Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОВЕРИЯ ПРИ ПРОДВИЖЕНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ (НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРА НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ «ДИАЛЕКТИКА», Г. ТОМСК)

Работа №185902

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

реклама & PR

Объем работы109
Год сдачи2025
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 7
1. ОСОБЕННОСТИ ПРОДВИЖЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ 12
1.1 Специфика психологических услуг как вида услуг 12
1.2 Анализ современных практик продвижения психологических услуг 15
1.3 Доверие как условие эффективного продвижения психологических услуг 26
2. ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОВЕРИЯ К ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ УСЛУГАМ 31
2.1. Влияние восприятия психологических услуг на формирование доверия к ним .. 31
2.2. Соблюдение этических и правовых норм в продвижении психологических услуг как фактор формирования доверия к ним 38
2.3 Возможности инструментов маркетинговых коммуникаций в формировании доверия
при продвижении психологических услуг 44
3. РАЗРАБОТКА ПРОГАММЫ ПРОДВИЖЕНИЯ УСЛУГ ЦЕНТРА НАУЧНО¬
ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ «ДИАЛЕКТИКА» (Г. ТОМСК) 58
3.1 Анализ субъекта продвижения - центра научно-практической психологии «Диалектика»: характеристика центра, анализ целевой аудитории, оценка текущего продвижения 58
3.2. Программа продвижения услуг центра научно-практической психологии
«Диалектика» с учетом факторов формирования доверия 65
3.3 Рекомендации по продвижению психологических услуг с учетом факторов
формирования доверия к ним 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЕ А 85
ПРИЛОЖЕНИЕ В 86
ПРИЛОЖЕНИЕ С

В последние годы в России наблюдается значительный рост интереса к психологическим услугам. В 2023 году посещаемость онлайн-сервисов для психологической помощи увеличилась более чем в полтора раза, а мобильный интернет- трафик на такие ресурсы возрос на 81%. Среднее время, которое пользователи проводят с онлайн-психологами, также увеличилось почти на треть. Эти данные были получены в результате исследования Yota, основанного на обезличенных абонентских данных. (Приложение А) По данным издания «Коммерсант» со ссылкой на анализ платформы услуг, в январе и феврале 2024 года спрос на психологов в России увеличился на 35% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года.
Рост интереса к психологическим услугам в России свидетельствует о значительном изменении общественного восприятия психологического здоровья и важности профессиональной помощи. Возрастание уровня стресса и тревожности на фоне политической ситуации, а также актуализация тем психологического здоровья в медиа способствовали снятию стигмы и повышению открытости к обращениям за помощью.
Проблемная ситуация
Между тем, Аналитический центр НАФИ (март, 2024) сообщает, что сохраняются такие барьеры обращения за психологическими услугам, как уверенность в том, что человек сможет справиться с проблемой самостоятельно (45%), и боязнь «шарлатанов» (31%). Псевдопсихологи, активно предлагающие в интернете «авторские методики», не имеющие научного обоснования, применяют агрессивные маркетинговые стратегии, обещая быстрые и гарантированные результаты, которые формируют завышенные ожидания. Люди, столкнувшись с неэффективностью таких «услуг», разочаровываются не только в отдельных специалистах, но и в сфере психологической помощи в целом.
Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный Совет» и Национальная ассоциация развития психотерапевтической и психологической науки и практики «Союз психотерапевтов и психологов» провели круглый стол на тему «Роль маркетинговых и массовых коммуникаций в обеспечении прав человека на качественную психологическую помощь». Спикеры обсудили важность профессиональных стандартов, социальной ответственности и качественной рекламы для повышения осведомленности о психологической помощи. Поскольку спрос на услуги психологов возрос, на рынке появились недобросовестные специалисты, не входящие в профессиональные сообщества. Это создает сложности для PR-специалистов, которым необходимо продвигать услуги квалифицированных психологов на фоне активного использования маркетинговых коммуникаций недобросовестными специалистами. Особенно остро эта проблема проявляется в онлайн-пространстве, где отсутствуют четкие механизмы контроля качества предоставляемых услуг.
В этой ситуации важно усилить инструментарий продвижения качественных психологических услуг и квалифицированных психологов, обозначив те факторы, которые бы позволили потенциальным клиентам «увидеть» качество услуг, квалификацию специалиста и сформировать доверие к услуге и специалисту.
Степень изученности темы формирования доверия к психологическим услугам остается достаточно низкой. Существуют работы, в которых авторы рассматривают специфику продвижения в данной области. К. Лавлок и М. Вильямс рассматривают в своих работах маркетинг с точки зрения услуги, Л. Скворцова пишет в своих работах о цифровом маркетинге и трендах в продвижении психологических услуг, Е. Павлова выявила особенности правового регулирования сферы психологических услуг в России, Голиченков А. К., Белицкая А. В., Барабанщикова писали о современном состоянии правового регулирования психологической помощи. Различные аспекты этичного, безопасного и приемлемого для аудитории присутствия психолога в социальных сетях изучаются зарубежными исследователями, такими как Д. Каплан, K. Колмес, A. Афсахи. Однако, отдельные аспекты продвижения психологических услуг не рассматриваются исследователями как факторы формирования доверия, что затрудняет их использование в инструментарии программ продвижения, способных выделить квалифицированных специалистов на фоне недобросовестных конкурентов.
Проблема, на решение которой направленно исследование, заключается в том, что не выявлены факторы, способствующие формированию доверия при продвижении психологических услуг. Решение данной проблемы иллюстрируется в работе на примере программы продвижения услуг Центра научно-практической психологии «Диалектика» (г. Томск).
Объект исследования: особенности продвижения психологических услуг.
Предмет исследования: факторы формирования доверия при продвижении психологических услуг (на примере продвижения услуг Центра научно-практической психологии «Диалектика», г. Томск).
Цель исследования: выявить факторы, способствующие формированию доверия к психологическим услугам и применить к разработке программы продвижения услуг
Центра научно-практической психологии «Диалектика» (г. Томск).
Задачи
1. Изучить особенности психологических услуг
2. Проанализировать современные практики продвижения психологических услуг
3. Рассмотреть доверие как условие эффективного продвижения психологических услуг
4. Изучить факторы формирования доверия к психологическим услугам
5. Описать динамические аспекты общественного восприятия психологических услуг, этические и правовые аспекты продвижения психологических услуг как факторы формирования доверия
6. Провести анализ деятельности Центра научно-практической психологии «Диалектика» и оценить текущее состояние его продвижения
7. Разработать программу продвижения услуг Центра «Диалектика» с учетом выявленных факторов доверия и составить рекомендации по продвижению психологических услуг с учетом доверия к ним.
Методология исследования:
Методологической основой исследования фундаментального и общенаучного уровня стали социологические и психологические концепции, раскрывающие феномен доверия и специфику продвижения нематериальных услуг: концепция доверия как управления риском (Н. Луман, А. Селигмен), теория социального капитала (Дж. Коулмен, Ф. Фукуяма, М. Грановеттер), социокультурный подход к доверию (П. Штомпка).
В основу методологии специально-научного уровня легла «стратегия доверия» в PR (Ф. А. Буари), согласно которой доверие рассматривается как стратегический ресурс, формируемый через коммуникацию, а также маркетинговые подходы к услугам К. Лавлока, М. Вильямса, в том числе концепция неосязаемости, вовлечённости клиента и сложности оценки качества услуги.
Основой прикладного уровня методологии стала теория цифрового маркетинга и трендов продвижения психологических услуг (Л. Скворцова), исследования правового регулирования психологической деятельности (Е. Павлова, А.К. Голиченков, А.В. Белицкая, Барабанщикова), концепции профессиональной этики психолога и поведения в социальных медиа (К. Колмес, Дж. Каплан, А. Афсахи, А.Е. Воробьёв, С.И. Скипор). Эти теории и подходы позволили раскрыть специфику психологических услуг как особого вида профессиональной практики, требующего сочетания маркетинга, профессиональной этики и социальной ответственности.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач были использованы следующие методы: метод комплексного анализа, позволяющий рассматривать продвижение психологических услуг как комплекс взаимодействующих элементов: имидж специалиста, доверие аудитории, особенности каналов коммуникации, правовая и этическая регламентация; контент-анализ — систематическое изучение информационных материалов (сайты, соцсети, публичные профили, тексты) российских и зарубежных психологов и центров, в том числе центра научно-практической психологии «Диалектика»; сравнительный анализ — сопоставление различных стратегий продвижения с точки зрения их этичности, эффективности и соответствия правовым нормам; критериальный анализ — оценка соответствия конкретных практик продвижения профессиональным и правовым стандартам; качественное включённое наблюдение — анализ повседневной коммуникации центра «Диалектика» с аудиторией в медиа-пространстве; метод кейс-стади (case-study) — использовался для изучения реальных кейсов по продвижению личного бренда практикующих психологов, а также психологических центров, анализ успешных и показательных примеров позволил выявить эффективные стратегии, подходы, инструменты коммуникации и выявить факторы формирования доверия к психологическим услугам; метод типологизации - использовался для систематизации полученных результатов и структурного осмысления феномена доверия в сфере психологических услуг, была разработана типология факторов доверия.
Теоретическая значимость работы заключается в выявлении факторов, влияющих на формирование доверия к психологическим услугам.
Практическая значимость работы заключается в разработке прикладной программы продвижения, адаптированной под реалии современного российского рынка психологических услуг. В частности, в рамках работы была предложена программа продвижения для конкретного субъекта — центра научно-практической психологии «Диалектика» (г. Томск) с учетом выявленных факторов, которые формируют доверие к психологическим услугам, особенностей целевой аудитории и специфики функционирования организации.
Представленные рекомендации могут быть использованы не только центром «Диалектика», но и другими психологическими центрами, частными практикующими специалистами, а также PR-агентствами, сопровождающими подобные проекты. Кроме того, материалы исследования могут быть полезны в образовательном процессе при подготовке студентов по направлениям «Психология», «Связи с общественностью», «Реклама и PR» и другим смежным дисциплинам.
Структура работы
Во введении обосновывается актуальность темы, формулируются проблема, объект, предмет, цель и задачи исследования, методология и методы, а также представлена теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе рассматриваются специфические характеристики психологических услуг, их особенность как нематериального продукта, трудности в оценки эффективности. Анализируются успешные практики российских организаций, выявляются принципы этичного продвижения и эффективные инструменты формирования доверия. Особое внимание уделяется формированию доверия клиентов к психологам, что является ключевым условием эффективного продвижения психологических услуг.
Во второй главе анализируется, как формировалось восприятие психологических услуг в российском обществе — от стигматизации в советский период до постепенной нормализации и роста интереса в 2020-е годы. Исследуются существующие ограничения и возможности продвижения психологических услуг в условиях этики, правового регулирования и конкурентной среды. Также, рассматриваются возможности использования инструментов маркетинговых коммуникаций в формировании доверия при продвижении психологических услуг Эта глава подводит к формулированию факторов доверия к психологическим услугам, на которых должна строиться стратегия продвижения в сфере психологических услуг.
Третья глава представляет собой практическую часть работы. На основе анализа деятельности центра «Диалектика» и его целевой аудитории разрабатывается программа продвижения, включающая ключевое сообщение, выбор каналов коммуникации и показателей эффективности. Программа строится на факторах, выявленных в предыдущих главах, и направлена на формирования доверия к профессиональной психологической помощи. Таким образом, глава служит апробацией теоретических выводов на конкретном примере. Заключительным элементом является цифровой продукт в виде гайда, в котором изложены рекомендации по продвижению психологических услуг на основе выявленных факторах формирования доверия.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Работа была посвящена анализу факторов, влияющих на формирование доверия к психологическим услугам. На фоне растущего общественного интереса к психологической помощи и одновременного роста числа недобросовестных практиков в онлайн-среде, доверие становится ключевым критерием выбора специалиста.
Несмотря на рост спроса, у людей существуют барьеры касаемо обращения за психологической помощью. В том числе это обусловлено тем, что в онлайн-пространстве широко распространены недобросовестные практики, что приводит к потере доверия к сфере в целом. Это усложняет продвижение квалифицированных специалистов, особенно в онлайн-среде, где отсутствует контроль качества. В этой ситуации важно было усилить инструментарий продвижения качественных психологических услуг и квалифицированных психологов, обозначив те факторы, которые бы позволили потенциальным клиентам «увидеть» качество услуг, квалификацию специалиста и сформировать доверие к услуге и специалисту.
В первой главе были рассмотрены специфические характеристики психологических услуг, их особенность как нематериального продукта, трудности в оценки эффективности. Были анализированы успешные практики российских организаций, принципы этичного продвижения и эффективные инструменты формирования доверия. Особое внимание удалилось формированию доверия к психологическим услугам, что является ключевым условием эффективного продвижения психологических услуг.
Во второй главе было рассмотрено, как формировалось восприятие психологических услуг в российском обществе — от стигматизации в советский период до постепенной нормализации и роста интереса в 2020-е годы. Исследовались существующие ограничения и возможности продвижения психологических услуг в условиях этики, правового регулирования и конкурентной среды. Также, рассматривались возможности использования инструментов маркетинговых коммуникаций в формировании доверия при продвижении психологических услуг Эта глава подвела к формулированию факторов доверия к психологическим услугам, на которых должна строиться стратегия продвижения в сфере психологических услуг.
Третья глава представляет собой практическую часть работы. На основе анализа деятельности центра «Диалектика» и его целевой аудитории разработалась программа продвижения, включающая ключевое сообщение, выбор каналов коммуникации и показателей эффективности. Программа строилась на факторах, выявленных в предыдущих главах, и направлена была на формирования доверия к профессиональной психологической помощи. Таким образом, глава послужила апробацией теоретических выводов на конкретном примере.
Итогом работы стал цифровой продукт — гайд по продвижению психологических услуг с учётом факторов доверия. Он разработан в формате инструментария для практикующих психологов, включающего:
• принципы позиционирования,
• практические рекомендации по продвижению психологических услуг
с учетом факторов доверия
• оценки эффективности
• полезных ресурсов для самостоятельного изучения
Ценность гайда заключается в прикладной адаптивности — он может быть использован как начинающими специалистами, так и действующими практиками, а также PR-специалистами, работающими с психологическими брендами.



1. Аакер Д. Управление капиталом бренда. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2003.
2. Агафонова А.П. Использование YouTube как платформы продвижения психологических услуг // МедиаМаркетинг. - 2021. - № 2. - С. 74-80.
3. Андреева Т.А. Этика и доверие в онлайн-терапии: вызовы времени // Психология и технологии. - 2023. - № 1. - С. 14-21.
4. Белицкая А.В., Барабанщикова С.Ю. Современное состояние правового регулирования психологической помощи в России // Журнал российского права. - 2021. - № 12. - С. 104-115.
5. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: Институт практической психологии, 1995.
6. Буари Ф.А. Паблик рилейшнз, или Стратегия доверия. - М.: Экономика, 2001.
7. Бычкова Л.Ф. Социальные сети как инструмент продвижения услуг // Маркетинг в России и за рубежом. - 2020. - № 1. - С. 53-58.
8. Васильева И.В. Психология доверия в цифровом обществе // Психология. Журнал ВШЭ. - 2022. - Т. 19, № 2. - С. 87-96.
9. ВЦИОМ. Доверие к онлайн-консультированию: результаты опроса. - URL: https://wciom.ru(дата обращения: 07.06.2025).
10. Гончарова Е.Л. Психологические особенности восприятия бренда в онлайн- среде // Журнал социальной психологии. - 2021. - № 3. - С. 72-79.
11. Гордеева Т.О. Психология доверия в профессиональных коммуникациях // Социальная психология и общество. - 2022. - Т. 13, № 1. - С. 112-120.
12. Демина А.А. Сравнительный анализ платформ для продвижения консультационных услуг // Современный маркетинг. - 2020. - № 2. - С. 64-70.
13. Долгова Е.В. Цифровая идентичность психолога: риски и возможности // Психология и право. - 2021. - Т. 11, № 2. - С. 33-41.
14. Закон РФ от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 12. - Ст. 1232.
15. Закон РФ от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» // Российская газета. - 2011. - № 263.
16. Зазыкин В.Г. Формирование доверия в процессе межличностного общения // Вестник ЮФУ. - 2015. - № 6. - С. 101-107.
17. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2011.
18. Этический кодекс психолога. - М.: Российская Психологическая Ассоциация, 2012. - URL:https://psy.su(дата обращения: 07.06.2025).
19. Казанцева Е.В. Продвижение психологических услуг в условиях дефицита доверия // Вестник НГУ. Серия: Психология. - 2021. - Т. 19, № 3. - С. 97-104.
20. Конькова Е.В. Цифровые платформы и трансформация доверия в клиент - ориентированных услугах // Вестник цифровых коммуникаций. - 2021. - № 3. - С. 22-29.
21. Кузьмина М.В. Формирование доверия к онлайн-консультантам в социальных сетях // Вопросы психологии. - 2023. - № 1. - С. 41-49.
22. Лавлок К., Вильямс М. Маркетинг услуг. - М.: Вильямс, 2011.
23. Лебедева Н.В. Особенности восприятия рекламы психологов в мессенджерах // Психология и реклама. - 2022. - № 4. - С. 30-35.
24. Логинова А.С. Роль экспертности и самопрезентации в формировании доверия в соцсетях // Социальная психология. - 2021. - № 3. - С. 102-110.
25. Лукас Р. Поведенческая экономика: как влиять на решения людей. - М.: Альпина, 2019.
26. Луман Н. Доверие: механизм снижения социальной сложности. - М.: Логос, 2011.
27. Малкова З.В. Этика психолога в социальных сетях: между профессионализмом и личным брендом // Психологический журнал. - 2021. - № 4. - С. 45-53.
28. Маркова А.К. Психология доверия. - М.: Просвещение, 2004.
29. МедиаМаркетинг. Эффективность онлайн-продвижения психологов. - URL: https://mediology.ru(дата обращения: 07.06.2025).
30. Минаев В.П. Психологический маркетинг. - М.: Юнити-Дана, 2012.
31. Назарова Н.Б. Образ психолога в цифровой коммуникации: восприятие и доверие аудитории // МедиаПсихология. - 2023. - № 1. - С. 33-40.
32. Павлова Е. Правовое регулирование психологических услуг в РФ // Вестник психологии и права. - 2020. - № 2. - С. 35-47.
33. Платформа «Мета». - URL:https://meta.school(дата обращения: 01.02.2025).
34. Платформа «Понимаю». - URL:https://ponimayu.ru(дата обращения: 07.06.2025).
35. Платформа Яндекс.Директ. Реклама психологических услуг. - URL: https://yandex.ru/adv(дата обращения: 05.04.2025).
36. Платформа «Ясно». - URL:https://yasanpo.ru(дата обращения: 07.06.2025).
37. Петренко В.Ф. Концепция доверия как основания социальных взаимодействий // Психологический журнал. - 2018. - Т. 39, № 5. - С. 51-58.
38. Резник Я.М. Этика и стандарты онлайн-консультирования // Журнал практической психотерапии. - 2020. - № 2. - С. 54-60.
39. Рожкова С.Г. Бренд личного специалиста в цифровой среде // Маркетинг услуг. - 2022. - № 4. - С. 38-44.
40. Селиверстова А.В., Терёхин В.А. Психолог в социальных сетях: этика, безопасность и приемлемость // Журнал практической психологии и социальной работы. - 2021. - № 4. - С. 38-45.
41. Скипор С.И., Воробьёв А.Е. Поведение психолога в соцмедиа: этика и практика // Психологическое консультирование. - 2022. - № 1. - С. 49-59.
42. Скворцова Л. Цифровой маркетинг в сфере услуг. - М.: Юрайт, 2020.
43. Симонова И.Н. Цифровой след психолога: репутационные риски в онлайн- пространстве // Вопросы психологии. - 2022. - № 2. - С. 88-94.
44. Шарков Ф.И. Современные технологии PR и рекламы. - М.: КноРус, 2020.
45. Шорина И.Н. Институциональное доверие в современном российском обществе // Социологические исследования. - 2021. - № 6. - С. 54-60.
46. Штомпка П. Доверие. Социологический подход. - М.: Логос, 2003.
47. Corritore C.L., Kracher B., Wiedenbeck S. On-line trust: concepts, evolving themes, a model // International Journal of Human-Computer Studies. - 2003. - Vol. 58. - P. 737-758.
48. Fogg B.J. Persuasive Technology: Using Computers to Change What We Think and Do. - San Francisco: Morgan Kaufmann, 2003.
49. Gefen D., Karahanna E., Straub D.W. Trust and TAM in Online Shopping: An Integrated Model // MIS Quarterly. - 2003. - Vol. 27, No. 1. - P. 51-90.
50. Kaplan D.M., Kolmes K. Social Media and Ethics: The Impact on Mental Health Practice // Journal of Clinical Psychology. - 2016. - Vol. 72, No. 1. - P. 65-74.
51. Kaplan D.M., Kolmes K., Afsahi A. Ethics of Mental Health Practice in a Digital World // Journal of Ethics in Mental Health. - 2018.
52. Kim D.J., Ferrin D.L., Rao H.R. A trust-based consumer decision-making model in electronic commerce // Decision Support Systems. - 2008. - Vol. 44. - P. 544-564.
53. Mayer R.C., Davis J.H., Schoorman F.D. An Integrative Model of Organizational Trust // Academy of Management Review. - 1995. - Vol. 20, No. 3. - P. 709-734.
54. McKnight D.H., Chervany N.L. What Trust Means in E-Commerce Customer Relationships // International Journal of Human-Computer Studies. - 2002. - Vol. 58, No. 6. - P. 727-758.
55. Pavlou P.A. Consumer acceptance of electronic commerce // International Journal of Electronic Commerce. - 2003. - Vol. 7, No. 3. - P. 69-103.
56. Reichelt J., Sievert J., Jacob F. How Social Media Influences Trust in Online Retailers // Journal of Retailing and Consumer Services. - 2014. - Vol. 21, No. 4. - P. 386-391.
57. Rotter J.B. A New Scale for the Measurement of Interpersonal Trust // Journal of Personality. - 1967. - Vol. 35. - P. 651-665.
58. Rowley J. Trust and motivational online buyer behaviour // Journal of Consumer Marketing. - 2005. - Vol. 22, No. 1. - P. 20-28.
59. Valenzuela S., Park N., Kee K.F. Is There Social Capital in a Social Network Site? // Journal of Computer-Mediated Communication. - 2009. - Vol. 14. - P. 875-901.
60. Zollo L., Filieri R. Brand authenticity and influencer marketing // Journal of Business Research.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ