АННОТАЦИЯ 3
Введение 3
1 Особенности патриотизма 11
1.1 Концепции к его определению 11
1.2 Патриотизм как часть политической социализации 19
1.3 Факторы формирования идеи патриотизма 27
2 Значение идеи “патриотизма” в социально-политических ориентациях современной
российской молодежи 35
2.1 Истоки формирования патриотизма у российской молодежи 35
2.2 Ведущие социально-политические ориентации российской
молодежи 47
2.3 Особенности и роль идеи патриотизма в современной российской и в томской
молодежной среде 58
Заключение 71
Список использованных источников и литературы 74
Приложение А 85
Актуальность исследования патриотизма среди современной российской молодежи связана со следующими причинами. Молодое поколение является объектом практической и познавательной деятельности различных институтов. Государство рассматривает молодежь как продукт своего производства, соответствующий определенным политическим целям, соответственно и продолжением государственного порядка. Учитывая сложные политические реалии, связанные в т. ч. с проведением Специальной Военной Операции, молодежь, как наиболее перспективная и мобильная социальная группа, обладающая инновационным и творческим потенциалом, является непосредственным фактором поддержания государственного суверенитета, структуры и жизнеспособности его институтов. Исследование патриотизма в системе ориентаций молодого поколения поможет выявить приоритетные патриотические ценности и политические ориентации.
Также большую роль в патриотическом воспитании играет политическая социализация и государственная система воспитания, т.е. патриотизм в этом понимании выступает искусственным конструктом политической системы. Выявление патриотических ценностей среди молодежи поможет понять, с какой степенью государство способствует воспитанию патриотических идей и формированию политической идентичности молодых граждан. Данное направление деятельности государства, непосредственно связано с целями по формированию будущего общества. Человек является неотъемлемой частью системы развития государства, поэтому государство в приоритете старается решить вопросы, связанные с реализацией потенциала молодежи как самой перспективной социальной группы, но в тоже время самой динамичной и наиболее подверженной влиянию различных факторов, в т.ч. и внешних.
Но в тоже время распространение различных каналов связи, позволяющих молодежи активно обмениваться мнениями и точками зрения, способных идти в противовес государственной линии, а также социальные и политические условия, в которых происходит созревание личности молодого гражданина, заставляют задуматься о целостности и качестве формирования патриотических ценностей молодежи и, соответственно, российской гражданской идентичности.
С точки зрения патриотических ценностей в политических ориентациях российской молодежи проблемными аспектами остаются, по мнению А. В. Селезневой,
декларативность патриотических установок без реального деятельностного компонента . Кроме того, Д. В. Григоряном отмечается формальность патриотизма, вызванного неуверенностью в завтрашнем дне и необходимостью прежде всего удовлетворить базовые потребности населения . Также для современного патриотизма, по мнению А. М. Шаповаловой, свойственна повседневная цифровизация и влияние медиасреды на психологическое состояние, что способно приводить к социокультурным расколам .
Все вышеперечисленные аспекты демонстрируют актуальность темы патриотизма в политических ориентациях российской молодежи и важность ее исследования.
Степень изученности: ввиду актуальности темы, проблематика патриотизма и политических ориентаций российской молодежи затрагивается во многих работах авторов.
Изучению патриотизма с точки зрения его исторического развития и истоков посвящены работы: Б. Б. Гармаева , А. В. Абрамова и А. В. Павлова . Для теоретического изучения сущности и структурных элементов, составляющих систему патриотизма, были использованы работы: Е. В. Бутырской , М. В. Цвекса и М. Сардоча .
Особую важность в работе занимает исследование дихотомии: “Родина - Государство”, в основе которой лежит противопоставление государственного
сконструированного патриотизма, рассматриваемого с точки зрения подчинения личности определенной государственной доктрине и идеологии, а также нравственного патриотизма, понимающегося как результат естественного приобщения личности к определенной культуре и социальной общности. В теме дихотомии “нравственный - конструктивистский патриотизм” выделяются работы: Т. А. Чекаевой , Д. Кейтеба , И. И. Сандомирской , Т. Н. Гребенюк , С. Н. Артановского .
В данном исследовании поднимаются процессы интеграции индивидов в определенную социокультурную среду. Рассматривают теоретические основы политической социализации: виды, уровни и агенты социализации -, следующие авторы: П. Бергер , Г. Алмонд , Е. Б. Шестопал , И. Ю. Рассохина .
Исследование молодежи, как особой социально-демографической группе, с присущими ей особыми чертами, поднимается в работах ряда авторов. Следует выделить: совместную работу М. К. Горшкова и Ф. Э. Шереги , в которой исследуются институциональные условия развития молодежи и описываются основные социально-политические предпочтения молодого поколения и ориентации на определенную систему ценностей и мотиваций; а также работу Перевезенцева С. В., освещающего основные ценности в сознании молодежи, включая политическую активность, отношение к государственным структурам . Выявлением политической идентичности и содержания политических ориентаций в сознании молодежи занимались: А. А. Вилков , О. В. Попова , С. В. Расторгуев , П. В. Попов , С. В. Чуев , Т. В. Бугайчук , С. И. Белов . Отдельно исследуется и интерпретируется иерархия политических ценностей в работе А. В. Селезневой , которая делает акцент на индивидуальных ценностях молодежи.
Также стоит выделить работы авторов, занимающихся исследованием патриотизма среди молодежи. С. Н. Лещинская, противопоставляет государственный и гражданский патриотизм, делая акцент на социальной субъектности патриотизма для современной молодежи . В. В. Маленков акцентирует свое внимание на том, что военный патриотизм не доминирует в сознании молодого поколения, но частично проявляется его гражданская трактовка . Также рассмотрением патриотизма среди молодежи занимались: С. Г. Ивченков , А. И. Борисова , Н. В. Корж , В. С. Калинич .
Указанные работы связаны с особенностями восприятия патриотизма в российской молодежной среде и его местом в системе политических ориентаций и ценностей. Основываясь на данных работах, удалось целостно и глубоко рассмотреть место патриотизма в политических ориентациях российской молодежи. Несмотря на то, что часто в работах исследуются больше количественные, чем качественные элементы, имеющиеся исследования дают необходимую возможность осветить и проанализировать данную тематику.
Эмпирическая база исследования:
Целью исследования в данной работе является рассмотрение роли патриотизма в политических ориентациях современной российской молодежи на основе особенностей его восприятия. Эмпирическую базу исследования составили результаты собственного онлайн- анкетирования студенческой молодежи, а также локальные исследования ученых и социологические опросы, проведенные специализированными агентствами: ФОМ, ВЦИОМ, ЦИРКОН, Институт изучения семьи, детства и воспитания.
Также в работе эмпирическую базу составил ряд нормативно-правовых актов, связанных с патриотическим воспитанием и патриотическим направлением молодежной политики РФ: Федеральный Закон об образовании в Российской Федерации , Указ Президента РФ “О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года” , Распоряжение Правительства Российской Федерации о “Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года” . ФЗ № 489-ФЗ “О молодежной политике в Российской Федерации” , Указ Президента РФ № 400 “О стратегии национальной безопасности Российской Федерации” , Указ Президента РФ № 809 “Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей” .
Гипотеза исследования: Патриотизм является базовой политической ценностью для современной российской молодежи, сопряженной с ценностью возможностей личного выбора и самопроявления индивидуальности в современном обществе.
Объект исследования: идея патриотизма в современных политических
ориентациях личностей.
Предмет исследования: патриотические ценности в политических ориентациях молодежи.
Цель: Изучение роли патриотических ценностей в политических ориентациях современной российской молодежи.
Достижение данной цели предусматривает постановку и решение следующих задач:
1) Исследовать и проанализировать основные подходы к определению и особенности к пониманию патриотизма;
2) Рассмотреть истоки формирования патриотизма у современной российской молодежи;
3) Выявить основные политические ориентации современной российской молодежи и место патриотизма в них;
4) Проанализировать патриотические ценности и роль ценностей идеи “патриотизма” современной российской молодежи.
Методы исследования:
Ведущим подходом данного исследования является ориентационный подход, который был развит в работах Габриэля Алмонда . Рассматривая политическую культуру и устройство политической власти в различных государствах, Алмонд выделил несколько типов ориентаций, выражающиеся в доверии и испытываемых чувств и эмоций в целом к правительству, государственным институтам, знаниях о политической системе и представлениях о месте и роли гражданина в политических процессах и его непосредственной активности и деятельности, что в общей совокупности образует политическое сознание гражданина того или иного государства, включая особые паттерны и специфические черты патриотизма, формирующегося в определенных социо-культурных условиях.
- Системный метод: рассмотрение формирования политических ориентаций и ценностей молодежи с точки зрения влияния среды через деятельность агентов социализации.
- Сравнительный анализ: позволяет оценить и проанализировать полученных результатов.
- Статистический анализ: изучение количественных данных с целью их обобщения, интерпретации и выявления определенных тенденций и динамики патриотических ориентаций российской молодежи.
- Анкетирование: использовался с целью проверки гипотезы о ценности патриотизма среди молодежи.
Теоретическая и практическая значимость исследования: Выводы, полученные в результате исследования, могут быть использованы для дальнейшего изучения патриотизма в молодежной среде. Также материал может быть полезен органам государственной власти, напрямую или косвенно связанным с молодежной политикой и работой с молодежью, формированием и организацией образовательного процесса для молодого поколения.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
Во введении сформулирована и раскрыта актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель, задачи и методы исследования.
В первой главе определено понятие “патриотизм”, описаны факторы и основные агенты, влияющие на развитие патриотизма и его передачу молодому поколению.
Во второй главе дается анализ особенностей патриотических ориентаций у современной российской молодежи и изучение тенденции патриотических установок, подкрепленных проведенным онлайн-анкетированием среди томской студенческой молодежи.
В заключении подведены итоги исследования, сделаны основные выводы.
Защищаемые положения:
1) Патриотизм как ценность для современной молодежи носит многозначный, мобильный и гибкий характер, изменяющийся под воздействием новой медиасреды.
2) Современная молодежь в большей степени, чем другие возрастные группы, воспринимает патриотизм не столько как обязанность, сколько возможность и инструмент проявления своей социальной субъектности в обществе. Иными словами, патриотизм вписан в систему ценностей самовыражения и индивидуальности, что соответствует духовным и постматериалистическим ценностям .
3) Большую роль в нынешней политической социализации играет субъект- субъектный формат взаимоотношений с традиционными агентами политической социализации, то есть прежняя вертикальная система трансляций ценностей дополняется активной трансляцией взглядов и точек зрения со стороны молодежи, подкрепленных личным социальным опытом.
4) Молодежь имеет в качестве ценности, с одной стороны, гражданский и активистский патриотизм, с другой, демонстрирует отчасти критическое отношение к патриотизму, связывая патриотизм с устойчивыми и одновременно меняющимися ценностями дальнейшей эволюции современного государства.
В ходе проведенного исследования были проанализированы патриотические ценности и политические ориентации современной российской молодежи, потому что именно система ориентаций российской молодежи главным образом характеризует ее мотивы и политическое поведение в обществе. Важным фактором формирования патриотических ценностей современной российской молодежи является процесс политической социализации, который формирует всю иерархию политических ориентаций и ценностей, в т. ч. и патриотизма. Патриотизм - это прежде всего высшая моральная и политически значимая ценность, направленная на формирование единой идентичности и связи между страной и гражданином, ответственного за ее судьбу и готового реальным делом доказать свою приверженность и любовь к своей Родине.
Патриотизм - это не только про эмоции и именование себя патриотом, но и про социально и политически осознанную деятельность, выражающуюся в конкретных действиях и поступках. В качестве патриотов себя идентифицирует подавляющее количество молодых людей. Однако готовность активного участия, в качестве жизненного ориентира, по большей части у молодежи отсутствует. Это выражается по разным причинам:
1) Перекладывания ответственности на других,
2) Зацикленность на внутренних и личностных проблемах, чем на коллективных,
3) Мнение, что роль одного человека в социально-политических процессах мала, из-за чего растет отчужденность от любых социально-политических проектов.
4) Незнание о возможностях активного участия.
5) Непонимание как эти возможности использовать.
Исследования показывают, что значительное количество молодежи не интересуется и не следит за политикой, слабо вовлечены в прямое участие в форматах цифровых и онлайн-платформ, предпочитая позиции наблюдателя и отстраненности. Однако несмотря на политический и социальный абсентеизм большей части молодежи, она демонстрирует готовность активного участия в ситуациях, которые прямо затрагивают ее интересы и волнуют ее больше всего, выражая приверженность своей индивидуальной ориентации и ценностям.
Для молодежи понимание и роль патриотизма имеет особенности, в отличие от других россиян. Характеризуясь, политическим и ценностным многообразием и отсутствием единой сплачивающей платформы в виде определенной идеологии или ориентира будущего, молодежь не способна применять патриотизм в качестве общенациональной идеи и главного жизненного ориентира, в сравнении с теми поколениями, которые личностно и сознательно формировались в условиях коммунистической идеологии и образа единого будущего.
В целом осознанная патриотическая деятельность сформирована у трети российской молодежи, демонстрирующей активную вовлеченность в социальных проектах. Следует сказать, что для патриотизма важны прежде всего идентификационный, эмоциональный и деятельностный компоненты, которые вместе образуют истинный и полноценный патриотизм. Большая часть молодежи характеризуют себя патриотами и выражают гордость за исторические события и внешнеполитические достижения, но в реальную систематическую деятельность вовлечена около трети российской молодежи. В рамках одной политической системы не может быть 100% патриотов, так как в каждой есть и “прихожане”, и “участники”, и “подданые”. Исходя их этого, государству, как главному агенту социализации в период геополитической напряженности, фрагментарности политических идентичностей и отсутствия четких ориентиров будущего, необходимо прежде всего законодательно сформулировать общую концепцию патриотического воспитания и дать возможности прежде всего для полноценного и всестороннего развития человеческой личности, что заключается в изменении восприятия молодежи как объекта воспитания, приравнивая его к таким же участникам-субъектам со своими интересами и мотивациями. Основная тенденция современного общества заключается в том, что с его развитием привычные и традиционные формы воспитания и привития ценностей становятся менее эффективными, чем десятилетиями и столетиями ранее, когда вертикальная и централизованная система трансляций оставалась фактически единственно возможной формой.
Для молодежи патриотизм носит прежде всего личный выбор, моральное обязательство перед самими собой, но не перед государством, что объясняет его промежуточное положение в иерархии политических ценностей. Определяя свое значение как инструмент проявления социальной субъектности и индивидуальности. Следует при формировании осознанного патриотизма руководствоваться ценностями, разделяемыми подавляющим большинством молодежи. Например, сопрягать патриотическое самосознание с семейными ценностями, уверенностью в стабильной социо-экономических аспектах жизни, в возможности достижения успеха, а также необходимо задать уверенность молодежи, что она способна в различных формах проявить себя в обществе и стране через партийные, общественные, экологические и волонтерские организации. Политическая картина мира определяется сочетанием постматериальных ценностей более индивидуализированного общества с традиционными коллективными ценностями, придавая одновременно мобильный и устойчивый характер политических ориентаций молодежи. Патриотизм в этом соотношении выступает связующим звеном между интересами молодежи и ее сопричастностью к политической действительности
1. О молодежной политике в Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2020 № 489-ФЗ [Электронный ресурс] // Президент России. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/46328 (дата обращения: 15.05.2025).
2. О стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р
[Электронный ресурс] // Правительство России. - URL:
http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf (дата
обращения: 15.05.2025).
3. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 [Электронный ресурс] // Президент России. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/50542 (дата обращения: 15.05.2025).
4. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 [Электронный ресурс] // Президент России. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (дата обращения: 15.05.2025).
5. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон Российской
Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // КонсультантПлюс: надежная правовая поддержка. - М., 2025. - URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 15.05.2025).
6. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 [Электронный ресурс] // Президент России. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 15.05.2025).
7. 98% граждан России знают о деятельности добровольцев, а 28% участников
опроса занимались ей лично: ВЦИОМ подвёл итоги социологического исследования [Электронный ресурс] // Росмолодежь. - URL: https://fadm.gov.ru/news/98-grazhdan-rossii- znayut-o-deyatelnosti-dobrovoltsev-a-28-uchastnikov-oprosa-zanimalis-ey-lichno-vts/ (дата
обращения: 17.05.2025).
8. Доклад о положении молодежи в Российской Федерации за 2023 год
[Электронный ресурс] // Минобрнауки России. - URL: https://minobrnauki.gov.ru/upload/2024/10/,H,OK.nag_nM2023_3n,n_neTpoBa1.10.24.pdf (дата обращения: 15.05.2025).
9. Волонтеры России: мониторинг [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. - URL:
https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/volontery-rossii-monitoring (дата
обращения: 17.05.2025).
10. Выборы Президента России - 2024: мотивация избирателей [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. - URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/vybory- prezidenta-rossii-2024-motivacija-izbiratelei (дата обращения: 16.05.2025).
11. Детское счастье: вчера и сегодня [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. - URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/detskoe-schaste-vchera-i-segodnja (дата обращения: 15.05.2025).
12. Доклад о положении молодежи в Российской Федерации за 2023 год [Электронный ресурс] // Минобрнауки России. - URL:
13. Молодежь и политика: точки соприкосновения [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. - URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/molodezh-i-politika- tochki-soprikosnoveniya (дата обращения: 16.05.2025).
14. Молодежь ломает стереотипы [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. - URL:
https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/molodezh-lomaet-stereotipy- (дата
обращения: 16.05.2025).
15. Мониторинг ценностных ориентаций молодёжи: 68% учащихся считают себя патриотами [Электронный ресурс] // Новые Известия. - URL: https://newizv.ru/news/2023- 04-14/monitoring-tsennostnyh-orientatsiy-molodyozhi-68-uchaschihsya-schitayut-sebya- patriotami-404421 (дата обращения: 16.05.2025
..96