Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В 2000-Е ГГ

Работа №185884

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

политология

Объем работы81
Год сдачи2016
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 6
1 МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ КАК ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ 10
1.1 Место и роль муниципальных выборов в формировании
публичной власти 10
1.2 Особенности избирательной системы в Республике Бурятия 19
2 ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА И ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА
МНИЦИПАЛЬНЫХ ВЫБОРАХ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ В 2000-е ГОДЫ 28
2.1 Политическая культура и электоральное поведение в
Республике Бурятия 28
2.2 Политические партии на муниципальных выборах в 2000-е
годы 35
2.3 Эволюция муниципальных выборов в Республике Бурятия в
2000-е годы 41
Заключение 47
Литература

Местное самоуправление, как вид прямой демократии народовластия, признается и осуществляется практически во всем цивилизованном мире, т.к. народ самостоятельно может и желает принимать участие с помощью местных органов власти в решении вопросов местного значения, исходя из своих интересов, учитывая свои исторические традиции. Народ
заинтересован самостоятельно решать проблемы местного значения, ведь от этого зависит уровень и качество жизни населения.
Именно поэтому актуальность темы данной дипломной исследовательской работы объясняется практической и теоретической важностью муниципальных выборов как формы реализации публичной власти, с помощью которой население имеет возможность реализовать свое право на местное самоуправление.
Реализация людьми права на самоуправление организует народовластие, из которого развивается демократия. Европейская хартия о местном самоуправлении декларирует права граждан на участие в управлении государственными делами посредством гражданской активности на местном локальном уровне. А также сложившейся мировой практике органы местного самоуправления составляют одну из основ любого демократического и правового строя. Именно это положение отражается в Конституции РФ, которая относит местное самоуправление к основам конституционного строя и рассматривает его как один из основополагающих принципов организации публичной власти, который вместе с принципом разделения властей определяет систему власти и управления в России.
Степень научной разработанности проблемы.
Выборы, особенности электорального поведения и реализации публичной власти были изучены в работах А. Сунгурова, А.Дегтярева, А.Югова, Минакова П.В., Кузина Д.А и др.
Вопросам местного самоуправления посвящены труды Мартынова С.А., Дроботенко И.И., Шустова В.Г., Пешина Н.Л., Ребровой Н.М., Трыкановой С.А и др. Рассматривая институт местного самоуправления сквозь призму политической науки и в историческом контексте стоит выделить ряд, последовательно развивавшихся теорий. Теория «свободной пашни» (А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин, И.В. Кириевский, В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин), «общественная теория самоуправления» (В.А. Александров, П.Н. Зырянов), «общественно-хозяйственная теория» (О. Ресслер, Р. Моль), «государственная теория самоуправления» (Ф. Гудноу, В.Н. Безобразов, А.Д. Градовский, Н.М. Коркунов, Б.Н. Чичерин) «местное самоуправление как институт гражданского общества» (В.И. Фадеев, Г.В. Барабашев, Ю.А. Тихомиров).
Политическая и избирательная система Республики Бурятия были рассмотрены на примерах работ Дугаровой А.А., Баинова А.С., Матхеева Л.А., Санжиевой Д.С., Жалсараевой Э.Б., Будаева Б.С. и др.
Нормативно-правовая база представлена Конституцией и прочими федеральными законами, законодательными актами Республики Бурятия (Конституцией и другими законодательными актами Республики Бурятия) а также муниципальными нормативно-правовыми актами, регламентирующими порядок организации выборов и местного самоуправления.
Национальная культура Бурятского региона и политическая культура, влияющая на принципы местного самоуправления отражена в работах Козлова Н.Д., Воробьева А.П., Будаева Д.Ц., Михайлова Т.М., Баталова Э.Я., Гаджиева К.С. и др.
Объектом выступает специфика общественных отношений в контексте выборов муниципального уровня, предметом - нормативно¬правовые акты, регулирующие выборный процесс, управленческая деятельность органов местного самоуправления, избирательная практика муниципальных выборов.
Целью настоящей работы является изучение муниципальных выборов в системе публичной власти
Задачи, позволяющие добиться поставленной цели, логически соответствуют параграфам работы:
6. Рассмотреть специфику публичной власти сквозь практику муниципальных выборов в России;
7. Охарактеризовать избирательную систему в Республике Бурятия;
8. Выявить специфические черты политической культуры и электорального поведения на выборах в Республике Бурятия в 2000-е годы;
9. Оценить степень участия политических партий на муниципальных выборах в Республике Бурятия;
10. Показать развитие муниципальных выборов в Республике Бурятия в 2000-х годах.
Теоретико-методологическая составляющая работы представлена структурно-функциональным институциональным подходом.
В тексте работы активно анализируются нормативно-правовая база, материалы социологических опросов, отчеты избирательных комиссий, политологическая литература. Автор использует сравнительный, исторический, общелогические методы.
Новизна работы заключается в детальном и подробном рассмотрении концептов публичной власти и муниципальных выборов, соотнесении их теоретического содержания с анализом реальной политической практики. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Рассмотрев теоретические и практические аспекты выборов (на примере муниципальных выборов в Республике Бурятия) можно подтвердить значимость избирательной системы как социального, и в первую очередь, политического института, позволяющего реализовать принципы демократии и политические права граждан. Избирательная система страны в целом и Республики Бурятии в частности предусматривает и закрепляет проведение муниципальных выборов, которые являются формой непосредственного осуществления публичной власти. В Российской Федерации и Республике Бурятия существует вся необходимая, для демократического волеизъявления, правовая база. С точки зрения политологии избирательную систему стоит определять как совокупность общественных явлений и их отражение в общественной практике, нежели как нормативные постулаты избирательного права. Политолог - обязательный участник обсуждения будущего избирательной системы, ее «общественного» измерения. Поэтому работа над единым избирательным кодексом, которая активно ведется в последние годы, должна осуществляться при помощи авторитетных представителей политической науки.
Вместе с тем, двадцатилетний срок новой российской государственности, удаленность территории республики от федерального центра, особый социо-демографический и этноконфессиональный состав населения, и как следствие, особый политико-культурный портрет электорального поведения замедляют, а в некоторых случаях, прерывают процесс развития демократии на уровне местного самоуправления.
Данная ситуация характерна для муниципального уровня в целом, так как на местах граждане предпочитают выбирать «хозяйственников», а не политиков (исключение составляют лишь крупные города и города- миллионеры с высокой степенью развитости гражданского общества и общественно-политических отношений).
Усиливающийся в настоящее время экономический кризис и общая по стране тенденция к отмене выборов глав муниципальных образований и назначение вместо этой должности института «сити-менеджера» прямо противоречит логике эволюции местного самоуправления и развитию гражданского общества. Оставление за выборным мэром ритуально-символических функций, а за «Сити-менеджером» реально управленческих компетенций может способствовать обострению общественно-политической ситуации. Кроме того, данное создание дополнительных институтов требует дополнительных затрат из бюджета, что безусловно, отражается и на предвыборных настроениях электората. В дополнение к этому стоит сказать, что выбранный депутатами представительного органа муниципального образования «Сити-менеджер» несет ответственность именно перед представительным органом, а не электоратом. Критики, возможно, могут возразить, что представительные органы также избираются и ответственны перед гражданами, а степень «ответственности» и выборного мэра де-факто определяется его собственными ценностными ориентирами. И, тем не менее, фигура главы города, которая выбирается населением напрямую представляется с точки зрения символизма и психологии более удачный, чем назначенный опосредованно «сити-менеджер».
По нашему мнению, будущую судьбу муниципальных выборов в России должны определять сами граждане путем референдума о необходимости их сохранения или ликвидации. Действительно, для сельских и отдаленных городских муниципалитетов выборы могут быть финансово затруднительны в сфере больших расходов на их организацию, а результат, как правило, «заранее известен», судя по рассмотренным примерам в муниципалитетах Республики Бурятия, где выдвигающиеся кандидаты в подавляющем числе случаев являлись представителями партии «Единая Россия». В крупных же городах, как показала избирательная практика в Новосибирске, Екатеринбурге и Петрозаводске, муниципальные выборы продемонстрировали реальную арену борьбы альтернативных политических сил и «партии власти». В результате главами этих городов были выбраны кандидаты от Коммунистической партии - Анатолий Локоть, от бывшей партии Михаила Прохорова «Гражданская платформа» - Евгений Ройзман, от партии «Яблоко» - Галина Ширшина. Именно на муниципальных выборах в крупных и больших городах позиции политических партий наиболее ярко выражены, что не скажешь об уровне провинции (небольших городов и сел), где наиболее актуальными становятся предельно узкие хозяйственные вопросы и вопросы финансирования, а значит и перспективы успешной неформальной коммуникации с региональной и федеральной властью. Такая коммуникация, как показывает практика, практически невозможна в условиях идеологических конфронтации глав муниципалитетов и органов государственной власти.
Для усовершенствования механизма муниципальных выборов, а также в целях актуализации гражданского правового самосознания необходимо повысить авторитет института местного самоуправления в целом, эффективно и широко распространяя ценности демократического участия. Реализация данного тезиса видится в повышении явки на муниципальных выборах (как выборы «второго порядка» муниципальные выборы характеризуются низкой явкой населения). Для Республики Бурятии на муниципальном уровне это, прежде всего, пристальное внимание к отдельным районам региона: Кабанскому, Баргузинскому, Заиграевскому, Мухоршибирскому - явка на выборах в данных районах составила менее 30%. При должном участии просветительских органов, в первую очередь избирательных комиссий, политических партий и СМИ выборы могут стать популярнее и значимее для населения данных территорий. Стимулирование просветительской деятельности территориальных избирательных комиссий и остальных акторов процесса предлагается осуществить на основе обмена опытом с другими российскими регионами со схожей электоральной спецификой. Что касается типа избирательной системы (здесь речь о способе организации самой процедуры голосования), то целесообразным представляется сохранение широкораспространенной смешанной избирательной системы, когда кандидаты могут выдвигаться как от партийных объединений, так и по округам. При этом условии отделения партий в муниципальных образованиях будут поддерживать свое существование, а более самостоятельные и независимые кандидаты также смогут идти в органы местного самоуправления. Также, с позиции «электоральной инженерии», для муниципальных округов можно оставить и только систему выборов по округам, если это отвечает политическим предпочтениям граждан. Главной крайностью, которую нежелательно допускать, является списочная система (с закрытыми списками). В дополнение к сказанному стоит предложить детально проработать механизм отзыва депутатов и глав муниципальных образований в случае нарушения ими должностных инструкций и полномочий.
Кроме непосредственной актуализации муниципальных выборов в вопросах реализации местного самоуправления необходимо развивать и другие формы участия граждан. Развитие некоммерческого сектора на местах, внедрение ценностей гражданского общества, акцентирование местного патриотизма в будничной жизни среднестатистического жителя позволят сформировать из него гражданина-избирателя, инициативного и активного актора, реализующего механизм публичной власти.



1. Андронова И.В. Экономика и социум // Политические коммуникации
муниципальных выборах в регионе 2014. №4(13). [Электронный
ресурс] URL:www.iupr.ru(дата обращения: 24.09.2015).
2. Бальчугова Т. Российские политические партии в муниципальных
выборах. [Электронный ресурс] URL:http://www.zabaykal.net/ulan-ude/rоssiiskie-pоlitichnskie-partii-v-munitsipalnykh-vybоrakh (дата обращения: 28.09.2015).
3. Баталов Э.Я. Политическая культура современного американского общества. М.: Наука, 1990. 252 c.
4. Будаев Б.С. Институциональные факторы развития современных
политических партий в российских регионах: на материалах
Республики Бурятия. Автореферат канд. полит. наук. Чита. 52 с.
5. Будаева Д.Ц. Электоральное поведение населения в условиях реформирования российского общества: На материалах Республики Бурятия. Автореферат канд. полит наук. [Электронный ресурс] URL: http://www.dissercat.cоm/cоntent/institutsiоnalnye-faktоry-razvitiya-sоvremennykh-pоliticheskikh-partii-v-rоssiiskikh-regiоna(дата обращения: 24.09.2015).
6. Будаева Д.Ц., Черкун Е.Ю. Электоральное поведение и электоральные предпочтения как элемент политической культуры. // Вестник Бурятского государственного университета. 2013. №6. С. 105-109.
7. Буерачная Е. Местным властям в Бурятии предлагают отказаться от народных выборов. [Электронный ресурс] URL:http://www.baikal- daily.ru/news/19/130508/(дата обращения: 01.10.2015).
8. Бурлацкий Ф.М., Галкин А.А. Современный левиафан: очерки политической социологии капитализма М.: Мысль, 1985. 384 с.
9. В пределах 40% составила явка избирателей на выборах глав МО и депутатов в районах Бурятии [Электронный ресурс] // Явка
избирателей глав МО. URL:
http: //ulanmedia.ru/news/politics/15.09.2014/3 86437/v-predelah-40-sostavila-yavka-izbirateley-na-viborah-glav-mo-i-deputatov-v-rayon.html(дата обращения 02.10.2015).
10. Вискулова В.В. К вопросу о наделении иностранных граждан избирательными правами / В.В. Вискулова // Конституционное и муниципальное право. 2005. №8. С. 16-23
11. Воробьев А.П. Сравнительный анализ электорального поведения
студенческой молодежи Томской области и Республики Бурятия // Вестник Томского государственного университета. Философия.
Социология. Политология. 2012. №3(19). С. 152-161.
12. Гельман В.Я. Муниципальная автономия и проблемы российской
модернизации. [Электронный ресурс] URL:
http://www.yabloko.ru/Themes/SG/gelman1.html(дата обращения: 22.09.2015).
13.1O.IOCOB Г. Дилеммы авторитарной политической реформы.
[Электронный ресурс] URL:http://polit.ru/article/2012/05/18/elect/(дата обращения: 24.09.2015).
14. Головин В.А. Роль политических партий в становлении местного самоуправления в России // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2009. №2. С. 70-74.
15. Горожанина Т.В. Системный подход в политологическом исследовании местного самоуправления: диссертация ... кандидата политических наук : С.398
16. Григорян Л.А. Социалистическая государственная власть и представительная форма ее осуществления. М.: Наука,1972.154 с
17. Данзанов Е.С. Электоральная география: анализ влияния возрастной структуры населения на результаты выборов в Республике Бурятия (на
примере выборов 2007-2008 гг.). // Вестник Бурятского
государственного университета. 2012. №4. С. 9-10.
18. Дегтярев А.А. Основы политической теории: Учеб. пособие / Ин-т «Открытое общество». М.: Высш. шк., 1998. 258 с.
19. Дроботенко И.И. Реформа местного самоуправления в современной России: содержание, проблемы, перспективы. Дис. канд. полит наук. 2010. Автореферат. 98 с.
20. Дугарова А.А., Баинов А.С. Политические партии в региональных выборах (региональный аспект) // Вестник Бурятского государственного университета. 2012. №2. С. 101-106.
21. Европейская хартия о местном самоуправлении. Русская версия.
Страсбург. Совет Европы. Отдел изданий и документов. ISB № 92-871-0804-8. Май. 1990 // Местное самоуправление в зарубежных странах. М., 1994. С. 71-78.
22. Жалсараева Э.Б. Становление и развитие избирательной системы
Республики Бурятия. [Электронный ресурс] URL:
http://www.fpa.su/bibliоteka/izdaniya/prоblemy-realizatsii-kоnstitutsiоnnоgо-zakоnоdatels/stanоvlenie-i-razvitie-izbiratelnоy-sistemy-respubliki-buryatiya-e-b-zhalsaraeva/?SECTIОN CОDE=prоblemy-realizatsii-kоnstitutsiоnnоgо-
zakоnоdatels&ELEMENT CОDE=stanоvlenie-i-razvitie-izbiratelnоy-sistemy-respubliki-buryatiya-e-b-zhalsaraeva&PAGEN 1=6 (дата обращения: 01.10.2015).
23. Закон Республики Бурятия № 176-I «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Республике Бурятия» от 5 сентября 1995г. [Электронный ресурс] URL:
http: //www.buryatia.ru/buryatia/gоv/zak vlas/zakоni/zak6. html (дата
обращения:24.09.2015).
24. Исаев Ю.В. Социальные проблемы становления и развития
избирательной системы в субъектах РФ: автореф. дис. канд. юрид. наук. Пермь, 1998. 155 с.
25. Карозерс Т. Конец парадигмы транзита // Политическая наука. М., 2003. № 2. С. 42-66.
26. Козлов Н.Д. Политические культуры регионов России: уравнение со
многими неизвестными. [Электронный ресурс] URL:
Ь11р://^^^.с1у1зЬоок.ги/111ез/Р11е/Ко71оу=2008=4.рбГ (дата обращения: 24.09.2015).
27. Колдаев В.М. Избирательное право и избирательная система
Российской Федерации. М., 2003. 121 с.
28. Кузин Д.А. Публичная власть в Российской Федерации: понятие, принципы. // Ученые записки Орловского государственного университета. 2014. №1 (57). С. 317-321.
29. Ларионов В.Г. Становление и развитие избирательной системы в
Бурятии, 1921 - 1999 гг. Автореферат канд. ист. наук. [Электронный ресурс] URL: Ь11р://^^^.б1ззегса1.сош/соп1еп1/з1апоу1еп1е^-гаху111е-
17Ыга1е1по1-з1з1ешу-у-Ьигуа1п-1921-1999- gg (дата обращения: 24.09.2015).
30. Мартынов С.А. Муниципальные выборы как фактор демократизации
политического процесса. Автореферат диссертации канд. ист.наук [Электронный ресурс] URL:http://сйе1оуекпаика.сош/шипйыра1пуе-ууЬогу-как-1ак^ог-бешокга^17а^з11-рр1г11сНезкодо-ио15езза (дата
обращения: 22.09.2015).
31. Матхеев Л.А. Эволюция политических партий в Республике Бурятия на современном этапе (2000-2008 гг.) // ВЕСТНИК ТОГУ. 2010. № 3 (18). С. 251-258.
32. Минаков, П.А. Публичная власть: политологический аспект:
диссертация . кандидата политических наук. 39 с.
33. Михайлов Т. М. Из истории складывания этнического самосознания и менталитета. // Современное положение бурятского народа и перспективы его развития (Материалы научно-практической конференции). Улан-Удэ. 1996. №2. С.127.
34. Николаев В.К., Николаев К.А. Власть народа и публичная власть: что скрывается за сложившимися штампами? // Актуальные проблемы современности: наука и общество. 2014. №2. С. 97
35. Отчет о деятельности избирательной комиссии Республики Бурятия.
[Электронный ресурс] URL:
www.cikrf■ru/abоut/library/fоnd/Pоst 1294.dо c (дата обращения: 28.09.2015).
36. Пешин Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели. М.: Статус, 2007. 165 с.
37. Политическая культура: теория и национальные модели / К.С. Гаджиев, Ю.В. Гудименко, Г.В. Каменская и др. М.: Интер-пракс, 1994. 352 с.
38. Раднаев Б.Л., Данзанов Е.С. Электорально-географические различия в политических предпочтениях и факторы голосования в Республике Бурятия. // Вестник Бурятского государственного университета. 2009 . № 4. С. 46-50.
39. Районы Бурятии испытывают сложности с поисками средств на
проведение выборов. [Электронный ресурс] URL:
http://dprb.ru/nоvоsti/1029/8095.php(дата обращения 01.10.2015).
40. Реброва Н.М. Местное самоуправление и государственная власть в системе публичной власти в российской федерации // Вестник ЮРГТУ (НПИ). 2014. № 2. С. 113-119.
41. Родионов А.С. Основные этапы развития политических партий и партийных фракций в Республике Бурятия // Вестник Пермского университета. 2011.№7(9). С.54-59.
42. Росс К. Муниципальные выборы и электоральный авторитаризм в России // Политическая наука. 2008. № 3. С. 111-125.
43. Санжиева Д.С. Формирование местного самоуправления в Республике Бурятия в 90-е годы XX века. Дисс... канд. ист. наук. Бурят. гос. ун-т. Улан-Удэ, 2003. 254 с.
44. Сергеев А.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: правовая теория и социальная практика // Конституционные и законодательные основы местного самоуправления в Российской Федерации: Сборник научных трудов. 2004.№6. С. 60-65.
45. Сунгуров А.Ю. Местное самоуправление. [Электронный ресурс] URL: http://strategy-
spb.ru/edu/?dо=manual&man grup=426&dоc=3017&pr id dl=77(дата обращения: 22.09.2015).
46. Трыканова С.А. Муниципальные выборы в РФ: организационно¬правовые основы. М.: Флинта, 2013. 217 с.
47. Туровский Р.Ф., Андреева М. Этнические периферии на электоральной карте России . М.: Европа, 2007. 269с.
48. Усманова Р.М. О соотношении понятий «публичное регулирование», «публичное управление» и «публичная власть» // Общество. Политика. Экономика. Право. 2011. № 3. С. 133-140
49. Фадеев В. И., Рауткина Н. И., Миронов Н. М. Муниципальные выборы в Российской Федерации: Учебное пособие. М.: Норма, 2006. 258с.
50. Цыбикжапова Т.С. К вопросу о политической активности студенческой
молодежи и влиянии СМИ на формирование ее политической культуры // Вестник Бурятского государственного университета. 2009 №6. С.223-228.
51.Чиркин В.Е. Публичная власть в современном обществе // Журнал российского права. 2009. №7. С.3-13.
52. Шустов В.Г. Теории местного самоуправления: политологический
контекст // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология,
юриспруденция, политология, культурология. 2013. №2. С.58-67.
53. Югов А.А. Правовые основы публичной власти в Российской Федерации. Екатеринбург, 1999. 358 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ