Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологические факторы и особенности проявления тревоги у старших школьников перед экзаменами (Херсонский государственный педагогический университет)

Работа №185879

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы36
Год сдачи2025
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МБО СОШ №10 г. Балашиха.
Выборка: 7 учеников 11 класса.
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ПРОЯВЛЕНИЕ ТРЕВОГИ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ…6
1.1 Понятие тревожности и подходы к ее изучению в психологической литературе ….6
1.2 Особенности проявления состояния тревожности у старших школьников……11
1.3 Влияние ОГЭ/ЕГЭ на тревожность у старших школьников……………15
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ……19
2.1. Программа и методики исследования ……19
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования …………………….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………….28
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...31

Актуальность темы исследования. На современном этапе проблема тревоги у старших школьников перед экзаменами стоит достаточно остро. Это связано с тем, что современная школа предъявляет высокие требования к старшеклассникам. Напряженный ритм, информационная перегруженность, постоянная конкурентность в интеллектуальной сфере, спровоцированная проведениями конкурсов, олимпиад, подготовкой к экзаменам, делает учащихся эмоционально уязвимыми и провоцирует экзаменационный стресс, который, по данным исследователей, переживает более половины школьников [1].
Существенная значимость выпускного экзамена в дальнейшей судьбе старшеклассников, неопределённость и информационная перегруженность во время подготовки к экзаменам являются основными причинами появления стресса и тревоги. Очевидно негативное воздействие в психологическом плане проявляется в состоянии повышенной тревожности, потере способности понимать позитивные итоги своей деятельности, в негативной установке к сдаче экзамена.
Экзамен – основной стрессор, являющийся основным психотравмирующим фактором старшеклассника, который ведёт к нарушению, как психологического плана, так и вызывает негативные последствия в регуляции физиологических функций организма. Учебная деятельность располагает многообразными ситуациями стрессового характера, которая требует от учащегося активизации всех компонентов психики и мобилизации внутренних ресурсов организма.
В современной психологии показано негативное влияние экзаменов и вызываемого ими стресса на эмоциональное и физиологическое состояние старших школьников. Экзаменационный стресс анализируется как фактор, оказывающий негативное воздействие на мыслительные процессы и состояние памяти, а также на результативность учебной деятельности в общем (А.В. Сивцова, В.А. Латкин, В.И. Мельников, С.Б. Величковская, Т.О. Гребенникова, Л.Е. Тарасова, О.И. Миронова, Е.А. Савельева, Е.А. Белова и др.).
Цель работы: выявление влияния субъективного отношения к экзаменам на тревожность старших школьников.
Объект исследования: тревожность, экзаменационный стресс.
Предмет исследования: психологические факторы и особенности проявления тревоги у старших школьников перед экзаменами.
Задачи исследования:
1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Определить понятия тревожность, экзаменационный стресс.
3. Выявить влияние самооценки тревожности на экзаменационные переживания.
4. Эмпирически исследовать влияние субъективного отношения к экзаменам на тревожность старших школьников.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между уровнем тревожности и субъективным отношением к ЕГЭ у учеников одиннадцатого класса.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: принципы системного подхода (И.В. Блауберг, В.В. Краевский, Б.Ф. Ломов, Н.Д. Никандров, И.Н. Семенов и др.), принципы гуманизации образования (М.Н. Берулава, И.В. Бестужев-Лада, Ю.П. Ветров, И.В. Дубровина, В.П. Зинченко, Н.Д. Никандров, И.Н. Семенов, И.С. Якиманская и др.), теоретические подходы к определению и содержанию тревожности (В.В. Белоус, Ф.Б. Березин, Л.И. Божович, П.Г. Вельский, Г.Г. Бочкарева, Л.С. Венгер, И.В. Дубровина, А.И. Захаров, И.В. Карабанова, A.M., Прихожан, Л.С. Славина, Ю.Л. Ханин и др.), а также концепция К. Гуарда (теория дифференциации эмоций); психоаналитические теории (З. Фрейда, К. Хорни), теория Ч. Д. Спилбергера; концепции психологов (А.И. Захаров, И. В. Дубровина, В. Р. Кисловская, Л. И. Божович, К. С. Лебединская, В.В. Суворова, А. М. Прихожан, Н. Д. Левитов, В.В. Давыдов).
Методы и методики исследования:
– теоретические методы (анализ, синтез, сравнение, систематизация, обобщение);
– эмпирические методы: Шкала тревоги Спилбергера-Ханина (State-Trait Anxiety Inventory, STAI), Шкала проявлений тревоги Тейлор (Taylor Manifest Anxiety Scale, TMAS), авторское анкетирование об отношении учеников к ЕГЭ;
– математико-статистические методы (коэффициент ранговой корреляции R Спирмена).
Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось на базе МБО СОШ №10 г. Балашиха. В исследовании приняло участие 7 испытуемых – ученики 11 класса.
Практическая значимость исследования заключается в возможности разработки эффективных психологических программ профилактики и коррекции тревожности у учащихся на основании результатов данного исследования. Снижение тревожности также позволит увеличить эффективность образовательного процесса и успеваемость.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников (43 наименования). Общий объем работы составляет 37 страниц. Основное содержание работы изложено на 30 страницах. Работа содержит 3 рисунка и 4 таблицы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время тревожность всесторонне изучается психологией. В особенности в трудах таких психологов как Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова, А.М. Прихожан.
Экзаменационная тревога – распространённое явление. Результаты исследования подтвердили, что значительная часть старшеклассников испытывает повышенный уровень тревоги в предэкзаменационный период.
На уровень тревоги влияют различные факторы, включая: личностные особенности (например, уровень самооценки, нейротизм); социальные факторы (например, давление со стороны родителей и учителей, страх общественного осуждения); академические факторы (например, сложность экзамена, недостаточная подготовка). Тревога может проявляться как на психологическом (например, беспокойство, раздражительность, нарушение сна), так и на физиологическом уровне (например, учащённое сердцебиение, потливость, головные боли). Полученные данные указывают на необходимость психологической поддержки старшеклассников в период подготовки к экзаменам. Важно разрабатывать и внедрять программы, направленные на снижение уровня тревоги и повышение стрессоустойчивости.
Таким образом, цели и задачи курсового исследования достигнуты. Гипотеза исследования, состоящая в предположении о том, что у учеников 11 класса тревожность выше умеренной, подтвердилась частично.



1. Акарачкова, Е. С. Основы терапии и профилактики стресса и его последствий у детей и подростков / Е. С. Акарачкова, С. В. Вершинина, О. В. Котова, И. В. Рябоконь // Вопросы современной педиатрии. – 2013. – Т. 12. – № 3. – С. 38-44.
2. Волкова Е.О. Специфика взаимодействия с тревожными детьми. Дошкольное воспитание. 2005. № 10. С. 39 – 45.
3. Вологодина Н.Г. Детские страхи днем и ночью. М.; Феникс, 2006. 106 с.
4. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. СПб.; Речь, 2010. 215 с.
5. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.; Просвещение, 2003. 115 с.
6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. СПб.; Речь, 2008. 350 с.
7. Киселева М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. СПб.; Речь, 2007. 330 с.
8. Лешкова Т.М. Коробка со страхами // Дошкольное воспитание. 2004. №10. С. 30 – 32.
9. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. М.; «Когито-Центр», 2007. 197 с
10. Савина Е.М. Тревожные дети. Дошкольное воспитание. 2006. № 4 С. 10-12 .
11. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг жизненных целей для подростков. - М.: Генезис, 2007. – 95-115 с.
12. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Возрастная психология: курс лекций для высших учебных заведений. - М.: КНОРУС, 2005.
13. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. СПб.; Речь 2013. 160 с.
14. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психология природы и возрастная динамика. М.; МПСИ, 2010. 226 с
15. Рогов Е.И. Настольная игра практического психолога в образовании: учебное пособие. М.; ВЛАДОС, 2006. 529 с.
16. Леви В.Л. Приручение страха. М.; Метафора, 2006. 192с.
17. Панфилова М.А. Страхи в домиках. Диагностика страхов у детей и подростков. Школьный психолог.1999. №8. С. 10 – 12.
18. Прихожан, А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности. Психологическая наука и образование. 2008. № 2. С.. 11 – 17.
19. Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства. Тревога и тревожность. Хрестоматия. М.; Питер, 2011. 324 с.
20. Кучерук Н.Ю. Психологическая подготовка старшеклассников к ЕГЭ как средство снижения тревожности // Наука и образование: новое время. - 2015. - № 1. - С. 80-85.
21. Бурменская Г.В., Карабанова О.А. Возрастно-психологическое консультирование: проблемы психического развития детей. - М.: Юрайт, 2007.
22. Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. М.; «Гном-Пресс», 2012. 217 с.
23. Кучерук Н.Ю. Психологическая подготовка старшеклассников к ЕГЭ как средство снижения тревожности // Наука и образование: новое время. - 2015. - № 1. - С. 80-85.
24. Петровский А.В. Введение в психологию. М.; Академия, 2006. 420 с.
25. Макарова, Е.Г. Преодолеть страх или искусствотерапия. М.; «ШколаПресс», 2006. 304 с.
26. Немов Р. С. Психология: Учебник в 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии М., Просвещение, ВЛАДОС, 2005. 576 с.
27. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов. М.: Академический Проект, 2001. 323 с.
28. Прихожан А.М. Формы и маски тревожности. М.; МПСИ, 2001. 318 с.
29. Ильин Е.П. Психология взрослости. - СПб.: Питер, 2008.- 150-170 с.
30. Андреева Н.В. Психолого-педагогические аспекты подготовки к ЕГЭ // Актуальные проблемы современной науки и образования: сборник научных трудов. - 2012. - 45-52 с.
31. И. С. Кон. Психология ранней юности : книга для учителя / И. С. Кон. - Москва : Просвещение, 1989. - 255 с.
32. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 2006. - 350-380 с.
33. Абрамова Л.А. Возрастные особенности проявления тревожности у подростков // Актуальные проблемы психологии и педагогики: сборник научных трудов. - Магнитогорск: МаГУ, 2010. - 112-118 с.
34. Кочубей Б. Ярлыки для тревожности. Семья и школа. 2008. №9. С.15
35. Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. М.; Педагогика, 2006. 64 с.
36. Айзенк, Х. Психологические теории тревожности/Х.Айзенк //Тревога и тревожность: Хрестоматия. — СПб., 2001.
37. Астапов, В. М. Тревожность у детей / В.М.Астапов. — СПб., 2004.
38. Вилюнас, В. К. Психология эмоциональных явлений. - М., 2003.
39. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. – СПб., 2002.
40. Кочубей, Б., Новикова, Е. Ярлыки для тревожности / Б.Кочубей, Е.Новикова //Семья и школа. - 2002. - №9.
41. Немов Р.С. Общие основы психологии /Психология. Учебник для студентов высших пед. учебных заведений в 3 кн.- Кн. 1. - М.: ВЛАДОС, 1997.
42. Прихожан, А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А.М.Прихожан. – М.,2007.
43. Эльконин, Б.Д. Психология развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед./ Б.Д. Эльконин.— М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 144 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ