Аннотация 3
Введение 6
Глава 1 Ключевые термины исследования и установки портретирования исследуемой языковой личности 11
Глава 2 Анализ лексических особенностей речи Д. Нагиева 19
Глава 3 Описание тактик речевого поведения, соответствующих стратегии самопрезентации 36
Заключение 49
Приложение А 57
Проанализированные тексты телевизионных интервью с Д. Нагиевым 57
Настоящее исследование выполнено в русле антропоцентрической парадигмы, возникшей в ХХ веке. В этот период возрос интерес многих наук (лингвистики, психологии, социологии, философии, политологии и других гуманитарных дисциплин) к выявлению личностных характеристик в речевой деятельности людей. Как отмечает Е.В. Иванцова, становление новой области научного знания - лингвоперсонологии - началось с 20-х годов XIX столетия. На первых ее этапах большое внимание уделялось вопросам социальной природы языка, где центральным предметом стала проблема связи и разграничения индивидуального и коллективного в нём. Со временем языковеды стали подчёркивать важность изучения речи отдельного говорящего, внимание к «человеческому фактору» обострилось не только в фундаментальных науках, но и в исследовании языка [Иванцова, 2010, С. 7¬19].
Изучение данной области сопровождается выделением учеными новых опорных понятий. Объектом лингвоперсонологического изучения стала языковая личность (далее также ЯЛ). Определение этого ключевого термин впервые было сформулировано в 1980 г. Г.И. Богиным в книге «Современная лингводидактика»: «Языковая личность - тот, кто присваивает язык, то есть тот, для кого язык есть речь. Языковая личность характеризуется не столько тем, что она знает о языке, сколько тем, что она может с языком делать» [Богин, 1980. С. 3]. Немного позднее появилась дефиниция Ю.Н. Караулова, определяющего ЯЛ как «любого носителя того или иного языка, охарактеризованного на основе анализа произведённых им текстов с точки зрения использования в этих текстах системных средств данного языка для отражения видения им окружающей действительности (картины мира) и для достижения определенных целей в этом мире» [Караулов, 1997. С. 671]. Позднее появился ряд новых определений этого понятия (их обзор дан в [Иванцова 2010. С. 36-42]). За основу в нашей работе взято определение Ю.Н.
Караулова, потому что в нем личность рассматривается с двух позиций: с учетом того, как она общается и какими средствами достигает своих целей.
Развитие лингвоперсонологии сопровождается выработкой
терминологического и методологического аппарата, осмыслением аспектов изучения данного феномена, созданием общей типологии ЯЛ. В.П. Нерознак в 2003 г. вводит в научный обиход термин «лингвоперсонология», исследуя оформление новой дисциплины на стыке философских концепций персонологии, персонализма и лингвистики. В начале XXI столетия Н.Д. Голев обосновывает положение о лингвоперсонологическом
функционировании и лингвоперсонологической вариативности языка [Иванцова, 2010. С. 22-23].
Одной из задач лингвоперсонологии является создание типологии ЯЛ. Широко распространены термины «коллективная ЯЛ» (некое сообщество людей, говорящих на данном языке) и «индивидуальная ЯЛ» (отдельный представитель этого сообщества). Наибольший интерес представляет индивидуальная ЯЛ и её речевое поведение, рассматриваемое как одно из главных проявлений личности, включая ее общую и речевую культуру, картину мира и интенции. Учёными изучаются такие ЯЛ, как элитарная [Кочеткова, 1999, Казакова, 2014], профессиональная [Лобанова, 2017а, 2017б, Исмаева, 2007, Азначеева, 2009], диалектная [Лютикова, 2000, Иванцова, 2002, Гынгазова, 2007] и др.
В последнее время все большое внимание уделяется изучению публичных ЯЛ. Под публичной языковой личностью понимается персона (политик, деятель искусства, журналист, актёр, телеведущий...), широко известная в обществе благодаря своему статусу и частым выступлениям перед публикой. В лингвоперсонологическом аспекте изучались Борис Немцов, Евгений Ройзман, Ксения Собчак, Владимир Познер, Дмитрий Быков, Евгений Гришковец и многие другие ЯЛ этого типа. Особенно активно анализируются дискурсивные практики публичных ЯЛ в медиасреде. Н.С. Болотнова рассматривала в этом аспекте идиостиль известного писателя и журналиста М.И. Веллера [Болотнова, 2015 а] и медиадискурс режиссера М.А. Захарова [Болотнова, 2015б]. В докторской диссертации А.В. Болотнова были описаны особенности ЯЛ журналиста (В.В. Венедиктов), писателя (Б. Акунин, В. Токарева, Л. Улицкая), блогера (А. Носик, И. Абель, И. Варламов), наблюдателя-свидетеля (Д. Дондурей), политика (Г.А. Зюганов) [Болотнов, 2016].
Исследование публичных языковых ЯЛ является актуальным для изучения культуры общества в целом и тех его представителей, которые могут оказывать влияние на взгляды, настроения, коммуникативное поведение массовой аудитории.
К числу публичных ЯЛ можно отнести Дмитрия Нагиева. Его персона с каждым днём становится всё более популярной. Харизматичный и остроумный телеведущий, работающий в популярных телевизионных программах, талантливый актёр театра и кино привлекает к себе внимание миллионных аудиторий.
Выбор Д. Нагиева для составления речевого портрета обусловлен яркостью, нестандартностью этой персоны, известной широкой публике по телевизионным проектам с его участием, привлекательностью коммуникативного (в том числе речевого) поведения этой личности, а также доступностью интернет-источников, из которых было возможно получить материал для анализа.
В настоящее время публикации, посвященные исследованию языковой личности Д. Нагиева, немногочисленны. В трех статьях анализируются тактики стратегии дискредитации этого телеведущего в программах «Окна», «Большие гонки» и «Золотой граммофон» [Якимова, 2017], тактики реализации развлекательной стратегии в телепрограммах «Большие гонки», «Золотой граммофон», «Окна», «Голос» [Носовец, 2018] и комплименты как тактические приемы реализации эмоционально-настраивающей стратегии ведущего в телешоу «Голос. Дети» [Якимова, Носовец, 2018]. Как можно видеть, речь Д. Нагиева пока изучена явно недостаточно, и изучение этой личности требует дальнейших исследований.
Новизна данной работы заключается в том, что в ней впервые создается речевой портрет языковой личности Дмитрия Нагиева и вводятся в научный оборот тексты расшифрованных интервью с актером.
Объектом изучения является языковая личность Дмитрия Нагиева, предметом исследования - лексические особенности, характеризующие состав идиолекта и являющиеся средствами реализации речевых тактик языковой личности в портретном интервью.
Источником работы выступают интервью с Д. Нагиевым, данные им для различных СМИ: Комсомольская правда телецентр «Персона» https://www. youtube. com/watch?v=spm WQnh2iIU], Интервью с ведущим. Дмитрий Нагиев - За кадром - Голос. Дети - Сезон 5 https://www.youtube.com/watch?v=9DEZFnA3wY, Интервью для журнала GQ (Россия) [https://www.gq.ru/heroes/nagiev-coverstory-december-2017], «Нагиев - пенсии, Голос, стихотворение в Кремле / вДудь»
https://www.voutube.com/watch?v=7tKb5u52nSE]. Материалом для анализа стали переведенные в письменную форму тексты этих видеороликов в объеме 75178 знаков (с пробелами).
Цель исследования - создание речевого портрета Д. Нагиева.
Для ее достижения поставлены следующие задачи:
1. Формирование источниковой базы исследования (поиск интервью, расшифровка аудиоматериалов).
2. Анализ особенностей лексикона исследуемой языковой личности.
3. Анализ речевой стратегии самопрезентации и ее тактик, реализуемых актером в жанре «звездного» интервью.
4. Выявление особенностей языковой личности Д. Нагиева на основе его речевого портрета.
Методы исследования. В работе используются общенаучный описательный метод и лингвоперсонологический метод речевого портретирования.
Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение и приложение, содержащее полные тексты проанализированных интервью
Создание речевого портрета популярного актёра и телеведущего Дмитрия Нагиева происходило на основе анализа двух составляющих: лексических особенностей идиолексикона и использования в речи набора тактик (с соответствующими им языковыми средствами), отражающих стратегию самопрезентации в «звездном» интервью.
Жанр «звездного» интервью позволяет слушателям составить представление о публичной ЯЛ Дмитрия Нагиева на фоне широкого круга тем: его бытовых предпочтений (я люблю абсолютно простую кухню), отношений с близкими (я хороший папа), жизненных установок и принципов (я ненавижу всё, что связано с псевдопатриотизмом). Большое внимание было отведено таким темам, как творчество, кинематограф, политика и воспоминания.
В интервью актёр проявил себя как языковая личность, имеющая богатый словарный запас. Наряду с книжной лексикой им широко использовалась и разговорная, что свидетельствует раскрепощенности человека, привычного к публичному общению и съемке. В речи актера встречаются также просторечные (в том числе обсценные) и жаргонные единицы, что скорее всего обусловлено влиянием семьи и различных социальных групп, отразившимся на составе лексикона.
Дмитрия Нагиева нельзя причислить к числу элитарных личностей. В нашем случае лучше употребить термин «творческая личность». Он сочетает нормативные и ненормативные, узуальные и окказиональные элементы, использует разнообразные тропы и фигуры речи, создавая выразительный, привлекающий внимания текст.
В речи актёра отражено умение ясно и точно излагать свои мысли. Была отмечена такая важная черта, как речи респондента - это склонность респондента к аргументации: любую позицию он подкреплял фактами, выводами, дословным цитированием высказываний других лиц. Именно эта особенность привлекает зрителя, заставляя поверить в достоверность сказанной информации. В интервью Нагиев предстает как человек открытый, готовый откровенно говорить на многие темы, но никогда не раскрывающий информацию о своей личной жизни и отношениях с женщинами.
При характеристике своей персоны Нагиев создает образ человека скромного, но знающего себе цену, интересы и ценности которого связаны прежде всего с профессиональной сферой. Достаточно сдержан в самооценке и тактичен в высказываниях на политические темы. Рациональное оценивание преобладает над эмоциональным.
Фрагментарный речевой портрет не раскрывает в полной мере особенностей языковой личности Дмитрия Нагиева. К возможным перспективам исследования можно отнести расширение материала для анализа за счет недавно вышедших телепередач и интервью, а также Instagram- аккаунта звезды. Возможно изучение других стратегий речевого поведения ЯЛ (в частности, «игровой» стратегии и стратегии шутки). Сведения об общем и индивидуальном в речи публичных языковых личностей позволит выявить сравнительный анализ ЯЛ Нагиева с другими известными актерами и телеведущими.