ВВЕДЕНИЕ 3
1 Обзор аспектов ответственных видов туризма 6
1.2 Ответственные виды туризма 12
1.3 Экотропа как форма экологического просвещения 16
2 Технология проектирования экологической тропы 22
2.1 Технология разработки маршрута экологической тропы 22
2.2 Технология создания маркированных трасс 28
2.3 Анализ ресурсов для развития экологического туризма в
Воронинском поселении 30
3 Проект экотропы для школьников в воронинском поселении 35
3.1 Оборудование экотропы в Семелужках 35
3.2 Паспорт экологической тропы 42
ВЫВОДЫ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ .. 45
ПРИЛОЖЕНИЕ А 49
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 50
ПРИЛОЖЕНИЕ В 54
Экологическому воспитанию в настоящее время уделяется особое внимание во всем мире, что связано с пониманием важности широкомасштабных усилий по сохранению естественной природной среды обитания всего живого на планете. Министерство природных ресурсов и экологии РФ взволновано низким уровнем реального понимания экологических проблем и сохранением условий жизни на планете для будущих поколений.
В 2014 году В. В. Путин утвердил «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г». В данном документе прописаны основные направления по реализации экологической политики в регионах. Одним из направлений экологической политики является осуществление экологического воспитания и формирование экологической культуры среди всех слоев населения.
В связи с этим, актуальной становится проблема развития экологического туризма среди подрастающего поколения. Экологический туризм способен изменить модель социального поведения человека через изменение его системы ценностей.
Экологический туризм - активная форма рекреации, основанная на рациональном использовании природных благ. Предполагает отказ от культа комфорта, массовых коммуникаций, доступности и потребления все более многочисленных туристических благ. А взамен прививает другую систему ценностей, которыми становятся созерцание природы, духовное обогащение от общения с ней, сопричастность к охране природного наследия и поддержке традиционной культуры местных сообществ.
Экологического туризм возник и стал развиваться в природных территориях, когда в угоду получения максимальной прибыли от туристской деятельности ставились под угрозу уникальные природные комплексы туристских районов и их социально-культурная среда. Массовые посещения востребованных туристами районов вели к уничтожению или значительному сокращению популяций редких видов животных и растений, вырубке лесов, изменению ландшафтов загрязнению водоемов, исчезновению традиционных промыслов и ремесел, переориентации местного населения на иные ценности и т.д.
Сохранение природы стало наиболее острой проблемой. Поэтому уже с юных лет нужно прививать детям любовь и заботу о нашей природе. Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности школьников непосредственно в природной среде, в мире природы. Данное положение требует создания «учебного кабинета в природе». Что позволяет проводить сравнительное изучение естественной и преобразованной среды, изучать характер природопреобразующей деятельности человека, научиться прогнозировать всевозможные последствия на окружающую среду в связи с такой деятельностью [16].
Объект исследования - нефункционирующий маршрут экологической тропы Воронинского сельского поселения.
Предмет исследования - технология проектирования экологической тропы для экологического воспитания школьников Томской области
Цель исследования - предложить проект экотропы для школьников в Воронинском сельском поселении.
В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи:
1. Провести обзор современных трендов ведения туристского бизнеса на основе устойчивых технологий;
2. Изучить потенциальные ресурсы для реализации экопросветительской деятельности в Воронинском сельском поселении Томской области;
3. Создать проект экотропы для школьников в Воронинском сельском поселении на основе технологии создания маркированных трасс .
Методы исследования: метод сравнения, метод проектирования, наблюдения, метод анализа научно-методической литературы, интернет- источников и статистических данных.
В ходе проделанной квалификационной работы бакалавра все поставленные задачи были выполнены:
1. Устойчивый и ответственный туризм как новая стратегия туризма основан на разумном использовании природных ресурсов, на устойчивости развития туристической отрасли в долгосрочной перспективе. Существенное новшество стратегии ответственного туризма - сокращение расходов и избыточного потребления, что может сказаться положительно на экологическом равновесии.
2. Изучены потенциальные ресурсы для реализации экопросветительской деятельности в Воронинском сельском поселении Томской области. Результаты изученного материала показывают, что природные условия Томской области имеют много факторов, которые необходимы для развития экологического туризма. Но, тем не менее, данный вид туризма, находится на начальном этапе своего развития. Имеется ряд факторов, которые мешают становлению экотуризма в нашем регионе. Главными из них является не достаточное финансирование этого вида туризма и плохо налаженная инфраструктура.
3. Был создан проект экотропы для школьников в Воронинском сельском поселении. Для проектирования эко-маршрута в Семилужках была изучена технология маркировки трасс. Наличие маркированных маршрутов является показателем уровня культуры в туризме, проявлением заботы об охране природных богатств и исторических ценностей. Имеются все предпосылки для функционирования данного маршрута для школьников. Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.
1. «Актуальные исследования». - М.: АПНИ, 2021.
2. «Воронинское сельское поселение»: паспорт Воронинского сельского поселения - Томск, 2021 URL: https://clck.ru/hniFr/(дата обращения 13.05.2022).
3. Александрова А. Ю. Международный туризм. Учебное пособие. Москва, 2002. 470 с.
4. Алексеева Е.В. Экологический туризм: проблемы и перспективы: учебное пособие. Москва, 2015. 566 c.
5. Арпентьева М.Р. Геобрендинг в индустрии туризма: учебное пособие. Москва, 2015. 260 c.
6. Арпентьева М.Р. Экологические эссе: от экологической
безопасности до экологического туризма. Эссе. Калуга: КГУ. 2017. 15 c.
7. Биленкина К.К. Система экологического туризма в России: учебное пособие. Москва, 2001. 299 c.
8. Веденин Ю.А. Динамика территориальных рекреационных
систем: учебное пособие. Москва: Наука, 2003. 197 c.
9. Вяткина. Ю. Социально ответственный туризм: путешествуя по России // Агентство социальной информации. Культура и просвещение. - 2020.
10. География Томской области (Под ред. А.А. Земцова. - Томск: Изд-во Том. Ун-та, 1988. - 246 с.
11. Глобальный тренд: устойчивое развитие как стимул для развития туризма в 2021 году: RECYCLE. - М., 2021 - URL: https://clck.ru/hchge/ (дата обращения: 10.05.2022).
12. Говорова О.К. Проблемы и перспективы развития экологического туризма на особо охраняемых природных территориях Приморского края: учебное пособие / В.Н. Завгорудько, В.А., Хабаровск: Туризм, 2009. 350 с.
13. Демьяненко М.А. Туризм в России, перспективы: учебник. Санкт- Петербург: Скифия, 2006. 713 c.
14. Долженко Г.П. Экскурсионное дело. Учебное пособие: Ростов-на- Дону: МарТ, 2005. 292 с.
15. Жил-был лес. Экологической тропой Измайловского лесопарка - М. : Образовательные технологии, 2012-2021.
16. Захлебный А.Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: пособие для учителя / А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина - Ростов: Феникс, 1996.
17. Зимина Ю.А. Управление туризмом в РФ: учебное пособие: Ростов- на-Дону: Феникс. 2017. 330 c.
18. Истомина И.М. Экологический туризм в отдельных регионах РФ учебное пособие // Туризм в России. Москва: Дрофа. 2016. 219 c.
19. Калинина В.А. Туристско-рекреационный потенциал региона / В.А. Калинина, О.В. Мирошниченко О.В. - Благовещенск: Типография Амурского ГУ. 2014. С. 93 с.
20. Колесникова Ю.А. Экономика региона на базе экологического туризма: учебное пособие. Москва, 2016. 398 с.
21. Колобовский Е.Ю. Экологический туризм и экология туризма: учебник. Москва, 2014. 313 с.
22. Косолапов А.Б. Теория и практика экологического туризма: учебное пособие. Москва: КНОРУС, 2015. 287 с.
23. Кудакаева А. Г. География экологического туризма России: учебное пособие: Санкт- Петербург: Молодой ученый, 2014. 109 с.
24. Курченков В.В. Основные приоритеты формирования стратегии развития регионального туристского комплекса: учебник: Санкт- Петербург: Амфора , 2015. 396 с.
25. Ле пти фюте. Томская область. Michel Strogoff &Ass., City¬Guides, Country-Guides, 2001. - Paris-Luxembourg-Мо
26. Маршрут перестроен: почему России пора вкладываться в экотуризм: Forbes. - М., 2021 - URL: https://clck.ru/hchuU/ (дата обращения: 12.05.2022).
27. Орехова Г.Л. Государственное управление экологическим туризмом в РФ: учебное пособие: Москва, 2016. 103 c.
28. Оскар О'Коннор. 5 примеров ответственного туризма, которые делают устойчивое развитие потрясающим // TiqetsBlog. Туризм. - 2021.
29. Основные понятия и виды экологического туризма //
studbooks.net- [Б.м.], 2013-2021 - URL: https://studbooks.net/(дата
обращения 20.05.2022).
30. Ответственный туризм и ответственный турист: Rivitalia. - [Б.м.],
2021 - URL: https://clck.ru/hcixp/ (дата обращения: 14.05.2022).
31. Ответственный Туризм: Что Вам нужно знать: Travel2w. - [Б. м.],
2022 - URL: https://clck.ru/hnBCP/ (дата обращения: 10.04.2022).
32. Ответственный турист и путешественник: АНО. - [Б. м.], 2021 - URL:https://tourism-center08.ru/ответственный-турист-и-путешествен/ (дата обращения: 25.04.2022).
33. Потапов И.И. Некоторые проблемы развития экологического туризма в России на современном этапе: учебное пособие: Москва: Дрофа, 2015. 205 c.
34. Разинов С.И. История экологического туризма в РФ: учебник: Санкт- Петербург: Питер, 2016. 124 с.
35. Резникова К. Что такое ответственный туризм и почему пора путешествовать осознанно // РБК. Жизнь. - 2019.
36. Реймерс Н. Ф. Особо охраняемые природные территории: учебник: Москва 1978. 295 с.
37. Современный детский туризм: GlonassTravel. - [Б. м.], 2020 - URL: https://clck.ru/hciky/ (дата обращения: 14.05.2022).
38. Тренды туристического рынка России 2022: RMAA Agency. - [Б. м.], 2021-2022 - URL: https://clck.ru/hchGV/(дата обращения: 20.05.2022).
39. Тропа в гармонии с природой: сб. ст.: пер. с англ. / под ред.: Н.Н. Буторина, С.В. Моргачев. - М.: «Р. Валент», 2007. - 176 с.
40. Трофимов Е. Н. Ответственный туризм: новый взгляд на подготовку кадров // Российская международная академия туризма. Педагогика. - 2020. - № 5. - С. 5-9.
41. Учебно-экологическая тропа: Vuzlit. - [Б. м.], 2019 - URL: https://clck.ru/q32fc/ (дата обращения: 31.05.2022).
42. Что такое СОТ: МЦОТ РФ И СНГ. - М., 2016-2022 - URL: https://clck.ru/hnCQG/ (дата обращения: 23.04.2022).
43. Школьная экологическая тропа: Российская академия
естествознания. - [Б. м.], 2016-2022 - URL: https://school-science.ru/1/1/28379/(дата обращения: 02.04.2022).
44. Экологическое воспитание школьников: Pedsovet.su. - [Б. м.], 2019 - URL: https://pedsovet.su/publ/177-1-0-1126/ (дата обращения: 28.05.2022).
45. Экологическое просвещение в школах: как устроено и кто за него отвечает: РБК. - [Б. м.], 2021 - URL: https://clck.ru/q2tuN/ (дата обращения: 31.05.2022).
46. Энциклопедия Томской области. Т.2: Н - Я. Томск: Изд - но Том. ун -та, 2009. С. 456 - 1000.