этим, основной путь развития координационных способностей - это овладение спортсменами новых разнообразных навыков и умений.
В качестве начальной точки при определении понятия «координационные способности» может служить термин «координация» (от лат. coordination — согласование, сочетание, приведение в порядок) [2].
Хорошо развитые координационные способности волейболиста являются необходимыми предпосылками для успешного овладения техническим приемам игры и соревновательной деятельности. Они влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на ее дальнейшее сохранение и ситуационно-адекватное применение. Координационные способности ведут к большей плотности и вариативности
процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта [22].
Координационные способности обеспечивают экономный расход энергетических ресурсов, влияют на объём их использования, так как точно дозированное по времени, пространстве и по сложности мышечное усилие и оптимальное использование сопутствующих фаз расслабления ведут к рациональному расходованию энергии и сил.
Поэтому развитие и совершенствование координационных способностей помимо других физических качеств в волейболе является одной из самых важных и актуальных задачей тренировочного процесса.
В научно-методической литературе достаточно много внимания уделяется методике развития координационных способностей как в волейболе, так и во многих других видах спорта. Данная проблема отражена в научных трудах: Н.А. Бернштейна, Е.П. Ильина и других, однако важно понимать, что проблема развития координационных способностей волейболистов подросткового возраста нуждается в дальнейшем изучении и разработке.
Проведённый анализ работ таких авторов, как Лях В. И., Матвеев Л. П., прослеживает взаимосвязь нарушений технических параметров движения особенно пространственно-временных, с недостаточным развитием координационных способностей.
Таким образом каждое выполненное действие усиливает установленные связи и делает следующее выполнение более лёгким, более определённым и более подготовленным. Также, не использование ослабляет уже сформированные пути прохождения импульсов и делает действие более трудным и неопределённым для исполнения.
Оценка и анализ системы подготовки и результатов выступления сильнейших команд показывают, что выдающиеся успехи достигаются лишь в результате многолетней тренировки, тогда, когда необходимая для этого база создаётся уже в детском возрасте на этапе начальной подготовки.
Основополагающими задачами для данного этапа является: приобретение необходимого фонда двигательных умений и навыков, формирование техники движений, всестороннее развитие физических качеств.
Таким образом развитие координационных способностей, на которых основана как начальная, так и специальная подготовка, также должна осуществляться на данном этапе.
Актуальность проблемы исследования, заключается в поиске и обосновании наиболее эффективных средств развития координационных способностей у юношей 15-16 лет на секционных занятиях по волейболу.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс развития координационных способностей на секционных занятиях по волейболу у юношей 15-16 лет.
Предмет исследования: разработанная методика развития координационных способностей на секционных занятиях по волейболу у юношей 15-16 лет.
Цель исследования: обосновать и выявить эффективность применения разработанной методики, направленной на развитие координационных способностей у юношей 15-16 лет на секционных занятиях по волейболу.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретическую и методическую литературу по проблеме развития координационных способностей.
2. Выявить исходный уровень развития координационных способностей у юношей 15-16 лет на секционных занятиях по волейболу в процессе педагогического эксперимента.
3. Разработать и апробировать методику по развитию координационных способностей у юношей 15-16 лет на секционных занятиях по волейболу.
4. Определить эффективность разработанной методики, направленной на развитие координационных способностей у юношей 15-16 лет на секционных занятиях по волейболу.
Гипотеза исследования: предполагалось, что развитие координационных способностей будет проходить более эффективно, если в тренировочный процесс включать разработанную нами методику, основанную на игровом и соревновательном методах, с включением упражнений на ориентацию в пространстве.
Для решения задач применялись следующие методы исследования: анализ литературных источников; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент, тестирование; методы математической статистики.
База исследования. МАНОУ «Шуховский лицей №38
Волейбол предъявляет большие требования к психическим качествам спортсмена. При равном техническом и тактическом мастерстве побеждает команда, игроки которой проявляют большую волю к победе. В процессе учебно-тренировочной работы и соревнований перед спортсменами возникает большое количество объективных и субъективных трудностей, преодоление которых требует различных волевых качеств.
В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Все эти качества и способности связывают с понятием ловкость. Неотъемлемую основу ловкости составляют
координационные способности [24].
Выполнение любого технического приема в волейболе строится на основе уже освоенных координационных связок. Чем больше запас разнообразных двигательных умений и навыков имеет волейболист, тем успешнее идут овладение техникой игры и использование различных приемов в постоянно изменяющихся ситуациях.
В связи с этим, основной путь развития координационных способностей - это овладение спортсменами новых разнообразных навыков и умений.
В качестве начальной точки при определении понятия «координационные способности» может служить термин «координация» (от лат. coordination — согласование, сочетание, приведение в порядок) [2].
Хорошо развитые координационные способности волейболиста являются необходимыми предпосылками для успешного овладения техническим приемам игры и соревновательной деятельности. Они влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на ее дальнейшее сохранение и ситуационно-адекватное применение. Координационные способности ведут к большей плотности и вариативности
процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта [22].
Координационные способности обеспечивают экономный расход энергетических ресурсов, влияют на объём их использования, так как точно дозированное по времени, пространстве и по сложности мышечное усилие и оптимальное использование сопутствующих фаз расслабления ведут к рациональному расходованию энергии и сил.
Поэтому развитие и совершенствование координационных способностей помимо других физических качеств в волейболе является одной из самых важных и актуальных задачей тренировочного процесса.
В научно-методической литературе достаточно много внимания уделяется методике развития координационных способностей как в волейболе, так и во многих других видах спорта. Данная проблема отражена в научных трудах: Н.А. Бернштейна, Е.П. Ильина и других, однако важно понимать, что проблема развития координационных способностей волейболистов подросткового возраста нуждается в дальнейшем изучении и разработке.
Проведённый анализ работ таких авторов, как Лях В. И., Матвеев Л. П., прослеживает взаимосвязь нарушений технических параметров движения особенно пространственно-временных, с недостаточным развитием координационных способностей.
Таким образом каждое выполненное действие усиливает установленные связи и делает следующее выполнение более лёгким, более определённым и более подготовленным. Также, не использование ослабляет уже сформированные пути прохождения импульсов и делает действие более трудным и неопределённым для исполнения.
Оценка и анализ системы подготовки и результатов выступления сильнейших команд показывают, что выдающиеся успехи достигаются лишь в результате многолетней тренировки, тогда, когда необходимая для этого база создаётся уже в детском возрасте на этапе начальной подготовки.
Основополагающими задачами для данного этапа является: приобретение необходимого фонда двигательных умений и навыков, формирование техники движений, всестороннее развитие физических качеств.
Таким образом развитие координационных способностей, на которых основана как начальная, так и специальная подготовка, также должна осуществляться на данном этапе.
Актуальность проблемы исследования, заключается в поиске и обосновании наиболее эффективных средств развития координационных способностей у юношей 15-16 лет на секционных занятиях по волейболу.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс развития координационных способностей на секционных занятиях по волейболу у юношей 15-16 лет.
Предмет исследования: разработанная методика развития координационных способностей на секционных занятиях по волейболу у юношей 15-16 лет.
Цель исследования: обосновать и выявить эффективность применения разработанной методики, направленной на развитие координационных способностей у юношей 15-16 лет на секционных занятиях по волейболу.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретическую и методическую литературу по проблеме развития координационных способностей.
2. Выявить исходный уровень развития координационных способностей у юношей 15-16 лет на секционных занятиях по волейболу в процессе педагогического эксперимента.
3. Разработать и апробировать методику по развитию координационных способностей у юношей 15-16 лет на секционных занятиях по волейболу.
4. Определить эффективность разработанной методики, направленной на развитие координационных способностей у юношей 15-16 лет на секционных занятиях по волейболу.
Гипотеза исследования: предполагалось, что развитие координационных способностей будет проходить более эффективно, если в тренировочный процесс включать разработанную нами методику, основанную на игровом и соревновательном методах, с включением упражнений на ориентацию в пространстве.
Для решения задач применялись следующие методы исследования: анализ литературных источников; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент, тестирование; методы математической статистики.
База исследования. МАНОУ «Шуховский лицей №38
Современный волейбол характеризуется высокой физической активностью волейболистов. Эффективное выполнение игровых действий, находясь в безопорном положении, технических приемов и большинства тактических комбинаций в течение одной игры или нескольких игровых дней основано на высоком уровне развития физических качеств, в том числе способностей координации.
Для развития координационных способностей в волейболе используются разнообразные упражнения, в которых спортсмен должен выйти из неожиданно сложившейся ситуации с помощью находчивых, быстрых и эффективных двигательных действий.
Всесторонняя физическая подготовка способствует накоплению запаса двигательных навыков (общей ловкости), на основе которых развивается способность к освоению и вариативному применению техники игры в волейбол (специальная ловкость). Способность расслабить мышцы позволяет избавиться от излишнего напряжения, а значит, быстрее и правильнее выполнить двигательное действие. Важным моментом при выполнении упражнений на ловкость является воспитание психологического настроя для конечного результата – превзойти свой результат в последующей попытке, результат партнера.
Анализ литературных источников, педагогического опыта и результатов экспериментального исследования позволяет сделать следующие выводы.
1. Развитие координационных способностей в процессе подготовки волейболистов - это совершенствование координации движений и, самое главное, способность быстро восстанавливать двигательную активность в соответствии с постоянно меняющимися ситуациями игры и владением своим телом в безопорном положении.
2. Экспериментально обоснована положительная динамика развития координационных способностей у волейболистов прежде всего в экспериментальной группе после применения разработанной методики. В конце эксперимента результаты во всех тестах превысили исходные данные.
Данные исследования подтверждают эффективность применения экспериментальной методики для развития координационных способностей.
Для развития координационных способностей в волейболе используются разнообразные упражнения, в которых спортсмен должен выйти из неожиданно сложившейся ситуации с помощью находчивых, быстрых и эффективных двигательных действий.
Всесторонняя физическая подготовка способствует накоплению запаса двигательных навыков (общей ловкости), на основе которых развивается способность к освоению и вариативному применению техники игры в волейбол (специальная ловкость). Способность расслабить мышцы позволяет избавиться от излишнего напряжения, а значит, быстрее и правильнее выполнить двигательное действие. Важным моментом при выполнении упражнений на ловкость является воспитание психологического настроя для конечного результата – превзойти свой результат в последующей попытке, результат партнера.
Анализ литературных источников, педагогического опыта и результатов экспериментального исследования позволяет сделать следующие выводы.
1. Развитие координационных способностей в процессе подготовки волейболистов - это совершенствование координации движений и, самое главное, способность быстро восстанавливать двигательную активность в соответствии с постоянно меняющимися ситуациями игры и владением своим телом в безопорном положении.
2. Экспериментально обоснована положительная динамика развития координационных способностей у волейболистов прежде всего в экспериментальной группе после применения разработанной методики. В конце эксперимента результаты во всех тестах превысили исходные данные.
Данные исследования подтверждают эффективность применения экспериментальной методики для развития координационных способностей.
Подобные работы
- Совершенствование технико-тактических действий юных футболистов в процессе игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



