ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС XCITER 1.4 4
2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ИНТЕРФЕЙСА 9
3. СОЗДАНИЕ ИНТЕРФЕЙСА XCITER 2.0 13
4. ТЕСТИРОВАНИЕ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 31
В настоящее время почти каждый современный исследователь владеет тем или иным процедурным языком программирования, что позволяет ему самостоятельно и быстро создавать специальные консольные приложения для решения нетипичных задач, возникающих в процессе оригинальных научных исследований. Между тем, если численные эксперименты предполагают большое количество входной информации и оперативную визуализацию выходных данных, возникает потребность в оснащении консольного приложения графическим интерфейсом.
C развитием новых астрометрических средств наблюдений и проведением космических программ ежегодно открывают большое количество новых астероидов. В связи с этим возникает актуальная проблема оперативной обработки наблюдательных данных для получения орбитальных параметров, а также последующего исследования астероидной орбиты на основе численного моделирования. Для решения этих задач Авдюшевым В.А. было разработано консольное приложение Xciter 1.4 на алгоритмическом языке Fortran 90. При работе с Xciter 1.4 для внесения входных данных пользователю необходимо изменять содержимое текстовых файлов вручную, а для визуализации выходной информации требуются внешние графические редакторы.
Целью данной работы является создание графического пользовательского интерфейса (GUI) для программного комплекса Xciter 1.4. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач: 1) ознакомиться с консольной версией программного комплекса Xciter 1.4; 2) сделать выбор программных средств для создания графического пользовательского интерфейса; 3) требуется изучить дополнительный материал для вы-бранных программных средств; 4) разработать графический интерфейс Xciter 2.0; 5) выполнить тестирование программного комплекса.
Содержательная часть выпускной квалификационной работы состоит из четырех разделов. В первом описывается консольное приложение Xciter 1.4. Второй раздел посвящен инструментарию, который был использован для проектирования графического пользовательского интерфейса. В третьем разделе описаны этапы создания интерфейса Xciter 2.0. В четвертом разделе представлены результаты тестирования программы на примере астероида 2021 PH27.
Таким образом, создан графический пользовательский интерфейс к программному комплексу Xciter 1.4 с использованием современных средств разработки. Программа имеет удобный интерфейс пользователя. Имеется возможность построения графиков при помощи библиотеки Matplotlib. В ходе выполнения выпускной квалификационной работы освоена среда разработки графического интерфейса пользователя Qt Designer, а также библиотека языка программирования Python — PyQt5. Тестирование программы выполнено на примере астероида 2021 PH27 и все полученные результаты описаны в четвертой главе выпускной квалификационной работы.
В процессе реализации графического пользовательского интерфейса Xciter 2.0 автором были получены новые умения, навыки и опыт в данном виде разработки, а также усовершенствованы навык владения библиотекой Matplotlib.
В перспективе планируется добавить анимацию астероидного движения при помощи соответствующих библиотек и дополнительного программного обеспечения, а также в планах создать полноценное веб-приложение. В дальнейшем предполагается внедрение приложения в учебный процесс для реализации дисциплин по численным методам орбитальной динамики.