ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1. Теоретические основы формирования технологической грамотности у обучающихся 5-6 классов в процессе внеклассной деятельности 5
1.2. Содержание обучения учащихся 5-6 классов в процессе внеклассной деятельности по плетению в технике макраме 8
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПЛЕТЕНИЮ В ТЕХНИКЕ МАКРАМЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ 16
2.1. Проектирование учебных занятий по плетению в технике макраме с разработкой дидактических средств обучения и контроля для учащихся 5-6 классов 16
2.2. Выполнение творческого проекта панно «Сова» 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 35
В современном образовательном процессе внеклассная деятельность приобретает особое значение, дополняя учебный процесс и предоставляя дополнительные возможности для личностного и профессионального развития учащихся. Внеклассная деятельность включает в себя широкий спектр мероприятий, проводимых за пределами учебной программы, таких как кружки, секции, экскурсии, конкурсные мероприятия, проектная деятельность, спортивные соревнования, а также образовательные поездки и путешествия.
Одной из ключевых целей внеклассной деятельности является формирование технологической грамотности у обучающихся, что является необходимым условием успешной интеграции в высокотехнологичное общество XXI века. Формирование технологической грамотности требует комплексного подхода, включающего не только теоретическое освоение знаний, но и их практическое применение, развитие творческого мышления и самостоятельности в принятии решений.
Одним из перспективных направлений формирования технологической грамотности является деятельность, связанная с техникой макраме. Этот вид декоративно-прикладного искусства развивает моторику рук, пространственное мышление и художественный вкус. Занятия макраме также формируют навыки планирования, организации рабочего процесса и доведения начатого дела до конца, что является важным аспектом технологической грамотности.
Участие в выставках, конкурсах и фестивалях предоставляет учащимся возможность проявить инициативу, раскрыть свой творческий потенциал и адаптироваться к социальным условиям.
Актуальность исследования обусловлена следующими противоречиями:
между возрастающими требованиями общества к уровню технологической грамотности подрастающего поколения и недостаточной разработанностью методических подходов к ее формированию в процессе внеклассной деятельности;
между образовательным потенциалом техники макраме в формировании технологической грамотности и недостаточным использованием этого потенциала в практике внеклассной работы с учащимися 5-6 классов.
Объектом исследования является процесс обучения учащихся 5-6 классов в процессе внеклассной деятельности.
Предметом исследования является формирование технологической грамотности у обучающихся 5-6 классов в процессе внеклассной деятельности по плетению в технике макраме.
Цель курсовой работы заключается в разработке содержания внеклассной деятельности по плетению в технике макраме для учащихся 5-6 классов, направленного на формирование технологической грамотности.
Задачи курсовой работы:
1. Проанализировать научно-педагогическую литературу по проблеме формирования технологической грамотности.
2. Изучить существующие программы внеклассной деятельности, связанные с техникой макраме.
3. Разработать содержание обучения в процессе внеклассной деятельности для учащихся 5-6 классов по плетению в технике макраме, направленное на формирование технологической грамотности.
4. Разработать средства обучения и контроля учащихся 5-6 классов в процессе внеклассной деятельности по плетению в технике макраме.
5. Разработать и выполнить творческий проект панно «Сова».
Исследование показало, что техника макраме обладает значительным педагогическим потенциалом в формировании технологической грамотности у обучающихся. Это происходит через освоение технологических операций, развитие технологического мышления, проектную деятельность, изучение свойств материалов и формирование практических навыков.
Нами были последовательно решены все поставленные задачи.
Проанализировали научно-педагогическую литературу по проблеме формирования технологической грамотности. Выяснили, что понятие многоаспектно и трактуется по-разному отечественными и зарубежными исследователями.
На основе изучения существующих программ внеклассной деятельности, связанных с техникой макраме, разработали содержание обучения для учащихся 5-6 классов по плетению макраме, направленное на формирование технологической грамотности. Программа занятий детского объединения «Искусство макраме» включала: знакомство с техникой макраме, основы технологии плетения, создание изделий и проектную деятельность. Представлен тематический план, рассчитанный на 68 часов и планы-конспекты занятий.
Разработаны средства обучения и контроля учащихся 5-6 классов в процессе внеклассной деятельности по плетению в технике макраме.
Также разработан и выполнен творческий проект панно «Сова»: проведен анализ идей, разработана технологическая карта, рассчитана себестоимость проекта.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза подтверждена. Разработанная программа внеклассной деятельности может быть рекомендована для использования в практике работы общеобразовательных организаций.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897) С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г., 8 ноября 2022 г., 27 декабря 2023 г., 22 января 2024: [Электронный ресурс] – URL: https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/. (Дата обращения: 02.03.2025).
2. Федеральная рабочая программа основного общего образования «Труд (технология)» (для 5-9 классов образовательных организаций) с изменениями в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 № 171 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования». М., 2024: [Электронный ресурс] – URL: https://obo-usl.gosuslugi.ru/netcat_files/32/315/Federal_naya_rabochaya_programma_Trud_tehnologiya_5_9.pdf (Дата обращения: 21.04.2025).
3. Акименко, А. К. Теория и методика технологического образования: современные подходы / А. К. Акименко // Педагогическое образование и наука. – 2023. – № 3. – С. 45-51.
4. Бабина, Н. Ф. Технологическая грамотность как компонент функциональной грамотности современного школьника / Н. Ф. Бабина // Школа и производство. – 2022. – № 2. – С. 14-19.
5. Жукова, М. Б. Метод проектов в технологическом образовании школьников / М. Б. Жукова // Школа и производство. – 2023. – № 4. – С. 13-18.
6. Зинина М.А. Мания макраме: учимся плести красоту + делаем бизнес на узелках / Мария Зимина. – Москва : Эксмо, 2024. – 272 с.: цв. ил. – (Подарочные издания, Рукоделие). – ISBN 978-5-04-169428-9. – Текст: непосредственный.
7. Иванова, Е. О. Формирование функциональной грамотности в современной школе / Е. О. Иванова // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2023. – № 2. – С. 34-42.
8. Константинова Н.В. Феномен технологической грамотности в контексте научно-педагогических исследований. – 2024. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-tehnologicheskoy-gramotnosti-v-kontekste-nauchno-pedagogicheskih-issledovaniy (дата обращения: 01.05.2025). – текст: электронный.
9. Логинова, А. Н. Мониторинг формирования технологической грамотности обучающихся / А. Н. Логинова // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2023. – № 4. – С. 22-28. – Текст: непосредственный.
10. Никитин, Г. А. Технологическое образование в условиях цифровизации / Г. А. Никитин // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 3. – С. 89-96.
11. Попова А.С. Специфика внеклассной деятельности в общеобразовательной школе: [Электронный ресурс]. 2019. URL: https://infourok.ru/paragraf-iz-dissertacii-specifika-vneklassnoy-deyatelnosti-v-obscheobrazovatelnoy-shkole-3854499.html. (Дата обращения: 30.04.2025). – Текст: электронный.
12. Современное технологическое образование: проблемы и перспективы материалы международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения П.Р. Атутова. Улан-Удэ, 2021. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=mqwdgk. (Дата обращения 20.04.2025). – Текст: электронный.
13. Симоненко, В.Д. Технологическая культура и образование : (Культур.-технол. концепция развития о-ва и образования) / В. Д. Симоненко. - Брянск : Изд-во БГПУ, 2001. - 213 с. : ил., табл.; 21 см.; ISBN 5-88543-053-5. – Текст: непосредственный.
14. Созонтов И.А. Внеклассная работа в школе: [Электронный ресурс]. 2025. URL: https://methodyzer.ru/blog/vneklassnaya-rabota-v-shkole/. (Дата обращения: 30.04.2025). – Текст: электронный.
15. Творческие проекты старшеклассников по технологии обработки ткани / В. Д. Симоненко, В. М. Жураковская, С. Е. Чиркова, Л. В. Сидорова. – Брянск : Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, 1998. – 236 с. – ISBN 5-88543-088-8. – EDN LEITGC.
16. Тимощук, Л.И. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Макраме» художественной направленности. Красноперекопск, 2019. – URL: https://infourok.ru/programma-makrame-dekorativnoprikladnoe-tvorchestvo-raschitana-na-dva-goda-obucheniya-3846342.html (дата обращения: 22.04.2025). – текст: электронный.
17. Услугина, А.В. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный узелок» (макраме). – Приволжск, 2017. – URL: https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya rabota/library/2017/12/19/rabochaya-programma-kruzhka-volshebnyy-uzelok-makrame (дата обращения: 21.04.2025). – текст: электронный.
18. Хотунцев, Ю. Л. Технологическая грамотность как компонент общей культуры человека / Ю. Л. Хотунцев // Педагогика. – 2023. – № 4. – С. 67-74. – Текст: непосредственный.
19. Цифровая грамотность и компетенции будущего • Наука и образование ONLINE. 2017. URL: https://eee-science.ru/pp-page/pedagogam/planirovaniye-i-prepodavaniye/innovatsii-i-tekhnologii/tsifrovyye-tekhnologii-v-obuchenii/tsifrovaya-gramotnost-i-kompetentsii-budushchego/. (Дата обращения: 20.04.2025). – Текст: электронный.
20. Чернышева, Е. И. Методика обучения технологии: инновационный подход / Е. И. Чернышева // Школа и производство. – 2022. – № 6. – С. 15-21.
21. Якушева, Т. Г. Организация внеурочной деятельности по технологии в современной школе / Т. Г. Якушева // Методист. – 2023. – № 5. – С. 34-40. – Текст: непосредственный.
22. Anderson, M. K. Technology Literacy in Modern Education / M. K. Anderson // Journal of Technology Education. – 2023. – Vol. 34, № 2. – P. 45-58. – Текст: непосредственный.
23. Wilson, J. R. Development of Technological Thinking in Adolescents / J. R. Wilson // International Journal of Technology and Design Education. – 2022. – Vol. 32, № 3. – P. 567-581.