Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: секция по волейболу МАНОУ «Шуховский лицей №38».
Выборка: 18 человек (мальчики 15-16 лет).
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 3
1 НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ…7
1.1 Анатомо-физиологические особенности юношей 15-16 лет …….. 7
1.2 Понятие «координационные способности»12
1.3 Средства и методы развития координационных способностей……………26
1.4 Методика развития координационных способностей ……………. 30
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЮНОШЕЙ 15-16 ЛЕТ НА СЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ВОЛЕЙБОЛУ.....34
2.1 Организация и методы исследования……34
2.2 Разработанная методика развития координационных способностей у юношей 15-16 лет на секционных занятиях по волейболу..36
2.3 Результаты исследования и их обсуждение.38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………. 42
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………. 44
ПРИЛОЖЕНИЯ...47
Основные двигательные действия волейболистов - это быстрые перемещения, прыжки, броски при приеме мяча. Выполнение их связано с определенным риском и требует от игроков смелости и самообладания. Все действия характеризуются изменчивостью в процессе игры. На тренировках волейболисту приходится овладевать целой системой двигательных навыков, которые складываются из большого количества приемов защиты и нападения. Сложность игровых действий заключается и в том, что этот арсенал технических приемов приходится применять в различных сочетаниях и в условиях, требующих от игрока исключительной точности и дифференцированности движений, быстрого переключения с одних форм движений на другие, совершенно иные по ритму, скорости и характеру[4].
Волейбол предъявляет большие требования к психическим качествам спортсмена. При равном техническом и тактическом мастерстве побеждает команда, игроки которой проявляют большую волю к победе. В процессе учебно-тренировочной работы и соревнований перед спортсменами возникает большое количество объективных и субъективных трудностей, преодоление которых требует различных волевых качеств.
В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Все эти качества и способности связывают с понятием ловкость. Неотъемлемую основу ловкости составляют
координационные способности [24].
Выполнение любого технического приема в волейболе строится на основе уже освоенных координационных связок. Чем больше запас разнообразных двигательных умений и навыков имеет волейболист, тем успешнее идут овладение техникой игры и использование различных приемов в постоянно изменяющихся ситуациях.
В связи с этим, основной путь развития координационных способностей - это овладение спортсменами новых разнообразных навыков и умений.
В качестве начальной точки при определении понятия «координационные способности» может служить термин «координация» (от лат. coordination — согласование, сочетание, приведение в порядок) [2].
Хорошо развитые координационные способности волейболиста являются необходимыми предпосылками для успешного овладения техническим приемам игры и соревновательной деятельности. Они влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на ее дальнейшее сохранение и ситуационно-адекватное применение. Координационные способности ведут к большей плотности и вариативности
процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта [22].
Координационные способности обеспечивают экономный расход энергетических ресурсов, влияют на объём их использования, так как точно дозированное по времени, пространстве и по сложности мышечное усилие и оптимальное использование сопутствующих фаз расслабления ведут к рациональному расходованию энергии и сил.
Поэтому развитие и совершенствование координационных способностей помимо других физических качеств в волейболе является одной из самых важных и актуальных задачей тренировочного процесса.
В научно-методической литературе достаточно много внимания уделяется методике развития координационных способностей как в волейболе, так и во многих других видах спорта. Данная проблема отражена в научных трудах: Н.А. Бернштейна, Е.П. Ильина и других, однако важно понимать, что проблема развития координационных способностей волейболистов подросткового возраста нуждается в дальнейшем изучении и разработке.
Проведённый анализ работ таких авторов, как Лях В. И., Матвеев Л. П., прослеживает взаимосвязь нарушений технических параметров движения особенно пространственно-временных, с недостаточным развитием координационных способностей.
Таким образом каждое выполненное действие усиливает установленные связи и делает следующее выполнение более лёгким, более определённым и более подготовленным. Также, не использование ослабляет уже сформированные пути прохождения импульсов и делает действие более трудным и неопределённым для исполнения.
Оценка и анализ системы подготовки и результатов выступления сильнейших команд показывают, что выдающиеся успехи достигаются лишь в результате многолетней тренировки, тогда, когда необходимая для этого база создаётся уже в детском возрасте на этапе начальной подготовки.
Основополагающими задачами для данного этапа является: приобретение необходимого фонда двигательных умений и навыков, формирование техники движений, всестороннее развитие физических качеств.
Таким образом развитие координационных способностей, на которых основана как начальная, так и специальная подготовка, также должна осуществляться на данном этапе.
Актуальность проблемы исследования, заключается в поиске и обосновании наиболее эффективных средств развития координационных способностей у юношей 15-16 лет на секционных занятиях по волейболу.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс развития координационных способностей на секционных занятиях по волейболу у юношей 15-16 лет.
Предмет исследования: разработанная методика развития координационных способностей на секционных занятиях по волейболу у юношей 15-16 лет.
Цель исследования: обосновать и выявить эффективность применения разработанной методики, направленной на развитие координационных способностей у юношей 15-16 лет на секционных занятиях по волейболу.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретическую и методическую литературу по проблеме развития координационных способностей.
2. Выявить исходный уровень развития координационных способностей у юношей 15-16 лет на секционных занятиях по волейболу в процессе педагогического эксперимента.
3. Разработать и апробировать методику по развитию координационных способностей у юношей 15-16 лет на секционных занятиях по волейболу.
4. Определить эффективность разработанной методики, направленной на развитие координационных способностей у юношей 15-16 лет на секционных занятиях по волейболу.
Гипотеза исследования: предполагалось, что развитие координационных способностей будет проходить более эффективно, если в тренировочный процесс включать разработанную нами методику, основанную на игровом и соревновательном методах, с включением упражнений на ориентацию в пространстве.
Для решения задач применялись следующие методы исследования: анализ литературных источников; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент, тестирование; методы математической статистики.
База исследования. МАНОУ «Шуховский лицей №38
Современный волейбол характеризуется высокой физической активностью волейболистов. Эффективное выполнение игровых действий, находясь в безопорном положении, технических приемов и большинства тактических комбинаций в течение одной игры или нескольких игровых дней основано на высоком уровне развития физических качеств, в том числе способностей координации.
Для развития координационных способностей в волейболе используются разнообразные упражнения, в которых спортсмен должен выйти из неожиданно сложившейся ситуации с помощью находчивых, быстрых и эффективных двигательных действий.
Всесторонняя физическая подготовка способствует накоплению запаса двигательных навыков (общей ловкости), на основе которых развивается способность к освоению и вариативному применению техники игры в волейбол (специальная ловкость). Способность расслабить мышцы позволяет избавиться от излишнего напряжения, а значит, быстрее и правильнее выполнить двигательное действие. Важным моментом при выполнении упражнений на ловкость является воспитание психологического настроя для конечного результата – превзойти свой результат в последующей попытке, результат партнера.
Анализ литературных источников, педагогического опыта и результатов экспериментального исследования позволяет сделать следующие выводы.
1. Развитие координационных способностей в процессе подготовки волейболистов - это совершенствование координации движений и, самое главное, способность быстро восстанавливать двигательную активность в соответствии с постоянно меняющимися ситуациями игры и владением своим телом в безопорном положении.
2. Экспериментально обоснована положительная динамика развития координационных способностей у волейболистов прежде всего в экспериментальной группе после применения разработанной методики. В конце эксперимента результаты во всех тестах превысили исходные данные.
Данные исследования подтверждают эффективность применения экспериментальной методики для развития координационных способностей.
1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания, / Б.А. Ашмарин - М.: ФиС, 2012. – 56 с.
2. Бернштейн, Н.А. О ловкости и её развитии. / Н.А. Бернштейн - М.: «ФиС», 2014. – 186 с.
3. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н.А. Бернштейн – М.: Медицина, 2017. – 146 с.
4. Беляев, А. В. Волейбол.: Учебник для студ. ун-тов физич. культуры / А.В. Беляев. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – с. 18 – 22
5. Волков, Л.В. Система управления развитием физических способностей детей школьного возраста в процессе занятий физической культурой и спортом. / Л.В. Волков - М.: Астрель, 2014. – 80 с.
6. Двигательные качества и моторика их развития у младших школьников / Сост. Н.А. Ноткина. - СПб: Образование, 2015. – 164 с.
7. 3имницкая, Р.Э. Нормирование нагрузок, направленных на развитие координационных способностей младших школьников на уроках физической культуры. / Р.Э. 3имницкая - Минск, 2016. - 114 с.
8. Ильин, Е.П. Двигательная память, точность воспроизведения амплитуды движений и свойства нервной системы / Е.П. Ильин Психомоторика. Сб. научн. трудов. - Л., 2016. – 166 с.
9. Карпеев, А.Г. Методологические аспекты изучения координационных способностей /А.Г. Карпеев Вопросы биомеханики физических упражнений. Сб. научн. трудов. - Омск, 2013.- с. 24-32.
10. Косов, А.И. Психомоторное развитие младших школьников. / А.И. Косов - М.: Академ Пресс, 2015. – 264 с.
11. Кофман, П.К. Настольная книга учителя физической культуры. / П.К. Кофман // - М.: Физкультура и спорт, 2010. – 280 с.
12. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. / Ю.Ф. Курамшин // Учебник. М., Советский спорт, 2009.
13. Лях, В.И. Сенситивные периоды развития координационных способностей детей в школьном возрасте / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. - 1990. - №3. - с. 15-18.
14. Лях, В.И. Критерии определения координационных способностей / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. - 2011. - №11. - с. 17-20.
15. Лях, В.И. Понятие «координационные способности» и «ловкость»/ В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. - 2013. - №8. - с. 44-46.
16. Лях, В.И. Анализ свойств, раскрывающих сущность понятия «координационные способности» / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. - 2013. - №1.- с. 48-50.
17. Лях, В.И. Координационно-двигательное совершенствование в физическом воспитании и спорте: история, теория, экспериментальные исследования / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. - 2015. - №11. – c. 73.
18. Лях, В.И. О классификации координационных способностей / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. - 2015. - №7.- с. 28-30.
19. Лях, В.И. Координационные способности школьников. / В.И. Лях – Минск: Полымя, 2014. – 152 с.
20. Лях, В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов // / В.И. Лях – М. Просвещение 2014.
21. Максименко, A.M. Основы теории и методики физической культуры. / A.M. Максименко - М.: Физкультура и спорт, 2013 – с. 328.
22. Минаева, Н.А. Приёмы определения координационных способностей юных гимнастов / Н.А. Минаева // Ежегодник: Гимнастика. - М.: ФиС, 2012. – Вып.1. - 124 с.
23. Михайлович, Г.Н. Двигательное развитие детей 6-7 лет в связи с ориентацией к сложнокоординационной спортивной деятельности. / Г.Н. Михайлович - М.: Медицина, 2017. – 88 с.
24. Панов, В.А. Методика развития координационных способностей детей 7 лет на основе применения стандартной тренировочной программы: / В.А. Панов - М.: ФиС, 2016. – 98 с.
25. Современные научные исследования и передовой опыт решения проблем физического и психического здоровья школьников. / Под ред. В.И. Усакова. – Красноярск, 2014. – 126 с.
26. Сулейманов, И.И. Основы воспитания координационных способностей: / И.И. Сулейманов // Лекция. – Омск: ОГИФК, 2012. – 46 с.
27. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. / Ж.К. Холодов - М.: Физкультура и спорт, 2014. – 424 с.
28. Солодков, А.С., Сологуб Е.Б. Физиология спорта: Учебное пособие. СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. 2014. - 231 с.
29. Ратов, И. П. Двигательные возможности человека. Минск, 2015. - 92 с.
30. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М.: Гардарики, 2015. - 349 с.
31. Герасимова, Г.Н., Возрастные изменения опорно-двигательного аппарата и их связь с развитием двигательных качеств: учеб.пособие/. Г.Н. Герасимова, Л.А. Павлычева /М.: 2011. - 253 с.
32. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте: общая теория и ее практические приложения. К.: Олимпийская литература, 2014. - 808 с.
33. Александровская, Э.М., Кокуркина Н.И., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение школьников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2014. - 208 с.
34. Фарфель, В.С. Развитие движений у детей школьного возраста. М.: АПН, 2013. - 120 с.