Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие внимания младших школьников (Вятский государственный университет)

Работа №185877

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы45
Год сдачи2021
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Поведено эмпирическое исследование.
База исследования : КОГОБУ СШ с УИОП пгт.Тужа «Тужинская средняя школа».
Выборка: 52 учащихся 2 и 4 класса.
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….…………....... 3
ГЛАВА 1 Теоретические основы изучения особенностей развития внимания у младших школьников …………………………………………………………... 6
1.1 Общие понятия внимания, его виды и классификации, основные функции и свойства6
1.2 Особенности внимания младших школьников …….……………….......... 11
1.3 Условия развития внимания младших школьников ……………………... 15
ГЛАВА 2 Эмпирическое исследование внимания младших школьников….. 19
2.1 Организация эмпирического исследования..19
2.2 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования…..... 22
2.3 Рекомендации по развитию внимания детей 2 и 4 класса ……………….. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………...……………………………………………………... 26
БИБЛИОГРАФИЧЕКИЙ СПИСОК……… 28
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………...……………………………... 31

Снижение интеллектуальных возможностей современных школьников является острой проблемой образования, это связано с повышением темпов жизни. Интерес большинства детей к учёбе утерян, уровень концентрации внимания снижен. Всё это ведёт к необходимости разработки практических психолого-педагогических средств по увеличению потенциальных возможностей учащихся [6].
Внимание человека имеет социальную природу по своему генезису и способам функционирования, оно порождено трудовой деятельностью и проявляется в сосредоточенности на предмете труда, на процессе деятельности, на средствах труда и на его результате. Изучение внимания в процессе деятельности имеет принципиальное значение для постановки исследования всей проблемы внимания.
Особую роль в данном контексте специалисты отводят вниманию в учебно-познавательной работе младших школьников. Сосредоточенность, направленность сознания ученика на определенные предметы и явления необходимы на всех этапах его учебной деятельности. Часто непонимание учебного материала, появление ошибок при выполнении самостоятельных заданий, неумение начинать и последовательно проводить работу над заучиванием тестов, выполнением рисунков, технических изделий объясняется не отсутствием способностей к этим видам занятий, не слабой сообразительностью или плохой памятью, а недостаточной внимательностью.
Актуальность проблемы изучения особенностей и развития внимания у детей младшего школьного возраста определяется, прежде всего,
тем, что именно в этом возрасте формируется качественно новые
характеристики внимания, как и других процессов.
Цель работы – изучение внимания младших школьников и способов его развития.
Объект исследования – внимание как психологический феномен.
Предмет исследования - особенности свойств внимания младших школьников 2 и 4 классов.
Гипотеза – особенностью внимания младших школьников является его недостаточная устойчивость и концентрация.
Задачи работы:
1. Провести анализ литературных источников по исследуемой проблеме с
целью выявления теоретических основ развития внимания у младших
школьников.
2. Дать определение вниманию как психологическому феномену, описать
его виды и свойства, охарактеризовать возрастные психологические особенности развития внимания у детей.
3. Определить методы и провести исследование развития внимания
младших школьников.
4. Разработать практические рекомендации, способствующие развитию
внимания у детей начальной школы.
Методы работы:
1. Теоретические (анализ и изучение литературы по теме исследования);
2. Эмпирические (тестирование);
3. Методы статистической обработки данных (расчёт процентного соотношения, расчёт среднего значения)
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы:
• Выготского Л.С., Забрамной С.Д., Гальперина П.Я., Кабыльницкой С.Л. (общие понятия внимания, его виды и классификации, основные функции и свойства; особенности внимания младших школьников);
• Колисниченко Г.В., Баструковой Н.Н., Абилтаровой Э.Ф., Афанасьевой А.В. (Условия развития внимания младших школьников; методики для изучения развития внимания младших школьников);
• Калининой Т.В., Долговой В.И., Кондратьевой О.А., Скирдовой М.Н., Безруких М.Н., Ефимовой С.П. (рекомендации по развитию внимания младших школьников, в том числе на уроках математики)
База исследования – эмпирическое изучение свойств внимания младших школьников проводилось на базе КОГОБУ СШ с УИОП пгт.Тужа «Тужинская средняя школа», количество респондентов составило 52. В их числе 25 школьников 2 класса (13 девочек и 12 мальчиков) и 27 школьников 4 класса (16 девочек и 11 мальчиков).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проделанной работы:
• Был проведён анализ источников по исследуемой проблеме с целью выявления теоретических основ развития внимания у младших школьников;
• Дано определение вниманию, как психологическому феномену, описаны его свойства и виды, охарактеризованы возрастные психологические особенности развития внимания у детей;
• Проведено исследование развития внимания младших школьников;
• Разработаны практические рекомендации, способствующие развитию внимания у детей начальной школы
Анализ теоретических источников и результаты экспериментального исследования по развитию внимания у младших школьников показали, что проблема является актуальной. Еще до начала обучения в школе у ребенка постепенно формируется произвольное внимание. Оно развивается довольно интенсивно, если взрослые оказывают ребенку помощь. Произвольное внимание развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств, таких, как концентрация, переключение, устойчивость.
В основные задачи по формированию внимания входит не только его развитие как отдельного психологического процесса, но и формирование таких черт личности, которые бы облегчили переход произвольного внимания в послепроизвольное. Присущие младшим школьникам нарушения внимания препятствуют формированию у них целенаправленности в деятельности, резко снижают их работоспособность и тем самым значительно затрудняют организацию учебно-воспитательного процесса. В связи с этим наиболее актуальным являются поиски путей и методов, способствующих устранению дефектов внимания учащихся начальной школы. Полученные данные достоверно доказали, что развитие устойчивости и концентрации произвольного внимания у младших школьников в значительной мере определяется спецификой их формирования как субъектов учебной деятельности. Комплекс же методических рекомендаций по его развитию может способствовать выявлению у детей индивидуальных особенностей развития переключаемости, устойчивости и концентрации произвольного внимания в процессе обучения.



1. Абилтарова Э.Ф. Развитие внимания у младщих школьников на уроках математики [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.pedacademy.ru/categories/1/articles/375
2. Афанасьева А.В. Развитие произвольного внимания младших школьников в учебной деятельности [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/3521/1/10Afanaseva.pdf
3. Баструкова Н.Н. Сборник упражнений на развитие внимания младших школьников [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://infourok.ru/sbornik-uprazhneniy-na-razvitie-vnimaniya-mladshih-shkolnikov-2265812.html
4. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу: Пособие для студентов средних и высших учебных заведений, учителей начальных классов и родителей. - 34-е издание, стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1998 - 240 с.
5. Бородина С.А. Комплекс занятий по развитию внимания младших школьников [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/151-preschool-other/6445-2014-11-14-14-15-05.html
6. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Просвещение, 1960. 500с.
7. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания / П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая. М.: Издательство Московского университета, 1974. 102 с
8. Диагностика внимания младших школьников: методики и результаты [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://autogear.ru/article/311/948/diagnostika-vnimaniya-mladshih-shkolnikov-metodiki-i-rezultatyi/
9. Долгова В. И., Кондратьева О. А., Скирдова М. Н. Изучение влияния свойств внимания на успеваемость младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 31. – С. 106–110.
10. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей.- М.,1995-144с.
11. Калинина Т.В. К проблеме развития внимания младших школьников [Электронный ресурс] / Калинина Т.В., Матвеева М.А. – М.: Издательство «Грамота», Режим доступа: https://www.gramota.net/materials/1/2015/3/11.html
12. Клинова В.В. Рекомендации педагогам и родителям по развитию внимания [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/rekomendaci-pedagogam-i-roditeljam.html
13. Колисниченко Г.В. Развитие внимания младших школьников [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20301883
14. Методика «Перепутанные линии» (концентрация и устойчивость зрительного внимания) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/61-diagnosis-of-intellectual-development/486-methods-entanglement-line
15. Методика «Таблицы Шульте» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.eti-deti.ru/det-test/347.html
16. Панфилова М.А. Игротерапия общения – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000
17. Психодиагностические методики. Тест Пьерона-Рузера [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.psyoffice.ru/1-77-338.htm
18. Развиваем внимание у детей: 15 игр, 3500 заданий и упражнений, которые понравятся детям и взрослым [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://logiclike.com/razvitie-rebenka/vnimanie
19. Развитие внимания младших школьников [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://works.doklad.ru/view/R5GwgHh6nQI/7.html
20. Сборник упражнений для развития внимания младших школьников [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://school-int9.ru
21. Столинская Е.В. Развитие концентрации внимания младших школьников [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20301883


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ