Психологические факторы и особенности проявления тревоги у старших школьников перед экзаменами (Херсонский государственный педагогический университет)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МБО СОШ №10 г. Балашиха.
Выборка: 7 учеников 11 класса.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ПРОЯВЛЕНИЕ ТРЕВОГИ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ…6
1.1 Понятие тревожности и подходы к ее изучению в психологической литературе ….6
1.2 Особенности проявления состояния тревожности у старших школьников……11
1.3 Влияние ОГЭ/ЕГЭ на тревожность у старших школьников……………15
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ……19
2.1. Программа и методики исследования ……19
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования …………………….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………….28
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...31
База исследования: МБО СОШ №10 г. Балашиха.
Выборка: 7 учеников 11 класса.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ПРОЯВЛЕНИЕ ТРЕВОГИ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ…6
1.1 Понятие тревожности и подходы к ее изучению в психологической литературе ….6
1.2 Особенности проявления состояния тревожности у старших школьников……11
1.3 Влияние ОГЭ/ЕГЭ на тревожность у старших школьников……………15
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ……19
2.1. Программа и методики исследования ……19
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования …………………….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………….28
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...31
Актуальность темы исследования. На современном этапе проблема тревоги у старших школьников перед экзаменами стоит достаточно остро. Это связано с тем, что современная школа предъявляет высокие требования к старшеклассникам. Напряженный ритм, информационная перегруженность, постоянная конкурентность в интеллектуальной сфере, спровоцированная проведениями конкурсов, олимпиад, подготовкой к экзаменам, делает учащихся эмоционально уязвимыми и провоцирует экзаменационный стресс, который, по данным исследователей, переживает более половины школьников [1].
Существенная значимость выпускного экзамена в дальнейшей судьбе старшеклассников, неопределённость и информационная перегруженность во время подготовки к экзаменам являются основными причинами появления стресса и тревоги. Очевидно негативное воздействие в психологическом плане проявляется в состоянии повышенной тревожности, потере способности понимать позитивные итоги своей деятельности, в негативной установке к сдаче экзамена.
Экзамен – основной стрессор, являющийся основным психотравмирующим фактором старшеклассника, который ведёт к нарушению, как психологического плана, так и вызывает негативные последствия в регуляции физиологических функций организма. Учебная деятельность располагает многообразными ситуациями стрессового характера, которая требует от учащегося активизации всех компонентов психики и мобилизации внутренних ресурсов организма.
В современной психологии показано негативное влияние экзаменов и вызываемого ими стресса на эмоциональное и физиологическое состояние старших школьников. Экзаменационный стресс анализируется как фактор, оказывающий негативное воздействие на мыслительные процессы и состояние памяти, а также на результативность учебной деятельности в общем (А.В. Сивцова, В.А. Латкин, В.И. Мельников, С.Б. Величковская, Т.О. Гребенникова, Л.Е. Тарасова, О.И. Миронова, Е.А. Савельева, Е.А. Белова и др.).
Цель работы: выявление влияния субъективного отношения к экзаменам на тревожность старших школьников.
Объект исследования: тревожность, экзаменационный стресс.
Предмет исследования: психологические факторы и особенности проявления тревоги у старших школьников перед экзаменами.
Задачи исследования:
1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Определить понятия тревожность, экзаменационный стресс.
3. Выявить влияние самооценки тревожности на экзаменационные переживания.
4. Эмпирически исследовать влияние субъективного отношения к экзаменам на тревожность старших школьников.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между уровнем тревожности и субъективным отношением к ЕГЭ у учеников одиннадцатого класса.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: принципы системного подхода (И.В. Блауберг, В.В. Краевский, Б.Ф. Ломов, Н.Д. Никандров, И.Н. Семенов и др.), принципы гуманизации образования (М.Н. Берулава, И.В. Бестужев-Лада, Ю.П. Ветров, И.В. Дубровина, В.П. Зинченко, Н.Д. Никандров, И.Н. Семенов, И.С. Якиманская и др.), теоретические подходы к определению и содержанию тревожности (В.В. Белоус, Ф.Б. Березин, Л.И. Божович, П.Г. Вельский, Г.Г. Бочкарева, Л.С. Венгер, И.В. Дубровина, А.И. Захаров, И.В. Карабанова, A.M., Прихожан, Л.С. Славина, Ю.Л. Ханин и др.), а также концепция К. Гуарда (теория дифференциации эмоций); психоаналитические теории (З. Фрейда, К. Хорни), теория Ч. Д. Спилбергера; концепции психологов (А.И. Захаров, И. В. Дубровина, В. Р. Кисловская, Л. И. Божович, К. С. Лебединская, В.В. Суворова, А. М. Прихожан, Н. Д. Левитов, В.В. Давыдов).
Методы и методики исследования:
– теоретические методы (анализ, синтез, сравнение, систематизация, обобщение);
– эмпирические методы: Шкала тревоги Спилбергера-Ханина (State-Trait Anxiety Inventory, STAI), Шкала проявлений тревоги Тейлор (Taylor Manifest Anxiety Scale, TMAS), авторское анкетирование об отношении учеников к ЕГЭ;
– математико-статистические методы (коэффициент ранговой корреляции R Спирмена).
Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось на базе МБО СОШ №10 г. Балашиха. В исследовании приняло участие 7 испытуемых – ученики 11 класса.
Практическая значимость исследования заключается в возможности разработки эффективных психологических программ профилактики и коррекции тревожности у учащихся на основании результатов данного исследования. Снижение тревожности также позволит увеличить эффективность образовательного процесса и успеваемость.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников (43 наименования). Общий объем работы составляет 37 страниц. Основное содержание работы изложено на 30 страницах. Работа содержит 3 рисунка и 4 таблицы.
Существенная значимость выпускного экзамена в дальнейшей судьбе старшеклассников, неопределённость и информационная перегруженность во время подготовки к экзаменам являются основными причинами появления стресса и тревоги. Очевидно негативное воздействие в психологическом плане проявляется в состоянии повышенной тревожности, потере способности понимать позитивные итоги своей деятельности, в негативной установке к сдаче экзамена.
Экзамен – основной стрессор, являющийся основным психотравмирующим фактором старшеклассника, который ведёт к нарушению, как психологического плана, так и вызывает негативные последствия в регуляции физиологических функций организма. Учебная деятельность располагает многообразными ситуациями стрессового характера, которая требует от учащегося активизации всех компонентов психики и мобилизации внутренних ресурсов организма.
В современной психологии показано негативное влияние экзаменов и вызываемого ими стресса на эмоциональное и физиологическое состояние старших школьников. Экзаменационный стресс анализируется как фактор, оказывающий негативное воздействие на мыслительные процессы и состояние памяти, а также на результативность учебной деятельности в общем (А.В. Сивцова, В.А. Латкин, В.И. Мельников, С.Б. Величковская, Т.О. Гребенникова, Л.Е. Тарасова, О.И. Миронова, Е.А. Савельева, Е.А. Белова и др.).
Цель работы: выявление влияния субъективного отношения к экзаменам на тревожность старших школьников.
Объект исследования: тревожность, экзаменационный стресс.
Предмет исследования: психологические факторы и особенности проявления тревоги у старших школьников перед экзаменами.
Задачи исследования:
1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Определить понятия тревожность, экзаменационный стресс.
3. Выявить влияние самооценки тревожности на экзаменационные переживания.
4. Эмпирически исследовать влияние субъективного отношения к экзаменам на тревожность старших школьников.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между уровнем тревожности и субъективным отношением к ЕГЭ у учеников одиннадцатого класса.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: принципы системного подхода (И.В. Блауберг, В.В. Краевский, Б.Ф. Ломов, Н.Д. Никандров, И.Н. Семенов и др.), принципы гуманизации образования (М.Н. Берулава, И.В. Бестужев-Лада, Ю.П. Ветров, И.В. Дубровина, В.П. Зинченко, Н.Д. Никандров, И.Н. Семенов, И.С. Якиманская и др.), теоретические подходы к определению и содержанию тревожности (В.В. Белоус, Ф.Б. Березин, Л.И. Божович, П.Г. Вельский, Г.Г. Бочкарева, Л.С. Венгер, И.В. Дубровина, А.И. Захаров, И.В. Карабанова, A.M., Прихожан, Л.С. Славина, Ю.Л. Ханин и др.), а также концепция К. Гуарда (теория дифференциации эмоций); психоаналитические теории (З. Фрейда, К. Хорни), теория Ч. Д. Спилбергера; концепции психологов (А.И. Захаров, И. В. Дубровина, В. Р. Кисловская, Л. И. Божович, К. С. Лебединская, В.В. Суворова, А. М. Прихожан, Н. Д. Левитов, В.В. Давыдов).
Методы и методики исследования:
– теоретические методы (анализ, синтез, сравнение, систематизация, обобщение);
– эмпирические методы: Шкала тревоги Спилбергера-Ханина (State-Trait Anxiety Inventory, STAI), Шкала проявлений тревоги Тейлор (Taylor Manifest Anxiety Scale, TMAS), авторское анкетирование об отношении учеников к ЕГЭ;
– математико-статистические методы (коэффициент ранговой корреляции R Спирмена).
Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось на базе МБО СОШ №10 г. Балашиха. В исследовании приняло участие 7 испытуемых – ученики 11 класса.
Практическая значимость исследования заключается в возможности разработки эффективных психологических программ профилактики и коррекции тревожности у учащихся на основании результатов данного исследования. Снижение тревожности также позволит увеличить эффективность образовательного процесса и успеваемость.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников (43 наименования). Общий объем работы составляет 37 страниц. Основное содержание работы изложено на 30 страницах. Работа содержит 3 рисунка и 4 таблицы.
В настоящее время тревожность всесторонне изучается психологией. В особенности в трудах таких психологов как Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова, А.М. Прихожан.
Экзаменационная тревога – распространённое явление. Результаты исследования подтвердили, что значительная часть старшеклассников испытывает повышенный уровень тревоги в предэкзаменационный период.
На уровень тревоги влияют различные факторы, включая: личностные особенности (например, уровень самооценки, нейротизм); социальные факторы (например, давление со стороны родителей и учителей, страх общественного осуждения); академические факторы (например, сложность экзамена, недостаточная подготовка). Тревога может проявляться как на психологическом (например, беспокойство, раздражительность, нарушение сна), так и на физиологическом уровне (например, учащённое сердцебиение, потливость, головные боли). Полученные данные указывают на необходимость психологической поддержки старшеклассников в период подготовки к экзаменам. Важно разрабатывать и внедрять программы, направленные на снижение уровня тревоги и повышение стрессоустойчивости.
Таким образом, цели и задачи курсового исследования достигнуты. Гипотеза исследования, состоящая в предположении о том, что у учеников 11 класса тревожность выше умеренной, подтвердилась частично.
Экзаменационная тревога – распространённое явление. Результаты исследования подтвердили, что значительная часть старшеклассников испытывает повышенный уровень тревоги в предэкзаменационный период.
На уровень тревоги влияют различные факторы, включая: личностные особенности (например, уровень самооценки, нейротизм); социальные факторы (например, давление со стороны родителей и учителей, страх общественного осуждения); академические факторы (например, сложность экзамена, недостаточная подготовка). Тревога может проявляться как на психологическом (например, беспокойство, раздражительность, нарушение сна), так и на физиологическом уровне (например, учащённое сердцебиение, потливость, головные боли). Полученные данные указывают на необходимость психологической поддержки старшеклассников в период подготовки к экзаменам. Важно разрабатывать и внедрять программы, направленные на снижение уровня тревоги и повышение стрессоустойчивости.
Таким образом, цели и задачи курсового исследования достигнуты. Гипотеза исследования, состоящая в предположении о том, что у учеников 11 класса тревожность выше умеренной, подтвердилась частично.



