Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АНАЛИЗ ПОТОКА ОБРАБОТАННЫХ ТРЕБОВАНИЙ В БЕСКОНЕЧНОЛИНЕЙНЫХ СМО С МГНОВЕННОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ И ПЕРЕНАСТРОЙКОЙ ПРИБОРОВ

Работа №185886

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

информационные системы

Объем работы55
Год сдачи2025
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
1 Исследование числа занятых приборов в бесконечно-линейной СМО с
мгновенной обратной связью и перенастройкой приборов 4
1.1 Математическая модель 4
1.2 Система дифференциальных уравнений Колмогорова 5
1.3 Метод производящих функций 9
2 Исследование выходящего потока заявок в системе с мгновенной обратной
связью и перенастройкой приборов 18
2.1 Математическая модель системы двухфазной системы массового
обслуживания с обратной связью и перенастройкой приборов 18
2.2 Система дифференциальных уравнений Колмогорова 19
2.3 Метод производящих функций 20
3 Численный анализ полученных результатов 30
Построение распределения вероятностей числа событий в потоке обслуженных заявок в многофазной СМО с мгновенной обратной связью и перенастройкой приборов 30
4 Имитационная модель для исследования системы массового обслуживания
с мгновенной обратной связью 34
4.1 Объектная модель приложения 34
4.2 Демонстрация работы приложения 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
ЛИТЕРАТУРА 42
ПРИЛОЖЕНИЕ А

Одним из ключевых инструментов математического моделирования является теория массового обслуживания (ТМО) [3, 9, 26], которая предоставляет теоретическую базу для эффективного проектирования и эксплуатации систем массового обслуживания. Такие системы широко распространены в различных сферах деятельности современного человека (производство, технологии, повседневная жизнь и др.) и предназначены для многократного использования при решении однотипных задач. В состав каждой системы массового обслуживания (СМО) могут входить определённое количество обслуживающих устройств (единиц оборудования, линий, приборов), которые именуются приборами обслуживания, или же неограниченное их количество [16]. Эти приборы могут представлять собой людей, выполняющих определённые операции (кассиры, операторы, продавцы, парикмахеры и т.д.), а также линии и каналы связи, серверы, облачные хранилища [6], автомобили, ремонтные бригады, железнодорожные пути, заправочные станции, или же клиентов каких-либо компаний, к примеру, торговых или страховых [5, 7, 8, 11, 13, 27]. Потоки заявок поступают на вход системы преимущественно в случайные моменты времени, а не по строгому расписанию.
В настоящее время в ТМО исследуется множество конфигураций систем массового обслуживания, это классические системы с очередями и ограниченным числом приборов [20], различные конфигурации RQ-систем [14, 17, 18], а также, системы с неограниченным числом приборов с различными дисциплинами обслуживания, в которых в свою очередь может быть реализован механизм обратной связи [12, 23, 19, 21].
Отдельный интерес вызывают системы с повторным обслуживанием или системы с обратной связью, так как они позволяют адекватно смоделировать процессы в случаях, когда заявки по каким-либо причинам не смогли завершить обработку с первого раза [10, 25].
В исследованиях [2, 12, 21, 22, 23] рассматриваются СМО с мгновенной обратной связью, где заявка, возвращающаяся для повторного обслуживания, обрабатывается сразу же. Однако в реальных условиях часто встречаются случаи, когда перед началом повторного обслуживания приборам требуется определённое время на подготовку, которое мы будем называть временем перенастройки. Таким образом, возникает необходимость оценить влияние параметра перенастройки на функционирование такого рода системы, в частности, исследовать поток заявок, завершивших обработку в системе за определённый интервал времени.
Целью данной работы является нахождение распределения вероятностей (производящая функция) случайного процесса, описывающего поток заявок, завершивших обслуживание в системе с мгновенной обратной связью и перенастройкой приборов.
В соответствии с целью сформулированы следующие задачи:
1) ознакомиться с основными понятиями теории случайных процессов и теории массового обслуживания;
2) построить математическую модель системы массового обслуживания с неограниченным числом приборов, перенастройкой и мгновенной обратной связью;
3) найти вид производящей функции исследуемого трехмерного процесса, описывающего распределение числа приборов, занятых обслуживанием первичных заявок, заявок, обратившихся повторно и находящихся в процессе перенастройки;
4) найти вид производящей функции для распределения вероятностей числа событий в потоке заявок, завершивших обслуживание в системе;
5) провести анализ полученных результатов с помощью Mathcad;
6) разработать имитационную модель для исследуемой СМО и сравнить теоретические результаты с работой имитационной модели.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках проведённого исследования была разработана и проанализирована математическая модель системы массового обслуживания М|М|го с мгновенной обратной связью и перенастройкой приборов. Для анализа выходящего потока заявок был исследован четырёхмерный марковский процесс {i1(t),i2(t),i3(t),n(t)},описывающий число занятых приборов и количество обслуженных заявок. С использованием метода производящих функций получена производящая функция процесса, что позволило определить распределение вероятностей числа событий в потоке обслуженных заявок. Численный анализ подтвердил теоретические результаты: были построены графики распределения вероятностей, а также вычислены математическое ожидание и дисперсия для различных параметров системы (0, X, t).
Для практической проверки теоретических выводов и решения технической задачи, была разработана имитационная модель на языке Python с применением дискретно-событийного подхода. Модель реализована в классе SystemSimulation,который позволяет моделировать систему, обрабатывать данные и визуализировать результаты. Проведённые эксперименты показали, что поведение выходящего потока заявок соответствует аналитическим расчётам: при увеличении интенсивности перенастройки 0 дисперсия распределения уменьшается, а при росте X и t увеличивается число событий в потоке.
Полученные результаты могут быть использованы для дальнейших исследований систем массового обслуживания, в частности, для анализа более сложных моделей с учётом дополнительных факторов, таких как ограниченное число приборов или неоднородные потоки заявок. Разработанная имитационная модель предоставляет удобный инструмент для численного анализа и может быть адаптирована для других типов СМО.



1. Ананина И. А. Исследование потоков в системе М/GIM с повторными обращениями методом предельной декомпозиции / И. А. Ананина, С. П. Моисеева, А. А. Назаров // Вестник Томского государственного университета. Управление, вычислительная техника и информатика. - 2009. - № 3(8). - С. 56-67.
2. Ананина И. А. Исследование суммарного потока обращений в двухфазной бесконечнолинейной СМО с повторными обращениями. // Научное творчество молодежи: материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции. -Томск: Изд-во Том. ун-та, 2010. - Ч. 1. - C. 3-5.
3. Бочаров П. П. Теория массового обслуживания / П. П. Бочаров, А.В.Печинкин. - М. : Изд-во РУДН, 1995. - 520 с.
4. Вишневский В.М. Теоретические основы проектирования компьютерных сетей / В.М. Вишневский. - Москва: Техносфера,2003.- 512 с.
5. Даммер Д. Д. Исследование математической модели страховой
компании в виде системы массового обслуживания с высокоинтенсивным потоком входящих рисков и в случайной среде / Д. Д. Даммер, А. А. Назаров // Информационные технологии и математическое моделирование (ИТММ-2017) : материалы XVI
Международной конференции имени А.Ф. Терпугова. Казань, 29 сентября - 03 октября 2017. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2017. - С. 50¬57.
6. Живцова А. А. Моделирование управляемых сетей интегрированного
доступа и транзита / А. А. Живцова, В. А. Бесчастный, 60 К. Е. Самуйлов // Информационные технологии и математическое моделирование (ИТММ-2023) : материалы XXII Междунар. конф.
имени А. Ф. Терпугова, Томск, 4-9 дек. 2023 г. — Томск, 2023 — Ч. 1. — 2023. — С. 187-192.
7. Жидкова Л. А. Математическая модель потоков покупателей двухпродуктовой торговой компании в виде системы массового обслуживания с повторными обращениями к блокам / Л. А. Жидкова, С. П. Моисеева // Известия Томского политехнического университета. - 2013. - Т. 322, № 6. - С. 5-9.
8. Захорольная И. А. Математическая модель процесса изменения дохода от продажи взаимодополняющих товаров / И. А. Захорольная, С. П. Моисеева // Финансово-актуарная математика и эвентоконвергенции технологий (ФАМЭТ-2011) : труды X международной конференции. Красноярск, 23-24 апреля, 2011 г. - Красноярск: Сиб. фед. ун-т, 2011. - С. 157-170.
9. Кёнинг Д. Теория массового обслуживания / Д. Кёнинг, В. В. Рыков, Д.
Штоян. - М.: Московский институт нефтехимической и газовой
промышленности, 1979. - 112 с.
10. Королюк В. С. Методы анализа многоканальной системы
обслуживания с мгновенной и отсроченной обратными связями / В. С. Королюк, А. З. Меликов, Л. А. Пономаренко, А. М. Рустамов // Кибернетика и системный анализ. - 2016. - Т.52, № 1. - С. 64-77.
11. Морозова А. С. Математическая модель процесса изменения числа
клиентов торговой компании в виде СМО с неограниченным числом обслуживающих приборов. / С. П. Моисеева, А. С. Морозова, К. М. Одинцов // Научное творчество молодежи: Материалы XI
Всероссийской научно-практической конференции: в 2 ч. 20-21 апреля 2007 г. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2007. - Ч. 1. -С. 37-39.
12. Моисеева С. П. Исследование потока повторных обращений в бесконечнолинейной СМО с повторным обслуживанием / А. С. Морозова, С. П. Моисеева // Вестник Томского государственного университета. - 2005. - № 287. - С. 46-51.
13. Моисеева С. П. Математическая модель страховой компании в виде системы массового обслуживания М|М|да / С. П. Моисеева, И. А.
Синякова // Современные вероятностные методы анализа, проектирования и оптимизации информационно -
телекоммуникационных сетей: международная научная конференция. Минск, 28-31 января 2013 г. - Минск: Изд-во БГУ, 2013. - С. 154-159.
14. Назаров А. А. Исследование тандемной системы массового обслуживания с двумя орбитами методом асимптотического анализа / А. А. Назаров, С. В. Пауль, Т. Фунг-Дук, М. А. Морозова // Информационные технологии и математическое моделирование (ИТММ-2022) : Материалы XXI Международной конференции имени А.Ф. Терпугова, Томск, 25-29 октября 2022 года. - Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2023. - С. 24-32.
15. Назаров А. А. Теория вероятностей и случайных процессов: Учебное пособие / А. А. Назаров, А. Ф. Терпугов. - Томск: Изд-во НТЛ, 2006. - 200 с.
16. Назаров А. А. Теория массового обслуживания: Учебное пособие. / А. А. Назаров, А. Ф. Терпугов. - Томск: Изд-во НТЛ. 2004. - 228 с.
17. Николаева, Д. Ю. Асимптотический анализ RQ-системы с s-
настойчивыми заявками и обратной связью в условии большой задержки / Д. Ю. Николаева, Е. А. Федорова // Информационные технологии и математическое моделирование (ИТММ-2024) :
материалы XXIII Международной конференции имени А.Ф. Терпугова, Томск, 20-26 октября 2024 года. - Томск: Национальный
исследовательский Томский государственный университет, 2024. - С. 105-111.
18. Подгайнов, А. В. Асимптотический анализ RQ-системы с ожиданием заявок в бункере и на орбите / А. В. Подгайнов, А. А. Назаров // Информационные технологии и математическое моделирование (ИТММ-2023) : Материалы XXII Международной конференции имени А.Ф. Терпугова, Томск, 04-09 декабря 2023 года. - Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2024. - С. 19-25.
19. Моисеев А. Н. Бесконечнолинейные системы и сети массового обслуживания / А. Н. Моисеев, А. А. Назаров; Том. гос. ун-т. - Томск: Издательство НТЛ, 2015. - 236 с.
20. Хаустова, Н. Г. Алгоритм автоматического построения матриц коэффициентов системы массового обслуживания с приоритетами для произвольного числа мест в очереди / Н. Г. Хаустова, С. П. Моисеева // ИТ. Наука. креатив : Материалы I Международного форума: в 5-ти томах, Омск, 14-16 мая 2024 года. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Издательско-книготорговый центр "Колос-с", 2024. - С. 283-290.
21. Шкленник М. А. Исследование потока повторных обращений в неоднородных бесконечнолинейных системах массового обслуживания / М. А. Шкленник, С. П. Моисеева. // Проблемы оптимизации сложных систем: сборник докладов Двенадцатой международной азиатской школы-семинара. Новосибирск, Академгородок, 12-16 декабря 2016 г.
- Новосибирск, 2016. - С. 542-546. - URL:
http://conf.nsc.ru/opcs2016/ru/proceedings(дата обращения: 18.01.2022).
22. Шкленник М. А. Исследование суммарного потока обращений в неоднородной системе массового обслуживания с неограниченным числом обслуживающих устройств и повторными обращениями / М. А. Шкленник, С. П. Моисеева // Информационно-телекоммуникационные технологии и математическое моделирование высокотехнологичных систем: материалы Всероссийской конференции с международным участием. Москва, 24-28 апреля 2017 г. - Москва: Изд-во РУДН, 2017. - С. 72-74.
23. Шкленник М. А. Исследование потоков заявок в двухфазной системе массового обслуживания с неограниченным числом приборов и повторными обращениями / М. А. Шкленник, А. Н. Моисеев // Вестник Томского государственного университета. Управление,
вычислительная техника и информатика. - 2018. - № 45. - С. 48-58.
24. Шкленник М. А. Метод марковского суммирования для исследования
потока повторных обращений в двухфазной системе MAPGI ^ с мгновенной обратной связью / М. А. Шкленник, А. Н. Моисеев, Л. А. Задиранова // Распределенные компьютерные и
телекоммуникационные сети: управление, вычисление, связь (DCCN- 2021) = Distributed computer and communication networks: control,
computation, communications (DCCN-2021) : материалы 24-й
Международной научной конференции. Москва, 20-24 сентября 2021 г. - М.: Издво РУДН, 2021. - С. 252-258.
25. Шкленник М. А. Методы исследования потоков в двухфазных системах массового обслуживания с неограниченным числом приборов и мгновенной обратной связью: дис ... канд. физ.-мат. наук / М. А. Шкленник - Томск, 2022. - 99 с.
26. Brown L. Statistical Analysis of a Telephone Call Center / L. Brown, N. Gans, A. Mandelbaum, A. Sakov etc. // A Queueing-Science Perspective. Journal of the American Statistical Association. - 2005. - Vol.100. - P.36¬50.
27.Shklennik M. Optimization of Two-Level Discount Values Using Queueing Tandem Model with Feedback / M. Shklennik, S. Moiseeva, A. Moiseev // CCIS. - 2018. - Vol. 912. - P. 321-332.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ